Кратковременная память
Оперативная память
Долговременная память
Кратковременная память — это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.
При пользовании
долговременной памятью для припоминания
нередко требуются определенные волевые
усилия, поэтому ее функционирование
обычно связано с волей.
Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.
Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.
Двигательная память — это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движений.
Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим
восприятием, т.е. те, которые способны
в течение длительного времени «видеть»
отсутствующую в реальном зрительном
поле картину или предмет.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.
Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек,
обладающий ею, быстро и точно запоминает
смысл событий, логику какого-либо
доказательства, смысл читаемого текста
и т.п. Этот смысл он может точно передать
своими словами, зачастую совершенно не
помня деталей исходного материала.
Данным типом памяти нередко обладают
научные работники, преподаватели.
Эмоциональная память — это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.
Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.
Поскольку память
связана с волей, то по характеру ее
участия в запоминании и воспроизведении
материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое
запоминание и воспроизведение материала,
которое происходит автоматически, без
особых усилий со стороны человека, без
постановки им перед собой мнемической
задачи (задачи на запоминание, узнавание,
сохранение или воспроизведение
материала). Во втором случае такая задача
обязательно присутствует, а сам процесс
запоминания или воспроизведения требует
от человека волевых усилий.
В структуре памяти можно выделить два вида мнемических способностей, имеющих различные физиологические механизмы: способность к запечатлению и способность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако большую роль играет способность к переработке информации, характеризующая тесное единство процессов памяти и мышления.
Основные характеристики кратковременной памяти
Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.
С особенностями
кратковременной памяти, обусловленными
ограниченностью ее объема, связано
такое свойство, как замещение. Оно
проявляется в том, что при переполнении
индивидуально устойчивого объема
кратковременной памяти человека вновь
поступающая в нее информация частично
вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно
это может проявляться, например, в
непроизвольном переключении внимания
человека с запоминания на что-либо
другое.
Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.
Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.
Схема 2
3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала.

ВикиЧтение
Васильева Е. Е. Васильев В. Ю.
Содержание
3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда нас просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что запомнили. Естественно, результаты у всех будут разные. Одни запоминают 5 слов, другие – 7, лишь очень немногие – 9. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память – наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. По словам Р. Солсо (1996), долговременная память позволяет нам жить в двух мирах одновременно: в прошлом и настоящем и таким образом позволяет разобраться в нескончаемом потоке непосредственного опыта.
До сих пор мы останавливались на общих закономерностях памяти человека, свойственных всем людям. Но существуют, однако, и индивидуальные различия, отличающие память одних людей от других. Их мы и рассмотрим ниже.
Виды памяти
Виды памяти В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.Моторная память является эволюционно самым
40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ
40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей
Виды памяти
Виды памяти
Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям
Основные виды памяти
Основные виды памяти Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.Однако ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов,
Виды памяти
Виды памяти Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения
13.1. Брак как способ закрепления любовных отношений
13. 1. Брак как способ закрепления любовных отношений
Для продолжения и укрепления любовных отношений люди вступают в брак. А. П. Чехов писал в связи с этим: «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно что купить
2. Существуют ли разные виды памяти!
2. Существуют ли разные виды памяти! Этот вопрос относится только к психологическому аспекту человеческой памяти — памяти, в общих чертах описанной выше. Вопрос это непростой, но я попытаюсь ответить на него, не вдаваясь в незначительные подробности. Человеческую память
Использование обстановки для закрепления новых привычек поведения
Использование обстановки для закрепления новых привычек поведения
Важно помнить о конечной цели, и идеал в процессе осуществления рациональных перемен – создание привычки, которая позволит системе «вперед» совершать новые действия автоматически. Ключ к этой
1. Основные виды памяти.
1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации исследователей, отражают одно и то же явление — память.
2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза).
2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомянутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе далеко не одновременно.
Самая эффективная техника закрепления материала
Самая эффективная техника закрепления материала
Прежде чем сделать перерыв или закончить учебный день, скажите: «Я попрошу вас разбиться на группы из трех человек и даю вам две минуты на обсуждение того, что вы сегодня узнали. Начали!»Через две минуты вы можете сказать:
Важный совет Практикуйтесь для закрепления
Важный совет Практикуйтесь для закрепления Играйте в эту игру как можно чаще. Замечайте, когда беседуете с людьми, пространство между собой и ними, пространство между собой и компьютером, когда работаете. Замечайте пространство, вмещающее любые объекты – людей, чашку с
9.1. Кризис продолжительности жизни
9.1. Кризис продолжительности жизни Негативные тенденции в динамике продолжительности жизни населения России – сложный и многослойный социальный феномен. Он обусловлен различными причинами, одни из которых лежат на поверхности, а другие скрыты в глубине социальной
Кратковременная память | Факты, типы, резюме и ключевые аспекты
Память — это способность оживлять прошлые сенсорные переживания, впечатления и усвоенные идеи. Кратковременная память – это способность удерживать в уме небольшое количество информации в течение короткого периода времени. Кратковременная память — это информация, о которой мы в данный момент думаем или о которой знаем. Кратковременная память сохраняет информацию около 15-30 секунд и обычно длится не более 1 минуты. Продолжительность кратковременной памяти можно увеличить за счет репетиции, активного обслуживания или фрагментации.
Кратковременная память имеет три ключевых аспекта:
- Ограниченная емкость — примерно 7 +/- 2 элемента могут храниться одновременно
- Ограниченная емкость — примерно 7 +/- 2 элемента могут храниться одновременно время
- Кодирование – в основном акустическое
Существует два типа кратковременной памяти:
Слуховая/вербальная память это, сохранить его в мозгу, а затем вспомнить его. Сохранение слуховой информации, чтобы дать время для понимания и распознавания слов, называется «кратковременной слуховой памятью» (STAM).
STAM может проявляться в суждениях и понимании таких вещей, как
• Следование инструкциям
• Концентрация или внимание
• Организационные способности
• Мечтательность, расплывчатость
• Обработка информации
Возможности STAM увеличиваются с возрастом. Однако задержка в развитии навыков STAM может привести к тому, что дети будут испытывать множество трудностей, таких как:
• Обучение и освоение новых знаний
• Следование инструкциям
• Запоминание телефонных номеров, таблиц умножения, информации из сообщений
• Организация повествования, рассказ истории в логическом порядке
• Медленное письмо – под диктовку
• Воспроизведение деталей при чтении
• Поиск слов в письменной или устной речи
• Социальные взаимодействия / функционирование
Зрительно-пространственная память (визуальная и пространственная краткосрочная память)
Это система памяти, которая хранит визуальную и пространственную информацию в течение нескольких секунд, чтобы ее можно было использовать для выполнения текущих задач. Представления VSTM играют важную роль в поддержании непрерывности прерываний, таких как моргание, движение глаз и другие визуальные прерывания. Представления VSTM более абстрактны, длиннее и надежнее по сравнению с представлениями ионной памяти. Зрительно-пространственная память — это процесс, который позволяет человеку запоминать различные места, предметы, а также пространственные отношения между различными объектами. Говорят, что зрительно-пространственные воспоминания формируются, когда человек уже собрал и обработал сенсорную информацию о своем окружении. Эта память позволяет перемещаться по знакомому городу и выполнять текущие задачи.
Память | Центр памяти и старения
Существует несколько типов воспоминаний:
- Эпизодические: Эпизодические воспоминания — это то, что большинство людей считают памятью , и они включают информацию о недавних или прошлых событиях и переживаниях, например, о том, где вы припарковали свой автомобиль.
сегодня утром или ужин, который вы ели с другом в прошлом месяце. Воспоминание об опыте зависит от трех этапов обработки памяти: кодирования, консолидации/хранения и извлечения. Гиппокамп и окружающие его структуры в височной доле играют важную роль в эпизодической памяти и являются частью важной сети, называемой 9.0069 сеть режима по умолчанию , которая включает в себя несколько областей мозга, включая лобную и теменную области, и участвует в функционировании эпизодической памяти.
- Семантика: Семантическая память относится к вашим общим знаниям, включая знание фактов. Например, ваши знания о том, что такое автомобиль и как работает двигатель, являются примерами семантической памяти.
- Удаленный: Память о событиях, произошедших в далеком прошлом, представляет собой тип эпизодической памяти, именуемый удаленный или долговременная память. Основная анатомия удаленной памяти плохо изучена, отчасти потому, что тестирование этого типа памяти должно быть персонализировано в соответствии с автобиографическим прошлым пациента.
Что известно, так это то, что, как и семантическая память, удаленная память в конечном итоге становится независимой от гиппокампа и, по-видимому, «сохраняется» в большей степени в неокортексе. Вероятно, из-за этой уникальной нейроанатомии отдаленные эпизодические воспоминания не так сильно нарушаются, как недавние эпизодические воспоминания при нейродегенеративных заболеваниях (например, при болезни Альцгеймера).
- Рабочая: Рабочая память используется для описания процесса, когда человек «удерживает» и манипулирует небольшими битами текущей информации в уме, например, номером телефона. Хотя обычно называют краткосрочной памятью, рабочая память на самом деле более тесно связана с вниманием и подпадает под область исполнительной функции . Емкость нашей рабочей памяти ограничена, что позволяет нам одновременно удерживать в памяти только несколько битов информации. Рабочая память включает в себя лобную кору и теменную долю.
Каждый тип использует свою сеть в мозгу, поэтому один тип может быть поражен болезнью или травмой, в то время как другой тип функционирует нормально.
Создание памяти
Начальный этап формирования эпизодической памяти называется кодированием , который представляет собой процесс получения и регистрации информации. Кодирование необходимо для создания в памяти представлений информации или событий, с которыми вы сталкиваетесь. Процесс кодирования зависит от вашего внимания к событию или информации. То есть, если вы не обращаете внимания на событие, когда оно происходит, потому что вы отвлекаетесь, то вы с меньшей вероятностью вспомните детали этого события. Внимание является необходимым компонентом для эффективного кодирования событий или информации.
Кодирование эпизодических воспоминаний также зависит от того, как вы обрабатываете событие. Кодирование информации может быть усилено процессом разработки , который может включать установление связей с имеющейся информацией и/или соотнесение информации с вашим личным опытом. Например, если вас попросили запомнить и купить десять предметов в продуктовом магазине, вы, скорее всего, запомнили бы больше предметов, если бы использовали стратегию установления мысленной связи между предметами, а не просто повторяли бы предметы один за другим. пару раз. Использование мнемоники или создание ассоциаций между вещью, которую нужно запомнить, и вашим личным опытом также может улучшить кодирование воспоминаний. Например, если вас познакомили с кем-то по имени Чарли, вы можете установить связь, что это то же имя, что и у вашего дяди, в качестве стратегии, которая поможет вам запомнить имя этого человека. В целом, эффективное кодирование — это начальный процесс, необходимый для формирования новой памяти.
Консолидация памяти , следующий шаг в формировании эпизодической памяти, это процесс, посредством которого следы памяти закодированной информации укрепляются, стабилизируются и сохраняются для облегчения последующего поиска. Консолидация также наиболее эффективна, когда хранимая информация может быть связана с существующей информационной сетью. Это также усиливается повторным доступом к информации, которую нужно запомнить. Нервные пути от гиппокампа к коре лежат в основе процесса консолидации и хранения. Количество нейронов, связанных с определенной памятью, а также частота, с которой они активируются вместе, помогают укрепить следы памяти в коре. Этот процесс консолидации происходит в течение нескольких дней или недель и может быть реорганизован при получении новой актуальной информации. Эта реорганизация способствует сохранению новой информации, но также продолжает укреплять ранее усвоенную информацию. После консолидации следа памяти его можно сохранить для последующего извлечения на неопределенный срок.
Последний шаг в формировании эпизодических воспоминаний называется поиском , то есть сознательным воспоминанием информации, которая была закодирована и сохранена. Извлечение информации из эпизодической памяти зависит от контекстуальной информации или сигналов и от того, насколько эффективно информация была закодирована и сохранена в памяти. Таким образом, если информация не была закодирована должным образом из-за того, что вы отвлеклись, у вас может быть меньше шансов получить подробности события или информацию. Эмоциональные, семантические знания, обонятельные, слуховые и визуальные факторы могут выступать в качестве подсказок или контекстной информации, помогающей восстановить эпизодическую память. Например, вспоминая, где вы припарковали свой автомобиль, вы можете использовать в качестве подсказок цвет знака, возле которого вы припарковались, и/или пол парковки. Исследования также утверждают, что эпизодическое припоминание может быть связано с ощущением повторного переживания (т. е. «воспоминания») события. Чтобы вспомнить, где вы припарковали или не припарковали свой автомобиль, вы должны мысленно вернуться в тот момент или время, когда вы припарковались.
Память и слабоумие
Гиппокамп, окружающие его области и сеть режима по умолчанию подвержены многим типам неврологических нарушений. Одним из конкретных типов инсульта, обычно встречающихся у пожилых людей, является болезнь Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера вызывается аномальным неправильным свертыванием белков (амилоида и тау), которые чаще всего возникают в медиальных височных структурах, включая гиппокамп, и, как известно, нарушают сетевые соединения в режиме по умолчанию. Действительно, ухудшение эпизодической памяти является отличительным признаком болезни Альцгеймера. В дополнение к гиппокампу и сети по умолчанию некоторые другие структуры мозга, которые играют роль в памяти, — это таламус, сосцевидные тела и миндалевидное тело.
Многие различные неврологические заболевания и состояния могут влиять на эпизодическую память. К ним относятся, помимо прочего, субарахноидальное кровоизлияние, травма, гидроцефалия, опухоли, нарушения обмена веществ, включая дефицит витамина B1, инфекционные и воспалительные состояния, такие как энцефалопатия Хашимото, и нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Альцгеймера. Эти заболевания непосредственно нацелены на структуры памяти (например, гиппокамп) и/или части сетей памяти (например, сеть режима по умолчанию). Как уже упоминалось, на эпизодическую память также влияет способность человека обращать внимание на окружающую среду. Следовательно, любые условия, нарушающие внимание, могут также нарушать кодирование информации. На внимание влияют многие состояния, такие как травма головы, деменция с тельцами Леви и делирий. Неврологические проблемы, такие как прием лекарств, тревога, депрессия или боль, также отрицательно влияют на эпизодическую память.
Нейропсихологическое тестирование
Распространенным способом оценки способностей к эпизодической памяти является использование нейропсихологических тестов, включая письменные, устные и компьютерные задания. Эти показатели дают клиницисту объективный метод оценки того, насколько хорошо функционирует эпизодическая память пациента по сравнению с его сверстниками. Нейропсихологи оценивают как вербальную, так и зрительную эпизодическую память. Просьба к испытуемому вспомнить список слов или историю — распространенные методы оценки вербальной эпизодической памяти. Просьба к испытуемому скопировать фигуру, а затем вспомнить ее позже, является обычным тестом зрительной эпизодической памяти. Нейропсихологическая оценка дополняет другие аспекты комплексной оценки и часто позволяет обнаружить нарушения, которые не фиксируются с помощью грубой нейроанатомической визуализации.