Человеческий потенциал на российском рынке труда: отдача и спрос
12.04.2022
Поделитесь с друзьями
8 апреля на XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялась специальная сессия НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» под названием «Человеческий потенциал на российском рынке труда: отдача и спрос». Мероприятие было организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).
Доклад младшего научного сотрудника Факультета экономических наук НИУ ВШЭ Ксении Рожковой был посвящен отдаче магистерской степени на российском рынке труда. Ксения совместно с исследователями из НИУ ВШЭ Павлом Травкиным, Сергеем Рощиным и Сергеем Солнцевым оценили влияние магистерского диплома на вероятность трудоустройства и на уровень зарплат.
В своем выступлении директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко рассмотрела подходы к оцениванию человеческого капитала в разных отраслях и регионах Российской Федерации. Длительность обучения далеко не всегда ведет к росту качества образования — автор изучила среднее число лет обучения занятого населения как показатель, аппроксимирующий человеческий капитал в российских регионах. В основу исследования легли данные Всемирного банка — организация на основе индекса человеческого капитала показал,а как можно скорректировать срок обучения, чтобы учесть качество полученного школьниками или студентами образования. Клячко рассмотрела среднее число лет обучения работников в разных отраслях экономики России: больше всего на образование тратят времени работники в сфере информации и связи (ИТ-компетенции) и финансовом секторе, а меньше всего — работники в сфере сельского хозяйства (~11,1 лет). Эксперт представила динамику среднего числа лет обучения занятого населения в регионах России. Выяснилось, что среднее число лет обучения занятого населения приближается к своему пределу в агломерациях Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Доцент кафедры прикладной экономики МИД МГИМО России Елена Бренделева рассказала об основных институциональных проблемах, связанных с отдачей человеческого капитала на российском рынке труда. На российском рынке труда отдача от человеческого капитала находится на низком уровне, в связи с чем возникает необходимость создания институциональных условий, благоприятных для раскрытия творческого потенциала работника. Качество институциональной системы является важнейшим фактором для выбора направления и скорости развития экономических процессов. Применительно к рынку труда институциональный подход используется в меньшей степени, что, по мнению автора, не позволяет взглянуть на проблему комплексно, а дает возможность оценить только отдельные факторы. Бренделева отметила, что в рыночной экономике институциональные проблемы на рынке труда возможно решить только с помощью государства, кардинально изменив «правила игры» между ним, компаниями и работниками. Прежде всего, речь идет о создании для работодателей стимулов принимать участие в образовательном процессе работников, разработке образовательной системы комфортной и для работника, и для работодателя.
Завершила сессию научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Наталия Ширкова докладом «Вклад образовательных организаций в накопление человеческого потенциала и социально-экономическое развитие территорий». Исследователь выяснила, что разные образовательные организации занимают свою нишу в накоплении и распространении человеческого потенциала и развития территорий. Она пришла к выводу о том, что для развития человеческого потенциала, особенно в регионах со слабой региональной экономикой, работникам необходимо осваивать большое количество практикоориентированных программ дополнительного профессионального образования на базе университетов и организаций дополнительного профессионального образования. В то же время профессиональные образовательные организации, предоставляющие, в основном, программы профессионального обучения по ключевым прикладным и социально ориентированным направлениям, важны для поддержания человеческого капитала в регионах с высокими социально-экономическими показателями и налаженными связями с промышленностью и бизнесом.
Все участники сессии согласились, что для развития человеческого потенциала необходимо обеспечивать создание инфраструктуры учебных центров на базе университетов и предприятий, а также стимулировать разработку новых, востребованных на рынке труда программ непрерывного образования. Кроме того, по мнению спикеров, система признания и учета различных курсов дополнительного профессионального образования в программах основного образования по программам бакалавриата и магистратуры может иметь определенный успех и среди российских граждан.
Развитие инновационного и предпринимательского человеческого потенциала: что могут сделать университеты?
Гайдук І.С.
Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов Abstract: Предметом статті є теоретичні основи розвитку людського потенціалу та уточнення і систематизація його складових. Метою статті є визначення (розкриття) ключових термінів теорії людського потенціалу, розгляд його основних складових і виявлення економічного змісту у контексті суспільного розвитку. Методологічною основою статті стали загальнонаукові методи пізнання, узагальнення, метод порівняльного аналізу, статистичний та інші методи дослідження. Результати роботи. Проаналізовано теоретичні аспекти категорії «людський потенціал», розглянуто умови формування і удосконалення людського потенціалу в період інноваційного розвитку України. Розкрито феноменологію людського розвитку і людського потенціалу. Галузь застосування результатів. Результати дослідження можуть застосовуватися в практичній економічній і управлінській діяльності. Висновки. Людський потенціал це сукупні можливості окремої людини або населення країни, регіону, іншої спільноти до економічної, соціальної діяльності та до власного розвитку. Головними особливостями категорії «розвиток людського потенціалу» є нерозривна єдність зосереджених у людині індивідуальних, соціальних і біофізичних якостей, що потребує практичних дій в інтересах розвитку індивіда.Предметом статьи являются теоретические основы развития человеческого потенциала и уточнения и систематизация его составляющих. Целью статьи является определение (раскрытие) ключевых терминов теории человеческого потенциала, рассмотрение его основных составляющих и выявления экономического содержания в контексте общественного развития. Методологической основой статьи стали общенаучные методы познания, обобщение, метод сравнительного анализа, статистический и другие методы исследования. Результаты исследования. Проанализированы теоретические аспекты категории «человеческий потенциал», рассмотрены условия формирования и усовершенствования человеческого потенциала в период инновационного развития Украины. Раскрыта феноменология человеческого развития и человеческого потенциала.Keywords: ПОТЕНЦіАЛ; ЛЮДСЬКИЙ КАПіТАЛ; ЛЮДСЬКИЙ ПОТЕНЦіАЛ; іНДЕКС ЛЮДСЬКОГО РОЗВИТКУ; ЛЮДСЬКИЙ ФАКТОР; ПОТЕНЦИАЛ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ; ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР; POTENTIAL; HUMAN CAPITAL; HUMAN POTENTIAL; INDEX OF HUMAN DEVELOPMENT; HUMAN FACTOR (search for similar items in EconPapers) References: Add references at CitEc Citations: Track citations by RSS feed Downloads: (external link) Related works: Export reference: BibTeX RIS (EndNote, ProCite, RefMan) HTML/Text Persistent link: https://EconPapers.repec.org/RePEc:scn:032862:16883545 Access Statistics for this article More articles in Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов from CyberLeninka, Государственное высшее учебное заведение «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды» |
Share |
Движение за человеческий потенциал: тогда и сейчас | Патрик Уайтхед | Патрик Уайтхед
Движение за человеческий потенциал: тогда и сейчас | Патрик Уайтхед | Патрик Уайтхед | MediumПатрик Уайтхед
·Подписаться
Опубликовано в·
Чтение: 1 мин.·
22 января 2019 г.Краткое введение в американское «движение человеческого потенциала» для университетского курса гуманистической психологии . К сожалению, и с большим смущением. Я забыл упомянуть важный элемент: движение за человеческий потенциал пыталось выйти за пределы модели дефицита личностного развития. То есть вместо того, чтобы переходить от неполноценного к нормальному, конечной целью было максимизировать потенциал.
Дополнительная литература:
Хьюстон, Дж. (1997). Страсть к возможному: руководство по реализации вашего истинного потенциала. Нью-Йорк: HarperOne.
Крипал, С. (2007). Эсален: Америка и религия без религии. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Человеческий потенциал
Гуманистическая психология
Самоактуализация
Личностный рост
Автор Патрик Уайтхед
154 Последователи
·РедакторПрофессор психологии | Автор
Еще от Патрика Уайтхеда и Патрика Уайтхеда
Патрик Уайтхед
в
Введение в использование биологической обратной связи для снижения стресса
Вам больше не нужно лаборатория и электроды для биологической обратной связи: современные датчики и приложения сделать эффективные методы снижения стресса легкими.
·Чтение через 10 минут·26 февраля 2019 г.Патрик Уайтхед
в
Краткая история биологической обратной связи
Биоинформация поступает во многих формах и передается через кожу, мышцы, органы и нервную ткань. Это то, что вы и я…
7 минут чтения · 11 января 2019 г.
Патрик Уайтхед
в
Руководство по науке осознанной медитации
900 61 Как созерцательные практики могут помочь вам уменьшить стресс и повысить самочувствие.
Чтение на 8 мин·18 февраля 2019 г.
Патрик Уайтхед
Экзистенциализм не (только) в бессмысленности
Экзистенциально-гуманистический психолог исправляет распространенное заблуждение
90 00312 минут чтения·18 января 2019 г.
Просмотреть все от Патрика Уайтхеда
Рекомендовано на Medium
Неприлично
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.
Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку… ·4 минуты чтения·16 февраля 2022 г.Aleid ter Weel
in
10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix
Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.
·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.Списки
Руководство по выбору, планированию и достижению личных целей
13 историй·84 сохранения
Продуктивность 101
90 002 20 этажей·95 сохраненийКак планировать карьеру, когда вы уже начали карьеру
10 историй·17 сохранений
Как найти наставника
11 историй·37 сохранений
The PyCoach
в
9003 9. Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
Освойте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.
·7 минут чтения·17 мартаAlex Mathers
14 вещей, которые я хотел бы знать в 25 лет (сейчас мне 38)
Пишу вскоре после моего 38-летия.
Пришло время задуматься. ·4 мин чтения·27 декабря 2022 г.Zulie Rane
in
Если вы хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) платформы социальных сетей
90 061 В октябре 2022 года в течение всего Фиаско Илона Маска, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…
·8 минут чтения·19 апреляБрайан Йе
в
Как проснуться в 5 утра. Каждый день
Нетрадиционный и сострадательный путеводитель по тому, как стать жаворонком
·Чтение за 15 минут·3 октября 2019 г.См. дополнительные рекомендации
Преобразование текста в речь
Знания, навыки и Человеческий потенциал – психология
Глава 7: Познание, интеллект и человеческий потенциал
Я описал психологию как науку о человеческих возможностях. Именно через эту призму мы рассматриваем различные области контента. Биологический эволюционный процесс, продолжавшийся миллионы лет, привел к нашей физической структуре. В главах «В основном природа» мы рассмотрели, как наша физическая структура, включая наш мозг, позволяет и ограничивает то, чего могут достичь люди. Мы видели, как наши генетические и физические особенности позволяют говорить и использовать орудия труда. Без этих способностей люди не смогли бы развиться индивидуально и социально до такой степени, что мы смогли бы преобразовать планету за относительно короткий период времени. Вспомним, как Манхэттен появился всего 400 лет назад.
В предыдущих двух главах раздела «В основном воспитание» мы описали, как прямое и косвенное обучение позволяет большей части животного мира адаптироваться к конкретным условиям окружающей среды. Степень, в которой мы реализуем свой индивидуальный потенциал, зависит от условий окружающей среды и типов опыта обучения, которому мы подвергаемся. Нукак выживают в условиях, требующих кочевого образа жизни. Это ограничение влияет на все уровни иерархии человеческих потребностей Маслоу. Охота и собирательство должны проводиться ежедневно, чтобы члены племени могли выжить. Убежища временные и неустойчивые, мало защищающие от непогоды и хищников. Большую часть жизни Нукак проводит с небольшим количеством людей, что ограничивает возможности для поиска друзей или потенциальных партнеров. Деятельность, связанная с выживанием, занимает большую часть дня, оставляя мало свободного времени для самореализации (т. е. для реализации своего потенциала).
Когда вы строили свою личную круговую диаграмму, вы, вероятно, обнаружили, что по сравнению с нукаком относительно небольшая часть вашего дня посвящена выживанию. Вместо этого большая часть вашего времени тратится на работу, связанную со школой, возможно, на работу, общественную деятельность и отдых. В конце предыдущей главы мы видели, как скоро после того, как вы научились говорить, вы, возможно, выучили азбуку и счет. Затем последовало приобретение других знаний и навыков в рамках подготовки к посещению школы. Подумайте о важности того, чему вы научились в школе, для вашей способности достигать личных целей и раскрывать свой потенциал. Эта глава завершает раздел «В основном воспитание». Здесь мы рассмотрим типы знаний и навыков, приобретенных в школе, и то, как они соотносятся с человеческим интеллектом и с раскрытием нашего потенциала как личности и вида.
Обучение концепции
A — это набор объектов, имеющих хотя бы одно общее свойство. Например, все круги являются геометрическими объектами, все точки на окружности которых одинаково удалены от центра. выводится, когда человек одинаково реагирует на все экземпляры класса стимулов. Большая часть нашей базы знаний состоит из понятий. Например, «круг» и «мальчик» — качественные понятия. Для сравнения, «средний» и «десятый» — количественные понятия. Они отличаются количеством, а не только видом.
Родители обычно стараются обучать детей таким понятиям вскоре после того, как их дети начинают говорить. Как родитель должен обучать кругу понятий и знать, понимает ли ребенок? Когда я задаю этот вопрос своим ученикам, они обычно предлагают родителю произнести слово «круг», указывая на круглые предметы в окружающей среде. Вы можете вспомнить наше обсуждение приобретения значения слова в рамках темы классического обусловливания. В этом случае слово «круг» связано со многими различными стимулами, имеющими общее свойство. Процедура обучения различению также может быть использована для установления и оценки концептуальных ответов на круги. Ребенок будет получать аппетитный стимул для произнесения слова «круг», указывая на соответствующие примеры, отличающиеся по размеру, цвету и т. д. Ребенок никогда не получит подкрепления, говоря «круг» на стимулы другой формы. В конце концов, ребенок должен быть в состоянии соответствующим образом обобщить реакцию на новые экземпляры кругов.
Та же процедура может быть использована с количественными понятиями. Когда я был аспирантом, исследовательская литература по (т. е. реакции на стимулы на основе отношений) предполагала, что другие животные и маленькие дети не могли применить отношение среднего размера к физически непохожим стимулам (Reese, 1968). В своей докторской диссертации (Леви, 1975) я продемонстрировал почти идеальную транспозицию среднего размера на двух очень разных наборах стимулов у детей дошкольного возраста. Сначала их учили указывать на три маленьких квадрата (таких, как показано ниже на рис. 1) в порядке их высоты, а затем требовали выбрать квадрат среднего размера. Размещение менялось в ходе испытаний, поэтому ребенку приходилось менять порядок наведения в соответствии с размерами. Затем их попросили сделать заказ и указать на элемент среднего размера из трех гораздо больших квадратов. Результаты подтвердили вывод о том, что транспозиция среднего размера происходит только тогда, когда ребенок последовательно упорядочивает три стимула в массиве до выбора среднего размера. После обучения счету становится возможным установить реляционное реагирование, основанное на любом количестве. Например, ребенка можно попросить указать на пятый по величине треугольник. Для этого потребуется упорядочить все треугольники в массиве по размеру, а затем, начиная с наименьшего, считать до пяти.
Рисунок 7.1 Пример массивов стимулов, представленных в каждом испытании задачи среднего размера. Три стимула в массиве появлялись в случайном порядке в каждом испытании.
Изучение понятий, как это ни удивительно, происходит во всем царстве животных. Например, голуби легко усваивают визуальные понятия, такие как «треугольник» и «квадрат» (Towe, 1954), могут различать буквы алфавита (Blough, 1982) и реагировать на порядковый номер (Terrace, 19).86). При предъявлении слайдов в ящике Скиннера было продемонстрировано, что голуби легко усваивают такие абстрактные природные понятия, как «дерево», «вода» и даже «человек» (Herrnstein, Loveland, 1964; Herrnstein, Loveland, Cable, 1976). Видимо, для заучивания подобных понятий необходимо отличное зрение, не большая кора (т. е. у голубей «птичьи мозги»). В захватывающем применении концептуального обучения Скиннер (1960) с юмором описывает ранее засекреченный проект Второй мировой войны, в котором голубей учили определять определяющие характеристики военных кораблей оси. Цель состояла в том, чтобы отреагировать на вторжение в Перл-Харбор нашей собственной эскадрильей «голубей-камикадзе». Голуби стали мозгом первой нечеловеческой «умной ракеты»
Опишите процедуры для определения того, понимает ли ребенок концепцию.
У нас с Нукаком много общих основных потребностей (например, пища, вода, кров, температура, опасность, боль и т. д.) и семейные отношения (например, мать, отец, брат, сестра и т. д.). Одной из стратегий описания и противопоставления наших особых человеческих условий было бы изучение наших лингвистических понятий. Например, нет никаких сомнений в том, что нукак будет иметь гораздо более обширный словарный запас для типов дождя и типов лесного хозяйства, чем мы. У нас будет более обширный словарный запас, касающийся самолетов, поездов и автомобилей. Когда я был совсем маленьким, мама учила меня «красной машине», «синей машине», «зеленой машине» и т. д. Отец учил меня «купе», «кабриолету» и «седану», а со временем и «Шеви». «Крайслер», «Форд» и др.
В отличие от дождевых лесов, некоторые климатические и географические условия способствуют одомашниванию растений и/или крупных животных. Такие природные условия способствовали развитию земледелия и животноводства, что позволило людям отказаться от кочевого образа жизни. Были разработаны новые словари, связанные с основными понятиями этих трансформирующих жизнь видов деятельности. Когда люди могли постоянно селиться в каком-то месте, развивались все более и более крупные сообщества. Это создало потребность в концепциях, связанных со все более сложными межличностными отношениями. Когда возникли излишки продовольствия, у людей появилась возможность посвятить свое время и творческие усилия разработке новых инструментов, технологий и профессий. В конце концов, сообщества, экономические механизмы, правительства и формальные религии развились. Наряду с этими событиями расширялась коллективная база человеческих знаний и словарный запас. Именно после последнего ледникового периода, примерно 13 000 лет назад, преобладающим видом человеческого существования стал сельскохозяйственный образ жизни (см. рис. 7.2 и 7.3). Для подавляющего большинства этот этап человеческой истории, вероятно, имел больше общего с кочевым культурами каменного века, чем с нашими современными условиями. Грамотность не была необходима, и потребности выживания занимали большую часть повседневной деятельности. Как отмечалось ранее, это изменилось с промышленной революцией и институтом обязательного образования.
Рис. 7.2 Серп 3000 г. до н.э.
Рис. 7.3 Древнеегипетская мотыга и плуг.
Мы видели, как способность использовать речь для передачи постоянно расширяющегося словаря понятий позволила людям жить совсем по-другому и управлять своими судьбами в гораздо большей степени, чем остальная часть животного царства. Однако до относительно недавнего времени только привилегированные обладали способностью читать, писать и выполнять математические операции (т. е. выучивать 3 «Р»). Это означало, что подавляющее большинство людей, даже в относительно развитых западных обществах, не могли извлечь выгоду или внести свой вклад в накопление знаний, записанных на письменной странице. Джон Адамс, один из отцов-основателей Америки, заявил: «Необходимо произвести незабываемое изменение в системе образования, а знания должны стать настолько всеобщими, чтобы приблизить низшие слои общества к высшим. Образование нации, вместо того чтобы ограничиваться несколькими школами и университетами для обучения немногих, должно стать национальной заботой и расходами на образование многих» (McCullough, 2001, стр. 364). По мере того как призыв Адама к всеобщему образованию был в конечном итоге реализован, за последнее столетие все большее число людей стали грамотными. Это создало расширяющийся пул для внесения вклада в постоянно развивающуюся базу знаний. Полученные в результате технологии продолжают изменять условия жизни людей все более быстрыми темпами.
Учимся учиться
Способность изменить состояние человека включает в себя больше, чем знания и навыки, полученные в школе. Эти знания должны быть преобразованы в действия, необходимые для решения проблем и создания инструментов. Мы начнем обсуждение решения задач с описания классического исследования Харлоу (Harlow, 1949), демонстрирующего усвоение обучаемых наборов шимпанзе. Термин «» можно интерпретировать как относящийся либо к независимой, либо к зависимой переменной. Это может относиться к ряду переживаний, которые имеют что-то общее, или к эффекту этих переживаний (например, к «настроению»). Харлоу дал своим шимпанзе более 300 задач визуального различения с двумя вариантами ответов. Например, первая задача может потребовать выбора между кругом и квадратом; вторая проблема, между красным треугольником и зеленым треугольником; третья задача, большой ромб и маленький ромб и т. д. Для разных задач были важны разные стимулы и размеры. Поскольку каждая задача включает только два возможных варианта ответа, вероятность того, что ответ окажется правильным при первом случайном испытании, всегда составляла 50 %. Результат первого испытания дает необходимую информацию, чтобы настороженный субъект мог быть верным, начиная со второго испытания. Если это правильно, можно было бы продолжать выбирать тот же стимул; если неверно, можно было бы переключиться на другую возможность. Харлоу и другие описали эту идеальную модель производительности как «стратегию».
Производительность шимпанзе постепенно улучшалась в течение первых 30 задач, что указывает на постепенный процесс обучения. Это кажется качественно, а не количественно отличным от внезапной, дискретной стратегии выигрыша и проигрыша, характерной для взрослых людей. Однако в оставшихся испытаниях проявилась стратегия «выиграл-остался-проиграл», так что результаты шимпанзе в последних 55 испытаниях были человеческими, а во втором испытании — идеальными. Похоже, что точно так же, как голуби способны усваивать понятия, «абстрагируя» общие характеристики набора визуальных стимулов, шимпанзе способны «абстрагировать» подход к решению задач визуального различения с двумя вариантами ответа независимо от задействованных стимулов. Они были «настроены» (т. е. научились учиться) для решения определенного типа задач.
Опишите, как приобретение понятий и обучающих наборов может быть описано как процессы, связанные с абстракцией.
Проблемы
Мы часто описываем проблемы в жизни как проблемы. А существует, когда есть несоответствие между тем, как обстоят дела, и тем, как хотелось бы, чтобы они были. Решение состоит в получении информации и способности устранить несоответствие. Как описано в главе 3, поведение многих животных, похоже, не связано с выживанием. Котята и младенцы играют с игрушками в течение длительного периода времени без видимой внешней награды, кроме сенсорной стимуляции. Обезьяны выучат реакцию, чтобы получить возможность посмотреть в окно (Батлер, 19 лет).53). Взрослые люди, кажется, находят внутреннее подкрепление в решении сложных проблем. Как иначе мы могли бы понять создание кроссвордов и развлекательных игр, таких как шахматы?
Различия с двумя вариантами ответов настолько просты, насколько это возможно. Одна порция (т. е. бит) информации — это все, что требуется для решения задачи и получения вознаграждения. Кроссворды и шахматы гораздо сложнее. Возможно, мы ищем сложности, потому что такой опыт адаптивен. К сожалению, многие жизненные проблемы чрезвычайно трудно решить и решить. Вопросы, связанные со здоровьем, межличностными отношениями и финансами, часто возглавляют список. Было бы неплохо подготовиться к приобретению навыков и стратегий, применимых в таких обстоятельствах. Многие сравнивают жизнь с игрой в шахматы, ставя задачи, имеющие множество возможных вариантов и требующие тщательного планирования будущих возможностей. На самом деле, некоторые описывают жизнь как состоящую из одной проблемы, за которой следует другая.
Психологи изучали решение проблем у людей и других животных практически с момента основания дисциплины. Как было сказано ранее, Торндайк изучал несколько разных видов в коробках с головоломками, описывая процесс решения проблем как процесс обучения методом проб и ошибок (или успеха). В своем классическом труде «Ментальность обезьян » (переведенном в 1925 г.) гештальт-психолог Вольфганг Келер утверждал, что коробка-головоломка по самой своей природе требует «слепого» (то есть метода проб и ошибок) процесса обучения, поскольку требуемое поведение не может быть определено путем наблюдения за окружающей средой. Колер создал ряд задач для своих испытуемых, в первую очередь шимпанзе, решение которых можно было найти, наблюдая за окружающей средой. Он считал, что такие проблемы более характерны для тех, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день.
В одном известном примере задачи Келера требовалось, чтобы шимпанзе вставил тонкую бамбуковую палочку в более широкую. Это создало инструмент, достаточно длинный, чтобы дотянуться до банана вне клетки. Другая проблема заключалась в том, чтобы ставить ящики друг на друга достаточно высоко, чтобы дотянуться до банана. Третий требовал объединения палочек, чтобы добраться до банана, висящего сверху. Следующее классическое видео исследования Колера демонстрирует индивидуальное и коллективное (то есть социальное) решение его шимпанзе этих задач. Колер забавно очеловечивал, приписывая своим предметам человеческие черты. Он описал первоначальное разочарование шимпанзе, вызванное неудачными попытками. В обстоятельствах, когда необходимые компоненты решения можно наблюдать, Колер охарактеризовал процесс решения проблемы как требующий «.» Вы можете вспомнить, что гештальт-психологи в основном изучали перцептивные феномены (например, фи-феномен). Неудивительно, что Келер считал инсайт перцептивным процессом, требующим реорганизации перцептивного поля для достижения завершения. Предположительно, шимпанзе продолжал сканировать окружающую среду, пока не достиг определенного понимания, необходимого для решения текущей проблемы. Вертхаймер (1945) позже опубликовал книгу с практическими рекомендациями, основанную на работе Келера, распространяющую концепции гештальта на детское образование», когда шимпанзе выполняет действия, необходимые для получения банана.
Видео
Посмотрите следующее видео о том, как шимпанзе Колера решают различные задачи:
Облегчающие эффекты предшествующего опыта
Другие исследователи считали, что гештальт-психологи недооценивают роль предшествующего опыта в решении проблем. Субъекты колонии приматов Колера были выращены в дикой природе, а не в неволе. Поскольку в этой среде преобладали бамбуковые палки, вполне вероятно, что шимпанзе брали их в руки раньше, что увеличивало вероятность решения задачи с двумя палками. Береза (1945) предоставил пяти ранее неудачливым шимпанзе палочки для игры в течение трех дней. Было замечено, что они постепенно использовали палки, чтобы тыкать, сгребать и поддевать предметы. Когда им снова дали задачу с двумя палочками, все пять шимпанзе нашли решение в течение 20 секунд, что продемонстрировало важность предыдущего опыта.
Основываясь на наблюдении Харлоу за обучением обучению, можно представить, как шимпанзе Колера входят в свои клетки, ищут банан и спрашивают себя: «Хорошо, что Колер хочет, чтобы я сделал сегодня?» В юмористической симуляции задачи о взбирании на ящик (Эпштейн Р., Киршнит С.Е., Ланца Р.П. и Рубин, 1984), голубям нужно было переместить коробку под пластиковым бананом, а затем наступить на коробку, чтобы склевать банан и получить пищу. Некоторых голубей научили перемещать коробку туда, где на полу появилось пятно, других приспособили стоять на коробке и клевать пластиковый банан, а третью группу обучали обоим действиям. Только группа, обученная обоим компонентам требуемого поведения, демонстрировала «проницательность», подтверждая важность предшествующего опыта обучения в решении проблем (см. видео).
Видео
Посмотрите следующее видео одного из голубей Эпштейна:
Интерференционные эффекты предшествующего опыта
Предыдущий опыт может как мешать, так и облегчать решение проблем. Лучинс (1942) дал студентам колледжа решить ряд арифметических задач (см. рис. 7.4). Их попросили предоставить наиболее прямой способ получения определенного количества жидкости из банок с разным объемом.
Задача | Объем кувшина A | Объем кувшина B | Объем кувшина C | Сумма для получения |
Пример | 29 | 3 | 20 | |
1 | 21 | 127 | 3 | 100 |
2 | 14 | 163 | 25 | 99 |
3 | 18 | 43 | 10 | 5 |
4 | 9 | 42 | 6 | 21 |
5 | 20 | 59 | 4 | 31 |
6 | 20 | 49 | 3 | 20 |
Рисунок 7.4 Проблемы с сосудом для воды Лучина.
В примере испытуемым сначала показали, как можно получить 20 единиц воды, наполнив контейнер на 29 единиц и вылив 3 единицы в отдельный контейнер три раза (т. е. 29–3*3, или A-3B). ). После примера контрольной группе была предложена задача 6, которую можно было решить, используя две (прямое решение, A-C) или все три банки (непрямое решение, B-A-2C). Экспериментальной группе было предложено пять задач, которые можно было решить с помощью формулы B-A-2C до того, как ей дали последнюю задачу. Подопытные гораздо чаще, чем контрольные, использовали менее эффективный непрямой метод. Такая «жесткость» контрпродуктивна. Таким образом, хотя часто полезно полагаться на прошлый опыт при решении проблем, также имеет смысл рассматривать каждую проблему отдельно. В противном случае мы вряд ли сможем «мыслить нестандартно». На рис. 7.5 показано решение известной 9-точечная задача, в которой предлагается: «Не отрывая карандаша от бумаги, начертите ровно четыре прямые соединенные линии, которые пройдут через все девять точек, но через каждую точку только один раз». Здесь решение буквально требует нестандартного мышления.
Рисунок 7. 5 «Мыслите нестандартно».
Особый случай ослепления прошлым опытом был продемонстрирован при использовании физических объектов, явление, называемое «.» Дункер был одним из пионеров, изучавших функциональную неподвижность человека. Одна из созданных им задач требовала использования нескольких обычных предметов незнакомым способом для создания «коробки со свечой» (см. рис. 7.3).
Рисунок 7.6 Функциональная фиксированность.
В другом примере функциональной неподвижности Майер и Янзен (1968) обнаружили, что студенты колледжей гораздо чаще использовали одни предметы, чем другие, чтобы связать веревки, подвешенные к потолку. Например, они чаще привязывали линейку к нижней части веревки, чем кусок мыла. Предположительно, обычная функция мыла мешает рассматривать его для другого использования, даже в другом контексте. Этот эффект был экспериментально продемонстрирован Берчем и Рабиновичем (19).51). Две группы студентов колледжа получили опыт использования двух разных объектов для создания электрических цепей. Испытуемые с гораздо большей вероятностью использовали незнакомый объект в качестве веса, когда им давали задачу с двумя строками для решения
.Гештальт-психологи подчеркивали тенденцию воспринимать объекты как значимые целостности. Функциональная неподвижность оказывается неизбежным результатом этой тенденции. Следствием этой точки зрения является то, что требование, чтобы люди описывали части объектов, должно снизить вероятность функциональной фиксированности. Было обнаружено, что это имело место, когда студентов колледжа попросили выполнить задачу, аналогичную процедуре самоанализа, используемой структуралистами для анализа сознательного опыта (McCaffrey, 2012). Испытуемых просили разбить предметы на составные части, не обращая внимания на то, как они использовались. Это уменьшило возникновение функциональной неподвижности.
(Guilford, Merrifield, and Wilson, 1958; Guilford and Guilford, 1980) — популярная оценка креативности, основанная на концепции функциональной неподвижности. Одного просят перечислить как можно больше применений различных предметов (например, «Что можно сделать с кирпичом?»). Ответы могут быть подсчитаны или оценены за оригинальность. Вполне возможно, что поощрение испытуемых разбивать объекты на составные части может повысить их творческие способности в этом тесте.
Опишите, как предыдущий опыт может способствовать или мешать решению проблем.
Общий процесс решения проблем
A, включающий пять различных стадий. Этапы: (1) общая ориентация; (2) определение и формулировка проблемы; (3) генерация альтернатив; (4) принятие решений; (5) проверка (Голдфрид и Дэвисон, 1976, стр. 187). Стадия общей ориентации побуждает людей относиться к ситуациям, вызывающим неприятные эмоции, как к проблемам. Проблемы, связанные со здоровьем, межличностными и финансовыми вопросами, могут быть разрушительными, что может привести к изнурительной тревоге и/или депрессии.
Контроль веса является общей заботой о здоровье. Когда я консультировался в клинике по снижению веса под медицинским наблюдением, я поощрял подход к самоконтролю в отношении физической формы и здоровья. Часто эмоциональность, связанная с нереалистичными общественными идеалами внешности, мешала клиенту придерживаться благоразумного образа жизни. Было полезно уменьшить эмоциональность, связанную с внешностью, приняв подход к решению проблем, связанный с контролем веса и формой тела (Этап 1). Проблема была определена как несоответствие текущего веса и габаритов желаемому профилю (этап 2). Это позволило провести относительно беспристрастное обсуждение различных модификаций питания и упражнений, направленных на изменение количества потребляемых и выводимых калорий (Этап 3). Были обсуждены вероятные преимущества и недостатки реализации различных подходов с целью выбора стратегии, которую можно было бы сохранить (Этап 4). Выбранная стратегия была реализована с постоянным мониторингом объективного (вес и измерения) и субъективного (простота реализации, удовлетворенность и т. д.) прогресса (Этап 5). Был реализован подход (тест-эксплуатация-тест-выход), чтобы определить необходимость тонкой настройки или изменения стратегии (Miller, Galanter, and Pribram, 19).60). Подобно термостату, человек будет тестировать окружающую среду (т. е. определять текущий вес и размеры), воздействовать на окружающую среду (т. е. «включать» программу питания и упражнений) и продолжать оценивать прогресс до достижения желаемой цели. Этот же процесс будет поддерживаться для поддержания желаемого конечного состояния.
Такой же «термостатический» подход можно применить и к финансовым вопросам. Проблема может быть определена как несоответствие между доходами и расходами семьи. Будет проведен мозговой штурм, чтобы составить список возможных способов увеличения доходов или снижения затрат. Стратегия будет принята, реализована и постоянно оценивается. Принятие подхода к решению проблем особенно полезно при межличностных проблемах, которые почти всегда носят эмоциональный характер.