Человечество в 21 веке: ВЗГЛЯД / «Человечество в XXI веке имеет все шансы уничтожить себя» :: Автор Александр Чикунов

Футуролог Харари назвал три главные угрозы человечеству в 21 веке

Уже сейчас, в 2020-е годы, человечество столкнется с проблемами, три из которых представляют реальную угрозу для его существования, уверен футуролог Юваль Ной Харари. Своими предсказаниями он поделился на форуме в Давосе

Выступая на Всемирном экономическом форуме в январе 2020 года, израильский историк, футуролог, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари очертил три вызова, угрожающие человечеству как виду:

  • ядерная война;
  • экологический кризис;
  • разрушительная сила технологий.

Если первые две нам в той или иной степени знакомы и понятны, то потенциальные последствия последней нам еще только предстоит осознать, отметил Харари. Технологии, помимо очевидной пользы, несут в себе массу рисков. В своих предсказаниях писатель-футуролог сконцентрировался именно на них, выделив пять потенциальных проблем.

Автоматизация скоро уничтожит миллионы специальностей.

Безусловно, на их место придут новые профессии, но пока неясно, смогут ли люди достаточно быстро освоить необходимые навыки. Предположим, вам 50 лет, и вы только что потеряли свое рабочее место из-за беспилотников. Теперь появилась возможность стать разработчиком программного обеспечения или учителем йоги для инженеров — но сможет ли пятидесятилетний водитель грузовика перестроиться и проявить себя в качестве такого специалиста? И переквалифицироваться нам придется не раз и не два, а снова и снова на протяжении всей жизни.

Если в прошлом человеку приходилось бороться с эксплуатацией, то в 21 веке действительно масштабная борьба будет вестись против бесполезности. И гораздо хуже будет оказаться не у дел, чем быть эксплуатируемым. Те же, кто потерпит неудачу в этой борьбе, станут частью своеобразного «бесполезного класса» с точки зрения экономической и политической системы. Это, в свою очередь, будет способствовать росту разрыва между не нашедшими себя в новом мире людьми и могущественной элитой.

Мы уже находимся в разгаре «гонки вооружений» во всем, что касается искусственного интеллекта (ИИ). Сейчас Китай и США в ней лидируют, оставив многие другие страны далеко позади. Если мы не распределим возможности и результаты, которые дает нам ИИ, между всеми людьми, огромное богатство будет сконцентрировано только в нескольких высокотехнологичных центрах, тогда как остальные государства либо обанкротятся, либо станут эксплуатируемыми цифровыми колониями. При этом речь идет о достаточно примитивном ИИ, которого, тем не менее, достаточно, чтобы нарушить глобальный баланс.

Неравномерный контроль над данными может привести к цифровым диктатурам. Эту опасность можно сформулировать в виде уравнения:

Где B — биологические знания, C — компьютерные вычисления, D — данные, а AHH — способность «взламывать» людей.

Если у вас будут на руках все переменные в левой части формулы, вы сможете взломать тело, мозг и сознание каждого человека, а также понять его лучше, чем он сам. Вы сможете узнать его тип личности, политические взгляды, слабости, самые потаенные страхи и надежды. Система, которая понимает нас лучше, чем мы сами, может предсказать наши чувства и решения, манипулировать ими и в конечном итоге принимать решения за нас.

Конечно, умение «хакнуть» человека может быть использована и во благо — например, для улучшения системы здравоохранения. Но если такая власть попадет в плохие руки, результатом станет самый страшный тоталитарный режим в истории человечества.

Представьте себе условную КНДР через 20 лет, где каждый житель должен будет постоянно носить биометрический браслет, контролирующий кровяное давление, частоту сердечных сокращений и активность мозга. И вот вы слушаете по радио выступление великого лидера, а спецслужбы уже знают, что вы на самом деле при этом чувствуете.

Вы можете сколько угодно хлопать в ладоши и улыбаться, но если они узнают, что вы на самом деле злитесь, завтра вы уже будете в ГУЛАГе.

Поскольку люди будут все чаще предоставлять ИИ возможность принимать решения за нас, власть будет переходить от людей к алгоритмам. И это уже происходит.

Сегодня миллиарды людей доверяют алгоритмам Facebook, Google, Netflix, Amazon и Alibaba, предлагающим, что почитать, посмотреть, купить и чему вообще верить. Скоро подобные алгоритмы будут говорить нам, где работать и на ком жениться, а компаниям — следует ли нанимать нас на работу и выдавать ли нам кредит. В связи с чем возникает вопрос: каков тогда смысл человеческого существования, если большинство решений принимается компьютерами? Люди могут просто потерять контроль над своей жизнью.

Видеострим. Быстрое развитие технологий 4.0 — возможность или опасность?

(Видео: РБК)

Технологии могут разрушить не только экономику, политику и жизненную философию, но и наше биологическое устройство.

В ближайшие десятилетия ИИ и биотехнологии дадут нам невероятные способности, включая искусственное создание людей и совершенно новых форм жизни. Правительства, корпорации и военные могут использовать эти возможности для улучшения таких человеческих навыков, как интеллект и дисциплина, при этом пренебрегая другими, не столь нужными для их целей навыками и формируя пласт людей, не способных к состраданию, чувству прекрасного и духовным переживаниям.

Так что же надо понимать, чтобы не допустить такого развития событий? То, что глобальные проблемы требуют общемирового решения, сотрудничества. При этом, между национализмом и глобализмом, подчеркивает Харари, противоречия на самом деле нет.

Национализм — это не про ненависть к чужим, а про любовь к своим. В 21 веке, чтобы обеспечить безопасность и будущее соотечественников, нужно сотрудничать с представителями других стран ради общего блага. Теперь глобализм не означает создание глобального правительства, отказ от национальных традиций или миграции, но приверженность глобальным задачам, которые не отрицают уникальность каждой нации, а лишь регулируют отношения между народами. И хорошим примером такой модели ученый называет Чемпионат мира по футболу.

Сейчас мы живем в мире, в котором на войне умирает меньше людей, чем от самоубийств, и порох гораздо менее опасен, чем сахар. Мы настолько привыкли к этой ситуации, что считаем ее чем-то самим собой разумеющимся. И вместо укрепления хрупкого мирового порядка многие страны пренебрегают им и даже намеренно его подрывают. Глобальный порядок теперь похож на дом, в котором жильцы ничего не ремонтируют. Он может простоять еще несколько лет, но если мы продолжим в том же духе, он рухнет, и мир снова окажемся в джунглях вездесущей войны, предупреждает Харари.

Все это, конечно, не приговор, а лишь сценарии развития. Любые процессы можно изменить, а технологии использовать во благо. Мы все еще можем повлиять на то, как будет выглядеть будущий мир, для этого и необходимо международное сотрудничество. Потому что в ситуации с вышеперечисленными глобальными угрозами на самом деле не важно, кто победит — проигравшим станет человечество.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Человечество в XXI в.: основные вызовы и угрозы

Вы уже говорили на уроках обществознания, что общество постоянно развивается, изменяется

Вы уже говорили на уроках обществознания, что общество постоянно развивается, изменяется. Высокоразвитые страны во второй половине 20 века осуществили переход к информационному (постиндустриальному) обществу. Некоторые исследователи считают, что и в России уже проявляются черты этой ступени развития. К чему же должен быть готов человек информационного общества?

Информационная революция

Мы уже сейчас живем в условиях информационной революции. Количество информации в мире нарастает лавинообразно. Если в начале ХХ века объём научной информации удваивался за 50 лет, в середине ХХ века – за 10 лет, то в 1990-е – ежегодно.

В 21 веке эта лавина продолжает нарастать: в 2003 г. на каждого жителя планеты Земля приходилось 0,8 гигабайта информации, в 2006 – 24 гигабайта, а в 2010 – уже 128.

Очень многие просто теряются в этом море. По данным IBM, одного из крупнейших производителей компьютерной техники и программного обеспечения 52 % пользователей информации не ориентируются в ней, 59 % пропускают информацию, которую должны использовать, а 42 % используют неправильную информацию примерно раз в неделю.

Чтобы стать профессионалом и успешным человеком, нужно быть готовым к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладеть современными средствами работы с ней. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека

от информации, приобретённой другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться подготавливать и принимать решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определённый уровень информационной культуры.

Информационная культураумение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Глобализация

Ещё одна важнейшая черта современного общества – его глобализация.

Глобализацией называют процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости людей, народов, государств. Глобализация

ведёт к формированию единого экономического и информационного пространства, открывает возможности беспрепятственного перемещения людей, товаров, капиталов, информации; облегчает взаимопонимание между жителями планеты. «Мир без границ»  – об этом можно только мечтать!

Но, к сожалению, у каждой медали есть своя оборотная сторона.

От глобализации выигрывают экономически развитые страны и международные корпорации. Именно они владеют новейшими производственными и информационными технологиями. Проигрывают менее развитые страны, не готовые к успешному участию в «мировой экономической гонке».

В результате развитые страны Запада с менее чем 15 % населения Земли реально обладают 70 % мировых ресурсов, производства и потребления.

В 1970-е гг. в мире насчитывалась 31 страна, в которых потребление в расчёте на душу населения не росло или снижалось, в 1990-е гг. таких стран уже было 48. То есть бедные не догоняют богатых, а ещё больше отстают от них. Эту ситуацию принято называть проблемой разрыва в уровне развития «Севера» и «Юга».

Разрыв в условиях жизни населения породил массовую миграцию. Отношения с мигрантами часто складываются напряженно и даже враждебно, что приводит к многочисленным социальным конфликтам.

К негативным (отрицательным) последствиям глобализации можно отнести и угрозу для сохранения самобытности национальных культур. Профессор Нижегородского государственного университета Владимир Александрович Кутырев так писал об этом: «Везде тоже самое надевают, едят, пьют, поют, везде Диснейленд и Макдональдс. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, становится фольклором. Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершенно бессмысленно: человек неизбежно попадает в окружение одинаковых автомобилей, зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций».

Реакцией на противоречивый характер глобализации стало движение антиглобалистов, которые требуют более справедливого распределения доходов между странами и регионами, соблюдения норм международного права и защиты окружающей среды, сокращения внешнего долга развивающихся стран.

Глобальные проблемы современности

Но единство нашего мира люди начали осознавать задолго до начала процесса глобализации. Тогда, когда обнаружили проблемы, общие для всего человечества, которые можно решить, лишь объединив усилия разных стран. Вы, вероятно, уже знаете, что такие проблемы называют глобальными.

Впервые о глобальных проблемах начали говорить в середине 20 века, когда увеличение запасов ядерного оружия стало угрожать всей цивилизации Земли.

Сейчас в науке все глобальные проблемы принято делить на три группы.

К первой относятся проблемы во взаимоотношениях между странами, народами, социальными группами: предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости, конфликтов между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран.

Вторая группа – проблемы во взаимоотношениях человека и общества, в развитии культуры: демографическая, информационная, проблема неграмотности и недоступности образования, предотвращение опасных болезней. Сюда же можно отнести расшатывание нравственных ценностей, культурных устоев общества.

И третья группа – проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Истощающиеся запасы сырья, нехватка продовольствия и, как следствие, массовый голод, экологическая проблема.

Экологические угрозы могут возникать в результате двух причин. Во-первых, их могут вызвать природные процессы: ураганы, извержения вулканов, цунами, действие космических законов. В конце концов, наступление ледника и вымирание динозавров произошло задолго до появления человеческого общества. Но расточительная хозяйственная деятельность людей, нерациональное природопользование значительно ухудшают среду обитания. Примеры экологических катастроф, связанных с деятельностью человека,  известны с древних времен.

С античных времен до нас дошла  поговорка: «Козлы съели Грецию«. Козловодство уничтожило древесную растительность, копыта коз вытоптали почву.

На острове Пасха (Рапануи) в Тихом океане загадочно возникла и умерла одна из интереснейших культур древнего мира. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, совершали многодневные плавания. Но в какой-то момент (вероятно около 1000 г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных каменных истуканов, возможно олицетворявших племенных вождей. В ходе строительства статуй (весом до 85 тонн) и доставки их на место стоянки  леса острова были сведены на нет. Отсутствие древесины препятствовало строительству фигур и производству орудий труда. Резко сократились связи острова Рапануи с другими островами Тихого океана, население обнищало, общество деградировало.

Но древние катастрофы носили, так сказать, локальный характер. Сейчас же речь идет о планетарной угрозе.

Какие же экологические проблемы существуют в настоящее время?

·                   Глобальное потепление климата, что грозит поднятием уровня Мирового океана и затоплением многих островных государств и большей части таких городов, как Санкт-Петербург, Амстердам, Шанхай, Новый Орлеан и других.

·                   Изменение состава атмосферыувеличение доли углекислого, угарного, сернистого газов вызывает кислотные дожди и «парниковый эффект», то есть перегрев нашей планеты из-за повышения температуры в нижних слоях атмосферы.

·                   Загрязнение воды, почвы, воздуха, вырубка лесов ухудшают условия для всего живого, в том числе и самого человека.

·                   Сокращается биологическое разнообразие флоры и фауны. В настоящее время под угрозой исчезновения находится до 10% видов растений, около 1000 видов крупных животных и огромное число мелких.

Современный научно-технический прогресс достиг такого уровня, что позволяет найти способы решения многих из существующих проблем. Ученые всерьёз работают даже над проектами предотвращения столкновения Земли с астероидом. Но предотвратить глобальные угрозы можно лишь в том случае, если каждый человек и каждое государство будет готово ограничить свои растущие потребности ради общего будущего.

Каким оно будет? Недавно был опубликован один из сценариев возможного будущего. Мнения учёных были собраны и обработаны в рамках проекта TechCast.

В 2010 – 2010 гг. будут интенсивно развиваться и удешевляться информационные технологии. В 2020 – 2030 гг. ожидается широкое распространение альтернативной энергетики, биотехнологий, прорыв в фармацевтике. В 2030 – 2040 гг. произойдет колонизация ближайшего космоса. В 2040 – 2050 гг. – политическое объединение государств планеты, создание мирового правительства.

У вас есть все шансы проверить, насколько сбудутся эти прогнозы.

Человечество в 21 веке и далее

Человечество в 21 веке и позже (Человечество) исследует, что сформировало нас в прошлом, кто мы сейчас и кем мы могли бы стать. Он исследует нас как индивидуумов, что нами движет, как групп, как мы взаимодействуем в обществе, и как вид, что мы делаем с этой планетой и со всеми формами жизни.

Короче говоря, он исследует фундаментальные вопросы: что значит быть человеком и что это будет означать в будущем, в будущем, которое мы должны формировать и которым будем наслаждаться мы, наши дети и дети детей.

Это выходит за рамки специализированного, формального образования, чтобы развивать мудрость, широкое мышление, интеграцию и, прежде всего, вовлечение в жизнь и жизнь. Поскольку это глубокие понятия, мы считаем важным дать четкое определение каждому из них:

МУДРОСТЬ

Мы живем в удивительное время с технологиями, уровнями жизни и глобальными взаимодействиями, которые невозможно было представить всего несколько столетий назад. И мы кажемся адом или раем, стремящимися постоянно менять наш мир и самих себя во все возрастающем темпе. Но знаем ли мы, каких изменений мы хотим; какие изменения действительно принесут пользу нам и миру, в котором мы живем? Для этого требуется мудрость для 21-го века, мудрость для нас самих, наших сообществ и нашего удивительного вида, чтобы принять изменения и уверенно и позитивно двигаться в будущее.

БОЛЬШОЕ МЫШЛЕНИЕ

Мы живем во времена информационной перегрузки. Нас бомбардируют, казалось бы, бесконечными знаниями и экспертными мнениями, хотя часто они упрощаются и потребляются из твитов. Итак, как мы можем отступить от этой соблазнительной карусели разрозненной, а иногда и сомнительной информации, чтобы глубоко сосредоточиться на том, что действительно важно для нас самих и для человечества? Вот что такое масштабное мышление и почему оно является ключевой особенностью наших курсов.

ИНТЕГРАЦИЯ

Во времена роста специализации мы узнаем все больше и больше о все меньшем и меньшем и теряем способность складывать все воедино. Человечество придерживается совершенно иного подхода: оно объединяет науки, гуманитарные науки и профессии для решения важных вопросов нашего времени. Он объединяет знания, навыки, цели и ценности

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ

Мы тратим много лет на формальное образование, чтобы подготовить нас к работе и построить успешную карьеру. Но мы, возможно, очень мало узнали о ценностях, цели и простых радостях жизни. Человечество заполняет этот огромный пробел. Он использует трансформационный подход, чтобы сделать жизнь и жизнь своей центральной образовательной задачей.

ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В ЭТОМ КУРСЕ

  • Чудо и смысл быть человеком.
  • Человечество сейчас: успехи, неудачи и тенденции будущего.
  • Прошлое и настоящее; появление нашего удивительного вида.
  • Наше биологическое и культурное наследие; как мы можем теперь формировать мир.
  • Что делает нас людьми и кто мы на самом деле?
  • Человеческие нужды, нужды и желания; что способствует истинному благополучию.
  • Технология; как это изменило нас и как нам теперь его использовать?
  • Идеологии формируют наше общество; какие идеологии нам нужны для будущего?
  • Глобализация и глобальная сеть; будем ли мы когда-нибудь такими же?
  • Человеческие перспективы в течение нашей жизни.
  • Экзистенциальные угрозы от уничтожения до сверхчеловечества; перспективы за пределами нашей жизни.
  • Лучшее будущее человечества и мира; переосмысление того, что это может означать.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

  • Сотрудничество и сотрудничество.
  • Творчество.
  • Критическое мышление и аналитические способности.
  • Отражение; смотреть глубже.
  • Четкое, последовательное и привлекательное выражение.
  • Формулирование вопросов и поиск ответов.
  • Интеграция и трансдисциплинарные навыки.

ЦЕННОСТИ И УСТАНОВЛЕНИЕ

  • Альтруизм.
  • Сочувствие, сострадание и любовь.
  • Участие и удовольствие.
  • Мужество и надежда.
  • Любопытство.
  • Мудрость и подлинность.
  • Свобода и равенство.
  • Устойчивое развитие: социальное, экологическое и экономическое.

Обязательство                 12 недель

Это вводный курс по программе Human Action for World Futures

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ

Инстаграм Твиттер Фейсбук YouTube

  • Скоро будет

Начало работы

Гуманитарные науки в двадцать первом веке

Образовательный фонд Джорджа Лукаса

Edutopia

Edutopia

Поиск

Профессиональное обучение

Будущее потребует критического мышления и сильного воображения.

Билл Смут

20 июля 2011 г.

Билл Смут преподает английский язык в школе Кастильеха в Пало-Альто, Калифорния. Автор книги «Беседы с великими учителями».

 

В наших общенациональных дебатах об образовании разошлись две дороги. Должны ли мы обучать студентов для рынка труда 21-го века (с упором на STEM — науку, технологии, инженерное дело и математику) или делать широкое гуманитарное образование, готовя студентов ко всей жизни — включая работу — по-прежнему смысл?

Зачем изучать гуманитарные науки?

Этот вопрос оживился для меня недавно, когда я смотрел речь президента Обамы о смерти Усамы бен Ладена. В то время как я аплодировал тону и содержанию речи президента, некоторые последующие записи в блогах и поведение толпы заставили меня задуматься. Были крики ликования, воодушевляющее пение, проклятия и выражения ликования по поводу того, что человек был убит.

Я вспомнил ту сцену из гомеровской «Одиссеи», в которой Одиссей, только что убив женихов, обесчестивших его дом, непочтивших его жену и задумавших убить его сына, предупреждает старую кормилицу Эвриклею радоваться только внутренне. «Нечестиво злорадствовать над телами мертвых», — говорит он. «Эти люди унижены судьбой богов и их собственными непристойными действиями».

Так было и с Бен Ладеном. Он пожал то, что посеял, и независимо от того, считаем ли мы источником морального закона человека или Бога, бен Ладен нарушил его. На мой взгляд, его убийство было праведным долгом. Но как бы внутренне мы ни радовались, лучшая часть нас самих призывается к торжественности в нашем внешнем поведении. В идиоме Обамы несколько дней спустя нет необходимости «накачивать футбол».

Более тридцати лет я преподаю «Одиссею» и другие основополагающие труды по гуманитарным наукам для старшеклассников. В этом году я попросил студентов написать эссе о том, какое значение имеет история Одиссея для девочек девятого класса в Силиконовой долине (их демография) в 21 веке. Одна ученица написала — с той мудрой простотой, которая иногда свойственна новичкам, — что эта работа дала ей «совет на всю жизнь».

«Советы на всю жизнь». Эта фраза отражает ценность гуманитарных наук в образовании. Уроки гуманитарных наук многочисленны и разнообразны, и они не составляют единого мировоззрения. Нет никакой гарантии, что они сделают нас более нравственными. Но они говорят с нами и предлагают нашему воображению ситуации, которых мы еще не испытали — и, возможно, никогда — не испытаем, чтобы лучше понять, когда — и если — мы окажемся перед выбором, стоящим перед Одиссеем, Антигоной, или Гамлет.

С каждым новым офигенным технологическим гаджетом, с каждым заявлением о том, что мир теперь плоский и 21-й век — это век, не похожий ни на какой другой, я все больше убеждаюсь, что самая большая ценность гуманитарных наук заключается, как сказал мой ученик, в их уроках. для современной жизни. Ибо мир никогда не изменится так быстро, чтобы опередить общечеловеческие проблемы — войну и мир, добро и зло, справедливость и месть. Если мы не будем смотреть на человечество и его потенциал ужасно мрачно, мы должны заключить, что лучше думать об этих вещах, чем не думать, и лучше думать о них больше, чем меньше. Чтобы не стать жертвой высокомерия, подобного тому, что заразило женихов на Итаке, мы должны признать, что глубочайшие литературные и художественные выражения мировых культур, от древних до современных, представляют для нас интерес и ценность. Они нужны нам.

Гуманитарные науки в 21 веке

Что гуманитарные науки могут предложить студентам в 21 веке? Просто возможность научить их обращать внимание, созерцать, ценить красоту, испытывать благоговение и удивление, глубоко и чутко размышлять о жизни и знать, что есть ценности помимо прибыли и личного интереса. Гуманитарные науки учат нас навыкам критического мышления и исторической перспективы, необходимым для гражданственности в условиях демократии. И они помогают нам думать о том, как использовать технологии, чтобы сделать мир лучшим домом для человечества.

Это не является призывом к образованным луддитам или углублением разрыва между миром науки и техники, с одной стороны, и гуманитарными науками, с другой. Но это предназначено как напоминание о том, что классики, от древних до современных, стали таковыми, потому что они выдержали, и они выдержали, потому что их величие по форме и содержанию превосходит свое время и место и, таким образом, говорит со всеми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *