Человек абстракция: Абстракция — Психологос

Абстракция как жизнь | Словесница Искусств

Самое поразительное в этом мире это то,
что он еще и познается при этом.
Альберт Эйнштейн

На выставке «Абстракция как жизнь», которая состоялась в галерее современного искусства «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре), было представлено более 80 живописных и графических работ художников Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Биробиджана, Находки, а также Германии и Японии.

В изобразительном искусстве до сих пор абстрактное направление представляется загадочным и дискуссионным для понимания. В 2008 году мировое сообщество широко отмечало 100 лет Абстракции как высшей формуле художественно-интеллектуального мышления человека. Современное изобразительное искусство является наследником авангардных традиций рубежа XIX–XX веков. Та эпоха характерна обращением человека к своему внутреннему эмоциональному миру, его влиянию на взаимоотношения, желанием расширять пространство своего познания.

Самое ценное, что наследовало искусство — свободу поиска соответствия пластических средств личному эмоциональному видению. Это то уникальное образное представление, где мысль выходит за границы логики видимого.

Художник, существуя одновременно и в пространстве интеллектуального сознания, и в тайнах внутренних эмоциональных импульсов, и в мире чувственного восприятия мира, соединяет все в единый художественный смысл. Но это художественное исследование изначально отталкивается от некой идеи, когда впечатление становится истоком создания эстетического Со-Бытия. Очертания пейзажных видов, промелькнувшее крыло бабочки, звуки поющего в ночи сверчка, изысканный утомленный абрис праздничного букета, раскиданные созвездия ночного неба, поэтическая строка — буквально любое соприкосновение с реальным миром порождает стихию чувств, с вдохновением путешествующую в лабиринтах чувственных образов, чтобы в них обрести самодостаточную другую реальность во взаимодействии цветоформ. Человек здесь сам решает свою степень вхождения в мир Красоты, данный вне воли человека как потенциальная возможность развития духовности.

Этот увлекательный процесс точно выражает одно из названий абстрактной композиции Веры Карповой (Комсомольск-на-Амуре) «Зарождение музыки из хаоса». Небольшая работа 15×15 вместила не количество ярких цветовых звучаний полимерной пленки, а приведенный в равновесие динамичный образ Космоса цветового устремления в единую неизвестную, но притягивающую потенциалом открытия точку. Абстракция предполагает освобождение от формы, но еще более сложной является задача найти верный цветовой тон чувствования идеи. Главное в этом напряженном процессе — внутреннее ощущение гармонии и дисгармонии, опирающееся на знание изобразительных основ, которое должно буквально раствориться в глубинах подсознания. Сознание или нечто другое подчинено импульсам эмоционально-чувственного осязания энергии извне. Более всего в поисках слов хочется подчеркнуть громадный, но увлекательный труд художника-абстракциониста. По сути, он помогает зрителю развить рецепторы чувственного мира, раскрыть неисчерпаемо богатый земной мир красоты, рожденный взаимодействием с энергиями Вселенной: Солнце, Луна, другие объекты — все пульсирует, отражаясь друг в друге.

А мысль не энергия ли Вселенной? Абстракция погружает человека в его ассоциативные интеллектуально-чувственные способности. Абстракция — это и космос физической Вселенной, и космос нашего чувствования. На выставке часть произведений представляли грань двух миров: абстракции и реалистического подхода, но интерес, оригинальность в использовании художественных приемов абстрактного импровизированного характера помогает приблизиться к пониманию абстракции. Пожалуй, своеобразным символом художественного поиска в абстрактном направлении может служить живописная картина «Афродита» Бориса Косвинцева (Биробиджан). Из хаоса живописных поливов краски постепенно образуется торс, лик прекрасной девы, а волосы или стихия вокруг, стекающие назад, к морской пучине, вновь возвращают взгляд к началу зарождения смысла — и трудно оторваться от ясной, на первый взгляд, идеи, но как объемно представлена, по сути, историческая мифологема поиска человеческой мыслью истока рождения красоты.

Абстрагирование в искусстве имеет колоссальное значение для специфики самого понятия художественности. Художественность обращена к эмоциональному восприятию и непосредственно проникает в тот душевный поток, когда человек невольно переживает нечто необычное, отличное от бытового уровня. Отрываясь от предметной формы, художник в абстракции стремится этому нечто найти соответствие. Так Юрий Башан (Хабаровск) в серии «Сикачи-Алян», используя схематичность, изобразительную условность наподобие древних пещерных росписей и акцентируя контрастами локального цвета с экспрессией черно-белых штрихов, создает впечатление напряженности от временной недоступности этого древнего комплекса, подчеркивая драматургическую основу понятия «ритуальность». В самом подходе с поисками различных композиционных приемов чувствуется временная протяженность работы над серией. В графической работе Р. Шульца (Германия) тот же контраст широких черных мазков с солнечным абрисом выполнен в импровизационной манере и создает, наоборот, эффект легкого романтического настроения.

Интересно сопоставить работы разных художников, где в различных смысловых вариациях присутствует ночной мотив.

В абстракции для выразительности смысла играет значительную роль композиция цветовых полей. Сине-фиолетовое пространство ночи как будто распахнуто навстречу зрителю отраженными друг в друге красно-оранжевыми озерцами, лирика цвета подчеркнута бархатистой фактурой восковой пастели. Верх — небесное светило, земля — отражение в воде заката определены различием цветового напряжения, но все же в композиции нет формы, а есть бескрайние глубины космического пространства как единого целого. Такое чувствование вообще характерно для художника Ильи Лиханова (с. Сикачи-Алян). В композиции «Камни. Амурский берег» Анатолия Нежинского (Хабаровск) присутствует другой эффект. Из синего фона выступают темные цветовые замесы сиренево-, фиолетово-синего фона, из-за них как будто еще выплывают волнообразные массы более напряженного синего тона, и это едва уловимое перемещение неизвестного сущего позволяет размышлять о реальной и живой субстанции природных явлений, их мощи. Удивляешься настойчивости автора выявить те тончайшие тоновые переходы, которые на внутренне визуальном уровне осязаются движением.
«Большой корабль на рейде» Сергея Беломыцына (Хабаровск) — поэтическое название соответствует композиции с оригинальными цветовыми решениями, где розовый цвет является камертоном музыкальной сюиты ритмов стилизованных масс, характерных для амурского пейзажа. Притягивают взгляд и увлекают внутрь в композиционное поле, полное скрытого смысла переливами монохромных серо-жемчужных и голубоватых тонов, батики Надежды Хрустовой (Хабаровск). Они отрывают зрителя от уютного мира наивных представлений, что море голубое, трава зеленая, и открывают мир еле уловимого тонального перешептывания разнотравья, листьев, набегающих волн.

В вышеперечисленных работах, находящихся на стыке двух реальностей, в разной степени обобщение и условность показывают разнообразие абстрагирования как концентрацию впечатления и размышления о свойствах натуры. Например, тревожный городской мотив в графической монохромной работе «Свет и надежда» Ваканы Ямаучи (Японии) рассечен беспросветными оттенками черного и прорывающимся световым потоком белого листа.

Живописная композиция «Вечерний город» Александра Александровича Зибаровского (Комсомольск-на-Амуре), построенная на сочетании черного с цветовыми всполохами, наоборот, позволяет почувствовать лирику сумерек — своего рода театральная декорация к прелюдии чувств. У Антона Вольгушева, Александра Лепетухина (Хабаровск) абстрактные композиции наполнены и лабиринтами земных дорог, и космическим содержанием: окружности, геометрия куда-то ведущих линий, спутники, росчерки таящих следов в пространстве космоса подчинены законам гравитации, притяжения неизвестного, образуя динамические комбинации как формулы взаимодействия всего сущего во Вселенной.

Абстракция — это всегда вызов для художника, который в поиске безусловной эстетической формулы стремится уловить музыку цвета, а зритель проникнется этой интонацией, эмоциональное проживание смысла наполнит его уже другой, обогащенной его личностными аккордами. Можно ли в таком случае назвать такие композиции формальными, если зритель по неведомым ему законам, затаив дыхание, созерцает картины? Это и есть высший смыл искусства. Такие композиции полностью отстранены от формы и подчинены идее цветового соотношения эмоциональной субъективности личности. Они воздействуют непосредственно на эмоциональные глубины подсознания. В живописной экспрессивной абстракции Миямото Цутому «Памяти Дмитрия Гутова» взрыв красного в интенсивном замесе черного символически отражает печаль японского художника от прощания с русским художником, мощный по воздействию характер монументального творчества друга-художника.

Абстракцию как импровизацию души невозможно повторить. Процесс создания иносказателен, названия также, как штрих, вырываются из памяти личного опыта и становятся краткой ступенью на пути к уже зрительской импровизации мысли: Игорь Грабовский (Комсомольск-на-Амуре) «Сумерки», «Дождливый день», триптих «Рай», Р. Шульц (Германия) «Освобождение», Михаил Гусельников (Хабаровск) «Лесная фея» — поэтика этих живописных формул выразительна почти монохромной краткостью, здесь художественное средство одновременно является и целью. Поэтому, если спросить художника, о чем его абстрактная картина, скорее всего, он промолчит или будет говорить просто о жизни, о чувствах людей, отражающихся друг в друге. Любое пятно в абстракции капризно, как летящее мгновение, соединяющее отпечатки прошлого и через настоящее устремленное в будущее. Природа творчества в абстракции — это Метафора ирреальной творящей Вселенной, где свет одновременно тьма неизвестного, где дух и форма неотделимы, где энергия более высокого порядка, где в восприятии самосозидающего смысла, пожалуй, достаточно остановиться — сделать паузу. Абстракция та сфера, в которой есть попытка в глубь внутреннего освобождения и возможность пробиться ростку зарождающейся мысли «через тернии к звездам».

«Искусство не в воспроизведении видимого, а в том, чтобы сделать видимым». (Пауль Клее).

Ольга ПРИВАЛОВА

‹ Крылья ангелов Вверх Бездельники свободы ›

Достоинство человека — не абстракция, а конкретная правовая категория.

Но в России ее игнорируют и общество, и государство Философ Николай Плотников — о том, к чему это приводит

Задержанные во время протестов в поддержку Алексея Навального. Москва, 2 февраля 2021 года

Наталья Колесникова / AFP / Scanpix / LETA

Почти каждый человек в России может в одну минуту перенестись из привычной жизни в ситуацию предельной неопределенности и беззащитности. Для этого достаточно столкнуться с финансовыми трудностями, оказаться заподозренным в каком-то преступлении или просто стать жертвой случая. Там, за этой чертой, возможно все: психологическое давление, пытки и смерть. Но потрясением общенационального масштаба свидетельства об этих преступлениях не становятся. Специально для рубрики «Идеи» философ Николай Плотников рассказывает о категории достоинства, осознания которой очень не хватает российскому обществу.

Редактор рубрики «Идеи» Максим Трудолюбов

Каждый житель России предельно уязвим. Государство в его правоохранительной части устроено так, что ему важнее показывать высокий уровень раскрываемости преступлений, чем разбираться в том, виноват оказавшийся в его руках человек или нет. «Услуги» правоохранителей продаются и покупаются, и это еще одна причина, в силу которой никто в России не может зарекаться от тюрьмы. Принудительный труд и домашнее насилие не стали общественными табу.

Несмотря на то, что никто в стране не застрахован от утраты свободы и человеческого достоинства, общество отворачивается от этой проблемы. И это объяснимо.

За годы постсоветских бедствий и в период усиления государства при президенте Путине многие в России научились не видеть унижения достоинства человека вокруг. Это помогает выживать, это понятная защитная реакция. Но проблема в том, что если главной задачей оказывается выживание, то вопрос о том, как жить — в унижении или достоинстве, — уходит на второй план. Следующим этапом развития нашего общества должно стать умение ставить вопрос о качестве жизни, о достоинстве на ту же высоту, что и само право на жизнь.

Автор этого материала — Николай Плотников, историк философии и культуры, получил философское образование в МГУ, где изучал Гегеля, сейчас — научный сотрудник Института славистики и русской культуры им.  Лотмана Рурского университета (Бохум, Германия). 

Когда государственная система исходит из того, что ей позволено все что угодно, человек утрачивает представление о том, что всегда и при любых условиях «его», что неотъемлемо. Осознание человеческого достоинства как чего-то неотчуждаемого в российском обществе, к сожалению, не формируется. Важно понимать, что достоинство — это понятие не только религиозное или философско-этическое. Оно устанавливает абсолютную ценность человеческого существования не абстрактно, а внутри правовой системы. Все правосознание современных западных обществ построено именно на этом.

Краткая история достоинства

Само понятие достоинства возникло еще в античном Риме, но оно было связано с социальным местом его носителя в социально-государственной иерархии. Статусом и заслугами определялась «степень достоинства» (gradus dignitatis) — она была наименьшей у обычного гражданина и наивысшей у родовитого сенатора. Только в стоицизме, у Цицерона, появляется представление, что достоинство — свойство всех людей. Позже эта идея переходит в христианство: любой человек — образ и подобие Божие и в силу этого обладает достоинством.

Попытки выстраивать иерархии людей по степени достоинства, например в меру богоугодности или полезности для государства, предпринимались и позже. По-настоящему современное представление о достоинстве как об абсолютном свойстве человека, которое неотчуждаемо и не подлежит никакой градации, сформулировал Иммануил Кант. В книге «Основоположения метафизики нравов» (1785 год) Кант пишет: все, что может быть заменено эквивалентом, например деньгами, имеет «цену». А то, что эквивалентом заменено быть не может, обладает не ценой, а «достоинством». Человек не может быть объектом, достоинство человека является целью, а не средством для достижения каких-либо целей, это понятие абсолютное. Таков основной принцип кантовской этики.

Формула Канта оказалась настолько удачной, что, будучи сформулированной в XVIII веке, в ХХ веке стала основой многих международных правовых документов и правовой практики европейских демократий.

Впервые понятие достоинства получило отчетливую правовую формулировку во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В 1949 году этот же принцип был провозглашен в первой статье основного закона ФРГ, где говорится: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти». Формулируя этот принцип, авторы немецкой Конституции стремились преодолеть, прежде всего, страшное наследие нацистской Германии. В большинстве других европейских конституций принцип верховенства достоинства человека тоже появился после Второй мировой войны.

Почему мало прав человека

Может возникнуть вопрос: почему недостаточно прав человека, представление о которых было сформулировано тогда же, во времена Канта, — в Декларации прав человека и гражданина, в первый год Французской революции? Зачем нужно еще одно понятие? Думаю, что нужно, и вот почему. С правами человека — например, с правом на свободу выражения мнений или с правом на неприкосновенность частной собственности — связан постоянный процесс обсуждения и разрешения конфликтов. Даже в демократических обществах существуют обстоятельства, которые заставляют конкретизировать права и даже их ограничивают, как, например, в ситуации с запретом на отрицание Холокоста. Бывают условия, при которых государство ограничивает и право частной собственности.

Но когда в законодательство вводится верховенство достоинства, в нем появляется неотменяемая, безусловная формула — недопустимость превращения человека в объект. То есть в средство для удовлетворения чьих-то потребностей, которое не может отказаться от этой роли.

Появление этой нормы не просто в декларациях и хартиях, а в законодательных нормах особенно важно, поскольку тогда достоинство проникает и в правоприменение. В практике Федерального Конституционного суда Германии это так и называется — «объектная формула»: любые действия, превращающие человека в объект манипуляций, запрещены, поскольку нарушают первую статью основного закона ФРГ. Наиболее явные формы превращения человека в объект — это лишение волеизъявления, принудительный труд, пытки.

Более того, даже сам человек не может продать себя в рабство или проиграть свою свободу в карты. В этом смысле человек ограничен в своих поступках и не может лишить себя самоопределения. В 1980-е годы в Австралии было такое странное развлечение — «метание карликов». Люди в пабе бросали людей с дварфизмом — с полного согласия последних — на дальность. Когда это «развлечение» докатилось до Европы, немецкие и французские суды его запретили, ссылаясь на норму о неприкосновенности и неотчуждаемости достоинства человека. Метание было запрещено, несмотря на протесты самих метаемых, которые на этом «развлечении» зарабатывали. Потому что в этой правовой логике человек не может лишить себя достоинства.

Рождаемость вместо достоинства

В российской Конституции тоже есть норма о «достоинстве личности» и есть вытекающий из нее запрет на «пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание» (ст. 21). Но мы видим, что практика этой норме не соответствует. Любая самая прогрессивная конституция ничего не значит, если нет общественного согласия по поводу нерушимости заложенных в нее принципов.

Можно сказать, что на практике в российском публичном пространстве доминирует представление не о достоинстве человека, а о ценности жизни в принципе. К этому сводится позиция религиозных лидеров, которым государственные медиаменеджеры дают возможность обращаться к широкой аудитории с осуждением абортов и культом многодетности. К этому сводится постоянно подчеркиваемая забота государства о жизни как таковой, в частности, установка на борьбу с пропагандой самоубийств.

Президент страны постоянно подчеркивает, что власть заботится о «сбережении народа», понимая под этим материальную сторону жизни граждан, выживание, стимулирование рождаемости. Представители властей напоминают о своей неустанной поддержке семей с детьми, о необходимости индексировать пенсии и регулярно увеличивать минимальную оплату труда. Учитывая низкий уровень социальных выплат, заботы эти скорее декларативны, чем реальны, но именно они на переднем плане официальной публичной сферы.

Важно не забывать и об альтернативном взгляде на человеческое достоинство, который связан с социалистической идеологией. Во второй половине XIX века родоначальник немецкой социал-демократии Фердинанд Лассаль предложил формулу «достойное человеческое существование». Речь здесь идет о том минимуме экономического благосостояния, который необходим человеку для реализации его основных прав. На этой почве вырастает идея социальных прав, которые существуют наряду с политическими. Утверждение этого принципа происходит параллельно в Германии и России: Владимир Соловьев писал о том, что у человека должно быть достаточно времени и средств, чтобы иметь возможность формировать взгляды, участвовать в политической жизни и защищать свои интересы. По сути, это требование минимальных средств к существованию, с которым связана и идея «прожиточного минимума». В 1918 году российские эсеры выдвигали это требование как конституционное, но частью конституции оно впервые стало все-таки в Германии. В 1919 году формула «достойного человеческого существования» была включена в конституцию Веймарской республики.

Если это так, то получается, что одного сохранения жизни необходимо и достаточно: жив человек и хорошо. Как именно жив человек, как проходит жизнь, как на ее качестве сказываются тяжелые болезни, травмы или применение жестких карательных действий или пыток — вопрос, с точки зрения государства, почти незначительный. Между тем нетрудно представить себе, что человек, чье достоинство попрано, предпочитает смерть. Такой человек ставит перед собой выбор — достоинство или жизнь. И выбирает достоинство. Самоубийства тех, кто посчитал свои отношения с российской правоохранительной системой невыносимыми, не единичны. Задача общества в том, чтобы ни один гражданин не оказывался перед таким выбором.

Преступно то государство, в котором человек ставится перед таким выбором, потому что оно разрушает самые элементарные правовые основы жизни людей. Но и общество несет ответственность, если при его молчаливом попустительстве систематически унижается человеческое достоинство.

Идея, что достоинство человека не зависит от его социального статуса, от его поступков и — что особенно важно — от проступков, не стала частью общественного консенсуса. Создать и поддерживать его — задача общества, а не государства. Хорошая новость в том, что законодательному оформлению правосознания, в котором достоинство занимает центральное место, меньше ста лет, в этом отношении Россия отстала не так уж сильно.

Николай Плотников

Абстракция лица человека роялти бесплатно векторное изображение

Абстракция лица человека роялти бесплатно векторное изображение
  1. лицензионные векторы
  2. Лицо векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Стоимость изображения
Плата за изображение $ 39,99 Оплата разовая, регистрация не требуется.
Предоплаченные кредиты $ 30 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).
Оплата
Плата за изображение $ 499
Дополнительные услугиПодробнее
Настроить изображение Доступно только с оплатой за изображение 9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки. ..

  • Идентификатор изображения
    4521719
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    кремень01

человек абстракция роялти бесплатно векторное изображение

Человек абстракция Лицензионное векторное изображение — VectorStock
  1. лицензионные векторы
  2. человек векторов
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка 9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *