Можно ли жить без веры?
Можно ли жить без …
Лягушка, которая барахталась, но не взбила масло
155 369 ответов
Отдаю ребенка отцу…
4 928 ответов
Увеличение пенсионного возраста. Мне страшно
4 026 ответов
Хочу жить в патриархате!
4 018 ответов
Статус жены. Чем он всем так важен?
8 204 ответа
НЕ хозяйстенная и НЕ стыжусь этого 🙂
3 854 ответа
А как вы пережили страшные и голодные 90-е годы?
3 789 ответов
Жены, почему вы обвиняете любовниц, а не себя?
434 ответа
С какой стати считается, что домохозяйкой быть стыдно!?
8 611 ответов
Есть ли бумеранг тем, кто разбил чужие семьи?
321 ответ
24 ответа
Последний — Перейти
#1
#2
#3
#4
Для кого-то вера — как якорь. Заберут у человека этот якорь — он и потерялся, не знает как дальше жить, куда плыть. Например, верил в людей, а люди его жестоко обманули. Шок, трагедия, потеря веры.
У меня такого нет, я ни за что не цепляюсь, отбирать в духовном плане у меня нечего. Нет ничего такого, что смогли бы передо мной развенчать. Я сама короную, сама развенчаю).
Вера ли это? Наверно, нет.
#5
Без кислорода жить нельзя, и без пресной воды
трое суток.
#6
Гость
Вера вере рознь.
Для кого-то вера — как якорь. Заберут у человека этот якорь — он и потерялся, не знает как дальше жить, куда плыть. Например, верил в людей, а люди его жестоко обманули. Шок, трагедия, потеря веры.
У меня такого нет, я ни за что не цепляюсь, отбирать в духовном плане у меня нечего. Нет ничего такого, что смогли бы передо мной развенчать. Я сама короную, сама развенчаю).
Вера ли это? Наверно, нет.
#7
Гость
коротко — можно
Без кислорода жить нельзя, и без пресной воды
трое суток.
#8
#9
13-е привидение
Я думааю, что ни во что не верю. Религия совершенно не мое, а благополучие, любовь и т.п. — это реальные вещи, но только никто не гарантировал их мне лично, тут как повезет.
#10
#11
Raw
Получается вы верите что получите любовь или найдете ее. Это же тоже вера?
#12
#13
#14
Ear
А на чем вы основываете свою жизнь?
Моя умственная жизнь — это с детства вечная неудовлетворенность малостью моих познаний и открытий. Желание проникнуть в суть вещей, увидеть начало всех начал. Какая-то шаткая основа), но уж какая есть.
#15
13-е привидение
Ну, конкретно сейчас мне задумываться о любви, мягко говоря, поздновато, в почти полтос эта тема уже не актуальна))) Когда была молодой — да, надеялась. .. и сейчас на что-то надеюсь в других областях жизни, но по-моему вера и надежда — совсем не одно и то же.
#16
Irre
Ну как по мне, надежда — это что-то такое не уверенное, как бы я предполагаю , но может быть всякое. А вот вера — это фундаментальное, если ты веришь, то никакие обстоятельства не смогут тебя переубедить в этом.
#17
#18
#19
Гость
я верю в победу коммунизма.
#20
#21
Гость
Без веры можно жить. И многие так и живут. Однако, также, есть многие, которые во что-то верят (в бога, в деньги, в светлое будущее или в колдовство).
#23
Эксперты Woman.ru
Осипова Ксения Андреевна
Психолог
5 ответов
Кременецкая Мария
Логопед — дефектолог
14 ответов
Максим Сорокин
Практикующий психолог
836 ответов
Иванова Светлана
Коуч
53 ответа
Никитина Анна Викторовна
Специалист восточных практик
32 ответа
Владимир Титаренко
Фитнес-нутрициолог
38 ответов
Мария Бурлакова
Психолог
284 ответа
Анна Антончик
Женский психолог
76 ответов
-
Мария Синяпкина
Сексолог
40 ответов
Климкова Татьяна
Психолог
80 ответов
#24
Новые темы за сутки:
Стоит ли оставлять на свободе таких «мужчин»?
15 ответов
Может кто-то знает,какой национальности фамилия » Жигло»
2 ответа
Страх.
Держите такие огромные бойцовские породы на цепи1 ответ
Не нравится трезвая жизнь
1 ответ
Способность читать мысли это тупо
6 ответов
Что на такое ответить?
5 ответов
как забыть человека с которым уже не общаетесь?
3 ответа
Люди не признают мой авторитет
6 ответов
Как вы относитесь к аборту?
25 ответов
Навязчивая идея вставать рано
2 ответа
Популярные темы за сутки:
Разочаровалась жизнью за границей,ужасное одиночество
407 ответов
Дети нужны только женщинам?
317 ответов
Что вы скажете про прибалтику?
252 ответа
Почему мужчины возомнили себя царями и думают что им все можно?
164 ответа
Миф о прекрасных мужчинах иностранцах
161 ответ
Почему в России столько разведенных женщин с детьми?
161 ответ
Не хочу замуж вообще
130 ответов
Почему на форуме 35-летних женщин называют старухами?
107 ответов
Как выглядит Дьявол?
100 ответов
Рождённые в 85-93 годы — это самые обделённые?
82 ответа
Следующая тема
Говорят ли нынешние события о конце времен?
23 ответа
Предыдущая тема
Нужна ли обществу мораль?
24 ответа
Женщина без веры жить не может
14 декабря 1908 г.
Батюшка мне не раз говорил, что про него распускают различные клеветы и выдумки, иногда очень смешные и глупые. Например, в Шамордине про Батюшку говорят, что он всякую картошку «описывает», т. е. что он очень скуп и жаден. А это не так, даже совсем наоборот. Теперь я имею возможность видеть его жизнь полнее благодаря тому, что все утро провожу с Батюшкой…
Сам Батюшка довольствуется скитской трапезой, находит ее вкуснее всего, что он кушал в миру, а у него, по его словам, в руках была «вся благая».
Келейная жизнь Батюшки отличается простотой. Также он прост и в обращении с братией.
—Простота была во время первого монашества в обращении Аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же простота была и при наших старцах в нашем скиту. Потом после о. Амвросия и о. Анатолия эта простота стала исчезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь. А я иначе как-то не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват. Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отношения ко всем.
Однако я начал с того, что про Батюшку распускают клеветы. Так вот, однажды Батюшка, только что услышав о себе новую клевету, сказал мне:
— Все может быть. Может быть, вы будете впоследствии духовником. Там вот, я и говорю вам: опасайтесь женского пола, с ними надо быть чрезвычайно осторожным… Так сплетут, так сплетут… и смысла-то никакого нет…
Так говорил и в другой раз:
— С ними, т. е. с послушницами и монахинями, нужно быть осторожным. Мне они жалуются на о. Иосифа, а о. Иосифу — на меня. Однажды мне келейник о. Иосифа и говорит: «Вы, Батюшка, пожалуйста, им не верьте, все врут. Также они у себя в монастыре шатаются по кельям, да занимаются сплетнями… И это постоянно».
Но при этом я должен сделать оговорку, что такое шатание продолжается до той поры, пока она еще не встала на монашеский путь. Как только она встала на монашеский путь, получила монашеское устроение, все это кончается, и она прямо пойдет по рельсам.
15 декабря 1908г.
Батюшка благословил поминать, т. е. записать в свое поминание каждому из нас непрославленных подвижников, известных своею жизнью. «Это великое дело. Не столько они нуждаются в наших молитвах, сколько мы — в их молитвах. И, если мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же».
19 декабря.
Батюшка говорил, что надо знать наизусть тропарь «Заступница усердная» (Казанской Божией Матери) и читать его ежедневно. Затем псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго» читать также ежедневно, а молитву «Богородице Дево, радуйся» утром и вечером читать по 12 раз. Эта молитва имеет также великую силу: ее надо читать каждый час не по одному разу, но о. Амвросий говорил, что «читать за дневные 12 часов — утром, а за вечерние — вечером. Так передайте и брату Ивану…»
Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом, — таким окаменелым и живет. А женщина так не может.
—Вы знаете, какой для меня день 17 декабря?
—Нет.
—В этот день я оставил Казань в 1891 году, чтобы уже более никогда в нее не возвращаться. Сегодня память трех отроков, вышедших из печи невредимыми. И меня Господь сподобил уйти из мира, который тоже есть печь страстей, именно в этот день. Отроки были брошены в печь за то, что не хотели поклониться идолам, поэтому Господь и вывел их из печи невредимыми. Также и мы, монахи, и я, и вы вышли из мира, конечно, потому что не хотели поклониться идолам. А идолы там везде расставлены: идол блуда, идол гордости, чревоугодия и т. д. Будем молить Господа, да сподобит Он нас Царства Своего Небесного. А там красота, которую воистину и «око не виде, и ухо не слыша… и на сердце человеку не взыде»…
Однажды Батюшка с преосвященным Кириллом, пораженные чудным видом в лунную ночь в Казани, невольно перешли к разговору о вечной, нетленной красоте в Царстве Небесном.
—»А там-то как? А там-то как, Павел Иванович?» — говорил преосв. Кирилл. И теперь, конечно, наслаждается он тем, чего мы даже вообразить себе не можем. Блаженная душа… С ним я любил побеседовать. Да вот и с вами поговорить мне все-таки доставляет утешение…
20 декабря 1908г.
Батюшка не раз говорил мне, что к нему приходят «блаженные души». Да и вообще при разговоре употреблял неоднократно это выражение. А вчера Батюшка объяснил мне, почему он называет их блаженными.
—Я их называю блаженными, — говорил Батюшка, — потому что у них есть великое сознание своей немощи, греховности, и при этом сознании — твердая вера в Бога…
А также недавно говорил следующее:
—Был человек богат, стал вдруг нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным. И это поправимо, ибо и с нищим, и с больным есть Христос. А потерять веру — великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры…
21 декабря.
Нужды материальной я никогда не испытывал. Даже напротив, от пелен до смерти дедушки, т. е. до 13-летнего возраста, я жил чуть ли не в роскоши. Кроме того, был любимцем бабушки, да кажется, и дедушки. Одним словом, мне хорошо жилось. Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это меня радовало.
Но хорошо помню один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак: горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я кушаю сладости, в комнате тепло… Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или, голодные, сидят в холодных подвалах…
Помню еще, как-то в Рождественский сочельник, мне было как бы грустно, скучно. Трудно выразить то состояние словами — ничем не хотелось заняться, я ходил из одного угла комнаты в другой…, неудовлетворенность какая-то, но вполне безотчетная. Теперь я думаю, что душа моя жаждала духовного утешения, ибо в церкви я в тот день не был.
Да, чувствительна детская душа, она, хотя и бессознательно, но любит Бога. И блаженны те дети, которых родители учат молиться, говорят им о Боге, читают духовные книги. К таким блаженным детям принадлежал и я…
Я вижу, что все благоприятствовало мне в духовном отношении, поэтому я жестоко отвечу и расплачусь, если не принесу должного плода, ибо «ему же много дано, много и спросится», и «Ведевый волю Господина и не сотворивый, биен будет много…»
23 декабря.
Сегодня ровно год, как мы приехали в Оптину уже для постоянного жительства в скиту, а в скит пришли 24 декабря.
20 числа скончался великий светильник земли русской — протоиерей о. Иоанн Кронштадтский. Скончался на день памяти св. Игнатия Богоносца. До нашего скита весть об этом дошла только 21 декабря. Как только узнали, сейчас же Батюшка пришел в церковь (за вечерней в воскресенье), и была отслужена панихида. После панихиды Батюшка сказал краткое слово об о. Иоанне.
—Он был светильником горяй и светяй: он имел дар высокой внутренней молитвы. Его деятельность была так велика, что только удивляешься, как могло выносить это его слабое тело. И вспоминаются слова апостола: «Сила Божия в немощи совершается».
Замечено, что люди высокой духовной жизни обыкновенно отходят из этой жизни за день памяти такого святого, который в свое время подвизался подобным, сродным подвигом или имел одинаковый с ним дар. Так и о. Иоанн скончался в день памяти св. Игнатия Богоносца, который был родоначальником Иисусовой внутренней молитвы… Помолимся по силе о упокоении его души…
Батюшка привел мне текст из Евангелия:
— Апостол Филипп уверовал в Господа и возвестил благую весть о Христе Нафанаилу, но тот не поверил. А когда Господь сказал ему: «Прежде даже не возгласил тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя…», и он уверовал. Господь, видя веру его, рече ему: «Зане рех ти, яко видех тя под смоковницею веруеши: больша сих узриши…»
Это начало очищения ума, когда человек начинает видеть то, чего прежде не замечал, чего и другие не замечают, чего он даже не предполагал. Господь постепенно снимает покров с внутренних очей.
Вот Георгий-затворник, хотя он и был в глубочайшем затворе, но переписку имел, и вот что однажды писал он:
—Я прежде читал светские книги, но теперь решил не читать; там красивые слова, красивые мысли… и больше ничего. А Св. Писание все тайнами повито… Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. д. — вот то же и в св. Писании:
уразумел человек один смысл, за этим смыслом есть другой, более глубокий, за вторым — третий и т. п. Вот так Господь и просвещает разум Своих подвижников…
24 декабря 1908г.
Ныне день великий и блаженный для меня: мы начали свою жизнь в скиту в числе братии в этот святой день,ождественский сочельник. Да, велика и неизреченна Бо-жия милость ко мне, недостойному. Мое поступление в скит есть великое чудо милости Божией. Итак, сегодня ровно год, как мы в скиту. Богу нашему слава.
25 декабря 1908г.
Сейчас я узнал из разговора братии, что в монастыре во время обедни был пожар на кирпичном заводе, и что недавно скончался скоропостижно о. Илиодор — благочинный. Он служил обедню где-то в деревне, и был даже после обедни, т. е. часа в два, у Батюшки на благословении. Значит он скончался всего несколько часов назад и, как говорят, от разрыва сердца.
28 декабря 1908г.
Как-то Батюшка говорил мне о том, что в Библии, кроме внешней стороны, есть еще и внутренняя, т. е., что помимо голых фактов есть глубокий преобразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека.
Так, например, «Переход евреев через Чермное море» прообразовал собою новозаветное крещение, без которого никто не может войти в Царство Небесное. Этот факт — переход через Чермное море — действительно был… Так вот все это было и составляет внешнюю сторону фактов. А внутренний смысл таков: первое движение Моисеева жезла начертало прямую линию в вертикальном положении, а второе — прямую в горизонтальном положении, ударив жезлом в сторону, повелевая таким движением сомкнуться водам… Обе линии вместе составляют крест.
Понимал ли это Моисей, исполнявший в точности Божий повеления? Надо полагать, что понимал. Вся совокупность этих событий, как я уже сказал, прообразовала таинство крещения. Человек при крещении погружается в воду и оставляет в купели, которую прообразовало Чермное море, всю свою греховность: оттуда выходит совершенно чистым, святым. Таким образом, фараон с воинством означает насилующий человека грех, власть диавола, ибо до крещения, т. е., до искупления человека Христом, все были под властью диавола, независимо от праведности их жизни. Крещением человек освобождается от всего этого, как израильтяне избавились от фараона, выйдя из моря в безопасности от погони…
29 декабря 1908г.
Батюшка при огне с трудом занимается.
—Смотрите, как поздно светает… Кроме того, самые дни-то сумрачные, небо в облаках. Вот за всю зиму два-три дня всего и было ясных. Солнышка нет. Невольно вспоминается знаменитая проповедь о. Иоанна Кронштадтского:
—Смотрите, — говорил он, постукивая пальчиком по аналою, — смотрите, уже не третья ли часть солнца померкла, как это говорится в Апокалипсисе…
Да вот и я помню, хоть и не велика моя жизнь, ясные, светлые дни. Помню, что на Пасху, на Светлый праздник бывала обыкновенно чудная, ясная погода…
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Почему вера без дел мертва?
ГлавнаяМатериалы ИндексСпасениеИстины спасения Вера без дел умерла
Вопрос
Ответ
Иаков говорит: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Вера без дел есть мертвая вера, потому что отсутствие дел обнаруживает неизменную жизнь или духовно мертвое сердце. Есть много стихов, в которых говорится, что истинная спасительная вера приведет к преображению жизни, что вера проявляется в наших делах. То, как мы живем, показывает, во что мы верим и является ли вера, которую мы исповедуем, живой верой.
Иакова 2:14–26 иногда вырывают из контекста в попытке создать основанную на делах систему праведности, но это противоречит многим другим местам Писания. Иаков не говорит, что наши дела делают нас праведными перед Богом, но что настоящая спасительная вера проявляется в добрых делах. Дела не являются причиной спасения; дела являются свидетельством спасения. Вера во Христа всегда приводит к добрым делам. Человек, называющий себя христианином, но живущий в умышленном непослушании Христу, имеет ложную или мертвую веру и не спасен. Павел в основном говорит то же самое в 1 Коринфянам 6:9.–10. Иаков противопоставляет два разных типа веры: истинную веру, которая спасает, и ложную веру, которая мертва.
Многие называют себя христианами, но их жизнь и приоритеты говорят об обратном. Иисус сказал об этом так: «По плодам их узнаете их. Собирают ли люди виноград с терновника или смоквы с чертополоха? Так и всякое доброе дерево приносит добрые плоды, а гнилое дерево приносит и худые плоды. Доброе дерево не может приносить худые плоды, а гнилое дерево не может приносить добрые плоды. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет срублено и брошено в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи», войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: «Господи, Господи, не от твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем мы изгоняли бесов? Разве мы не совершали великие дела во имя твое?» Тогда я торжественно заявлю им: «Я никогда не знал вас. Удалитесь от Меня, делающие зло» (Матфея 7:16–23).
Обратите внимание, что послание Иисуса совпадает с посланием Иакова. Послушание Богу является признаком истинной спасительной веры. Иаков использует примеры Авраама и Раав, чтобы проиллюстрировать послушание, сопровождающее спасение. Простое высказывание мы верим в Иисуса не спасает нас, равно как и религиозное служение. Что нас спасает, так это возрождение наших сердец Святым Духом, и это возрождение неизменно будет проявляться в жизни веры, отличающейся постоянным послушанием Богу.
Неправильное понимание взаимосвязи веры и дел происходит от непонимания того, что Библия учит о спасении. На самом деле есть две ошибки в отношении дел и веры. Первая ошибка — это «легкое вероучение», учение о том, что если человек в какой-то момент своей жизни помолился или сказал: «Я верю в Иисуса», то он спасен, несмотря ни на что. Так и человек, который в детстве поднял руку на церковной службе, считается спасенным, хотя с тех пор он ни разу не проявлял желания ходить с Богом и, по сути, живет в вопиющем грехе. Это учение, иногда называемое «регенерацией через решение», опасно и обманчиво. Мысль о том, что исповедание веры спасает человека, даже если он потом живет как дьявол, предполагает новую категорию верующих, именуемую «плотскими христианами». Это позволяет оправдать различные нечестивые образы жизни: человек может быть нераскаявшимся прелюбодеем, лжецом или грабителем банков, но он спасен; он просто «плотский». Однако, как мы видим во 2-й главе Иакова, пустое исповедание веры, не приводящее к жизни в послушании Христу, на самом деле является мертвой верой, которая не может спасти.
Другая ошибка в отношении дел и веры состоит в попытке сделать дела частью того, что оправдывает нас перед Богом. Сочетание дел и веры, чтобы заслужить спасение, полностью противоречит тому, чему учит Писание. В Римлянам 4:5 говорится: «Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». В Иакова 2:26 сказано: «Вера без дел мертва». Между этими двумя отрывками нет противоречия. Мы оправдываемся благодатью через веру, и естественным результатом веры в сердце являются дела, которые все могут видеть. Дела, которые следуют за спасением, не делают нас праведными перед Богом; они просто вытекают из возрожденного сердца так же естественно, как вода течет из родника.
Спасение — это суверенное действие Бога, посредством которого на невозрожденного грешника изливается «баня возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5), благодаря чему он рождается свыше (Иоанна 3:3) . Когда это происходит, Бог дает прощенному грешнику новое сердце и вкладывает в него новый дух (Иезекииль 36:26). Бог удаляет его ожесточенное грехом каменное сердце и наполняет его Святым Духом. Затем Дух побуждает спасенного человека ходить в послушании Божьему Слову (Иезекииль 36:26–27).
Вера без дел мертва, потому что она открывает сердце, не преображенное Богом. Когда мы возрождены Святым Духом, наша жизнь продемонстрирует эту новую жизнь. Наши дела будут характеризоваться послушанием Богу. Невидимая вера станет видимой благодаря плоду Духа в нашей жизни (Галатам 5:22). Христиане принадлежат Христу, Доброму Пастырю. Как Его овцы, мы слышим Его голос и следуем за Ним (от Иоанна 10:26–30).
Вера без дел мертва, потому что вера приводит к новому творению, а не к повторению одних и тех же старых моделей греховного поведения. Как писал Павел во 2 Коринфянам 5:17: «Кто во Христе, тот новая тварь; старые вещи прошли; вот, все стало новым».
Вера без дел мертва, потому что исходит из сердца, не возрожденного Богом. Пустые исповедания веры не в силах изменить жизнь. Те, кто на словах служит вере, но не обладает Духом, услышат, как Сам Христос говорит им: «Я никогда не знал вас. Удалитесь от Меня, делающие зло» (Матфея 7:23).
Вопросы о спасении
Почему вера без дел мертва?
Подписаться на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:Почему жизнь без веры не имеет смысла?
Я убежденный атеист. Я живу на этой земле почти 38 лет и ни на секунду не верил, что Бог есть. Поэтому я редко осмеливаюсь комментировать веру других. Я принимаю это как нечто, чего я не могу понять. Пришло время людям веры проявить такую же любезность к нам, атеистам.
Верующие слишком часто относятся к тем, у кого нет прав, как к низшим. Лучшие из них будут отстаивать межконфессиональный диалог, объединяя верующих всего мира для общего дела. Но атеисты — это другое племя, где-то внизу, не приглашенное на межконфессиональную вечеринку. У нас даже нет слота на Мысль дня .
Нравится то, что вы читаете? Получите
бесплатно Ежедневная электронная почта UnHerdУже зарегистрированы? Войти
Я считаю, что идея «Нет Бога» так же сильна, как и идея «Бога».
—
Здесь, по адресу UnHerd , Джайлс Фрейзер недавно написал длинную статью, объясняющую, как думают атеисты. У него хватило наглости отвергнуть атеизм — и миллиард его приверженцев — как «нелиберальное вероучение, которое мало способствует делу человеческого процветания». Если бы он сказал то же самое об иудаизме, исламе или даже зороастризме, это вызвало бы возмущение. Но, кажется, мы, атеисты, не против оскорблений.
В программе Radio 4 Sunday нас недавно охарактеризовали как «людей без верований», предполагая, что они никогда не встречали атеистов, не говоря уже о том, чтобы разговаривать с ними.
Как у убежденного, даже набожного атеиста, у меня больше убеждений, чем вы можете поколебать. Центральное место в них занимает моя вера в то, что Бога нет. И именно это центральное, всепоглощающее убеждение в том, что человеческое существование лишено внутренней цели или смысла, мотивирует мою жизнь. Я верю, что идея «Нет Бога» так же сильна, как и идея «Бога».
Без Бога ясно, что это все, что у нас есть. Нет ни после, ни до. Мы заслужили это в лучшем виде не больше, чем заслужили в худшем. Мы существуем и каждый день проживаем свою жизнь на том, что астролог Карл Саган назвал «пылинкой, подвешенной в солнечном луче». 1
Подобно ему, я рассматриваю хрупкость нашей жизни и исключительные обстоятельства нашего существования в безбрежной космической пустоте как напоминание о «нашей ответственности относиться друг к другу добрее, беречь и лелеять бледно-голубая точка, единственный дом, который мы когда-либо знали».
Без Бога нет смысла привязываться к страданию, только острый императив остановить его везде и всегда, где только можно. Нет никакой паллиативной уверенности в том, что миллионы людей умрут в муках и нищете, это часть Божьего плана, просто обязанность действовать до того, как они это сделают. Нет надежды на то, что загробная жизнь принесет мир добрым или наказание жестоким, только безотлагательность справедливости здесь и сейчас. И нет никакой уступки высшей силе, чтобы исправить мои ошибки или неудачи, только моя собственная свобода действий и моя собственная ответственность.
Когда есть только человек, только человек может изменить нашу жизнь.
Одно из величайших выражений момента отступничества было написано викторианским поэтом Артуром Клафом. День Пасхи, Неаполь, 1849 описывает ошеломляющую, катастрофическую потерю веры, когда Клафа внезапно осенило, что «Христос не воскрес». Лишенный своего Бога, Клаф предписывает нам «есть, пить и умирать, потому что мы души лишенных».
Как и Фрейзер, он рассматривает жизнь без Бога как по существу нарциссический опыт, лечащий потерю смысла гедонизмом чревоугодия. Но затем стихотворение дает советы читателям, которые оно конструирует. Женщинам: «Идите в свои дома, своих живых детей берегите / Ваши земные супруги любят». Рыбакам: «Почините старые сети, которые вы оставили бродить / Привяжите сломанное весло, залатайте порванный парус».
В то время как те, кто движим верой, могут найти смысл в молитве, у нас, атеистов, таких каналов нет, и мы должны находить цель в своих действиях.
—
На самом деле это не занятия нарциссических гедонистов. Забота о семье; кормить деревню: это благородные занятия на службе нашего общества. Это единственный способ удовлетворить наше человеческое стремление к цели в отсутствие Бога. В то время как те, кто движим верой, могут найти смысл в молитве или постоянном созерцании божественного, мы, атеисты, не имеем таких открытых каналов и должны находить цель в своих действиях.
Фрейзер ошибается. Миллионы атеистов каждый день вносят свой вклад в «человеческое процветание». И в отличие от тех, кто руководствуется религиозными мотивами, они делают это без надежды на вечную награду. Конечно, эгоистичных и жестоких атеистов много, как и тех, кто использует религию в аморальных целях. Но даже те, чья религия побуждает их совершать великие дела милосердия, ничем не лучше атеистов, делающих добро. Безусловно, более впечатляюще помогать другим в мире, где нет Бога, чем помогать другим в мире, где Бог под рукой, раздавая награду вечной жизни.
Вера говорит нам, что есть нечто большее, чем здесь и сейчас, что имеет значение и имеет большее значение. Возможно, это самая успешная техника, разработанная людьми для терпимости к ужасам человеческого существования, которые атеизм делает невыносимыми. Неудивительно, что религия кажется полезной для нашего психического здоровья: она облегчает чувство вины, если за все отвечает Бог. Вот почему религия может выступать и использовалась для выдвижения аргументов против прогресса, аргументов в пользу принятия ужаса вместо того, чтобы бросить ему вызов.
Вера, пожалуй, самая успешная техника, разработанная людьми для терпимости к ужасам человеческого существования, которые атеизм делает невыносимыми
—
Миллиардам людей вера придает жизни смысл. Но с предположением, что в атеизме нет смысла, нужно положить конец. Исследовательский фонд Pew Research Trust показал, что даже в глубоко религиозных США атеисты, скорее всего, испытывают «глубокое чувство удивления миром».