Человек и его интеллект: Интеллект, его виды и характеристика | Учебно-методический материал по психологии (11 класс) по теме:

10 видов интеллекта и их функции в психологии

Содержание статьи

Некоторые молодые люди полагают, что в старости они лишатся рассудка, превратятся в сумасшедших старичков, потеряют память и, возможно, забудут свое собственное имя. Больше всего молодежь пугает то, что эти процессы необратимы. К счастью, все описанные явления нельзя назвать правдой. Интеллект человека являет собой довольно пластичный материал, который способен увеличиваться, развиваться и расти всю жизнь. Но для этого человеку следует соблюдать одно условие – проводить постоянные тренировки для своего мозга.

Мышление и интеллект человека

Роль интеллекта

Интеллект играет важную роль в жизни человека. Без него личность не сможет достигать намеченных целей, адаптироваться в социальной среде и добиваться успеха. Всем известно, что умный человек способен справиться практически с любыми жизненными трудностями. Так ли это? Ожидает ли умного человека успех в любой его деятельности?

Пример

Рассмотрим пример. Человек, признанный музыкальным гением, вряд ли хорошо разбирается в математике или способен ориентироваться на незнакомой местности.

Некоторые люди полагают, что развитый интеллект позволяет добиться финансовых успехов и стать влиятельным бизнесменом. Это не совсем так. Интеллект можно условно разделить на 10 частей, каждой из которых соответствует то или иное умение.

Человек редко бывает одарен равным количеством всех видов интеллекта, как правило, один из них доминирует, другие выражены в меньшей степени. Например, у музыканта хорошо развито творческое мышление, а пространственное или физическое – слабо. Для достижения цели в любом деле рекомендуется развивать подходящий тип интеллекта. Ни одна формула успеха не поможет человеку достичь цели при отсутствии определенных навыков мышления.

Виды интеллекта в психологии

Интеллект человека — это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для реализации своих планов и осуществления текущей деятельности. На самом деле человек может быть гением в научной области, не умея общаться, рисовать или налаживать контакты с другими людьми.

В психологии интеллект классифицируется на 10 базовых разновидностей.

Пространственный тип

Люди с пространственным мышлением способны визуально оценивать расстояние от одной цели до другой с поразительной точностью.

Они легко ориентируются в незнакомых местах и с легкостью создают в воображении различные объемные фигуры.

Пространственным интеллектом наделены люди, выбравшие профессию архитектора, дальнобойщика, хоккеиста и т.д.

Социальный тип

Названная разновидность интеллекта подразумевает наличие ораторских способностей, умение общаться с людьми, сопереживать им, быстро находить друзей и единомышленников и пр.

Людям с социальным мышлением собеседники оказывают доверие (иногда незаслуженное), больше прощают, слушают его речи внимательно и не прерывают монологи.

Интеллект социального типа хорошо развит у политиков, ораторов, телеведущих и пр.

Математический тип

Эти люди свободно решают сложные тригонометрические и математические задачи, оперируют цифровыми и логическими данными, производят сложнейшие вычисления и т.д.

Зачастую такие люди не могут свободно общаться или налаживать контакты с людьми.

Математическим интеллектом наделены любители точных наук, а также детективы.

Личностный тип

Человек с развитым личностным мышлением прекрасно справляется с самореализацией и самопознанием, имеет позитивные взаимоотношения с самим собой, способен адекватно и полноценно оценивать свои возможности.

Он хорошо понимает свои чувства, эмоции и мысли.

Люди с названным видом интеллекта чаще всего становятся психологами.

Физический тип

Хорошо развитый физический интеллект позволяет личности искусно владеть своим телом и применять его физические способности в нужном направлении.

Названный тип интеллекта присущ спортсменам.

Духовный тип

Люди с духовным типом интеллекта наделены сочувствием и состраданием, они привыкли уважать интересы других членов общества и заботиться о них.

Личность с доминирующим духовным интеллектом редко думает о своих желаниях, понятие эгоизм для нее чуждо.

В большинстве случаев такие люди работают социальными или медицинскими работниками, либо занимаются волонтерской деятельностью.

Сексуальный тип

Личность с развитым сексуальным интеллектом прекрасно ладит с противоположным полом.

Такие люди знают, как понравиться своему собеседнику и сделать так, чтобы он был увлечен.

Сексуальный интеллект редко бывает доминирующим, однако если он развит достаточно, то человек чаще всего бывает счастлив в своем браке.

Чувственный тип

Такие люди умеют органично пользоваться всеми органами чувств.

Для успешной работы в выбранной отрасли человек должен постоянно развивать свои органы чувств, только регулярные тренировки помогут ему стать настоящим профи своего дела.

Чувственный интеллект необходим для повара, музыканта, художника, парфюмера и пр.

Творческий тип

Творческие люди всегда оригинальны, они способны создавать что-то новое и рассматривать интересующие их вопросы с разнообразных точек зрения. Они часто бывают непредсказуемыми.

Мыслительные процессы личности с творческой разновидностью интеллекта чаще бывают ассоциативными и непривычными для других людей.

Творческое мышление подходит для выбора таких профессий: певец, художник, актер, кулинар и пр.

Речевой тип

Люди с развитым речевым интеллектом имеют большой словарный запас, они с легкостью выстраивают самые сложные предложения, и высказывают свои мысли понятным языком.

Они способны улавливать связи между понятиями и словами, им легко дается изучение иностранных языков.

Речевой интеллект присущ лингвистам, переводчикам, дикторам, ведущим и пр.

Выбор профессиональной деятельности

При выборе профессиональной деятельности важно учитывать свой тип интеллекта. Доминирование одного вида мышления не является обязательным, в человеке могут быть развиты несколько видов интеллекта, отлично дополняющих друг друга.

0 0 votes

Рейтинг статьи


Не только IQ – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Интеллект — часто употребляемое понятие, однако определить его с научной точки зрения не так просто. Существуют и противоречия в подходах к измерению интеллекта. О том, как сейчас учёные понимают и изучают человеческий интеллект, прошла дискуссия на когнитивном семинаре НИУ ВШЭ «Изучение интеллекта: современный взгляд». В нём в качестве экспертов приняли участие научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС Никита Логинов и старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики ПИ РАО Илья Захаров.

Определение есть, вопросы остаются

Семинар впервые прошёл в форме академических дебатов, на которые были приглашены два эксперта. Первый вопрос учёным касался определения интеллекта. Самое простое, «более или менее обширное определение», как отметил Никита Логинов, заключается в том, что интеллект — это некоторая общая способность, которая маркируется уровнем успешности в решении типовых задач, имеющих только один верный ответ. Экспериментальная когнитивная психология, по его мнению, практически не использует это понятие, во многом потому, что оно является не самым удобным плацдармом для объяснения того, как люди собственно решают эти задачи.

Эксперт напомнил, что психолог Уильям Джеймс при попытке описать, как устроено мышление человека и как люди решают задачи, обращал внимание на две основные черты, позволяющие объяснить мышление. Это запас знаний человека и проницательность — умение выделить нужную информацию из всей возможной. Но на сегодняшний день такой подход, конечно, устарел. Проницательность, как характеристика, объяснительного потенциала не несёт, собственно, как и понятие интеллекта.

 

Илья Захаров акцентировал внимание на том, что современный психометрический  научный подход к интеллекту позволяет его рассматривать в том числе, как то, что определяется тестами.

«Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта». Это определение, ставшее впоследствии расхожим мемом, дал американский психолог Эдвин Боринг.

Захаров отметил, что знаменитая фраза Боринга имеет продолжение — учёный писал, что это узкое определение, которое необходимо для того, чтобы начать обсуждать понятие дальше. При этом на самом деле есть определение, которое сегодня считается, пожалуй, основным и ключевым. Сформулировали его в 1997 году 52 именитых исследователя интеллекта.

Звучит оно так — интеллект можно рассматривать как некоторую общую способность, которая включает в себя в том числе способности размышлять, планировать, решать задачи, думать абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на основании опыта.

Тем не менее вопрос — что такое интеллект — остаётся открытым для учёных. Даже под определением, принятым в 1997 году, подписались отнюдь не все исследователи, которым было направлено соответствующее предложение.

Сегодня, как рассказал Илья Захаров, существуют теории, которые опираются на то, что интеллект — это некая статистическая сущность, которая выделяется с помощью тестов. И есть часть исследователей, считающих, что интеллект — это не обязательно физиологическое, но тем не менее эмерджентное свойство, которое возникает, когда происходит объединение разных способностей.

Понятие эмерджентности заключается в появлении у системы свойств, не присущих её элементам в отдельности. «Соответственно эти способности за счёт их частого использования начинают быть ближе друг к другу, одни способности развивают другие и т.д. В результате у взрослых людей получается довольно общая способность, которую можно называть интеллектом», — пояснил Илья Захаров.

К характеристикам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят: объём рабочей памяти, способности к прогнозированию, орудийной деятельности, логике, многоуровневую иерархию системного отбора ценной информации и т.д..

Как измерить интеллект?

Одна из важных проблем в исследованиях интеллекта — как его измерять и изучать. Об этом был второй вопрос экспертам, которые разошлись во мнениях относительно современных тестов для измерения интеллекта.

Измерять интеллект позволяют надёжные психометрические инструменты, считает Илья Захаров. Современная трёхуровневая теория интеллекта Кеттела — Хорна — Кэрролла предполагает, что у человека есть наиболее общие способности, способности среднего уровня и частные способности. «Соответственно, если взять определенное количество методик, измеряющих конкретные способности —  например, запоминать те или иные типы заданий, или зрительную способность, которая позволяет распознавать необычные особенности образов — то можно, получив большое количество измерений, всё сложить в некоторый общий интеллект», — пояснил эксперт, отметив, что в любом случае измерение строится от частностей к выделению некоторого общего фактора.

В рамках теории психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизованный. Первый включает способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы опыта. А второй — накопленный опыт и умение использовать усвоенные знания и навыки.

Никита Логинов считает, что тесты можно использовать для большого количества прикладных задач. «Но, с точки зрения науки, на мой взгляд, они имеют ограниченную ценность. Даже если это очень крутая и супернадёжная линейка тестов, которая измеряет некоторую устойчивую характеристику и величину, совершенно не понятно, что же именно она так устойчиво изучает и измеряет», — поделился эксперт своим мнением, добавив, что тем не менее есть несколько возможных подходов.

Самый распространённый предполагает, что задача представляет собой некоторый взаимосвязанный набор источников сложностей, с которыми человек должен справиться, преодолеть их для того, чтобы её решить. «Можно выделить эти источники сложности, реконструировать психологические механизмы, которые необходимы человеку для того, чтобы с ними справиться. И, соответственно, теоретически описать, как это работает», — пояснил учёный.

Вопрос, как это работает, по его мнению, принципиально важен. «Анализ задач с точки зрения сложностей и механизмов их преодоления — основной, на мой взгляд, подход, который является наиболее продуктивным, чтобы показать, как именно устроено интеллектуальное поведение, и что лежит в его основе», — отметил он.

Какое отношение тест IQ имеет к интеллекту

IQ (коэффициент интеллекта), часто ассоциируется с понятием интеллекта. Однако насколько тесты, измеряющие IQ, характеризует в целом интеллект человека — большой вопрос.

В зависимости от того, какие тесты на IQ используются, они могут измерять разные вещи — не только логические способности, как пояснил Илья Захаров, но и, например, словарный запас или рабочую память.

Этот показатель может быть довольно удобным, по мнению Никиты Логинова, например, в случае межгруппового экспериментального плана. «Например, надо проконтролировать, действительно ли группы —  экспериментальная и контрольная —  не отличаются по каким-то ключевым характеристикам. И мы не понимаем в начале, какие это должны быть характеристики. Есть только некоторый условный набор характеристик, которые можно было бы проверить. Поэтому, использование показателя IQ вполне возможно использовать в качестве методического подстраховочного приёма в проведении фундаментальных научных исследований», — считает учёный.

Тем не менее, по его мнению, с точки зрения теории не очень понятно, что за этим показателем скрывается, кроме общего уровня достижений, когда человек просто за определенное количество времени справляется с некоторым классом задач. Логинов также отметил, что есть альтернативы тесту IQ, не заменяющие, а скорее дополняющие его. «В рамках современных исследований когнитивных искажений и в целом процесса принятия решений, последователи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана показывают, что можно, используя определенную батарею заданий, рассчитывать немножко другой показатель, который называется коэффициентом рациональности», — рассказал он.

Идея и логика этого коэффициента опирается на теорию двух систем. В своей книге «Думай медленно. Решай быстро» Канеман выделяет в психике человека две системы. Система 1 срабатывает автоматически и очень быстро, почти не требуя усилий и не давая ощущения намеренного контроля. Система 2 выделяет внимание, необходимое для сознательных умственных усилий, в том числе для сложных вычислений.

Также читайте

Тесты IQ, как отметил эксперт, в основном предполагают оценку успешности и результативности системы 2. «Тем не менее в повседневной жизни мы не всегда понимаем, когда нам нужно вести себя аналитически медленно и эффективно, а когда достаточно какого-то быстрого автоматического решения. Предполагается, что коэффициент рациональности позволяет учесть ещё и то, что человеку, помимо всего прочего, нужно понять, какую стратегию переработки информации лучше использовать», — пояснил Никита Логинов.

Илья Захаров отметил, что коэффициент интеллекта — конкретное психометрическое понятие и, по его мнению, IQ можно считать синонимом общего интеллекта, но в то же время не стоит его и переоценивать. «С одной стороны, это полезная вещь, которая позволяет что-то предсказывать. С другой — важно делать огромную поправку на то, что современная психологическая наука даже там, где умеет что-то предсказывать, делает это очень плохо и только на групповом уровне. То есть с помощью этого теста можно сузить воронку, с которой целесообразно дальше работать. Например, можно отобрать из 10 000 людей 1000 потенциальных участников олимпиад и уже их готовить к испытаниям», — отметил эксперт.

Он тут же обратил внимание на этический аспект. «Важно понимать, насколько вообще измерение человека этично, не рождает ли оно какие-либо опасности с гуманистической точки зрения. Это тема для огромной дискуссии».

Разница между мышлением и интеллектом

Ещё один вопрос к экспертам в ходе семинара касался концептуальной разницы между мышлением и интеллектом. Самый простой подход, как пояснил Никита Логинов, заключается в том, что мышление  —  это процесс, динамическая сущность. А интеллект — некоторая устойчивая характеристика, не динамическая, и в этом смысле прямо противоположна мышлению.

Илья Захаров отметил, что в случае изучения мышления исследуются характеристики конкретной задачи — то есть изучается задача и психика. А а в случае изучения интеллекта речь идёт в большей степени про стабильность конкретного человека в разных задачах.

В ходе семинара исследователи также задавали друг другу вопросы. Один из них — от Ильи Захарова — затронул тему мышления как процесса — могут ли у него быть стабильные характеристики для конкретного человека?

Одной из такой характеристик может являться объём рабочей памяти, считает Никита Логинов. Хотя и сложно сказать, насколько подобные характеристики относятся к мышлению, тем не менее, как пояснил эксперт, они учитываются, когда речь идёт о решении задачи. «Есть огромное количество исследований, которые показывают, что объём рабочей памяти является хорошим и надёжным предиктором успешности решения задач», — рассказал учёный. Также, как он отметил, сюда можно отнести горизонт планирования.

Другая интересная тема касалась более практической плоскости, а именно — какие знания из исследований мышления могли бы использоваться для прогнозирования чего-либо о человеке?

Никита Логинов рассказал, что в области изучения процесса решения задач есть исследования феномена экспертности. Их цель в определении различий между экспертами, которые долго занимаются какой-нибудь деятельностью, и новичками. «Понимая кое-что про репрезентацию — представление о решаемой задаче, и как она устроена у экспертов и новичков, можно буквально предсказать, какие будут ошибки, и чем они будут принципиально отличаться», — пояснил учёный.

Разница, в первую очередь, в стратегиях решения и в метакогнитивной регуляции. У экспертов она побогаче и несколько иначе устроена, чем у новичков. Исследования подтверждают, что, например, опытные судьи и начинающие юристы несколько по-разному могут представлять себе модель ситуации, которую они выстраивают на основе разных свидетельств, улик и т. д.

Отсюда следующий вопрос — всех ли можно научить быть экспертами? Однако психология мышления на сегодняшний день таких вопросов не задаёт, прокомментировал Никита Логинов. Речь скорее идёт о том, за счёт чего можно кому-либо стать экспертом. Очень многие исследования описывают групповые различия, а на уровне индивидуальных различий пока возникают сложности с описанием и, соответственно, прогнозированием.

IQ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 16 ноября, 2021 г.

Все материалы автора

Репортаж Когнитивные науки


Верный человек развивает свой интеллект.

Начало из Книги Братства на этой неделе:

Вера требует знаний . Бог дал нам ум и ожидает, что мы будем использовать его. Поэтому…

Верный человек развивает свой интеллект.

Книга Fraternus, том 1 из 3, стр. 38.

Отдых, чтение и памятование о том, что такое человек

Автор: Джейсон Крейг информация. Большая часть этого, кажется, находится в форме того, что мы называем «данными», но есть также двусмысленное слово «контент», который заполняет наши экраны и серверы. Но, как это ни парадоксально, наши океаны информации сделали нас более мелкими в мышлении . Мы накапливаем факты, но не впитываем истину. Для христианина это не вариант. Жизнь нельзя свести к фактам, она должна созреть в любви к мудрости. Мудрость добывается с трудом, но только глупцы пренебрегают ею (Притчи 1:7). Мы понимаем интеллект как дар от Бога, и Он ожидает, что мы будем использовать этот дар. Безусловно, разум — это больше, чем инструмент для расшифровки данных, чтобы доминировать над миром и принимать решения об инвестициях.

Как сказал св. Павел, самый путь отвержения мира — это взращивание интеллекта, который ведет к познанию воли Божией:  «Не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь  обновлением ума вашего , дабы вы могли познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

И «разум» больше, чем физический мозг. Человеческий интеллект — это настоящий мост между душой и телом, между небесной и земной реальностью. Наш разум и воля — это то, что мы разделяем с ангелами и Самим Богом — разум отличает человека от зверей. И хотя разум помогает нам добывать предметы первой необходимости, такие как пища и кров, эти «низшие вещи» не являются его основной пищей. Разум жаждет истина,  благородство жизни . И да, истину можно «применять», но это не обязательно, чтобы быть достойной нашего внимания.

Не думайте, однако, что это означает, что у нас есть еще одно дело, которое нужно добавить к и без того напряженному графику. Верно и обратное. Научиться учиться часто означает научиться отдыхать .

Истина для отдыха

Йозеф Пипер, известный своими работами о досуге и реализме, отмечает, что когда Бог дал заповедь о субботе, Он повелевает нам « помни  Шаббат и святи его». Одно это слово говорит нам о том, что до того, как появились заповеди и законы субботы, в этом божественном покое было что-то предсуществующее, что-то, что было заложено в нас, как людей, и, по-видимому, что-то, что мы можем забыть.

При сотворении мира интересно, что Бог творит человека по Своему образу и подобию на шестой день, , а затем «отдыхает» , на седьмой. Божья «суббота» происходит вслед за сотворением человека, почти так же, как Его первым действием в качестве нашего Отца было показать нам что-то существенное для того, чтобы быть сотворенными по Его образу. В субботу, когда Бог и человек «отдыхают» вместе, творение продолжает свою работу — волны продолжают разбиваться, птицы продолжают летать, а солнце продолжает свой марш. Другие твари подобны нам в том, что они твари, но они не подобны нам в том, что созданы по образу Божию и способны войти в Его жизнь, войдя в Его покой. «Ибо мы, уверовавшие, входим в тот покой» (Евреям 4:3).

Это говорит нам о том, что существует связь между человеком, обладающим интеллектом и волей, и человеком, которому приказывают отдыхать. Мы разделяем бремя телесного труда с другими созданиями, но у нас есть особая свобода в том, что мы можем иметь наши тела на земле, а наши мысли на небесах. Таким образом, кажется, что часть дара субботы состоит в том, чтобы напомнить нам, что, хотя земные заботы законны, они не являются конечной целью человека и должны быть «поставлены» на свои места, иначе они лопнут и не затопят все наше существование. . Пайпер назвал это «миром тотальной работы», где работа становится целью и единственным занятием человеческих способностей, когда «режим работы» становится нашим единственным способом. Мы были созданы не только для этого, что, кажется, является частью причины, по которой Бог повелевает нам давать отдых нашим телам и занимать наши души. Как еще сказал Пипер, человек работает, чтобы иметь досуг (отдых), у него нет досуга, чтобы у него была энергия, чтобы вернуться к работе. Работа создана для человека, а не человек для работы.

Новое смелое удовольствие

В наши дни мы живем между удовольствием и пользой. «Работай усердно и играй усердно» — таков девиз, который почти не оставляет места для размышлений, когда просыпается наш интеллект, как предполагается в заповедях о субботе. Усердная работа фокусируется на вещах, которые, вероятно, заслуживают внимания, хотя, возможно, в наши дни это доходит до крайности. Кажется, что усердно играть означает предаваться удовольствиям, чтобы как бы «сбалансировать» суровость работы. Это просто не человеческий подход к вещам. Нил Постман считал, что поиск удовольствий был серьезным искушением, которое привело бы нас не только к глупости, но и к тому, чтобы нас контролировали из-за нашей неспособности регулировать себя и направить себя на полезное обучение. Вот его сравнение 9 Оруэлла.0027 1984 и Хаксли Дивный новый мир, который, по его мнению, лучше показал нам, что именно наша «любовь» к удовольствиям погубит нас:

Оруэлл опасался тех, кто запретит книги. Чего Хаксли боялся, так это того, что не было причин запрещать книгу, потому что не было никого, кто хотел бы ее читать. Оруэлл боялся тех, кто лишит нас информации. Хаксли боялся тех, кто даст нам так много, что мы дойдем до пассивности и эгоизма. Оруэлл боялся, что от нас скроют правду. Хаксли боялся, что правда утонет в море неуместности. Оруэлл боялся, что мы станем порабощенной культурой. Хаксли боялся, что мы станем тривиальной культурой, озабоченной чем-то вроде чувств, оргий-порги и центробежных шмелей. Как заметил Хаксли в книге «Возвращение в дивный новый мир», сторонники гражданских свобод и рационалисты, всегда готовые выступить против тирании, «не смогли принять во внимание почти бесконечную тягу человека к развлечениям». В 1984, добавил Хаксли, людей контролируют, причиняя им боль. В «О дивный новый мир» ими управляют, причиняя удовольствие. Короче говоря, Оруэлл опасался, что то, что мы ненавидим, погубит нас. Хаксли боялся, что то, что мы любим, погубит нас.  (От  Развлекаемся до Смерти )

Этимология слова «развлечение» на самом деле показывает, что оно противоположно глубокому размышлению. Буквально это означает «отвлекать музу», муза — это та, которая размышляет. Кажется, первоначально он использовался как военный термин для отвлечения внимания солдата противника. Сообщение: вы не можете бороться с влиянием мира, пожирая мусор и отвлекаясь.

Когда дело доходит до развития интеллекта, то ничто не заменит отдых и чтение. Святой Павел говорит филиппийцам: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что приятно, что похвально, что только есть добродетель и что похвально, подумайте об этом » (Флп. 4:8). Разум должен есть. Нам нужно читать. В других переводах Филиппийцам 4:8 говорится: «Наполняйте свои мысли» этими вещами. В моем любимом переводе Рональда Нокса говорится: «Пусть эти вещи будут аргумент твоих мыслей », намекая на своего рода внутренний разговор о благородных вещах. Вероятно, у многих из нас в мыслях были «аргументы», которые были нечестивыми — способы, которыми мы могли бы обратить оскорбление в ответ на врага, способы показать нашему супругу, что мы были правы, или планы получить больше похвалы от человека. Но Нокс, вероятно, имел в виду диалог, который может происходить внутри нас между разумом, совестью и Богом.

Размышление о хорошем, истинном и прекрасном не только дает нам приятные для размышления мысли, но и действует как уникальное средство общения с Самим Богом. Вот почему верный человек развивает свой интеллект.

И еще…

И из катехизиса…

«Вера  ищет понимания »: в вере присуще желание верующего лучше узнать Того, в Кого он поверил, и лучше понять что Он открыл; более глубокое знание, в свою очередь, вызовет большую веру, все больше воспламеняющуюся любовью. Благодать веры открывает «очи сердец ваших» к живому пониманию содержания Откровения, то есть всей совокупности замысла Божия и тайн веры, их связи друг с другом и со Христом, центром раскрытая тайна. «Тот же самый Святой Дух постоянно совершенствует веру Своими дарами, чтобы Откровение можно было понимать все глубже и глубже». По словам св. Августина, «верую, чтобы понять; и я понимаю, лучше верить».

Христианская философия 45

Христианская философия 45
 JMC: христианская философия / Луи де Пуасси

Глава II.
Обязанности человека перед самим собой.

ИСКУССТВО. I. ОСНОВА ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО СЕБЕ.

13. Основа обязанностей человека по отношению к самому себе лежит в совершенстве и совершенствовании его природы.

— Бог дал человеку природу великого совершенства; поэтому человек обязан, чтобы соответствовать порядку, уважать совершенство и достоинство своей природы. И поскольку Бог сделал эту природу способной к совершенству, человек обязан стремиться к совершенству.

14. Высший принцип всех обязанностей человека по отношению к самому себе: возлюби себя хорошо регулируемой любовью. — Человек должен любить себя, но любовью, соответствующей порядку. Эту заповедь упорядоченной любви к себе можно выразить так: Человек обязан сохранять и совершенствовать себя для достижения своей последней цели.

ИСКУССТВО. II. — ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД СВОЕЙ ДУШЕЙ.

15. Человек обязан взращивать свой интеллект, прилагать усилия к изучению тех истин, знание которых необходимо ему для достижения своей последней цели. — Человек создан для познания истины; но он не может достичь истины без труда и развития своего ума; поэтому он обязан этому труду и возделыванию. Есть некоторые истины, которые должен знать каждый человек, чтобы достичь своей цели; есть другие более абстрактные и более сложные, которые необходимы при определенных условиях. Каждый человек обязан приобрести первое; последнее должно быть известно настолько, насколько этого требует занятость или обязанности. Обязанность развивать интеллект налагает также обязанность развивать сенсорные способности, совпадение которых необходимо для развития самого интеллекта. Из обязанности человека развивать свой интеллект мы заключаем, что неверно вместе с Ж. Ж. Руссо считать, что прогресс искусств и наук естественным образом ведет к испорченности человека. Но столь же абсурдно смотреть на прогресс искусств и наук как на средство от всех зол человечества. Опыт и разум показывают, напротив, роковые последствия интеллектуального развития без равного нравственного развития.

16. Обязанности взращивания интеллекта соответствуют права на обучение и обучение. — Интеллектуальная культура приобретается только обучением, которое достигается главным образом путем обучения. Таким образом, право преподавания вытекает из права быть наставленным, а оно, в свою очередь, вытекает из обязанности развивать интеллект. Но их, как и все права, следует держать в рамках порядка. Если они выходят за эти пределы, то вырождаются в мнимые свободы, такие как так называемая свобода мысли, свобода печати, свобода исследования, свобода совести, свобода вероисповедания и т. философы, представляют собой не право, а истинное нарушение права, и поэтому должны быть наказаны гражданскими судьями, как только они проявят себя в любом открытом действии, наносящем ущерб благу общества. {1}

17. Человек обязан так совершенствовать свою волю, чтобы сделать ее сильной и постоянной в исполнении долга.

— Воля всегда должна действовать согласно порядку, чего бы это ни стоило, ибо порядок абсолютен и неизменен. Но очевидно, что воля может оставаться непреклонной в исполнении долга лишь постольку, поскольку она наделена силой и постоянством, словом, насколько она совершенствуется добродетелью. А так как есть четыре вида моральной добродетели, необходимые для совершенства воли, то человек должен стремиться приобрести их, чтобы к благоразумие он может справедливо судить, что следует делать, а чего избегать, и это интеллектуальная операция; по правосудию он может воздать каждому по заслугам; с помощью стойкости он может усилить чуткий аппетит к преодолению трудностей; с помощью умеренности он может держать его под контролем и регулировать его тенденции. Претензия таких современных реформаторов, как Фурье (1772—1837) и Сен-Симон (1760—1825), на то, что человек может свободно следовать всем своим наклонностям, столь же аморальна, сколь и противоречит разуму.

ИСКУССТВО. III. — ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО СВОЕМУ ТЕЛУ.

18. Человек обязан следить за сохранностью своего тела. — Человек не может исполнить свое предназначение в этой жизни без своего тела; поэтому он должен следить за его сохранением. А так как здоровье тела необходимо для развития душевных способностей и выполнения многих человеческих обязанностей, то отсюда следует, что человек должен благоразумно заботиться о своем здоровье, чтобы он сохранял его, соблюдая правила умеренности и трезвости. , и восстанавливать его, когда он был нарушен.

19. Самоубийство есть преступление против природы, против общества и против Бога. — Каждое существо естественным образом уменьшается от смерти. Этот страх смерти является, следовательно, универсальным инстинктом. Следовательно, человек нарушает законы природы, когда лишает себя жизни. В то же время он ущемляет права общества, которое он лишает помощи, оказываемой одним из его членов, и вторгается в область справедливости, к которой только и относится наказание за преступление. Наконец, самоубийство нарушает права Бога, который является единственным хозяином жизни и сделал ее средством достижения предназначения человека.

Поэтому человек, губящий свою жизнь, разрушает замыслы Бога в отношении себя и присваивает себе верховную власть Хозяина жизни.

20. Доводы в пользу самоубийства беспочвенны. — Некоторые философы, в том числе Ж. Ж. Руссо (1712-1778) и д’Гольбах (1723-1789), пытались извинить самоубийство. Говорят, что иногда жизнь представляет собой такое несчастье, что инстинкт подсказывает нам покончить с ним; что обществу не наносится вред, когда тот, кто лишает его жизни, является бесполезным членом; что он неизменно теряет свое право на несчастного, который устал от жизни; и что Сам Бог дает средство от несчастья в возможности для каждого человека покончить с собой. Опуская нелепости, содержащиеся в этих утверждениях, мы можем опровергнуть их, сказав: 1) жизнь никогда не бывает несчастьем, поскольку даже в величайших невзгодах человек всегда может стремиться к высшему благу и увеличивать сумму своих заслуг и соответствующих им наград; (2) Предоставление одному несчастному права лишить себя жизни означает предоставление равной власти всем; таким образом, весь порядок был бы разрушен самим законом природы.

21. Естественный закон не всегда запрещает действие, которое косвенно ведет к смерти, ибо в некоторых случаях это акт добродетели и даже долга.

{2} — Естественный закон запрещает любое действие, которое косвенно ведет к смерти, когда действие намеренно направлено на разрушение жизни. Но когда такое действие совершается по воле блага, превосходящего жизнь, тогда человек не столько желает лишить себя жизни, сколько позволяет ее взять, и он не нарушает естественного закона. Кроме того, подвергнуть себя смерти часто является обязанностью, налагаемой правосудием, или, по крайней мере, актом героизма, вдохновленным милосердием, и служит славе его творца.

22. Практика умерщвления плоти, чтобы подавить страсти и облегчить контроль разума над чувствами, соответствует естественному закону. — Некоторые философы заклеймили аскезу жизни и умерщвление умерщвления святых как противоречащие естественному закону. Но это неверно, ибо опыт доказывает, что умеренные аскезы не вредят здоровью; напротив, они очень помогают сохранить его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *