Конструктив — Психологос
Фильм «Семнадцать мгновений весны»
Остановитесь, крик не довод. У вас есть какое-нибудь конкретное предложение? Критиковать легче, чем выдвинуть конкретную программу действий.
скачать видео
Конструктив, конструктивный подход — то, что ведет к решению, это действия или реакции, направленные на решение затруднений, нормализацию отношений, улучшение ситуации. Конструктив отвечает на вопрос «Что делать?» (чтобы спасти, улучшить или исправить). Позитив может быть без конструктива, конструктив без позитива не бывает. Позитив — уровень до конструктива…
Противоположность конструктива — деструктив. Когда человек ругается, переживает, задает риторические вопросы или занимается непродуктивным поиском виноватых — делает все что угодно, что отнимает время и лишает людей деятельной собранности — это деструктив. Как правило, конструктив устремлен в будущее, деструктив живет прошлым.
Конструктив, конструктивный подход — многолик. В делах — это поиск решений и план действий, в общении — уточнения и дополнения, во взаимоотношениях — договоренности на будущее, в работе руководителя — решающие вопрос распоряжения… Это даже решения, как лучше проводить время в общественном транспорте! Подробнее:
Конструктив в делах. В реакциях на проблемы и неприятности: «Что случилось, то случилось. Важно теперь что-то сделать, а не переживать ужас и кошмар». В делах — поиск решений, определить цель и продумать план действий.
Конструктив в общении. В случае ошибки или неточности уточнить и дополнить, а не возразить или высмеять.
Конструктив во взаимоотношениях. Строить устраивающие отношения, а не разбираться кто виноват. Вместо обвинящего вопроса «Кто виноват?» конструктив ищет решение вопросом «Что делать?» Месть, как и критика — деструктивна. Если звучит критика, уместен вопрос «Ты, наверное, права. Только скажи — что ты предлагаешь? Ты считаешь, что нам теперь нужно делать?»
Конструктив в работе руководителя. Не устраивать разборки, а давать решающие вопрос распоряжения. Смотри Распоряжения вместо разборок
Конструктивность в психологическом консультировании. Очень часто проблема возникает и не решается в силу того, что она формулируется клиентом на неконструктивном, проблемном языке: языке чувств и языке негатива. Пока клиент остается в рамках этого языка, решения нет. Если психолог остается вместе с клиентом только в рамках этого языка, он решения не найдет также. Если же проблемная ситуация будет переформулирована на язык конструктива (язык поведения, язык действий) и на язык позитива, решение возможно.
Конструктив и смирение
Тот, кто ищет конструктивное решение, еще не смирился — хотя бы в душе. Тот, кто смирился, уже не ищет конструктива — даже в душе. Всегда ли правильно не смиряться, всегда искать решение? Не очевидно. См.→
www.psychologos.ru
конструктивность — это… Что такое конструктивность?
- конструктивность
- конструктивность
- КОНСТРУКТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
.
- конструктивистский
- КОНСТРУКТИВНЫЙ
Смотреть что такое «конструктивность» в других словарях:
конструктивность — и, ж. constructif, ve adj. 1. Свойство конструктивного. Конструктивность материала. БАС 1. || В архитектуре выразительность конструкции. Конструктивность здания. БАС 1. 2. Готовность к сотрудничеству, оппортунизм. Можно раздавать политическим… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОНСТРУКТИВНОСТЬ — КОНСТРУКТИВНОСТЬ, конструктивности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к конструктивный во 2 знач. Конструктивность материала. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
конструктивность — деловитость, плодотворность, применимость, полезность, дельность Словарь русских синонимов. конструктивность сущ., кол во синонимов: 7 • деловитость (14) • … Словарь синонимов
Конструктивность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. конструктивный II II ж. Выразительность конструкций (в архитектуре). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
конструктивность — конструктивность, конструктивности, конструктивности, конструктивностей, конструктивности, конструктивностям, конструктивность, конструктивности, конструктивностью, конструктивностями, конструктивности, конструктивностях (Источник: «Полная… … Формы слов
конструктивность — конструкт ивность, и … Русский орфографический словарь
конструктивность — (3 ж), Р., Д., Пр. конструкти/вности … Орфографический словарь русского языка
конструктивность — и; ж. 1. к Конструктивный (2 зн.). 2. В архитектуре и изобразительном искусстве: выразительность конструкции, формы. К. здания. К. картины … Энциклопедический словарь
конструктивность — и; ж. 1) к конструктивный 2) 2) В архитектуре и изобразительном искусстве: выразительность конструкции, формы. Конструкти/вность здания. Конструкти/вность картины … Словарь многих выражений
конструктивность — конструк/т/ивн/ость/ … Морфемно-орфографический словарь
Книги
- Высшая математика. Учебное пособие для вузов, Мачулис В.В.. Курс математики служит цели развития мышления, в особенности абстрактного. При этом развиваются такие качества мышления как гибкость, сила, конструктивность и критичность. Для гуманитария… Подробнее Купить за 890 руб
- Высшая математика. Учебное пособие для вузов, Мачулис В.В.. Курс математики служит цели развития мышления, в особенности абстрактного. При этом развиваются такие качества мышления как гибкость, сила, конструктивность и критичность. Для гуманитария… Подробнее Купить за 716 руб
- Высшая математика 5-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов, Владислав Владимирович Мачулис. Курс математики служит цели развития мышления, в особенности абстрактного. При этом развиваются такие качества мышления как гибкость, сила, конструктивность и критичность. Для гуманитария… Подробнее Купить за 529 руб электронная книга
dic.academic.ru
Конструктивный альтернативизм — Психологос
Конструктивный альтернативизм — философская установка, сформулированная Джорджем Келли, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности).
В конструктивном альтернативизме в принципе не рассматриваются абстрактно правильные или неправильные интерпретации сигналов внешней среды, и все гипотезы, позволяющие адекватно взаимодействовать со средой, имеют право на существование. Иными словами, в конструктивном альтернативизме приемлемость гипотезы определяется не степенью приближения модели к «оригиналу», а её эвристической ценностью. Насколько это «работает» или нет.
Философия конструктивного альтернативизма
Философия конструктивного альтернативизма описана в книге Джорджа Келли «Психология личностных конструктов» (The Psychology of Personal Constructs, 1955). Согласно ей, реальность — это то, что мы истолковываем как реальность, и факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения.
Реальность как таковая не имеет для человека какого-либо значения, пока не будет так или иначе интерпретирована им. Человек познаёт мир в категориях сходства и отличия событий, устанавливая с их помощью тождество объектов окружающего мира. Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Для объяснения того, как человек создаёт картину мира, Келли ввёл понятие личностных, или персональных, конструктов.
Конструкты — «прозрачные трафареты или шаблоны», которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир». Они используются для прогнозирования повторяющихся событий. По Келли, личностный конструкт — это простейший механизм подобного рода деятельности, представляющий собой некое правило оперирования значениями, биполярная шкала, с помощью которой анализируются события. Именно с помощью сравнения персональных конструктов, по его мнению, люди интерпретируют реальность. Чтобы формировать целостную картину мира у человека, конструкты функционируют в системе, образуя тем самым систему истолкования. Человек, согласно конструктивному альтернативизму, может воспринимать и интерпретировать реальность только лишь посредством таких систем истолкования, вне которых никакие физические стимулы не могут приобрести какого-либо субъективного значения для него.
Джордж Келли считал, что Вселенную нельзя рассматривать с точки зрения универсалий или абсолютов. Идея Келли, что учёные, как и любые люди, активно конструируют интерпретацию мира, резко контрастирует с конвенциональной идеей, что учёные каким-либо образом «открывают» или «раскрывают» кусочки абсолютной истины, которые ожидают их, как если бы мир был «заброшенным памятником». Подход, согласно которому познать абсолютную истину Вселенной можно, механически собрав все такие кусочки, Келли описал как «аккумулятивный фрагментализм» и рассматривал его в качестве предпосылки, антагонистической его собственному конструктивному альтернативизму.
Кто использует этот подход
Самым активным образом данный подход используется в НЛП. «Мир — это карта, а не территория». «Мы знаем правды, мы ищем только то, что работает». В НЛП принципиально не ставится вопрос, адекватнее одна точка зрения, нежели другая, либо нет. «Ты веришь в ведьм? У тебя это работает? — Ну и славно!»
Достаточно энергично данный подход используется в течении Лайфспринг. «Ты прав, но это не работает!»
Синтону близка данная позиция, но в философии Синтона вопрос «работает» или «не работает» данное воззрение (картинка, верование) на конкретного человека — вопрос недостаточный. Сейчас — работает, а в будущем из этого вырастут серьезные неприятности. Или — человеку от этого воззрения хорошо, а все окружащие имеют серьезные неприятности. Таким образом, вопрос должен решаться системно и комплексно.
www.psychologos.ru
Конструктивный подход
Всегда приятно, когда люди, с которыми ты находишься в трудной ситуации, ведут себя конструктивно. Вот только бы ещё понять, как это – действовать конструктивно? Да и уверены ли вы, что сами станете вести себя конструктивно в трудной ситуации? Для того чтобы быть в этом уверенным, нужно приучать себя к принятию конструктивных решений и отличать конструктив от деструктива.
Конструктивный подход – это такой подход, который ведёт к улучшению ситуации, нормализации отношений и разрешению затруднений. В пику ему, деструктивный подход ориентирован на поиск виновных и их наказание, задавание риторических вопросов (в стиле «За что мне всё это?»), ругань и переживание. Кто-то может сказать, что это знакомые нам по многим статьям «позитив» и «негати». Однако это не так. Да, деструктивный подход всегда негативен, но вот позитив без конструктива возможен. К примеру, в сложной ситуации кто-то в коллективе может начать призывать к чувству товарищества, всеобщей любви и благожелательности. Поможет ли такой позитив решить проблему? Едва ли. Так что конструктив – это позитив высокого уровня.
Конструктивный подход можно применять не только в кризисных ситуациях, но и в повседневной жизни. Подумайте, что вас раздражает? Может, вы не любите ездить в общественном транспорте, но вам приходится. Чем сидеть и тихо ненавидеть мироздание, можно сделать своё пребывание в поезде или автобусе более приятным. Послушать аудиокниги или музыку, порисовать, помечтать, почитать, придумать, как бы вы могли одеть пассажиров по своему вкусу, или в какой сцене они могли бы сыграть.
Основной конструктив в делах состоит в том, что человек не сожалеет о прошлом, а думает о поиске решений. Что случилось, то случилось, теперь нужно думать о будущем – поставить цель и разработать план действий. Если от кого-то звучит критика – старайтесь сделать её конструктивной. Да, это случилось. Как вы предлагаете действовать в данной ситуации? Конструктив в общении состоит в том, что вам нужно дополнить собеседника или возразить ему, а не высмеять или «затроллить».
Понятно, что об этом легко рассуждать, а попробуй сохранить конструктив когда захлёстывают эмоции! Для того чтобы сохранять осознанность и конструктивный подход, нужен высокий уровень энергии, трезвый тренированный ум и ясное сознание. Всё это необходимо нарабатывать, а если вы по каким-то причинам срываетесь в деструктив, не винить себя, а применить упражнение «Ошибочка» и постараться избежать деструктивного подхода в следующий раз.
ezotour.com
понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми :: BusinessMan.ru
Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.
Что это такое?
Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное — слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.
Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.
Что мешает конструктивному общению?
Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:
- Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
- Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку «ты должен…», вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
- Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
- Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. «Ты боишься», «ты ревнуешь» и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
- Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
- Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
- Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
- Приказной тон. «Сделай», «принеси», «скажи» и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.
Что еще препятствует конструктивному общению?
Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:
- Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
- Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
- Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.
Барьеры в общении
Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:
- Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
- Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
- Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
- Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
- Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.
Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?
Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:
- Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
- Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
- Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.
Основные условия конструктивного общения
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:
- Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
- Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
- Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.
Техника конструктивного общения: 8 правил
Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:
- Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
- Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
- Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
- Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
- Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
- Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
- Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
- Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.
Техники слушания
Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:
- Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
- Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
- Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.
Техника эмпатического слушания
Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:
- Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
- Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
- После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как «неловкое молчание» и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
- Эмпатическое слушание — это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.
Как обучить ребенка конструктивному общению
Общение с ребенком — это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:
- Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
- Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
- Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.
Правила конструктивного общения с детьми
По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:
- Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
- Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
- Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
- Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
- Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
- Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.
Заключение
Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.
businessman.ru
Тест Конструктивный рисунок человека | Psylist.net
Оборудование: три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.
Инструкция. Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.
Обработка данных. По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни количество треугольников, десятки количество кругов, единицы- количество квадратов. Таким образом выводится «формула рисунка», по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.
Например: После подсчета получилось, что затрачено 4 квадрата, 5 треугольников и 1 круг. Следовательно «формулой рисунка» является число 514, что соответствует типу «Руководитель».
Интерпретация результатов.
1-й тип «руководитель». Это люди, имеющие склонность к руководящей работе, организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать хорошим даром рассказчика, связанным с высоким уровнем речевого развития. Обладают хорошей адаптацией к социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802. 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, «ситуативно: 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей: вербальный руководитель или преподавательский тип»: 604, 613, 622, 631, 640.
2-й тип обладает многими чертами типа «руководитель», однако зачастую при принятии решений, особенно ответственных, колеблется.
Данный тип людей более ориентирован на умение «делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и людям, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие переживаний.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
3-й тип «тревожно-мнительный», характеризуется разнообразием способностей и одаренностью от тонких ручных навыков до литературной одаренности.
Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи, обычно конфликтуют с другими из-за этого. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Кроме того, 415 – «поэтический подтип», обычно люди, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью: 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: Как это можно плохо работать. Люди этого подтипа отличаются особой тщательностью в работе.
4-тип «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать на все «свои теории». Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую координационную работу.
325-й подтип характеризуется увлеченностью процессом познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
5-тип «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой степенью ее истощаемости. Легче работают при переключении с одного вида деятельности на другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной восприимчивостью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, имеют хорошие ручные навыки и богатое воображение, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом
psylist.net
Сандей Аделаджа: Конструктивное и креативное мышление
Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление. Герберт Спенсер
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подражание, третий, самый горький, — опыт. Конфуций (Кун-Цзы)
Стратегическое мышление и планирование неотъемлемо связано с двумя способами мышления. Эти два способа мышления называются конструктивное мышление и созидательное (креативное) мышление. Они являются начальными этапами стратегического мышления.
Конструктивное мышление
Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления.
Слово «конструктивное» исходит от слова «конструктив», а оно, в свою очередь, от слова «конструкция». Конструкция обозначает «стройка» или «строение». Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически. Также можно сказать, что человек может стройно мыслить.
К сожалению, очень мало людей могут мыслить стройно, конструктивно, по порядку.
Что означает «стройно мыслить?»
Допустим, мы собираемся строить здание. Сначала мы возводим фундамент. И уже на него мы накладываем какие-то кирпичи и т.д. Любое строительство предполагает архитектуру, проект, эскиз, чертеж, по которому строится данное сооружение.
Для чего нужен проект? Проект необходим для того, чтобы стройно, согласованно, системно строить.
Без такого планирование любое дело ожидает катастрофа. То же самое и в жизни человека, ведь без планирования у него в голове получается «каша». Такой человек говорит сразу обо всем. Особенно женщины склонны выражать свои эмоции, чем логику, ведь им хочется говорить о наболевшем, и когда говоришь об этом – не всегда речь выглядит стройно.
К сожалению, у нас царит хаотичное мышление. И даже, когда мы ставим правильные цели, порой, проходит намного больше времени, чем нужно, чтобы достигнуть ее.
Задумаемся о том, как мы мыслим: конструктивно или хаотично? И мы обнаружим, что хаотично, то есть обстоятельства контролируют наше мышление. Наш мозг и наши мысли – под контролем всего: что пришло в голову, о том и думаем.
Можно всего этого избежать, и не нужно попадать под влияние обстоятельств.
Великие люди, творцы истории, люди, которые меняют свой мир, которые ведут общество, отличаются тем, как они думают. Они научились приводить в порядок свой мозг, они научились конструктивному мышлению, то есть научились думать конструктивно.
Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели. Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному. Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.
Архитекторы, строители понимают, что слово «конструктивно» обозначает не просто «стройно», но и «слаженно». При конструировании одна часть стройно накладывается на другую…, чтобы получился запланированный образ, объект.
Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове. Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.
Итак, человек, который не имеет привычки ежедневного планирования, не сможет думать конструктивно. Человеку, который не планирует день, недели, не планирует месяц, год, не получится думать конструктивно, потому что он не знает, куда он идет. При таком его образе мыслей он и не может знать, куда идти,утнего вообще нет намеченных целей.
Что такое планирование дня? Это в блокноте записанный план на текущий день (рано утром, или поздно вечером на следующий день), в результате которого вам будет уже легче отбирать те мысли, которые способствуют тому, чтобы ты пришел к этой цели. С утра вы начинаете уже думать о плане, который вы записали на день. Это держит вас в правильном фокусе. То есть вы строите намеченную цель, «собирая» ее составные конструктивно.
Некоторые люди просыпаются и не знают, о чем думать. Поэтому они начинают жить по плану совсем другого человека; их также начинает «грузить» своими мыслями дьявол. В результате кто-то другой постоянно распоряжается их жизнью, или случай, или обстоятельства. И все это потому, что они не научились конструктивно думать.
Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее. И все твои мысли подчинены твоей поставленной цели.
Конструктивное мышление — стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.
Сначала они выяснили для себя направления, о чем они вообще в жизни думают: «я думаю только о Боге», «я думаю только о призвании», «я думаю о том, что только хорошо для моей семьи» и т.д. Немного, 4-5 тем. Если мы будем с вами думать обо всем подряд, это может закончиться пагубно. Надо определить для себя свою границу мышления. И тогда вы можете быть более эффективны. Но когда вы во многих темах по чуть-чуть, и ничего конкретного, ничего определенного, то вы будете бежать с одной темы на другую всю жизнь.
Но если вы определили для себя, какие сферы мышления вы допускаете, тогда дьявол не сможет украсть вашу жизнь, мысли, время.
Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Пока вы не начнете писать планы на каждый день и подчинять свои мысли этим планам, все будут руководить вами, но только не вы сами. Давайте станем хозяевами своего мыслительного дома, своей жизни, своей судьбы, начав конструктивно думать. Когда человек конструктивно мыслит, он уже не «летает в облаках», а конкретно, целенаправленно изо дня в день, из недели в неделю, каждый месяц живет исполнением ежедневных планов для достижения целей. И утром, в молитве Богу, Бог добавляет пути, мысли к достижению этих целей.
Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи.
Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.
Все в жизни начинается с образа мыслей. Определите себе 3, максимум 5 направлений, которые Вы допускаете в свою жизнь. Например: «Мои отношения с Богом», «Мои отношения с семьей», «Мое отношение к призванию», «Куда я иду», и всему другому не давайте места в своей голове.
Созидать свою жить – это наша ответственность. Строить конструктивно свою жизнь – это задание Бога нам, это Божье доверие.
Бытие 1 глава -все, что делает Бог, стройно, последовательно. В каждый день Он делал то, что запланировал на этот день. У Бога намечено планирование на неделю, по дням, намечен ожидаемый результат.
Какой результат, какой вывод, какой продукт я ожидаю к концу недели (месяца, года)? – вопрос, который входит в конструктивный образ мышления. Будущего у Вас не будет, если Вы пошагово его не распишите.
Подсказки, которые помогут Вам составить план на 10 лет:
1. Вы созданы Богом.
2. Он создал Вас для Себя.
3. Первый Ваш приоритет – это явить и распространять Бога, Его Царство.
Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление.
Креативное мышление – это способность думать созидательно.
Мы — часть Бога, Его творение. Качества Создателя тоже присущи нам. Это значит, мы можем придумывать, можем созидать. Созидательное, или креативное мышление как раз и выражает этот процесс. Мы сосредоточены на том, чтобы наши мысли работали на достижение конечного продукта. Это значит, придумывать что-то новое: новые идеи, решения в достижении поставленной цели. Думать созидательно – это умение, это навык, который формируется. Креативное мышление не позволяет мозгам просто «стоять» без дела, застаиваться, пустеть. Наоборот, оно заставляет думать постоянно. Все, что видит такой человек, стало объектом или интригой, которая его толкает придумывать что-то другое. «Могу ли я применить это к чему-то?».
Оно позволяет всему, что видит человек, помочь ему, чтобы придумать решения, дела, действия для достижения поставленных целей в жизни. Такие люди никогда не бывают ленивыми, свободными. Они не ходят без блокнота для записей, а записывают все свои идеи.
Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.
Если вы не знаете, чем заняться или что делать, это значит, вы не научились конструктивно думать.
Каждый день я заставляю себя придумывать что-то, и, причем, делаю все, чтобы осуществлять эти идеи! В молитве с Богом я тоже думаю. У меня всегда под рукой блокнот и ручка.
Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.
Бог – наш Творец, Он создал нас, чтобы мы также были творцами. Он поставил нас творить там, где мы находимся. Заметьте, все открытия были сделаны на основании наблюдений и изучений предыдущих открытий.
Домашнее задание:
1. Что такое конструктивное мышление? (Напишите 10 вариантов)
2. Сделайте анализ своей жизни.
Как я жил до сих пор, и насколько присутствовало (отсутствовало) это качество – конструктивное мышление в моей жизни? (оцените в процентном соотношении)
3. Какие мои 4-5 глобальных целей (направлений), согласно которым я живу, и вне которых я не позволяю себе думать?
4. Какой вы видите свою жизнь через следующие 10 лет (2010-2020г.г.) по всем намеченным направлениям? Опишите словами ожидаемую картину того, что должно быть.
5. Какой объем нужно выполнить за каждый год по всем намеченным направлениям?
6. Сложите показатели, чтобы в целом получился общий результат, соответствующий вашим ожиданиям (вашей картине)
7. Распишите объем за год по месяцам, неделям, дням.
Сандей Аделаджа
Посольство Божье
К н и г а
в Вашу библиотеку
Комментарии по теме
Кирилл Очень хорошая статья! Спасибо большое за полезную стратегию) Цитировать
Leonid Pinchuk Пастор, Спасибо Вам, за то что вы делитесь с нами, своим опытом, за то что вы толкаете нас быть успешными!!! Цитировать
Куц Андрей это моё состояние после того как я начал писать контрольную по етой теме. Спасибо вам Сандей Аделаджа. Цитировать
ИринаУ важаемый пастор, я благодарю Бога за то, что Вы есть, за то, что Вы проложили дорогу этому и молодому поколению. Благодарю Вас за ту работу, которую Вы проводите. Благодарю Вас за тот вклад, который Вы внесли в развитие христианства по всему миру. Молимся о Вас и Вашей семье. С любовью Ирина (Сахалин). Цитировать
adelaja.com