Почему мечтать не вредно
Понятие «мечтатель» порой употребляется в негативном контексте: так говорят о рассеянных и недеятельных людях, далеких от действительности. Однако процесс мечтания может быть продуктивным, причем его польза определяется не только тем, что мечты могут стать реальностью. Объясняем, почему мечтать все-таки не вредно, и рассказываем, как это сделать осознанно.
Зачем мы мечтаем
Клинический психолог, профессор психологии в Йельской школе медицины Джером Сингер в своей книге, посвященной мечтаниям и воображению, «Daydreaming: An introduction to the experimental study of inner experience», утверждает, что 96% психически здоровых людей мечтают ежедневно — эта умственная деятельность необходима для осмысления будущего и его последующего планирования. Чаще всего человек мечтает, выполняя автоматические действия и находясь в одиночестве: в душе, во время прогулки, перед сном.
В психологии мечта рассматривается как особый вид воображения, направленный на построение образов пока что недоступного будущего. Специалист в области психологии эмоций Борис Додонов в своей книге «Эмоции как ценность» выделяет следующие черты процесса мечтания: осознанность, эмоциональная насыщенность и прочная связь с личностью. Появляясь в воображении, абстрактная мысль с течением времени либо пропадает, либо продолжает развиваться и обретать более ясные черты, превращаясь в реалистичные планы.
В 1995 году невролог, директор института когнитивных наук Лионского университета Марк Дженнерод вместе с командой ученых провел исследование, в котором определил влияние воображения на мозг. Так, оказалось, что в процессе представления чего-либо, в том числе будущего, в мозге образуются новые нейронные связи. Причем чем детальнее картинка, тем выше вероятность того, что человек приступит к ее реализации. Мечта становится мотиватором и подталкивает к конкретным действиям благодаря позитивным чувствам, которые испытывает человек во время мечтания.
Даже если мечта не реализовывается, сам процесс является способом эмоциональной разрядки и помогает справиться со стрессом
Что еще наука говорит о мечтах? Борис Додонов отмечал, что в 70% случаев именно стресс подталкивает к мечтанию: позитивные мысли, хоть и далекие от реальности, успокаивающе воздействуют на человека. «Мечты способствуют смягчению чувства неполноценности или уменьшению действительных обид», — писал он. Американские исследователи также отмечали, что чем больше позитивных фантазий, тем меньше депрессивных симптомов обнаруживается у людей.
Культуролог и философ Константин Фрумкин говорил, что высокий ценностный статус мечты является «индикатором индивидуального или коллективного мировидения»: мечта отражает ценности индивида и служит напоминанием о его истинных желаниях. Наконец, немецкий психолог Габриэле Эттинген вывела «теорию реализации фантазий» (FRT), в которой определила, как фантазии могут быть использованы для саморегулирования в достижении цели. Согласно этой теории, стратегия противопоставления воображаемого будущего и настоящего приведет или к активному преследованию цели, или к отвлечению от нее (в зависимости от степени ее реалистичности).
В любом случае сам процесс мечтания является фильтром наших мыслей, и автор исследования пришла к выводу, что вероятность успеха напрямую связана с верой в реализацию мечтаний. Когда ожидания, наоборот, низкие, люди будут действовать чрезмерно осторожно и искать поводы для того, чтобы остановиться. Есть у мечтаний и обратная сторона: порой грезы становятся навязчивыми и отрывают человека от реальности, делая его рассеянным. Такой человек слабо управляет своим фокусом внимания и не совсем осознает смысл своих действий.
Так называемые навязчивые грезы описываются как обширная фантазийная деятельность, которая мешает учебной, профессиональной и межличностной деятельности. Основоположником изучения навязчивых грез стал израильский профессор психологии Хайфского университета Эли Сомер, который запустил международный проект, посвященный исследованиям этого явления. В частности, проведя исследование в 2002 году, ученый определил, что такие мечтания становится способом убежать от реальности и чаще всего наблюдаются у людей, имеющих психологические травмы.
Как мечтать с пользой
Детализируйте образ
Нейробиолог Шрини Пиллэй в своей книге «Варгань, кропай, марай и пробуй» рассказывает о новом видении продуктивности и предлагает методы расфокусировки для высвобождения ресурса и стимулирования креативности. Один из первых этапов — детализирование образа. Допустим, вы мечтаете пробежать полумарафон или купить дом на берегу моря. Опишите подробно, что вы испытываете, когда мечта реализовывается: как вы одеты, кто находится с вами рядом, в каком месте это происходит, какие предметы вы видите вокруг. Пиллэй также предлагает мечтать вслух от первого или третьего лица, так как это дает больший стимул нервной системе. Используя местоимения «он» или «она», вы будто смотрите на себя со стороны и видите цельную картинку, а говоря от первого лица, вы замечаете все детали.
Задействуйте все органы чувств
Детализируя, попробуйте подключить все органы чувств — в этом вам поможет воображение. Допустим, вы думаете о работе в компании мечты и вообразили, что мечта уже осуществилось и вы приходите в офис в обычный рабочий день. Какие звуки и запахи вы будете слышать, какие вкусы будете чувствовать в этот день? Опишите ваше рабочее место во всех деталях — это упражнение, также предлагаемое Шрини Пиллэй, позволяет убедиться в реалистичности мечты и снизить уровень тревожности по поводу ее несбыточности.
Масштабируйте мечту и определите ее границы
Такой подход позволит определить границы реальности. Например, вы мечтаете написать свою песню, второй шаг — записать собственный альбом, третий — выступать с ним на концертах, четвертый — стать знаменитым музыкантом и собирать большие залы. В какой-то из этапов масштабирования мечты вы, возможно, ощутите, что это вам не близко, и остановитесь, тем самым осознав степень реалистичности своей мечты. Ее нужно корректировать до тех пор, пока мозг не примет эту идею.
Продумайте негативные сценарии
Нередко люди останавливаются на пути к достижению своих целей из-за страха трудностей и неудач. В воображении существует идеальная картинка и ясный путь к ней, однако при столкновении с первой же проблемой возникают сомнения в том, действительно ли мечта стоит реализации. Избежать этого можно, если вы заранее продумаете, с какими сложностями вы, вероятно, столкнетесь и как можно их преодолеть, какие запасные варианты существуют. Так, будучи готовым к различным сценариям, вы уменьшаете страх.
Любовь Карась
Теги
#психология
#эрудиция
Мечтать не вредно! Мнение психотерапевта о том, зачем нужны мечты
Свободное время • ИА «Омск Здесь» 29 мая 2020, 18:31, последнее обновление 24 июня 2022, 18:52 • печать
Автор:Яков Сатонкин
В новом выпуске спецпроекта «Омск Здесь» «100 человек» (18+) мы спросили у участников, о чём они мечтают, а также узнали у психотерапевта, почему каждый человек должен мечтать.
Такая простая вещь, как мечта, может условно поделить людей на тех, кто просыпается с утра и точно знает, что делать, и тех, кто не может найти занятие всю жизнь. Этот туманный и неясный образ будущего даёт нам ориентир и может послужить поводом к изменению нашей жизни. Об этом и том, что же такое мечта, нам рассказал врач-психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, директор центра «Леге Артис» Марк Гринберг.
— Мечта — это наполненная чувствами потребность в чём-то. То, что наполняет стремлением, внутренним желанием двигаться из точки А в настоящем в точку Б в будущем. Иногда это желание помогает нам, в том числе, оказаться в этой точке Б хотя бы виртуально, в своих фантазиях, чтобы сгладить своё пребывание в реальной точке А, — пояснил эксперт.
Всем нам хочется большего, чем мы имеем, ведь потребности человека безграничны. И неясная мечта без конкретных действий с нашей стороны никак не поможет нам преодолеть тьму наших желаний. От каждого человека необходима работа не только по достижению мечты, но и по превращению её в цель.
— Из мечты рождается намерение изменить настоящее, а из намерений рождаются цели. Цель, в отличие от мечты, — это то, до чего ты можешь очевидно дойти. В цели мало эмоций, больше действий и конкретики, но из последовательности целей и складывается путь к мечте,
— подчеркнул Марк Гринберг.Но порой наша мечта так и остаётся неосуществлённой. На то есть много причин. Например, наша собственная нетерпимость, нежелание что-то делать или бороться за свою мечту. И здесь самым главным, как подчёркивает эксперт, остаётся только анализировать проделанную работу и продолжать движение, не утопая в мире фантазий и горечи от поражения.
— Во-первых, мечта всегда идеализирована. И когда мы не достигаем своего идеала, мы склонны обесценивать весь пройденный путь. А ведь наш путь — это наш опыт, и глупо его отбрасывать. И из этого следует, во-вторых, — к любой мечте ведёт свой путь, который требует определённых усилий. За всё нужно платить. И бывает, что кому-то плата кажется чрезмерной. Как говорится «Что же я с таким-то счастьем и на свободе?». И тогда включается принцип «была у слонёнка мечта» — когда человеку наличие самого факта мечты достаточнее её достижения. В мире фантазий безопасней, приятней, но сложно наслаждаться запахом цветов в противогазе,
А о чём мечтают омичи, смотрите прямо сейчас в новом выпуске «100 человек».
Обсудить
Теги • #видео #мечта
Читайте также
- Истории из кабинета стоматологов. Отмечаем День зубного врача
- «Авангард» вышел вперёд в серии с «Сибирью»
- Мужская и женская измена: есть ли разница?
- Психиатры нашли бы здесь несколько диагнозов. Книга об Аляске и созависимых отношениях
- «Моя мечта — выступить в Омске!» Интервью с начальником Центрального военного оркестра Минобороны России
Истории из кабинета стоматологов. Отмечаем День зубного врача
«Авангард» вышел вперёд в серии с «Сибирью»
Мужская и женская измена: есть ли разница?
Психиатры нашли бы здесь несколько диагнозов. Книга об Аляске и созависимых отношениях
«Моя мечта — выступить в Омске!» Интервью с начальником Центрального военного оркестра Минобороны России
- Поделиться:
Новости smi2. ru
Мужчина мечтает быть с другим мужчиной – The Denver Post
Последние новости
Дорогая Эми: Я мужчина, мне немного за 20.
У меня никогда не было сексуального интереса к мужчинам.
Несмотря на то, что мои отношения с женщинами были редкими, они меня всегда привлекали. Недавно мне приснился сон, что я с другим мужчиной.
С тех пор я совсем запутался. Мое половое влечение уменьшилось, и я обнаружил, что сомневаюсь в своих сексуальных предпочтениях.
У меня нет желания быть с мужчиной, но тот факт, что мне приснился такой сон, заставил меня заволноваться и задуматься, как такое могло прийти мне в голову.
Что-то происходит в моем подсознании, или это случайность, о которой мне не стоит беспокоиться?
– В замешательстве
Дорогой В замешательстве: Наши сны – это дары – не обязательно из-за того, что они раскрывают о нашем подсознании, но из-за того, что они заставляют нас учитывать, когда мы интерпретируем их нашим сознанием.
Первый вопрос терапевта, когда он слышит о сне, часто звучит так: «Как вы думаете, что он означает?» Ваша интерпретация важнее чужой.Эротические однополые сны не обязательно раскрывают что-либо о вашей сексуальности. Сексуальная путаница в вашей жизни наяву, вызванная этим сном, значительна. Вам было бы полезно пообщаться с терапевтом — не обязательно для того, чтобы узнать, что именно означает этот конкретный сон, а для того, чтобы обсудить ваши отношения в целом.
Чтобы ответить на самые сложные вопросы в жизни — «Чего я хочу?» и «Как я могу это получить?» — вам нужно начать это путешествие.
…
Дорогая Эми: После трудного 40-летнего брака мои родители развелись несколько лет назад.
Я живу в том же городе, что и мои родители, поэтому я посещаю их обоих, по крайней мере, каждые вторые выходные, и пару раз в неделю проверяю по телефону.
У моей мамы в жизни было не так много близких друзей, поэтому после развода она заявила, что ожидает, что мои шестеро братьев и сестер и я обеспечат ей компанию.
Для меня общение означает ужин, просмотр фильма и, возможно, отдых на выходных.
Моя мама считает, что общение включает в себя приглашение в командировки и недельный отпуск.
По своему опыту я знаю, что у нас с мамой разные представления о приятном отдыхе, и она также настаивает на том, чтобы мы делили комнату.
Три мои сестры и сестра моей матери позвонили мне и сказали, что я эгоистка и что мне следует пригласить маму на каникулы.
Я эгоистичная дочь?
– Отдыхающие отдельно
Уважаемые Отдыхающие: Если у вашей мамы семеро детей, и каждый ребенок зовет ее с собой в командировки и на отдых, то у нее точно никогда не будет времени разобраться, как заводить и поддерживать дружбу.
Однако, похоже, что ваши братья не участвуют в плане компании в отпуске, а ваши сестры (возможно, потому, что у них есть дети) тоже как-то сорвались с крючка.
Вы должны чтить и уважать свою мать и следить за тем, чтобы вы вдвоем занимались тем, что ей нравится. Но нет, вы не обязаны брать ее с собой, когда отправляетесь на деловую конференцию, и вам не нужно брать ее с собой в отпуск на каяках.
Однако подбодрите свою маму. Проведите небольшое исследование и найдите убежище Elderhostel, которое, по вашему мнению, ей понравится (один из замечательных ресурсов — oldhostel.org). Возможно, вы согласились бы сопровождать ее, но уж точно не в том случае, если вы чувствуете вину.
Присылайте вопросы по электронной почте [email protected] или по почте Ask Amy, Chicago Tribune, TT500, 435 N. Michigan Ave., Chicago, IL 60611.
В лучших традициях личных консультаций Обозреватели, Дикинсон из Chicago Tribune — прямолинейный стрелок, который имеет отношение к читателям всех возрастов. Она отвечает на личные вопросы, обращаясь к проблемам как в своей голове, так и в своем сердце. Вы можете связаться с Эми Дикинсон по электронной почте: [email protected].
Иосиф, человек сновидений – Облаты святого Иосифа
В Новом Завете только в Евангелии от Матфея сны явным образом представлены как средство откровения. Матфей рассказывает о шести случаях общения с Богом во сне, пять из которых относятся к повествованию о младенчестве, один — к волхвам, а остальные четыре — к Иосифу. Из этих пяти откровений два сообщаются в той же сокращенной форме «получив предупреждение во сне» ( Мф 2:12,22), а три других ( Мф 1:20–25; 2:13–14). ,19-21) описываются по искусственному шаблону со следующими элементами:
1) вступительное описание ситуации;
2) с очень незначительными вариациями фраза «се, Ангел Господень явился Иосифу во сне, говоря;»
3) послание ангела, содержащее повеление с формой того же греческого глагола «взять» и причину повеления;
4) верный ответ послушного исполнения команды;
5) цитата из Писания, содержащая форму одного и того же греческого глагола, означающего «призвать», и титул Иисуса.
Эти три стереотипные формулы и одна из сокращенных форм сосредоточены вокруг Иосифа и касаются, соответственно: 1) взятия Марии в жены и присвоения ребенку имени «Иисус»; 2) бегство в Египет, чтобы спасти ребенка и его мать; 3) возвращение из Египта в Израиль с ребенком и его матерью; 4) уход в Галилею и поселение в Назарете. Сотрудничество Иосифа с этими божественными откровениями согласуется с процитированным исполнением пророчеств (последние два сна представляют собой две стадии одного исполнения), включающих детские титулы «Иисус» (9).0069 Mt 1:25), «Сын [Божий]» ( Mt 2:15) и «Назарянин» ( Mt 2:23). Географическое перемещение из Вифлеема в Египет и в Назарет Галилейский также совершается в ответ на сны ( Мф 2:13,20,22) и показано как исполнение пророчеств ( Мф 2:6,15,23).
I. 5.1 Предыстория снов и явлений ангелов
Несмотря на то, что в Новом Завете сны встречаются редко, в Ветхом Завете сны довольно обычны, и им сопутствует множество значений. Когда иностранцы, такие как фараон или Навуходоносор, видят сны, для их истолкования требуется еврейский человек Божий, такой как Иосиф или Даниил (9).0069 Быт 40:5–41:36; Дан 2:1-49; 4:1-25). Израиль, однако, не нуждается в помощи в толковании снов, которые часто являются средством общения с Богом. Яхве, которого никто не может видеть, но который все еще жив ( Исх 33:20), обычно открывает во снах и ночных видениях свои планы относительно своего народа и роль, которую они должны играть в этих замыслах, как это видно на примере Авраама ( Быт 15:12-13), Авимелех ( Быт 20:3,6), Лаван ( Быт 31:24), Иаков-Исраэль ( Быт 28:12-13; 46:2-4), Иосиф ( Быт 37:5-11), Самуил ( 1 Сам 3:1-14), Нафан ( 2 Цар 7:4-17), Соломон ( 1 кг 3:5) и Даниил ( Дан 2:18-23).
В снах праведного Иосифа (а не волхвов) ему является «Ангел Господень». Эта точная фраза неоднократно и последовательно встречается в Септуагинте как перевод слова «ангел Яхве», который посылается с самыми важными посланиями к Агари (9).0069 Быт 16:7-12), Авраам ( Быт 22:11,15), Моисей ( Исх 3:2), народ Израиля ( Jgs 2:1-4), бесплодная жена Маноя ( Jgs 13:3-5), Илии ( 1 Цар 19:7; 2 Цар 1:15) и первосвященника Иисуса Навина ( Зах 3:1-10). Виды общения в приведенных выше снах и в снах через ангела Господня наиболее сходны, и не так уж удивительно, что для Иосифа эти две формы совмещены, так что он неизменно пробуждается с полной верой и без всякого сомнения в их интерпретация. Гедеон имеет вид ангела Господня, обращающегося к нему с титулом «доблестный человек», и Бога, говорящего с ним ночью и дающего указания, что ему делать (9).0069 Jgs 6:11-12,25). Валааму Господь приходит к нему ночью, и Ангел Господень стоит перед ним днем ( Числ. 22:20,31-32). Ангел Божий приходит к Иакову во сне ( Бытие 31:10-11), а Захария говорит с ангелом ночью ( Зах 1:7-9).
Матфей показал, как Иосиф получил призвание быть ключевым персонажем в младенчестве Иисуса, и как эту роль может исполнить только особая харизма, харизма, которая была сообщена ему ангелом Господним во снах, в способ, которым Бог общался со своими патриархами и пророками в Ветхом Завете. Джозеф получает первоначальное откровение о личности младенца Иисуса, зачатого Святым Духом, чтобы спасти свой народ от грехов. Затем он получает последующие сообщения о том, как он должен сотрудничать в этой работе по спасению, охраняя и защищая ребенка и его мать. В Новом Завете эта роль и этот способ общения с Богом уникальны для Иосифа, так что только его можно назвать «человеком мечты» — титул, ранее присвоенный его тезке, патриарху Иосифу (9).0069 Быт 37:19).
I. 5.2 Параллели с патриархом Иосифом
Из всех ветхозаветных получателей снов, упомянутых здесь, пожалуй, нет более важного, чем патриарх Иосиф. Он не только истолковывает сны фараона и его двора, но прежде всего сам является получателем божественных сообщений в сновидениях, касающихся его роли в истории избранного народа ( Быт. 37-50). Хотя повествование о младенчестве Матфея содержит и другие отголоски и ни в коем случае не является систематической аллюзией на Бытие, между двумя Иосифами есть много существенных параллелей, которые будет полезно систематизировать и изучить:
1) Имя . Имя новозаветного Иосифа не могло не напомнить имя ветхозаветного Иосифа, столь часто повторяющееся в истории спасения, встречающееся почти 200 раз в Ветхом Завете и не менее восьми раз в Новом. Имя построено на имени Бога и означает «Яхве увеличивает» или «Яхве добавляет». Это дается Рахилью при рождении Иосифа в благодарность за то, что Господь «отверз ее утробу», с пояснением, что это означает, что Бог добавил еще одного сына (9).0069 Быт 30:22-24). Тогда применительно к новозаветному Иосифу это означало бы: «Бог дарует ему потомство».
2) Имя отца . Как уже отмечалось, Матфей отличается от Луки тем, что называет отца Иосифа «Иаковом» ( Мф 1:16), и это имя не используется в Писании ни для кого другого, кроме отца патриарха Иосифа.
3) Упоминание имени «Рэйчел. » Имя матери новозаветного Иосифа не приводится, но в Евангелии от Матфея 2:18 упоминается Рахиль, мать патриарха.
4) Мечты . В каждом Завете соответствующий Иосиф является человеком, наиболее известным своими снами. У патриарха также есть сны, раскрывающие его будущую роль ( Быт 37:5-9, реализованный в Быт 42:6-9, когда его братья приходят в Египет и преклоняются перед ним). Он прославился также тем, что истолковывал послание Бога в снах других людей ( Бытие 41:12,16,25). Оба Иосифа способны правильно понимать сообщения Бога во сне.
5) Угроза смерти . В Бытии братья хотят убить Иосифа ( Быт 37:18-20), а в Евангелии от Матфея Ирод хочет убить ребенка, вверенного на попечение Иосифа ( Мф 2:13,16).
6) Египет . Бегство новозаветного Иосифа в Египет сразу же напоминает спасение ветхозаветного Иосифа из ямы и взятие его в Египет, где он жил долго и благополучно ( Бытие 37:28; 45:9; Деяния 7:9), защищенный от голод, который позже поразит его родину. В каждом Завете Иосиф — это человек, наиболее связанный с Египтом.
7) Связь с Королем . Новозаветное пребывание Иосифа в Египте определяется ненавистью, которую царь Ирод питает до самой смерти. Ветхозаветное пребывание Иосифа в Египте становится важным, потому что он завоевывает доверие фараона, который поручает ему свои дела ( Бытие 41:41). Новый Завет Возвращение Иосифа из Египта связано со смертью царя Ирода ( Мф 2:19), а великий Исход во времена Моисея начинается с того, что возникает «новый царь над Египтом, который не знал Иосифа» ( Ех 1:8; Деяния 7:18). Иосиф предсказал исход, и Моисей унес с собой его кости ( Бытие 50:24-25; Исх 13:18-19; Евр 11:22). «Египет обрадовался, когда они ушли» ( Пс 15:38).
8) Добродетельный и Целомудренный. В Бытие Иосиф сопротивляется неоднократным попыткам жены Потифара соблазнить его, за что подвергается несправедливому тюремному заключению ( Бытие 39). В Евангелии от Матфея Иосиф — справедливый или честный человек, и у него нет плотских знаний о Марии.
9) Ответственность . Ветхозаветный Иосиф становится надзирателем в доме офицера Потифара и отвечает за все, что у него есть ( Бытие 39:4), смотрителем темницы со всеми заключенными, находящимися под его опекой ( Бытие 39:22), и, наконец, владыкой фараона. дом и всю землю Египетскую ( Быт 41:41-45; Пс 105:21). Новый Завет Иосиф отвечает за Иисуса и Марию в Вифлееме, Египте и Назарете.
10) Благоприятный и урожайный . Бог благоволит к патриарху Иосифу и делает его преуспевающим ( Быт. 39:3,21,23). Он становится «плодоносной ветвью» с «благословением сосцов и чрева» и называется назир , «отделенный» или «освященный» ( Бытие 49:22,25,26). Народ умножается в земле Египетской ( Пс 105:23-24). Иосифу, сыну Давида, даровано исполнение обещанного нисхождения в Иисусе, Которого он называет своим сыном, и плодоносная мать Спасителя в жены. Божье руководство защищает его от Ирода и Архелая.
11) Патриарший . Ветхозаветный Иосиф входит в список величайших патриархов в истории Израиля, как обобщается в Псалме 105, в котором он назван среди элитной группы Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и Аарона; через них было исполнено обетование, впервые данное Аврааму. Новозаветный Иосиф подобен еще одному патриарху, последнему в цепочке, который получает во сне окончательное заверение в сыне и постоянное благословение.
I. 5.3 Патриархальная роль Иосифа
Таким образом, Матфей представил Иосифа как получателя комбинации двух способов божественного общения, распространенных в Ветхом Завете: снов и явлений ангела Господня. Сны и явления описываются как множественные и связаны по стереотипному образцу, повторяющему одни и те же выражения. Пророчества Ветхого Завета исполняются благодаря послушному сотрудничеству Джозефа с посланиями. Пророчества связаны с титулами Иисуса и его географическим перемещением в первые годы жизни. Иосиф у Матфея представлен в образе, аналогичном его тезке, патриарху Иосифу, особенно в его связи со снами и Египтом, а также в том, что он избегает угроз смерти, а также в том, что он защищен и благословлен за добросовестное выполнение возложенной на него ответственности.
Изображение Матфея, таким образом, передает многоуровневую истину о том, что Иосифу отведена патриархальная роль в связи с пророческой миссией Христа.