Человек современный какой он – Современный человек, кто он такой и как им стать

Содержание

Современный человек, кто он такой и как им стать

Мир меняется на глазах, дни мчатся стремительным потоком, накрывая человека с головой, просто не давая опомниться.

Каждый день на нас обрушиваются громадные объемы информации, восприятие или фильтрация которой во многом зависит от психологических возможностей человека.

XXI век – время прогресса и технологий. Время, выдвинувшее новые требования к тому, каким должен быть современный человек, не оставляя ему возможности стоять на месте.

Тот, кто стремится быть успешным и идти в ногу со временем, просто обязан соответствовать характеристикам человека нового поколения, критериям современного человека.

Так каков же он, современный человек? Может тот, который в курсе последних тенденций или может быть человек с удивительными способностями?

Последнее время нам часто приходится слышать о людях-индиго, так называемых представителях шестой цивилизации. Это талантливые одаренные люди, наделенные волевыми лидерскими качествами и отменной интуицией. Они видят больше, смотрят на мир шире, развиваются быстрее.

Но таких немного, люди-нидиго – люди будущего, явление, которое вскоре станет закономерностью, а не редким случаем.

А мир уже сегодня бросает Вам вызов, заставляет задуматься о своих способностях, умениях и навыках. Чтобы выживать в сегодняшней реальности, быть конкурентоспособным, и тем более — добиваться успеха, необходимо постоянно совершенствоваться.

Человек современного типа – это, во-первых, носитель и интерпретатор огромного количества информации, которая проходит через призму его сознания. Она становится бесценным ресурсом, который помогает реализовывать способности человека.

Так, как сегодня доступ к информации не ограничен – человек должен использовать это благо максимально полезно для себя, не отставать от последних тенденций и быть в курсе всех событий.

Во-вторых, современный человек – это тот, кто все успевает. Не просто успевает, а разумно располагает своим временем, ведь так сложно бывает вычленить из массы дел те, которые для нас наиболее приоритетны.

Поэтому просто необходимо планировать свой день, иначе незавершенные срочные дела будут скапливаться и в итоге навалятся и погребут Вас у самого подножия успеха. Умейте ценить каждые 5 минут, в рамках месяца накапливаются бесценные часы, которые, как оказалось потрачены впустую.

В-третьих, современный человек – это человек прогрессивный и умелый, высокотехнологичный и компьютеризованный, с легкостью обращающийся с плодами современных технических достижений.

Без этого уже никто не представляет своей жизни, и такие приобретенные качества потрясают воображение предыдущих поколений, которые не владели стольким количеством новых способов познания мира вместе с возможностью пользоваться мобильными телефонами.

В четвертых, современному человеку присуща такое свойство, как высокая скорость. Скорость действия, реакции, мышления, принятия решений.

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий диктует необходимость ускоряться и постоянно тренироваться на увеличение скорости движения, потому что иначе ты просто отстанешь от летящего вперед развития.

Как в правилах дорожного движения – даже если на знаке ограничение скорости, двигаться в потоке нужно со скоростью этого самого потока. По-другому просто нельзя – наедут и раздавят, или занесет, и выбросит на обочину, из дороги Вашей жизни.

Не следует забывать, что роль каждой отдельной личности в развитии общества неоспоримо велика. Поэтому, от современного человека, который стоит на пути трансформационных процессов всех сфер жизни, требуется немалое количество усилий.

Как результат, мы получим человека принципиально нового и, безусловно, усовершенствованного образца. Все в наших руках.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

Современный человек. Человек в современном мире :: SYL.ru

Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Информационное давление

Второй задачей, которую современный человек не может решить, считается обилие информации. Поток различных данных обрушивается на каждого одновременно со всех возможных источников – Интернета, масс-медиа, прессы. Это делает невозможным критическое восприятие, поскольку внутренние «фильтры» не справляются с таким давлением. В результате индивид не может оперировать реальными фактами и данными, поскольку не в состоянии отделить выдумки и ложь от действительности.

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.

Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века — дегуманизация – отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство – литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Внутренние переживания каждого конкретного человека так и остаются неразрешенными, а негативные эмоции принято попросту не принимать во внимание. Строгая установка на абстрактный «позитив» и иногда неуместный «креативный подход» делают из людей со свойственными им чувствами и эмоциями киборгов для реализации определенных задач без возможности поделиться личными переживаниями. Проблемы человека состоят в отрицании личностных качеств и изначального различия между людьми.

Кризис ценностей

Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.

Эсхатологические нотки, проскальзывающие в термине «кризис ценностей», не означают полного и абсолютного конца, но заставляют задуматься о направлении, в котором стоит прокладывать путь. Современный человек находится в перманентном состоянии кризиса с момента взросления, поскольку окружающий мир меняется намного быстрее, чем сложившиеся о нем представления.

Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.

Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены – это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.

Куда и откуда катится мир?

Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.

Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды – повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.

Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.

Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.

Инстинкты против разума

Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.

Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.

Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.

Кто виноват и что делать?

В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению – можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.

Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.

www.syl.ru

Современный человек. Род человеческий

Современный человек

Вид, к которому принадлежим мы и который называется Homo sapiens, то есть человек разумный, распространился во всем мире в основном в течение последних 10 000 лет. Отличительные признаки строения нашего скелета — относительная легкость костей, надбровье, представленное только двумя небольшими выпуклостями на лбу, впалые щеки, хорошо развитый подбородок и выступающий нос. Два последних признака связаны с исчезновением морды: без развития выступающего носа осталось бы довольно мало места для носовой полости, а без изменения формы нижней челюсти мышцы языка были бы очень небольшими, что привело к появлению подбородка.

Рис. 29. Нос и подбородок.

Контур черепов, в которых черной краской показаны полость носа и место, где располагаются мышцы языка. Выступающий нос современного человека позволяет иметь такую же, как у гориллы, носовую полость. Утолщение наружной части нижней челюсти образует подбородок и является местом прикрепления мышц языка.

Казалось бы, сейчас подходящий момент для того, чтобы нарисовать хорошо известные портреты длинноволосых и грубоватых существ — такими обычно изображают наших предков. Но мы знаем, что точно восстановить по черепу внешний вид современного человека, исключая длительно существующие типы, невозможно[22]. Поэтому, несмотря на всю их занимательность, мы не приводим эти портреты.

Лучше всего нам известны изменения, которые претерпели зубы. Мы располагаем непрерывным рядом зубов современных и ископаемых форм, от обезьяньих до человеческих. У человека изменились клыки и коренные зубы, приспособленные к разрыванию мяса. Скорее всего, клыки уменьшились в размерах, а коренные зубы стали только перетирать пищу в тот период, когда сами наши предки были больше ростом или по крайней мере имели очень массивный скелет и крупные зубы, способные разрывать мясо без специальных приспособлений. У современных людей наблюдается тенденция в сторону уменьшения зубов за счет коренных. Наши зубы справляются с разнообразной, но не очень твердой пищей. Фактически ассортимент потребляемой человеком пищи гораздо разнообразнее, чем у большинства млекопитающих. Такую, как у нас, всеядность трудно встретить у кого-нибудь еще, разве что у крыс и мышей, которые делят с нами нашу пищу.

Исчезновение волосяного покрова также может быть следствием увеличения размеров тела. Чем больше размеры, тем меньше отношение поверхности к объему, поэтому крупные млекопитающие теряют с поверхности тела меньше тепла и, следовательно, меньше нуждаются в волосах для сохранения тепла. Так, слоны и другие крупные млекопитающие относительно безволосы. Возможно, и наши предки утратили волосяной покров в результате эволюционного процесса в тот период, когда были крупного роста. Отсутствие волос у современного человека дает ему больше возможности приспосабливаться, так как, меняя одежду, он может жить в местах с самым разнообразным климатом. Вряд ли можно найти такой вид животных, который был бы столь широко распространен на Земле, как Homo sapiens.

Приспособляемость человека связана в основном с удивительной природой его конечностей и мозга. Необычен сам способ передвижения человека. Передвижение в «выпрямленном» положении — особенность обезьян. Этот способ передвижения называется брахиацией и состоит в перебрасывании тела при помощи одних только рук; в наше время он особенно хорошо развит у гиббонов с их длинными руками и короткими ногами. У человека иное соотношение длины рук и ног: руки короче, чем у обезьян, а ноги относительно длинны, что связано с приспособлением к прямохождению. Предполагают, что к человеку привела та линия приматов, которая не развила специализированных конечностей, необходимых для жизни на деревьях и, следовательно, несовместимых с привычками к наземной жизни.

Для прямохождения недостаточно простого увеличения длины ног. Изгибы позвоночника изменяются таким образом, что мы не наклоняемся при ходьбе вперед, как обезьяны. Не менее важные изменения произошли и в стопе: большой палец не противопоставлен другим, так что мы не можем захватывать им предметы. По этому признаку человек имеет две руки, а обезьяна — четыре. Но у нас еще есть остатки мышц, использовавшихся некогда нашими предками при действии большого пальца ног, как и большого пальца рук. Вместе с изменением функций пальцев на ногах изменилось и строение костей ног. У обезьян очень подвижная нога с плохо выраженной пяткой. Человек обладает двумя прочными сводами, позволяющими подниматься на носках, и хорошо развитой пяткой. Поэтому мы можем и ходить и бегать. Движения обезьяны на земле ограничены так же, как были бы ограничены наши, если бы мы ходили только на пятках, не используя подошвы стоп.

Использование ног только для ходьбы, а рук — для других целей, несомненно, сыграло большую роль в развитии человека. При переходе к прямохождению наши предки, видимо, уже обладали высокоразвитой координацией движения рук со зрением: это было необходимо в прошлом при их древесном образе жизни. Когда руки освободились от функций передвижения, связь их движений со зрением могла быть использована в других целях. Руки чаще и шире использовались для манипуляций. Но эти изменения происходили в течение длительного периода времени — нескольких миллионов лет. Разумеется, наши предки не выбирали преднамеренно способа употребления своих конечностей. Они проходили медленный процесс эволюционных изменений, — об этом процессе мы уже говорили в начале главы.

Большинство млекопитающих соприкасается с каким-либо объектом прежде всего мордой, поэтому обоняние является одним из наиболее важных чувств, оно важнее, чем зрение. У человека, как и у других приматов, исследовательским органом стали руки. У нас нет морды, наше обоняние не столь чувствительно, но мы обладаем исключительно хорошим зрением. Многие наши наиболее важные особенности — великолепное зрение, способность к размножению в течение всего года, мышцы, позволяющие мимикой лица выражать самые разные эмоции, — присущи и современным человекообразным обезьянам (а преобладание зрения над обонянием — всем приматам в целом: человекообразным, обезьянам, долгопятам и лемурам). Но у человекообразных в отличие от человека нет речи. Наша способность к созданию и использованию сложных звуков уникальна в природе и вместе со способностью к сложным движениям рук является основой человеческого общества. Не менее важно для связи между индивидуумами чрезвычайно тонкое развитие мимических мышц и, как указал М. Аберкромби, глазного яблока, позволяющего определить направление человеческого взгляда. Возможно, что и красный цвет наших губ существен для связи, так как движение губ помогает точнее понимать речь.

Все эти изменения сопровождаются соответствующими изменениями в строении мозга. Отделы мозга, связанные с обонянием, сильно уменьшились, в то время как зрительные увеличились[23]. Как и у обезьян (чего нельзя сказать о других млекопитающих), у человека есть особая чувствительная зона сетчатки глаза ближе к ее середине — желтое пятно. Именно эта зона и дает вам возможность читать эту страницу и различать цвета. Кроме того, наше зрение объемно, мы рассматриваем объект сразу обоими глазами, в то время как у большинства млекопитающих глаза обращены в разные стороны. Благодаря этому мы можем точно судить о расстояниях, относительных размерах предметов и соответственно контролировать движения, особенно рук.

Наиболее заметны различия в размере мозга человека и человекообразных обезьян или любого млекопитающего. Конечно, мозг самых больших млекопитающих — китов — и даже слонов больше, чем наш. Но если мозг человека составляет около 1/46 веса тела, то у слона — лишь около 1/560, а у большого кита — около 1/8000[24]. В следующей главе мы рассмотрим особенности строения мозга человека и обусловленное ими сложное поведение человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Каким должен быть современный человек

Каким должен быть современный человек в 21 веке, что поменялось в людях за последнее столетие, даже за последние 15 лет. Ведь если оглянуться назад, то можно заметить различия поколений, люди стали коммуникативными, умнее и легко обучаемыми. В наше время в человеке ценят то, что раньше считали недостатком или неприемлемым поведением в обществе. Давайте разберемся, каким должен быть современный человек.

 

В первую очередь образованным, речь даже не идет о высшем образовании или образовании, полученном в престижном швейцарском университете. Образованность, это профессиональные навыки человека в той области, в которой он работает. Современный человек занимается постоянным самообразованием, читает книги, посещает курсы, чтобы развить свои профессиональные навыки. Раньше достаточно было получить высшее образование, даже не профильное. Работодатели считали, что если сотрудник смог получить высшее образование, значит он умный. Но теперь высшее образование ни о чем не говорит и никак не характеризует современного человека.

 

Когда вы устраиваетесь на работу, то вопрос об образовании задают, чуть ли не в последнюю очередь. Работодатель смотрит на навыки, на то, какие курсы вы посещали, какие навыки развивали, которые могут быть полезны именно в этой компании. Вы спрашивали, каким должен быть современный человек, мы отвечаем, образованным, изучать ту отрасль, в которой ему интересно работать.

 

В наше время очень ценится коммуникабельность. Даже если речь не идет про устройство на работу, то в современном мире очень трудно приходится замкнутым людям. Общество требует общения, рассказов о себе, о том, как ты проводишь время и куда ходишь. Если в компании сказать, что ты любишь проводить время дома и изредка ходить в кино, то эта компания тебя не примет. Нужно постоянно делиться эмоциями, мыслями и так далее.

 

Коммуникации заняли одну из важнейших ниш в современном обществе, не умея общаться, вы не сможете существовать. Стоит отметить, что с развитием технологий, именно коммуникации страдают больше всего. Молодые люди предпочитают общаться через СМС или социальные сети, что в дальнейшем усложняет их возможности общения в реальном мире. Как говорят психологи, в интернете человек может быть активным, всегда сам начинает разговор, не боится критиковать и выслушивать критику в свой адрес, а в реальной жизни побоится первым поздороваться.

 

Каким должен быть современный человек, по мнению психологов. Быстро подстраивается под изменения, легко реагирует на перемены, не задерживается долго на одном месте, легко заводит новые знакомства и не боится действовать. Молодые люди привыкли сидеть в социальных сетях и играть в компьютерные игры. С одной стороны, это развивает некоторые профессиональные навыки, но с другой стороны, губит в личности много других качеств. Если оглянуться и посмотреть на последние события, которые произошли в нашей стране, то отвечая на вопрос, каким должен быть современный человек, необходимо сказать, он должен иметь свою жизненную позицию и уметь ее отстаивать.

 

Культура играет не маловажную роль в формировании личности. Посмотрите на своих друзей, выберите тех, кто явно отличается по характеру и жизненной позиции и спросите у них: на каких фильмах и книгах они выросли, по ответам вы поймете, что эти люди смотрели разные фильмы и разные книги, именно поэтому они имеют различные взгляды на жизнь. Если у вас есть дети, то обязательно проводите разностороннюю культурную программу. Водите детей на спектакли в театр, в кино, позволяйте им участвовать в спортивных мероприятиях и школьных концертах. Все это позволит им адаптироваться к жизни, а самое главное разовьет в них нужные качества.

 

Вы задаетесь вопросом, каким должен быть современный человек, потому что чувствуете, что общество вас не воспринимает или потому, что хотите развить в себе новые навыки. Два совершенно разных направления, но имеющие единый способ решения. Учитесь общаться, читайте классическую и современную литературу, ходите в кино, на профессиональные курсы и конференции, проще говоря, разнообразьте свою жизнь. Таким образов вы сразу станете современным человеком, просто потому, что начнете вести интересный образ жизни, вам всегда будет что рассказать друзьям, а при необходимости поделиться опытом.

podolsk50.ru

Основные черты современного молодого человека

Цель размышления, предлагаемого вниманию благосклонного читателя, – прояснить картину отношений между поколениями и попытаться выявить существенные особенности мировоззрения современного молодого поколения.

Объективный взгляд на молодое поколение

«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Это изречение приписывается Сократу – знаменитому древнегреческому мыслителю V века до Р.Х. С тех пор, заметит читатель, мало что изменилось. Поэтому прежде обращения к предмету исследования нам необходимо разобраться в логическом методе, с помощью которого мы будем исследовать этот предмет. В его исследовании нельзя спешить, ибо, руководствуясь привычными для себя суждениями, мы рискуем потратить время впустую и сформировать о столь важном предмете, как молодежь, субъективное, случайное мнение, не раскрывающее её сущности. В этом случае вместо исследования современной молодёжи будет происходить ретрансляция нам наших же представлений о ней, которые возникли благодаря особенностям нашего восприятия молодых людей.

Прежде всего, зададимся вопросом, можем ли мы считать взгляд старшего поколения на поколение молодое объективным, то есть научным, истинным, или всеобщим и необходимым? Что есть молодёжь по сути своей? В восприятии представителей старшего поколения молодёжь есть не просто их продолжение. Молодые люди есть мы, взрослые, изменяющиеся сообразно нашим ценностям, убеждениям и культуре. Но если в себе эти изменения может увидеть далеко не каждый, то в своём продолжении, отличном от нас (к примеру, – воспитанных нами детях), эти изменения становятся наглядными для всех.

Нам нужно уйти от поверхностного взгляда на молодёжь как на представителей какого-то другого рода людей. Жизнь человечества от поколения к поколению не прерывается; она вечно развивается во времени и есть духовное единство, разворачивающееся из себя самого в окружении природы через конечные духовные противоречия, воплощением которых является каждый человек. Проницательный французский мыслитель Блез Паскаль заметил, что вся последовательная смена людей не что иное, как один и тот же постоянно существующий человек. Поэтому и отношение поколений в сущности диалектично, так как отцы и дети есть одно и тоже человечество, но – как отличные друг от друга.

Таким образом, в молодом поколении мы обязаны понять себя. Наше отношение к молодёжи есть процесс самопознания. Чтобы этот процесс был результативным, необходимо не только смотреть на юное поколение своими глазами, но и взглянуть на себя глазами юношества. Для этого требуется отвлечься, абстрагироваться от себя, от своих субъективных намерений и убеждений, то есть познавать объективно. В процессе нашего самопознания, таким образом, появятся уже две стороны. Они, конечно, будут противоречить друг другу, но обе будут выражать одну и ту же сущность – современное состояние нашего народа и человечества в целом. Чтобы наше мнение о молодёжи стало объективным, или истинным знанием её сути, требуется достичь их примирения между собой. В противном случае мы не сможем преодолеть их односторонность, то есть ущербность.

Стало быть, для объективного исследования молодёжи нам нужно соединить наше отношение к ней как не упавшей с неба, а порождённой и воспитанной нами, и отношение молодёжи к нам, к старшему поколению. Тем самым мы сможем понять, уяснить себе её взгляды, составляющие юношеское мировоззрение.

Цель исследования мировоззрения молодёжи

Святитель Иоанн Златоуст так выразился о причинах морального разложения общества: «Оттого-то у нас города и развратились, что худы наставники юношества». Если мы для начала уже определились с методом познания, то теперь пора высветить конечную цель наших воспитательных усилий. Так как слова Иоанна Златоуста актуальны и адресованы именно к нам как воспитателям юношества, делающим это через свою профессиональную деятельность, через любовь к книгам, через интерес к искусству, религии и философии, то эту цель можно без ложной скромности определить как благо человечества, ибо мы хотим воспитать в представителях молодёжи действительно нравственных и по-настоящему духовных, то есть разумно мыслящих людей. Ведь разумное мышление, состоящее, прежде всего, в постижении нравственного закона, есть высшее проявление сущности человека как такового. Если наше природное тело, в отличие от бесконечности духа, ограничено, то наше дело – пестовать в молодёжи ростки разумно мыслящего духа, любовно ухаживать за ними, продолжая работу, начатую не нами, а нашими предками.

Сегодня общество в нашей стране по примеру других, так называемых «развитых» стран, сориентировано на прагматические цели. Прагматическое мировоззрение видит во всём только материальную пользу – пользу, как правило, личную. Этим обусловлена и величайшая духовная разъединённость представителей современной эпохи, когда произвол и испорченность индивидуумов достигают своих крайних пределов. Наша эпоха вместо христианской любви людей друг к другу знает лишь страстное себялюбие. Индивидуальность замыкается на себе, утрачивает сознание своего единства со всем человеческим родом. Но наше я – конечно, а духовный мир – бесконечен. Он есть сомкнутое с собой единство, отчего и любовь в нём есть способность забыть себя и в этом забвении обрести блаженство.

Но случайно ли современное состояние мира? Нет, столь дисгармоничное его состояние неизбежно, ибо моральное добро и нравственность существуют только там, где есть противоположное, то есть зло и борьба с ним, нравится нам это или нет. Таков необходимый процесс развития человечества, руководимый законом всеобщего отрицания, так как именно отрицание не даёт существующему покоя и является движущей силой мироздания.

С таким посылом и учитывая необходимое различие поколений, мы можем приступить к рассмотрению различных сфер духовной деятельности современной молодёжи, её характерных особенностей и ценностей.

Сферы деятельности современной молодёжи,

характерные особенности и ценности юношества

Начнём рассуждение об особенностях современной молодёжи с наблюдений за её общественной деятельностью, а через особенности этой деятельности перейдём к анализу душевных и личных качеств молодого человека.

Среди различных социальных явлений особое значение имеет патриотизм как понятие многогранное, содержащее в себе взаимосвязь каждого человека с такими важнейшими для жизни людей институтами, как семья, народ, церковь и государство. Понимание патриотизма сегодняшней молодежью можно охарактеризовать как амбивалентное (то есть двойственное) по содержанию, принимающее весьма разные, в том числе и радикальные, формы. Этим объясняется причина появления, с одной стороны, националистически настроенных молодых людей, а с другой – молодых людей, столь же непримиримо отвергающих патриотизм, видящих в нём опасность ограничения личной свободы. Неадекватному отношению к патриотизму мы обязаны, помимо других факторов, недостаточно ясной политике его воспитания. Поверхностное и фрагментарное изложение сущности патриотизма, акцент на единичные примеры, на самоотверженные подвиги наших соотечественников, происходящие во время великих войн (в периоды, когда национальный дух достигает наивысшей сплочённости) и, в тоже время, игнорирование иных моментов общественно-государственной жизни, важных для целостного понимания природы патриотизма – таковы наши упущения, требующие исправления. В противном случае навязчивая декларация правильных убеждений вряд ли разовьёт у молодёжи любовь к своей Родине – скорее наоборот, она вызовет у молодых людей раздражение и возражения.

Когда мы говорим о патриотизме, мы действительно ведём речь о любви. Доктор философских наук А. Н. Муравьёв, выступая на эту тему перед весьма юной аудиторией, сказал: «Говорить о любви вообще очень трудно, поскольку любовь есть чувство очень интимное и слишком выпячивать, разглашать себя оно не любит, хотя сказать: «Я люблю свою Родину» очень даже легко, особенно если от тебя ждут такие слова, а ты ждёшь, что тебя за них похвалят. Но становится ли от таких наших слов нашей Родине лучше и не лучше ли нам вместо них просто сделать для неё что-то хорошее – это ещё большой вопрос. Ещё больший вопрос состоит в том, что значит слово любовь, если оно для нас действительно что-то значит». Одна моя знакомая (имеющая детей, которые как раз находятся в том юношеском возрасте, о котором мы говорим) написала в социальной сети: «Пока есть те, кто нас любит, всё в порядке будет». В этом афоризме выражено представление о любви современного молодого человека с его надеждами, требованиями и убеждениями. Сегодняшнее положение дел таково, что при слове любовь мыслится, прежде всего, внимание к себе, а уже потом, с учётом напряженности этого внимания, к тому человеку, с которым нас связывает это чувство. Однако, во-первых, это – типичные признаки партнёрских отношений, то есть отношений, находящихся в сфере договорных обязательств («Ты – мне, я – тебе»). Эти признаки, разумеется, не раскрывают понятие действительной любви, охваченный которой человек, преодолевая свой эгоизм, чувствует в другом человеке себя, а себя – в другом и потому стремится к благополучию другого, не отделяя его благополучия от своего собственного. Во-вторых, действительная любовь не ограничивается отношением к определённому человеку и перерастает в отношение человека к миру вообще, ибо если человек любит только одного человека и безразличен к другим, то его любовь несовершенна.

«Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас или нет – нам об этом нечего беспокоиться! Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить», – сказал архимандрит Иоанн Крестьянкин. Влечение к наслаждениям и мирской суете – вот возвеличиваемый современностью принцип так называемой «любви», и он правит бал, несмотря на классическую русскую литературу, раскрывающую истинный смысл этого понятия. Этот принцип льстит молодому человеку и потакает его неугасающей страсти к себе: «Ты самый лучший, самый успешный, у тебя всё получится!». Такими рекламными лозунгами мы повсеместно разлагаем дух молодого поколения, питая в его представителях ложную самоуверенность и чувство собственного превосходства, грозящие обернуться если не катастрофой, то глубокой душевной депрессией.

Следующее понятие, которое вместе с любовью является основой мировоззрения современного молодого человека, это свобода. Разговор о свободе тоже должен внести ясность в её истинное значение. Свобода в глазах современной молодёжи есть чаще всего произвол, то есть своенравное своеволие, требующее осуществления многообразных влечений индивидуума. Но действительная свобода есть понятие, раскрывающее в человеческих действиях единый разумный смысл и потому относящееся не к отдельной личности, а к всеобщему благу. Быть действительно свободным – значит действовать согласно цели, имеющей всеобщий интерес. Это требует не только внутренних усилий, но, прежде всего, понимания нравственного закона: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Поэтому можно сказать, что свобода есть разумное самоопределение человека.

Важнейшая сфера социальной активности молодого человека – его профессиональное образование. Я намеренно начинаю с профессионального образования, потому что общее образование молодого человека сегодня, к сожалению, ориентировано на профессию. Это значит, что свобода самоопределения, о которой сказано выше, носит несколько условный характер. Есть такие, кто уже в начальных классах школы определили свою будущую профессию. Однако чаще бывает так, что, развиваясь интеллектуально и приобретая жизненный опыт, человек узнаёт свои неведомые ему прежде потенциальные возможности. «Нас было четыре тысячи студентов. Из них только пятнадцать мальчишек и девчонок вместе со мной наблюдали звёзды. Остальные бегали по дорожкам и наблюдали за собственными ногами», – заметил по этому поводу американский писатель Рэй Бредбери. Слишком рано профессионально ориентируя общее образование, мы рискуем получить специалистов, деятельность которых будет сродни вычислительным машинам, успешно справляющимся с множеством технологических операций. Следует признать, что популярные сегодня в среде молодёжи технократические установки есть результат нашего влияния на молодое поколение, проводником которого служит, прежде всего, модернизация образования.

Образование сегодня нацелено на комфортное пребывание индивидуума в общественной среде и ради этого оно культивирует прагматизм в ущерб целостному развитию человеческого духа, что, разумеется, не способствует появлению у молодых людей тех качеств, о которых можно говорить с уважением. Необходимость конкретного тождества теоретического и практического образования налицо. К примеру, сегодня много говорят об искусственном интеллекте, о цифровизации различных сфер. Этим вопросам придаётся особая важность, но природа этих понятий не исследуется. Тем самым открывается поле бесполезных усилий, а юношество настраивается на обожествление цифры. В тоже время идёт явное огрубление его нравов, происходит падение качества образования, в том числе из-за того, что молодые люди не читают, а если и читают, то далеко не то, что способствует развитию разумного мышления. Молодой человек уверен, что он начитан, ибо каждый день он пользуется поисковыми системами и проглатывает огромное количество информации. В связи с этим напомним слова Конфуция: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время; размышлять, не учась – опасно».

Интерес к чтению в нашей стране явно падает. Это признают не только эксперты, но и чиновники. По данным Министерства культуры РФ, 35% населения вообще не читают книги после школы, а 44% россиян за год не открыли ни одной книги. Потребности же людей различаются в зависимости от образования и свободного развития. От этого зависят предъявляемые ими требования, их вера в авторитеты и доверие к ним. В известном произведении Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» сатирически раскрыты проблемы современного общества, пагубность исключительно материальных ценностей и неизбежная бедность мысли людей, одержимых лишь чувственными благами. «А Шекспира они читают?– спросил Дикарь, когда, направляясь в биохимические лаборатории, они проходили мимо школьной библиотеки. – Ну разумеется, нет, – сказала директрисса, зардевшись. – Библиотека наша, – сказал доктор Гэфни, – содержит только справочную литературу. Развлекаться наша молодежь может в ощущальных кинозалах. Мы не поощряем развлечений, связанных с уединением». Так происходит обмеление духа; знания приобретаются специализированные, нужные материальному производству, оно же в ответ, словно кость, бросает человеку пакет с примитивными удовольствиями. По результатам социологического опроса «Что нужно для достижения успеха в современной России?» на первом месте стоят связи с нужными людьми и деньги, и только после них называются трудолюбие и образование.

Говоря об образовании, нельзя исключать воспитание как переход от своеволия к воле истинной и разумной. В процессе воспитания происходит снятие природной непосредственности воли. «Воспитание должно быть надежным и сознательным искусством образовывать в человеке устойчивую и безошибочную добрую волю», – утверждал великий немецкий философ Фихте. В этом своём качестве оно есть главный фактор духовного развития молодого человека. В процессе воспитания возникает и совершенствуется разумное мышление, которое определяет содержание мировоззрения и представлений личности, ибо облагораживает её чувства. Поэтому отсутствие воспитания означает превращение человеческого общества в то, что другой великий немецкий мыслитель Гегель назвал духовным царством животных. Как сказано в Библии, «из сердца выходят дурные мысли, убийства, неверность». Радует, конечно, что молодые люди ныне со всё большим вниманием воспринимают от старших наставления о том, как правильно жить. Вопрос в том, что разговор по таким темам носит чаще личный характер, не становясь принципом российского образования.

«Народ, имеющий плохое понятие о Боге и вере, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы». Эти слова Гегеля чрезвычайно актуальны в наши дни. Возомнив себя творцом мира, современный человек стал снисходительно смотреть на религию, видя в ней лишь институт управления массами и не осознавая того, что его собственные личные проблемы коренятся в его презрительном отношении к абсолюту. Думаю, что такой примитивный взгляд на один из высших способов духа есть индикатор опустошённости сознания, ограниченности мышления, по существу – возврат к непосредственному восприятию реальности. Многие молодые люди наивно полагают, что поиск божественной истины не нужен «прогрессивно» мыслящему человеку. «В наше время никого не тревожит, что он ничего не знает о боге; – продолжает Гегель, – более того, уверенность в невозможности подобного познания считается проявлением необычайной проницательности». Современная эпоха превратила божество в далёкий от нас призрак. Это тоже способствует росту высокомерия, поскольку человек полагает, что в этом знании незнания он выразил своё величие и истинное предназначение. В связи с этим вновь встаёт вопрос к нам: отчего мы не привили юношеству уважение к религии, к глубине и возвышенности религиозного сознания?

Не менее проблематично сегодня и отношение молодёжи к искусству. При многообразии современных форм искусства единая природа искусства явно недостаточно раскрывается юным сознанием. Поэтому великое в его представлении перемешано с ничтожным, прекрасное – с отвратительным, но претендующим на восхищение. Такое умонастроение не только бесплодно, но и вредоносно, так как понять искусство – значит открыть великое богатство красоты мира.

Несколько слов – об общественной активности молодёжи. Не нужно быть социологом, чтобы заметить её существенный рост. Причина этого роста понятна – накопившийся в советский период запрос на свободную общественную деятельность естественно начинает реализовываться. Молодёжных объединений сегодня множество, но далеко не все они способствуют развитию гармоничной личности. В послании апостола Павла к коринфянам сказано: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Разумеется, от цели общественной деятельности зависит и мотивация к ней. Это либо социальное служение, либо ресурс для удовлетворения личных потребностей. Институт общественных организаций сегодня находится в стадии становления, поэтому об опыте предыдущего поколения говорить можно с натяжкой. Тем не менее, отношение к некоторым личным качествам у различных поколений определённо различное. К примеру, сегодня старшее поколение часто желает молодым людям быть амбициозными. Они же, полагаясь на авторитет взрослых, видят в амбициозности ценность. Но что значит слово амбициозный? Дословно оно переводится как исполненный тщеславия, своенравный. С каких пор качества приземлённые, всегда считавшиеся негативными, вдруг стали идеалом, которого желают? Конечно, можно сказать, что имеется ввиду амбициозность в лучшем смысле этого слова. Но его лучший смысл выражают другие слова, например, целеустремленность, настойчивость, волевой характер. Или, наоборот, возьмём слово лох, которое, обозначая человека, не умеющего выгодно устроиться и доверяющего к людям, есть слово ругательное и оскорбительное. Отчего произошло такое превращение положительных человеческих качеств в отрицательные? Оттого, что из голов старших путаница переносится в головы молодых людей.

Широкое поле социальной активности молодёжи представляет собой добровольчество, или волонтёрство. На мой взгляд, первое, исконно русское слово более точно выражает смысл служения во имя добра. Волонтёрство же как слово, заимствованное из французского языка, означает в нём вовсе не добрую, а лишь охотную волю, то есть то, что делается в охотку, а такие дела отнюдь не всегда бывают добрыми. Первыми волонтёрами были французские солдаты, которые шли на войну, не имея средств к существованию и предполагая добыть их в бою. Отношение молодого человека к добровольчеству тоже различное. Кто-то занимается добровольчеством ради приобретения социального опыта, кто-то – потому, что это ему сейчас в охотку, а кто-то – руководствуясь принципом: «Делай добро ради него самого». Последний вариант есть, конечно, самый верный, и чем чаще он будет встречаться, тем лучше будет нам всем.

Сегодня много внимания молодёжь уделяет здоровому образу жизни. Правда, под здоровым образом жизни чаще понимается физическое состояние организма. Это, разумеется, очень важно и здорово, что сегодня в моде у юношества уже не наркотики, не пиво и не сигареты, а спорт и физическая культура, но этого недостаточно. Крылатое выражение «В здоровом теле – здоровый дух» изначально имело более определённое значение. У римского поэта Ювенала оно звучало так: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», то есть здоровье ума стояло для него на первом месте. Молодёжь же смотрит на спорт только как на гимнастику тела, но не гимнастику ума. Поэтому нам необходимо привить ей понимание, ради чего требуется физическое здоровье. Настроим «качалок» да стадионов и будем ждать от них высокой культуры подрастающего поколения, а в итоге получим грозную безумную силу, которую тот, кто себе на уме, бросит туда, куда ему потребуется.

«Чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия – для этого надо, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и чтобы вследствие того возникали столь же чистые начала жизни государственной, чтобы любовь ребенка к матери была преддверием любви к отечеству», – утверждал святитель Филарет Московский (Дроздов). В отношении молодого человека к семье скрыто будущее нации, ибо семья есть малое государство. В ней испытываются ответственность, истинная любовь, терпение и смирение. Плохой семьянин это, как правило, никудышный гражданин. Семейные ценности, находясь среди значимых ценностей молодёжи, воспринимаются ею всё более утилитарно и своевольно. Сегодня семья в представлении юношества основывается преимущественно на инстинктивном влечении или договоре, но почти никогда не характеризуется как общественный долг и служение. Вот откуда наши рекорды по количеству разводов и убыли населения! Для справки: по данным Росстата в 2016 году распалось более 60% браков и наблюдается тенденция к увеличению этого показателя.

Теперь перейдём к тому, как молодое поколение мыслит. «Границы моего языка есть границы моего мира», – эти слова австрийского философа Людвига Витгенштейна выражают роль и значение языковых форм выражения мысли. Говорит не собственно человек, а в нём говорит и обнародует себя другим, ему равным, единая человеческая природа, состоящая в том, что он есть мыслящее существо. Народ, в сущности, есть сущий язык, как сказал Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих хрестоматийных стихотворений. Поэтому основным условием для успешного продолжения жизни народа является не только рост его благосостояния, но и в гораздо большей степени сохранение и развитие его родного языка. Национальный дух не может не опираться на национальную культуру, основой которой является родной язык народа, на котором пишется национальная художественная литература. Язык есть сущее для других сознание, и в художественных произведениях он выражает сознание нации. Чистота языка есть гарантия нравственного благополучия народа, ибо родная речь является одним из главных, если не самым главным инструментом и национально-государственного развития, и индивидуального самоопределения. Отсюда становится очевидной выдающаяся роль сохранения и развития языка народа в деле воспитания молодёжи. Не надо доказывать, что огромный потенциал русской классической прозы и поэзии далеко не в полной мере используется образовании юношества.

На каком же языке говорит современный молодой человек? Наш язык, как и наше сердце, открыто различным угрозам. Можно заглянуть в современный толковый словарь и посмотреть на языковые изменения, произошедшие с конца ХХ века. Чем обогатился наш язык, да и обогатился ли он? Слов новых немало, но какие это слова? Бабки (в значении денег), байк (мотоцикл), баксы, бой-френд, випы, секьюрети, транссексуал, тусовка, шейпинг, шопинг и другие слова, которые можно услышать из уст видных политиков, но изменяющие психологию масс в откровенно-криминальном направлении – уже упомянутый лох, кинуть, беспредел и тому подобные словечки. Изменяет наш язык и массовое вторжение в него англицизмов, принятых в экономике, торговле и интернете: маркетинг, менеджмент, контроллинг, тайминг, лизинг, ОК, инфа, имхо, аватар. Разумеется, для того, что обозначают эти слова, можно было бы найти выражения и в русском языке, но мы приняли в него инородные, попутно оценив наш язык как устаревший, негодный для новинок современности. Примечательно, что некоторые слова, ранее заимствованные из других языков, сегодня в очередной раз заменяются на иностранные, отчего тенденция становится трендом и так далее. Нашему сознанию непросто угнаться за таким постоянным обновлением нашего языка. В связи с этим происходит стремительная жаргонизация русской речи. Жаргонизмы, наряду с её упрощением, выражают и явное падение нравов, заражённых индивидуализмом и потребительством. Модный жаргон (отвали, урод и другие, более жесткие, слова) деформирует отношения людей, разъединяет и отстраняет их друг от друга, делает правилом безразличие к чужой беде (мне по барабану, параллельно, или фиолетово). Призывы молодёжи к моральной ответственности и нравственным идеалам тщетны потому, что через язык в её дух уже проникли совсем другие принципы мышления и поведения.

Возникает вопрос: можем ли мы повлиять на современное состояние русского языка и тем самым – на формирование мировоззрения юношества? Этот вопрос направляет внимание и на будущее библиотек (в том числе, в контексте темы нашей конференции: «Современная библиотека в эпицентре молодёжных интересов»). Замечу, что тема конференции сформулирована несколько двусмысленно. К сожалению, библиотека не находится в эпицентре интересов современной молодёжи. Это библиотекам важно, чтобы юношество вернулось к чтению полезных ему книг. Задача поставлена весьма актуальная и обнадёживает, что её обсуждение вышло за стены библиотек.

Конечно, будущее библиотек – не в увеличении их числа. Молодёжь уже не пойдёт в библиотеки только из-за наличия там массы книг. Электронную копию любой книги сегодня можно найти в Интернете, да и любителям печатной книги книжные магазины ныне предлагают весьма привлекательные условия, так как то время, когда за приобретение популярных изданий желающим приходилось сдавать килограммы макулатуры, уже миновало. Но неужели библиотеки, которые прежде, по выражению Гёте, были сокровищницами или, по меньшей мере, полезными кладовыми знаний, передаваемых из поколения в поколения, уходят в небытие? Думается, что кроме научных и специализированных библиотек, в которых хранятся рукописные и печатные оригиналы выдающихся произведений, остальные, известные нам в том виде, в котором они существовали последнее столетие, уже не соответствуют требованиям современности. Информация сегодня доступна как никогда прежде и библиотеки станут анахронизмом, если не приспособятся к современной реальности. Они должны пересмотреть свои задачи и от накопления книг перейти к действиям по сближению молодого человека с их содержанием. Нам сегодня важно развивать не только культуру чтения, но равным (если не преимущественным) образом – культуру обсуждения и общения. В библиотеках нам предстоит увидеть одно из средств формирования разумного мировоззрения. Достижение этой цели, разумеется, есть задача не только библиотекарей; здесь нужна государственная стратегия, ориентированная на взаимодействие всех ответственных за это структур.

Создание творческих площадок – мест, где молодые авторы представляют свои произведения, есть один из первых шагов по приобщению молодых людей к содержанию книг. К примеру, поэтическая площадка «Свободный микрофон» даёт возможность молодым поэтам и чтецам открыть себя для других. Естественное желание обнародовать своё творчество мобилизует авторов к внутренней работе, к поиску более совершенных приёмов поэтического мастерства. Такие места объединяют не только деятелей искусства; они привлекают и поклонников литературных жанров как личностей, находящихся в жизненном поиске. Библиотека должна стать для молодого человека общественным пространством, где он может реализовать свои особенные интересы. Возвышенный слог, импозантная риторика, актёрское мастерство – эти умения всегда привлекали юношеские сердца. Поэтому театрализованные постановки и театры юного зрителя – вот ещё одна сфера творческого пространства, развивающая художественное восприятие зрителей пьес и актерское мастерство.

Книги сопровождают нас с детства. Сначала это сказки, которые в исполнении наших родителей дают нам первые представления о природе и жизни людей, рассказывают о добре и зле. «Чтение – вот лучшее учение!», – так А. С. Пушкин без лишних слов выразил первое условие образования личности. «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное», – продолжил его мысль Ф. М. Достоевский. Нам же, как представителям взрослого поколения, предстоит воспитать в юношестве понимание, что каждый человек должен родиться дважды: один раз – естественным, природным путём, а в другой раз – духовно, то есть осмыслить и создать самого себя. Найти своё призвание и сделать себя тем, кем он хочет (например, дельным комбайнёром, умелой дояркой или замечательным хлебопёком, хорошим рабочим, техником, инженером, надёжным солдатом или офицером, хорошим врачом, или чиновником, на совесть исполняющим какое-нибудь государственное поручение, выдающимся спортсменом, учёным, художником, священником или философом) – это за молодого человека никто сделать не сможет. Лишь тогда, когда он сделает это, он сделается отцом самому себе и, преодолев свою природную ограниченность, внесёт неповторимый духовный вклад в жизнь своего народа и человечества. Родина его за это, разумеется, никогда не забудет.

По мотивам выступления на конференции по развитию библиотек ««Современная библиотека в эпицентре молодёжных интересов»».

2018 г

kilinson.com

Каков современный человек?. Психическая природа современного человека в России

Каков современный человек?

Вопрос изучения внутреннего мира человека является одним из важнейших для современного левого движения. Он же является и самым слабым звеном в марксистской теории. Однако падение духа неуместно в процессе познания, для которого слабое есть лишь то, что необходимо превратить в сильное. Таков первый вывод.

Обрисовывая ответ на поставленный вопрос о внутренней природе нашего современника можно отметить сумму черт характеризующих этого человека. Их четыре. Это: индивидуализм, депрессия, пассивность и садомазохизм. Конечно, данные качества не способны дать нам полную картину психического в индивиде, но именно они являются теми характеристиками, без которых нельзя верно оценить состояние современного человека и динамику изменений в нем.

XXI столетие это новая эпоха. Это эра ускоряющейся глобализации, время всеобщего распространения капитализма и его развития до исторического предела глубин этой формации. Но вместе с тем наш век это и новый цикл противоречий. В его хронологическом измерении капиталистическая система погружается в период обострения старых, внутрисистемных противоречий, возникновения и углубления новых — межсистемных противоречий. Противоречий, в которых новое общество — коммунизм, вызревая в недрах старого, сталкивается с ним, вступает в многоплановую борьбу и постепенно берет верх. Без понимания этих процессов невозможно разобраться в психике современного человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Человек в современном мире. Отличия современного человека


Современный мир, современный человек: прогресс или деградация?

Каждое поколение считает себя намного круче всех предыдущих. Ведь благодаря техническому прогрессу оно знает то, чего не знали до него, пользуется вещами, которых раньше не было, ест, пьет и потребляет продукты и услуги, придуманные совсем недавно. Ведь ты современный человек, а они уже покрылись пылью времен.

Потом это поколение «устаревает», приходят еще более современные люди, которые считают, что до них никто толком не жил, только оно живет по-настоящему. Так проходят поколение за поколением, и не очень-то понимают, что всё то, что отличает один век от другого, не столь существенно.

Вот и сейчас многие воображают, что технический прогресс, социальный прогресс начался совсем недавно, мы на его вершине. И поэтому мы как бы умнее, лучше предков, и поэтому имеем полное право наплевать на их опыт.

Но может быть, мы преувеличиваем важность технического прогресса? И преувеличиваем именно потому, что мы стали обществом потребления, и функция потребления сделалась едва ли не главной задачей человека?

Безусловно, в потреблении мы добились огромных успехов. А во всем остальном?

Эффект мелькания
Дмитрий Семеник
Одно из заблуждений современного человека — в том, что «в наши дни уже не действуют те моральные, нравственные законы, что действовали сто или тысячу лет назад». Мол, жизнь очень сильно изменилась с тех пор, поэтому и законы изменились.
Читать дальше
Двадцать первый век на дворе!
Мария Машкина
Социальный прогресс бьет ключом! Современному человеку приходится гонять по всем бутикам и салонам, чтобы приобрести флеш-карту на два гигабайта больше, чем была у него месяц назад, а майку, как у Билана, еще более обтягивающую…
Читать дальше
Есть ли будущее у общества потребления?
Петр Мостовой
Стенограмма лекции председателя Общероссийской общественной организации «Круглый стол бизнеса России», академика Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, арбитра Комиссии РСПП по корпоративной этике, адвоката Петра Мостового. Тема — современный человек в современном мире потребления.
Читать дальше
Мир потребительства и деградация общества
Сергей Валянский, Дмитрий Калюжный
Финансовая структура современного мира, которая выживает сама по себе, пока (пока всё не грохнулось) наращивает гонку потребительства. С точки зрения предлагаемой теории эволюции человеческие сообщества (как и все динамические системы) стремятся к устойчивости…
Читать дальше
Время продавца
Илья Хаськович
Современный мир — мир продавца. Делающие деньги люди устали привязывать успешность своего дела к капризам современного человека, которому сегодня нужно не то, что было вчера…
Читать дальше
Наступление «голубых»
Ш.З. Султанов
Если говорить о ключевом психиатрическом диагнозе современного мира, то самое опасное по своим последствиям психическое заболевание — импотенция. (Хотя некоторые специалисты считают, что импотенция — это не отдельная, изолированная болезнь, а результат целого ряда психических расстройств и болезней.)
Читать дальше

www.realisti.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о