Личность и общество — признаки, примеры и определение
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Каждая личность — это часть общества, и важно понимать, как тесно они связаны с точки зрения обществознания. Сегодня мы вспомним основные понятия по этой теме и разберёмся, как именно личность взаимодействует с обществом.
Что такое общество
Общество — первое из ключевых понятий, которое поможет нам ответить на вопрос о его взаимосвязи с личностью. Этот термин можно объяснить двумя разными способами: в узком смысле слова и в широком.
Общество в узком смысле
Общество в узком смысле — это:
совокупность людей, которые проживают на общей территории;
совокупность людей, объединённых схожими интересами, общением и деятельностью;
особый этап в развитии человечества.
Рассмотрим примеры каждого значения термина «общество» в узком смысле.
Степан и Света хотят в будущем стать актёрами, поэтому записались в драмкружок. Там они встретили других ребят, которым тоже нравится актёрское мастерство. Все участники этого кружка вместе — это маленькое общество в узком смысле слова, членов которого объединяют похожие интересы.
В Сибири есть небольшая деревня N, население которой составляет всего 80 человек. Это — ещё один пример общества в узком смысле: люди, которые живут вместе на одной и той же территории.
И последний пример — первобытные люди. За миллионы лет до н.э. Землю населяли наши предки, и все они занимались примерно одним и тем же. Они делились на племена, охотились, собирали фрукты и уже умели разводить огонь, но ещё не владели членораздельной речью. Всё это — особенности первобытного общества как периода в истории человечества.
Общество в широком смысле
Общество в широком смысле — это часть материального мира, отделившаяся от природы, но связанная с ней.
При этом такая часть включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.Иными словами, общество — это система, в которую входят люди и то, как они уживаются друг с другом. У этого явления есть конкретные функции. Например, создавать экономические блага, формировать у его членов важные качества, вырабатывать культурные ценности и т. д.
Больше о том, зачем людям нужна такая система, мы уже писали в статье «Общество в широком и узком смыслах».
Проверьте себя
Придумайте ещё несколько примеров, которые иллюстрировали бы общество в узком смысле с точки зрения каждого из трёх подходов. Объясните ваш выбор.
Полезные подарки для родителей
В колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!
Что такое личность и как она связана с обществом
Теперь, когда мы разобрались с понятием общества из обществознания, пришло время вспомнить ещё одно — личность.
Личность — это человек, который обладает набором социально значимых качеств и способен к разным типам осознанной деятельности.
Это наша социальная сущность и основной субъект общественных отношений. Причём люди владеют ею не с рождения, а приобретают с возрастом, когда получают социальный опыт. Этот процесс называется социализацией. Его цель — сформировать личность для жизни в обществе.
Социализация
Этот процесс проходит в два этапа. Стадия первичной социализации берёт корни в раннем детстве. В это время ребёнок общается только с людьми, которые входят в его ближайшее окружение: чаще всего это родители и другие члены семьи. Они учат его первым навыкам, важным для жизни в обществе: говорить, ходить, самому одеваться и есть вилкой.
После этого ребёнок отправляется в детский сад, а затем — в школу. Тогда в его жизни появляются новые люди и специальные учреждения. Всё это помогает ему получать новые навыки. И речь не только о знаниях по арифметике: дети в саду, одноклассники, учителя, воспитатели — все эти люди учат ребёнка правилам поведения в обществе. Но уже не напрямую, а через социальный опыт. Тогда и начинается второй этап процесса — вторичная социализация.
Социологи сходятся во мнении, что человек становится полноценной личностью на школьной скамье. Но это не значит, что социализация останавливается на этом этапе. После школы человека ждут новые пути: университет, карьера, своя семья. Всё это — ситуации, в которых мы осваиваем новые социальные роли. А значит, и социализация даёт новый виток.
Проверьте себя
Подумайте, мог ли Маугли из сборника рассказов Р. Киплинга «Книга джунглей» сформироваться как личность без общества? Объясните ваш ответ.
Личность и социальные группы
Все люди в обществе делятся на группы по разным признакам. Это могут быть интересы, ценности, религия, место работы, социальный статус, среда и много других критериев. Давайте вспомним определение из обществознания, которое описывает это явление.
Социальные группы — это совокупности людей, которые объединены общим признаком.
И если общество — это одна большая совокупность людей, то социальные группы — её более мелкие ячейки. В одни из них человек попадает при рождении, в другие — в детстве, а в третьи — только со временем, когда формирует свою личность.
О том, по каким критериям делятся люди в обществе и как проходит этот процесс, читайте в нашей статье «Социальные группы».
Рассмотрим, как человек становится частью разных социальных групп, на примере.
Ира родилась в Кемерово в 1994 году в семье с достатком ниже среднего. Так она с рождения попала сразу в несколько социальных групп. Ира — член семьи как малой группы, женщина, ребёнок и малообеспеченная. А ещё, судя по дате рождения, она принадлежит к «поколению Y» или миллениалам.
Когда Ира пошла в школу, она вступила в новые социальные группы. Самое очевидное — пополнила ряды школьников и стала для кого-то одноклассницей. Чуть позже стало понятно, что она учится на 4 и 5, а потому принадлежит к «хорошистам». И, так как ей нравится книги Дж. Роулинг про мальчика-волшебника, Ира относит себя к фанатам «Гарри Поттера».
Когда Ира получила красный диплом, она стала выпускницей института гуманитарных наук. Затем начала искать работу и в глазах потенциальных работодателей была одной из кандидатов на вакансию. После трудоустройства она стала подчинённой и коллегой, а после покупки машины — водителем. Кстати, к этому моменту она уже давно перестала быть малообеспеченной.
Этот пример иллюстрирует то, как мы меняем социальные группы в течение жизни. Не все группы, к которым мы относились сразу после рождения, «приклеены» к нам навсегда.
Человек, индивид, а потом и личность могут переходить из одной в другую, изменяя своё положение в современном обществе.Проверьте себя
В этой статье мы кратко разобрали содержание личности, как она формируется и взаимодействует с обществом. Теперь предлагаем проверить свои знания на заданиях ниже.
Задание № 1
Прочитайте утверждения по теме этой статьи ниже и определите, какие из них верны, а какие — нет. Используйте эту статью о личности и обществе как конспект, который может помочь вам выполнить это задание.
Каждый человек является личностью.
Людей, которые пользуются социальными сетями, можно назвать обществом в узком смысле.
Человек становится личностью в школьном возрасте, но процесс его социализации не останавливается всю жизнь.
С рождения люди входят только в одну социальную группу — семью.
Из одних социальных групп люди выходят со временем, из других — только приложив усилия, а из третьих выйти невозможно.
Задание № 2
Подумайте и перечислите социальные группы,к которым вы принадлежали с рождения. Есть ли среди них те, к которым вы больше не относитесь? Проанализируйте, почему так вышло.
Сегодня мы поговорили о личности, обществе и их признаках, но тема их взаимодействия куда шире, чем можно раскрыть в одной статье. Если вы хотите погрузиться в неё глубже, попробуйте дополнительные занятия с учителем. На курсах обществознания в Skysmart школьники изучают связь личности и общества без заучивания и на жизненных примерах. Это помогает хорошо усвоить тему и подготовиться к контрольным по ней.
Начните с вводного урока — это бесплатно!Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Девиантное поведение
К следующей статье
Ценные бумаги
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ — Научная Конференция, Симпозиум, Конгресс на Проекте SWorld — Апробация, Сборник научных трудов и Монография — Россия, Украина, Казахстан, СНГ
Малашихина В.В.
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ
Южный федеральный университет
The article presents the analysis of the concept of personality and considers ideas of Russian and foreign scholars on it.
В статье представлен анализ понятия «личность», рассмотрены и проанализированы подходы отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов к определению этого понятия.
Keywords: personality; subject; consciousness; individuality; freedom.
Ключевые слова: личность; субъект; сознание; индивидуальность; свобода.
Личность является одним из центральных понятий разных наук. В философской мысли понятие личности рассматривалось многими философами и трактовалось по-разному. Например, отечественные религиозные философы (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский и др.) подчеркивали божественное, духовное начало в личности. Cоциологистский подход отмечает социальную природу личности (П.А. Сорокин, К. Маркс, Р. Линтон, Т. Парсонс и др.). Человек здесь становится личностью в процессе социализации, которая проходит посредством образования и воспитания, где прививаются общепринятые ценности и нормы культуры, а также усваивается социально значимый опыт. А антропоцентризм рассматривает личность как меру индивидуализации человека в обществе.
С точки зрения психологии под личностью, в широком плане, понимается интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Что же касается более узкого понимания личности, то в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности, поэтому существует множество определений этого понятия. Это вызвано тем, что по-разному определяется ведущее начало в структуре личности. Среди наиболее разработанных теорий личности в зарубежной психологии следует отметить бихевиористскую концепцию (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен и др.) в центре внимания которой лежала проблема научения и адаптации организма различным условиям, психоаналитическую теорию личности (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан, А.Адлера и др.), теорию социальных ролей (Э.Берн и др.), где каждый человек играет определенные социальные роли и эти роли характеризуют личность человека, гуманистическую теорию личности (Дж. Дьюи, А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Оллпорт и др.), в которой центральной является идея о ценности и уникальности личности.
В отечественной психологии существовали различные концепции и направления, в рамках которых понятие личности трактовалось также по-разному. Выдающийся психолог, физиолог, ученый В.М. Бехтерев, его ученики и последователи рассматривали личность на стыке психологии и психиатрии. Его ученик В.Н. Мясищев рассматривал личность, прежде всего, как систему отношений человека к окружающей среде. В культурно-исторической концепции выдающегося психолога Л.С. Выготского понятие личности определяется как «первичное, что созидается вместе с высшими функциями» [1]. Личность – это социальное, надприродное. Она создается в процессе культурного развития. Последователь Л.С. Выготского и основоположник теории деятельности А.Н. Леонтьев определял личность как «целостное образование особого рода» [2], где целостность обусловлена не генотипически, потому что личность человека создается общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе своей деятельности. Идея о том, что личностью не рождаются, а становятся присуща также известному психологу А.Г. Асмолову и выдающемуся ученому С.Л. Рубинштейну, последний пишет, что «в качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений» [3], но в тоже время С.Л.Рубинштейн добавляет, что личность не может быть без психики, без сознания, потому что психические явления регулируют деятельность личности.
Безусловно, проблема личности и механизмов её развития является одной из главных тем не только философии и психологии, но и, конечно же, педагогики. Очевидно, что в основе всех педагогических концепций лежат те или иные психологические подходы или теории. Среди педагогических концепций XX века можно выделить концепции, которые носят социально-ориентированный характер и те, которые основываются на гуманистической психологии. В этих концепциях понятие «личности» трактуется по-разному. Например, в отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как социальное качество человека, как предмет проектирования и направленного формирования. В образовательном процессе ученик выступал объектом воздействия, целенаправленного формирования. Основной задачей образования было формирование достойного члена общества, гражданина своей страны, патриота, способного ставить общественные интересы выше личных. Некоторые современный ученый (И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.) также полагают, что личностью не рождаются, а становятся, следовательно, человек становится личностью только в процессе социализации. Личность, — пишет И.П. Подласый,- «социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми» [4].
Гуманистическая педагогика понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности является здесь ключевым. Первостепенное значение приобретают индивидуальные качества учащегося. В контексте личностно-ориентированного воспитания академик Е. В. Бондаревская определяет, что «личность — это человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную социокультурную среду, обладающий свойствами субъекта, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска личностных смыслов и собственной индивидуальности» [5].
Проанализировав определения личности, которые были даны различными известными мыслителями, исследователями, философами, педагогами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Н.А.Бердяев, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, А.А.Деркач, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.), можно сделать вывод, что единого понимания данного понятия пока не существует. Принципиальным различием, на наш взгляд, здесь является понимание личности как однопланового, то есть сведение личности только к психологическому или только социальному, или многопланового образования, где психическое преломляясь через социальное, а социальное через психическое создают целостность, а именно: личность. Вслед за учеными Бондаревской Е.В., Роджерсом К., Олпортом Г., Бехтеревым В.М., Божович Л.И., мы полагаем, что в целом под личностью стоит понимать человека, который способен выражать и отстаивать свою индивидуальность, уникальность, целостность, который способен обращаться к самому себе и самосовершенствоваться. Считается, что человек является личностью, если у него есть своя система ценностей, критичность мышления, умение мыслить, совесть, воля, гражданственность, он творчески самореализуется, самодетерминируется, он обладает индивидуальностью, нравственностью и находится в процессе обретения жизненных смыслов. Если проанализировать эти качественные характеристики личности, то условно можно выделить три составляющие, которые лежат в основе личности: сознание, индивидуальность и свобода. Они потенциально заложены в каждом человеке и благодаря им становится возможным приобретение и развитие необходимых характеристик. Следовательно, можно говорить о личности, если человек обладает:
— индивидуальностью, потому как именно индивидуальность указывает на отличное, уникальное в человеке. Быть индивидуальностью значит иметь свою собственную точку зрения, иметь свою собственную жизненную позицию, свою систему ценностей;
— свободой, внутренней свободой, поскольку только человек, который внутренне свободен, может выражать и отстаивать свою индивидуальность, уникальность, свою систему ценностей, гражданскую позицию, поступать по совести, совершать нравственные поступки, принимать волевые решения, самореализовываться, самосовершенствоваться, делать выбор. Свобода – это непременное условие возникновения и становления личности;
— сознанием. Понятие личности неразрывно связано с понятием сознания. Именно наличие и проявленность сознания делает человека личностью. Воспринимать и оценивать человека как личность возможно только благодаря сознанию. Многие ученые, исследователи, давая определение личности, подчеркивают, что именно сознание дает человеку возможность стать личностью, потому как именно благодаря сознанию у человека формируется собственный образ, появляется способность самопознания, возможность оценивать происходящее вокруг него с точки зрения своих взглядов, ценностей, морали, благодаря сознанию мы можем оценивать свои собственные поступки, действия, мысли, критически мыслить. Сознание пронизывает духовный мир человека, чувственные, логические, волевые и эмоциональные процессы.
Итак, наличие сознания, свободы и индивидуальности являются необходимыми условиями становления личности и их потенциал заложен изначально, при рождении человека, поэтому каждый человек – это потенциальная личность, но не каждый человек реализует этот потенциал и становится действительной личностью. Что необходимо для того, чтобы из потенциальной личность превратилась в действительную? Безусловно, необходимо развивать заложенный потенциал, развивать личность. Развитие личности – это процесс, который начинается сразу после рождения ребенка и продолжается всю его сознательную жизнь.
Литература:
-
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. – 1136с., ил. – (Библиотека всемирной психологии).
-
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352с.
-
3. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997. – 463с.
-
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.
-
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.
Планирование, ориентированное на человека | ACL Administration for Community Living
Индивидуально-ориентированное планирование (PCP) — это процесс выбора и организации услуг и поддержки, которые могут понадобиться пожилому человеку или человеку с инвалидностью для жизни в сообществе. Самое главное, это процесс, которым руководит лицо, получающее поддержку.
PCP помогает человеку строить и формулировать видение будущего, рассматривать различные пути, участвовать в принятии решений и решении проблем, отслеживать прогресс и своевременно вносить необходимые коррективы. В нем подчеркивается индивидуальная ответственность, в том числе принятие соответствующих рисков (например, необходимость организации резервного персонала). Аварийное планирование часто является частью процесса.
Подход PCP определяет сильные стороны человека, цели, медицинские потребности, потребности в услугах на дому и по месту жительства и желаемые результаты. Подход также определяет предпочтения человека в таких областях, как отдых, транспорт, дружба, терапия и лечение, жилье, профессиональная подготовка и занятость, семейные отношения и социальная деятельность. Также учитываются уникальные факторы, такие как культура и язык.
Эти элементы включены в письменный план поддержки человека, который разрабатывается на основе этих соображений.
В процессе может участвовать представитель, который был свободно выбран человеком и который может быть уполномочен или не уполномочен принимать решения о личном здоровье или здоровье человека. Процесс планирования, ориентированный на человека, также должен охватывать членов семьи, законных опекунов, друзей, опекунов и других лиц, которых человек или его/ее представитель желает включить. Роль агентских работников, таких как консультанты по вариантам, брокеры поддержки и социальные работники, в этом процессе заключается в том, чтобы помочь людям определить и получить доступ к необходимым им услугам, а также оказать поддержку во время планирования. PCP должен в максимально возможной степени привлекать лиц, получающих услуги и поддержку, даже если у лица есть законный представитель.
PCP — важный компонент всех программ ACL и краеугольный камень системной модели No Wrong Door.
Важные ссылки
Заключительный отчет по личностно-ориентированному планированию и практике
Пять областей компетенции для сотрудников, которые способствуют личностно-ориентированному планированию
Семинар PCP
В августе 2017 года компания ACL провела семинар по повышению квалификации сотрудников, чтобы ознакомиться с примером системы долгосрочного обслуживания и поддержки, включающей личностно-ориентированное мышление, планирование и практику.
Система округа Колумбия «Нет неправильной двери» включила этот подход во все аспекты услуг на дому и в сообществе для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, включая независимый образ жизни и услуги по охране психического здоровья.
Сотрудники ACL выслушали бывшего директора Департамента по обслуживанию инвалидов округа Колумбия Лауры Насс, менеджера программы DDS округа Колумбия Эрин Леветон и Project ACTION! Со-вице-президент Стивен Пау. Со вступительным словом выступили Шон Террелл из ACL и бывший заместитель комиссара администрации по делам инвалидов Боб Уильямс.
Помощь человеку с нарушением или инвалидностью | Суды Калифорнии
Алфавитный указатель: все страницы
В этом руководстве содержится информация о
- Определения, которые необходимо знать, чтобы понять параметры и права
- Варианты помощи человеку с нарушением или инвалидностью
- Общее и ограниченное опекунство
В нем также есть пошаговое руководство по ограниченному опекунству.
Найдите источники юридических и социальных услуг
Получите информацию о бесплатных и недорогих юридических ресурсах и государственных программах, которые могут помочь.
Получить ресурсы
Введите номер своего мобильного телефона
Десятизначный номер мобильного телефона, начинающийся с кода города (например, 4158654200)
Выберите оператора мобильной связи Выберите своего оператора мобильной связиBoost MobileCricket WirelessAlltelGoogle FiMetroPCSAT&TRepublic WirelessSprintT-MobileVerizonU.S. Сотовый Virgin Mobile
Мы будем использовать этот номер мобильного телефона только для отправки этой ссылки
Существует множество способов помочь кому-то
Каждому иногда нужна помощь. Некоторым людям, включая людей с инвалидностью или ограниченными возможностями, может потребоваться больше помощи, чем другим. Иногда у человека проблемы
- Обеспечение личных нужд
- Управление своими деньгами
- Самостоятельное принятие важных решений
Есть много способов, которыми человек или другие люди, которые любят и поддерживают его, могут получить необходимую помощь. В большинстве из них не требуется обращаться в суд с просьбой назначить другое лицо для действий или принятия решений от лица, нуждающегося в помощи (называется опекунство ).
Определения, которые вам необходимо знать, чтобы понять варианты
Эти термины помогут вам понять, какой вид помощи лучше всего подходит для нужд человека.
Функция : конкретное действие или действие, которое человек делает или не может делать.
Нарушение : потеря функции; любое расстройство или состояние, влияющее на одну или несколько систем разума или тела.
Инвалидность : физическое или умственное расстройство, которое существенно ограничивает еще одну из основных жизненных функций.
Человек может иметь инвалидность, не имея инвалидности. У человека с инвалидностью может быть широкий спектр нарушений, от незначительных нарушений до более серьезных. Кроме того, у человека с нарушением или инвалидностью будут некоторые функции, которые он может выполнять, а некоторые нет. Это важно при выборе подходящего типа помощи. Из-за разнообразия потребностей существует столько же способов помочь, сколько людей нуждаются в этой помощи.
Вы должны изучить все варианты помощи, прежде чем обращаться в суд
Несмотря на то, что данное Руководство в первую очередь касается опекунства, судья предоставляет опекунство только в том случае, если не подходит менее ограничительная альтернатива. Важно помнить, что могут быть другие, менее ограничительные варианты для вас или вашего близкого человека, которые следует рассмотреть в первую очередь.
Когда вашему ребенку исполнится 18 лет, он получит законное право самостоятельно принимать большинство решений. Если у вашего ребенка нарушение развития и вы считаете, что ему может понадобиться помощь в переходе к самостоятельной жизни, у вас есть варианты.
В руководстве есть информация о том, как настроить опекунство, но сначала вы должны рассмотреть другие менее строгие варианты. Суд не может предоставить опекунство, если эти варианты не подходят.
Другие варианты
Получите информацию о различных способах помочь кому-либо, например, о поддержке принятия решений и доверенности.
Найти места, где можно получить помощь
Получить информацию о местах, где можно получить поддержку
Узнайте об опекунстве
Получите информацию о том, что такое опекунство, чем занимается опекун и как начать ограниченное опекунство.