Человек трудолюбивой души самопознание 9 класс: Человек трудолюбивой души 9 класс

Содержание

Человек трудолюбивой души самопознание — всем учителям, уроки

План урока «Самопознание»

Школа:Казахстан. ГУ » Гимназия им. А.М. Горького» отдела образования акимата г.Костаная

Дата: № 8

Тема: Выбор пути.

Ценность: Истина.

Качестваответственность за мысли, слова и действия, бескорыстное служение обществу, вера в себя и собственные силы.

Педагог: Гареева Татьяна Павловна Класс: 9 Кол-во уч-ся:25

Цель: расширять представления учащихся о выборе своего жизненного пути через общечеловеческую ценность истину, руководствуясь голосом совести.

Задачи:

  • расширить знания о важности познания себя при выборе жизненного пути, выполнение гражданского долга перед собой и обществом, веря в себя и собственные силы;

  • развивать потребность раскрыть свое истинное предназначение в единстве мысли, слова, действия;

  • воспитывать, социальную и гражданственную ответственность, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, бескорыстное служение обществу.

Ресурсы материалы, источники) Музыка «Хрустальная композиция», «Все будет хорошо» Д. Фомин, музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Ход урока:

  1. Орг.момент.

— приветствие

— проверка отсутствующих

— проверка готовности

Позитивный настрой. Концентрация на Свет.

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Сообщение темы урока: Выбор пути

2.Проверка домашнего задания (опережение). ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ СЛОВО (в сокращении) Абай Кунанбаев, с 49 – 50 (учебник «Самопознание»- 9 класс)

Чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу. Достаток преходящ, ремесло — нет. Ремесленника, который живет незаработанное честным трудом, можно было бы почитать, как святого. Но Аллах не миновал и тут, даже среди немногочисленных казахов-ремесленников, подобно неизлечимой болезни, бытуют пороки.

Во-первых, эти люди не стремятся совершенствовать свое мастерство. Не ищут мастеров лучше себя, чтобы, работая с ними рука об руку, перенять их искусство, а довольствуются тем, что умеют сами…

Во-вторых, надо работать в поте лица. А они, заработав несколько голов скота, начинают мнить себя богачами и хвастливо думают: «Разве у меня не вдоволь скота?» А ведь стоит появиться такой мысли, как человек предается праздной лени, беспечности, чванливости и франтовству.

В-третьих, эти люди не остерегаются льстецов. А льстецы не преминут обратиться к ремесленнику с лукавой просьбой: «Ты ведь щедрая душа, свет мой, и ты мастер, искуснее которого нет в округе!». Или: «Уважаемый, что вам стоит выполнить мою просьбу?». И вот ремесленник рад до безумия, что ему кладут поклоны, верит в свою незаменимость, и дни его проходят в пустом самодовольстве. Более того, своим поведением он тешит льстецов и дает им повод думать, что обманом можно добиться всего.

В-четвертых, они часто неразборчивы в друзьях. И чаще всего такой ремесленник оказывается в компании нечестных людей. Обманщики набиваются ему в друзья, дарят какую-нибудь мелочь, обещают золотые горы или свое покровительство, а ремесленник рад до смерти, что нашел бескорыстного друга, и тоже старается услужить ему. Из кожи лезет вон, только бы сделать другу приятное, и не замечает, что его водят за нос. Так проходят дни, забываются и семья, и хлеб насущный, растут долги. Наступает время, когда он вынужден занимать у одних, Чтобы расплатиться с другими. Теперь бедняга трудится, Чтобы как-то сводить концы с концами, но все больше. Втягивается в раздоры и окончательно теряет свое Человеческое лицо.

Анализ проводится по вопросам:

  • Почему так важно до тонкостей освоить свое дело?

  • Какие качества мешают овладеть ремеслом, по мнению Абая?

  • Почему с такой болью Абай говорит о своем народе?

  • Как достичь высокого мастерства в выбранном деле, оставив след в жизни?

  • Как Вы думаете, слова Абая актуальны для нашего времени?

  • Что в ваших силах сделать на благо процветания нашего общества?

Примечания

Музыка «Хрустальная композиция»

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Есть два желания: исполнение, которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть.

Л. Толстой- (1828 – 1910)- русский писатель, мыслитель.

  1. Рассказывание истории (беседа).

Дар от учителя: Притча о выборе пути.

Четыре человека умерли в одну ночь. Их звали Джим, Рон, Майк и Дэйв. Вскоре они обнаружили себя идущими по широкой вымощенной дороге, по которой они и продолжили вместе свой путь, пока не дошли до развилки. Перед ними открылись два пути: налево и направо. В раздумье они остановились, и тут перед ними появился человек в белом.

— Добро пожаловать, друзья, — сказал он. — Перед вами дорога в ваш новый дом. Один путь ведёт в Рай, где красота невообразимая, а другой путь — в Ад, где ужасы, отчаяние и безысходность, но знать, куда какой путь ведет, вам не положено. Вы пойдёте сами по любой выбранной дороге, но учтите, что вернуться можно в любой момент, пока вы не достигнете ворот Ада или Рая. Если попадёте в Ад — останетесь там, но не пугайтесь, если это произойдёт, все равно каждый из вас получит то, что заслужил.

Человек исчез. Путники были изумлены такими условиями: где это слыхано, чтобы дорога в Рай или Ад выбиралась наугад. Тут что-то не так. Но делать нечего, и они стали тянуть жребий, кто пойдёт первый.

Человек по имени Джим вытянул жребий и сразу без раздумья, повернул направо, потому что слово «право» ассоциировалось у него с чем-то правильным и верным. Он бодро зашагал по дороге, но вскоре остановился, так как его испугал раздавшийся рёв диких зверей, да ещё и тучи сгустились так, что закрыли солнце, и земля задрожала под его ногами. Джим страшно испугался, подумал, что выбрал неверный путь и повернул обратно. Он прибежал к развилке и рассказал остальным троим о том, что видел, тоже основательно их напугав, и повернул налево. Но по мере движения он видел ещё более страшные и зловещие знаки, и, перепуганный вконец, опять прибежал к развилке.

Все четверо страшно разволновались — ни одна дорога не была похожа на путь в Рай.

Тогда человек по имени Рон сказал:

— Всё, я решил, пойду направо, и будь что будет, обратно не вернусь.

Он принял твёрдое решение, пошёл по правой дороге, и шёл, не обращая внимания на устрашающий рёв диких зверей, штормовые облака и дрожание земли под ногами. В какой-то момент небо посветлело, и он увидел впереди невероятной красоты местность, наполненную миром и покоем. Он предположил, что это и есть Рай, и остался там.

Увидев, что Рон не вернулся, человек по имени Дэйв тоже решился. Он не знал судьбы ушедшего Рона. Может быть, его сожрали дикие животные по пути направо. И Дэйв решил выбрать путь налево. Разумеется, он не был уверен, что путь налево является правильным, но рассуждал так: «Всё, что бы ни случилось в конце пути, я приму как должное и постараюсь приспособиться».

Дэйв продвигался вперед, невзирая на пугающие знамения: рёв диких зверей, штормовые тучи и грозные молнии. И вот, наконец, он пришёл к месту, где из земли торчала грязная табличка «Ад». И тут же дорога позади него исчезла, не оставив ему возможности для отступления.

Перед Дэйвом простиралась мрачная, унылая, тёмная и холодная долина, совершенно неприспособленная для жизни. Люди там жили в маленьких неблагоустроенных кибитках, и всё время дрожали от страха быть разорванными дикими зверями, подвергнуться нападкам бандитских шаек или завязнуть в болотах. Дэйв узнал от местных жителей, что земля проклята даже самим дьяволом.

Дэйв обдумал ситуацию: «Я обещал сам себе, что не отступлю с выбранного пути, и куда бы я ни пришёл, я постараюсь приспособиться. Я отказываюсь выслушивать запугивания местных жителей и вопли о безысходности, а так же принять на веру то, что земля эта проклята дьяволом. Внутри меня — мир и покой, моя совесть чиста, так почему же снаружи должен быть ад?»

Эти рассуждения придали Дэйву уверенности, и он воззвал к местным жителям, чтобы они перестали дрожать от страха и попробовали изменить условия жизни. Горстка людей послушала Дэйва и последовала за ним, но остальные боялись, что станет ещё хуже, чем было. С горсткой последователей, Дэйв принялся осушать болота, строить новые светлые дома, сажать сады, давать отпор шайкам бандитов и приручать диких зверей. Сомневавшиеся вскоре присоединились к ним, когда увидели, столько произошло чудесных изменений.

Через некоторое время город вырос и расцвёл, и всё вокруг задышало красотой и покоем. Тогда Дэйв вышел к воротам, снял табличку «Ад» и вколотил другую, которая гласила: «Рай».

И только он это сделал, как перед ним возникла новая развилка, и человек в белой одежде спросил его:

— Ты уже знаешь, что тебе сейчас нужно делать?

— Хмм… думаю, что мне опять предстоит выбирать дорогу.

— Совершенно верно, — ответил человек в белом.

— Но прежде чем я сделаю выбор, не расскажешь ли ты мне, что случилось с моими тремя попутчиками?

И человек ответил:

— Рон сразу попал в Рай, место, во многом похожее на то, что ты создал сам. Однако он сожалеет, что не принял участия в его создании и никак не способствовал его процветанию. Он желал бы что-нибудь сделать сам. Когда его желание станет достаточно сильным, ему будет предложен выбор новой дороги, скорее всего, ему будет дана возможность превратить Ад в Рай самому, как это сделал ты. Что касается Джима и Майка, то они-то сейчас в настоящем аду, потому что парализованы страхом и продолжают метаться на развилке.

— А что ждёт меня впереди? — задал Дэйв ещё один вопрос.

— Неизвестность, — сказал человек.

Этот ответ одновременно испугал и обрадовал Дэйва. Он кивнул и бодро зашагал по дороге, ведущей направо.

Вопросы:

  • В чем смысл притчи?

  • Почему нас так пугает неизвестность?

  • От чего зависит наш выбор пути?

  • Что придает нам уверенности в жизни?

  • Как преодолеть самого себя?

  • Как часто нам хватает уверенности в собственных силах?

  • Какие качества необходимы для преодоления трудностей?

  • Какой бы выбор сделали лично Вы?

  • Чем должен каждый из нас руководствоваться в своей жизни?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Составьте по группам свои советы или рекомендации сверстникам по поводу «Выбора пути» (защита проекта).

Ответьте на вопросы, связанные с построением личной профессиональной перспективы?

  1. Групповое пениеВсе будет хорошоД. Фомин

«Все будет хорошо» Д. Фомин

  1. Домашнее задание.

«Ищущий всегда находит» Л. Лопатина, М.Скребцова.

Кто ищет, тот всегда находит,

И это с каждым происходит.

Здесь нужно только твердо знать,

К чему стремиться, что искать.

Над ищущим горит всегда

Волшебной помощи звезда.

Она крыла ему дает,

Чтобы стремился он вперед

Музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

  1. Заключительная минута тишины.

Еще раз мысленно вернитесь к тем человеческим качествам, о которых шел разговор на уроке, ощутите их присутствие в своей душе. Храните их в себе, дарите их другим. Сделайте правильный выбор своего жизненного пути.

Музыка Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Приложение №1

Ценность: Истина

Духовно – нравственная глубина урока

Истина (качества)

Начальное звено: говорить правду, говорить только то, что хорошо и необходимо, видеть хорошее в других, скромность, оптимизм, любознательность.

Среднее звено: поиск знаний, единство мысли, слова и дела, скромность, видеть хорошее во всём, быть честным с самим собой, отличать хорошие поступки от плохих, патриотизм.

Старшее звено: поиск истины в самих себе, отличайте временное от вечного, реальное от нереального, самоанализ, ищите знание, уважение ко всем религиям, вера в себя, ответственность за мысли, слова и дела, позитивное мышление.

Планурокасамопознания

Школа: КГУ «Майбалыкская средняя школа»

Дата: 14 сентября 2015 г.

Тема: Человек трудолюбивой души

Ценность: покой

Качества: позитивное мышление, уравновешенность, сосредоточенность

Педагог: Шемета О.И.

Класс: 9 Количество уч-ся: 3

Цель:  расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души»

Задачи:

-содействовать совершенствованию духовного мира;

-развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;

-воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.

Ресурсы:(материалы, источники)

  1. музыкальное сопровождение для позитивного настроя и минуты тишины.

  2. аудио – запись песни ««Живет повсюду красота»».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой«Подводное царство»

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

1.Какие картинки вы представляли в своем воображении?

2. Что вы почувствовали?

  1. Проверка домашнего задания.

Прочитать письмо и выписать мысли , которые кажутся вам наиболее значимыми.

Анализ хода урока

Музыкальное сопровождение: тихие звуки моря

  1. 3. Позитивное высказывание (цитата)

  2. Расти душа, и насыщайся вволю

Вопросы:
  1. О чем говорит цитата?

  1. Подарок детям.

Рассказывание истории

Я учусь в 9 классе. До девятого класса я была озорной, веселой заводилой девченкой. Теперь все изменилось. Я уже не могу смотреть на жизнь по- прежнему. Меня мучает то, что за все свои 16 лет я не принесла никакой пользы. Кто я? Зачем живу? Что хорошего я сделала? Не знаю. Хорошие отметки (отличница), дисциплина, активность в школе – вот и все.

Я люблю читать. Прочитала много книг. Мне кажется что герои книг – необыкновенные люди. Есть ли сейчас такие? Вот раньше были люди! У всех у них в жизни была какая-то цель. А какая цель у меня? Получить профессию, выйти замуж? Все это кажется таким обычным.

Дело в том, что у нас, у нашего поколения, есть все. Мы не голодаем, не живём на улицах под открытым небом, мы хорошо одеваемся (опять таки с помощью родителей), о войне читали лишь в книгах, газетах или видели ее по телевизору. Почему же мне чего-то не хватает? Я хочу, чтобы моя жизнь не была скучной, однообразной. Но как этого можно добиться? Меня часто называют «слишком романтичной», говорят, что я «многого хочу». Но разве можно жить иначе?

Я не пишу фамилии, понятно, почему. И всё-таки я уверена , что не только я так думаю, со мной согласятся многие.

Вопросы

Рассмотрите ситуацию, изложенную в письме. Случалось ли вам испытывать подобные сомнения, задавать подобные вопросы? Подумайте и ответьте автору письма, что наполняет жизнь смыслом и приносит удовлетворение?

    1. Как вы относитесь к своему поколению?

    2. Кто из ваших сверстников вызывает у вас особое уважение?

    3. Что волнует ваших сверстников?

5. Творческая работа

Поэт Н. Заболоцкий сказал : «Душа обязана трудиться…». Как это возможно в повседневной жизни? С целью необходимости разобраться в этом предлагае6тся задание.

Перед вами перечень обычных предметов и явлений, которые прочно вошли в жизнь человека. Подумайте, как они влияют на развитие внутреннего мира. Обоснуйте ответ.

Театр, библиотека, Интернет, друзья, семья, привычки, книги, спорт, карьера, природа, хобби, развлечение.

Обобщение: Жизнь человека трудолюбивой души никогда не бывает скучной, потому что он в постоянном стремлении найти ответы на многие, на первый взгляд простые вопросы. Выдающийся просветитель Гельвеций мудро заметил: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Стремление к познанию, раскрытию своих возможностей и способностей, служение обществу делом, которое по душе, — вот путь становления, смысл которого заключен в словах Менандра: «Как прелестен человек, когда он человек!»

Листы фА4 или ватманы, акварельные краски. Ребята выходят и рассказывают о своих картинах.

6. Исполнение песни

«Живет повсюду красота»
слова П. Пляцковского, Муз Ю.Антонова

Живёт повсюду красота:

Живёт ни где-нибудь, а рядом,

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда доступна и чиста.

Живёт повсюду красота:

В любом цветке, в любой травинке

И даже в маленькой росинке,

Что дремлет в складочке листа.

А-а-а…

Припев:

Ла-ла-ла ла-ла-лала-ла-ла,

Живёт повсюду красота:

Живёт в закатах и рассветах,

В лугах, туманами одетых,

В звезде, манящей как мечта.

Живёт повсюду красота,

Сердца нам радуя и грея,

И всех нас делает добрее

Она наверно неспроста.

А-а-а…

Домашнее задание

С. 13 задание 1

Планурокасамопознания

Школа: КГУ «Майбалыкская средняя школа»

Дата: 28. 09.2015

Тема: В зеркале красоты

Ценность: покой

Качества: позитивное мышление, уравновешенность, сосредоточенность

Педагог: Шемета О.И.

Класс: 9 Количество уч-ся: 3

Цель:  углубление представлений учащихся о понятии «красота человека»

Задачи:

-раскрыть взаимосвязь внешней красоты и состояния внутреннего мира человека;

-развить стремление стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;

-воспитывать чувство прекрасного

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой«Подводное царство»

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

1.Какие картинки вы представляли в своем воображении?

2.Что вы почувствовали?

  1. Проверка домашнего задания.

Нарисовать образ вечной красоты

Анализ хода урока

Музыкальное сопровождение: тихие звуки моря

  1. 3. Позитивное высказывание (цитата)

  2. Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье

Г. Гейне

Как вы понимаете это высказывание
  1. Подарок детям. С. 33 -35

Вопросы

1.Как внутренний мир человека отражается на его внешности?

2.Возможно ли составить представление о незнакомом человеке по его внешности? Почему? (составить представление о человеке только по его внешности трудно, но манера одеваться, двигаться создает первое впечатление, которое бывает потом трудно изменить)

В юности человек испытывает острое недовольство своей внешностью. Хотя юность сама по себе красива, именно в этом возрасте человек обнаруживает в себе острое желание нравиться окружающим, жажду внимания, признания сверстников.

Важно оценить себя объективно и разобраться, что мешает выглядеть наилучшим образом. Эталоны красоты меняются со временем, но всегда ценится индивидуальность. Людей ценят за ум, за неунывающий нрав, за умение слушать или интересно рассказывать. Человека замечают, выбирают по таким свойствам и в детстве, и в юности, и в юности, и в зрелом возрасте. Есть люди, обладающие особой притягательностью. Однако они не всегда наделены безупречной внешностью. Их секрет в том, что им присуща яркая индивидуальность, а достичь этого может каждый человек.

5. Творческая работа

Составление презентации «Что по вашему мнению, определяет индивидуальность человека? Сформулируйте свое представление о красоте человека в виде рассуждения на тему «Яркая индивидуальность».

Листы фА4 или ватманы, акварельные краски. Ребята выходят и рассказывают о своих картинах.

6. Исполнение песни

Домашнее задание

Поразмышляйте почему любовь всегда должна быть в нашем сердце напишите об этом. (с.16)

Тема урока: «Человек трудолюбивой души».

Урок по самопознанию в 9-х классах на тему :

«ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ»

Психологи: Овчарова Л.С. Кенесбаева М.К.

Тема урока: «Человек трудолюбивой души».

Урок №1

Ценность: истина

Качества: Умение искать истину в себе, говорить правду, стремление к знаниям, ответственность за свои мысли, поступки, слова.

Педагог: Овчарова Л.С.

9 класс

____ учащихся.

Цель: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души».
Задачи:
— содействовать совершенствованию духовного мира;
— развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;
— воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой под музыку «Хрустальная печаль«текст путешествие в подводное царство.

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправимся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек.

Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, что бы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих как радуга туда- сюда. Опускаясь в глубь моря, смотрите, как меняетсявсе вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего увлекательный и забавный мир под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая и полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир.

Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите как следует эти удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой.

Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас с собой в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Вопросы для обсуждения:

Что вы ощущали, когда мысленно находились в подводном царстве?

Было ли вам спокойно? Как вы думаете, почему?


Подарок от учителя:
Учитель приглашает учащихся в круг и прослушать стихотворение Абая, на какие мысли оно вас настроило, какую основную цель жизни называет Абай. Стремление к познанию, является ли оно, действительно целью жизни человека. Является ли стремление к познанию одной из составляющих жизни каждого человека.

***

Пока не знаешь- молчи,

Пока блуждаешь – молчи.

В бесцельных днях и в ночи

Пустых забав не ищи.

Чтоб человеком ты был,

Ты пятерых побори

И пятерых избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Безделье и мотовство –

Вот пять врагов твоих, знай.

А разум и доброта,

Упорство, скромность и труд- Вот пять друзей согласись.

Увидев зло – отвернись,

К беде пороки ведут.

Добро, увидев о нем

Ты помни ночью и днем.

Коль с детства книги читать-

Ученым можешь ты стать.

Не унывай, маловер! Бери с великих пример.

Не говори: «Я не тот!»

Учись – и знанье придет.

Беседа

  1. Чему должен учиться человек?

  2. Что является главным в человеке?

  3. К чему Вы стремитесь?

  4. Что наполняет вашу жизнь смыслом?

Первый вопрос беседы напрямую связан со стихотворением Абая, в котором есть строки:

Чтоб человеком ты был

И вровень с веком ты был…

Идея, заключенная в этих строках,- нужно быть человеком! – напоминает о хорошо известной каждому изучающему предмет самопознание истине. Важно, чтобы она уже в начале учебного года задала тон всему курсу. Рассуждая над вторым вопросом, учащиеся выскажут свою позицию о том, что значит для них быть человеком, а отвечая на второй и третий вопросы, обратятся к своему жизненному опыту. Задача учителя- дать возможность высказаться всем желающим и обобщить сказанное, подведя девятиклассников к важнейшей мысли о том, что постижение себя и окружающего происходит всю жизнь и является смыслом существования человека на Земле.

Чтение

Текст рекомендуется прочитать учителю. В отрывке из статьи К.Канаевой раскрываются грани ценности «человек». Размышления учащихся над вопросом помогут им осмыслить содержание статьи, наиболее значимые отрывки которой целесообразно зачитать еще раз уже самим учащимся. Выделенные нами фрагменты считаем достойными особого внимания как раскрывающие смысл выражения «человек трудолюбивой души».

(Дети читают отрывок «Человек трудолюбивой души» в учебниках на стр. 8 )

Анализ проводится по вопросу

Упражнение

В данном высказывании ценность «доброта» рассматривается как показатель здорового общества. Задача учителя – подвести учащихся к мысли о том, что учение- это не только усвоение предметных знаний, но и воспитание себя, выстраивание отношений с окружающими людьми.

Прослушайте высказывание известного писателя, актера и режиссера XX века Василия Шукшина. Согласны ли Вы с его мнение? Помогает ли вам школа быть и образованным, и добрым? Расскажите об этом.

Если мы в чем- нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Образованность, воспитание, начитанность- это дела наживные, как говорят. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу,- это прекрасно. Еще более прекрасно, наверно, когда все и добры, и образованны. Но это – впереди.

Василий Шукшин

Задание

Дайте определение понятию «человек трудолюбивой души». Раскройте его через описание характера, образа жизни такого человека. Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые обладают «трудолюбивой душой»? Расскажите об этом, подтверждая ход ваших рассуждений примерами.

Анализируя определения учащихся, учитель может пояснить, что главное качество человека трудолюбивой души – быть неравнодушным к событиям окружающей жизни.

Задание

Задание, обозначенное в учебнике, выполняется в тетради. Результат его выполнения – показатель глубины понимания учащимися смысла указанных понятий.

Перед вами перечень нравственных ценностей человека. Есть ли среди них такие, без которых, на ваш взгляд, в могли бы обойтись в жизни.? Обоснуйте ответ. Дополните данный перечень важнейшими для вас ценностями, которые не вошли в него. – Здоровье, мир, семья, дружба, добро, труд, искусство, Родина, дети, природа, красота, творчество.

Учебная информация

Текст, представленный в рубрике «Узнаем новое», предлагается с целью упорядочения полученных учащимися знаний о том, что такое труд души. Важно отметить мысль о значимости прихода в мир каждого человека.

(Текст информации дети читают в учебниках на стр.9)

Цитата урока

Слова Абая, представленные в рубрике, помогут учащимся осмыслить роль знаний в жизни человека через созданный потом образ:

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец.

Абай

Чтение

Данный текст является отрывком из рассказа Алибека Аскарова «Мона Лиза». На примере героя рассказа Толеужана показано стремление человека к познанию, которое можно рассматривать как иллюстрацию к понятию «труд души».

(Дети читают текст в учебниках на стр.10)

Анализ проводится по вопросам

  1. Можно ли сказать, что Толеужан – человек трудолюбивой дущи? Почему?

  2. Есть ли среди ваших знгакомых похожие на Толеужана люди? Расскажите о них?

  3. Как потребность в познании влияет на человека?

Все вопросы ориентированы на личный опыт учащихся, которые смогут сопоставить его с активной жизненной позицией Толеужана. Комментируя ответы, учителю следует подчеркнуть, что стремление к знаниям, превышающим объем обязательной учебной программы, открывает человеку новые горизонты деятельности, окрыляет на новые свершения.

Резюме.

Обобщая тему урока, учителю важно подчеркнуть , что истины открываются человеку через стремление узнать больше, прочувствовать глубже, попробовать новое самому.

Опережающее домашнее задание :

Как вы понимает слова Абая «…и вровень с веком ты был…»? Перечислите требования, которые, на ваш взгляд, предъявляет к человеку XXI век. И ответьте на вопрос главное в моём ровестнике?

От сердца к сердцу

Приглашая учащихся в круг, учитель читает им стихотворение Е. Лавреньевой, где говорится о переживаниях человеческой души, которые воплощаются в мысли человека и его слова.

Елена Лавреньева

Ну что ты никак не даешься?

Ведь ты зародилась во мне!

Опять ускользаешь и вьешься

И слышишься где-то извне.

И вновь возвращаешься в душу,

Где тесно тебе и темно.

Так птица в жестокую стужу

Стучится снаружи в окно.

Ты- звук, что бывает до слова,

Ты – стук, что до ритма возник.

Ты- чувство, которое ново,

И этого чувства двойник.

Никак мне с тобою не сладить,

Никак тебя в плоть не облечь.

Ты- мысль несказанная,

ради тебя

так волнуется речь.

5


Быть счастливым — это тяжелая работа. У меня всегда была тенденция сосредотачиваться на… | Дэн Мур

Быть счастливым — это тяжелая работа. У меня всегда была тенденция сосредотачиваться на… | Дэн Мур |

·

Чтение через 7 мин.

·

9 августа 2019 г.

Фото: Rika Hayashi / Getty Images

Как и многие люди, я почти регулярно борюсь с депрессией — или, как удачно назвал ее Дэвид Фостер Уоллес, «Плохой Вещью». Это не определяет меня, но время от времени вспыхивает, болотная тварь вырастает из химической массы моего разума. В последнее время на фоне всплеска неблагополучия так…

Автор Дэн Мур

12,8 тыс. подписчиков

·Писатель для

Писатель | The Ringer, SF Chronicle, Human Parts, Forge, Oaklandside | Главный редактор: PS Я тебя люблю. Твиттер @dmowriter. Интернет https://www.danmoorewriter.com/

Еще от Дэна Мура и частей человека

Дэн Мур

в

P.S. Я люблю тебя

Ирония одиночества

Записки одной ночи

5 минут чтения·18 февраля 2017 г.

Вальтер Райн

в

Год назад мы потеряли ребенка, и я был среди тех, кто ее нашел

Я не могу отвернуться от национальной трагедии убитых детей Америки

·8 мин чтения·7 июня

Бусе Умур

в

Я потерял свою гордость, когда вышел

Это было год с тех пор, как я вышел к своим родителям и получил отказ — гордиться нечем.

·Чтение через 6 мин·6 июня

Дэн Мур

в

Кооператив писателей

Письмо сквозь депрессию

Моментальный снимок продолжающаяся борьба

3 минуты чтения · 5 февраля 2017 г.

Просмотреть все от Дэна Мура

Рекомендовано на Medium

Джеймс Хортон, доктор философии

в

Аффирмации

Вы можете делать это шаг за шагом

Альтернатива планированию, для тех, планы терпят неудачу

·6 минут чтения·10 апреля

Alex Mathers

14 вещей, которые я хотел бы знать в 25 лет (сейчас мне 38)

Я пишу вскоре после своего 38-летия.

Пришло время задуматься.

·Чтение на 4 мин·27 декабря 2022 г.

Списки

Жить хорошо как нейроотличный человек

10 историй·19 сохранений

Истории, которые помогут вам жить лучше

21 история·186 сохранений

Как подарить Сложная обратная связь

7 историй·85 сохранений

6 Подтвержденные наукой истории здоровья о Covid, сне и многом другом

6 историй·18 сохранений

Кэти Э. Лоуренс

Как стать невероятным рассказчиком

9000 5

Ваш путеводитель по привлечение аудитории и забота о ней

·5 минут чтения·5 дней назад

Чандраян Гупта

в

Невидимая болезнь

10 советов и уроков за 10 лет депрессии /Тревога

Опыт порождает понимание и терпимость

·11 минут чтения·3 июня

Зули Рейн

в

Стартап

Если вы хотите стать творцом, Удалить все (кроме двух) платформы социальных сетей

В октябре 2022 года, во время всего фиаско с Илоном Маском, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона.

Примерно в то же время я также вышел из…

·8 минут чтения·19 апреля

Aleid ter Weel

в

Лучший совет

10 вещей, которые можно сделать вечером вместо просмотра Netflix

Привычки без устройств, которые повысят вашу продуктивность и счастье.

·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.

См. другие рекомендации

Статус

Писатели

Карьера

Конфиденциальность

Преобразование в речь 900 05

6 Признаки низкого самосознания

Практически в любой области жизни — от бизнеса до свиданий и политики — способность оценить чей-то уровень самосознания имеет решающее значение.

Потому что без самосознания маловероятно, что человек станет эмоционально зрелым. И опасность свиданий, найма или избрания кого-то без особой эмоциональной зрелости должна быть достаточно очевидной.

Если вы хотите научиться замечать признаки низкой самосознательности, приучите себя искать эти шесть признаков.


1. Никогда не признавать ошибок

Нежелание признавать ошибки часто является признаком глубокой неуверенности.

Когда человек не может признать даже небольшие ошибки, это говорит о том, что он испытывает огромный страх и неадекватность. К сожалению, тот же самый страх перед внешним осмотром заставляет их бояться саморефлексии.

Трудно осознавать себя, если вы не хотите быть уязвимым.

С другой стороны, готовность признавать ошибки предполагает психологическую устойчивость и эмоциональную зрелость. Это говорит о том, что у вас есть понимание, чтобы понять, что, хотя ошибки являются частью нас, они не определяют нас.

Таким образом, чтобы стать более самосознательным, требуется мужество, чтобы быть уязвимым намеренно. В конце концов, как вы можете заглянуть внутрь себя, если не хотите открываться?

2. Критика других

Вот что касается критики других людей: это приятно. По крайней мере, в данный момент…

  • Когда кто-то критикует кого-то за то, что он сказал что-то глупое, он подразумевает, что он умный. Что чувствует себя хорошо.
  • Когда они критикуют чьи-то вкусы в отношении стиля или эстетики, они подразумевают, что они утонченные. Что чувствует себя хорошо.

Но что это говорит о ком-то, если у него есть такая сильная потребность чувствовать себя лучше, что для этого ему приходится критиковать других людей?

Когда вы постоянно пытаетесь чувствовать себя хорошо, у вас не остается времени, чтобы узнать о себе.

Но настоящая трагедия чрезмерной критичности заключается в ее упущенной выгоде: все время и энергия, потраченные на повышение самооценки, часто даются ценой возможности выполнять тяжелую работу по изучению себя и самоанализу.

3. Избегание трудных решений

Хроническая нерешительность обычно означает неуверенность в себе и страх быть осужденным или совершить ошибку.

Но какое отношение это имеет к самосознанию?

Ну, люди, обладающие самосознанием, часто проводят психологические эксперименты. Вместо того, чтобы просто слепо принять мысль, что другие сочтут меня глупым, если я выскажу свое мнение , они проверяют его.

Самосознательные люди используют данные, а не теории, для выбора своих действий.

С другой стороны, когда людям не хватает самосознания, это часто означает, что они просто принимают то, что говорит им их разум:

  • Он разозлится, если вы предложите ромком… Лучше согласитесь с его предложением снять фильм.
  • Я просто не чувствую особой мотивации. Я поработаю над этим завтра.

Когда люди хронически избегают трудных решений, например, проявляя пассивность или откладывая на потом, это часто является признаком того, что они не хотят по-настоящему объективно смотреть на свой собственный разум.

А если они не могут этого сделать, они становятся рабами любой мимолетной мысли или чувства, которые случаются.

4. Расплывчатое представление о своих чувствах

Это может показаться мелочью, но привычка описывать чувства слишком расплывчато или интеллектуально часто является тонким механизмом избегания.

  • Сказать Я просто расстроен кажется менее страшным, чем сказать Мне грустно.
  • Сказать Я просто в стрессе легче, чем сказать Я сейчас очень зол, на самом деле.

Но вот в чем дело…

Когда вы избегаете откровенно говорить о своих чувствах, вы учите свой мозг тому, что они опасны.

Если кто-то постоянно убегает от чего-то — даже от собственных чувств — неудивительно, что его разум интерпретирует это как опасное.

С другой стороны, самосознательные люди понимают, что только потому, что что-то кажется плохим, не означает, что это плохо.

Это означает, что они гораздо чаще используют простой язык, а не слишком интеллектуальные или расплывчатые термины для описания своих чувств.

5. Беспокойство о будущем

Беспокойство — это решение проблем, которое применяется к чему-то в будущем, что либо не является проблемой, либо является проблемой, которую вы не можете решить в данный момент. Другими словами, беспокойство — это непродуктивные размышления о будущем.

А проблема с непродуктивным мышлением в том, что оно приводит ко всем побочным эффектам и никакой пользы.

Беспокойство порождает массу беспокойства и стресса, но на самом деле никогда ничего не решает.

Так почему же так много людей делают это постоянно? Зачем беспокоиться, когда цена так велика, а польза так мала?

Короче говоря, потому что людям не хватает самосознания. Скорее всего, они не нашли времени, чтобы по-настоящему задуматься о том, что такое беспокойство и как оно работает (или не работает) в нашей жизни. Их ум просто начинает волноваться, и они идут вместе с ним, не останавливаясь, чтобы исследовать его и смотреть на него вопросительно и с любопытством.

Легче сказать, чем сделать, конечно. Но чем больше кто-то хочет действительно посмотреть и узнать о своем беспокойстве, тем больше вероятность, что он отпустит его.

6. Размышление о прошлом

Точно так же, как беспокойство — это непродуктивные мысли о будущем, размышления — это непродуктивные мысли о прошлом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *