Человека психологии: Урок 1. Общая психология

Содержание

Системные аспекты развития: личность, группа. Психология взаимодействия человека с окружающей средой. Психология познания индивидуальности человека

Базовое подразделение: кафедра психологии развития.

 
Краткое описание направления
Исследуются системные аспекты развития, касающиеся личности, группы людей, изучаются особенности познания человеком себя и индивидуальности других людей. Исследуются закономерности познания индивидуальности в связи с полом, возрастом, профессиональной направленностью, спецификой профессиональной деятельности, особенности познания индивидуальности малознакомого человека, индивидуальности значимых других.
В контексте проблем взаимодействия человека с окружающей средой изучаются образ города Перми, его пространственно-географические, социокультурные, архитектурные, исторические, информационные характеристики у коренных жителей, приезжих, лиц из иной социокультурной среды (представители зарубежных стран). Исследуются особенности психологических репрезентаций городской среды Перми в связи с характеристиками пола, возраста респондентов, времени их пребывания в городе. Городская среда определяется как сочетание искусственно созданных условий жизни (дороги, тротуары, дома, санитарная инфраструктура и т.п.), элементов природной среды в совокупности с социально-экономической средой. Исследуется реконструкция визуально-образного и вербального содержания психологической репрезентации городской среды Перми, ее структура. Изучается образ города Перми у жителей городов-побратимов (на примере исследования жителей Оксфорда и Луисвилля).
 
Избранные публикации, характеризующие направление
1. Жданова С.Ю.Методологические проблемы познания индивидуальности // Качество социально-гуманитарного образования в вузе: состояние, пути, формы и методы его повышения: матер. междунар. науч.-практ. конф. (18–19 марта 2003 г.). Пермь, 2003. С. 82–90.
2. Жданова С.
Ю.
Познание индивидуальности как психологическая проблема // Ежегодник Рос. психол. общества: матер. 3-го Всерос. съезда психологов (25–28 июня 2003 г.), в 8 т. СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 2003. Т. 3. С. 316–322.
3.  Жданова С.Ю.Познание индивидуальности как теоретическая и практическая проблема // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 2003. С. 19–24.
4.  Жданова С.Ю.Теоретические и методологические основания изучения проблемы познания индивидуальности // Вестн. Перм. гос. пед. ун-та. Сер. 1. Психология. 2003. № 2. С. 2–8.
5. Жданова С.Ю.Качественные методы исследования в познании индивидуальности студентов // Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования: матер. Всерос. методол. семинара, в 2 т. / под науч. ред. Н.В. Бордовской. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. Т. 2. С. 345–352.
6.       Жданова С.Ю.Психология познания индивидуальности человека.
Пермь, 2005, 168 с.
7. Жданова С.Ю., Кильченко О.И.Образ города Перми у студентов // Матер. Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Активность – индивидуальность – субъект», посвященной 110-летию со дня рождения В.С. Мерлина / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. С. 37–39.
8.  Жданова С.Ю.Методы исследования представлений о городе Перми // Вестн. Прикам. соц. ин-та. Сер. «История. Социология. Экономика». Пермь. 2008.
9. Жданова С. Ю., Кильченко О. И.Образ города Перми у коренных жителей и иностранцев // Пятая Российская конференция по экологической психологии. М., 2008.
10.   Кильченко О.И.Образ города Перми у представителей зарубежных стран // Вестн. ПГИИК. 2008. № 7.
11.   Кильченко О. И.Методические трудности изучения образа г. Перми у жителей зарубежных стран // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели» / Перм. гос. ин-т искусства и культуры.
Пермь, 2008.
12.   Кильченко О.И.Субъективная семантика городской среды Перми у иностранцев // Вестн. ПГИИК. 2009. № 8.
13.   Кильченко О.И. Визуальные компоненты психологической репрезентации городской среды у представителей зарубежных стран // Актуальные проблемы психологии развития: субъект, личность, индивидуальность : межвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. С. 31–41.
14.   Кильченко О.И.Психологическая репрезентация города Перми у иностранцев // Вестн. Перм. ун-та. Сер. «Философия. Психология. Социология». 2010. № 2 (2). С. 86–92.
15.   Dorfma, L., & Dudorov, C. (2001). Cultural potentials and intelligence. Convegno Internazionale «Psicologia delle Arti, oggi» (p. 15–16). Cassino (Italy): Universita’ Degli Studi di Cassino.
16.   Dorfman L., & Dudorova C.(2002). Cultural potentials and intelligence effects on academic performance. Art and Environment. Proceedings of the 17th Congress of the International Association of Empirical Aesthetics (p. 259–260). Osaka, Japan.
17.   DorfmanL., & DudorovaC.(2002). Cultural potentials and intelligence. In R. Tomassoni (Ed.), La psicologia delle arti oggi (p. 203–209). Milano (Italy): Angeli.
18.   Dorfman L., & Dudorova C. (2002). Cultural potentials, intelligence, and academic performance. In L. L. Dorfman, V. V. Petrov, and E. Grigorenko(Guest eds.), Bulletin of Psychology and the Arts, 3, 1, 31–33.
19.   Dudorova C. (2005). The contribution of plural achievement motives to academic performance. In Eu. Malianov, C. Martindale, E. Berezina, L. Dorfman, D. Leontiev, V. Petrov, & P. Locher (Eds.), Proceedings. International Congress on Aesthetics, Creativity, and Psychology of the Arts (p. 135–137). Perm: AdministrationofPermRegion, PermStateInstituteofArtandCulture; Moscow: Smysl.
20.   Дорфман Л.Я., Дудорова Е.В.Культурный потенциал личности в зеркале системного (холономного) подхода // Системные исследования культуры/ науч. ред. В. С. Жидков. СПб.: Алтейя, 2006. С. 47−75.
21.   Дудорова Е. В.Интеллект как процесс и знание в области культуры: когнитивные и личностно-мотивационные аспекты // Вестн. Перм. ун-та, 2009. С. 172–188.
22.   Дудорова Е. В.Структура интеллекта и культурных потенциалов личности // Потенциал личности: комплексная проблема: матер. Девятой Междунар. конф. (заочной) (5 июня 2010 г.) / отв. ред. Е.А. Уваров, В.Н. Косырев; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р.Державина». Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р.Державина, 2010. С. 30–36.
23.   Стерлигова Е.А., Экгауз Е.Я.Восприятие образовательной среды студентами университета // Университетское образование и регионы: тез. докл. Междунар. науч.-метод. конф / Пермс. ун-т. Пермь, 2001. С. 171.
24.    Балуева Т.С., Стерлигова Е.А. О субъективных противоречиях восприятия природы // Там же. 2001. С. 205.
25.    Стерлигова Е.А. Умения и навыки менеджера //Качество дистанционного образования: концепции, проблемы (EDG-2001): тез. докл. Междунар. науч.-прак. конф. (Москва). Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
26.   Стерлигова Е.А.К вопросу определения области экологической психологии // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва,15–17 сентября 2003 г.): тез. докл. / Психолог. ин-т РАО. М. 2003. С. 64–67.
27.   Стерлигова Е.А.Использование картографирования в изучении окружающей (городской) среды // Там же. С. 67–70.
28.   Стерлигова Е.А.Среда как объект психологических исследований // Вестн. ПГИИК. 2006. №1. Т. 2. С. 66–74.
29.   Стерлигова Е.А.Образ города у лиц пожилого возраста // 5-я Российская конференция по экологической психологии: тез. докл. (Москва, 26–27 ноября 2008 г.) / науч. ред. М.О. Мдивани. Психолог. ин-т РАО. М., 2008. С. 280–283.
30.   Стерлигова Е.А.Удовлетворенность персонала условиями в организации // Теория и практика корпоративного менеджмента: сб. науч. ст. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. Вып. 6. С. 188–193.
31.   Стерлигова Е.А.Факторы, влияющие на социально-психологическую ситуацию в трудовых коллективах // Там же. С. 193–200.
32.   Беляева В.А., Нургалиева А., Стерлигова Е.А.Отношение к образовательной среде школы // Психологическая наука и практика – образованию и социальной сфере Прикамья: матер. IФорума психологов Прикамья. Пермь, 2010. С. 137–140.
33.   Левченко Е. В., Стерлигова Е.А.Особенности общения банковского персонала с клиентами //Психология и практика. Ежегодник Рос. психолог. общества. Ярославль, 1998. Т.4, вып.3. С. 114–115.
34.   Стерлигова Е.А. Экологическая психология. учеб. пособие. Пермь, 2011. 178 с.
 
Наиболее значимые проекты в сфере фундаментальных исследований, выполненные в рамках направления
Грант РГНФ «Образ города Перми у представителей зарубежных стран» при поддержке РГНФ и Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края (проект № 08-06-82607а/У). 2008-2009 гг.
Грант РГНФ «Образ городов-побратимов в сознании русских и иностранцев (к 20-летию побратимства с Оксфордом и 15-летию – с Луисвиллем» № 10-06-82–618 – а/У. 2010–2011 гг.
 
Подготовка научных кадров
Аспирантура по специальности 19.00.01. – Общая психология, история психологии, психология личности.
 
Международная научная и образовательная деятельность по направлению
Заключен договор о сотрудничестве с Международным Центром повышения квалификации в г. Дюссельдорфе. В рамках данного договора и программы национального проекта «Образование» в Германии преподаватели кафедры психологии развития прошли повышение квалификации в Институте психодрамы, университетах Дуйсбурга, Дюссельдорфа, Кельна. Согласно договору о сотрудничестве с Центром повышения квалификации в г. Дюссельдорфе кафедрой психологии развития были организованы курсы повышения квалификации по программе «Новые современные информационно-комуникацинные технологии в обучении преподавателей психологии». В Пермь приезжала руководитель Центра повышения квалификации в г. Дюссельдорфе доктор Н.Б. Михайлова, ею были прочитаны лекции для преподавателей психологии. Кафедра активно взаимодействует с компанией Neosys Organisational Development and Consulting (г. Будапешт, Венгрия), возглавляемой доктором философских наук Георгием Сарвари. В сентябре 2007 г. специалисты из Венгрии коучер Пани Лам и директор компании доктор Георгий Сарвари приезжали в Пермь, читали лекции для преподавателей философско-социологического факультета по программе «Новые современные информационно-комуникационные технологии в обучении преподавателей психологии», проводили тренинги, семинарские занятия, приняли участие в международной конференции, организуемой кафедрой психологии развития, посвященной актуальным проблемам психологии управления (сентябрь, 2007). Преподаватели кафедры прошли также стажировки на факультете экспериментальной психологии Московского гештальтинститута (Керчь, Селигер), в международной волонтерской организации по работе с детьми и молодежью (Дрезден), в университете Испании, участвовали в проекте Европейской комиссии (Роттердам), принимали участие в курсах повышения квалификации в компании Неосистем (Венгрия, 2008), читали лекции по проблемам психологии взаимодействия человека с окружающей средой в университете Любляна (Словения, 2009), участвовали в научной стажировке по программе «Социально-психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов в области рационального природопользования» в Линдонском государственном колледже (США, 2011).
 

13 книг по психологии, которые помогут лучше понимать других людей

1. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», Э. Берн

Илья Шабшин

психолог-консультант, автор книг популярной психологической тематики, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке

Модель Берна о Внутреннем Родителе, Внутреннем Взрослом и Внутреннем Ребёнке — то, что очень желательно знать каждому, кто хочет понимать других людей (и себя заодно).

Международный культовый бестселлер стоит прочитать тем, кто готов выйти за рамки привычных жизненных сценариев, хочет понять мотивы своих поступков и поведения других людей и узнать, почему возникают конфликты. Берн считает, что человек может изменить свою судьбу, если захочет.

Купить книгу

2. «Разнообразие человеческих миров», П. В. Волков

Автор называет свой труд «руководством по профилактике душевных расстройств». Он пишет о своеобразии характеров и их подвидов, уделяет внимание межличностным отношениям, психическим расстройствам и разбирает конкретные случаи из своей практики.

Самая лучшая книга о характерах людей на русском языке.

Илья Шабшин

Работа призывает оценивать человека исходя из его особенностей и помогает понять, как относиться к другим с терпимостью и почему нужно так делать. Зачем в этом разбираться? Чтобы предотвратить болезненные ситуации, которые возникают из-за отсутствия взаимопонимания.

Купить книгу

3. «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», А. В. Курпатов

Олег Иванов

психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Андрей Курпатов не просто психиатр и врач, он популяризирует психологию и психиатрию, даёт возможность простому человеку познакомиться с важными идеями, которые в дальнейшем можно с успехом применять в жизни.

Опираясь на результаты исследований в области нейрофизиологии и нейробиологии, автор доступным языком рассказывает, как работает человеческий мозг, почему он нас обманывает и можно ли с этим что-то сделать.

Научно-популярное произведение учит взаимодействовать с другими людьми и подсказывает, как грамотно использовать свой мозг для решения важных задач. Эта книга для тех, кто хочет избавиться от иллюзий и посмотреть на свою жизнь с нового ракурса.

«Красная таблетка» — первая книга трилогии. В неё также входят «Чертоги разума. Убей в себе идиота» о том, как заставить мозг работать на себя, и «Троица. Будь больше самого себя», посвящённая трём типам мышления.

Купить книгу

4. «Характеры и расстройства личности», В. П. Руднев

Инна Семикашева

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова

Чтение, правда, для интеллектуальных читателей, но очень увлекательное. Рассказывает об основных типах характеров на примерах из классической литературы.

Каждый человек уникален, а характер определяет то, как мы воспринимаем реальность и смотрим на одни и те же вещи. И чтобы понимать других людей, нужно знать, как каждый из них видит этот мир.

Книга поможет изменить восприятие себя и окружающих людей и заставит по-другому относиться к собственным ошибкам. Это работа об особенностях человеческих характеров, механизмах защиты и личностных и психических расстройствах, в числе которых депрессия, галлюцинации и паранойя.

5. «О характерах людей», М. Е. Бурно

Лариса Милова

семейный психолог, процессуальный психотерапевт, психолог-генетик и травмотерапевт

Очерк помогает понять «природность» слабостей людей (и собственных в том числе), тяжёлых чувств и поступков. В нём достаточно хорошо описано мироощущение каждого характера.

Психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук и профессор М. Е. Бруно раскрывает суть различных характеров и приводит примеры из своей практики. Профессор разбирает, к какому типу относятся известные писатели, поэты, художники и музыканты, и на примере их творчества объясняет особенности каждого характера.

Возможно, в описаниях вы найдёте себя или своих близких и поймёте, почему с одними отношения складываются, а с другими — нет. И наконец исправите ситуацию.

Труд Бурно рекомендован кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии «Российской медицинской академии последипломного образования» и «Профессиональной психотерапевтической лигой» как учебное пособие по психотерапии.

Купить книгу

6. «Акцентуированные личности», К. Леонгард

Термин «акцентуация» ввёл Леонгард. Под ним он понимал чрезмерно выраженные черты характера, которые являются крайним вариантом психической нормы и граничат с патологическим состоянием.

Книга написана живым и простым языком, поэтому вполне подходит не только для профессионалов, но и для всех интересующихся психологией.

Лариса Милова

В работе, которая стала одной из самых популярных в сфере психиатрии, автор проводит психологический анализ акцентуированных личностей и разбирает примеры из художественной литературы.

7. «Понять природу человека», А. Адлер

Адлер, автор термина «комплекс неполноценности», рассказывает об адаптации личности в обществе, значимости периода младенчества и раннего детства, развитии характера, его отдельных чертах и проявлениях.

Адлер говорит, что фундамент любых отношений в обществе — понимание другого. А достичь взаимопонимания можно, только познав природу человека.

Лариса Милова

Он утверждает, что человек несёт ответственность за свои поступки и в состоянии изменить поведение, которое играет немаловажную роль в межличностных отношениях.

Купить книгу

8. «Под тенью Сатурна», Д. Холлис

Холлис пишет о восьми тайнах мужской психологии, психологических травмах и способах их исцеления, а также о страхе, который управляет жизнью мужчины.

Книгу о том, как сложно быть мужчиной в современном мире, выполнять различные социальные роли и соответствовать ожиданиям, стоит прочитать и мужчинам, и всем, кто хочет их понять.

Лариса Милова

На мужчину с детства возлагают определённые ожидания, но не учат его прислушиваться к себе. Автор объясняет, как справиться с травмами и научиться строить доверительные отношения с самим собой и окружающими. Работа дополнена примерами из его психотерапевтической практики.

Купить книгу

9. «Психология женщины», К. Хорни

Книга для тех, кто хочет научиться лучше понимать женщин и видеть различия в психологии женщин и мужчин.

Лариса Милова

Хорни была не согласна со многими взглядами Фрейда в отношении женщин. Например, с тем, что каждая женщина завидует мужскому пенису и бессознательно желает родить сына. За свою точку зрения она и была исключена из рядов «Американской психологической ассоциации».

Но это не помешало ей создать собственную теорию психологии женщины, которая и изложена в труде. Хорни затрагивает тему сексуальных расстройств и социального неравенства, пишет о проблемах брака, материнстве, сексуальных отношениях, женственности, любви и верности.

Купить книгу

10. «Он: глубинные аспекты мужской психологии», Р. Джонсон

Джонсон проводит параллель с мифом о Парцифале и использует эту легенду, чтобы раскрыть глубинные психологические процессы у мужчин. Автор рассказывает, что значит быть мужчиной и как происходит его становление, объясняет истоки агрессии и плохого настроения, а также поясняет роль женщины в жизни представителя сильного пола.

У Джонсона есть аналогичная работа, но только о женщинах — «Она: глубинные аспекты женской психологии». В ней на примере мифа об Эросе и Психее он раскрывает тонкости женского мировосприятия.

Замечательные работы последователя К. Юнга об особенностях психологии и жизненного пути мужчин и женщин.

Лариса Милова

Если вы задаётесь вопросами «Что со мной происходит?» или «Почему он или она такие?», эти книги для вас.

Купить книгу

11. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки», Д. Холлис

Книга о тёмных сторонах нашей души. О том, почему люди играют в азартные игры или злоупотребляют спиртным, совершают нечто такое, что не совпадает с нашим представлениями о них.

Лариса Милова

У всех есть теневая сторона, но не каждый готов это признать. Она прячется в бессознательном, но проявляется в наших поступках и действиях. Холлис пишет, как распознать свою Тень, изменить поведение, преодолеть внутренние противоречия и научиться действовать осознанно.

Книга будет интересна каждому, кто хочет найти в себе силы разобраться с «внутренними демонами», понять суть и природу Тени и выяснить, что движет другими людьми, когда они совершают те или иные поступки.

Купить книгу

12. «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь», П. Экман

Мы постоянно испытываем какие-либо эмоции: боимся, радуемся, грустим или злимся. Неумело пытаемся их спрятать, а порой думаем, что с одного взгляда понимаем чувства другого, но часто в этом ошибаемся.

Автор объясняет, как уловить скрытые сигналы, которые подаёт собеседник мимикой и жестами, и как контролировать и корректировать собственные, когда это необходимо.

Умение распознавать эмоции в себе и в других — основа взаимопонимания между людьми и возможность сделать свою жизнь более комфортной.

Лариса Милова

Даже самые незначительные, едва заметные изменения в мимике — будь то положение бровей и век или складочки в уголках глаз — имеют значение. Именно они указывают, боится человек или просто удивлён, чем-то расстроен или устал и хочет спать.

Для наглядности книга проиллюстрирована фотографиями с примерами. На последних страницах — тест на распознавание эмоций, чтобы закрепить полученные знания.

Купить книгу

13. «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», П. Экман

Стоит прочитать всем, кто не хочет становиться жертвой обмана и психологических манипуляций.

Лариса Милова

Разоблачить любого обманщика можно, если знать, на что именно нужно обращать внимание во время разговора. Автор книги предлагает разобраться, как распознать ложь по улыбке, микровыражениям лица и микрожестам. Он также описывает виды лжи, приводит исторические примеры и объясняет, какие эмоции испытывает обманщик, как они проявляются.

Купить книгу

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Читайте также 📚🧐

Психология человека | Расширенный список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков, Б.С. Психология развития человека / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Академический проект, 2004. — 224 c.
2. Гримак, Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. — М.: КД Либроком, 2018. — 368 c.
3. Журавлев, А.Л. Психология человека в современном мире. Т. 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе сов / А.Л. Журавлев, М.И. Воловикава и др. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — 378 c.
4. Исаев, Е.И. Психология образования человека: Становление субъективности в образовательных процессах: Учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. — М.: ПСТГУ, 2013. — 432 c.
5. Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. — М.: Русайнс, 2018. — 184 c.
6. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический проект, 2015. — 420 c.
7. Мелия, М. Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека / М. Мелия. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 372 c.
8. Мелия, М. Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека / М. Мелия. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 301 c.
9. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 3. период дошкольного и младшего возраста) / Л.В. Мищенко. — М.: КноРус, 2017. — 155 c.
10. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста) / Л.В. Мищенко. — М.: КноРус, 2018. — 496 c.
11. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 1. период поздней юности) / Л.В. Мищенко. — М.: КноРус, 2018. — 320 c.
12. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: ПСТГУ, 2013. — 360 c.
13. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: ПСТГУ, 2013. — 400 c.
14. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков. — М.: Институт психологии РАН, 2013. — 464 c.


У истоков сравнительной психологии и этологии человека: Труды Н. Н. Ладыгиной-Котс

 

This is an overview ofN. N. Ladygina-Kots’s (1889-1963) scientific work, who was an outstanding Russian zoopsychologist and whose contribution to comparative psychology and ethology could be qualified as fundamental. Here a description is given of her pioneering investigations of behavior and mentality of a young chimpanzee, in which she had performed an exhaustive analysis of its species-specific behavioral repertoire and patterns of perception, memory etc. Afterwards, she had scrupulously studied the same aspects of behavior and mentality in a human child and compared these data in monograph (1935) named «Infant chimpanzee and human child», which is still of current interest and worldwide cited. By the experiments with a chimpanzee she has shown that primates are capable of concept-formation. During all her life she studied, using different experimental models the above and some other elements of animal intelligence, considering them as «the prerequisites of human intelligence».

 

Обзор творчества Н. Н. Ладыгиной-Котс (1889-1963) — выдающегося отечественного зоопсихолога, которая вне­сла основополагающий вклад в развитие сравнительной психологии и этологии. Описано ее исследование поведения и психики детеныша шимпанзе (первое в мировой науке), в котором она дала исчерпывающий анализ его видоспеци­фического репертуара, а также особенностей восприятия, памяти и т. д. Впоследствии она столь же скрупулезно изу­чила те же аспекты поведения и психики ребенка и сопоставила полученные данные в монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека» (1935), которая до сих пор не утратила своего значения и широко цитируется в мировой литерату­ре. В опытах на шимпанзе она впервые доказала, что у приматов имеется способность к обобщению и абстрагиро­ванию, и на протяжении всей жизни последовательно изучала эти и другие зачатки мышления животных на разных экспериментальных моделях, рассматривая их как «предпосылки человеческого мышления».

 

СУДЭКС | 20.1. Исследование психологии человека

Название Автономная некоммерческая организация «Центр криминалистических экспертиз»МоскваССЭЛ

Контактные данные

  • Москва, 127299, Москва, Приорова, дом 10, Тел.:8(495)666-5-666, E-mail: [email protected], [email protected], Руководитель СЭЛ — Саровский Олег Олегович

Основание

Первичная сертификация Протокол № 51 от 23 июня 2016 года

Номер сертификата

000290

Начало действия

23.06.2016

Срок действия

22.06.2022

Объект сертификации

Психологическая лаборатория

Экспертные специальности

Название Беляева Наталья НиколаевнаАлтайский крайССЭ

Контактные данные

  • Алтайский край, г.Барнаул, АНО «Лингвистический экспертно-консультационный центр»

Основание

Решение Совета Системы от 20.03.2019 г. (протокол № 52)

Номер сертификата

№011258

Начало действия

20. 03.2019

Срок действия

19.03.2022

Экспертные специальности

Название Бондаренко Татьяна АлексеевнаМоскваССЭ

Контактные данные

  • Москва, физ.лицо

Основание

Решение Совета Системы от 22.05.2013 г. (протокол № 91), 18.05.2016 г. (протокол № 169), 15.05.2019 г. (протокол № 56)

Номер сертификата

№011507

Начало действия

22.05.2013

Срок действия

21.05.2022

Экспертные специальности

Название Борисова Людмила ИльиничнаМоскваССЭ

Контактные данные

  • Москва, физ.лицо

Основание

Решение Совета Системы от 15.07.2021 г. (протокол № 110)

Номер сертификата

№ 013489

Начало действия

15.07.2021

Срок действия

14.07.2024

Экспертные специальности

Название Васильева Елена ВладимировнаСамарская областьССЭ

Контактные данные

  • Самарская область, г. Самара, ГБУ СЩ «Областной центр социальной помощи семье и детям»

Основание

Решение Совета Системы от 14.08.2015 г. (протокол № 149) 10.08.2018 г. (протокол № 38), 15.07.2021 г. (протокол № 110)

Номер сертификата

№ 013538

Начало действия

14.08.2015

Срок действия

13.08.2024

Экспертные специальности

Название Калашников Анатолий НиколаевичВолгоградская областьССЭ

Контактные данные

  • Волгоградская область, г.Волгоград, НП «Южный экспертный центр»

Основание

Решение Совета Системы от 20.03.2019 г. (протокол № 52)

Номер сертификата

№011266

Начало действия

20.03.2019

Срок действия

19.03.2022

Экспертные специальности

Название Калинина Румия РашидовнаПсковская областьССЭ

Контактные данные

  • Псковская область, г. Псков, ИП Калинина Р.Р.

Основание

Решение Совета Системы от 23.04.2014 г. (протокол № 116), 22.02.2017 г. (протокол № 3), 18.03.2020 г. (протокол № 77)

Номер сертификата

№ 012313

Начало действия

23.04.2014

Срок действия

22.04.2023

Экспертные специальности

Название Карпенко Диана АлексеевнаСтавропольский крайССЭ

Контактные данные

  • Ставропольский край, г. Ставрополь, АНО «Бюро социальной и судебной психиатрии»

Основание

Решение Совета Системы от 20.03.2019 г. (протокол № 52)

Номер сертификата

№011268

Начало действия

20.03.2019

Срок действия

19.03.2022

Экспертные специальности

Название Кисляков Виктор ПетровичВолгоградская областьССЭ

Контактные данные

  • Волгоградская область, г. Волгоград, НП «Южный экспертный центр»

Основание

Решение Совета Системы от 20.03.2019 г. (протокол № 52)

Номер сертификата

№011265

Начало действия

20.03.2019

Срок действия

19.03.2022

Экспертные специальности

Название Королев Максим СергеевичЧелябинская областьССЭ

Контактные данные

  • Челябинская область, г. Челябинск, ГКУ Челябинской области

Основание

Решение Совета Системы от 14.08.2019 г. (протокол № 61)

Номер сертификата

№ 011686

Начало действия

14.08.2019

Срок действия

13.08.2022

Экспертные специальности

Спорт как инструмент содействия развитию и благополучию человека:психологические компоненты устойчивого развития

Летом 2016 года внимание всего мира будет приковано к выступлениям атлетов, представляющих свои страны на Олимпийских и Паралимпийских играх, которые состоятся в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Как граждане мира, мы будем восхищаться небывалыми достижениями этих выдающихся атлетов. Мы будет также праздновать олимпийский дух Игр, проповедующих дружбу и сотрудничество между народами, наблюдая за тем, как атлеты будут мирно состязаться на спортивных площадках, а не воевать на поле брани, наперекор всем геополитическим разногласиям. Представители Организации Объединенных Наций стали активными поборниками олимпийских идеалов.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, возрождая давнюю традицию еще времен древней Греции, устанавливает «олимпийское перемирие», начинающееся за семь дней до открытия Олимпийских игр и заканчивающееся через семь дней после закрытия Паралимпийских игр, в течение которого страны обязаны прекратить все боевые действия и обеспечить безопасное передвижение атлетов и гостей Олимпиады.

Наряду с этим, представители Организации Объединенных Наций и ее государств-членов переключают свое и наше внимание на реализацию повестки дня в области развития на период после 2015 года, где установлены в одном наборе 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). Совпадение этих событий заставляет нас задаться вопросом, как участие в спортивной жизни могло бы способствовать достижению устойчивого развития, укреплению международного мира и обеспечению прав человека. Ведь, когда речь заходит о спорте, в сознании большинства людей обычно возникает картинка «борьбы», где один побеждает, а другой проигрывает. Вместе с тем, спорт можно также представить и в другом ракурсе — под углом достижения более широких целей, выходящих за рамки победы или поражения. Например, будучи психологами, нам особенно интересно понять, каким образом спорт может способствовать развитию и благополучию человека в контексте реализации ЦУР № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». Мы подчеркиваем наличие такой связи между спортом и психологическим развитием и утверждаем о существовании взаимозависимости между достижением цели № 3 и реализацией других задач в области устойчивого развития.

Спорт, жизненные навыки и глобальная гражданственность

В условиях появления столь многочисленных и неотвратимых вызовов в XXI веке — война в Сирии, терроризм, глобальная миграция и эпидемия вируса Зика, мы можем задаться вопросом, почему международное сообщество должно вкладывать время и ресурсы в развитие спорта. С глобальной точки зрения спорт обладает потенциалом собирать атлетов самого разного происхождения. Они могут испытывать чувство социального неравенства, вызванного этно-религиозным противостоянием, этно-националистическим конфликтом, гендерной дискриминацией или классовой принадлежностью, и, тем не менее, они гордо, на равных состязаются между собой на спортивных площадках. Это объясняется тем, что в спортивных программах заложены фундаментальные принципы честной борьбы, уважения к сопернику, командный дух и соблюдение правил игры. Бюро Организации Объединенных Наций по спорту на благо развития и мира (ЮНОСДП) активно сотрудничает с другими подразделениями системы Организации Объединенных Наций, в частности Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Структурой Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (Структура «ООН‑женщины»), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Департаментом по экономическим и социальным вопросам, а также неправительственными организациями (НПО), добиваясь признания вклада спорта в достижение устойчивого развития, воспитание глобальной гражданственности, укрепление взаимопонимания и миростроительство. Кроме того, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) признала спорт как право человека.

Одновременно с этим, полученные результаты новых психологических и социальных научных исследований, с анализом эффективности вклада спортивных программ, позволили сделать вывод о важности участия молодежи в спортивных мероприятиях, которые расширяют диапазон приобретаемых жизненных навыков и способствуют воспитанию глобального гражданства. К таким жизненным навыкам относятся познавательные и психосоциальные навыки и навыки межличностного и социального общения, способствующие социальному развитию, самостоятельному проживанию и наслаждению жизнью. В частности, на личностном уровне эти навыки позволяют осуществлять контроль над эмоциями, повышать уровень самоуважения, воспитать в себе чувство удовлетворенности достигнутом и закалить свой характер. На глобальном уровне гражданина мира участие в спортивных программах помогает развить лидерские навыки, способности улаживать конфликты и умение коллективно добиваться выполнения сверхзадач совместно с другими, несмотря на индивидуальные особенности.

Когда спорт и правила игры используются для содействия урегулированию конфликта и развития лидерских навыков на личностном уровне, мы оказываемся в «выигрышной» ситуации для всех, в противопоставление ситуации, когда «победитель забирает все», характерной для жестких единоборств.

Психологи пришли к выводу, что занятие спортом в начальной и средней школе облегчает обучение жизненным навыкам и служит защитным фактором в травмоопасных ситуациях, таких как гражданские конфликты, акты насилия в общинах и ранние и принудительные браки несовершеннолетних девочек. Исследователи показали, например, что в Анголе участие молодежи в спортивных программах повышает жизненные навыки и уровень глобальной гражданственности, отметив, что после политического конфликта молодые люди, участвующие в организованных спортивных мероприятиях, более уверенно говорили о своих перспективах на будущее. Кроме того, взрослые родители отмечали заметное улучшение жизненных навыков у своих подростков, особенно в умении договариваться и улаживать конфликт. Еще в одном исследовании, проведенном в Германии, исследователи установили, что участие в спорте приводит к снижению симптомов тревожности и депрессии. Эти выводы приобретают особое значение с учетом роста общемирового показателя числа самоубийств среди молодежи. Другие исследователи, изучавшие положение детей в Южной Африке, подвергающихся опасности уличного насилия в общинах, становясь его свидетелями или жертвами, пришли к выводу, что занятие спортом служит защитным фактором, повышающим иммунитет от травматических последствий волны насилия. Кроме того, в Иордании для мужчин и женщин проводится программа подготовки тренеров футбольных команд, которая показала, насколько привитие молодым подопечным чувства гражданственности, важности мирной жизни и лидерства способствует росту степени удовлетворенности у их тренеров, создает позитивный психологический настрой и повышает готовность к приобретению новых навыков.

Спорт можно также интегрировать с другими занятия детского возраста, в частности с образованием, в поддержку психологического развития ребенка и его ознакомления с правами человека. Например, мы знаем, что ранние принудительные или договорные браки приводят к тому, что девочки бросают школу. Согласно одному докладу ЮНИСЕФ, девочки, получившие образование, имеют меньше шансов быть выданными замуж в раннем возрасте и умереть при родах, и имеют больше шансов рожать здоровых детей и направлять их на учебу в школу. В Непале ЮНИСЕФ спонсирует женскую спортивную программу в школе. Сочетание спортивных занятий и образовательных уроков служит защитным фактором, позволяющим обеспечить для девочек их основные права человека. Этот совокупный эффект помогает девочкам оставаться в школе, не выходить принудительно замуж в раннем возрасте, продолжать заниматься по академической программе и иметь хорошую академическую успеваемость. ЮНИСЕФ сообщил об одном положительном случае с девочкой, когда родители, по ее словам, продолжали оказывать на нее давление, требуя выйти замуж до достижения совершеннолетия. «Я должна заняться спортом», — сказала она себе, «и тогда вопрос о замужестве отпадет сам по себе».

В целом, увлечение молодежи спортом во благо развития становится популярным и набирает обороты, что объясняется тем, что спорт помогает подросткам приобрести жизненные навыки и усвоить основы глобального гражданственности. Такие качества, как умение разрешать проблемы, вести эффективное общение, договариваться, принимать оптимальные решения, улаживать конфликты, выстраивать межличностные отношения, быть самостоятельным и эффективно справляться с эмоциями и стрессом, являются важными компонентами обеспечения здорового образа жизни и благополучия (ЦУР № 3).

Благополучие способствует прогрессу в достижении целей устойчивого развития

Мы продемонстрировали, что спорт способствует повышению благополучия, которое является одним из важнейших компонентов ЦУР № 3. Мудрое решение включить задачу обеспечения здорового образа жизни и содействия благополучию людей в число целей в области устойчивого развития базировалось на результатах исторического анализа, проведенного Организацией Объединенных Наций. Такие факторы, как крепкое физическое здоровье и здоровая психика и благополучие населения, можно вполне отнести к числу положительных человеческих качеств, которые способны оказывать позитивное воздействие на ход осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и обеспечение здорового будущего всех людей и нашей планеты.

Когда мы анализируем потенциальные преимущества, которые может предоставить спорт людям и обществу в виде повышения их активности и расширения их возможностей, становится очевидным, что содействие расширению возможностей может оказать позитивное воздействие на другие важные компоненты устойчивого развития. Анализ устойчивости под таким ракурсом позволяет выявить взаимосвязь между целями устойчивого развития. Например, занятие спортом позволяет мальчикам и девочкам повысить уровень самоуважения и освоить целый ряд жизненных навыков, в частности повысить успеваемость в школе (цель № 4 и цель № 5). Благодаря спорту, граждане мира повышают свое благополучие, развивают свои лидерские качества и приобретают умение улаживать конфликты, и поэтому возрастает их потенциал, дающий им возможность вносить более весомый вклад в расширение производительной занятости и содействие инновационному развитию и экономическому росту (цель № 8 и цель № 9). С ростом уверенности граждан и общин в возможность достижения социальной справедливости будут появляться и новые пути ликвидации сохраняющегося неравенства (цель № 10). По мере приобретения гражданами мира и их общинами мощного арсенала жизненных навыков будут применяться новые подходы к проектированию экологически устойчивых городов, внедрению практики рационального потребления и разработке комплексных мер борьбы с изменением климата (цели №№ 11, 12 и 13). Когда жители общины чувствуют себя защищенными, вовлеченными и ответственными за свое будущее, они более активно выступают за мирную жизнь, обеспечение доступа к правосудию и создание действенных правовых институтов (цель № 16).

Взаимосвязь целей устойчивого развития и необходимость учета воздействия спорта как одного из основных механизмов преобразования общества имеют важные последствия для понимания потенциальной будущей отдачи использования спорта как инструмента поощрения прав человека и расширения возможностей людей. Наряду с тенденцией рассматривать вопрос о повышении благополучия в контексте проблемы развития личности, мы можем также подходить к этому вопрос в контексте повышения роли общин, которые за счет своих активных и энергичных гражданами могут добиться изменения общественных систем и норм, ущемляющих права человека и снижающих уровень здоровья и благополучия населения. На примере олимпийских и паралимпийских игр мы понимаем, что участие мужчин и женщин в подобных мероприятиях способствует построению открытого общества и достижению гендерного равенства. Аналогичным образом, повышенное внимание всего мира к паралимпийским играм способствует признанию важности полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества. Проявление атлетами их таланта и смелости на этих играх должно ускорить всеобщее признание их равенства и необходимости социальных преобразований в обществе. В психологическом плане преодолеть дискриминацию можно за счет занятия спортом, который позволяет повысить самооценку своих возможностей и приобрести чувство уверенности в своих силах, что поможет человеку переместить акцент с поиска внешних источников помощи на более полное использование своих внутренних резервов. Такой психологический прорыв возможен также в общинах и странах.

За счет расширения возможностей сообщества будут лучше подготовлены к тому, чтобы переломить историческую тенденцию просить о внешней помощи для улучшения условий жизни. На основе такого подхода гегемония неоколониальных моделей предоставления помощи может быть изжита и на смену придет анализ опыта «расширения самостоятельности отдельно взятых сообществ».

Заключение

С точки зрения реалиста, «олимпийское перемирие» и идеалы Олимпийского движения — это всего лишь устремления. Тем не менее, короткое слово «спорт» несет в себе мощный заряд энергии. Представители ЮНОСДП выступают в поддержку спортивных мероприятий, способствующих достижению целей в области устойчивого развития, реализации инициатив в области миротворческой деятельности и миростроительства, принципов терпимости, взаимопонимания и примирения, наряду с устранением напряженности, неравенства и предрассудков. ЮНОСДП, вместе со Специальным советником Организации Объединенных Наций по спорту на благо развития и мира, а также некоторые местные неправительственные организации используют спорт в качестве инструмента пропаганды гендерного равенства, интеграции инвалидов в жизнь общества, борьбы с ВИЧ/СПИДом и другими заболеваниями, обеспечения устойчивой окружающей среды и урегулирования конфликтов. Результатом работы явился рост признания эффективности программ гуманитарной деятельности, которые используют спорт в качестве инструмента оказания помощи и обеспечения преобразований в условиях изменчивой геополитической обстановки и культурного многообразия. 

Конституция человека | Мир Психологии

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Конституция человека (от лат. constitutio — устройство; constitutio corporis — телосложение) — совокупность таких морфологических, биохимических, физиологических и психических особенностей индивида, которые, с одной стороны, существенно обусловлены в своем развитии действием генетических факторов; с др. стороны, отражают внутрипопуляционную вариативность (напр., не видовые или расовые свойства). Образцовым примером конституционального свойства служит группа крови. Основной предпосылкой в развитии учения о К. ч. было предположение, что морфологические особенности организма могут служить приближенным индикатором соответствующих внутренних физиологических (в т.ч. и нейрофизиологических), а также психических особенностей индивида. Многочисленные исследования показали, что между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности существуют определенные корреляции, которые не обязательно проявляются в каждом отдельном случае, но обнаруживаются при статистическом анализе на больших популяциях (на клиническом материале) (Э. Кречмер, У. Шелдон, Г.Ю. Айзенк и др.). Однако до сих пор нет убедительных доказательств (хотя и есть отдельные исследования) о связи особенностей телосложения и черт психики у нормальных людей.

Для определения Конституция человека пока не существует общепринятой схемы, которая была бы пригодна для большинства случаев с учетом возраста, питания и др. факторов. Разработка такой схемы возможна на основе применения современных многомерных статистических методов. Наиболее продуктивными схемами следует признать такие, в которых определение типов телосложения проводится не по 1 параметру, как у Э. Кречмера (астеник-атлет-пикник), а по 2 и более (Я.Я. Рогинский, А.А. Малиновский). Проблема Конституция человека — комплексная, и ее решение зависит от совместных усилий нескольких наук: (физической) антропологии, физиологии, медицины, генетики и психологии. См. также Габитус. (В.М. Русалов)

Добавление: Следует отметить попытку У. Шелдона преодолеть традиционный типологический подход к морфологической К. ч., при котором интуитивно выделяется минимальное количество типов. Шелдон, хотя и использует термин «соматотип», но описывает индивидуальное телосложение с помощью 3 переменных (измерений), что позволяет выделить сотни разных вариантов соматотипа и на этой основе осуществлять типологизацию (классификацию, кластеризацию и т.п.) с применением строгих математических процедур и методов теоретического исследования (см. Кластерный анализ). Необходимость аналогичной смены парадигмы давно назрела в нейродинамическом подходе, который столкнулся с «парадоксальной» ситуацией, когда число свойств н. с. оказалось больше предустановленных типов н. с. (Б. М.)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Конституция иктафинная (греч. ictus — удар, припадок; аffinitas — сродство) — атлетическое телосложение с такими чертами личности, как вязкость, прилипчивость, медлительность, склонность к недовольству, мрачности настроения и озлобленности, а также взрывчатость, тенденция к реакциям гнева (Mauz, 1937). Рассматривалась как проявление предрасположенности к эпилепсии.

Синонимы: Эпилептическая конституция, Эпилептоидная конституция, Эпилептоидная психопатия, Иксофреническая конституция, Глишроидия.

Конституция эпилептоидная — см. Конституция иктафинная.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Конституция человека (лат. constitutio — построение, организация) — совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на основе формы телосложения и ряда функциональных признаков, в том числе психических. Вопрос о корреляции между особенностями телосложения и чертами психики до сих пор недостаточно изучен, равно как и отсутствует исчерпывающая систематика форм К.ч., основанная на нескольких существенных признаках.

  • Конституция астеническая — астеническое телосложение в сочетании с повышенной возбудимостью и слабостью психики, неуверенностью в себе.
  • Конституция атлетическая — син.: К. нормостеническая.
  • Конституция генетическая — см. Генотип.
  • Конституция гиперстеническая — характерны пикнические телосложение, гипертимность, чрезмерная синтонность и энергичность. Син.: К. пикническая.
  • Конституция гипоапараноическая [Kleist К., 1913] — предрасположенность к бредовым психозам. Вначале понималась более узко — как предрасположенность к одной лишь инволюционной паранойе. Характерны такие преморбидные черты личности, как обидчивость, раздражительность, недоверчивость.
  • Конституция иктафинная [Mauz F., 1937] — эпилептоидная конституция, рассматриваемая как проявление предрасположенности к эпилептическим припадкам. Вариант иктафинной конституции, характеризующийся доминированием среди личностных черт прилипчивости и персеверации, выделялся как конституция энехетическая. Предрасположенность к припадкам — иктафинный диатез. Сочетается с атлетическим телосложением. Син.: К. эпилептическая, К. эпилептоидная, К. иксофреническая, глишроидия.
  • Конституция кушингоидная — характерны повышенное развитие подкожной жировой клетчатки и внешний облик, напоминающий вид больных с болезнью (синдромом) Иценко—Кушинга.
  • Конституция невропатическая — характерны легкость возникновения вегетативных расстройств, невротических астенических состояний, истерических реакций, повышенная сенситивность.
  • Конституция нормостеническая — атлетическое телосложение в coчетании с психической уравновешенностью, адекватными реакциями на окружающее, уверенностью в себе, своих возможностях, достаточно стабильным настроением.
  • Конституция пикническая — см. К. гиперстеническая.
  • Конституция пищеварительная — см. К. гиперстеническая. Син.: К. дигестивная.
  • Конституция психастеническая — характеризуется склонностью к тревожной мнительности, патологическим сомнениям, нерешительностью, слабоволием, чувством собственной неполноценности.
  • Конституция психопатическая — конституциональные особенности, лежащие в основе различных вариантов психопатий.
  • Конституция статотимическая (греч. statos — остановленный, неподвижный, thymos — настроение, чувство) — характерны серьезность, трудолюбие, педантичность. Присуща склонность к эндогенными монополярным депрессиям (см. Меланхолический тип личности).
  • Конституция циклоидная — сочетание пикнического телосложения с тенденциями к колебаниям настроения. Присуща больным, страдающим циклотимией и МДП.
  • Конституция человека шизоидная — характерны аутистическая направленность личности, склонность к рационализированию, эмоциональная монотонность. Телосложение по лептосомному или диспластическому типу. При значительной выраженности К.ш. говорят о шизопатии [Bleuler E.].
  • Конституция эмотивная [Dupre E., 1910] — выделена по признаку выраженной эмоциональной лабильности. Соответствует понятиям эмотивной (реактивно-лабильной) психопатии [Ганнушкин П.Б., 1933], эмотивного (аффективно-лабильного) типа акцентуации личности [Leonhard К., 1968]. Характерные признаки: усиление сухожильных, зрачковых и кожных рефлексов, их мгновенное наступление и высокая амплитуда; наличие диффузной и изменчивой сенсорной гиперстезии; неуравновешенность двигательных и секреторных реакций; тенденции к спазмам внутренних органов и сосудов; дрожание тела, вытянутых рук; ненормальная интенсивность и распространенность психических аффектов, эмоций.
  • Конституция энехетическая (греч. enecho — держать изнутри, задерживать) [Mauz F., 1937] — разновидность К. иктафинной, при которой на первый план выступают явления вязкости и персеверации.
  • Конституция эпилептоидная — см. К. иктафинная.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Конституция иктаффинная (от лат. ictus – удар, припадок affinis – свойственный) — характеризуется тугоподвижностью психических процессов, обстоятельностью, педантизмом, ханжеством, угодливостью, вспыльчивостью. Есть мнение (Мацтца), что на этом фоне чаще обычного развивается инициальная эпилепсия.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

законов человеческого поведения | Психология сегодня

Источник: Syda Productions / Shutterstock

На днях я разговаривал с парнем с физическим образованием. Он сказал, что очень любит психологию, но выразил озабоченность тем, что, в отличие от физики, это «мягкая наука», не имеющая никаких универсальных законов. Что ж, у нас не было времени вдаваться в подробности, но на самом деле, хотя раньше я соглашался с этим мнением, я больше не согласен.Моя оценка эволюционной перспективы в психологии полностью изменила это в моем сознании, поскольку за последние два десятилетия я углубился в эту область.

Основное положение эволюции — это, по сути, универсальный закон и логический трюизм. Известный биолог-эволюционист Джордж Уильямс (1966) сказал об этом так: эволюция — это не что иное, как «статистическая погрешность в скорости сохранения альтернатив». Эволюционные психологи берут это рассуждение и применяют его к нашему пониманию поведения.Таким образом, эволюционные психологи всегда думают о процессах, которые мы изучаем, как о следовании некоторым основным законам природы.

Здесь я разграничиваю две основные идеи в этой области, оформленные в виде научных законов с производными принципами, которые следуют за ними.

2 основных закона психологии

С точки зрения эволюции, на самом деле существует множество законов, лежащих в основе человеческого поведения. Два из самых основных связаны с «поведенческой адаптацией» и «эволюционным несоответствием» (каждое из которых, в конечном итоге, происходит из закона естественного отбора , который просто гласит, что те качества организмов, которые относительно вероятно будут отобраны естественно, с большей вероятностью будут существовать в будущем по сравнению с альтернативными качествами).Важно отметить, что это лишь подмножество многих законов, которые психологи-эволюционисты задокументировали как лежащие в основе поведенческих явлений человека.

Закон № 1: Поведенческие адаптации — это дарвиновские адаптации, и, как любые дарвиновские адаптации, они в конечном итоге служат функции увеличения вероятности выживания и / или воспроизводства.

Поведенческая адаптация — это любая психологическая особенность, которая была выбрана естественным образом и стала характеризовать вид, потому что она помогла увеличить выживаемость и / или воспроизводство особей этого вида, которые проявили эту адаптацию в условиях предков (см. Geher, 2014).Хотя для научного документирования существования поведенческой адаптации при правильных процессах сбора данных и при большом количестве крови, пота и слез требуется приложить немало усилий, это можно сделать (см. Schmitt & Pilcher, 2004).

Примите во внимание тот факт, что люди во всем мире находят лица младенцев неотразимо милыми (см. Kringelbach et al., 2016). Что ж, это поведенческая адаптация. Люди-предки, которым эти лица казались милыми, с большей вероятностью относились к своим младенцам положительно.И это привело бы к увеличению вероятности того, что эти дети успешно выживут и, в конечном итоге, смогут воспроизвести потомство, передав эту черту (положительное реагирование на лица ребенка) в будущем.

В более широком смысле, поведенческие адаптации следуют законному пути, который следует дарвиновской логике. Если поведенческий процесс или модель могут быть задокументированы как действительно дарвиновская адаптация, то мы знаем несколько вещей об этом процессе или адаптации с законной уверенностью: мы знаем, что это результат эволюционного процесса, такого как естественный отбор.Мы знаем, что в среднем это увеличивало вероятность выживания и / или воспроизводства наших предков. И мы знаем, что он существует в некоторой степени в различных человеческих популяциях (потому что так происходит адаптация). Мы знаем его функцию, и мы можем использовать эти знания об адаптации, чтобы делать всевозможные научные прогнозы, связанные с ней.

Итак, мы можем рассматривать основную идею поведенческой адаптации как закон психологии.

И этот закон, таким образом, приводит к различным производным принципам, которые следуют.Фактически, мы можем думать о различных поведенческих адаптациях, которые были задокументированы учеными в этой области, как о производных принципах, вытекающих из этого основного закона, например:

  • Система человеческих эмоций помогает людям общаться друг с другом (Ekman & Friesen, 1986).
  • В подростковом возрасте у людей усиливается поведение, включающее внутриполовое соревнование (Buss, 2003).
  • Использует ли люди «быстрый» подход к жизни (раннее и частое размножение) или «медленный» подход к жизни (позднее размножение и уделение большего внимания немногим потомкам), зависит от того, насколько стабильна ранняя среда обитания (Фигередо). и другие.2008 г.).

Это лишь небольшая часть принципов, которые были задокументированы учеными в этой области. (Более подробное резюме см. В моей книге Evolutionary Psychology 101 ). В более широком смысле я хочу сказать, что идея поведенческой адаптации имеет все признаки научного закона, и теперь можно подумать о нескольких конкретных адаптациях, которые были обнаружены. как принципы, которые можно использовать для решения вопросов будущих исследований.

И именно так работает наука.

Закон № 2: Эволюционное несоответствие, которое существует, когда современная среда организма не соответствует среде предков этого организма, приведет к очевидным результатам.

Основная посылка дарвиновского взгляда на эволюцию состоит в том, что организмы были сформированы естественным отбором, чтобы иметь особенности (как физические, так и поведенческие), которые соответствуют деталям конкретной среды. Эволюционное несоответствие (Giphart & Van Vugt, 2018) существует, когда организм каким-то объективным образом оказывается в среде, которая не соответствует окружающей среде предков, которая окружала эволюцию этого организма.Простой пример можно найти, если вы попытаетесь посадить пальму в северной части штата Нью-Йорк. Это растение не переживет зиму. Это потому, что приспособления этого растения приспособлены к более умеренным условиям; его предки развивались в условиях умеренного климата.

Идея эволюционного несоответствия является производной от основного закона естественного отбора. И он действует как научный закон, основанный на логических утверждениях. Кроме того, как и в случае с законом поведенческой адаптации, мы можем рассматривать основной закон эволюционного несоответствия как приводящий к различным конкретным производным принципам, которые были задокументированы, в том числе:

  • Вкусовые предпочтения современного человека были адаптированы к исконным условиям, в которых засуха была обычным явлением, и не соответствуют современным условиям, когда широко распространены многие виды обработанных пищевых продуктов, а засуха встречается редко (Keefe et al., 2006).
  • В современной человеческой среде люди в большей степени способны вести деиндивидуализированное поведение, чем это было на протяжении большей части человеческой эволюции. А когда люди деиндивидуализированы, они более склонны к антисоциальному поведению (Фигередо и др., 2008).
  • Согласно исконным условиям, дети играли в игры в разновозрастных группах и не участвовали в формальных образовательных системах. Современные образовательные системы во многом не соответствуют такой наследственной среде (Gray, 2011).

Опять же, этот список — верхушка айсберга. Каждый из этих конкретных видов несоответствий был задокументирован множеством источников, и теперь каждый может рассматриваться как самостоятельный принцип, способный привести к проверяемым гипотезам, чтобы задать новые вопросы и раскрыть новую информацию о природе кто мы есть.

Итог

Некоторые люди до сих пор думают, что психология — это «мягкая наука», лишенная каких-либо «законов», которыми руководствуется работа в нашей области.Хотя в прошлом это могло быть правдой, союз психологии и идей Дарвина об эволюции полностью изменил правила игры. Идея поведенческой адаптации — это закон в научном смысле, основанный на логике естественного отбора. Точно так же эволюционное несоответствие, которое в значительной степени породило различные принципы поведения, можно рассматривать как научный закон, уходящий корнями в фундамент естественного отбора. Если вы ученый, то вам лучше не спорить с идеей естественного отбора.Благодаря принципам эволюции мы задокументировали законы, лежащие в основе человеческого поведения. Таким образом, в области психологии действительно есть основные законы. В следующий раз, когда кто-то скажет вам, что наша наука мягкая, не бойтесь вытащить карту Дарвина.

* Вы, возможно, читаете этот раздел и думаете, что было бы неплохо развить эту идею и написать более широкий, более тщательный академический трактат по этому предмету, разъясняющий более широкий спектр эволюционных психологических законов и их производных.Я бы не стал возражать против и очень приветствовал бы такой проект, который возглавит вдохновленный студент или коллега-интеллектуал. Такой проект может стать отличной журнальной статьей и / или, возможно, магистерской диссертацией или диссертацией.

BBC Science | Человеческое тело и разум

Что такое психология?

  • Психология: наука о разуме
  • Как психологи изучают разум?
  • Поведение человека: исходные данные психологии
  • Психология и другие дисциплины
  • Отрасли психологии

Психология: наука о разуме

Психология — это наука о разуме.Человеческий разум — самая сложная машина на Земле. Это источник всех мыслей и поведения.

Как психологи изучают разум?

Но как мы можем изучать такую ​​сложную и загадочную вещь, как разум? Даже если бы мы раскололи череп добровольного добровольца и заглянули внутрь, мы бы увидели только тусклое серое вещество мозга. Мы не можем видеть, как кто-то думает. Мы также не можем наблюдать за их эмоциями, воспоминаниями, восприятием и сновидениями. Так как же психологи изучают ум?

На самом деле психологи применяют тот же подход, что и ученые в других областях.Физики-ядерщики, интересующиеся строением атомов, не могут наблюдать протоны, электроны и нейтроны напрямую. Вместо этого они предсказывают, как эти элементы должны себя вести, и проводят эксперименты, чтобы подтвердить или опровергнуть свои ожидания.

Человеческое поведение: необработанные данные психологии

Подобным образом психологи используют человеческое поведение как ключ к разгадке работы разума. Хотя мы не можем наблюдать ум напрямую, все, что мы делаем, думаем, чувствуем и говорим, определяется функционированием ума.Поэтому психологи принимают человеческое поведение как необработанные данные для проверки своих теорий о том, как работает разум.

С тех пор, как немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году, мы многое узнали о взаимосвязи между мозгом, разумом и поведением.

Психология и другие дисциплины

Психология находится на пересечении многих других дисциплин, включая биологию, медицину, лингвистику, философию, антропологию, социологию и искусственный интеллект (ИИ).

Например, нейропсихология связана с биологией, поскольку цель состоит в том, чтобы нанести на карту различные области мозга и объяснить, как каждая из них поддерживает различные функции мозга, такие как память или язык. Другие отрасли психологии более тесно связаны с медициной. Психологи здоровья помогают людям справляться с болезнями и болью. Точно так же клинические психологи помогают облегчить страдания, вызванные психическими расстройствами.

Разделы психологии

Любая попытка объяснить, почему люди думают и ведут себя именно так, неизбежно будет связана с той или иной отраслью психологии.Различные дисциплины психологии чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

  • Клиническая психология
  • Когнитивная психология: память
  • Когнитивная психология: интеллект
  • Психология развития
  • Эволюционная психология
  • Судебная психология
  • Психология здоровья
  • Нейропсихология
  • Психология труда
Социальная психология

0 Вы можете узнать больше об этих дисциплинах, выбрав из списка ссылок в правой части страницы.

Что объединяет все эти разные подходы к психологии, так это желание объяснить поведение людей на основе работы их разума. И в каждой области психологи применяют научную методологию. Они формулируют теории, проверяют гипотезы посредством наблюдений и экспериментов и анализируют результаты с помощью статистических методов, которые помогают им определить важные результаты.


Психология и социальные услуги | Общественный колледж Квинсигамонда (QCC)

Сферы социальных услуг и психологии заинтересованы в том, чтобы помочь людям справиться с жизненными проблемами.Однако существует ряд важных различий между этими двумя областями и в образовании, которое обычно требуется для работы в каждой из них.

Психология — это наука, направленная на развитие глубокого понимания человеческого разума и поведения. Это означает, что психология делает упор на проведении исследований и разработке теорий, которые расширяют наши знания о человеческом поведении.

  • Акцент на научном мышлении и понимании научного метода.
  • Обычно от студентов требуется изучение очень широкого диапазона человеческого поведения, выходящего далеко за рамки вопросов психического здоровья и консультирования.
  • Обычно нацелены не только на подготовку студентов к работе в сфере оказания помощи.

Студенты программ бакалавриата по психологии хорошо подготовлены к поступлению в аспирантуру по психологии, где они могут получить более конкретную подготовку в одной из вспомогательных областей психологии. таких как клиническая, консультативная или школьная психология, или в одной из многих других областей, таких как психология развития, социальная, производственно-организационная, когнитивная или биологическая психология.

Бакалавриат по психологии может подготовить студентов не только к практической карьере по оказанию помощи другим, но и к карьере в области психологических исследований, психологического тестирования или работы в академических кругах. Для тех, кто намеревается продолжить обучение на 4-летнем курсе бакалавриата и магистратуры по психологии, обычно наиболее полезны целенаправленные курсы по психологии и психологической теории.

Социальные услуги — это прикладная область, направленная на удовлетворение человеческих потребностей путем непосредственного предотвращения и решения проблем, с которыми люди сталкиваются. В качестве прикладной области социальные услуги уделяют меньше внимания исследованиям и теории, чем психология.

В обоих направлениях работают профессионалы, которые предоставляют индивидуальные и групповые консультации. Однако в сфере социальных услуг делается дополнительный упор на развитие и поддержание систем социальных услуг, которые обеспечивают удовлетворение основных потребностей, таких как еда и жилье, а также на предоставлении рекомендаций о том, как люди могут получить доступ к таким услугам.

  • Как правило, делают упор на развитии навыков и компетенций, полезных при оказании помощи и работе в рамках систем социального обслуживания
  • Обычно от студентов требуется выполнение значительных курсовых работ, которые непосредственно подготовят их к тому, чтобы помочь людям удовлетворить их потребности
  • Как правило, уделяют меньше внимания по курсовой работе, разработанной для обеспечения всестороннего понимания человеческого разума
  • Обычно ориентированы на подготовку студентов к работе по вспомогательным профессиям

Как правило, степень в сфере социальных услуг составляет , а не , как правило, идеальная подготовка к продвинутому уровню изучать психологию и может привести к тому, что студентам потребуется пройти дополнительные курсы. Он предназначен в основном для непосредственной подготовки к работе в сфере социальных услуг, и не обязательно в качестве основы для дальнейшей академической курсовой работы по психологии или социальной работе.

Если все еще остаются вопросы о том, какая карьерная цель и степень получения степени могут быть наиболее подходящими для вас, мы приглашаем вас связаться с нами в отделе психологии или с нашими коллегами из отдела социальных служб, и мы будем рады встретиться с и поговорите о том, как QCC может помочь вам в достижении ваших целей.

Психология здоровья человека B.S. 2018

Экспериментальная психология использует научные инструменты и концепции: знание формальных систем, таких как логика или исчисление, теория вероятностей, информатика, химия, биология, физика и статистика. Соответственно, студенты старших классов (UD) должны иметь достаточный опыт в этих темах.

Курсы для младших классов (LD) должны быть завершены к концу второго года обучения. Эти требования гарантируют адекватную подготовку по темам курсов психологии для старших классов (UD).

3 курса естествознания (выберите три из следующих)

  • BILD 1, 2, 3, 10, 12 **, 20, 26 (BILD 22 НЕ принимается)
  • CHEM 4 *, 6A, 6B, 6C, 11 *, 12, 13
  • КОГС 17 **
  • PHYS 1A, 1B, 1C, 2A, 2B, 2C, 10, 11
  • PSYC 2 **

* Только один из CHEM 4 или 11 может быть взят в зачет.
** Только один из BILD 12, COGS 17 или PSYC 2 может быть засчитан для выполнения этого требования.

3 курса формальных навыков

  • PSYC 70 *
  • MATH 10A или 20A
  • MATH 10B или 20B

* Департамент психологии примет COGS 14A в качестве исключения вместо PSYC 70. Отправьте сообщение Виртуального консультационного центра (VAC), чтобы применить это исключение к аудиту степени.

1 Курс компьютерного программирования (выберите один из следующих)

  • CSE 5A, 7 *, 8A, 8B, 11, 12 (CSE 3 НЕ принимается)
  • КОГС 18 *
  • CSS 1 **
  • ECE 15 *
  • МАЭ 5, 8 *

* Студенты, которые планируют продолжить исследовательскую карьеру в области психологии или смежных областях, сочтут эти курсы или CSS 1 решающими для их успеха. PSYC 71, 81, 114, 115A, 115B, 116, 117, 118, 121, 140, 193L, 194ABC *

  • Независимое исследование: ** PSYC 99 или 199
  • * Успешное завершение PSYC 194ABC полностью удовлетворяет требованиям исследования.Студенты, которые используют хотя бы один из курсов исследовательской лаборатории из списка выше , , не должны сдавать бакалавриат. Исследовательская статья в Консультационную службу по психологии.

    ** Студенты, которые удовлетворяют свои исследовательские требования, используя 8 единиц PSYC 99 или PSYC 199, должны подать B.S. Исследовательская статья в Консультационную службу по психологии, чтобы полностью удовлетворить их степень бакалавра наук. основные требования. Вы можете узнать больше о B.S. Руководства по исследованиям на нашем веб-сайте.

    B.S. Раздел «Исследовательский документ» о вашем дипломе об аудите : должен быть вручную очищен консультантом по психологии; поэтому, даже если вы не обязаны писать B.S. Исследовательская работа, этот раздел не будет отмечен как завершенный до тех пор, пока один из консультантов не рассмотрит и не утвердит вашу заявку на получение степени и диплома (DDA).

    3 основных специализированных курса PSYC

    1 дополнительный базовый курс PSYC (выберите один из следующих)

    3 Специализированные курсы (выберите три из следующих)

    • PSYC 123, 124, 130, 132, 133, 134, 154, 155, 168, 169, 171, 172, 179, 181, 184, 188, 191

    5 курсов по выбору PSYC (выберите пять из следующих)

    * Студентам разрешается использовать один PSYC 195 и / или один AIP 197 для выполнения требований по выбору PSYC для старших классов (UD).Отправьте сообщение Виртуального консультационного центра (VAC), чтобы применить это исключение к вашему аудиту степени.

    В эту книгу входят: Психология манипуляции, ментальные модели, инструменты ментальных моделей, как анализировать людей, навыки эмпата и нарциссическое насилие: Дарк, Брэндон: 978167

    09: Amazon.com: Книги

    Хотели бы вы использовать чей-то умственный процесс для ваше преимущество и контролировать то, как они думают и чувствуют? Тогда продолжайте читать!

    В жизни люди могут реагировать непредсказуемо.Неспособность сказать, что думает кто-то другой, может поставить вас в невыгодное положение при попытке достичь своих целей. Прихоти, мысли, мотивы и поведение других могут полностью свести на нет усилия, которые вы прилагаете для достижения своих целей, изменения обстоятельств и улучшения своей жизни. Когда вы находитесь во власти непредсказуемого поведения и темперамента окружающих, ваше будущее зависит от случая.

    Темы, обсуждаемые в этих книгах, обсуждались среди профессионалов в этой области и использовались не только для изменения обстоятельств и достижения желаемого результата, но и для того, чтобы дать им возможность изменить мнение окружающих.Влияние на других и понимание того влияния, которое другие оказывают на вас, могут существенно повлиять на вашу способность успешно взаимодействовать с людьми и влиять на них.

    Этот комплект книг включает шесть революционных названий:

    • Психология манипуляции: как манипулировать людьми и влиять на них, используя навыки эмпата. Полное руководство для новичков, чтобы изучить лучшие методы убеждения и избежать манипуляций во взаимоотношениях
    • Ментальные модели: Полное руководство по изучению основ ментального тренинга и повышению концентрации внимания и самодисциплины
    • Ментальные модели Инструменты: отличные методы для Улучшите свои навыки мышления и добейтесь высочайшего результата.Советы и уловки для улучшения вашего критического мышления, решения проблем и принятия решений
    • Как анализировать людей: полное руководство по управлению разумом и языку тела. Узнайте, как читать и влиять на людей с первого взгляда, используя методы психологии и манипуляции.
    • Навыки эмпата: руководство по выживанию для начинающих, чтобы понять сочувствие и обрести уверенность в себе. Лучшие методы развития вашего эмоционального интеллекта, преодоления страхов и управления эмоциями
    • Нарциссическое насилие: как понять синдром нарциссического насилия и избавиться от эмоционального насилия.Как избежать нарциссизма в отношениях и справиться с нарциссизмом в семье

    Информация в этих книгах может помочь вам:

    • Понять, что думают другие люди
    • Проанализировать черты личности человека, чтобы предсказать их поведение
    • Преодолеть эффект эмоционального и нарциссического насилия
    • Превзойти свои ожидания в отношении своих жизненных целей
    • Заставить других делать то, что вы от них хотите
    • Знайте, когда кто-то пытается манипулировать вами

    Все это и многое другое!

    Вам больше не нужно довольствоваться тем, что происходит с вами в жизни, и вам больше не нужно позволять людям манипулировать вами на каждом шагу.Возьмите под контроль свой разум, свою жизнь, свои ситуации и умы людей, окружающих вас в жизни. Чтение этих книг изменит ход вашей жизни и позволит вам извлечь максимальную пользу из людей и ситуаций, которые окружают вас в жизни. В вас есть способность достигать в жизни удивительных вещей; перестаньте позволять чрезмерным размышлениям и капризам других людей удерживать вас от этих достижений!

    Прокрутите вверх и нажмите «Купить сейчас», чтобы взять под контроль свою жизнь и достичь своих целей!

    Лучшие курсы, тренинги и другие ресурсы

    Если вы заинтересованы в изучении человеческой психологии, вы находитесь в хорошей компании.Специальность по психологии остается одним из самых популярных способов получения степени бакалавра в Соединенных Штатах, и каждый год издатели выпускают тысячи новых изданий по психологии и смежным предметам как для академической, так и для неспециализированной аудитории.

    Найдите свой учебный лагерь