Отличия секты от других типов религиозных организаций
31 декабря 2004 г., 21:00
В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).
Основные особенности
Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.
В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.
Существует постановление суда ([http://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm]), гласящего, что «…слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством».
Таким образом, предствители христианской общины в буддистском государстве являются сектантами, и наоборот, в православном государстве сектантами будут считаться мусульмане.
Отсутствие четких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.
Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII—XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.
Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси» (в других переводах — секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.
То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).
Отношение секты и исходной религиозной организации
Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:
- Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии — например, старообрядцы.
- Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
- Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией — например, бахаисты.
- Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.
- Общество
- Религия
- Личность, общество
Комментарии (2):
Гость, 29 ноября 2014 г., 17:10
Где ответ?
Гость, 17 марта 2019 г., 09:08
Религии через веру формируют культуру мышления и деятельности. Секты навязывают свои представления, как освящённые Богом. Сколько сект, столько и мнений, как правило агрессивных, Чаще всего свои мнения направляют против религий и утверждаемого ими гуманизма. Пантеизм буддизма есть и в христианстве — богоподобие, духовные миры, Ад. Человек есть сначала духовное, потом социальное и телесное. Духовное формирует Целое, которое определяют содержание частей. Целое, как культура мышления, определяет законы развития цивилизации (социальное и телесное), в которых на основе его законов утверждается гуманизм и человеколюбие, как основы сотрудничества между людьми и обществами. В исламе Бог, как Целое персонифицирован, поэтому и строго следит за своими верующими, как Всевышний, наделённый способностями человека, отмечая достойное и недостойное. Ислам, как религия, формирует культуру мышления от целого к частям через персону Аллаха у различных национальностей, организуя сотрудничество и уважение к другими религиям. В христианстве Бог представлен в виде Святой Троицы, которая Животворяща и создаёт мир. Поэтому и человек в христианстве богоподобен, творческий, созидающий мир в единстве пространства-времени, мир цветовой, человеческую цивилизацию в виде Ноосферы в своём индивидуальном и общественном сознании. Все три религии объясняют эти законы, как глубинные смыслы своей веры, в основном одинаково. В основах веры они утверждают гуманизм в развитии цивилизации и человеколюбие в отношениях как приоритетные духовные ценности (Николай Гаша). В отличии от трёх мировых религий иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. То есть, мышление формируется от частей к Целому. У евреев есть вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратится.
Материалы по теме:
31 дек. 2004 г.
Секта
Секта — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления. В обыденном словоупотреблении секта — вредная замкнутость какой-либо группы, а сектанты — участники замкнутой группировки с опасными тенденциями. Термины Тоталитарные и деструктивные секты введены в обиход православным деятелем А. Л. Дворкиным предположительно в 1993 году и нашли употребление практически исключительно в публицистке и работах самого А. Л. Дворкина и нескольких его последователей. Академических определений для этих понятий не существует, что позволяет пользоваться ими произвольно, чаще судя об организации на основании тех или иных косвенных признаков.
0Подробнее
Как отличить религию от культа?
А. М. Рассказов
В XX-ом веке люди столкнулись с тоталитарными режимами, целые страны и множество людей подверглись порабощению тоталитаризма. Советский Союз, фашистская Италия, нацизм в Германии – это примеры тоталитарных режимов безраздельно властвовавших над людьми. Никто ныне не будет оспаривать, как нарушались права и свободы граждан этих государств, но, несмотря на это, граждане этих государств считали, что действовали свободно и правильно.
XX-ый век породил также и тоталитарные культы, пленниками которых стало огромное количество современных людей. Что же такое культ и в чем его отличие от религии?
Для начала нужно определится в формулировках. Под религией, согласно философу С. Н. Трубецкому, понимается любое «организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам» 1. Итак, религия согласно этому определению не только вера в высшие силы, под которыми могут подразумеваться разные понятия «Бог», «Судьба», «Карма», и которые оказывают влияние на жизнь людей, но и стремление человека разными способами войти в контакт с высшими силами.
Что же такое культ? В чем его отличие от религии? В этой статье я стараюсь избегать обычного для русского языка слово «секта» по следующим причинам:
Во-первых, в годы советской власти, любое религиозное движение было запрещено, все религиозные общины находились в подпольном состоянии. Все встречи, собрания проходили в закрытых помещениях, и они не декларировались перед непосвященными. Также собирались когда-то во времена гонений ранние христиане. В виду этого под сектою, в советский период, понималось что-то таинственное, закрытое от непосвященных собрание лиц и т.п. В нашу эпоху свободы вероисповедания гонения на религиозные сообщества прекращены, а потому многие секты, открыто проповедующие на улицах и призывающие на свои собрания людей, часто говорят: «Мы не секта, а всемирная организация… Мы открыты для всех…» и т.д. и т.п..
Во-вторых, за словом «секта» укрепилось негативное восприятие у большинства людей. Часто обычный человек, услышав слово «секта», начинает морщиться и связывает с этим определением негативные ассоциации. Хотя слово секта не несет в себе никакой отрицательной окраски, оно лишь указывает собой на группу лиц не согласных с мнением доминирующей Церкви, религии.
Скажем, где-нибудь, где Православная Церковь не является традиционной религией, она будет сектой в обычном понимании этого слова. Священник Олег Стеняев, рассказывая о своей миссионерской поездке в Индию, сказал, что он чувствовал себя как сектант, потому что Православие не традиционно для Индии.Поэтому чтобы ни кого не обидеть, я сознательно избегаю слова «секта» и вместо него использую английское слово «cult» – культ, для того чтобы можно было отделить обычное религиозное образование от культа. Что же определяет культ? Согласно, американскому психологу Стивену Хассену, около 25-ти лет занимающемуся проблематикой культов, различие состоит в следующем: культы «прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы» 2. От себя добавлю, под «лидером группы» может пониматься не только конкретный человек, но и группа людей, или организация.
Основной критерий, по которому мы можем отличить религию от культа, заключается в следующем, если группа пытается навязать вам тотальный контроль в отношении своего учения; если учение группы нельзя рассматривать критически, а остается лишь принять его таким, как оно есть; и если организация настаивает на исключительности своих лидеров, преподносит их как явно завышенных авторитетов, с мнением которых нельзя не согласиться, то перед вами самый настоящий культ.
Любой культ старается навязать человеку мнение о том, что свободное, независимое мышление (данное человеку Богом) – происки сатаны. В виду этого нужно прислушиваться к тому, что говорит лидер (старейшина, организация, пророк, гуру и т.д. и т.п.) для того, чтобы спастись.
В отличие от этого религия, хотя и преподносит своих высших представителей, как духовных авторитетов, она не настаивает на том, чтобы их решения нельзя было оспорить, или обязывает к тому, чтобы признать их абсолютный авторитет. Часто можно встретить католиков, критикующих действия папы, православных не согласных с решениями епископа или патриарха, да и истинный собор в отличии от лжесоборов всегда отличался тем, принимал ли его решения народ или нет.
В отличии от этого трудно представить себе, какого-нибудь старейшину от «Свидетелей Иеговы», который критиковал бы решения опубликованные на страницах «Сторожевой Башни»3, члена «Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства» не согласного в чем-то с Сан Мен Муном, или представителя «Московской Церкви Христа», критикующего действия Кипа Маккина основателя «Бостонского движения».
Чуть выше было упомянуто о контроле сознания, что это такое и в чем это проявляется? Сознание человека достаточно хрупкая вещь и как показывают опыты современной Социальной психологии, не так уж и много нужно, чтобы направить мышление человека в нужном русле. Контроль сознания 4 включает в себя следующие пункты:
- Контроль информации.
- Контроль времени.
- Контроль поведения.
- Контроль эмоций (чувств).
Разберем основные проявления этих пунктов более подробно 5.
а. Каким образом дается информация о вероучении? Предоставляется ли информация полностью? Есть ли что-то, что непосвященным нельзя читать, знать? Участвовать в каких-либо церемониях? Варьируется ли информация в зависимости от уровня посвященности?
б. Считается ли весь мир, не входящий в эту конфессию, «миром сатаны»? Делит ли данная организация мир на черное и белое, черное — это все, не относящиеся к ней?
в. Как относятся к ушедшим из организации людям? Считается ли, что все люди, ушедшие из организации, это неудачники, грешники? Можно ли иметь что-то общее с этими людьми, можно ли с ними общаться и при этом быть верными членами собрания? Согласны ли представители этого религиозного движения, познакомить Вас с кем-либо ушедшим в другую религию, для того чтобы узнать, почему он так поступил?
г. Какое отношение к религиозной литературе, изданной не этой религиозной организацией? Можно ли ее читать и черпать для своего кругозора что-нибудь? Ограничивается ли круг подобной литературы только литературой энциклопедического характера? Какое отношение к полемической литературе, написанной оппонентами данной организации? Сводит ли данная организация доступ СМИ к минимуму или учит относится к ним с недоверием?
д. Применяет ли данная организация доносительство за другими членами собрания? Как правило, в культах это делается под видом чистоты собрания. Членам поясняют, что Бог приемлет только чистое собрание, а грешники, сюда входят все те, кто не следует директивам руководства культа, оскверняют собрание. Применяется ли практика слежки за другими членами собрания (обычно делается это следующим образом проповедники ходят парами для того, чтобы можно было следить друг за другом и контролировать друг друга)? Загружает ли организация человека культовыми практиками настолько, что у человека не остается времени, для исследований другой литературы, общения с верующими из другого вероисповедания? Достигается это разным способом: большое количество культовой литературы, частые встречи, собрания культистов (как богослужебные, так и совместное времяпрепровождение), большая часть времени для проповеди, сбора пожертвований, для молитвы, медитаций и многое другое.
е. Инкриминируется ли чрезмерное чувство вины, посредством создания недостижимого идеала богоугодного человека? То есть, как бы человек не стремился к этому идеалу, он все равно не достигнет его. Используется ли также чрезмерное чувство страха? Боязнь мыслить независимо, принимать свои собственные решения? Боязнь «внешнего мира»? Боязнь потерять спасение? 6
ж. Отбивается ли охота к индивидуальным решениям? Навязывается ли мысль, что лучше подчинение группе (организации), чем личное мнение?
Если большая часть ответов на эти вопросы положительная, то перед Вами типичный тоталитарный культ, пытающийся контролировать Ваши эмоции, чувства, получаемую информацию.
Для составления объективного представления о той, или другой религии, требуется ознакомление с оппозицией. Для меня знакомство с разными точками зрения лишь углубляет понимание своей религии. Для культистов наоборот характерным является как можно быстрее загнать Вас на свои встречи, собрания, поэтому чтение полемической литературы не будет одобрено (выражаться это может по-разному).
Если Вы прочитали эту статью и почувствовали сомнения или заметили, что в Вашей организации подобные вещи являются характерными, попробуйте узнать больше об этой организации со всех сторон (с критической в том числе). Не подавайтесь соблазну того, что в организации все отзывчивые и искренние люди, а, следовательно здесь не может быть обмана, история XX-го столетия показывает, что искренность не является критерием истинности. Большинство людей в культах – это люди, которые до своего знакомства с культом не были сознательно верующими людьми. Как правило, они не читали религиозную литературу, а потому не имели возможности проверить то, что преподнесли им культисты. Поэтому они искренне верят в правоту своей веры и своей искренностью подкупают других. Пусть слова апостола Павла будут для Вас призывом к исследованию и разрешению Ваших сомнений: «всё испытывайте; доброго держитесь» (1Фес. 5:21).
Примечания:
1. Трубецкой С.Н. Религия. // Энциклопедический словарь. Т. XXVI-а. Издание Ф.А. Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1899, с. 540.
2. Освобождение от психологического насилия. Стивен Хассен. «Олма-Пресс». М., 2001. Стр. 47.
3. Если же, конечно, ему это не позволил очередной номер «Сторожевой башни», в котором из-за все более сияющего света, вдруг оказалось, что старое учение, не совсем соответствует новым воззрениям Свидетелей.
4. Более подробно о контроле сознания смотрите книгу Стивена Хассена Освобождение от психологического насилия. Издательство «Олма-Пресс». М., 2001.
5. Хотелось бы отметить, что в принципе в контроле сознания нет изначально ничего плохого, как скальпель хирурга может спасти, а может и убить, так и контроль сознания, если он используется с согласия человека, то в нем нет ничего плохого. Например, им пользуются врачи для того, чтобы помочь избавиться от наркозависимости и курения, но в отличии от культов, в данной ситуации пациент знает об этом.
Также некоторые черты культизма могут встречаться и в обычной религии, иногда пасторы, священники, церковнослужители превышают свои полномочия и полностью начинают контролировать жизнь людей, некоторые делают это по неопытности, некоторые из-за самообольщенности. В этом случае отличить культ от обычной религиозной общины можно, сопоставив, применяется ли данная практика в других общинах той же религии, или это самоуправство отдельного человека.
6. Человек согласно Библии не может потерять свое спасение, только грех отделяет человека от Бога и следовательно от спасения, но если мы стремимся исправиться, то человеколюбие Божие сильнее любого греха. Христос взял все грехи мира, как совершенные до Него, так и те, что мы совершим в будущем. Главное не умереть не раскаявшись во грехе.
КУЛТОВ, СЕКТ И НОВЫХ РЕЛИГИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ В «РЕЛИГИИ, Т.Е. Я ОПРЕДЕЛЯЮ..»
Домашнюю страницу этого сайта можно найти по адресу: НУРЭЛВЕБ.
«Под религией я подразумеваю христианство, под Христианство я имею в виду протестантизм, под протестантизмом я подразумеваю Англиканской церкви, установленной законом».
Генри Филдинг, 18-й. романист века, в Том Джонс , книга 3, гл. 3.
Определение религии Филдинга забавно. Но, это не много помощь серьезному исследователю религии. Поэтому нам нужно решить, что мы подразумеваем под такими терминами, как «новая религиозная движения.»
Переосмысление церкви, секты и культа и т. д.
Родни Старк и Уильям Симс Бейнбридж, в ( Теория Религия (Нью-Йорк, Питер Лэнг, 1987) используют работу социолог Бентон Джонсон (1963) построить более надежный руководство по религиозным организациям. Они определяют церковь, секту и культ следующим образом:
1 Церковь – это традиционная религиозная организация.
2 Секта – девиантная религиозная организация с традиционным убеждения и практики.
3 Секта – девиантная религиозная организация с новым убеждения и практики.
(Старк и Бейнбридж 1987:124).
Эти определения точны и по большей части избегают оценочные суждения о ценности каждого движения. Они также позволяют для изменения с течением времени, чтобы то, что может быть новинкой сегодня, могло стать традицией завтра и условностью через сто лет время. Еще одним их преимуществом является то, что они четко различают религиозных от нерелигиозных организаций. Ведь не все есть «религиозное» явление.
По мнению Старка и Бейнбриджа, религия должна основываться на некоторые «сверхъестественные предположения», чтобы отличить его от светская мысль. По их мнению, религии включают:
«системы общих компенсаторов на основе сверхъестественных предположения» (1987:39).
Под компенсаторами понимают все, что люди считают вознаграждением. очевидны они или нет (1987:36)
Наконец, нужно отметить те группы, которые Старк и Бейнбридж идентифицирует себя как секту, а культы также можно рассматривать как движения возрождения (1987: 188).
Движения за возрождение пытаются возродить религиозную традиции через практические инновации и новые выражения традиционное благочестие. Однако они не стремятся принципиально изменить традицию или внедрить радикально новые верования. Следовательно, движения ревитализации не производят новых религий, они скорее подтверждают старые традиции.
Что такое новые религиозные движения?
Несмотря на удивительно лаконичный смысл того, что Старк и Бейнбриджа, слово «культ» остается эмоционально нагруженным термин, обремененный негативными образами. По этой причине многие писатели приняли условное обозначение современных групп, идентифицированы как культы или секты, новые религиозные движения (НРД), или новые религии.
К сожалению, переопределение культов как новых религий также может запутать вопрос. Например, с точки зрения Старка и Бейнбриджа. культы вырастают из устоявшихся традиций, в которых они остаются прикрепил. В этом смысле они могут быть новыми религиозными движениями, но не новые религии. С другой стороны, новые религии порывают с существующие традиции создавать что-то, чего раньше не было существует.
Таким образом, в первом приближении мы могли бы определить новые религиозные движения как культы и секты, которые, хотя и имели непосредственное отношение к современность вырастает из существующих традиций, которые очень важные источники их верований и обычаев.
С другой стороны, новые религии — это те группы, которые отвергают любая привязанность к четко определенным текущим традициям. В этом смысле, новые религии выражают «любовь к новому» и отказ от традиции как авторитетного ориентира для современного убеждения и практики.
Современность — это больше, чем распространение индустриализации, которая еще предстоит повлиять на некоторые общества. Скорее, это изменение принесло об осведомленности о промышленных товарах, науке и технологии. Современность подразумевает различие между тем, что новое в отличие от того, что древнее или то, что инновационный в отличие от традиционного. Это обычно явное и сознательное обязательство быть «современный» в интеллектуальном, культурном и религиозном дела .
Как определяется Религия ?
В Кратком словаре религии (Downers Grove, InterVarsity Press, 1993:186-187) Ирвинг Хексхэм писал:
В каждом из них существуют сотни различных определений религии. отражающие либо научную, либо догматическую предвзятость в зависимости от крайняя мера на предпосылках лица, делающего определение. Религия явно содержит интеллектуальное, ритуальное, социальные и этические элементы, связанные между собой явным или скрытая вера в реальность невидимого мира, будь то вера может быть выражена в сверхнатуралистических или идеалистических терминах. А количество наиболее распространенных определений:
Бергер , Питер — «человеческое предприятие, посредством которого установлен священный космос.»
Дюркгейм Эмиль — «единая система верований и практики, связанные со священными вещами».
Фрейзер , Джеймс — «умилостивление или примирение силы, высшие над человеком, которые, как считается, направляют или контролируют течение природы и жизни человека».
Гегель , Джордж — «знание, которым обладает конечный разум по своей природе как абсолютный разум».0003
Джеймс , Уильям — «вера в то, что невидимый порядок, и что наше высшее благо заключается в гармоничном приспосабливаемся к этому.»
Кант , Иммануил — «признание всех наших обязанности как божественные повеления».
Маркс , Карл — «сознательный и самочувствующий человека, который либо не нашел себя, либо уже потерял снова себя… общую теорию мира… ее логику в народная форма… ее моральная санкция, ее торжественное завершение, ее универсальное основание для утешения и оправдания. Это фантастическое осознание человеческой сущности…»
Schleiermacher , Фредерик — «чувство к бесконечность» и «чувство абсолютной зависимости».
Старк , Родни — «любой социально организованный паттерн верования и практики, касающиеся конечного значения, которое предполагает существование сверхъестественного.»
Уайтхед , Альфред Норт — «какой человек делает со своим одиночеством».
Вебер , Макс — «говорить что это это , нельзя возможно… суть религии нас даже не касается, так как мы ставим перед собой задачу изучить условия и последствия особый тип социального поведения».
Наиболее полезным я считаю:
Смарт , Ниниан — «набор узаконенных ритуалы, отождествляемые с традицией и выражающие и/или вызывающие сакральные чувства, направленные на божественный или надбожественный фокус, наблюдаемый в контексте феноменологической среды человека и в хотя бы частично описывается мифами или мифами и учения» 9.0003
В чем разница между сектой и религией?
сек | религия |
Секта также относится к религии .В терминах context|obsolete|lang=en разница между сектой и религией
заключается в том, что секта является (устаревшей) вырезкой; потомок, в то время как религия есть (устаревшая) верность данному принципу; добросовестность.
Как существительные разница между
sect и религия заключается в том, что секта является ответвлением более крупной религии; группа, разделяющая определенные (часто неортодоксальные) политические и/или религиозные убеждения, в то время как религия — это вера и поклонение сверхъестественной контролирующей силе, особенно личному богу или богам.
Другие сравнения: в чем разница?
Религия против сект
Сектантство против религии
АнглийскийСуществительное( en существительное )
См. также* культВнешние ссылки* * *Анаграммы* ( л ) —- | Английский( википедия религия )Существительное( en существительное )
Замечания по использованиюВообще говоря, некоторые группы, которые не признают существование одного или нескольких божеств, таких как буддизм, по-прежнему религиозны, хотя некоторые люди предпочитают определение религии без нетеистических групп в рамках определения. Другие выступают за более широкое определение религии, которое признает, что у каждого есть свой набор религиозных верований.Синонимы* вера * мифологияГипонимы* См. |