Центр развития семейных форм воспитания
Многие замещающие семьи, взявшие детей на воспитание, не имеют необходимого педагогического опыта, и часто волнуются, как приемный ребенок адаптируется в новой семье, какие отношения сложатся между кровными и приемными чадами, не знают, как выстроить общение и что делать, если проблемы все-таки возникли? Многие «новоиспеченные» родители склонны в возникших трудностях винить детей, но практика показывает, что чаще проблемы носят родительский характер. Это происходит в случае, если родители центрируются на себе, а не на проблемах ребенка. Сегодня мы с вами научимся отличать свои проблемы от проблем ребенка и оказывать ему помощь в их решении.
СлУшать и слЫшать
Часто в повседневной жизни, общаясь с родными, близкими, коллегами, мы сталкиваемся с ситуацией, когда нас вроде бы слушают, но явно не слышат. Кого-то это больно ударяет по самолюбию, а кого-то уязвляет и даже травмирует. Совладать с собой в таких случаях не всегда просто даже взрослым. Но гораздо сложнее от того, что их не слышат, детям. Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним грубо и несправедливо обошлись, когда он очень устал, ему хочется, чтобы близкие взрослые его поняли, услышали, дали понять, что знают о его переживании. Для этого лучше всего проговорить, назвать «по имени» его чувство или состояние, а если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Что значит, не просто выслушать, а выслушать активно? Попробуем разобраться в этом, поняв разницу в понятиях.
«Слышать» и «слушать» – не одно и то же. В словарях эти глаголы трактуются следующим образом: «слышать» – «различать, воспринимать что-нибудь слухом», а «слушать» – «направлять слух на что-то».
Следовательно, если мы слушаем, то делаем это осознанно. А в процессе активного слушания мы в идеале должны еще и «возвращать» собеседнику в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство. Такое слушание создает отношения «теплоты», способность поставить себя на место говорящего, облегчает понимание проблем ребенка, что в свою очередь способствует появлению у детей желания прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.
Но для того, чтобы начать активно слушать, необходимо пригласить ребенка поделится своими чувствами, идеями, суждениями. Чтобы сделать это правильно, следует прежде ознакомиться со специальными приемами «открытых дверей», к которым относятся высказывания: я вижу; мне интересна твоя точка зрения; расскажи мне об этом; давай обсудим это.
Правила активного слушания
Если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваши положение и поза по отношению к нему – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
Если вы беседуете с огорченным или расстроенным ребенком, не задавайте ему вопросы. Фраза, оформленная как вопрос, не вызывает сочувствия. Например, на реплику ребенка: «Не буду больше водиться с Петей!», лучше отреагировать фразой: «Ты на него сильно обиделся». Эта фраза более удачна, чем, к примеру, вопросы: «А что случилось?» или «Ты что на него обиделся?». Утвердительное предложение покажет, что родитель настроился на эмоциональную волну сына, что он слышит и понимает его огорчение.
На первый взгляд кажется, что разница между утвердительными и вопросительными предложениями очень незначительная, однако, практика показывает, реакция на них может быть очень разной.
Кроме умения правильно подобрать слова и интонацию, в такой беседе важно уметь выдержать паузу. После каждой реплики лучше помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и убедиться в том, что вы – рядом.
Помолчать можно и после ответа ребенка – он может что-то добавить. Особенно важно сохранить молчание в момент, когда глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону или в даль, – именно в это время в нем происходит важная внутренняя работа, осмысление ситуации и отношения к ней. Не мешайте ему.
Понимание в пять приемов
Существуют следующие приемы активного слушания:
Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, с выделением наиболее важного.
Ключевые слова: «Ты говоришь…», «Как я понимаю…», «Ты считаешь…».
Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в чувствах и мыслях. Конечно, при этом не стоит становиться «родителем-попугаем». Повторение должно носить эмоциональный характер, использоваться тогда, когда это необходимо.
Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, – это признак сформированности навыков активного слушания.
Уточнение может быть:
– направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо.
Ключевые слова: «Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?».
– относящимся ко всему высказыванию другого человека.
Ключевые слова: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»).
Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.
Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. Ключевые слова: «Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным».
Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но только в том случае, если рассказывающий не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.
Проговаривание подтекста — проговаривание и дальнейшее развитие мыслей собеседника. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?», подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти гулять».
Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание. Например, ответ: «Ты мог бы быть и поскромнее», – может заблокировать желание ребенка общаться далее.
Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах.
Ключевые слова: «Итак, мы договорились с тобой, что…», «Твоими основными идеями являются…». Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.
Умение слушать приносит «плоды»
Беседа по способу активного слушания непривычна для нашей культуры, поэтому вести ее по началу многие не хотят. Но если вы попробуете сделать это, и увидите, какие результаты он дает, то быстро проникнетесь к активному слушанию симпатией. В результате активного слушания ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе с каждым разом все больше. Зачастую, при помощи этого метода, в одной беседе может неожиданно для вас размотаться целый клубок проблем и огорчений.
Если вы сомневаетесь в том, что сможете самостоятельно овладеть искусством понимания, обратитесь к специалисту. На базе краевого государственного бюджетного учреждения «Центр развития семейных форм воспитания» Вы можете получить бесплатную консультацию семейного психолога по вопросам развития и воспитания детей, а также воспользоваться методическими разработками Центра, которые помогут вам проще и быстрее найти общий язык с ребенком и другими членами вашей семьи.
Ольга АБРОСИМОВА, директор КГБУ «Центр развития семейных форм воспитания», «Ваша газета», № 15 от 25 марта
Поделиться с друзьями
Слушать и слышать — Блог Ассоциации Репетиторов
Умение слушать — важный навык, позволяющий повысить обучаемость и личную эффективность. Сегодня об этой способности много говорится, но не все до конца понимают, что именно она из себя представляет? В статье мы поговорим о том, что такое интенсивное слушание, для чего именно оно полезно и как его развить.
Что такое интенсивное слушание и для чего оно нужно
Интенсивное слушание – это способность быстро воспринимать и обрабатывать любую аудиальную (воспринимаемую на слух) информацию без потери ее смысла. На первый взгляд может показаться, что это просто умение хорошо сконцентрировать внимание на предмете разговора, но это не совсем так. Интенсивное слушание предполагает не просто погружение в воспринимаемую на слух информацию, но и полный ее анализ, включение мыслительных процессов, задействующих как новые данные, так и уже имеющиеся знания.
Интенсивное слушание помогает развитию внимания и мышления, облегчает для школьников понимание учебного материала. Также этот навык помогает:
- Быстро вычленять главное из потока речи. Процессы мышления при интенсивном слушании запускаются автоматически, что позволяет моментально улавливать главную мысль и отбрасывать ненужные сведения и пустые слова – «воду».
- Хорошо понимать и усваивать материал. Ученик быстрее включается в работу, активизирует уже накопленные знания и опыт, благодаря чему обработка новой информации происходит в разы быстрее.
- Легко улавливать и принимать новые идеи. Активизация мыслительных процессов и быстрое усвоение материала позволяют лучше сосредоточиться на новом и необычном, запустить творческие процессы мышления.
- Оперативно всесторонне анализировать услышанное. Информация воспринимается в полном объеме, во всей полноте деталей. Это дает возможность рассмотреть ее с разных сторон, выполнить полную обработку.
- Мгновенно просчитывать возможные варианты действий и их последствия. Особенно полезно это при решении задач, моделировании ситуаций или в общении. Быстрое понимание смысла речи позволяет мгновенно переключаться с обработки услышанного к дальнейшему анализу.
Упражнения
Источник фото
Развить навык интенсивного слушания можно у ученика любого возраста. Представленные ниже упражнения следуют по нарастанию сложности и позволяют осваивать умение с самых азов. Если ребенок легко справляется с какими-то первоначальными упражнениями, то можно сразу переходить к дальнейшим заданиям.
ВАЖНО! Упражнения должны выполнять на слух, в устной форме. Только в некоторых из них может потребоваться записать что-то – это будет указано в конкретном задании.
Звуки и образы
Каждый звук и их сочетания рождают в человеке определенные ощущения и ассоциации. Например, слово «дуб» позволяет представить что-то твердое, мощное и сильное. Ученику предлагается ряд понятий, которые он должен охарактеризовать определенным прилагательным на основе своих ощущений.
Список прилагательных для характеристики: сильный, жестокий, жесткий, мягкий, нежный, грубый, сильный, прочный, большой, маленький, мощный, слабый, спокойный.
Примерный список характеризуемых слов: баобаб, буйвол, озеро, лилия, иволга, цапля, береза, лисица, пустыня, мороз, океан и т.д.
Вместо слов можно использовать отрывки из стихотворений и произведений, в которых присутствует описание какого-то объекта или явления (леса, шторма, метели и пр.
).Представление различных звуков
Упражнение тренирует навык осознания и обработки звуков и слов. Ребенку предлагается представить:
- Лай собаки
- Стук колес поездка
- Гудок парохода
- Шорох листьев
- Завывание ветра
- Звонок домашнего (мобильного) телефона
- Шум водопада и т.д.
Голоса и действия
В зависимости от возраста ученику включается видеозапись мультика или художественного фильма. ВАЖНО! Данное произведение не должно быть знакомо ребенку. Задание: просмотри фильм в течение 8-10 минут, затем закрой глаза и только по голосам попробуй представить дальнейшее развитие сюжета. Затем открой глаза и проверь свою догадку. Представление может продолжаться в течение любого времени от 5-7 минут. При длительном выполнении задания (свыше 5-7 минут) необходимо несколько раз открывать/закрывать глаза.
Создание образов
Задание: прочитай отрывок текста и попробуй придумать к нему звуковые образы, которые позволят его запомнить. Количество образов может быть абсолютно различным.
Пример: Ранним утром я шел по лесу. Было так рано, что даже птицы только начинали свое пробуждение. Дорога предстояла долгая, а погода обещала быть замечательной. Поэтому и настроение у меня было чудесным, хотелось петь и веселиться.
Возможные образы для запоминания: Звук шагов. Тишина. Редкие птичьи голоса. Пение.
Придумай последствие
Школьнику дается короткое предложение-тезис, описывающее определенное происшествие, к которому необходимо придумать последствие. Предложения, так или иначе, должны быть связаны с какими-то звуками: шум листвы, издаваемые животными звуки, плач ребенка, гудок поезда и т.д. Например:
- Внезапно в темноте залаяла собака
- В комнате проснулся малыш
- На пол упали часы
- Под ногами треснул лед
- С дерева упало яблоко
Диалоги
Дело было в… Источник фото
Необходимо подобрать или придумать диалоги с усеченными репликами, т. е. с предложениями, не раскрывающими полную ситуацию общения (кто именно говорит, где это происходит и т.д.). Задание: предположить, при каких обстоятельствах может состояться такой диалог.
Задание на внимание
Во время выполнения упражнения ребенок должен быть занят чем-то, требующим внимания: игра в шашки, решение математических примеров и др. Спустя несколько минут после выполнения данной деятельности взрослый начинает зачитывать интересный текст. При этом важно заранее предупредить школьника, что ослаблять внимание при игре или решении не следует. После прочтения текста ученику предлагается завершить свою деятельность и сделать пересказ зачитываемого отрывка. Сначала требуется сделать это вкратце, обозначив только главную идею текста. Затем подробно, со всеми деталями, которые удалось запомнить. После пересказа ребенку дается текст для самостоятельного прочтения, делаются работы над ошибками при необходимости (исправляются неверно запомненные детали, корректируется главная идея и пр.
Затрудненное прослушивание текста
Включается музыка, а через пару минут начинает зачитываться текст. Ребенку дается задание полностью отвлечься от музыки и сосредоточиться на получаемой информации. По окончании зачитывания отключается музыка, а ученику предлагается сделать как можно более подробный пересказ.
Далее необходимо усложнить задание. Сначала сделать музыку более громкой, в следующий раз – включить песню или запись голосов.
Поиск главной мысли
Ученику зачитывается текст, из которого он должен вычленить главную мысль и озвучить ее. Если отрывок короткий, то ответ должен быть устным. Если длинный и разделен на смысловые блоки, то разрешается записывать главные мысли каждого блока.
ВАЖНО! Необходимо научить ребенка не просто определять главную мысль, но и делать это четко и по возможности кратко. Для этого перед выполнением задания школьнику дается установка выражать главную мысль одним предложением-тезисом.
Определи степень значимости
Школьнику зачитывается небольшой текст, состоящий всего из нескольких предложений (не более 6-7). Далее он должен сказать, насколько каждое из предложений отрывка важно для понимания его главной мысли. Выполнять задание можно по следующей схеме:
- Основная идея. Называется предложение, отражающее главную мысль, или наиболее приближенное к этому.
- Важное. Предложение важное для понимания смысла текста.
- Не очень важное. Предложение, играющее второстепенную роль в понимании смысла.
- Совсем не важное. Предложение, которое можно исключить из текста без потери его смысла.
Молчаливое описание
Как же он выглядит?.. Источник фото
Задание: вспомни и опиши про себя внешность какого-либо человека (родителя, учителя, брата, сестры, друга, актера и т.д.). Можно заранее предложить схему описания: рост, телосложение, цвет волос, овал лица, цвет и форма глаз, форма и размер носа, форма и размер губ и т. д.
Далее задание усложнятся: необходимо мысленно описать двух разных людей и выполнить их сравнение. Важно, чтобы при выполнении упражнения ученик не видел описываемых людей или их фотографии/портреты и выполнял задание строго про себя без использования речи или письма, рисования.
P.S. Все упражнения можно видоизменять, подгонять под определенный возраст ребенка. Однако важно, чтобы задания выполнялись регулярно и последовательно. К следующим упражнениям рекомендуется переходить только после полной отработки предыдущих.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова 18 сентября 2015
Разница между слухом и слушанием
Обзор
Вы когда-нибудь слышали, как кто-то говорит: «Вы можете слышать меня, но вы меня не слушаете»?
Если вам знакомо это выражение, есть большая вероятность, что вы знаете кое-что о разнице между слушанием и прослушиванием.
Хотя может показаться, что слушание и слушание служат одной и той же цели, разница между ними довольно значительна. Мы рассмотрим некоторые из ключевых отличий и поделимся советами о том, как улучшить свои навыки активного слушания.
Определение слуха больше связано с физиологическим актом слышания звуков, чем с пониманием и связью с человеком, который с вами разговаривает.
Merriam-Webster определяет слух как «процесс, функцию или способность восприятия звука; в частности: особое чувство, с помощью которого шумы и тона воспринимаются как раздражители».
Слушание, с другой стороны, означает «обращать внимание на звук; услышать что-то с вдумчивым вниманием; и принять во внимание».
Клинический психолог Кевин Гиллиленд, PsyD, говорит, что разница между ними — день и ночь.
«Слушать — это как собирать данные, — объясняет он.
Акт слушания довольно прост и прост. Слушание, с другой стороны, трехмерно. «Люди, которые преуспевают в работе, в браке или в дружбе, — это те, кто отточил свою способность слушать», — говорит Гиллиленд.
Когда дело доходит до определения слушания, мы можем разбить его еще на один шаг. В мире общения эксперты часто используют два термина: активное и пассивное слушание.
Активное слушание можно описать одним словом: любопытство. Институт мира США определяет активное слушание как «способ слушать другого человека и отвечать ему, который улучшает взаимопонимание».
Другими словами, это то, как вы хотите слушать, если хотите понять другого человека или ищете решение.
На противоположном конце спектра слушания находится пассивное слушание.
Пассивный слушатель, согласно Гиллиленду, — это слушатель, который не пытается участвовать в разговоре, особенно на работе или в школе. Это не лучший способ общаться с людьми. Вот почему Гиллиленд советует не использовать его с вашим супругом или детьми, поскольку они довольно быстро это заметят.
Теперь, когда вы знаете разницу между пассивным и активным слушанием, вам может быть интересно узнать, как улучшить свои навыки активного слушания.
Компания Gilliland делится шестью практическими советами, которые помогут вам улучшить свои навыки активного слушания.
1. Будьте любопытны
Активный слушатель проявляет неподдельный интерес и желание понять сказанное. Когда вы практикуете активное слушание, вам больше интересно слушать, что говорит другой человек, а не формулировать свой ответ.
2. Задавайте хорошие вопросы
Это может оказаться непростым советом, особенно если вы не знаете, что такое хороший вопрос. В целях активного слушания вам следует избегать вопросов типа «да/нет», которые являются закрытыми.
Вместо этого сосредоточьтесь на вопросах, которые побуждают людей к уточнению. Запросите дополнительную информацию и разъяснения. «Когда мы слушаем, задействованы эмоции, и нам отчаянно нужно как можно больше информации, если мы хотим двигаться вперед», — объясняет Гиллиланд.
3. Не вступайте в разговор слишком быстро
Общение не обязательно должно быть на рекордной скорости. Когда вы разговариваете с кем-то, рассмотрите возможность смягчения разговора. «Мы склонны спорить, когда пытаемся поторопиться, а спешить некуда, когда нам нужно выслушать», — говорит Гиллиленд.
4. Привяжите себя к теме и не отвлекайтесь
«Когда вы пытаетесь вести беседу, в которой важно слушать, не идите по кроличьей тропе», — говорит Гиллиланд. Другими словами, не бросайте не относящиеся к теме темы или оскорбления, чтобы отвлечь внимание от обсуждаемой темы, особенно если она трудная.
Чтобы избежать этого, Гиллиленд рекомендует игнорировать шум и привязываться к причине, по которой вы начали разговор, пока он не закончится.
5. Хватит придумывать истории
Приходилось ли вам когда-нибудь разговаривать с другим человеком, когда вы чувствуете, что много информации отсутствует?
К сожалению, когда у нас нет всей информации, говорит Джиллиленд, мы склонны заполнять пробелы. И когда мы это делаем, мы всегда делаем это в негативном ключе. Вот почему он говорит прекратить это делать и вернуться к хорошим вопросам.
6. Не придавайте большого значения своей неправоте
Если вы хорошо умеете признавать ошибки, это должен быть для вас довольно простой совет. Однако, если говорить кому-то, что вы неправы, — это область, с которой вы боретесь, активное слушание может оказаться для вас трудным.
Вместо того, чтобы так стараться быть правым, попробуйте признать, что вы не правы. Гиллиланд говорит, что это так же просто, как «Плохо, я был неправ в этом. Мне жаль.»
Ваши близкие друзья и родственники знают вас лучше всех. Так что, если вам интересно, какой вы слушатель, спросите кого-нибудь из ваших близких. Гиллиланд рекомендует спросить их, какие типы ошибок вы делаете, когда слушаете их.
Он также советует задавать им вопросы о том, в чем вы можете стать лучше. Если это человек, с которым вы проводите много времени, вы можете спросить его, есть ли определенные предметы или темы, с которыми вы, кажется, боретесь больше всего.
Другими словами, спросите их, есть ли определенные разговоры или темы, в которых вы обычно не тренируете свои навыки активного слушания.
Активное слушание — это навык на всю жизнь, который пригодится вам в отношениях с друзьями, семьей и коллегами. Все, что требуется, — это немного усилий, много терпения и готовность присутствовать с другим человеком и искренне интересоваться тем, что он хочет сказать.
Разница между слухом и слушанием
Обзор
Вы когда-нибудь слышали, как кто-то говорит: «Вы можете слышать меня, но вы меня не слушаете»?
Если вам знакомо это выражение, есть большая вероятность, что вы знаете кое-что о разнице между слушанием и прослушиванием.
Хотя может показаться, что слушание и слушание служат одной и той же цели, разница между ними довольно значительна. Мы рассмотрим некоторые из ключевых отличий и поделимся советами о том, как улучшить свои навыки активного слушания.
Определение слуха больше связано с физиологическим актом слышания звуков, чем с пониманием и связью с человеком, который с вами разговаривает.
Merriam-Webster определяет слух как «процесс, функцию или способность восприятия звука; в частности: особое чувство, с помощью которого шумы и тона воспринимаются как раздражители».
Слушание, с другой стороны, означает «обращать внимание на звук; услышать что-то с вдумчивым вниманием; и принять во внимание».
Клинический психолог Кевин Гиллиленд, PsyD, говорит, что разница между ними — день и ночь.
«Слушать — это как собирать данные, — объясняет он.
Акт слушания довольно прост и прост. Слушание, с другой стороны, трехмерно. «Люди, которые преуспевают в работе, в браке или в дружбе, — это те, кто отточил свою способность слушать», — говорит Гиллиленд.
Когда дело доходит до определения слушания, мы можем разбить его еще на один шаг. В мире общения эксперты часто используют два термина: активное и пассивное слушание.
Активное слушание можно описать одним словом: любопытство. Институт мира США определяет активное слушание как «способ слушать другого человека и отвечать ему, который улучшает взаимопонимание».
Другими словами, это то, как вы хотите слушать, если хотите понять другого человека или ищете решение.
На противоположном конце спектра слушания находится пассивное слушание.
Пассивный слушатель, согласно Гиллиленду, — это слушатель, который не пытается участвовать в разговоре, особенно на работе или в школе. Это не лучший способ общаться с людьми. Вот почему Гиллиленд советует не использовать его с вашим супругом или детьми, поскольку они довольно быстро это заметят.
Теперь, когда вы знаете разницу между пассивным и активным слушанием, вам может быть интересно узнать, как улучшить свои навыки активного слушания.
Компания Gilliland делится шестью практическими советами, которые помогут вам улучшить свои навыки активного слушания.
1. Будьте любопытны
Активный слушатель проявляет неподдельный интерес и желание понять сказанное. Когда вы практикуете активное слушание, вам больше интересно слушать, что говорит другой человек, а не формулировать свой ответ.
2. Задавайте хорошие вопросы
Это может оказаться непростым советом, особенно если вы не знаете, что такое хороший вопрос. В целях активного слушания вам следует избегать вопросов типа «да/нет», которые являются закрытыми.
Вместо этого сосредоточьтесь на вопросах, которые побуждают людей к уточнению. Запросите дополнительную информацию и разъяснения. «Когда мы слушаем, задействованы эмоции, и нам отчаянно нужно как можно больше информации, если мы хотим двигаться вперед», — объясняет Гиллиланд.
3. Не вступайте в разговор слишком быстро
Общение не обязательно должно быть на рекордной скорости. Когда вы разговариваете с кем-то, рассмотрите возможность смягчения разговора. «Мы склонны спорить, когда пытаемся поторопиться, а спешить некуда, когда нам нужно выслушать», — говорит Гиллиленд.
4. Привяжите себя к теме и не отвлекайтесь
«Когда вы пытаетесь вести беседу, в которой важно слушать, не идите по кроличьей тропе», — говорит Гиллиланд. Другими словами, не бросайте не относящиеся к теме темы или оскорбления, чтобы отвлечь внимание от обсуждаемой темы, особенно если она трудная.
Чтобы избежать этого, Гиллиленд рекомендует игнорировать шум и привязываться к причине, по которой вы начали разговор, пока он не закончится.
5. Хватит придумывать истории
Приходилось ли вам когда-нибудь разговаривать с другим человеком, когда вы чувствуете, что много информации отсутствует?
К сожалению, когда у нас нет всей информации, говорит Джиллиленд, мы склонны заполнять пробелы. И когда мы это делаем, мы всегда делаем это в негативном ключе. Вот почему он говорит прекратить это делать и вернуться к хорошим вопросам.
6. Не придавайте большого значения своей неправоте
Если вы хорошо умеете признавать ошибки, это должен быть для вас довольно простой совет. Однако, если говорить кому-то, что вы неправы, — это область, с которой вы боретесь, активное слушание может оказаться для вас трудным.
Вместо того, чтобы так стараться быть правым, попробуйте признать, что вы не правы. Гиллиланд говорит, что это так же просто, как «Плохо, я был неправ в этом. Мне жаль.»
Ваши близкие друзья и родственники знают вас лучше всех. Так что, если вам интересно, какой вы слушатель, спросите кого-нибудь из ваших близких. Гиллиланд рекомендует спросить их, какие типы ошибок вы делаете, когда слушаете их.
Он также советует задавать им вопросы о том, в чем вы можете стать лучше. Если это человек, с которым вы проводите много времени, вы можете спросить его, есть ли определенные предметы или темы, с которыми вы, кажется, боретесь больше всего.
Другими словами, спросите их, есть ли определенные разговоры или темы, в которых вы обычно не тренируете свои навыки активного слушания.
Активное слушание — это навык на всю жизнь, который пригодится вам в отношениях с друзьями, семьей и коллегами. Все, что требуется, — это немного усилий, много терпения и готовность присутствовать с другим человеком и искренне интересоваться тем, что он хочет сказать.