Черта личности это: ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — Гипертекстовый словарь методических терминов

Содержание

Черты личности — это, определение слова, понятие. Что такое Черты личности, значение, словарь, энциклопедия

Черты личности — стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Как правило, исследователи черт личности выделяют три основные и при этом обязательные их свойства: «-обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов)»- (А. -М. -Эткинд). Следует отметить, что, конечно, третье свойство вряд ли может рассматриваться как рядоположенное двум первым, по сути дела, только и являющимся собственно содержательными и касающимся психологической природы черт личности. В данном же случае речь идет скорее об оценке уровня проработки указанной проблематики, а не о том, что действительно составляет психологическую реальность. Понятно, что с развитием экспериментальной психологии набор личностных черт будет расширяться в связи с успехами в сфере создания эффективного методического инструментария, позволяющего диагностировать наличие и измерять уровень выраженности черт личности.

В этом плане можно с полной уверенностью прогнозировать принципиальное увеличение списка черт личности, отвечающих условию «-третьего свойства»-, по А. -М. -Эткинду. Но уже и на сегодняшний день нелегко составить хотя бы приблизительный набор черт личности, который отвечает всем трем критериям их определения: экстернальность — интернальность, нейротизм, тревожность, агрессивность, экстравертированность — интравертированность, ригидность, импульсивность и т. -д., и т. -п. Особо следует обговорить, что, ни в коей мере не умаляя значения для понимания специфики личностной поведенческой активности того или иного субъекта конкретный набор его личностных черт, не стоит преувеличивать их значимость как некоего важного показателя, если целью является прогноз характера индивидуальных действий индивида. Во-первых, черты личности характеризуют лишь самый общий контур возможных личностных проявлений. Во-вторых, конкретные поведенческие особенности и формы личностных проявлений, обусловленных наличием тех или иных черт личности, по-разному реализуются в группах разного уровня социально-психологического развития. При этом вообще попытки подойти к пониманию личности с позиций «-коллекционерского»-, своего рода «-каталогизаторского»- подхода, как показывает история психологической науки, практически всегда приводят к провалу (например, теория «-черт лидерства»-).

В 40-е гг. прошлого века, пытаясь систематизировать «-лидерские черты»-, К. -Бэрд и Р. -Стогдилл выделили более 80-ти таких черт. Однако проблема заключалась даже не в их количестве и разнообразии. Как отмечает Г. -М. -Андреева, «-…если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16—20% — дважды, 4—5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза»-612. Однако необходимо заметить, что провал теории «-черт лидерства»- во многом был обусловлен не вполне адекватными методами исследований, сводившимися, по сути дела, к достаточно произвольному составлению списков лидерских черт лицами, считавшимися экспертами в данной области. Не случайно критиками данного подхода «-было высказано даже мнение о том, что предлагаемые наборы черт в большей мере отражают либо черты экспериментатора, а не лидера, либо представления экспериментатора (свойственная ему так называемая &ldquo-имплицитная теория лидерства&rdquo-) о некоем идеальном лидере»-613.

Пытаясь найти более объективные подходы к изучению устойчивых личностных характеристик, основоположник теории личностных черт Г. -Олпорт широко использовал метод контент-анализа. Материалом послужили письма пожилой женщины Дженни Мастерсон (301 письмо), написанные в течение последних 11 лет ее жизни и адресованные молодой супружеской паре. Как пишет Л. -Хьелл и Д. -Зиглер, «-Олпорт попросил 39 экспертов прочесть последовательно письма Дженни и затем охарактеризовать ее центральные диспозиции. … Для описания Дженни эксперты использовали 198 названий черт личности. Многие из них оказались синонимичными, так что Олпорт свел этот список до восьми главных черт, которые, как он полагал, наилучшим образом характеризовали личность Дженни»-. В перечень этих восьми черт вошли следующие: вздорно-подозрительная- эгоистичная- независимо-самостоятельная- театрально-эксцентричная- эстетико-художественная- агрессивная- болезненно циничная- сентиментальная. Для более углубленного исследования Г. -Олпортом и его учеником А. -Болдуином была разработана модификация контент-анализа, получившая название индивидуального структурного анализа. Используя этот метод, А. -Болдуин «-…дал инструкцию ассистентам подсчитывать количество раз, когда какие-то конкретные темы и вопросы (например, деньги, искусство, женщины, природа) появлялись в каждом из писем, чтобы установить соотношения между группирующимися вместе категориями. Исследование Болдуина подтвердило, что личность Дженни описана довольно точно при помощи центральных личностных черт, выявленных Олпортом при предварительном анализе»-614.

Значительно позже, в 1966 г. другой последователь Г. -Олпорта, Дж Пейдж, осуществил анализ «-писем Дженни»- с помощью стандартизированных процедур. Для этого «-он использовал компьютерную программу, специально разработанную для выделения определенных прилагательных, встречающихся в письмах во взаимосвязи друг с другом. Например, некоторые обороты, используемые Дженни для выражения агрессии, враждебности, сопротивления, попали под одну категорию со смысловым значением &ldquo-нападение&rdquo-. Программа осуществила также частотный анализ для выделенных категорийных слов со всеми другими словами в письмах. На основе подобной компьютирзированной оценки документа было получено восемь в высшей степени устойчивых факторов — черт личности, описывающих именно Дженни. Эти черты, выявленные при факторном анализе, оказались совершенно сходными со списком Олпорта. … Олпорт интерпретировал сходство этих двух списков (полученных по двум различным типам анализа) как показатель достоверности его субъективных впечатлений о структуре личности Дженни»-615.

Работы Г. -Олпорта и его последователей все же оставили совершенно открытым, пожалуй, наиболее существенный с практической точки зрения вопрос, а именно — о наличии универсальных личностных черт, присущих всем или во всяком случае большинству людей и позволяющих в зависимости от степени их выраженности в структуре личности того или иного индивида проводить сравнительные исследования и делать прогностические выводы. На решение этой проблемы были направлены усилия многих психологов, и среди них Р. -Кеттела и Г. -Айзенка.

В своих исследованиях Р. -Кеттел пытался выявить взаимосвязь трех типов переменных: зафиксированных реальных фактов из жизни индивида (L — данных), таких как оценки успеваемости в школе, динамика профессиональной карьеры, оценки коллег по работе, результаты внешнего наблюдения за поведением в реальной жизни и т. -п.- результатов, полученных в ходе заполнения различных опросников, по сути дела, самоотчетов (Q — данные) и данных объективных тестов, т. -е. таких, которые, как предполагается, исключают возможность сознательного влияния испытуемого на конечный результат (Т — данные). Примером данных последнего типа могут служить результаты, полученные в ходе любого социально-психологического эксперимента, истинные цели которого в соответствии с «-законами жанра»- не только не сообщаются испытуемым до его завершения, но и сознательно маскируются соответствующей легендой, акцентирующей внимание на псевдоцелях.

Как известно, основным средством, позволяющим свести огромный массив данных, полученных на многотысячных выборках испытуемых, к универсальным чертам (факторам), Р. -Кеттел считал факторный анализ: «-Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L — данные. Он обнаружил 15 факторов, которые, как представлялось, наилучшим образом объясняли индивидуальность человека. Затем он вместе с коллегами попытался определить, будут ли подобные факторы получены на основе Q — данных. Были разработаны буквально тысячи пунктов опросника, которые предлагались для заполнения очень большому количеству людей, после чего данные были подвергнуты факторизации с целью выявления совпадающих пунктов. Результатом этих колоссальных исследовательских усилий явился &ldquo-16 PF&rdquo- (известный в нашей стране как &ldquo-Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. -Кеттела&rdquo- — В. -И., М. -К.)… В целом, факторы, обнаруженные с помощью Q — данных, совпадали с факторами, выявленными с использованием L — данных- только некоторые из них оказались единственными в своем роде для обоих видов данных»-616.

С точки зрения социальной психологии особый интерес представляют собой попытки Р. -Кеттела выявить степень влияния на формирование черт личности генетических и средовых факторов. Для этого он использовал статистический метод, известный как многофакторный дисперсионный анализ (в англоязычном оригинале — Multiple Abstract Variance Analysis (MAVA)). Исследовательская программа, осуществленная Р. -Кеттелом и его сотрудниками, включала сбор и анализ данных о проявлениях сходства и различий у четырех категорий испытуемых: между однояйцевыми близнецами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье- между однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных семьях- между родными братьями и сестрами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье- между родными братьями и сестрами, выросшими в разных семьях. В результате анализа полученных данных с помощью многофакторного дисперсионного анализа было установлено, что «-…значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65—70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть — наследственностью»-617. Дальнейшие исследования этой проблемы, проведенные как психологами, так и специалистами в области генетики, в частности, Дж. -Лоэлином, в целом, подтвердили выводы Р. -Кеттела.

Еще более важными с практической точки зрения представляются проведенные Р. -Кеттелом исследования взаимосвязи черт личности индивида и особенностей групп его членства. По мнению Р.  -Кеттела, «-посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но еще и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется синтальностью (syntality). Используя факторный анализ, Кеттел изучал синтальность различных религиозных, учебных и профессиональных групп. Он исследовал также группу черт, составляющих синтальность целых наций. Основные черты, идентифицирующие синтальность стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень индустриализации»-. Как считают Л. -Хьелл и Д. -Зиглер, «-ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека»-618.

Изучение черт личности является неотъемлемой составляющей деятельности социального психолога-практика, поскольку без ясного представления об устойчивых личностных характеристиках членов курируемого сообщества попросту невозможно решение таких задач, как подбор кандидатов в те или иные целевые группы, разработка полноценных программ социально-психологических тренингов, программ развития лидерского потенциала и т.  -п. Не менее важно с практической точки зрения и то, что оценка индивида посредством личностных черт в наибольшей степени отвечает атрибуциям здравого смысла и другим стереотипам массового сознания, связанным с межличностным восприятием и взаимодействием. Поэтому интерпретация в логике теорий черт личности результатов прикладных социально-психологических и персонологических исследований является эффективным средством подготовки итогового отчета для заказчика в процессе организационного консультирования. При этом, социальный психолог-практик обязан помнить об ограничениях, присущих теориям черт, и оставаться в рамках строго научного, объективного подхода. В этой связи практический социальный психолог, собрав эмпирические данные о наличии и о степени выраженности интересующих его черт личности отдельных членов курируемой им общности, должен соотнести эту информацию, прежде всего, с уровнем социально-психологического развития группы, так как лишь в этом случае прогноз последующей активности той или иной личности может быть осуществлен более или менее адекватно.


612Андреева -Г. -М. Социальная психология. М., 2006. С. 214.

613 Там же. С. 207.

614Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 296—297.

615 Там же. С. 297.

616Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 311—312.

617 Там же. С. 312.

618 Там же. С. 313.

Черты личности

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами Ч. л. являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (Ч. л. индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная…

Черты Личности

Психологическая энциклопедия

— устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.

Поделиться:


Теории черт личности | Шпаргалка к написанию экзаменов

  • org/Breadcrumb»>Главная
  • ->
  • Дифференциальная психология
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Теории личностных черт — направление в психологии, базирующееся на идее о том, что люди предрасположены вести себя определенным образом в различных ситуациях. Такого рода предрасположенность, сформировавшуюся в процессе развития конкретной личности, в рамках данного направления обычно и называют чертами.

Первая развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х — 40-х гг. XX века уже упоминавшимся в статье о гуманистичеком направлении в психологии американским психологом Г. Олпортом. Согласно его представлениям, черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего мира (например социальные ситуации), адекватные наличествующей черте.

Г. Олпорт разделял черты на общие, или измеряемые, которыми обладает множество людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого индивида и наиболее полно, с точки зрения Г. Олпорта, отражающие особенности его личности. В дальнейшем, развивая свою теорию, Г. Олпорт стал применять термин «черты личности» только для обозначения общих черт, а для черт индивидуальных он ввел новый термин — индивидуальные диспозиции. Г. Олпорт различал три вида индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальные диспозиции — максимально генерализированная, первазивная (всепроникающая) черта личности, определяющая всю жизнь человека. Ею наделены очень немногие люди, которые, как правило, становятся широко известными именно благодаря наличию кардинальной диспозиции. Более того, имена этих людей становятся нарицательными для определенного стиля жизни или поведенческих стратегий, например, дон Жуан, Фома Неверующий, маркиз де Сад и т.

п.

Черты могут выделяться во всех сферах индивидуальности ‑ в личности, характере, интеллекте, но мы сосредоточимся в этой главе на изучении черт личности. Г.Оллпорт выделил следующие восемь основных характеристик черт личности.

1. Черта личности ‑ это не только номинальное, но и реальное обозначение. То есть они действительно существуют в людях, а не являются результатом теоретических выкладок.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Привычки, объединяясь, сливаются в черты.

3. Черта личности является движущим элементом поведения. То есть черты склоняют человека создавать или искать ситуации, в которых они могут проявиться.

4. Существование черт можно установить эмпирически. И, хотя они не поддаются непосредственному наблюдению, психологические методы позволяют их обнаружить.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перекрываясь, они проявляются в еще более обобщенных характеристиках поведения.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. И отрицательный полюс выраженности черты ‑ это не всегда «плохо», а положительный ‑ не всегда «хорошо».

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность некоторых поступков с чертой не является доказательством ее отсутствия у человека.

Центральные диспозиции — хорошо узнаваемые другими людьми устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. На основании результатов своих исследований Г. Олпорт пришел к выводу, что количество центральных диспозиций для каждого конкретного индивида колеблется в пределах от пяти до десяти. Центральные диспозиции наиболее универсальны и в содержательном плане близки к чертам личности.

Вторичные диспозиции — менее устойчивые и менее узнаваемые по сравнению с центральными. К ним обычно относятся вкусовые предпочтения, ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т. п.

По своим убеждениям Г. Олпорт был близок к представителям гуманистического направления. В силу этого в своих работах он предвосхитил многие принципы гуманистической психологии. В частности, Г. Олпорт настаивал на необходимости изучения психически здоровых людей, введя понятие зрелая личность. С его точки зрения, поведение зрелого субъекта автономно и осознанно, в то время как личностно незрелый, невротичный индивид руководствуется неосознанными мотивами, связанными с детскими переживаниями. Согласно Г. Олпорту, зрелая личность развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Он также был привержен принципу холизма, рассматривая здоровую личность как интегрированное целое разнородных частей. Организующее и объединяющее начало в человеческой природе, одновременно являющееся главной движущей силой развития личности, Г. Олпорт обозначал как проприум.

Развивая теорию черт, Г. Олпорт внес существенный вклад в развитие социальной психологии, в частности, в изучение проблемы адаптации и социального влияния.

Его труды «Природа предвзятости» и «Психология слухов» стали классическим работами по данной проблематике. Заинтересовавшись в контексте изучения зрелой личности проблемой ценностей, он на базе типологии ценностей Э. Шпрангера еще в 1931 г. разработал «Тест изучения ценностей», модификации которого до сих пор находят применение в организационной психологии.

Дальнейшее развитие теорий черт связано с творчеством Г. Айзенка и Р. Кеттела. Если Г. Олпорт, ставя во главу угла индивидуальные диспозиции, использовал, главным образом, идиографический метод исследования, направленный на углубленное изучение конкретного человека, то Г. Айзенк и Р. Кеттел, опирались, прежде всего, на позволяющий выявить закономерности, характерные для значительных по своему составу сообществ. С этой целью они обследовали большие выборки испытуемых и использовали для выявления закономерностей сложные математические процедуры, в частности, факторный анализ. При этом и Г. Айзенк, и Р. Кеттел исходили из убеждения, что основная функция психологии является прогностической, т.

е. главной задачей выступает необходимость предсказать поведение человека в той или иной ситуации.

Г.Айзенк считал, что все элементы или черты личности объединены в иерархическую структуру и могут быть сведены к универсальным суперчертам. Поскольку такие сперчерты в большей или меньшей степени присущи всем людям, он обозначил их как типы. Первоначально Г. Айзенк выделил два типа: экстраверсия — интроверсия и нейротизм — стабильность.

Первый тип непосредственно связан с процессами возбуждения и торможения, или, в терминах Г. Айзенка, «корковой активацией». С его точки зрения, интроверты более возбудимы, чем экстраверты, в силу чего склонны избегать сильной внешней стимуляции, связанной, в частности, с социальными ситуациями. Экстраверты, испытывая дефицит возбуждения, напротив, постоянно ищут дополнительных стимулов во внешней среде.

Второй тип отражает особенности реакции нервной системы на тот или иной стимул. Люди, склонные к нейротизму острее, чем стабильные личности реагируют на стресс и иные вызывающие беспокойство ситуации, и их реакция носит более устойчивый и длительный характер. При определенном внешнем сходстве психологического «наполнения» этих двух типов, Г. Айзенк характеризует их как ортогональные измерения личности, т. е. считает, что между ними отсутствует корреляционная связь.

Впоследствии Г. Айзенк добавил к двум исходным типам третий — психотизм, связанный с интенсивностью выработки андрогенов. Однако к настоящему времени данное предположение остается во многом гипотетическим, не имеющим достаточного эмпирического подтверждения. Предполагается, что высокий уровень психотизма опосредствует склонность к нонкомформизму, а в крайних случаях к девиантному поведению.

Г. Айзенком разработан ряд психодиагностических методик для выявления индивидуальных особенностей по трем типам личности. Наиболее известен из них «Личностный опросник Айзенка» (EPQ), его использование существенно продвинуло исследования психопатологии и криминального поведения.

Р. Кеттел, в отличие от Г. Айзенка, разрабатывавшего свою схему на базе предварительно сформулированных допущений, считал, что выявить универсальные черты личности можно исключительно эмпирически, сведя посредством факторного анализа массив данных, полученных в результате обследования большого числа испытуемых различными методиками, к минимально возможному числу переменных. Таким образом, по мнению Р. Кеттела, можно свести многообразные и изменчивые поверхностные черты, наблюдаемые и фиксируемые извне, к ограниченному количеству универсальных и стабильных исходных черт, конфигурация и выраженность которых и определяет сущность личности.

В результате длительных многоплановых исследований Р. Кеттел выделил 16 исходных черт или личностных факторов, которые легли в основу разработанной им и получившей широкое распространение психодиагностической методики «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF).

Дальнейшие исследования в данном направлении, в частности, работы американских психологов П. Коста и Р. Мак-Крэ, привели к вычленению пяти исходных факторов, получивших название «Большая пятерка». В нее вошли нейротичность (N), экстраверсия (E), открытость (O), согласие (A), сознательность (C). Для измерения степени выраженности каждого фактора был разработан опросник NEO — PI. Модель «Большой пятерки» получила широкое распространение в организационной психологии и психологии менеджмента не только благодаря своей простоте, но и достаточно высокой валидности и прогностической надежности.

Несмотря на это, практически все теории личностных черт неоднократно подвергались жесткой критике. В частности, в адрес Г. Олпорта выдвигались упреки в эклектичности и чрезмерной приверженности идеографическому методу исследования. Более того, сама идея черт подвергалась сомнению. В частности, в работах У. Мишеля приводились серьезные доказательства того, что поведение опосредствуется ситуационными факторами в гораздо большей степени, чем личностными чертами.

Концепции Г. Айзенка и Р. Кеттела многим специалистам представляются слишком сложными, перегруженными статистическими процедурами и при этом излишне «углубленными» в нейрофизиологию, в силу чего они тяжело адаптируются к практическому применению. Более того, неоднократно высказывались сомнения в надежности и валидности теста 16 PF, несмотря на огромный объем выборки испытуемых и мощный статистический аппарат, на которых базировалась его разработка.

Тем не менее работы апологетов теорий черт стали, по сути дела, классикой современной психологии, а разработанные ими психодиагностические методики до сих пор используются в социально-психологических исследованиях самого широкого спектра применения.

Психология, личность, теоретики черт | OpenEd CUNY

Теоретики черт считают, что личность можно понять, исходя из того, что все люди обладают определенными чертами или характерными способами поведения. Вы склонны быть общительным или застенчивым? Пассивный или агрессивный? Оптимистично или пессимистично? Капризный или уравновешенный? Ранние теоретики черт пытались описать все черты человеческой личности. Например, один теоретик черт, Гордон Олпорт (Allport & Odbert, 1936), нашел в английском языке 4500 слов, которые могли бы описать людей. Он разделил эти черты личности на три категории: основные черты, центральные черты и второстепенные черты. Кардинальная черта — это черта, которая доминирует над всей вашей личностью и, следовательно, над всей вашей жизнью, например, жадность Эбенезера Скруджа или альтруизм Матери Терезы. Кардинальные черты не очень распространены: у немногих людей в личности доминирует какая-то одна черта. Вместо этого наши личности обычно состоят из нескольких черт. Центральные черты — это те, которые составляют нашу личность (например, лояльность, доброта, покладистость, дружелюбие, подлость, дикость и ворчливость). Второстепенные черты — это те, которые не так очевидны и не так постоянны, как центральные черты. Они присутствуют при определенных обстоятельствах и включают в себя предпочтения и установки. Например, один человек злится, когда его пытаются пощекотать; другой может спать только на левой стороне кровати; а еще один всегда заказывает ей заправку для салата. И вы, хотя обычно не тревожный человек, нервничаете перед тем, как выступить перед своим классом английского языка.

В попытке сделать список признаков более управляемым, Рэймонд Кеттелл (1946, 1957) сузил список примерно до 171 признака. Однако утверждение, что черта либо присутствует, либо отсутствует, не совсем точно отражает уникальность человека, потому что все наши личности на самом деле состоят из одних и тех же черт; мы различаемся только степенью выраженности каждого признака. Кеттелл (1957) определил 16 факторов или параметров личности: теплота, разумность, эмоциональная стабильность, доминирование, живость, сознание правил, социальная смелость, чувствительность, бдительность, абстрагированность, конфиденциальность, опасения, открытость к изменениям, уверенность в себе, перфекционизм. и натяжение (таблица). Он разработал оценку личности на основе этих 16 факторов, названную 16PF. Вместо того, чтобы черта присутствовала или отсутствовала, каждое измерение оценивается по континууму, от высокого к низкому. Например, ваш уровень теплоты описывает, насколько вы теплы, заботливы и милы с другими. Если вы набираете низкие баллы по этому индексу, вы, как правило, более отстранены и холодны. Высокий балл по этому индексу означает, что вы поддерживаете и утешаете.

Коэффициент Низкая оценка Рекорд
Тепло Зарезервировано, отдельно Исходящая, поддерживающая
Интеллект Конкретный мыслитель Аналитический
Эмоциональная устойчивость Капризный, раздражительный Стабильный, спокойный
Агрессивность Послушный, покорный Контроль, доминанта
Живость Мрачный, благоразумный Авантюрный, спонтанный
Исполнение долга Ненадежный Добросовестный
Социальная уверенность Застенчивый, сдержанный Раскрученный, полужирный
Чувствительность Стойкий Чувствительный, заботливый
Паранойя Доверчивый Подозрительный
Абстрактность Обычный Воображаемый
Интроверсия Открытый, прямой Рядовой, проницательный
Беспокойство Уверенный Опасения
Открытость Закрытое, традиционное Любопытный, экспериментальный
Независимость Исходящие, социальные Автономный
Перфекционизм Неорганизованный, случайный Организованный, точный
Напряжение Расслабленный Стресс
Факторы личности, измеряемые с помощью опросника 16PF

Перейдите по этой ссылке, чтобы перейти к оценке, основанной на опроснике Кеттелла 16PF, чтобы увидеть, какие личностные черты доминируют в вашей личности.

Психологи Ганс и Сибил Айзенк были теоретиками личности (рисунок), которые сосредоточились на темперамент , врожденные, генетически обусловленные различия личности, которые вы изучали ранее в этой главе. Они считали, что личность во многом определяется биологией. Айзенки (Eysenck, 1990, 1992; Eysenck & Eysenck, 1963) рассматривали людей как обладающих двумя специфическими чертами личности: экстраверсией/интроверсией и невротизмом/стабильностью.

Ганс и Сибил Айзенк считали, что наши личностные черты зависят от нашего генетического наследия. (кредит: «Сирсвиндон»/Wikimedia Commons)

Согласно их теории, люди с высоким уровнем экстраверсии общительны, общительны и легко находят общий язык с другими, в то время как люди с высоким уровнем интроверсии имеют более высокую потребность в одиночестве, ведут себя в одиночестве и ограничивают свои взаимодействия с другими людьми. другие. В измерении невротизм/стабильность люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; у них, как правило, сверхактивная симпатическая нервная система, и даже при небольшом стрессе их тела и эмоциональное состояние имеют тенденцию переходить в реакцию «беги или сражайся». Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию «бей или беги», и считаются более эмоционально стабильными. Основываясь на этих двух измерениях, теория Айзенка делит людей на четыре квадранта. Эти квадранты иногда сравнивают с четырьмя темпераментами, описанными греками: меланхоликом, холериком, флегматиком и сангвиником (рис.).

Айзенки описали два фактора, объясняющих различия в наших личностях: экстраверсия/интроверсия и эмоциональная стабильность/нестабильность.

Позже Айзенки добавили третье измерение: психотизм против контроля супер-эго (Eysenck, Eysenck & Barrett, 1985). В этом измерении люди с высоким уровнем психотизма, как правило, мыслят независимо, холодны, нонконформисты, импульсивны, антисоциальны и враждебны, тогда как люди с высоким уровнем контроля Супер-Эго, как правило, имеют высокий уровень контроля импульсов — они более альтруистичны, эмпатичны, склонны к сотрудничеству. и обычные (Айзенк, Айзенк и Барретт, 1985).

В то время как 16 факторов Кеттелла могут быть слишком широкими, двухфакторная система Айзенка подвергалась критике за слишком узкую. Другая теория личности, названная Пятифакторной моделью , эффективно занимает золотую середину, с ее пятью факторами, называемыми чертами личности Большой пятерки. На сегодняшний день это самая популярная теория в психологии личности и наиболее точное приближение к основным измерениям черт (Funder, 2001). Пять черт — это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм (рисунок). Полезный способ запомнить черты — использовать мнемонику ОКЕАН.

В Пятифакторной модели у каждого человека есть каждая черта, но они проявляются в спектре. Открытость опыту характеризуется воображением, чувствами, действиями и идеями. Люди с высокими показателями этой черты, как правило, любопытны и имеют широкий круг интересов. Добросовестность характеризуется компетентностью, самодисциплиной, вдумчивостью и стремлением к достижению (целенаправленному поведению). Люди с высокими показателями этой черты трудолюбивы и надежны. Многочисленные исследования выявили положительную корреляцию между добросовестностью и успеваемостью (Akomolafe, 2013; Chamorro-Premuzic & Furnham, 2008; Conrad & Patry, 2012; Noftle & Robins, 2007; Wagerman & Funder, 2007). Экстраверсия характеризуется общительностью, напористостью, поиском острых ощущений и эмоциональным выражением. Людей с высокими показателями этой черты обычно называют общительными и теплыми. Неудивительно, что люди с высокими показателями экстраверсии и открытости с большей вероятностью будут участвовать в приключениях и рискованных видах спорта из-за своей любознательности и стремления к азарту (Tok, 2011). Четвертая черта — покладистость, то есть склонность быть приятным, готовым к сотрудничеству, заслуживающим доверия и добродушным. Людей с низким уровнем покладистости, как правило, описывают как грубых и несговорчивых, однако одно недавнее исследование показало, что мужчины с низкими баллами по этому признаку на самом деле зарабатывали больше денег, чем мужчины, которых считали более покладистыми (Judge, Livingston, & Hurst, 2012). Последней чертой Большой пятерки является невротизм, то есть склонность испытывать негативные эмоции. Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, испытывают эмоциональную нестабильность и характеризуются гневом, импульсивностью и враждебностью. Уотсон и Кларк (1984) обнаружили, что люди, сообщающие о высоком уровне невротизма, также склонны сообщать о чувстве беспокойства и несчастья. Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, спокойны и уравновешены.

В Пятифакторной модели у каждого человека есть пять черт, каждая из которых оценивается по континууму от высокого к низкому. Обратите внимание, что в центральной колонке первая буква каждой черты обозначает мнемоническое слово ОКЕАН.

Каждый из личностных факторов Большой пятерки представляет собой диапазон между двумя крайностями. В действительности большинство из нас склонны находиться где-то посередине континуума каждого фактора, а не на полярных концах. Важно отметить, что черты Большой пятерки относительно стабильны на протяжении всей нашей жизни, с некоторой тенденцией к незначительному увеличению или уменьшению черт. Исследователи обнаружили, что добросовестность возрастает в юношеском и зрелом возрасте, когда мы становимся более способными управлять своими личными отношениями и карьерой (Donnellan & Lucas, 2008). Доброжелательность также увеличивается с возрастом, достигая пика между 50 и 70 годами (Terracciano, McCrae, Brant, & Costa, 2005). С возрастом невротизм и экстраверсия несколько снижаются (Donnellan & Lucas; Terracciano et al.). Кроме того, было показано, что черты «большой пятерки» существуют в разных этнических группах, культурах и возрастах и ​​могут иметь существенные биологические и генетические компоненты (Jang, Livesley, & Vernon, 19).96; Джанг и др., 2006 г.; Маккрей и Коста, 1997; Шмитт и др., 2007).

Чтобы узнать о своем характере и о том, какое место вы занимаете в «Большой пятерке», перейдите по этой ссылке и пройдите тест личности «Большой пятерки».

Большая пятерка черт личности: где вы находитесь?

 

«Большая пятерка» — это теория личности, которая дает план для понимания себя и других на основе общеупотребительной терминологии, которая может эффективно описать наши личности и подходы к жизни.
Пять широких категорий личностных черт называются «факторами» и включают в себя: открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, покладистость и невротизм. Термин «Большая пятерка» и аббревиатура ОКЕАН часто используются, чтобы помнить, что существует 5 глобальных черт личности, первая буква каждой из которых образует слово «океан».

 

Каждый из личностных факторов представляет собой диапазон между двумя крайностями и содержит ряд более конкретных дескрипторов, называемых «фасетами», которые обеспечивают более подробные характеристики, связанные с более общей чертой личности. Например, с точки зрения добросовестности человек может находиться где-то между высокой добросовестностью (очень вдумчивый, целеустремленный и запланированный) и низкой добросовестностью (грязный, склонный к прокрастинации и плохому выполнению). Давайте кратко рассмотрим каждый из личностных факторов:

 

1.
Открытость опыту относится к готовности и желанию человека пробовать что-то новое. Человек с высокими баллами по этому фактору, скорее всего, будет творческим, любит рассматривать абстрактные темы и мотивирован на новые жизненные вызовы. Кто-то с низким уровнем этой черты с большей вероятностью будет сопротивляться новым идеям и изменениям, не любит более абстрактные и теоретические концепции и не особенно привлекает творческие и творческие занятия. В то время как люди с высоким уровнем открытости, как правило, изобретательны и любопытны, люди с низким уровнем этой черты, скорее всего, будут считаться осторожными и прагматичными.

 

2.
Добросовестность относится к склонности к организованности, надежности, дисциплине и планированию. Те, у кого высокие баллы по этой черте, обычно описываются как эффективные, надежные, внимательные к деталям, структурированные и особенно осведомленные о том, как их поведение влияет на других. Напротив, низкие баллы по этому фактору предполагают более импульсивный подход к жизни; они, как правило, не любят структуру и графики, не выполняют начатые задачи и могут считаться неряшливыми и ненадежными. В то время как люди с высоким уровнем добросовестности могут рассматриваться как упрямые и навязчивые, люди с низким уровнем совести, скорее всего, считаются гибкими и спонтанными.

 

3.
Extraversion можно рассматривать как аккумулятор. Люди с высоким уровнем экстраверсии («экстраверты»), как правило, заряжают свои батареи в социальных ситуациях, в то время как людям с низким уровнем экстраверсии («интровертам») часто нужно проводить время в одиночестве или в более интимной социальной обстановке, чтобы перезарядиться. Экстраверты считаются общительными, энергичными, разговорчивыми, напористыми и эмоционально экспрессивными, им нравится быть в центре внимания, встречаться с новыми людьми и иметь большой круг друзей и знакомых. Интроверты часто предпочитают быть наблюдателями в социальных ситуациях, предпочитают вести глубокие, содержательные беседы, а не светскую беседу, и их часто считают более сдержанными в социальной среде. В то время как экстраверты рискуют быть воспринятыми как ищущие внимания и властные, интроверты могут быть истолкованы как действующие отчужденно, отчужденно и эгоцентрично.

 

4. 
Приятие относится к склонности к доверию, сотрудничеству и состраданию. Те, у кого высокие баллы по этой черте, с большей вероятностью будут альтруистичными, чуткими и полезными для окружающих по сравнению с людьми с более низкими баллами, которые, как правило, меньше интересуются проблемами и чувствами других людей и, следовательно, более склонны к соперничеству и манипулированию. Поскольку это отражает доверчивый характер человека, люди с высоким уровнем этой черты могут быть описаны как наивные и покорные другим, тогда как люди с низким уровнем этой черты с большей вероятностью будут рассматриваться как подозрительные, склонные к спорам и враждебные.

 

5.
Нейротизм — это комментарий о том, насколько человек подвержен психологическому стрессу. Высокие баллы характеризуют капризность, нервозность и повышенную тревожность, а низкие баллы отражают личности более расслабленные, спокойные и эмоционально устойчивые. Невротики, как правило, более эмоционально реактивны, то есть у них более резкие смены настроения и им труднее оправиться от стрессовых событий; их можно рассматривать как страстных, динамичных, чувствительных и привлекательных, но они также могут показаться нестабильными и неуверенными в себе. Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, хорошо справляются со стрессом. Хотя они не так часто беспокоятся и им легче реагировать и восстанавливаться после тяжелых эмоциональных переживаний, таких как гнев, уязвимость, тревога и печаль, их иногда воспринимают как апатичных и невдохновленных.

 

Теперь, когда вы познакомились с Большой пятеркой личностных качеств, подумайте на мгновение, где вы можете оказаться в спектре от низкого до высокого по каждой черте. Вы ниже среднего, среднего или выше среднего с точки зрения того, как эта черта применима к вам по сравнению с другими людьми примерно вашего возраста и пола? А как насчет близких вам людей? Как они ранжируются по характеристикам из «Большой пятерки»?

 

Вам интересно, как могут выглядеть ваши (или чужие) фактические результаты? Нажмите на эту ссылку, чтобы найти 2 версии теста, которые измеряют факторы Большой пятерки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *