Черты личности это в психологии: Как понимается черта личности в психологии

Как понимается черта личности в психологии

30.04.2011

Черты личности в психологии — это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.

Обязательными свойствами черт личности являются: степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черта личности индивида проявляется в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специальных опросников и тестов).

В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты, как экстраверсия — интроверсия, тревожность ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.

Черта — это единица анализа личности, предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.

Основные параметры личностной черты:

  • степень выраженности,
  • трансситуативность,
  • потенциальная измеримость. Особенности личностных черт:
  • реальны, действительно проявляются у людей;
  • являются более обобщенными качествами, чем привычки.
  • является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.

Наличие черт личности можно установить эмпирически.
Черта лишь относительно независима от остальных черт;

  • не является синонимом моральной или социальной оценки;
  • ее можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Г. Олпорт делит черты личности на общие и индивидуальные, или персональные, диспозиции.


Он выделяет три типа диспозиций:

  • кардинальные;
  • центральные;
  • вторичные.

Соотношение черт, аттитюдов и привычек, а так же их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.

Г. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов.

По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.

Черты представляют собой гипотетические психические структуры личности, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в его концепции.

В исследовании структурных элементов личности Р.Кеттелл в рачительной мере полагается на факторный анализ.
Принципы классификации черт по принципу дихотомии.

  • поверхностные — исходные;
  • конституциональные — сформированные окружающей средой;
  • способность, темперамент — динамические черты;
  • общие — уникальные черты.  

Список поверхностных дихотомических черт, по Р.Кэттелу.

  1.  Уверенность в себе — покорность.
  2. Интеллектуальность, аналитичность — ограниченность, отсутствие воображения.
  3. Зрелость ума — глупость, непоследовательность, подверженность влиянию.
  4. Непостоянство, суетность — рассудительность, стоицизм, сдержанность.
  5. невротичность — отсутвие невротичности.
  6. Чертвость, цинизм — мягкость.
  7. Своевольство, эгоизм — доброта, ненавязчивость, терпимость.
  8. Ригидность, тираничность, мстительность — покладистость, дружелюбие.
  9. Злобность, черствость — добросердечие, обходительность.
  10.  Деморализованность, аутизм — реализм.
  11.  Сильная воля, добросовестность — вялость, импульсивность.
  12.  Интеллектуальность — недеспиплинированный ум, простота.
  13. Инфантильность, неуверенность — зрелость, тактичность.
  14. Асоциальность, шизоидность — открытость, идеализм.
  15.  Веселость, энтуазизм, остроумие — ощущение несчатья, неповоротливость.
  16. Активность, нервозность — самообладание, ригидность, конформизм.
  17. Невроз, психопатия — эмоциональная зрелость.
  18. Чрезмерная чувствительность, экспрессивность — флегматичность,
  19. Злобность, мелочность — естественность, дружелюбие, открытость.
  20. Эмоциональность (неадекватная)-неэмоциональность.
  21. Подъем, экспрессивность, разнообразие интересов — замкнутость, спокойствие, ограниченность.
  22. Доступность, теплота, сентиментальность — замкнутость, холодность, мизантропия.
  23. Ветренность, тщеславие, притворство — заурядность, безыс-кусность.
  24. Агрессивность, параноидальность — надежность, добросердечность
  25. Эстетические интересы — независимость суждений.
  26. Беспокойство, эмоциональность, гипоманиакальность — спокойствие, терпеливость, скромность.
  27. Инфантильность, эгоцентричность — эмоциональная зрелость, устойчивость к фрустрации.
  28. Непостоянство, бесхарактерность, недостаточный реализм -стойкий, цельный характер.
  29. Душевная и физическая сила, бодрость — неврастения.
  30. Предприимчивость, вспыльчивость — заторможенность, робость.
  31. Общительность, пылкость — любовь к уединению, робость.
  32. Меланхолия.
  33. Жесткость, твердость — интроспекция, чувствительность, боязливость.
  34. Воображение, интроспекция, конструктивность — степенность, скупость.
  35. Ловкость, решительность — искренность, мягкость.

Р. Кеттелл рассматривает черты личности как сложные гипотетические конструкты, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах.

Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически: суперчерты, составные черты, привычные реакции (ПР), специфические реакции (CP).

В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт . Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые в свою очередь формируются из множества специфических реакций.

В отличие от Р. Кеттелла Г. Айзенк видит лишь два основных типа (суперчерт), лежащих в основе структуры личности: интроверсия — экстраверсия и стабильность — нейротизм. Особенности же поведения личности являются результатом комбинации этих двух типов.

Ключевые слова: Черта личности

Материалы по теме

Теория черт личности Р. Кеттела

Мельник С.Н., Психология личности

Черты личности руководителя

Кричевский Р.Л., Если Вы руководитель

Теория личностных черт

Слотин Т.В., Психология личности

Черты характера и отношения личности

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Черты личности — это, определение слова, понятие. Что такое Черты личности, значение, словарь, энциклопедия

Черты личности — стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Как правило, исследователи черт личности выделяют три основные и при этом обязательные их свойства: «-обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов)»- (А.  -М. -Эткинд). Следует отметить, что, конечно, третье свойство вряд ли может рассматриваться как рядоположенное двум первым, по сути дела, только и являющимся собственно содержательными и касающимся психологической природы черт личности. В данном же случае речь идет скорее об оценке уровня проработки указанной проблематики, а не о том, что действительно составляет психологическую реальность. Понятно, что с развитием экспериментальной психологии набор личностных черт будет расширяться в связи с успехами в сфере создания эффективного методического инструментария, позволяющего диагностировать наличие и измерять уровень выраженности черт личности.

В этом плане можно с полной уверенностью прогнозировать принципиальное увеличение списка черт личности, отвечающих условию «-третьего свойства»-, по А. -М. -Эткинду. Но уже и на сегодняшний день нелегко составить хотя бы приблизительный набор черт личности, который отвечает всем трем критериям их определения: экстернальность — интернальность, нейротизм, тревожность, агрессивность, экстравертированность — интравертированность, ригидность, импульсивность и т.  -д., и т. -п. Особо следует обговорить, что, ни в коей мере не умаляя значения для понимания специфики личностной поведенческой активности того или иного субъекта конкретный набор его личностных черт, не стоит преувеличивать их значимость как некоего важного показателя, если целью является прогноз характера индивидуальных действий индивида. Во-первых, черты личности характеризуют лишь самый общий контур возможных личностных проявлений. Во-вторых, конкретные поведенческие особенности и формы личностных проявлений, обусловленных наличием тех или иных черт личности, по-разному реализуются в группах разного уровня социально-психологического развития. При этом вообще попытки подойти к пониманию личности с позиций «-коллекционерского»-, своего рода «-каталогизаторского»- подхода, как показывает история психологической науки, практически всегда приводят к провалу (например, теория «-черт лидерства»-).

В 40-е гг. прошлого века, пытаясь систематизировать «-лидерские черты»-, К. -Бэрд и Р.  -Стогдилл выделили более 80-ти таких черт. Однако проблема заключалась даже не в их количестве и разнообразии. Как отмечает Г. -М. -Андреева, «-…если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16—20% — дважды, 4—5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза»-612. Однако необходимо заметить, что провал теории «-черт лидерства»- во многом был обусловлен не вполне адекватными методами исследований, сводившимися, по сути дела, к достаточно произвольному составлению списков лидерских черт лицами, считавшимися экспертами в данной области. Не случайно критиками данного подхода «-было высказано даже мнение о том, что предлагаемые наборы черт в большей мере отражают либо черты экспериментатора, а не лидера, либо представления экспериментатора (свойственная ему так называемая &ldquo-имплицитная теория лидерства&rdquo-) о некоем идеальном лидере»-613.

Пытаясь найти более объективные подходы к изучению устойчивых личностных характеристик, основоположник теории личностных черт Г. -Олпорт широко использовал метод контент-анализа. Материалом послужили письма пожилой женщины Дженни Мастерсон (301 письмо), написанные в течение последних 11 лет ее жизни и адресованные молодой супружеской паре. Как пишет Л. -Хьелл и Д. -Зиглер, «-Олпорт попросил 39 экспертов прочесть последовательно письма Дженни и затем охарактеризовать ее центральные диспозиции. … Для описания Дженни эксперты использовали 198 названий черт личности. Многие из них оказались синонимичными, так что Олпорт свел этот список до восьми главных черт, которые, как он полагал, наилучшим образом характеризовали личность Дженни»-. В перечень этих восьми черт вошли следующие: вздорно-подозрительная- эгоистичная- независимо-самостоятельная- театрально-эксцентричная- эстетико-художественная- агрессивная- болезненно циничная- сентиментальная. Для более углубленного исследования Г.  -Олпортом и его учеником А. -Болдуином была разработана модификация контент-анализа, получившая название индивидуального структурного анализа. Используя этот метод, А. -Болдуин «-…дал инструкцию ассистентам подсчитывать количество раз, когда какие-то конкретные темы и вопросы (например, деньги, искусство, женщины, природа) появлялись в каждом из писем, чтобы установить соотношения между группирующимися вместе категориями. Исследование Болдуина подтвердило, что личность Дженни описана довольно точно при помощи центральных личностных черт, выявленных Олпортом при предварительном анализе»-614.

Значительно позже, в 1966 г. другой последователь Г. -Олпорта, Дж Пейдж, осуществил анализ «-писем Дженни»- с помощью стандартизированных процедур. Для этого «-он использовал компьютерную программу, специально разработанную для выделения определенных прилагательных, встречающихся в письмах во взаимосвязи друг с другом. Например, некоторые обороты, используемые Дженни для выражения агрессии, враждебности, сопротивления, попали под одну категорию со смысловым значением &ldquo-нападение&rdquo-. Программа осуществила также частотный анализ для выделенных категорийных слов со всеми другими словами в письмах. На основе подобной компьютирзированной оценки документа было получено восемь в высшей степени устойчивых факторов — черт личности, описывающих именно Дженни. Эти черты, выявленные при факторном анализе, оказались совершенно сходными со списком Олпорта. … Олпорт интерпретировал сходство этих двух списков (полученных по двум различным типам анализа) как показатель достоверности его субъективных впечатлений о структуре личности Дженни»-615.

Работы Г. -Олпорта и его последователей все же оставили совершенно открытым, пожалуй, наиболее существенный с практической точки зрения вопрос, а именно — о наличии универсальных личностных черт, присущих всем или во всяком случае большинству людей и позволяющих в зависимости от степени их выраженности в структуре личности того или иного индивида проводить сравнительные исследования и делать прогностические выводы. На решение этой проблемы были направлены усилия многих психологов, и среди них Р.  -Кеттела и Г. -Айзенка.

В своих исследованиях Р. -Кеттел пытался выявить взаимосвязь трех типов переменных: зафиксированных реальных фактов из жизни индивида (L — данных), таких как оценки успеваемости в школе, динамика профессиональной карьеры, оценки коллег по работе, результаты внешнего наблюдения за поведением в реальной жизни и т. -п.- результатов, полученных в ходе заполнения различных опросников, по сути дела, самоотчетов (Q — данные) и данных объективных тестов, т. -е. таких, которые, как предполагается, исключают возможность сознательного влияния испытуемого на конечный результат (Т — данные). Примером данных последнего типа могут служить результаты, полученные в ходе любого социально-психологического эксперимента, истинные цели которого в соответствии с «-законами жанра»- не только не сообщаются испытуемым до его завершения, но и сознательно маскируются соответствующей легендой, акцентирующей внимание на псевдоцелях.

Как известно, основным средством, позволяющим свести огромный массив данных, полученных на многотысячных выборках испытуемых, к универсальным чертам (факторам), Р.  -Кеттел считал факторный анализ: «-Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L — данные. Он обнаружил 15 факторов, которые, как представлялось, наилучшим образом объясняли индивидуальность человека. Затем он вместе с коллегами попытался определить, будут ли подобные факторы получены на основе Q — данных. Были разработаны буквально тысячи пунктов опросника, которые предлагались для заполнения очень большому количеству людей, после чего данные были подвергнуты факторизации с целью выявления совпадающих пунктов. Результатом этих колоссальных исследовательских усилий явился &ldquo-16 PF&rdquo- (известный в нашей стране как &ldquo-Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. -Кеттела&rdquo- — В. -И., М. -К.)… В целом, факторы, обнаруженные с помощью Q — данных, совпадали с факторами, выявленными с использованием L — данных- только некоторые из них оказались единственными в своем роде для обоих видов данных»-616.

С точки зрения социальной психологии особый интерес представляют собой попытки Р.  -Кеттела выявить степень влияния на формирование черт личности генетических и средовых факторов. Для этого он использовал статистический метод, известный как многофакторный дисперсионный анализ (в англоязычном оригинале — Multiple Abstract Variance Analysis (MAVA)). Исследовательская программа, осуществленная Р. -Кеттелом и его сотрудниками, включала сбор и анализ данных о проявлениях сходства и различий у четырех категорий испытуемых: между однояйцевыми близнецами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье- между однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных семьях- между родными братьями и сестрами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье- между родными братьями и сестрами, выросшими в разных семьях. В результате анализа полученных данных с помощью многофакторного дисперсионного анализа было установлено, что «-…значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65—70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть — наследственностью»-617. Дальнейшие исследования этой проблемы, проведенные как психологами, так и специалистами в области генетики, в частности, Дж. -Лоэлином, в целом, подтвердили выводы Р. -Кеттела.

Еще более важными с практической точки зрения представляются проведенные Р. -Кеттелом исследования взаимосвязи черт личности индивида и особенностей групп его членства. По мнению Р. -Кеттела, «-посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но еще и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется синтальностью (syntality). Используя факторный анализ, Кеттел изучал синтальность различных религиозных, учебных и профессиональных групп. Он исследовал также группу черт, составляющих синтальность целых наций. Основные черты, идентифицирующие синтальность стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень индустриализации»-. Как считают Л. -Хьелл и Д. -Зиглер, «-ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека»-618.

Изучение черт личности является неотъемлемой составляющей деятельности социального психолога-практика, поскольку без ясного представления об устойчивых личностных характеристиках членов курируемого сообщества попросту невозможно решение таких задач, как подбор кандидатов в те или иные целевые группы, разработка полноценных программ социально-психологических тренингов, программ развития лидерского потенциала и т. -п. Не менее важно с практической точки зрения и то, что оценка индивида посредством личностных черт в наибольшей степени отвечает атрибуциям здравого смысла и другим стереотипам массового сознания, связанным с межличностным восприятием и взаимодействием. Поэтому интерпретация в логике теорий черт личности результатов прикладных социально-психологических и персонологических исследований является эффективным средством подготовки итогового отчета для заказчика в процессе организационного консультирования. При этом, социальный психолог-практик обязан помнить об ограничениях, присущих теориям черт, и оставаться в рамках строго научного, объективного подхода. В этой связи практический социальный психолог, собрав эмпирические данные о наличии и о степени выраженности интересующих его черт личности отдельных членов курируемой им общности, должен соотнести эту информацию, прежде всего, с уровнем социально-психологического развития группы, так как лишь в этом случае прогноз последующей активности той или иной личности может быть осуществлен более или менее адекватно.


612Андреева -Г. -М. Социальная психология. М., 2006. С. 214.

613 Там же. С. 207.

614Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 296—297.

615 Там же. С. 297.

616Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 311—312.

617 Там же. С. 312.

618 Там же. С. 313.

Черты личности

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Черты личности — устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами Ч. л. являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (Ч. л. индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная…

Черты Личности

Психологическая энциклопедия

— устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.

Поделиться:


Понимание черт личности «большой пятерки»

В отличие от индикатора типов Майерс-Бриггс или эннеаграммы, вы, возможно, никогда не слышали о чертах личности «большой пятерки». В то время как первые два стали основными инструментами для самооценки, модель «большой пятерки» используется в основном исследователями-психологами и специалистами по кадрам. Частично это может быть связано с дизайном. Большинство личностных тестов разрабатываются психологами так, чтобы они были удобными для пользователя и давали позитивное представление, но черты «Большой пятерки» были получены путем применения факторного анализа к наблюдениям за людьми.


Подробнее: Проблема с личностным тестом Майерс-Бриггс


«Все это вытекало из идеи: можете ли вы найти таксономию для описания человеческой личности?» — говорит Стефани Шурер, экономист по человеческому развитию и профессор Сиднейского университета. «Это было очень эмпирически». В результате модель не всегда великодушна к любопытным испытуемым. Например, одна из черт, «невротизм», призвана указать на предрасположенность человека к тревоге и депрессии.

Но те же конструктивные особенности, которые могут удерживать массы от Большой пятерки, также делают их особенно полезными для исследователей. Психологи показали, что оценки людей по пяти характеристикам остаются относительно стабильными в зрелом возрасте. И, в отличие от Майерс-Бриггс, баллы по «Большой пятерке» коррелируют с успеваемостью и профессиональной успеваемостью. Несмотря на относительную неизвестность модели в глазах общественности, исследователи очарованы ее последствиями спустя шесть десятилетий после ее первой итерации.

Большая пятерка

  • Открытость опыту — эта черта описывает склонность человека искать новый опыт, быть открытым для новых идей и ценить эстетические занятия (такие как музыка или искусство). По словам Шурера, это одна из самых неопределенных характеристик, когда речь идет о корреляции высоких или низких оценок с результатами жизни. «Мы думаем об открытости как о кристаллизованном разуме; тот тип интеллекта, которому можно научиться в рамках классического образования», — говорит она. «Но не всегда это заканчивается положительно. Например, у вас нет более высокой заработной платы, и вы можете быть более рискованными в своем сексуальном поведении».

  • Добросовестность — эта черта описывает чью-то способность ставить цели, работать над их достижением и достигать их. В отличие от открытости, добросовестность была в центре внимания многих исследований, изучающих жизненные результаты, потому что это черта, наиболее коррелирующая с такими вещами, как академическая и профессиональная успеваемость.

  • Экстраверсия — эта черта, вероятно, является наиболее широко признанным показателем личности. Те, у кого высокий уровень экстраверсии, общительны, энергичны и стремятся к человеческому общению. Но, как и многие черты Большой пятерки, экстраверсия имеет несколько «граней», которые подпадают под ее широкий спектр. Шурер объясняет, что высокий или низкий балл по этому показателю может означать совершенно разные вещи в зависимости от этих основополагающих факторов. «Он состоит из двух основных компонентов, — говорит она. «Одно из них — доминирование, а другое — общительность. Некоторые считают, что их следует разлучить».

  • Доброжелательность — эта черта говорит сама за себя, вы не согласны? Он измеряет склонность человека к доверию и состраданию к другим людям. Поэтому те, у кого высокие баллы по этой черте, как правило, альтруистичны и общительны.

  • Невротизм — это черта, за которую никто не любит ставить высокие оценки, хотя комики, как известно, именно этим и занимаются. Нейротизм определяется как склонность человека к негативным эмоциям, включая гнев, тревогу и депрессию. Высокие баллы по этому показателю коррелируют с целым рядом проблем со здоровьем и даже с сокращением ожидаемой продолжительности жизни.

Показатели Большой пятерки, как правило, остаются относительно стабильными, особенно в зрелом возрасте, но некоторые черты со временем меняются. И часто они меняются предсказуемым образом. «Многие из этих изменений можно объяснить вашими ролями и обязанностями на протяжении всей жизни», — говорит Шурер. «Например, если у вас есть ребенок, это изменит вашу точку зрения».

Знаменательное исследование, проведенное в Австралии, показало, что по мере того, как испытуемые становились старше, получали больше обязанностей и больше полагались на свои сети взаимоотношений, показатели добросовестности и покладистости также повышались. И наоборот, исследование показало, что нейротизм, экстраверсия и открытость уменьшаются с возрастом.

Поиски эмпирической системы

В 1879 году немецкий психолог Вильгельм Вундт основал первую лабораторию психологических исследований, событие, которое ознаменовало появление экспериментальной психологии как отдельной от философии дисциплины. Внезапно аристократы и ученые, интересующиеся работой человеческого разума, начали задаваться вопросом, как они могут дать количественную оценку теории.

После этого изменения мысли и труды сэра Фрэнсиса Гальтона — ученого-эклектика и сводного двоюродного брата Чарльза Дарвина — были охвачены фундаментальным вопросом: можно ли разработать эмпирическую систему для классификации человеческих склонностей? «Силы человека конечны, а если и конечны, то не слишком велики для измерения», — писал Гальтон в эссе 1884 года. «Можем ли мы обнаружить характерные ориентиры, которые послужат основой для исследования? … Характер, определяющий наше поведение, — это определенное и прочное «нечто»» 9.0003

Гальтон решил провести эксперимент в пределах своей библиотеки, чтобы выяснить это. Он стряхнул пыль с копии «Тезауруса» Роже и извлек обширный список английских слов, описывающих «выдающиеся черты характера», сверившись с указателем. Тысячи слов, которые он назвал, по его собственному признанию, были малополезны; их значения перекрывались неорганизованным и непредсказуемым образом. Прежде чем видение Гальтона системы, которая эмпирически измеряла человеческий характер, могло быть реализовано, список терминов должен был быть сокращен.

Современные итерации

Хотя сочинения Гальтона были мечтательными и спекулятивными, его идеи породили направление исследований, которое ученые использовали на протяжении всего 20-го века и вплоть до наших дней. В течение трех десятилетий, с 1930-х по 60-е годы, группа исследователей личности снова составила список слов, которые можно использовать для описания характера человека. Но на этот раз в их распоряжении было больше инструментов для выявления фундаментальных тенденций. Анализируя большие наборы данных людей, описывающих себя и друг друга, они сгруппировали запутанную паутину прилагательных в отдельные кластеры.

«Большая пятерка была другой, — объясняет Шурер. «Это было так: «давайте создадим кухонную раковину из слов, а затем избавимся от лишнего, пока не останется только суть».

В 1949 году американский психолог Дональд Фиске определил пять основных черт личности. Исследователи копировали и совершенствовали работу Фиске в последующие десятилетия, пока черты Большой пятерки, какими мы их знаем сегодня, не появились в результате исследований психологов Роберта Маккрея и Пола Косты в 80-х и 90-х годах. Они назвали это пятифакторной моделью, или FFM.

Сегодня модель все еще развивается. В последние два десятилетия исследования, в которых используется «большая пятерка», иногда включали шестой фактор, локус контроля, который измеряет чувство свободы действий человека или то, верят ли они, что их действия могут изменить жизнь.

Хотя модель все еще меняется, обоснованность Большой пятерки как полезной основы общепризнана в научном сообществе. Шурер говорит, что статьи, критикующие ее аспекты, направлены на корректировку модели, а не на ее демонтаж. Например, 2019 г.Исследование выявило предубеждения, которые часто возникают при использовании Большой пятерки в разных культурах, особенно в развивающихся странах с низким уровнем образования. «На данный момент это всего лишь вариации», — говорит она. «Сейчас идет тонкая настройка».

Черты личности «большой пятерки» — IResearchNet

Черты личности «большой пятерки» Определение

Черты личности «большой пятерки» — это самые основные параметры, формирующие структуру человеческой личности и лежащие в основе закономерностей мышления, чувств и поведения людей. Большая пятерка многомерна, а это значит, что каждая из них описывает континуум между двумя крайними полюсами. Все люди, независимо от пола, возраста или культуры, обладают одними и теми же основными личностными чертами, но люди различаются по своему относительному положению по каждой из черт. Индивидуальная большая пятерка —

Нейротизм (против эмоциональной стабильности), экстраверсия (или срочность), открытость опыту (также называемая культурой или интеллектом), доброжелательность (против антагонизма) и добросовестность. В качестве памятки обратите внимание, что первые буквы можно переставить так, чтобы получилось ОКЕАН, термин, который указывает на широкий охват этой модели, охватывающей личностные черты.

Большая пятерка измерений

Личность структурирована иерархически; на самом широком или доменном уровне находится Большая пятерка, а под ними, на более низком уровне общности, находятся более узкие черты или грани. Таким образом, каждое из измерений «Большой пятерки» представляет собой комбинацию нескольких различных, но тесно связанных черт или характеристик. Например, большинство людей, которым нравится сотрудничать с другими, также более честны и сострадательны. Хотя из этого правила есть отдельные исключения, ассоциации между этими характеристиками в общей популяции достаточно сильны, чтобы оправдать их объединение в более широкую категорию приятности. Когда определенные аспекты формально включаются в модель «Большой пятерки», термин «пятифакторная модель» обычно используется для описания иерархии.

Люди с высоким уровнем невротизма эмоционально чувствительны; они легко расстраиваются и часто испытывают негативные эмоции. Индивидуальные аспекты включают грусть, гнев, тревогу/беспокойство, застенчивость, уязвимость к стрессу и склонность к импульсивным действиям. Люди с низким уровнем невротизма эмоционально стабильны и спокойны. Даже в стрессовых условиях они сохраняют уверенность и испытывают мало негативных эмоций.

Высоко экстравертированные люди приветливы, разговорчивы и обычно любят быть рядом с другими. Они напористы, активны и полны энергии, веселы и полны положительных эмоций, и они предпочитают стимулирующую среду. Интроверты, напротив, любят быть в одиночестве или с несколькими близкими друзьями. Они редко хотят руководить другими. Они сдержанны и серьезны, ценят свою независимость и предпочитают спокойную обстановку.

Люди с высокими показателями открытости опыту любопытны, обладают богатым воображением, имеют широкие интересы и легко воспринимают нетрадиционные идеи и ценности. Другие грани включают чувствительность к эстетическим переживаниям и фантазиям, а также богатую эмоциональную жизнь. Люди с низким уровнем Открытости имеют более узкий круг интересов и более условны в своих взглядах и поведении. Они закрыты для новых идей, действий и систем ценностей или убеждений. Они также менее интенсивно переживают свои эмоции.

Очень приятные люди альтруистичны, склонны к сотрудничеству, сострадательны и доверяют добрым намерениям других. Аспекты скромности и прямолинейности также связаны с приятностью. Неприятные люди, напротив, склонны к антагонизму, скептицизму и склонности к соперничеству, а не к сотрудничеству.

Наконец, люди с высокими показателями Сознательности стремятся к достижению высоких стандартов и самодисциплинированы, упорядочены, осмотрительны и послушны. Люди с низкой совестливостью редко планируют заранее. Они могут быть небрежными и неорганизованными в личных делах, и им часто не удается установить четко определенный набор жизненных целей.

Хотя Большую пятерку легче всего охарактеризовать по их крайним полюсам, важно помнить, что относительно немногие люди находятся на крайних точках. Большинство людей находятся примерно в середине континуума.

Теоретические взгляды на черты личности «большой пятерки»

Американский подход к характеристикам личности, на основе которого была получена «большая пятерка», возник в 1930-х годах. В то время как предыдущие подходы к исследованию личности связывали свои вопросы с теоретическими предубеждениями, подход с чертами был сосредоточен на данных, особенно на анализе описательных прилагательных, встречающихся в обычной речи. Такие слова, как застенчивый, раздражительный или любознательный, являются частью любого естественного языка и иллюстрируют типичные модели того, как люди думают и говорят о себе и других. Подход, основанный на чертах, направлен на выявление широких аспектов, лежащих в основе таких повседневных описаний личности. Из-за сосредоточенности на языковом анализе это направление исследований также называют лексическим подходом.

Сегодня существует широкий спектр теоретических взглядов на исследования Большой Пятерки. Исследователи лексической традиции, такие как Льюис Р. Голдберг и Жерар Сосье, довольствовались описанием структуры черт личности, не пытаясь объяснить их причины или следствия. Другие сосредоточились на относительно специфических аспектах Большой пятерки. Исследователи межличностных отношений, такие как Джерри С. Виггинс, изучали модели отношений, которые связаны с определенными личностными характеристиками, занимающими центральное место в социальных взаимодействиях. Основываясь на растущем количестве свидетельств генетической основы Большой пятерки, Дэвид М. Басс и другие психологи-эволюционисты изучили значение определенных конфигураций признаков для размножения и выживания.

Теория пяти факторов (БПФ), постулированная Робертом Р. МакКрэем и Полом Т. Коста-младшим, представляет собой более всеобъемлющее теоретическое объяснение, рассматривающее структуру системы личности, а также ее причинно-следственные связи и последствия в реальной жизни. . Согласно БПФ, черты личности являются генетически обусловленными биологическими предрасположенностями. В зависимости от нашего относительного положения в этих основных тенденциях и во взаимодействии с нашей индивидуальной средой мы развиваем определенные модели мыслей, чувств и поведения (также называемые характерными адаптациями), которые, в свою очередь, влияют на нашу объективную биографию. Хотя считается, что наше отношение к пяти основным тенденциям в целом остается стабильным с течением времени, характерные адаптации могут меняться. Например, женщина с высоким уровнем невротизма (базовая тенденция) может разработать стратегии преодоления (характерные адаптации), которые помогают ей справляться со стрессовыми ситуациями, и это позволяет ей браться за новую сложную работу (объективная биография). Тем не менее, у нее все еще высокий уровень невротизма, и она остается более эмоционально чувствительной, чем средний человек.

Измерение Большой пятерки

Большую пятерку обычно измеряют, прося людей описать себя в анкетах. Некоторые меры представляют собой просто списки слов, описывающих человека (например, «разговорчивый»), но такие списки прилагательных, как правило, неоднозначны из-за отсутствия интерпретативного контекста. Целые предложения (например, «Мне нравятся вечеринки с большим количеством людей») дают лучшую оценку личности. В качестве альтернативы таким самоотчетам родственники, друзья или другие люди, которые очень хорошо знают человека, могут дать оценку личности этого человека.

Всесторонняя оценка личности проводится в пересмотренном опроснике личности NEO (NEO PI-R). Основываясь на согласии людей с 240 короткими предложениями, NEO PI-R не только предоставляет баллы для пяти широких областей, но также и для шести второстепенных измерений (или аспектов) в каждой из Большой пятерки.

Развитие личности на протяжении всей жизни

С раннего младенчества у детей проявляются индивидуальные различия в общей активности или раздражительности. Эти биологически обоснованные склонности (также называемые темпераментом) в детстве развиваются в дифференцированные черты личности. Знакомая структура «Большой пятерки» была обнаружена у детей еще в начальной школе и, по-видимому, прочно утвердилась в подростковом возрасте.

В подростковом и раннем взрослом возрасте личность меняется предсказуемым образом. В среднем люди становятся менее невротичными и экстравертными, более приятными и добросовестными. Пик открытости приходится на юношеский возраст, а затем снижается. После 30 лет личность остается сравнительно стабильной, хотя небольшие изменения продолжаются в тех же направлениях.

Хотя средний уровень взрослой личности остается относительно стабильным, индивидуальные изменения, конечно, возможны. Депрессивные эпизоды, например, связаны с усилением невротизма. С началом деменции люди становятся более склонными к стрессу или выше невротизма и менее сознательны. По сравнению с изменениями личности, связанными с психологическими расстройствами, изменения в ответ на важные жизненные события, такие как брак или развод, обычно невелики и не очень последовательны в разных исследованиях.

Реальные результаты Большой пятерки черт личности

На протяжении многих лет Большая пятерка была связана с широким спектром соответствующих результатов. Приведу лишь несколько примеров: люди с высокими показателями невротизма хуже справляются со стрессорами, и у них чаще диагностируют психические расстройства; экстраверты имеют большее количество романтических партнеров и преуспевают в продажах и управленческих должностях; открытые личности преуспевают в творческих профессиях; низкая доброжелательность связана с преступностью среди несовершеннолетних; а высокая Сознательность связана со здоровым поведением и большей продолжительностью жизни — возможно, самым важным «результатом» из всех.

Когда дело доходит до оценки значения Большой пятерки в реальной жизни, важно изучить полный профиль личности человека, а не сосредотачиваться только на отдельных чертах. Например, люди с высоким уровнем невротизма с большей вероятностью будут злоупотреблять наркотиками, если у них также низкий уровень Сознательности, а люди с клинической депрессией имеют меньше шансов на выздоровление, если у них не только высокий уровень невротизма, но и низкий уровень экстраверсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *