Черты общения – Общение: понятие, функции и правила

Содержание

Общение: понятие, функции и правила

Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника.

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Природа возникновения общения и потребности в нем

Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Становление личности

На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает формированию личности. Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

Как все зарождалось?

Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе интроверт, привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Отсутствие межличностных контактов и его последствия

То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

Многогранность общения в целях

То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных биологических потребностей, характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять.
Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

Стили и классификация

Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Искусство межличностной коммуникации

Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

headlife.ru

Общение: общая характеристика

Общение: общая характеристика

Внимание! Zaochnik.com не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными
Узнать стоимость

Каждая общность имеет свои средства воздействия, использующиеся при коллективном взаимодействии в разнообразных формах. В этих средствах сконцентрировано социально-психологическое содержание образа жизни человека. Это традиции, обряды, ритуалы, праздники, отражение в искусстве, литературе, кино, СМИ. Все перечисленные формы относятся к массовым, имеющим мощнейший потенциал взаимовлияния людей друг на друга. Они являются хорошими средствами воспитания, включения человека в духовную атмосферу жизни. Главным во всех аспектах общения является человек, при увлечении инструментальной стороной общения можно свести к минимуму духовную сущность человека. Это приведет к упрощенному толкованию общения как информационно-коммуникативной деятельности. Человеческая личность обладает богатым и своеобразным внутренним миром, а при таком подходе, она отодвигается на второй план. При разделении общения на коммуникативную область и область взаимоотношений важно не утратить человека как духовную силу, преобразующую в процессе общения себя и окружающих. Общение – сложный вид человеческой деятельности, как труд, учение и игра.

Общая характеристика общения

Определение 1

Общение – сложный многоуровневый процесс возникновения, поддержания и развития контактов и связей между людьми, который является порождением совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

У общения есть личностно-ориентированная и социальная стороны. В процессе общения одновременно реализуются личностные установки, отношение к социальным нормам и влияние общества на личность.

Общение рассматривают с точки зрения трех уровней анализа. Макроуровень подразумевает общение человека с другими людьми в больших временных интервалах, например, в течение жизни. Акцент делается на психическое развитие человека. Мезауровень рассматривает общение как целенаправленные логически завершенные контакты, содержащие обмен информации в процессе жизнедеятельности людей, в конкретных интервалах времени. Здесь внимание акцентируется на изучении общения, его целей, причин. Отслеживается динамика общения, анализируются средства, которые были использованы, этапы общения, где стороны обмениваются представлениями, идеями, переживаниями. Микроуровень касается элементарных единиц информации типа: «вопрос-ответ», «призыв к действию – действие».

Ф

zaochnik.com

Основные свойства и особенности общения – виды контактов между людьми

В раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок толь­ко начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. Но в этот период мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Лишь постепенно внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивость. И хотя этот мир формируется под влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, кото­рого от него ожидают.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства (показ действий, управление движениями, выра­жение одобрения при помощи жестов и мимики) становятся уже не­достаточными для обучения ребенка приемам и правилам употребле­ния предметов. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свой­ствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он мо­жет, только овладевая речевым общением.

Многое здесь зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком, какие требования предъявляют к этому общению. Если с Детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают в развитии речи. С другой стороны, если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому жесту, ребенок может долго обходиться без речи. Другое дело, когда взрослые вынуждают ребенка говорить внятно, по возможности ясно оформлять словами свои желания и только в этом случае исполняют их.

Развитие речи. В раннем детстве развитие речи идет по двум лини­ям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собст­венная активная речь ребенка.

Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову вполне четко выполнять определенные действия при общении с одним чело­веком и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым. Так, годовалый малыш в общении с матерью показывает на головку, нос, глазки, ножки и некоторые другие части тела, но на просьбу других людей показать эти же части тела он может не реаги­ровать. Ребенок и мать находятся в столь тесном интимном контакте, что не только слова, но и жесты, мимика, интонация и ситуация об­щения — все вместе служит сигналом к действию.

В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенны­ми жестами. Например, взрослый говорит ребенку: «Дай ручку» — и сам делает соответствующий жест. Ребенок очень быстро научается ответному действию.

При этом он реагирует не только на слова, но и на всю ситуацию в целом.

Позднее значение ситуации преодолевается, ребенок начинает по­нимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются. Но и тогда связь слов с обозначаемыми предметами и действиями долго остается неустойчивой и все-таки зависит от тех обстоятельств, в которых взрослый дает ребенку сло­весные указания.

В первые месяцы второго года слова взрослого, относящиеся к какому-либо зна­комому для ребенка предмету, вызывают требуемое действие только в случае, если этот предмет находится перед его глазами. Так, если перед ребенком лежит кукла и взрос­лый говорит ему: «Дай куклу!», ребенок выполняет указание взрослого, тянется к кукле. Если же малыш не видит куклу, то слова «Дай куклу!» вызывают ориентировоч­ную реакцию на голос взрослого, но не приводят к поиску игрушки. Однако и в случае, когда требуемый предмет находится в поле зрения ребенка, его внимание легко отвле­кается непосредственным восприятием предметов более ярких, более близких, более новых. Если перед ребенком лежат рыбка, петушок и чашечка и взрослый несколько раз повторяет: «Дай рыбку!», то видно, что взгляд малыша начинает скользить по предметам, останавливается на рыбке, его рука тянется к названному предмету. Но очень часто случается так, что взгляд возвращается к предмету, более интересному для ребенка, и вместо рыбки он дает, например, петушка.

После полутора лет подчинение действий ребенка словесным указаниям взрослых становится более прочным, но все же еще может нарушаться, если между указанием и исполнением вводится отсрочка во времени или если указание вступает в противоречие с привычным, закрепившимся действием. На глазах ребенка рыбку, с которой он только что играл, помещают под перевернутую чашечку. Затем говорят ему: «Рыбка под чашеч­кой, достань рыбку!», но при этом задерживают ручку ребенка на 20-30 сек. После за­держки ребенок затрудняется выполнить указание, отвлекаясь на посторонние предметы.

В другом случае перед ребенком выставляют два предмета — чашечку и ложечку — и говорят’ «Дай чашечку, дай чашечку!» Он тянется к чашечке Если это же указание

повторяют несколько раз, а затем говорят: «Дай ложечку!», то ребенок продолжает привычно тянуться к чашечке, не замечая при этом, что он уже не подчиняется речевой инструкции взрослого. (По материалам А. Р. Лурия.)

Для ребенка второго года слово гораздо раньше приобретает пус­ковое, чем тормозящее значение: ребенку значительно легче по сло­весному указанию начать какое-либо действие, чем прекратить уже начатое. Когда, например, малышу предлагают закрыть дверь, он может начать многократно открывать и закрывать ее.

Другое дело — остановка действия. Хотя обычно уже к началу ран­него детства ребенок начинает понимать значение слова «нельзя», запрет еще не действует так магически, как хотелось бы взрослым.

Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вы­зывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредст­венное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдель­ные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи — и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непо­средственной ситуации общения, являются для ребенка важным при­обретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель дол­жен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит мед­ленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко.

После полутора лет ребенок становится инициативным. Он начи­нает не только постоянно требовать названия предметов, но и делает попытки произносить слова, обозначающие эти предметы. Вначале у него не хватает речевых возможностей, он тянется, кряхтит. Но вскоре вопрос «Это что?» становится постоянным требованием, обращенным ко взрослому. Темп развития речи сразу же возрастает. К концу вто­рого года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов.

На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, кото­рыми взрослые обычно не пользуются. Эти слова имеют троякое проис­хождение. Во-первых, это язык мам и нянь, считающих, что придуман­ные ими слова более доступны детям. Из уст в уста, из поколения в по­коление передаются такие слова, как «ам-ам» или «ням-ням», «тпруа»,

«нака», «бяка», «ав-авка». Во-вторых, автономную речь ребенка со­ставляют искаженные слова, произведенные им самим от настоящих слов. Не обладая еще в полной мере фонематическим слухом и не владея звуковой артикуляцией, ребенок невольно изменяет звуковую форму слова. Так, «молоко» он произносит как «моко», «голова» как «гова» и т.д. Крайние члены звуковой структуры слова обычно воспринимаются и воспроизводятся лучше, а середина опускается. В-третьих, ребенок сам придумывает автономные слова. Маленькая Леночка называет себя «Яя», Андрюшу братик называет «Дюка». Шаловливый мальчуган выдумывает новое слово «эки-кики».

В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании ав­тономная речь быстро исчезает. Обычно, общаясь с малышом, взрос­лые требуют от него четкого произнесения слов, что влияет на разви­тие фонематического слуха и артикуляции. Но если окружающие ре­бенка взрослые поддерживают автономную речь, она может сохра­ниться надолго.

В психологии известен факт неправильного речевого развития однояйцовых близ­нецов Юры и Леши. Из-за недостаточного общения со взрослыми и другими детьми эти близнецы общались между собой почти исключительно с помощью сложившейся у них автономной речи. Они пользовались малодифференцированными звуками вплоть до пяти лет, когда их разъединили и стали направленно обучать нормальной речи.

Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале — примерно до одного года десяти месяцев — дети ог­раничиваются предложениями, состоящими из одного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам и падежам. Причем каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может значить и «мама, возьми меня на руки», и «мама, я хочу гулять», и многое другое. Позже речь ребен­ка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. Овладевая в ходе предметной деятель­ности способами употребления предметов, дети начинают и в речевом общении улавливать и употреблять грамматические формы, при по­мощи которых эти способы можно обозначить.

Так, усвоив употребление выражений «забил молотко-w», «взял совочко-и», ребенок улавливает, что окончание -ом имеет орудийный смысл, и начинает сам применять его (иногда слишком широко) к новым предметам-орудиям: «ножом», «ложком», «лопаткол»» и т.д.’ Под влиянием взрослых такие неправомерные переносы исчезают.

К трем годам ребенок овладевает употреблением многих падежных окончаний.

Сосредоточение на том, как взрослые произносят слова, и усвоение грамматических форм родного языка развивают у ребенка чутье язы­ка. К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Часто они сами, играя, пробуют подбирать слова с определенным оттенком значения.

Маленький Андрюша уловил в слоге -ка какой-то особый смысл. Толька, Вовка — запретные для него слова. Боясь порицания, он провоцирует брата: «Скажи, тетька, бабка, дядька, кофтка (кофта), култка (куртка)». Братишка тоже чувствует в этих сло­вах нечто «ругательное» и возражает: «Не буду. Мама не лазлесает (не разрешает)». Тогда Андрюша сам занялся подбором слов, оканчивающихся на -ка: «Дядька, Аленк-я, талелл-а». В некоторых случаях он задумывается, так как чувствует, что слова хотя и кончаются на -ка, но не несут оттенка того значения, которое он ожидает. Поэтому Андрюша временами заявляет: «ложа-я, талелка — не так. Надо дядька, Аленкя».

Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможно­сти развития общения.

Идентификация отношений взрослого и ребенка. Уже к концу мла­денческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пра-лингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т.д.). Такие значимые для общения образования фор­мируются на врожденной основе через подражание взрослому, кото­рое является первой формой идентификации.

Элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, пре­вращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери. Именно мать, психологически настроенная на идентифика­цию с малышом, использует освоенные ребенком средства установле­ния непосредственной эмоциональной связи и достигает вместе с ним определенного уровня идентификации. При этом для установления идентификационных отношений мать бессознательно использует раз­нообразные приемы телесного контакта с малышом (гладит, похло­пывает, тормошит, тянет за ручки и ножки, целует, «тузит» и др.).

Ребенок сам побуждает мать на общение и идентификацию с его состояниями — от детской бурной радости до детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональную заинтересованность в нем!

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через них он осваи­вает первые этапы идентификации взаимодействий людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду.

Особое значение для развития способности к идентификации приоб­ретает освоение ребенком речи, умение использовать замещения и разно­образные знаки. Отрешаясь от своей персоны и входя в мир замещае­мых предметов, малыш, идентифицируя их с отсутствующими предме­тами, погружается в условия, требующие от него овладения идентифи­кацией как способностью приписывать предмету-заместителю свойства отсутствующего предмета. Это могут быть физические свойства, спосо­бы действия (функциональное назначение предмета), чувства и др. Взрослый, играя с ребенком, вводит его в мир возможных трансформа­ций предметов и эмоций, а ребенок естественно и с радостью принимает все свойственные человеческой психике возможности к идентификации.

Установлено, что в условиях выраженной готовности к идентифи­кации со стороны взрослого повышаются настроение и связанная с

этим общая активность ребенка Именно в этом случае говорят об эмоциональной подпитке.

Специфика общения в раннем возрасте. Ребенок в возрасте от полу­тора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внима­тельно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включает­ся в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или задавая вопросы. Удовольствие, ко­торое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз при­ближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому, прежде всего к матери. Ребенок «льнет» к взрослому, задает ему вопросы, пытается понять ответы.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ре­бенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является ис­точником своей вот и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками. Все эти виды соци­альной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но не следует забывать, что все-таки большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий.

Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом соци­ально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные прома­хи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии’, он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Правда, все эти возможно­сти приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных ис­пытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения. Он может разом дать регрессивную реакцию, и тут уж мы не увидим малыша в ареоле его достижений.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение

играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т.п.) обусловливает мотивацию к достижению (мотив дос­тижения, Дэвид Маклелланд), что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка, развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает дос­таточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет кон­тролировать свои эмоции и свою волю.

Предыдущая102103104105106107108109110111112113114115116117Следующая

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 364 | Нарушение авторского права страницы

laservirta.ru

1. Понятие и общие характеристики общения

1.1 Понятие и виды общения

Общение
— сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями в
деятельности совместной; включает в
себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие
и понимание партнера.

Общение
— реализуемое знаковыми средствами
взаимодействие двух или более субъектов,
вызванное потребностями деятельности
совместной и направленное на значимое
изменение в состоянии, поведении и
личностно-смысловых образованиях
партнера. Состоит во взаимном обмене
сообщениями с предметным и эмоциональным
аспектами.

В
самом общем виде общение выступает как
форма жизнедеятельности. Его социальный
смысл состоит в том, что оно выступает
средством передачи форм культуры и
общественного опыта.

Специфика
общения определяется тем, что в его
процессе субъективный мир одного
человека раскрывается для другого. В
общении человек самоопределяется и
самопредъявляется, обнаруживая свои
индивидуальные особенности. По форме
воздействий можно судить о коммуникативных
умениях и чертах характера человека,
по специфике организации речевого
сообщения — об общей культуре и грамотности.

В
общении выделяются следующие аспекты:
содержание, цель и средства. Содержание
— это информация, которая
в межиндивидуальных контактах передается
от одного живого существа к другому.
Содержанием общения могут быть сведения
о внутреннем мотивационном или
эмоциональном состоянии живого существа.
Один человек может передавать другому
информацию о наличных потребностях,
рассчитывая на потенциальное участие
в их удовлетворении.

У
человека содержание общения значительно
шире, чем у животных. Люди обмениваются
друг с другом информацией, представляющей
знания о мире, богатый, прижизненно
приобретенный опыт, знания, способности,
умения и навыки. Человеческое общение
многопредметно, оно самое разнообразное
по своему внутреннему содержанию.

Цель общения
— это то, ради чего у человека возникает
данный вид активности. У животных целью
общения может быть побуждение другого
живого существа к определенным действиям,
предупреждение о том, что необходимо
воздержаться от какого-либо действия.
Мать, например, голосом или движением
предупреждает детеныша об опасности;
одни животные в стаде могут предупреждать
других о том, что ими восприняты жизненно
важные сигналы.

Не
менее существенны отличия средств общения.
Их можно определить как способы
кодирования, передачи, переработки и
расшифровки информации, передаваемой
в процессе общения одного живого существа
другому.

Кодирование
информации — это способ передачи ее от
одного живого существа к другому.
Например, информация может передаваться
с помощью прямых телесных контактов:
касанием тела, руками и т.п. Информация
может людьми передаваться и восприниматься
на расстоянии, через органы чувств
(наблюдения со стороны одного человека
за движениями другого или восприятие
производимых им звуковых сигналов).

В
зависимости от содержания, целей и
средств общение можно разделить на
несколько видов.

При материальном
общении субъекты, будучи занятыми
индивидуальной деятельностью, обмениваются
ее продуктами, которые, в свою очередь,
служат средством удовлетворения их
актуальных потребностей.

При кондиционном
общении люди оказывают влияние друг
на друга, рассчитанное на то, чтобы
привести друг друга в определенное
физическое или психическое состояние.
Например, поднять настроение или,
напротив, испортить его; возбудить или
успокоить друг друга, а в конечном счете
— оказать определенное воздействие на
самочувствие друг друга.

Мотивационное
общение имеет своим содержанием
передачу друг другу определенных
побуждений, установок или готовности
к действиям в определенном направлении.
В качестве примера такого общения можно
назвать случаи, когда один человек
желает добиться того, чтобы у другого
возникло или исчезло некоторое стремление,
чтобы у кого-либо сложилась определенная
установка к действию, актуализировалась
некоторая потребность.

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного
общения может служить общение,
связанное с различными видами
познавательной или учебной деятельности.
Здесь от субъекта к субъекту передается
информация, расширяющая кругозор,
совершенствующая и развивающая
способности.

Биологическое
— это общение, необходимое для
поддержания, сохранения и развития
организма. Оно связано с удовлетворением
основных органических потребностей.

Социальное
общение преследует цели расширения
и укрепления межличностных контактов,
установления и развития интерперсональных
отношений, личностного роста индивида.
Существует столько частных целей
общения, сколько можно выделить подвидов
биологических и социальных потребностей.

Непосредственное
общение осуществляется с помощью
естественных органов, данных живому
существу природой: руки, голова, туловище,
голосовые связки и т.п.

Опосредствованное
общение связано с использованием
специальных средств и орудий для
организации общения и обмена информацией.
Это или природные предметы (палка,
брошенный камень, след на земле и т.д.),
или культурные (знаковые системы, записи
символов на различных носителях, печать,
радио, телевидение и т.п.).

Прямое
общение предполагает личные контакты
и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте
общения, например, телесные контакты,
беседы людей друг с другом, их общение
в тех случаях, когда они видят и
непосредственно реагируют на действия
друг друга.

Косвенное
общение осуществляется через
посредников, которыми могут выступать
другие люди (скажем, переговоры между
конфликтующими сторонами на
межгосударственном, межнациональном,
групповом, семейном уровнях).

Среди
видов общения можно выделить также
деловое и личностное, инструментальное
и целевое. Деловое общение обычно
включено как частный момент в какую-либо
совместную продуктивную деятельность
людей и служит средством повышения
качества этой деятельности.

Личностное
общение сосредоточено в основном
вокруг психологических проблем
внутреннего характера, тех интересов
и потребностей, которые глубоко и интимно
затрагивают личность человека.

Инструментальным можно
назвать общение, которое не является
самоцелью, не стимулируется самостоятельной
потребностью, но преследует какую-то
иную цель, кроме получения удовлетворения
от самого акта общения. Целевое — это
общение, которое само по себе служит
средством удовлетворения специфической
потребности, в данном случае потребности
в общении.

Важнейшими
видами общения у людей являются вербальное
и невербальное. Невербальное общение не
предполагает использование звуковой
речи, естественного языка в качестве
средства общения. Невербальное — это
общение при помощи мимики, жестов и
пантомимики, через прямые сенсорные
или телесные контакты.

Вербальное
общение присуще только человеку и в
качестве обязательного условия
предполагает усвоение языка. По своим
коммуникативным возможностям оно
гораздо богаче всех видов и форм
невербального общения, хотя в жизни не
может полностью его заменить. Да и само
развитие вербального общения первоначально
непременно опирается на невербальные
средства коммуникации.

studfiles.net

Особенности характера в общении — Психология жизни

«У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и наконец тот, который есть в действительности!» ©Виктор Гюго

На поведение человека в процессе общения влияет его характер.

В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Что такое характер? Условия формирования характера

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

 

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Характер формируется на основе природных, биологических свойств человека и в результате влияния окружающей среды. Поэтому большую роль в формировании характера играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Зачем нам нужна самооценка?

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность основные свойства его характера.

В статье мы прежде всего рассмотрим вопрос о значении и влиянии характера человека на его общение. Даже будем смелее и поставим вопрос так: «Какие черты характера делают общение особенным?» Можно ли изменить характер?

Особенности характера в общении. Черты и свойства характера

Черты характера — это особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта характера есть некоторый устойчивый стереотип поведения — устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.

Как добиться цели?

Характер человека имеет как общие так и частные черты и свойства. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений и деятельность человека.

 

Общие черты характера человека:

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3) сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность.

Частные черты и свойства характера:

общительность – замкнутость, лидерские черты характера, и наоборот, подчиненность, а также оптимизм – пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, ранимость – безмятежность, деликатность – грубость, самоконтроль — импульсивность, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность

.

Кроме того, в характере человека выделяют:

  • интеллектуальные (сообразительность, наблюдательность и др.),
  • эмоциональные черты характера, которые проявляются в отношении человека к миру (возбудимость, рассудочность и т.д.)
  •  волевые черты характера, которые определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

Особенности характера в общении: значение темперамента

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.  4 темперамента: особенности типов темперамента

И не стоит забывать и о значении свойств темперамента на особенности общения конкретного человека. Свойствами темперамента человека являются экстраверсия и интроверсия или обычными словами, общительность и замкнутость. Досье на темперамент

Экстраверсия и интроверсия как черты характера проявляются в общении и выражают открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Экстраверт — это общительный человек, проявляющий особый интерес к тому, что происходит вокруг.

Встав перед выбором пойти с друзьями на вечеринку или дома посидеть у телевизора, экстраверт скорее выберет первое в отличие от интроверта.

 

Интроверт все внимание направляет на самого себя. Он является центром собственных интересов, ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг.

Психологи утверждают, что на характер общения значительно влияет темперамент человека и его свойства больше, чем черты характера, потому что в отличие от темперамента характер человека обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

Особенности характера в общении: Что можно узнать о человеке по манере его общения?

В любом общении вы можете определить черты характера, свидетельствующие об отношении человека к:
1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)
2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)
3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)
4) вещам (аккуратность, бережливость).

А также в общении можно  познакомиться с интересами и убеждениями человека, что составляет структуру его характера. На что следует обратить внимание на первом свидании?

Убежденность обеспечивает долгосрочную направленность поведения человека, стремления к достижению поставленных целей, уверенность в важности своего дела.
Показательными для понимания характера могут быть и интересы человека. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Каких людей лучше избегать?

Характер человека проявляется через образ действий человека. Люди могут идти к достижению одних и тех же целей совершенно разными путями, использовать свои особенные приемы и способы. Это несходство определяет специфику характера личности.

Не бойтесь изучать людей вокруг, общаться и узнавать характер человека, ведь через общение с другими людьми мы познаем себя!

psylive.com.ua

Характеристика основных видов общения

Основание

разделения

Вид
общения

Краткая
характеристика

1.Используемые
знаковые системы

Вербальное

Устная
или письменная речь, т.е. общение с
использованием словесных знаков

Невербальное

Визуальные
(воспринимаемые зрительным анализатором),
аудиальные (воспринимаемые слуховым
анализатором — пара- и экстралингвистические),
тактильные (связаны с прикосновением,
осязательные) и ольфакторные
(воспринимаемые обонятельным
анализатором) бессловесные способы
общения

2.Характер
связи общающихся

Непосредственное

Контакт
«с глазу на глаз», «лицом к лицу»

Опосредованное

Контакт
при помощи письменных или технических
(телефон, телеграф, телевидение и др.)
средств, отдаляющих во времени или в
пространстве получение обратной
связи между участниками

3.Кол-во
участвующих в общении

Межперсональное

Непосредственные
контакты людей в постоянных группах
или парах

Массовое

Множество
контактов незнакомых людей,
опосредованных различными средствами
массовой информации

4.Значимость
социальных ролей

Межличностное

Стиль
общения определяется уникальностью
индивидуальных качеств личности, а
соц. роли второстепенны

Ролевое

Стиль
общения диктуется исполняемой
социальной ролью, а личностные качества
вторичны

5.Отношение
к другому человеку

Монологическое

Субъект-объектное,
при котором субъект общения (лицо,
обладающее активностью, осознанными
целями и правом их реализации) связывает
реализацию своих целей с партнером,
рассматриваемым им как объект общения
(лицом пассивным, имеющим цели менее
важные, чем цели субъекта). Две
разновидности монологического общения
— императив и манипуляцию

Диалогическое

Субъект-субъектное,
при котором субъект общения связывает
реализацию своих целей с равноправным
участником взаимодействия (субъектом)
и заключающееся во взаимосвязанном
познании, самопознании и саморазвитии
партнеров. В диалогическом общении
необходимо не просто слушать, а
слышать, не просто смотреть, а видеть,
не просто размышлять, а понимать

6.Направленность
на задачу

Деловое

Общение
направлено на дело, на результат

Личностное

Общение
направлено на удовлетворение личностных
потребностей

Конечно,
на такое общение влияют ожидания,
имеющиеся в отношении другого у каждого
партнера, но их достаточно легко изменить,
пристроить к реальному поведению.
Общение будет стремиться к продолжению,
если формирует у партнеров взаимную
симпатию. И достаточно мало причин
продолжать его будет у тех партнеров,
которые начали испытывать эмоциональную
неприязнь друг к другу. Таким образом,
межличностное общение предоставляет
своим участникам значительную свободу
в выборе «режима» общения, в принятии
решения о его продолжении или прекращении.

Эмоциональные
отношения пронизывают всю систему
человеческих взаимодействий и часто
накладывают отпечаток на ролевые
отношения. Ролевое
общение

помогает
людям создавать и поддерживать отношения,
построенные на деловых, формально-социальных
контактах. Оно обеспечивает коммуникацию
в таких социальных тандемах, как
«руководитель -подчиненный», «покупатель
-продавец», «милиционер -нарушитель
порядка» и др. В таких отношениях именно
роль, ролевые ожидания участников
общения определяют, как будет воспринят
партнер (какие качества и характеристики
в нем будут замечены и приняты), как
будет читаться его поведение и строиться
собственное. Роль определяет также
оценку человеком самого себя в данной
ситуации. В ролевом общении человек не
свободен в выборе стратегии своего
поведения, восприятии партнера и
самовосприятии. Он лишается определенной
спонтанности своих реакций, а в ряде
случаев — даже свободы внутреннего
реагирования (веками воспитываемая
социальная послушность может приводить
к тому, что даже в своем духовном мире
человек продолжает исполнять ту или
иную социальную роль). Образы, действия,
представления и даже чувства задаются
ему его социальной позицией. В ролевом
общении человек реализует себя как член
общества, определенной группы, участник
различных систем социального контроля,
выразитель интересов определенных
социальных слоев. В ролевом общении
человек лишается спонтанности,
естественности, непосредственности,
однако приобретает чувство принадлежности,
социальной защищенности, включенности
в группу и отношения.

Монологическое
общение

вид общения,
предполагающий позиционное неравноправие
партнеров. Один — автор воздействия,
лицо, обладающее активностью, осознанными
целями и правом их реализовать. Реализация
его целей связана с другим человеком,
партнером по общению, который автором
рассматривается как лицо пассивное,
если и имеющее цели, то менее важные,
чем его собственные. Этот партнер
воспринимается как объект целенаправленного
воздействия, и мы в данном случае имеем
дело с «субъект-объектным» общением.
Можно выделить две разновидности
монологического общения: императив и
манипуляцию.

Императивное
общение

— авторитарная,
директивная форма воздействия на
партнера по общению в целях достижения
контроля над его поведением и внутренними
установками, принуждения к определенным
действиям или решениям. Чаще всего
императивные формы общения используются
для установления контроля над внешним
поведением человека. Особенность
императива в том, что конечная цель
общения — принуждение партнера — не
завуалирована: «Будешь делать как я
скажу». В качестве способов оказания
влияния используются приказы, указания,
предписания и требования, наказания,
поощрения.

Манипуляция
наиболее
распространенный вид человеческого
общения. Такое общение предполагает
воздействие на партнера в целях достижения
своих скрытых намерений. При этом адресат
манипуляции воспринимается (часто
неосознанно) ее инициатором как объект,
средство достижения своих целей. Так
же как при императивном, при манипулятивном
общении ставится цель добиться контроля
над поведением и мыслями другого
человека. Сила манипуляции — в ее скрытом
характере: скрыт как сам факт воздействия,
так и его цель. Манипулятор использует
психологически уязвимые места человека
— черты характера, привычки, желания, а
также его достоинства, т. е. все, что
может срабатывать автоматически, без
сознательного анализа.

Отношению
к другому человеку как к средству может
быть противопоставлено отношение к
нему как к ценности. Изменение отношения
позволяет выйти на совершенно новый,
невозможный для манипулятора уровень
общения, который в отечественной
психологии получил название диалога
(М.М.Бахтин),
а в западной традиции — гуманистического
типа общения (К.Роджерс).
В диалогическом
общении

происходит
открытие человеком реальности другого
человека, его мыслей, чувств, представлений
о мире. Социальное существование вполне
возможно (и в ряде случаев с меркантильных
позиций даже выгоднее) поддерживать с
помощью монологического общения —
императива, манипуляции. Диалог
— это естественное бытие человека как
индивидуальности, творца своей жизни
и отношений. Диалог — равноправное
субъект-субъектное общение, имеющее
целью взаимное познание, самопознание
и саморазвитие партнеров по общению.
Диалог строится на принципиально иных,
чем монологическое общение, началах.
Целью диалога является не только
удовлетворение собственных потребностей
(самопознание, саморазвитие, самопонимание),
но и познание другого человека.

В
качестве основополагающих принципов
диалогического (гуманистического)
общения К.Роджерс
выделяет следующие:

  • Конгруэнтность
    партнеров по общению,
    т.е.
    соответствие опыта, мыслей и чувств и
    средств общения одного партнера мыслям,
    чувствам и средствам общения другого.

  • Безоценочное
    восприятие личности партнера,
    априорное
    доверие к его намерениям.

  • Восприятие
    партнера как равного, имеющего право
    на собственное мнение и собственное
    решение.
    На
    первый взгляд это положение делает
    невозможным применение диалогического
    метода в воспитании: ведь учитель и
    ученик, воспитатель и воспитанник не
    равны, они занимают различные социальные
    позиции, облечены разной ответственностью.
    Но не стоит понимать равенство партнеров
    примитивно, как их фактическое равенство.

  • Проблемный,
    дискуссионный характер общения,
    разговор
    на уровне точек зрения и позиций, а не
    на уровне аксиом и вечных истин. Диалог
    разрушается там, где партнер переходит
    на язык догм, где нет места спору,
    уточнению точки зрения, возможности
    не согласиться.

  • Персонифицированный
    характер общения,
    разговор
    от имени собственного «я»: «Я считаю»,
    «Я думаю» и т. д. Сравните: «Всем известно»,
    «Давно установлено», «Не вызывает
    сомнений». Появление в речи подобных
    безличных, обобщенных оборотов понятно.
    Они выполняют все ту же защитную функцию.
    Когда говоришь от имени «прогрессивного
    человечества», кажешься весомее и в
    собственных глазах, и в восприятии
    партнера, но диалог это разрушает.

Гуманистическое
общение, как понимал его К.Роджерс,
позволяет достичь большой глубины
взаимопонимания, самораскрытия партнеров.
Несомненно, реализация такого типа
общения требует и соответствующей
жизненной ситуации, и внутренней
готовности партнеров.

Деловое
общение
имеет
цель вне себя и служит способом организации
и оптимизации того или иного вида
предметной деятельности: производственной,
научной, коммерческой и т. д. Производственное
взаимодействие может и не быть по своей
сути общением в том случае, если другой
субъект выступает в качестве объекта
.
Например, при жестко авторитарном стиле
руководства отношение начальника к
подчиненному выступает в основном как
отношение субъекта к объекту. В этом
случае формой отношений является
дисциплина — принцип строгого регулирования
иерархического сопоставления управляющего
и управляемого. Понятно, что управляемый
лишен свободы действия, что право
принятия решения предоставлено
управляющему субъекту и потому связь
между ними асимметрична, монологична,
а не диалогична.

Особенности
делового общения
заключаются
в том, что:

  • партнер всегда
    выступает как личность, значимая для
    субъекта;

  • общающихся отличает
    хорошее взаимопонимание в вопросах
    дела;

  • основная
    задача делового общения — продуктивное
    сотрудничество.

Профессиональное
взаимодействие специалистов возможно
лишь в ситуациях, которые предполагают
прагматические цели и конструктивность
решений, а также психологическую
готовность каждого из партнеров к
адекватному поведению и деловому
сотрудничеству.

Различают
пять основных видов
делового общения:
познавательное,
убеждающее, экспрессивное, суггестивное,
ритуальное. Для каждого из них характерны
свои цели и ожидаемый результат, условия
организации, коммуникативные формы,
средства и способы.

Выделяют
такие виды
общения
,
как
межличностное, групповое и межгрупповое,
массовое, доверительное и конфликтное,
интимное и криминогенное, деловое и
личное, прямое и опосредованное,
терапевтическое и ненасильственное.

Общение
обычно проявляется в единстве пяти его
сторон: межличностной, когнитивной,
коммуникативно-информационной, эмотивной
и конативной.

Межличностная
сторона

отражает
взаимодействие человека с непосредственным
окружением: с другими людьми и теми
общностями, с которыми он связан своей
жизнью. Когнитивная
сторона

общения
позволяет ответить на вопросы о том,
кто собеседник, что он за человек, чего
от него можно ожидать, и иные о личности
партнера. Коммуникативно-информационная
сторона
представляет
собой обмен между людьми информацией,
идеями, интересами, настроениями,
чувствами, установками и т.п. Эмотивная
сторона

общения
связана с функционированием эмоций и
чувств, настроения в личных контактах
партнеров. Конативная
(поведенческая)
сторона
общения
служит целям согласования внутренних
и внешних противоречий в позициях
партнеров.

studfiles.net

это… Типы, средства, значение, этика и психология общения

Люди – существа социальные, поэтому общение для них – это важный процесс, включающий в себя обмен информацией. Но общение – это не только разговор двух или более собеседников: по факту в коммуникацию вступают все существа, но только у человека процесс передачи информации имеет разную типологию, задействует различные средства и меняется в зависимости от ситуации.

Характеристика общения

Общение может иметь различные характеристики и отличаться в зависимости от того, кто ведет разговор. Так, бытовое общение отличается от корпоративного, а мужское – от женского. Процесс коммуникации может быть вербальным и невербальным. Ведь не только слова передают информацию. Взгляды, прикосновения, поступки, шаги – все это общение, к которому прибегает ежедневно человек.

В целом можно сказать, что это сложный процесс взаимодействий между людьми, особенно если рассматривать его с точки зрения науки. Существует множество определений этого понятия, ведь множество людей рассматривают этот вопрос с различных точек зрения. Но в целом можно сказать следующее:

  • Общение – это сложный многоуровневый процесс установления между людьми диалога, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание оппонента. Проще говоря, это связь между людьми, в процессе которой возникает психологический контакт.

Основные аспекты

В процессе передачи информации принимают участие два и более человека. Тот, который говорит, называется коммуникатором, а слушающий – реципиентом. Помимо этого, в общении выделяют несколько аспектов:

  1. Содержание. Характер передаваемого сообщения может быть очень разнообразным. К примеру, восприятие оппонента, взаимодействие, взаимовлияние, управление деятельностью и т. д.
  2. Цель общения. Ради чего человек вступает в контакт.
  3. Способ передачи информации. То есть способами общения могут быть слова, жесты, переписка, обмен голосовыми или видеосообщениями. Вариантов масса.

Еще одним отдельным аспектом стоит выделить компетентность в общении. Это очень коварное понятие, ведь успешная коммуникация состоит из множества элементов, причем их список может меняться от ситуации к ситуации, поэтому о компетентности можно говорить только относительно какого-то одного умения. А вот способность слушать во всех коммуникативных умениях занимает почетное первое место.

Функции общения

В зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать процесс коммуникации, можно выделить несколько функций. Согласно В. Панферову, их шесть:

  1. Коммуникативная – определяет взаимосвязь людей на уровне межличностного, группового или общественного взаимодействия.
  2. Информационная – передача, обмен информацией.
  3. Когнитивная – осмысление информации на основе воображения и фантазии.
  4. Эмотивная – проявление эмоциональной связи.
  5. Конативная – коррекция взаимных позиций.
  6. Креативная – формирование между людьми новых отношений, то есть их развитие.

Согласно другим источникам, процесс общения выполняет только четыре функции:

  1. Инструментальную. Процесс общения является социальным механизмом передачи информации, которая необходимая для совершения необходимых действий.
  2. Синдикативную. Процесс коммуникации объединяет людей.
  3. Самовыражения. Общение помогает улучшать взаимопонимание в психологическом контексте.
  4. Трансляционную. Передача оценок и форм деятельности.

Структура общения

Процесс передачи информационных сообщений состоит из трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.

Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между людьми и пониманием сказанного. В этом вопросе человек должен уметь отличить хорошую информацию от плохой. В этике и психологии общения речь является способом внушения, суггестии. В процессе коммуникации выделяют три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. В процессе избегания человек старается всячески уклониться от контакта с собеседником. Он может не слушать, быть невнимательным, отвлекаться и не смотреть на собеседника. Избегая общения, индивид может попросту не явиться на встречу.

Также человеку свойственно делить коммуникаторов на авторитетных и нет. Обозначив круг авторитетов, индивид прислушивается только к их словам, игнорируя остальных. Также защититься от опасной информации человек может, изобразив полное непонимание переданного сообщения.

Привлечение внимания

В процессе коммуникации люди часто сталкиваются с барьерами общения. Каждому индивиду важно, чтобы его слушали и слышали, поэтому крайне необходимо удерживать внимание реципиентов. Первое, с чем сталкивается человек в процессе общения – проблема с привлечением внимания. Решить ее можно используя такие приемы общения:

  • «Нейтральная фраза». Человек может произнести фразу, никак не связанную с основной темой беседы, но ценную для присутствующих.
  • «Завлечение». Говорящему стоит очень тихо и непонятно произнести фразу, это заставит окружающих прислушаться к его словам.
  • «Зрительный контакт». Если пристально глядеть на человека, то его внимание будет полностью сосредоточено. Когда человек избегает взгляда, он дает понять, что не желает вступать в контакт.

Барьеры в общении могут быть представлены в виде шума, освещения или желания реципиента поскорее вступить в беседу, поэтому нужно научиться «изолировать» собеседника от этих факторов.

Интерактивная и перцептивная сторона общения

Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э. Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства. «Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь. Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.

Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.

Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Средства общения

Естественно, основным средством общения является язык – особая система знаков. Знаки – это материальные объекты. В них вкладывается некое содержание, которое выступает их значением. Люди учатся разговаривать, усваивая эти значения знаков. Это и есть язык общения. Все знаки можно поделить на две большие группы: интенциональные (специально созданные для передачи информации), неинтенциональные (выдают информацию непреднамеренно). Обычно к неинтенциональным относят эмоции, акцент, мимику и жесты, говорящие о самом человеке.

В уроках общения часто акцентируют внимание на том, что нужно научиться познавать другого человека. Для этого используют механизмы идентификации, эмпатии и рефлексии. Самый простой способ понять собеседника – идентификация, то есть уподобление себя ему. Во время коммуникации люди часто используют этот прием.

Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние другого. Но очень часто процесс понимания осложняется рефлексией – знанием того, как оппонент понимает коммуникатора, то есть своеобразными зеркальными отношениями между людьми.

Также в процессе передачи информации важно воздействовать на реципиента. К основным видам воздействия относятся такие стили общения:

  1. Заражение – это бессознательная передача другому своего эмоционального состояния.
  2. Внушение – направленное воздействие на индивида с целью принять другую точку зрения.
  3. Убеждение – в отличие от внушения, это воздействие подкреплено весомыми аргументами.
  4. Подражание – коммуникатор воспроизводит черты поведения реципиента, чаще всего копирует его позу и жесты. На подсознательном уровне такое поведение вызывает доверительные отношения.

Типы общения

В психологии существуют разнообразные виды общения. С одной стороны, их делят в соответствии с обстановкой, в которой находятся собеседники. Так, определяют прямую и опосредованную коммуникацию, групповое и межгрупповое общение, межличностное, терапевтическое, массовое, криминогенное, интимное, доверительное, конфликтное, личное, деловое. С другой стороны, типы общения определяются таким образом:

  • «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует намерение понять оппонента. При контакте используются стандартные «маски» скромности, вежливости, безразличия и т. д. То есть используется весь спектр действий, позволяющий скрыть истинные эмоции.
  • Примитивное общение – в процессе взаимодействия человека оценивают с точки зрения нужности или ненужности. Если индивида посчитают «нужным», то с ним начнут активно вести беседу, в противном случае будут игнорировать.
  • Формальное общение – этот вид коммуникации полностью регламентирован. Здесь не нужно знать личность собеседника, ведь все общение базируется вокруг его социального статуса.
  • Деловое общение – здесь человеку как личности хоть и уделяют внимание, но все же дело превыше всего.
  • Духовная коммуникация – общение между людьми, которые хорошо знают друг друга, могут предвидеть реакции собеседника, учитывают интересы и убеждения своего оппонента.
  • Манипулятивная коммуникация – основная цель такого общения состоит в извлечении выгоды из собеседника.
  • Светское общение – в подобном процессе люди говорят то, что положено говорить в подобных случаях, а не то, что они в действительности думают. Они могут часами обсуждать погоду, высокое искусство или классическую музыку, даже если эти темы никому не интересны.

Этика общения

Процесс коммуникации в разных кругах строится по-разному. В неформальной обстановке люди общаются так, как им хочется, не особо задумываясь о чистоте и грамотности речи. Например, во время общения сверстников могут звучать жаргонизмы, понятные только им.

В некоторых кругах общение регламентировано набором норм и правил, которые именуются этикой общения. Это моральная, нравственно-этическая сторона коммуникации, включающая в себя искусство ведения разговора, когда в процессе коммуникации применяются особые техники. Проще говоря, это свод правил, которые помогут показать себя с лучшей стороны в соответствующей обстановке, объясняя, что можно и что нельзя делать.

Этика напрямую связана с понятием культуры общения. Культурный разговор позволяет показать свою образованность, незаангажированность, воспитанность. Особое внимание в этом вопросе уделяют культуре речи и умению слушать. Благодаря культурному общению можно сразу определить высокоразвитого человека. Ведь с тем, у кого скудный словарный запас и в каждом предложении присутствует по несколько слов-паразитов, и так все понятно.

Правила коммуникации

Значение общения проявляется в возможности обмениваться идеями, информацией, эмоциями и формировать представление о себе. Успеха в этой области можно достичь, если следовать общепринятым правилам коммуникации.

Во-первых, нужно обратить внимание на пунктуальность, без нее сложно построить какие-либо отношения. Очень важно всегда отвечать за свои слова, выполнять в срок обещанные задания. Ведь общение – это не только кратковременный «пинг-понг в слова», а планомерное и целенаправленное создание благоприятного образа. Согласитесь, никто не станет слушать «пустомелю», который никогда не отвечает за свои слова.

Во-вторых, излишняя болтливость портит имидж. Человек должен различать не только плохую и хорошую информацию, но общедоступную и конфиденциальную. Нужно обладать минимальным тактом, чтобы понять, какие сообщения можно бесконечно передавать из уст в уста, а какие лучше намертво похоронить на задворках памяти.

В-третьих, нужно быть доброжелательным. Вежливость, хорошие манеры и положительный настрой никто не отменял в XXI веке. Эти качества располагают собеседников к человеку, и общение становится более открытым. Если коммуникатор будет проявлять излишнюю эмоциональность или скрытность, он только оттолкнет от себя собеседников. Психологи уже давно заметили, что если люди наблюдают за спором, то они наверняка примут сторону того, кто держится более спокойно. Не зря говорят, что в спокойствии сила. Вывод только один: если доброжелательно подавать информацию и вежливо отвечать на вопросы, то не придется прилагать дополнительных усилий, чтобы убедить окружающих в своей правоте, а ведь в этом зачастую и состоит основная цель общения.

Внимательность и другие методы

Самое главное качество, которое должен развить в себе человек для успешного ведения диалога – это умение слушать. Только научившись слушать и вникать в проблемы других людей, можно любую ситуацию сделать взаимовыгодной. Результаты приложенных усилий значительно улучшатся, если индивид научится согласовывать свои желания с потребностями других.

В общении обе стороны оказывают друг на друга очень сложное влияние, поэтому часто приходится прибегать к методам убеждения, внушения и принуждения. Наиболее рационально и лояльно убедить человека в своей правоте можно, если привести весомые аргументы и на их основе предоставить логические выводы, а уже на основании полученной информации собеседник может принять самостоятельное решение. Как показывает практика, такой подход приносит вполне ожидаемые результаты. Только в редких случаях человек остается при своем мнении.

В процессе внушения собеседник принимает информацию на веру, а насколько это эффективно, показывает время и качество информации. Поверив в очередную небылицу, человек попросту разочаруется в людях и больше никогда не изменит свою точку зрения, даже если от этого будут зависеть важные вещи.

Самым малоэффективным считается метод принуждения, который заставляет человека действовать вопреки своим желаниям. В конечном счете собеседник все равно поступит по-своему, изменив решение в последний момент.

Хоть человек каждый день принимает участие в процессе коммуникации, он все равно будет сталкиваться с проблемами. Один из психологов когда-то предположил, что если пересадить всю нервную систему от одного человека другому, то каждый из них узнает окружающий мир примерно на 30%. Каждый из нас по-своему смотрит на мир, имеет свою систему ценностей. Поэтому очень часто в разговоре одинаковые слова могут вызвать разногласия, так как люди воспринимают их «со своей колокольни», что и приводит к конфликтам. Поэтому нужно научиться смотреть на мир глазами собеседника, тогда в любом разговоре можно будет достигнуть взаимопонимания.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о