Что дает чтение вслух: Почему читать вслух полезнее, чем про себя

Или как влияет чтение вслух на организм человека — «Ингушетия» — интернет-газета

Так считал великий русский классик Лев Толстой, который часто проводил в кругу семьи открытые чтения, а после любил дискуссировать по поводу прочитанного. «Все собравшиеся (в том числе и гости имения) с интересом слушали и внимали силе слова, ведь как приятно, когда чтение доставляет удовольствие!» — восхищенно делал он записи в своем дневнике.

Наверное, все помнят, как в детстве мама или бабушка говорили нам, что нужно читать вслух. Так лучше и быстрее запоминается, — считали они. А ведь они были правы. Учёные доказали, что именно при таком чтении информация намного быстрее усваивается и запоминается.

Чтение вслух — это один из видов чтения, при котором можно работать над выразительностью голоса, интонацией, техникой чтения. Такой вид чтения позволяет легко и точно выражать мысли. Также оно способствует увеличению красноречия, улучшению дикции, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи. Таким образом, чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.

Специалисты из области филологии и медицинской лингвистики без труда приведут сто и один довод в пользу чтения книг, но именно чтение вслух они назовут наиболее полезным и приятным времяпрепровождением. Поэтому для такого полезного занятия придумали специальный праздник, который в этом году отметили 3 марта, но эта дата будет длиться не один день, а целый месяц. Чтобы его отметить, не нужно готовить особые угощения, мастерить костюмы или придумывать украшения. Его можно отпраздновать дома, в кафе, парке, автомобильной пробке и даже на необитаемом острове. Все, что нужно, — это книга или любой пресловутый текст, который нужно будет прочитать вслух, даже если рядом никого не окажется.

Итак, будем считать, что мы уже знаем, что без чтения невозможно представить нашу жизнь. Но какой из этих способов чтения: вслух, про себя или скорочтение — наиболее полезен для индивидуального роста, ведь говорят, что чтение чтению рознь. Попробуем разобраться в этом вопросе и приведем комментарии нескольких специалистов, работающих в этом направлении.

Специалисты в области образовательной медицины говорят, что в процессе изучения материала вслух работает три вида памяти. Первым считают визуальную память. Человек пробегает глазами материал, запоминает то, что видят его глаза. Вторым видом называют речевую память. Человек запоминает то, что произносят его губы. Третьим видом считают слуховую память. Уши слышат то, что произносится ртом, и услышанная речь в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.
Используя все три вида памяти, ученики способны усваивать объемный и сложный материал, при этом, не просто зазубривая его, а действительно понимая. Научно доказано, что прочитанная вслух информация лучше усваивается, поэтому преподаватели в учебных заведениях часто просят своих учеников читать вслух, особенно в тех случаях, когда тот что-то не понимает или не может усвоить. Также чтение вслух повышает способности к коммуникации и развивает эрудицию. Такой вид чтения помогает человеку стать более уверенным в себе.

По словам заместителя директора Джейрахской школы Розы Томовой, в течение всего марта в школах республики центром внимания станут слово и книга. Организаторы социально-культурной акции «Международный месячник чтения вслух» основной целью работы считают демонстрации показа чтения вслух как способа взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом.

«Конечно, читать вслух можно журнал или газету, последние новости из интернета или популярные посты из соцсетей, но лучше всего — хорошую книгу, — уверенно говорит Роза Мухарбековна. — Это может быть фантастика или детектив, роман или сказка — выбирайте, что вам по вкусу. Можно читать самому себе, не стесняясь выражать чувства и не боясь запнуться, а лучше — всем классом, передавая эстафету друг другу, делясь с одноклассниками своими любимыми героями и переживаниями».

Как оказалось, взрослые и дети совсем даже не прочь послушать, когда им читают вслух, особенно если это весёлые стихи, поучительные басни, отрывки из классической прозы. Поэтому учителя в школах республики уделяют этому месячнику особое внимание и стараются проводить чтения вслух во всех классах. Причём для чтения вслух они выбирают самые актуальные, жизнеутверждающие произведения.

«К примеру, для первоклассников нашей школы мы провели уроки под одним общим названием «В детстве так бывает — там сказки оживают», — рассказывает Роза Мухарбековна. — Ребята поочередно читали полюбившиеся им сказки и внимательно слушали трогательные истории о том, как добро побеждает зло. Во вторых классах прошли громкие чтения «Дело мастера боится», посвященные профессиям. В старших же классах учащиеся читали известные произведения ингушских классиков, которые оставили после себя богатое творческое наследие. Ребята при этом испытывали чувство гордости за своих земляков-писателей, когда узнавали, что книги ингушских мастеров пера читают не только в России, но и за рубежом. Подытоживая громкие чтения, мы поняли, что разные по своему настроению и смыслу истории — смешные, грустные, поучительные — настраивали детей на позитивный лад и яркие эмоции. Поэтому хотела бы посоветовать всем читать самим, читать своим детям, а лучше всего — читать вместе с детьми!»

Как рассказали нам в министерстве образования, вся школьная программа российских общеобразовательных учреждений рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам, по мнению специалистов, необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество ещё не придумало.

По словам Розы Мухарбековны, любые уроки нужно ограничить в зубрешке и научить детей читать выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли.

«Все незнакомые и непонятные слова для полной ясности нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования, — говорит она. — Причем учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать».

Как правильно читать вслух? С таким вопросом мы обратились к одной из представительниц молодого поколения учителей Амине Мурзабековой, которая преподает в Плиевской сельской школе и занимается репетиторством.

«Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту. Во-вторых, четко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определенным характером», — сделала свое заключение педагог.

Также Амина Хаджиумаровна отметила, что очень важно произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы излагаете собственные мысли. «Читая вслух, нужно не «читать», а «рассказывать», — пояснила она.

Что читать? Отвечая на этот вопрос, наша собеседница сделала акцент на лирических стихах, романах, статьях, рассказах и сказках для детей.

«Но лучше выбрать те произведения, которые с вашей точки зрения красиво изложены, содержат богатый лексикон и полезную информацию. Причем, чем больше, тем лучше. Оптимально — полчаса в день, тогда буквально через месяц вы увидите очевидные результаты — шероховатая речь станет более гладкой, и вы будете легко подбирать нужные слова для выражения своих блестящих идей», — сказала она.

Безусловно, устное чтение развивает речь. Но только в процессе чтения вслух ребенок слышит и слушает себя, что позволяет запоминать ему новые слова и речевые обороты. Он понимает, как надо произносить то или иное слово, где поставить речевое ударение и с какими еще словами можно его употреблять.

Дело в том, что в процессе громкого чтения учитель всегда может остановить ребенка и подправить его, если какое-то слово он произнес неправильно. Также можно обсудить смысл прочитанного после окончания чтения. Таким образом, ребенок будет учиться понимать текст. Этот навык пригодится ему в абсолютно любой работе. Эти способности пригодятся и взрослому человеку.

Кстати, работники телевидения и радио, особенно дикторы, утверждают, что очень полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи — как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет скорректировать речь и улучшать ее качество.

Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей, и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно.

С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга «в форме».

В лабораториях Всемирной организации здравоохранения уже давно доказано, что мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Если при чтении про себя основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах, то громкое чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей интонации и правильности речи.

Таким образом, можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как «развивающие» компьютерные игры показали себя как весьма сомнительные «тренажеры для ума».

Для того чтобы понять, почему так важно читать именно вслух с медицинской точки зрения, мы обратились к доктору, который практикуется на болезнях речевого аппарата. Амирхан Гостемиров, лор-врач с большим опытом работы, отметил, что чтение вслух — одно из лучших упражнений для лечения сложных патологий челюстно-лицевой области.

«Это одно из немногих занятий, активизирующих практически все отделы мозга одновременно, и самое бюджетное средство по профилактике неврозов, депрессивных состояний, нарушений памяти и даже болезни Альцгеймера, — отметил доктор. — Упражняясь в ораторском искусстве, вы заодно улучшите кровообращение в сосудах головы, задействуете важнейшие нервные пути и тем самым обеспечите бесперебойную работу мозга на долгие годы. Думаю, не обязательно быть врачом, чтобы понять, что при чтении вслух мы не только развиваем правильную речь, память и обогащаем свой словарный запас, но также нормализуем работу всего челюстно-лицевого аппарата. Но, как вы знаете, в условиях современного ритма жизни на чтение вслух практически не остается времени, а ведь это очень полезное занятие! Достаточно сказать о том, что даже дети, которым родители с раннего возраста читали книги вслух, лучше владеют речью, более грамотно пишут и быстрее усваивают информацию».

Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Этот вопрос мы задали врачу-терапевту высшей категории Томе Цолоевой, которая ответила, что, безусловно, это так.

«Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как картавость, заикание, гулкость голоса, региональный или иностранный акцент, является чтение, — отметила доктор. — И, кстати, чтение вслух — лучший способ уснуть, если у вас легкая бессонница. Собственная монотонная речь убаюкивает лучше всяких мелодичных напевов со стороны. Только нужно учесть, что не всякая литература подойдет для ночного прочитывания: это должны быть такие произведения лирического характера, которые могут оказать эмоционально-успокаивающий эффект. Прекрасно подойдут эссе, естественно, поэзия. Хорошо идут рассказы, полные смачных фантастических описаний. Изредка — что-нибудь философское, но лаконичное».

В итоге мы можем сказать, что многолетняя практика работы различных проектов показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали. Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека.

Считается, что с ребенком с самого рождения нужно разговаривать на своем родном языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления необходимо как можно скорее научить его выразительно читать вслух. Непременно — вслух! Причем обучение чтению нужно начинать в трехлетнем возрасте.

Каждый ребенок начинает обучение чтению с того, что вслух пытается складывать слоги в слова. Нам этот процесс может показаться простым, но на самом деле он затрагивает несколько отделов мозга и требует от дошкольников огромных усилий. Чтобы освоить навык чтения, детям приходится учиться соотносить слово печатное и звучащее, тренировать слуховую и зрительную память и концентрироваться на поставленной задаче намного дольше, чем они привыкли. Но если все идет хорошо и взрослые поддерживают их, а не торопят, то постепенно становятся заметны изменения в интеллектуальном развитии: увеличивается словарный запас и расширяется кругозор, возрастают возможности внимания, речь звучит более плавно и правильно, а сам ребенок начинает лучше понимать и запоминать то, что ему говорят.

Правильно подобранные книги также способствуют развитию эмоционального интеллекта. Переживая за любимых персонажей, дошколята и младшие школьники знакомятся с проявлениями различных эмоций и начинают чаще замечать их у себя и других, что впоследствии облегчает им общение со сверстниками и близкими.

Хорошо, если первое время у детей будет возможность читать по очереди с остальными членами семьи. Так они научатся не только любить книги и читать с выражением, но и внимательно слушать других людей.

Чтение вслух помогает родителям привить детям любовь к книгам, обсудить многие важные вопросы и сделать отношения в семье более теплыми и доверительными. И хотя чаще всего взрослые перестают читать детям, когда те уже научились делать это самостоятельно, большая часть школьников с теплотой вспоминает об этом виде совместного досуга.

Так, по данным российских исследователей, более 80% учащихся старших классов признались, что любили или до сих пор любят, когда им читают. Это говорит о том, что для ребенка такие моменты очень важны. Потому что это его заветное время, когда он находится наедине с родителем. Это только их время, в которое не может вклиниться звонок с работы и никто другой. Только вы и ваш малыш. Стоит помнить, что когда вы читаете ребенку его любимую сказку, он чувствует вашу заботу и любовь. К тому же малыш так быстрее уснет.

Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что, приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может, был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите ваше чадо почитать для вас его самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.

Между тем регулярно читать вслух полезно не только детям, но и взрослым. Причем для каждого возраста «громкое» чтение обладает своими преимуществами. Такой метод знакомства с хорошей книгой позволяет прочувствовать каждую метафору, каждый закидончик автора, каждую эмоцию. Вдруг начинаешь понимать, насколько же певучей и плавной оказывается речь в книгах с хорошей стилистикой.

Большой плюс чтения вслух — жестикуляция. Читая про себя, вряд ли попытаешься жестикулировать свободной рукой, однако когда человек читает не про себя — движение руки или мимика лица происходят непроизвольно. Герой хватается за голову — и ты сам невольно прикладываешь к ней руку. Отзывается о ком-то с презрением — и рука делает пренебрежительный жест. Все это получается спонтанно, и оттого иногда начинает казаться, что раньше, читая тихо и сидя спокойно, мы лишали себя некой важной доли удовольствия от книги.

Трудно переоценить пользу чтения для подростков, ведь без чтения невозможно формирование гармоничного человека. Читая хотя бы иногда вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление, но и расширяют свой кругозор и развивают другие когнитивные процессы: они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков.

Для многих людей нет ничего лучше, чем сесть в любимое кресло-качалку, взять интересную книгу и погрузиться в чтение, отдалившись при этом от всех проблем и забот, потому что чтение — отличный способ заполнить свободное время, вместо того чтобы бездарно его убивать. Если вы хотите сделать свою речь более гладкой и выразительной, то чтение вслух должно занимать не менее получаса в день. Рекомендуется читать неторопливо, хорошо выговаривая фразы и слова, выразительно расставляя акценты и паузы.

Конечно, читать или нет — выбор абсолютно каждого человека. Главное правильно организовать свое свободное время и провести его с удовольствием. Но учитывая то, что полезнее занятия, чем чтение книги, не найти, выработайте в себе эту полезную привычку, и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании.

Почему читать вслух полезнее, нежели чем про себя? — Образование на vc.

ru

Каждый из нас прекрасно знает, что привычка читать книги прокачивает человека по всем фронтам, однако при этом надо хорошо понимать, что чтение бывает разным. Например, беглым и невнимательным, например, когда вы едите в вагоне метро, или вдумчивым и артистичным, когда вы находитесь в комфортных условиях и произносите реплики героев повествования вслух.

8183 просмотров

Оказывается, между этими двумя видами чтения есть большая разница, и вторая категория любителей литературы получает больше от книг, чем первая. Понятное дело, что не всегда у нас есть возможность собрать вокруг себя заинтересованную группу лиц и начать декламировать ей стихи по книжке. Однако время от времени каждому из нас просто необходимо искать возможности для такой практики.

И всё-таки, почему полезно читать и чем особенно полезно чтение вслух?

1. Тренировка памяти

Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам.

Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители.

Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды. Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка.

Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга — зрительная, слуховая и двигательная кора.

2. Пополнение словарного запаса

Когда мы читаем про себя, мы обычно двигаемся по материалу с большей, чем при чтении вслух, скоростью. Именно поэтому многие непонятные слова и выражения мы нередко игнорируем, не желая прекращать процесс поглощения информации.

Однако когда мы читаем вслух и нам попадаются на глаза непонятные слова, у нас не только возникает потребность выяснить их значение и понять, как они произносятся, но и объяснить их человеку, который нас слушает (если такой имеется).

Согласно исследованию, проведенному в 2015 году учеными из Монреальского университета, человек запоминает новые слова намного лучше, когда объясняет их другому. Для этого исследователи провели эксперимент с запоминанием слов, в котором участвовали студенты.

По его результатам, молодые люди, которые зачитывали новые слова другим, запоминали информацию гораздо лучше тех, кто читал «про себя» или даже вслух.

3. Развитие актерских способностей

Для отточки свой профессионализм, актеры кино и театра постоянно читают вслух. Таким образом, они работают с интерпретацией и подачей текста, тренируют интонации, тембр голоса и невербальные знаки.

Таким же образом, стоит поступать любому другому человеку, будь то ребенок, подросток или взрослый, потому что так прокачивается харизма, умение держать себя на публике и оказывать воздействие на других людей.

На самом деле, для начала хватит ежедневной практики длительностью 15 минут, и уже через пару недель вы почувствуете ощутимый результат. Ваша речь изменится, а вместе с тем и прокачается уверенность в себе.

Особенно это полезно тем, кто регулярно сталкивается с публичными выступлениями, либо просто часто общается с людьми по служебным обязанностям.

4. Улучшение дикции

Отдельным пунктом здесь стоит вынести улучшение дикции, которой многие люди уделяют не так много внимания, а стоило бы. Для развития речи чтение вслух — это самый мощный инструмент, который одновременно является довольно информативным.

Хорошая дикция пригодится в любых ситуациях, где требуется хотя бы минимальное социальное взаимодействие — от походов в государственную инстанцию, где надо объясниться перед несговорчивыми чиновниками, до очереди в магазине в момент, когда надо напомнить окружающим о необходимости соблюдать социальную дистанцию.

5. Снятие стресса

Оказывается, чтение книг (особенно вслух) помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями и тревожными состояниями. Более того, совместное чтение вслух с другим человеком способно облегчить мигрени и даже боли в спине. Об этом свидетельствует исследование ученых из Ливерпульского университета.

В ходе своих наблюдений они установили, что совместное чтение книг помогает справляться с хронической болью даже лучше когнитивно-поведенческой терапии, которая так популярна в наши дни.

Для этого исследователи провели эксперимент, в рамках которого люди с болевыми ощущениями еженедельно собирались вместе по 10-12 человек, чтобы почитать и подумать, как прочитанное связано с их опытом.

Благодаря этой практике им удалось отвлечься, вспомнить о приятных воспоминаниях и научиться справляться со своими эмоциями.

6. Практика образного мышления

Чтение книг заставляет наш мозг проявлять активность в моментах, когда идет описание визуальных образов и в целом тех или иных действий. Этот процесс помогает нам представлять, как бы эти события выглядели на самом деле.

Другими словами, чтение книг заставляет нас прокачивать воображение, создавая новые образы. Причем, чем более стимулирующая среда для этого создана, тем активнее мозг вовлекается в практику. В данном случае стимулирующей средой мы можем назвать уютное спокойное местечко и процесс чтения вслух, заставляющий всецело погружаться в повествование.

7. Проявление эмпатии

Чтение вслух заставляет не только визуализировать информацию и прокачивать свою речь, но и пробуждает в нас настоящие эмоции. Читая о той или иной истории, мы невольно идентифицируем себя с главными героями произведения, либо вовлеченно следим за их судьбой со стороны. В нас просыпается эмпатия, сострадание, понимание и другие чувства, свойственные думающиму и участливому человеку.

Ученые из Кембриджского университета выяснили, что художественная литература помогает молодым людям проявлять сочувствие и с пониманием относиться к окружающим, анализируя их мотивы и действия.

Чтение отлично прокачивает эмоциональный интеллект, который так ценится в современном мире, развивает многие другие навыки.

Читать — полезно! Главное читайте тех авторов, те жанры, которые вызывают у вас живой интерес, тогда чтение точно станет для вас только в удовольствие!

5 Преимущества чтения вслух в классе

Как чтение вслух помогает учащимся развивать навыки грамотности?

Вы праздновали Всемирный день чтения вслух будучи студентом? Это традиция, которой вы придерживаетесь как педагог?

У меня остались теплые воспоминания о Всемирном дне чтения вслух, когда я учился в старшей школе. В один год мы читаем Ромео и Джульетта . Сцена на балконе в исполнении капитана женской баскетбольной команды и крохотной, но бесстрашной семиклассницы навсегда врезалась мне в память. Еще год, читаем отрывки из Сказки братьев Гримм . В тот день так много студентов пошли домой, удивляясь тому, как много в диснеевских версиях было приукрашено или полностью исключено.

Эти воспоминания до сих пор теплые и нечеткие, потому что происходит что-то волшебное, когда группы людей вместе читают вслух. Он создает общий опыт, освещает истории, формирующие наши ценности, и ставит литературу в центр нашей жизни, пусть даже всего на один день. Каждый год в течение 16 лет моей работы учителем ELA мы с учениками с нетерпением ждали празднования Всемирного дня чтения вслух.

Но чтение вслух — это не просто волшебство. Это также развивает важные навыки у читателей на всех уровнях обучения. Вот пять причин, подкрепленных исследованиями в области науки о чтении , которые объясняют, как чтение вслух помогает учащимся развивать навыки грамотности.

1. Чтение вслух расширяет словарный запас 

Когда мы читаем вслух, учащиеся сталкиваются с новыми словами. Они также учатся произносить незнакомые слова, а это не то, чему они обязательно учатся, читая про себя. Вы также можете остановиться на сложных словах и попросить определения. Если ни у кого нет, найдите их как класс. Это показывает учащимся, что стоит искать новые знания при самостоятельном чтении. Несколько исследований навыков грамотности показали, что хорошо развитый словарный запас связан с лучшей успеваемостью в школе.

2. Чтение вслух улучшает понимание и активное слушание.

В ходе исследования, проведенного исследователями из Университета Перуджи, студенты читали вслух взрослым с деменцией в течение 60 занятий. Слушатели показали лучшие результаты в тестах памяти после сеансов, чем до. «Похоже, что прослушивание истории приводит к более интенсивной и глубокой обработке информации», — заключили исследователи.

Чтение вслух развивает активное слушание, которое не только слушает слова, но и действительно усваивает их. Активное слушание позволяет учащимся достаточно глубоко собирать информацию, чтобы анализировать ее и размышлять над ней. В качестве бонуса новые исследования показывают, что умение слушать является важным элементом в обучении тому, как хорошо читать.

3. Чтение вслух снижает уровень стресса и делает нас счастливыми  

Развитие навыков SEL в последнее время занимает центральное место в большинстве классов, и чтение вслух приносит ощутимую пользу для нашего психического и эмоционального здоровья. Джим Трелиз, автор В Руководстве по чтению вслух говорится, что «каждый раз, когда мы читаем ребенку вслух, мы посылаем в его мозг «сообщение об удовольствии». Тререлиз говорит, что эта реакция частично вызвана чувством счастья и самоуважения, вызванным тем, что кто-то другой тратит время на наше удовольствие.

Доктор Кейша Сирибо также отмечает, что чтение вслух снижает стресс и, как правило, заставляет нас чувствовать себя более благодарными и расслабленными. Один из способов сделать это — через повествовательный перенос, который происходит, когда мы настолько поглощены историей, что забываем о том, что нас окружает, и участвуем в визуальном, слуховом, кинестетическом и эмоциональном путешествии во времени. Вспомните, когда вы в последний раз плакали во время просмотра фильма, и вы поймете, о чем идет речь. В этом состоянии мы не только более восприимчивы к более глубокому обучению, но и практикуем эмпатию и развиваем эмоциональную устойчивость.

Благодаря более сильным навыкам SEL наши учащиеся лучше подготовлены к развитию навыков грамотности.

 4. Чтение вслух укрепляет беглость 

Беглость – это слово, которое мы часто слышим, но его трудно определить применительно к навыкам грамотности. Беглое чтение означает чтение без усилий, в нужном темпе, точно, с соответствующим ритмом и выражением. Беглость часто считается связующим звеном между декодированием (пониманием связи между буквами и звуками) и пониманием. Когда мы читаем вслух нашим ученикам, мы даем им образец беглого чтения, которому они могут подражать. Они также будут учиться, слушая чтение друг друга. Согласно теории социального обучения, разработанной психологом Альбертом Бандурой, наблюдение за другими играет жизненно важную роль в том, как мы приобретаем новые знания и навыки.

5. Чтение вслух может улучшить рабочую память 

Рабочая память значительно влияет на то, как мы развиваем навыки грамотности, и во многих исследованиях было показано, что чтение вслух улучшает память. Колин Маклауд, психолог из Университета Ватерлоо, исследовал влияние чтения вслух на память и неоднократно показывал, что люди всегда лучше запоминают слова, если читают их вслух.

Эти результаты были воспроизведены в ходе многочисленных исследований, проводившихся более десяти лет. В одном исследовании группе детей в возрасте от 7 до 10 лет был представлен список слов, и их попросили прочитать одни слова про себя, а другие вслух. После этого они правильно распознавали 87% слов, прочитанных вслух, и только 70% прочитанных про себя. В другом исследовании взрослым в возрасте от 67 до 88 лет давали такое же задание — читать слова про себя или вслух — перед тем, как записать все слова, которые они смогли вспомнить. Они смогли вспомнить 27% слов, прочитанных вслух, и только 10% слов, прочитанных про себя.

Облегчить чтение вслух для борющихся читателей

Несмотря на все преимущества чтения вслух, борющиеся читатели могут испугаться этой проблемы. Я помню, как один ученик сказал мне, что как только его учитель просил кого-нибудь читать вслух, он подсчитывал количество предложений до тех пор, пока не подходила его очередь, чтобы он мог начать практиковать свою реплику. Он не сосредотачивался на истории, расширении словарного запаса или извлечении выгоды из общего опыта.

Особенно для учащихся с дислексией и другими отклонениями в обучении чтение вслух может быть проблемой, рутинной работой и убийцей уверенности в себе. Но это не обязательно.

ClearFluency™️, цифровой инструмент для чтения, использующий запатентованную технологию распознавания речи для обеспечения обратной связи в режиме реального времени, помогает учащимся читать вслух уверенно и с удовольствием. В отличие от других цифровых ресурсов для чтения, которые позволяют учащимся записывать только себя, ClearFluency на самом деле слушает и помогает учащимся, когда они затрудняются или неправильно произносят слово, помогая им развивать навыки грамотности, такие как словарный запас и беглость речи.

Истории сильны. Давайте работать над тем, чтобы в будущем все ученики чувствовали себя комфортно, делясь ими!

 

Автор

  • Эмили Андерсон, доктор философии
  • Специалист по контент-маркетингу
  • Карнеги Обучение, Инк.

Прежде чем присоединиться к маркетинговой команде Carnegie Learning в 2021 году, Эмили Андерсон 16 лет преподавала английский язык в средней школе, старшей школе и колледже в классах по всей Вирджинии, Пенсильвании, Калифорнии и Миннесоте. За эти годы у Эмили появилась страсть к разработке увлекательных, понятных учебных программ и разработке преобразующих стратегий обучения. Она имеет степень магистра в области английского языка и женских исследований, а также докторскую степень в области американской литературы и живет для тех моментов в классе, когда студенты узнают что-то, что навсегда изменит их. Ей нравится помогать замечательным учителям достигать большего количества таких моментов в своих классах.

Узнайте больше об этом авторе

Вам может понравиться

Почему вы должны прочитать это вслух

Загрузка

Неврология

(Изображение предоставлено Alamy)

Автор Sophie Hardach28th Сентябрь 2020

Большинство взрослых уходят в личный, тихий мир в их головах, когда они читают, но мы можем упустить некоторые жизненно важные преимущества, когда делаем это.

F

На протяжении большей части истории чтение было довольно шумным занятием. На глиняных табличках, написанных в древнем Ираке и Сирии около 4000 лет назад, обычно используемые слова «читать» буквально означали «кричать» или «слушать».

«Я отправляю очень срочное сообщение», — говорится в одном письме того периода. «Послушайте эту табличку. Если это уместно, пусть король выслушает его».

Лишь изредка упоминалась другая методика: «увидеть» табличку – молча прочитать.

Сегодня чтение про себя — норма. Большинство из нас хранит слова в голове, словно сидя в тихих стенах библиотеки. Чтение вслух в основном предназначено для сказок на ночь и представлений.

Но все больше исследований показывают, что мы можем упустить что-то, читая только с помощью голосов внутри нашего разума. Древнее искусство чтения вслух имеет ряд преимуществ для взрослых: от помощи в улучшении памяти и понимания сложных текстов до укрепления эмоциональных связей между людьми.

И это далеко не редкое или ушедшее в прошлое занятие, оно все еще удивительно распространено в современной жизни. Многие из нас интуитивно используют его как удобный инструмент для понимания написанного, но просто не осознают этого.

Колин Маклауд, психолог из Университета Ватерлоо в Канаде, подробно исследовал влияние чтения вслух на память. Он и его сотрудники показали, что люди неизменно лучше запоминают слова и тексты, если читают их вслух, чем если читают про себя. Этот эффект улучшения памяти от чтения вслух особенно силен у детей, но он работает и у пожилых людей. «Это полезно в любом возрасте», — говорит он.

Чтение вслух часто поощряется в школьных классах, но большинство взрослых, как правило, большую часть чтения читают молча (Фото: Alamy)

Маклауд назвал это явление «производственным эффектом». Это означает, что создание письменных слов, то есть чтение их вслух, улучшает нашу память о них.

Производственный эффект воспроизводился в многочисленных исследованиях, проводившихся более десяти лет. В одном исследовании, проведенном в Австралии, группе детей в возрасте от 7 до 10 лет был представлен список слов, и их попросили прочитать одни слова про себя, а другие вслух. После этого они правильно распознавали 87% слов, прочитанных вслух, и только 70% слов, прочитанных про себя.

В другом исследовании взрослым в возрасте от 67 до 88 лет давали одно и то же задание — читать слова про себя или вслух, а затем записывать все, что они могли вспомнить. Они смогли вспомнить 27% слов, прочитанных вслух, и только 10% слов, прочитанных про себя. Когда их спросили, какие из них они узнали, они смогли правильно определить 80% слов, которые они прочитали вслух, и только 60% слов, прочитанных про себя. Маклауд и его команда обнаружили, что эффект может сохраняться до недели после чтения.

Вам также могут понравиться:

  • Можете ли вы читать со сверхчеловеческой скоростью?
  • Как ваш язык ограничивает ваши чувства
  • Почему чтение художественной литературы может сделать вас лучше

Даже простое произнесение слов вслух делает их более запоминающимися, хотя и в меньшей степени. Исследователи из Ариэльского университета на оккупированном Западном берегу обнаружили, что эффект улучшения памяти также работает, если у читателей есть трудности с речью, и они не могут полностью сформулировать слова, которые они читают вслух.

МакЛауд говорит, что одна из причин, по которой люди запоминают произнесенные слова, заключается в том, что «они выделяются, они отличаются, потому что произносятся вслух, и это дает вам дополнительную основу для запоминания».

Обычно мы лучше запоминаем отдельные, необычные события, а также события, требующие активного участия. Например, создание слова в ответ на вопрос делает его более запоминающимся — явление, известное как эффект генерации. Точно так же, если кто-то подскажет вам подсказку «крошечный младенец, спит в колыбели, начинается с буквы б», и вы ответите «ребенок», вы запомните это лучше, чем если бы вы просто прочитали это, говорит Маклауд.

Еще один способ заставить слова прилипнуть — это разыграть их, например, подбрасывая мяч (или воображая подпрыгивание мяча), говоря «подпрыгивай мяч». Это называется эффектом разыгрывания. Оба этих эффекта тесно связаны с производственным эффектом: они позволяют нашей памяти ассоциировать слово с определенным событием и тем самым облегчают его последующее извлечение.

Производственный эффект сильнее всего, если мы сами читаем вслух. Но прослушивание того, что кто-то читает, может улучшить память другими способами. В исследовании, проведенном учеными из Университета Перуджи в Италии, студенты читали отрывки из романов группе пожилых людей с деменцией в течение 60 сеансов. После сеансов слушатели лучше справлялись с тестами на память, чем раньше, возможно, потому, что истории заставляли их опираться на собственные воспоминания и воображение и помогали разложить прошлый опыт на последовательности. «Похоже, что активное прослушивание истории приводит к более интенсивной и глубокой обработке информации», — заключили исследователи.

Многие религиозные тексты и молитвы читаются вслух, чтобы подчеркнуть их важность. В одном исследовании было обнаружено, что люди с болезнью Альцгеймера на ранних стадиях чаще других совершают определенные ошибки при чтении вслух.

Есть некоторые свидетельства того, что многие из нас интуитивно осознают преимущества чтения вслух и используют эту технику чаще, чем мы могли бы себе представить.

Сэм Дункан, исследователь грамотности взрослых из Университетского колледжа Лондона, провел двухлетнее исследование более 500 человек по всей Великобритании в течение 2017–2019 годов, чтобы выяснить, читают ли они вслух, когда и как. Часто ее участники начинали с того, что говорили, что не читали вслух, но потом понимали, что на самом деле читали.

«Чтение вслух среди взрослых широко распространено, — говорит она. «Это не то, что мы делаем только с детьми, или что-то, что случалось только в прошлом».

Некоторые говорят, что читают смешные электронные письма или сообщения, чтобы развлечь других. Другие читают вслух молитвы и благословения по духовным причинам. Писатели и переводчики читают черновики про себя, чтобы услышать ритм и течение. Люди также читают вслух, чтобы понять рецепты, контракты и плотно написанные тексты.

«Некоторым это помогает разобрать сложные тексты, будь то юридические, академические или инструкции в стиле Ikea», — говорит Дункан. «Может быть, речь идет о том, чтобы замедлиться, сказать это и услышать это».

Многим респондентам чтение вслух приносило радость, утешение и чувство сопричастности. Некоторые читают друзьям, которые болеют или умирают, как «способ сбежать куда-нибудь вместе», — говорит Дункан. Одна женщина вспомнила, как ее мать читала ей стихи и разговаривала с ней на валлийском языке. После смерти матери женщина начала читать вслух валлийские стихи, чтобы воссоздать те общие моменты. Говорящий на тамильском языке, живущий в Лондоне, сказал, что читал христианские тексты на тамильском своей жене. На Шетландских островах поэт читал вслух стихи на местном диалекте себе и другим.

«Были участники, которые говорили о том, как, когда кто-то читает вам вслух, вы чувствуете, что вам дарят их время, их внимание, их голос», — вспоминает Дункан. «Мы видим это в чтении детям, это чувство близости и связи, но я не думаю, что мы так много говорим об этом со взрослыми».

Если чтение вслух дает такие преимущества, почему люди перешли на чтение про себя? Одна подсказка может заключаться в глиняных табличках с древнего Ближнего Востока, написанных профессиональными писцами клинописью.

Многие из нас в повседневной жизни читают вслух гораздо чаще, чем мы, возможно, осознаем. По словам Каренли Оверманн, когнитивного археолога из Университета Бергена, Норвегия, такое быстрое написание имеет решающее преимущество. Она изучает, как письмо влияло на человеческий мозг и поведение в прошлом. «Он намного лучше справляется со скоростью мысли», — говорит она.

Чтение вслух, с другой стороны, происходит относительно медленно из-за дополнительного шага воспроизведения звука.

«Возможность читать молча, хотя и доступная только высококвалифицированным писцам, имела бы явные преимущества, особенно скорость», — говорит Оверманн. «Чтение вслух — это поведение, которое замедлит вашу способность быстро читать».

В своей книге о древней письменности «Чтение и письмо в Вавилоне» французский ассириолог Доминик Шарпен цитирует письмо писца по имени Хулалум, в котором намекается на чтение про себя в спешке. Судя по всему, Хулалум переключался между «видением» (т.е. чтением про себя) и «говорением/слушанием» (чтением вслух) в зависимости от ситуации. В своем письме он пишет, что вскрыл глиняный конверт Месопотамские таблички были заключены в тонкую глиняную оболочку, чтобы посторонние глаза не могли их прочесть – думая, что там табличка для царя.

«Я видел, что это было написано [кому-то другому], и поэтому царь не слушал его», — пишет Хулалум.

Возможно, древние писцы, как и мы сегодня, любили иметь в своем распоряжении два режима чтения: один быстрый, удобный, тихий и личный; другой медленнее, шумнее и временами более запоминающимся.

В наше время, когда наше взаимодействие с другими и поток информации, которую мы получаем, слишком преходящи, возможно, стоит уделить немного больше времени чтению вслух. Возможно, вы даже попробовали это с этой статьей, и вам понравилось слушать ее собственным голосом?

Исправление: в более ранней версии этой статьи Университет Ариэля указывался как находящийся в Израиле, тогда как он находится на оккупированной территории на Западном берегу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *