Что такое «Зло» и что с ним делать?
30 апреля 2006 г., 20:17
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Фильм «Меч в камне»
Зло — то, что противоположно добру, то, что противно человеческой жизни, то что ее уничтожает. В частности, это умышленное причинение своим людям вреда, ущерба, страданий.
Заметьте – своим. Причинение чужим людям вреда обычно злом не считается, это называется бизнесом или военной хитростью.
При этом важен учет намерений. Если ущерб, вред своим и близким человек нанес неумышленно, случайно, на это поругаться могут, но всерьез злом это не назовут. Признак зла – умышленность, злая свободная воля.
Впрочем, по жизни такой анализ мало кто делает, и злом чаще всего называют все то, что непонятно, что вызывает страх, а нередко что просто не нравится.
Тогда к злу могут отнести и порядок, и свободу. Джинсы и деньги – зло. А красивые девушки – определенно страшное зло, поскольку заставляют мучиться, страдать, и еще стараются околдовать нас своим очарованием!
Диалектика добра и зла
В мире все переплетено и взаимосвязано. Дурное часто оказывается необходимым условием хорошего, а хорошее — необходимым условием дурного.
Кошка крадется к птичке, поющей чудесную утреннюю песню. Надо кошку прогнать? Только очень возможно, что эта птичка может оказаться разносчицей инфекции, вследствие чего вымрет половина города…
Когда в лесах уничтожили волков, стали вымирать и зайцы. Волки, оказываются, санитары леса!
Мораль: не торопитесь с оценками. Думать полезнее, чем ругаться и обличать.
С другой стороны, при всей сложности оценок не стоит терять ориентиров вовсе, и скорее правильно исходить из того, что алкоголь, наркотики и сигареты – бытовое зло.
Зло в области практической психологии
Манипуляции. Часто думают, что манипуляции являются злом. В целом с этим согласиться можно, при более внимательном рассмотрении это оказывается не так.
Злом является неквалифицированная работа специалистов-психологов, когда это не случайность, а сложившееся положение вещей.
Что делать со злом?
Если коротко и всерьез, то, как ни странно, ничего. Вам – ничего. Скорее всего, вы не самый сильный и не очень квалифицированный человек, и вас к борьбе со злом подпускать просто нельзя. Начнете бороться – в вашем исполнении результат будет только хуже. Неквалифициронная борьба со злом, как ни горько это звучит, по жизни приводит только к увеличению зла. Не боритесь со злом, вместо этого набирайтесь ума и силы. И хотя бы в режиме тренировки учитесь делать в мире что-то свое, красивое и доброе. Учитесь жить так, чтобы вашим лозунгом стало: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться!». А когда станете умным, сильным, квалифицированным бойцом – вот тогда мы с вами вместе объединим усилия и хоть немного, но мир поправим.
- Философские термины
- Этика
- Автор Н.И. Козлов
- Человек и общество
Комментарии (8):
Агеев Антон Геннадьевич, 13 марта 2014 г., 09:50
Здравствуйте, друзья! Ума и силы набираемся с Николаем Ивановичем! Браво автор!!! Вспомним еще «Закон Кипятка» и тогда мы не причиним близким ЗЛА!
Вальщиков Артур Валерьевич, 19 августа 2014 г. , 15:06
Да, мой лозунг: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
Гость, 06 декабря 2014 г., 14:47
Вы злые, вам так удобно.
Гость, 03 марта 2015 г., 19:49
Интересно, как «непротивление злу насилием» сочетается с трусостью и конформизмом?
1
ответ
Н.И. Козлов, 03 марта 2015 г., 21:55
Трусы не делают ничего. Конформисты поддерживают зло. Мудрые люди делают доброе.
1
ответ
Гость, 12 ноября 2015 г., 17:21
«Мудрые люди делают доброе» — это верно, но еще также верно и то, что мудрые делают злое. Чтобы давать правильные утверждения о поведении человека, необходимо учитывать совокупность познаний о нем: с точки зрения биологии, философии, психологии.
Мария, 20 ноября 2015 г., 12:10
Николай Иванович, здравствуйте! Спасибо Вам за статью, но в части борьбы со злом я с Вами категорически не согласна!!! Вы представьте, что мошенников становится больше, например, 50% людей нормальных и 50% мошенников и убийц, и эти мошенники берут в свои руки управление или еще того хуже: бесконечно будут пытаться задавить людей нормальных, которые работают, и за счет своего труда окупают не только свою жизнь, но и жизнь этих мошенников.
Как Вы думаете, к какой из этих групп захотят присоединиться люди, которые увидят, что быть мошенником гораздо легче, чем нормальным трудолюбивым человеком? Ответ на мой взгляд очевиден. Поэтому со злом нужно бороться изо всех сил, соблюдая законы той страны, в которой ты живешь!!! И, конечно же, делать добрые дела для нормальных людей!!!Гость, 11 января 2018 г., 23:46
Понравилось!
Материалы по теме:
01 янв. 2004 г.
Добро
С точки зрения высшей нравственности добро должно делаться полностью бескорыстно, однако с педагогической точки зрения лучше, если дети видят: добрая жизнь вознаграждается, не добрая – наказывается.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Этика
Этика — (этос, «нрав, обычай») — исследование первопричин морали. Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Не бороться против, созидать достойное
Не боритесь против чужого плохого, вместо этого делайте свое, более достойное.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Позитивная психология и проблема зла
Проведен анализ отношения позитивной психологии к проблеме преднамеренно совершаемого зла, в том числе анализ одного из ключевых тезисов позитивной психологии: «негативная психология» уделяет изучению зла слишком много внимания. Показано, что позитивные психологи либо действительно имеют, либо пытаются создать у читателя представления о мире настолько дружественном, что у его представителей нет сколько-нибудь значимых злых намерений, которые необходимо было бы учитывать в практике позитивного отношения к миру и позитивного мышления.
2Подробнее
01 янв. 2005 г.
Психологическое манипулирование — это оружие. В чьих руках?
Психологическое манипулирование, манипуляция — психологическое воздействие, вызывающее заданный отклик у человека помимо его воли.
0Подробнее
01 янв. 2001 г.
Здоровая и больная психотерапия
Здоровая психотерапия оказывает человеку ситуативную душевную помощь и поддержку, одновременно заботясь об увеличении душевного здоровья человека в перспективе.
9Подробнее
зло | это… Что такое зло?
сущ., с., употр. часто
Морфология: (нет) чего? зла́, чему? злу́, (вижу) что? зло́, чем? зло́м, о чём? о зле́; мн. (нет) чего? зо́л
1. Злом называют всё плохое, опасное, вредное, жестокое. Доброта предполагает терпение, а сентиментальность требует, чтобы сейчас, сразу же пришло добро, а зло было наказано. | Я хочу вызвать сильные эмоции, я хочу познать крайности, любовь и ненависть, добро и зло.
2. Если человек причиняет кому-то зло, значит, он делает что-то вредное, опасное для другого человека. Он специально втерся мне в доверие, чтобы причинить зло моей семье?
3. Если человек отплатил кому-то злом за добро, значит, он плохо поступил с человеком, который сделал ему что-то хорошее. Она столько сделала для нас, что было бы ужасно оставить её одну и отплатить злом за всё добро.
4. Если человек держит на кого-то зло, значит, он сердится на другого человека, обижен на него, хотя, возможно, и не показывает этого. Простите, если что не так сказал, зла на меня не держите долго. | Мы с женой расстались с месяц назад, но зла друг на друга не держали.
5. Если человека в какой-то ситуации зло взяло, значит, он рассердился, почувствовал сильное недовольство, обиду по какой-то причине. Меня прямо зло взяло: откуда она знает, сколько мне лет? | Меня зло взяло, когда я услышал, как она рассказывает всем о моей ошибке.
6. Если человек употребляет что-то во зло кому-то, значит, он использует что-то, чтобы принести вред кому-то, сделать ему что-то плохое. Кто-то употребил во зло доверчивое простодушие её сына и узнал у него все коммерческие тайны семьи.
7. Если кто-то срывает (вымещает) зло на ком-то, значит, он плохо поступает с человеком, который ни в чём не виноват (кричит, ругает или делает этому человеку что-то плохое), чтобы снять эмоциональное напряжение (хотя причина плохого настроения, обиды и т. д. совсем не в этом человеке). Ты приходишь домой раздраженным, потому что не умеешь вести свои дела как следует, и срываешь зло на мне.
8. Неизбежным злом в какой-то ситуации вы можете назвать что-то плохое, чего вы не можете избежать, что обязательно будет в этой ситуации. Когда после года ссор мы расстались, я приняла это зло как неизбежное, без жалоб и упрёков.
9. Корнем зла называют главную причину неприятностей, бед, несчастий. Мы никак не могли получить нужный результат, проверяли все приборы, но не могли понять, в чём корень зла.
10. Если человек из двух зол выбирает меньшее, значит, из двух плохих вариантов, возможностей он выбирает менее плохой вариант, менее плохую возможность. Мои родственники предпочитают, чтобы я женился на вдове, а не на матери-одиночке, но только как меньшее из двух зол.
11. Если человек делает что-то со зла, значит, он делает это, потому что он сердит, обижен, недоволен, раздражён, агрессивно настроен. Она правда подозревает Васю или со зла наговорила лишнего? | Со зла Надька выкинула его вещи на помойку, а потом пожалела.
12. Если вы говорите, что сделали или сказали что-то плохое не со зла, вы хотите сказать, что сделали или сказали это случайно, не для того, чтобы причинить вред. Прости меня, я же не со зла тебе это сказал, по глупости. | И даже когда ты меня выгнала, я верил, что не со зла, что любишь ты меня.
13. Если вы говорите, что у вас зла не хватает на кого-то, вы хотите сказать, что вы очень сильно сердитесь на кого-то. Зла на тебя не хватает: сначала тарелку разбил, теперь целый сервиз!
Что вызывает зло? Два сопутствующих фактора
Что вызывает зло? Почему люди совершают злые деяния против себе подобных?
На протяжении всей истории люди порабощали друг друга, вели жестокие войны и совершали геноцид. В то же время люди совершили много великих поступков доброты и сострадания. Напрашивается вопрос: люди добрые или злые по своей природе? По словам историка Рутгера Брегмана, человеческая природа миролюбива, и мы совершаем злые действия по двум основным причинам: 1) чтобы защитить нашу группу и 2) чтобы способствовать «высшему благу».
Рассмотрим каждый аргумент подробнее.
Причина №1: Мы заботимся о своей группе
Брегман предполагает, что мы совершаем зло из-за нашей склонности защищать людей в нашем ближайшем окружении за счет других. Биологически это желание заботиться о своей группе связано с высоким уровнем гормона окситоцина, который регулирует любовь. В большинстве случаев это положительный момент: это позволяет нам учиться друг у друга и развивать отношения.
Однако у высокого уровня окситоцина есть и обратная сторона. По словам Брегмана, 9Исследования 0013 показывают, что окситоцин усиливает связь только с людьми, которые нам знакомы — людьми, которых мы знаем или которые выглядят, говорят и ведут себя так же, как мы. Кроме того, окситоцин вызывает у нас отвращение к незнакомцам. Это отвращение может заставить нас поддерживать людей в нашей группе за счет других. Это может привести к тому, что мы будем злословить незнакомцев и считать их менее человечными, что повышает вероятность того, что мы совершим насилие по отношению к ним.
(Краткое примечание: Научные исследования подтверждают заявление Брегмана о том, что окситоцин повышает доверие тех, кто входит в нашу группу, и снижает доверие тех, кто не принадлежит к ней. Например, данные свидетельствуют о том, что помимо помощи в развитии доверия, окситоцин может улучшать социальные навыки, и исследователи предполагают, что доза окситоцина может помочь людям с аутизмом чувствовать себя более комфортно в социальных ситуациях. обнаружили, что слишком много окситоцина может привести к усилению стресса и социальной тревожности.)
К счастью, мы можем бороться с этим отвращением, знакомясь с людьми из других групп. Брегман объясняет, что частое взаимодействие с разнообразной группой людей резко уменьшает предрассудки и ненависть. Наличие друзей из разных слоев общества помогает нам выйти за рамки стереотипов и увидеть тех, кто отличается от нас, как полноценных людей.
Причина № 2: Мы следуем пагубным импульсам
Согласно Брегману, человеческая природа изначально добра. Причиной зла является наша склонность следовать двум вредным импульсам: желанию внести свой вклад в большее благо и желанию соответствовать. Рассмотрим эти два импульса подробно.
Во-первых, Брегман утверждает, что мы совершаем зло, когда думаем, что оно приведет к большему добру. Это «большее благо» может варьироваться в зависимости от ситуации: мы можем рассматривать жестокость как необходимый шаг для создания лучшей страны или развития научных знаний.
(Краткое примечание: Брегман представляет действия во благо как нечто негативное. Однако некоторые философские школы предполагают, что мы всегда должны действовать, имея в виду высшее благо. Например, утилитаризм предполагает, что моральный выбор — это то, что создает удовольствие. для как можно большего числа людей. По мнению утилитаристов, рассмотрение большего блага помогает нам увидеть более широкие последствия наших действий, тем самым делая мир лучше. Например, использование пластиковых бутылок для воды может быть более удобным для каждого человека, но когда мы делаем шаг назад, мы понимаем, что это нехорошо для мира в целом.)
Второй импульс, который может привести нас к совершению зла, — это наше желание соответствовать. Как мы обсуждали ранее, люди эволюционировали, чтобы формировать группы и работать вместе, заставляя нас жаждать общения. Брегман объясняет, что это стремление к общению может перевесить наше моральное чувство добра и зла. Например, банда хулиганов может следовать за своим лидером не потому, что они по своей природе жестокие люди, а потому, что они хотят быть частью группы, которая их принимает.
Брегман отмечает, что эти импульсы не оправдывают злого поведения. Вместо этого он видит в них способы понять, почему мы можем быть такими жестокими и эгоистичными, чтобы в будущем вести себя добрее. Более того, он считает, что с этими импульсами можно бороться посредством практики. Развивая такие навыки, как сострадание и сопротивление, мы можем отстаивать то, во что верим.
Как развить сострадание и сопротивление Хотя Брегман уделяет особое внимание практике сострадания и сопротивления, Брегман не вдается в подробности практических способов развития этих навыков. Вот несколько способов сделать это: Используйте медитацию для практики сострадания . Медитация «любящей доброты» может помочь вам распространить сострадание, которое вы испытываете к своим близким, на более широкий мир. В этой медитации вы думаете о человеке, который вам небезразличен, и представляете то, что вам в нем нравится, например, то, как он улыбается, его жесты или его доброту. Вы желаете им счастья в своем уме. Затем вы думаете о ком-то, кого вы тоже не знаете — возможно, о незнакомце, который ранее днем придержал для вас дверь — и желаете ему счастья. Наконец, вы расширяете это чувство сострадания до все человек. Объединяйтесь, чтобы противостоять конформизму . Как отмечает Брегман, одна из причин, по которой мы подвержены злу, — это наше стремление присоединиться к группе. Однако вы также можете использовать этот импульс для создания изменений и борьбы с негативным поведением. Например, если вы видите, что над кем-то издеваются, поговорите с окружающими и составьте план вмешательства. |
Психология зла — 06
Почему вообще существует зло?
Давайте сделаем шаг назад и рассмотрим с более широкой точки зрения, почему вообще могут происходить злые вещи. В книге Артура Дж. Миллера (2004) под названием Социальная психология добра и зла , Баумейстер и Д. Вос написали главу, в которой излагаются четыре основные причины зла и утверждается, что большинство (если не все) вещей, которые мы могли бы принять во внимание зло относится хотя бы к одному из них. Мы рассмотрим каждый из них в контексте некоторых тематических исследований и результатов исследований, и, работая над этим блоком, постарайтесь подумать о других примерах того, что вы считаете злом, и о том, как они соотносятся с этими четырьмя основными причинами.
06-A: Инструментальность
Что-то является инструментальным, если оно имеет ценность в контексте ваших целей, поэтому одна из причин, по которой люди могут совершать злодеяния, состоит в том, чтобы получить что-то ценное. Это может быть отчаянное ограбление, чтобы получить деньги на еду, или убийство тысяч людей, чтобы получить доступ к чему-то ценному, например, к воде, еде, нефти, алмазам или маршрутам незаконного оборота наркотиков. Это рабство, продажа детей сексуальным хищникам, бессердечное пренебрежение корпорациями, которые уничтожают жизни и окружающую среду, чтобы заработать деньги для руководителей и акционеров. Зло в данном случае является средством для достижения цели.
СМОТРЕТЬ: Сенегал: Остановите принуждение детей к попрошайничеству. В то время как одни пытаются помочь наиболее уязвимым из детей, другие порабощают, избивают и даже калечат их, чтобы украсть все деньги, которые они могут собрать, попрошайничая.
Приготовьтесь к обсуждению
Назовите два-три реальных инцидента, которые вы считаете злом и вызваны (по крайней мере, в первую очередь) с помощью средств.
06-B: Угрожающий эгоизм
Каковы общие характеристики человека с диагнозом нарциссическое расстройство личности (НРЛ)? Будьте готовы описать не менее 5 симптомов, характерных для расстройства.
Какие исследования выявили взаимосвязь между самооценкой, стабильностью, эгоизмом, нарциссизмом, гневом и агрессией?
Полезно начать с описания человека, который склонен нападать на других из-за угрозы их эго. Когда вы читаете о характеристиках, связанных с НРЛ, подумайте, были ли вы когда-нибудь свидетелем подобного поведения конкретного человека.
ПРОЧИТАЙТЕ: Нарциссическое расстройство личности (клиника Майо)
Теперь давайте обратимся к некоторым предположениям, которые люди делали в течение длительного времени о самооценке и агрессивном поведении. Во введении к следующему документу представлена история исследования и представлены некоторые общие доказательства того, что «традиционная мудрость» все время была ошибочной.
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Исследование Baumeister et al (1996), озаглавленное «Связь угрозы эгоизма с насилием и агрессией: темная сторона высокой самооценки».
ЧТЕНИЕ: Начните с начала документа и остановитесь, когда дойдете до «Обзор эмпирических данных» на стр. 12.
TERPS — проверьте раздел «Файлы» на нашей странице ELMS.
ПУБЛИЧНЫЙ — Похоже, вы можете приобрести PDF-файл здесь.
06-C: Идеология
Как чья-то вера в то, что является «добром», может заставить их совершать злые поступки? Будьте готовы обсудить в контексте нескольких примеров, как насилие было вдохновлено и оправдано идеологией, религией и другими системами убеждений.
Независимо от того, во что вы лично верите относительно мира, смысла жизни и того, что произойдет с вами после вашей смерти, нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества системы представлений о мире вдохновляли и оправданные зверства эпических масштабов. Хотя наиболее уважаемые религиозные лидеры и ученые будут утверждать, что доктрина, которую они проповедуют (какая бы религия ни была), призывает к миру, прощению и доброте, другие, тем не менее, использовали свою веру в того же бога или богов как точную причину того, почему другие должны быть подвергнуты пыткам, обращены в рабство, изнасилованы, убиты и иным образом лишены того человеческого достоинства, которого они ожидают от себя. Когда чье-то определение добра призывает к уничтожению тех, кто бросает ему вызов, нет слишком большого зла, с которым нельзя было бы мириться.
В главе Баумейстера и Д. Воса (Miller, 2004) они приводят веские аргументы в пользу того, чтобы считать идеологию самой большой причиной зла в мире. Чтобы было ясно, это не означает, что идеология по своей сути является злом, и нет никаких сомнений в том, что ее можно использовать для мотивации невероятной самоотверженности, самопожертвования, доброты и любви. Однако опасность заключается в том, что одна и та же система верований может быть использована для оправдания зла… будь то нападение на одного человека из-за того, что его образ жизни является святотатством, расстрел людей на общественном рынке, взрыв здания или резня целой деревни. людей. Если бы мы судили о причинах зла по количеству тел, величайшей из них была бы вера в то, что зло необходимо во имя добра, справедливости и истины.
Приготовьтесь к обсуждению
К какой системе убеждений вы лично относитесь? Как эта идеология использовалась другими, исторически или сегодня, для оправдания действий, которые вы сами сочли бы злом?
06-D: Садизм
Каков популярный взгляд на садизм и зло и как он связан с плюралистическим невежеством? Как исследования поддержали или опровергли эту точку зрения?
Как понимать садизм как адаптивный механизм по отношению к противоположным процессам?
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Исследование Баумайстера и Кэмпбелла (1999) под названием «Внутренняя привлекательность зла: садизм, сенсационные острые ощущения и угрожающий эгоизм»
ПРОЧИТАЙТЕ, чтобы перейти к началу раздела о садизме внизу страницы 211 и остановитесь, когда дойдете до «Поиск острых ощущений, избавление от скуки».
TERPS — см. раздел «Файлы» на нашей странице ELMS.
PUBLIC — PDF-файл можно просмотреть здесь.
ПРОЧИТАЙТЕ: Опрос: Онлайн-тролли — это «обычные садисты» — Кто-нибудь когда-нибудь публиковал в Интернете гневный комментарий, адресованный вам? Является ли злом анонимная публикация вещей исключительно для того, чтобы оскорбить и навредить другим людям? Оказывается, есть некоторые свидетельства того, что люди, имеющие привычку делать это («тролли»), как правило, имеют садистские наклонности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Шарлотта Доусон выслеживает и противостоит Твиттер-троллям
Чтобы посмеяться, посмотрите, что происходит, когда один человек выслеживает некоторых из этих людей.
youtube.com/embed/ASg8x9b2o0M» allowfullscreen=»»/>Заключительные мысли…
Описание причин, по которым происходят плохие вещи, не оправдывает их напрямую, а скорее демонстрирует сложную динамику, связанную с человеческим мышлением и поведением. Эти коренные причины дают нам способ классифицировать и, что более важно, основу для размышлений о том, как мы можем вмешаться, чтобы уменьшить количество происходящих злых вещей. Если какое-то зло совершается из-за отчаянной потребности в ресурсах, как нам уменьшить абсурдное неравенство, которое позволяет нескольким людям копить так много богатства, в то время как другие борются за объедки? Как противостоять влиянию экстремистов, искажающих идеологию и дерадикализующих тех, кто готов атаковать во имя добра? Как помочь людям развить эмоциональную стабильность и не допустить, чтобы неустойчивые нарциссы оказались у власти? Как мы можем способствовать большей эмпатии и уменьшить развитие садистских наклонностей? Мы не знали, как лечить инфекции, пока не поняли науку о бактериях. .. чтобы понять причину, нужно иметь направление в поиске решений.
Цели обучения в классе
После участия в нашей встрече класса или интерактивной онлайн-презентации вы сможете ответить на следующие вопросы:
Если вы хотите узнать больше…
Читать больше о связи между самооценкой, стабильностью и агрессией в других исследованиях, упомянутых выше.
МЕСТО: Кернис и др. (1989) исследование под названием «Стабильность и уровень самооценки как предикторы гнева и враждебности».
ПРОЧИТАЙТЕ: Начните с начала статьи и продолжайте, пока не дойдете до раздела «Результаты». Пропустите вперед и прочитайте раздел «Обсуждение».
TERPS. Вы можете посетить lib.umd.edu, войти в систему, используя свои учетные данные UMD, и использовать WorldCat для поиска и просмотра полной статьи.