«Сын балуется на уроках. Что делать?»
«Я в отчаянии. Мой сын Глеб ходит в третий класс. Учится хорошо, но балуется на уроках. Учительница жалуется. Ну что мне — ремнем его отлупить? Помогите найти верное решение», — обратилась к нам с просьбой Юлия Леонидовна. Нам помогут специалисты.
Ситуация довольно типичная для череповецких школьников, особенно учащихся младших классов. На уроках они корчат рожи, выкрикивают что-нибудь, потешая одноклассников. А те и рады: есть повод отвлечься от скучного учебного процесса. При этом учитель не может взять хулигана за ухо и отвести к директору, что раньше было в норме. Как и абсолютная тишина на уроке, когда за партами сидели 35 — 40 учеников. Не нарушали дисциплину из уважения к учителю, к школе. Так были воспитаны. Да и дома, если что, не поздоровится. Отец выпорет ремнем за плохое поведение в школе, и вся недолга. А что сейчас?
— Мой сын Глеб учится в третьем классе. Учится хорошо, а вот с дисциплиной на уроках просто беда, — рассказывает «Речи» Юлия Леонидовна. — Балуется. Учительница мне уже не раз жаловалась. И записями дневник пестрит. Я ему говорю-говорю, объясняю, а он будто не слышит. Прошу, чтобы не позорил меня с отцом. Объясняю: будешь плохо себя вести, выгонят из школы. Говорю, балуйся сколько хочешь на переменке, хоть на голове стой, а на уроках слушай учительницу, учись. А что я могу? Ну не за ручку же его в школу водить, не сидеть же с ним за одной партой, не позорить же его перед друзьями. Дома со слезами уроки готовим, а тут еще и в школе неприятности».
Комментирует Екатерина Репина, психолог благотворительного фонда «Дорога к дому».
— Есть несколько причин, по которым дети не соблюдают правила поведения в школе. Первая — и самая распространенная — это неврологические отклонения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), про который большинство родителей детей дошкольного возраста слышать не хотят. Они считают, что таблетки и процедуры, которые назначает невролог, только ухудшают ситуацию, а потому ребенка не лечат.
В школе все симптомы СДВГ усиливаются, так как нагрузка на нервную систему увеличивается, сидеть нужно много и неподвижно (а хочется стоять на голове), учиться скучно (трудно сосредоточиться). Поэтому и крутятся-вертятся дети, отвлекаются сами и отвлекают других. Устраивают представления, клоунаду, веселят присутствующих. Этих ребят можно мотивировать сидеть спокойно, но только на очень короткое время. Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, формируются примерно к 12 годам при нормальном развитии, у детей с СДВГ этот процесс завершается гораздо позже. Без помощи врача здесь не обойтись. Это не баловство, это неврологическая проблема, причиной которой чаще всего бывает родовая травма.
Бывает, что ребенок без неврологических синдромов нарушает правила, балуется. Это происходит из-за отсутствия выставленных взрослыми психологических и поведенческих границ, непостоянства требований, отсутствия единых подходов, а также из-за ощущения недостатка внимания к себе. Нарушая правила поведения, ребенок получает внимание учителей, ровесников и родителей. Он в центре жизни, все его замечают, он греется в этой энергии. Ну и что, что его ругают? Он замечен, а значит, жив!
Многие родители скажут: мы и так всей семьей вокруг ребенка хороводы водим, все наше внимание — ему, а он все равно балуется в школе. Это бывает тогда, когда ребенка воспитывают по типу «кумир семьи», которому все можно, а если папа что-то запретил, то это тут же разрешили мама и бабушка. И наоборот. В такой атмосфере ребенок учится манипулировать взрослыми и, без сомнения, невротизируется, так как не знает, где проходит грань между «можно» и «нельзя», где та линия, за которую ему еще рано заходить, где не он решает и отвечает, а родители.
Правила устанавливают взрослые, они же отвечают за соблюдение этих правил детьми. Очень важно найти причину плохого поведения ребенка и помочь ему. И эта причина находится в вас.
Татьяна Ковачева
Ребенок плохо ведет себя в школе
— «Психогенная школьная дезадаптация» и банальное замечание «Плохо себя ведёт», которое хоть раз, да приносил каждый школьник в дневнике, — насколько это схожие понятия? И чем первое отличается от второго?— Совершенно точно: замечание «Ребёнок плохо себя ведёт в школе» не является психогенной школьной дезадаптацией.
Плохое поведение может появляться по целому ряду причин. Нужно провести комплексный анализ и выявить, почему у ребёнка появляется та или иная поведенческая дисфункция. Почему «что-то не так». Ведь на самом деле в основании одного и того же феномена (бьёт ребят, отвлекается, грубит) могут лежать самые разные причины.
В первую очередь, нужно проанализировать внешние факторы, которые запускают такое поведение. Насколько оно регулярно? Существует ли какая-то триггерная ситуация, которая данное «плохое» поведение вызывает? В какое время дня это происходит: утром или ближе к концу занятий, в начале урока или в конце урока? На кого направлено это «плохое» поведение: мешает ли ребёнок кому-то или только себе? Ведь ребёнок может банально устать к концу занятий, а так как регуляторные способности ученика начальной школы ещё не сильно развиты, отсюда и возникает «плохое» поведение.
Особенно часто первоклассникам не хватает сенсорных стимулов, чтобы удержать свое внимание на протяжении всего урока. Они могут, например, начать теребить пуговицы на одежде или сжимать какие-то предметы в карманах… А для учителя это выглядит как «плохое поведение». Нужно выяснить, что учитель подразумевает под «плохим» поведением, и уже от этого выработать алгоритм решения проблемы.
Кроме того, период перехода от детского сада к школьному обучению часто сопровождается какими-то ситуативными, транзиторными дезадаптивными реакциями, которые в дальнейшем сходят на «нет», вырабатываются адаптационные механизмы.
И только если речь идёт о каких-то систематической реакции, которая проявляется в определённых условиях и мешает, в первую очередь, самому ребёнку, тогда — да, можно говорить о психогенной школьной дезадаптации.
— Когда мы говорим о трудностях, которые испытывает ребёнок в школе, почему проблема (напряжение) носит приставку «психогенная»?
— Данная приставка указывает на то, что причины дисфункции связаны с психологическими факторами, которые обуславливают нарушение адаптации ребёнка.
Когда мы говорим «психогенная», мы апеллируем к этиологии, то есть пытаемся понять причины дисфункции. Говоря «психогенная», мы подразумеваем, что это те психологические факторы, которые связаны с уверенностью ребёнка в себе, самооценкой, стратегиями преодоления стрессовых ситуация (так называемые, копинг-ресурсы), его способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Ситуация школьного обучения, возросшие требования когнтивных навыков вкупе с психологическим неблагополучием и дают в результате то, что мы называем психогенная школьная дезадаптация.
— Насколько модели поведения, которые работают внутри семьи, могут стать предпосылками к появлению у ребёнка психогенной школьной дезадаптации?
— В развитии ребёнка есть момент естественной сепарации (в возрасте около года), когда он начинает понимать, что вот здесь — его мир, а дальше — мир мамы (и папы), именно в это время он начинает усваивать модели поведения, модели взаимодействия родителей с окружающим миром. Если характер этого взаимодействия тревожный («Мир-опасное место, надо быть настороже») ребёнок невольно это впитывает. Он видит, как родители взаимодействуют с миром, как они справляются с трудностями, как организован их быт. В этот момент начинают закладываться базовые установки, которые во многом определят наш способ взаимодействия с миром в дальнейшем. Кто-то вырастает с базовой установкой «Надо во всем быть успешным. Я не должен допускать провалов», с идеей о необходимости все успевать и везде быть лучшим. Да, такому ребёнку нелегко будет даваться ситуация конкуренции, оценивания, то есть ситуация школьного обучения.
Ведь когда ребёнок идёт в школу, а у него дома живут по принципу — «Нужно сделать обязательно хорошо», «Надо стремиться быть лучшим во всем», а у него это не выходит по объективным причинам, то это ещё больше усугубляет проблему. Он не может рассчитывать на безопасность, защиту, тыл — дом, где он имеет право быть любым, где его любят «просто так».
Очень важно, чтобы у ребёнка было переживание, что мама всегда будет на его стороне. Нельзя его ругать за вещи, связанные с объективными трудностями усвоения когнитивных навыков, неуспешность в школе. Надо помогать. И, конечно, важно транслировать, что если не получается одно, то выходит что-то другое. Вряд ли кто-то из нас сталкивался с человеком, у которого во всем «провал». Обязательно есть то, что получается хорошо. Отыщите это в своем ребёнке.
— Получается, что важно не привить ребёнку чувство вины?
— Абсолютно. Ни одному ребёнку нельзя траслировать позицию «Ты плохой». Ни по одному вопросу. Такого в принципе быть не может.
Можно говорить: «Тут есть заминка, давай-ка мы её решим с тобой», но не указывать категорично «Ты плохой». Можно создавать позитивные стратегии интерпретации ситуации неуспеха, обучать юмористической интерпретации и т.д. Важно бережно отнестись к детской душе.
— Почему у детей с дислексией и связанными с ней трудностями обучения ПШД наблюдается чаще?
— Для ребёнка (особенно в начальной школе) крайне важна ситуация успеха. Ему необходимо понимать «У меня получается». Поэтому, когда ребёнок с дислексией и связанными с ней трудностями обучения понимает, что вот здесь он сделал ошибку, а здесь — получил не лучшую оценку, то это не добавляет ему уверенности в себе. Такая ситуация не даёт ресурсов преодолеть проблему.
— Есть ли возрастной криз, когда ПШД наверняка проявится?
— Регуляторные механизмы формируются в возрасте 7-8 лет. Поэтому если у ребёнка есть какие-либо затруднения в развитии, лучше в школу раньше этого возрасте не отдавать. Одна из особенностей детской психики, «запускающая» ПШД – это проблема недостаточной зрелости регуляторных механизмов (высидеть урок, сосредоточиться на том, что говорит учитель и т.д.).
Если ребёнок систематически посещает школу, то считается, что ко второму полугодию первого класса мы должны уже видеть выстроенные адаптационные механизмы, понимание позиций «ученик — учитель — школа», достаточную степень «регуляции себя».
Если к концу первого класса наблюдаются проблемы в поведении, то пора заострить внимание и проанализировать проблему. Ведь поведение — производное от различных причин, это «верхушка айсберга», просто сигнал для нас, взрослых о неблагополучии. Разобраться в причинах — это наша задача
— Как выглядит психогенная школьная дезадаптация? Существуют ли видимые маркеры поведения, наличие которых в высокой степени гарантирует ПШД?
— Определённо, это трудности усвоения ребёнком школьных навыков (чтение, письмо, счёт). Нарушение взаимодействия со школьной средой и распорядком, трудности взаимодействия с одноклассниками и учителем. Параллельно с этим мы будем видеть и негативные феномены в психологическом здоровье ребёнка вне школы: эмоциональную неустойчивость, негативизм, реакции со стороны вегетативной нервной системы и т.д.
— Чего точно не нужно делать родителям, если у ребёнка ПШД?
— Совершенно точно не нужно искать виноватого. Ни в коем случае не нужно стыдить ребёнка «Ты такой плохой! Как ты не можешь сесть и послушать!?». Это только усугубляет проблему.
Не надо фиксировать проблему, к примеру, делать дислексию «объяснительным механизмом» всего происходящего. Как только мы говорим ребёнку: «Ты такой-то, потому что у тебя дислексия», у него создаётся установка «Со мной что-то не так, я не такой как все. Я — ненормальный». Об этом обязательно стоит говорить, но так, чтобы ребёнок понял, что он не равняется дислексии, он больше, чем его проблема, что дислексия это особенность, а не болезнь. Если вы чувствуете, что обладаете ресурсом, чтобы так обсудить это с ребёнком, объяснить ему, что с ним происходит, и показать выход, то тогда с ним стоить поговорить.
Но если вы чувствуете, что пока не в состоянии поговорить самостоятельно, лучше доверить это специалисту или подождать. Взрослые часто нагружают ситуацию своими смыслами, своими страхами, которые не могут быть знакомы ребёнку в силу возраста и малого жизненного опыта. Четко определите, у кого паника, страх за будущее и т.д. У вас или у ребёнка? Часто родитель в своей тревоге и беспокойстве начинает обсуждать свои переживания с ребёнком («Как же ты будешь дальше учиться?», «Это же что мы будем делать в восьмом классе?», «В какой ВУЗ таких берут, интересно?»). По сути, он берёт и перекладывает свою взрослую тревогу на плечи ребёнка.
Ещё важно не уникализировать ситуацию. Не нужно демонстрировать ребёнку, что дислексия это какая-то это невероятная штука и это делает его уникальным. Люди, как правило, мало информированы о таком явлении, как дислексия и уж точно, хотя и к сожалению, для большей части населения это не является уважительной причиной школьных неуспехов.
— Какие могут быть последствия ПШД, если пустить всё на самотек?
— Если не будет тонкого, разумного отношения к проблеме, то очень вероятна ситуация негативизма – отказа от учёбы. Знания, добываемые таким болезненным для психики путем, станут ненужными. Возможно, социальные ориентиры (такие как «надо» или «должен») и будет работать до определенного момента, но, с приходом подросткового возраста, появятся совершенно иные приоритеты. И родители с их «Ты должен учиться» отойдут на второй план. Появится альтернатива и школе, и дому, которая ребёнком будет переживаться как менее травматичная. К сожалению, стоит отметить, что современной школе проблема познавательной мотивации стоит очень остро. Формализация образовательного процесса, существующая система оценивания отнюдь не способствуют ее развитию. Любопытство в отношении мира, интерес к открытию чего-то нового отходят на второй план. По нашей вине, я так полагаю, многие ребята соскальзывают в среду простых, легкодоступных удовольствий (игры, соцсети и т.д.), а мир как объект исследования теряет свою привлекательность.
Передовые методы управления деструктивным поведением
Эффективное предотвращениеУстановление норм помогает предотвратить деструктивное поведение и позволяет вам эффективно реагировать в данный момент. В дополнение к использованию вашей учебной программы для определения академических ожиданий вы также можете использовать ее для создания поведенческих ожиданий в классе. Факторы, определяющие уместное и неуместное поведение, часто зависят от характера класса и уровня комфорта преподавателей и могут широко варьироваться от лекций до лабораторных работ и в разных предметных областях. Преподаватели сочли полезным:
- Опишите как продуктивные, так и разрушительные типы поведения.
- Опишите процесс, с помощью которого будет решаться проблема деструктивного поведения.
- Опишите последствия продолжающегося деструктивного поведения.
- Устно расскажите об ожиданиях класса в отношении поведения в первый день занятий. Особенно эффективно говорить о поведении, которое вы хотите видеть, а также о типе, который является разрушительным.
- Смоделируйте тип поведения, которого вы ожидаете от своего класса.
Ваше прямое вмешательство будет работать в большинстве ситуаций; однако некоторые учащиеся и ситуации продолжаются и потребуют дополнительных консультаций и последующих действий. Департаменты и партнеры по университетскому городку в рамках Student Life готовы работать с вами над устранением разрушительных ситуаций.
Важно помнить, что если перебои вызывают немедленную озабоченность по поводу личной безопасности, не стесняйтесь звонить в UWPD.
Что делатьСохраняйте спокойствие и выслушивайте опасения учащихся. Выявление катализатора сбоев может помочь вам разрешить ситуацию в данный момент или на более позднем собрании.
- Будьте устойчивыми, последовательными и твердыми.
- Признавайте чувства человека.
- Помните, что деструктивное поведение часто вызвано стрессом или разочарованием.
- Устраните нарушение индивидуально, напрямую и немедленно.
- Будьте конкретны в отношении разрушительного поведения и установите ограничения.
- Удалите учащегося из этого занятия, если учащийся не подчиняется вашим действиям. Если учащийся не уходит после того, как его попросили сделать это, вы можете позвонить в UWPD для поддержки.
- Попросите учащегося встретиться с вами после урока, чтобы решить проблему, выяснить причины инцидента и обсудить соответствующее поведение.
- Обратите внимание на предупреждающие признаки того, что ситуация приближается к эскалации насилия.
- Помните о собственных ограничениях — действуйте в пределах своего комфорта:
- Преподаватели могут связаться с UWPD и удалить учащегося из класса.
- Преподаватели могут подвести урок к концу дня.
- Преподаватели могут искать дополнительные ресурсы и коучинг, чтобы справиться с непослушным студентом.
- Не позволяйте этому поведению продолжаться.
- Не превращайте это в проблему класса. Обращайтесь только к учащемуся, который мешает.
- Избегайте споров и криков.
- Не обвиняйте и не высмеивайте ученика, а также не используйте сарказм.
- Не трогайте ученика.
- Сосредоточьтесь на студенте. Вместо того, чтобы говорить: «Класс, мы все знаем, что разговоры во время лекции мешают», скажите: «Джейн, твоя болтовня во время урока мешает лекции, и мне нужно попросить тебя прекратить».
- Будьте ясны в поведении. Если ученик говорит вне очереди, скажите ему. Вместо того, чтобы спрашивать: «У вас есть вопрос?» скажите: «Джейн, сейчас не время для дискуссий. В конце лекции будет возможность для вопросов и дебатов».
- Пресекать ситуацию в зародыше, обращаясь к программе, касающейся ожиданий и поведения. «Джейн, вы заметите, что в программе разговор во время лекции считается деструктивным поведением. Если мне нужно будет снова попросить вас замолчать, мне придется попросить вас уйти».
- Бедствие часто является причиной нарушения работы. Важно распознать стресс, не теряя при этом поведения. Вместо того, чтобы говорить: «Джон, ты сейчас явно взволнован, и тебе нужно прекратить спорить», скажите: «Джон, я вижу, что эта тема тебя расстроила; однако нам необходимо завершить эту дискуссию».
- Если вам нужно попросить ученика уйти, сделайте это четко и прямо. Вместо того, чтобы сказать: «Уходи! Идти! Убирайся отсюда!» скажите: «Джон, твое поведение выходит за рамки допустимого для этого класса, и тебе пора уйти. Я свяжусь с вами по электронной почте, чтобы обсудить будущие занятия». В этот момент рекомендуется приостановить занятие, пока ученик не выйдет из комнаты.
Хотя многие сбои незначительны и могут быть устранены в данный момент, может быть полезно как задокументировать инцидент, так и проследить за учащимся. Документирование того, что вы испытали, и предпринятых вами шагов будет полезно, если вам нужно преследовать нарушение кодекса поведения учащихся. Четкое общение со студентом помогает установить ожидания и предотвратить дальнейшие сбои. Ниже приведены предложения, которые следует рассмотреть после инцидента:
- Задокументируйте подробности инцидента, включая время/дату/место, поведение учащегося, предпринятые вами действия и то, как ситуация разрешилась в данный момент.
- В случае незначительных сбоев электронное письмо может служить как инструментом для исправления поведения, так и для документирования инцидента. В электронном письме вы должны указать наблюдаемое поведение, ваши ожидания от класса и то, как они отличаются от наблюдаемого поведения, а также последствия продолжающихся нарушений.
- Если нарушение является более вопиющим или поведение продолжается, вам следует связаться с руководством вашего отдела для получения соответствующих дальнейших действий. Всегда рекомендуется держать их в курсе проблемного поведения.
- В некоторых случаях требуется встреча с учащимся для более подробного обсуждения поведения, поиска подходящих решений и установления четких указаний и последствий. Часто вы можете найти поддержку для таких встреч в вашем отделе или в отделе стандартов сообщества и поведения учащихся.
- Если необходима дополнительная поддержка, обратитесь в Службу стандартов сообщества и поведения учащихся (CSSC): 206-685-6194, [email protected], uw.edu/cssc
- CSSC предоставляет консультации, чтобы вы могли обратиться к учащемуся и решить ситуацию.
- CSSC может принимать меры в случаях нарушения кодекса поведения.
Большое спасибо Университету штата Огайо за предоставление передовых практических рекомендаций по управлению деструктивным поведением в классе.
5 советов для родителей, если ваш ребенок ведет себя плохо в классе
Каждый родитель боится звонка из школы в середине дня. Звонок часто не для того, чтобы поздравить родителей с чем-то или пригласить на предстоящее мероприятие; эти звонки обычно ждут до окончания школы. Скорее всего, это связано с нежелательным поведением учащихся, которое нарушило работу класса. Если это происходит слишком регулярно, с этим поведением нужно бороться. Следующие советы могут помочь.
1. Поговорите с учителем
Первое, что нужно сделать после того, как вы узнаете, что ваш ребенок мешает в классе, — это встретиться с учителем. Во время этой встречи важно не занимать оборонительную позицию. Вместо этого попросите учителя объяснить, что именно делает ваш ребенок и что, по его мнению, может быть основной причиной.
Также обсудите, возникает ли проблема в одно и то же время каждый день. Например, если ваш ребенок страдает дислексией, он может начать буянить прямо перед чтением из страха, что над ним будут смеяться. Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы точно определить, что вызывает такое поведение, но начать с разговора между родителями и учителями — это всегда правильный первый шаг.
2. Еще раз взгляните на друзей вашего ребенка
Поговорив с учителем, вы можете заметить, что другой ребенок всегда попадает в беду вместе с вашим. Возможно, вы также заметили такое поведение по соседству. Если это так, пришло время переоценить, сколько времени ваш ребенок проводит с этим другом. Выделение времени для разговора с родителями другого ребенка также может помочь вашему малышу не потерять друга.
3. Обеспечьте соответствующие последствия дома
Если ваш ребенок попал в беду из-за того, что жует жвачку или опоздал на урок, вероятно, лучше всего позволить школе разобраться с последствиями. Однако, когда поведение становится разрушительным для других учеников, пришло время создать последствия дома. Вашего ребенка отправили домой или он дрался? Заберите всю его электронику во время подвески. Если он груб со своим учителем, заставьте его извиниться и выполнить дополнительную работу по дому или непосредственно за учителя. Как бы то ни было, вы просто должны сообщить своему ребенку, что за деструктивное поведение в школе и за ее пределами могут быть последствия.
Также важно признавать хорошее поведение, когда вы его видите. Некоторые родители и педагоги могут выбрать для этого систему вознаграждения, в то время как другие могут просто использовать похвалу как самостоятельную награду. Какой бы метод ни был выбран, сосредоточение внимания на хорошем, конкретном поведении — это способ побудить ребенка продолжать его.
4. Посмотрите на домашние настройки
Пытаясь исправить деструктивное поведение у детей, важно помнить, что они могут реагировать на проблемы дома. Если родитель все время работает, ребенок может чувствовать потребность во внимании, и, к сожалению, иногда он будет добиваться этого внимания разрушительными способами. Полностью рассмотрите текущую домашнюю жизнь вашего ребенка, и если вы видите что-то, что, возможно, нужно изменить, измените это. Если ребенок борется с деструктивным поведением в классе, часто в его основе лежит проблема. Если ребенок ранее не разговаривал с консультантом, новый учебный год — прекрасное время для начала. Независимо от того, насколько благосклонны родители, иногда дети не сообщают о своих проблемах, пока не поговорят со специалистом.
5. Обсудите поведение с вашим ребенком
Разговор с учителем вашего ребенка и обеспечение надлежащих последствий являются важными шагами в работе по искоренению деструктивного поведения, но вы также захотите обратиться непосредственно к источнику. Спросите своего ребенка, почему он капризничает. Что-то беспокоит его? Ему кажется, что ему не хватает внимания? Возможно, существует скрытая проблема, о которой вы даже не подозревали. Если вы думаете, что поняли это, разработайте вместе с ребенком план, который поможет устранить основную причину. Потратьте время, чтобы сообщить об этом учителю. Независимо от того, насколько благосклонны родители, иногда дети не сообщают о своих проблемах, пока не поговорят со специалистом. Подумайте о том, чтобы запланировать встречу со школьным консультантом, если ваш ребенок не открывается дома.
Несмотря на множество доступных книг по воспитанию детей, в воспитании ребенка просто нет руководства. Может быть душераздирающе узнать, что ваш малыш — «тот ребенок» в классе, но помните, что вы всегда можете чем-то помочь ему. Имея немного информации и внимания, вы сможете помочь. И если поведение продолжается, несмотря на все ваши родительские вмешательства, возможно, что-то не синхронизировано.
Чтобы узнать больше о программе Brain Balance Program и нашем комплексном подходе к решению академических, социальных и поведенческих проблем для детей, свяжитесь с нами через Интернет или найдите ближайший к вам центр.