Ребенок не хочет учиться в школе
Первый месяц нового учебного года на излете, а ваш ребенок не хочет учиться в школе? Что делать? Заставлять — неэффективно, подкупать — вредно, аргументы про будущее — не помогут. А если это подросток, так и вовсе ситуация усложняется. О том, как могут родители замотивировать учиться школьника разного возраста, поговорили с психологом Катериной Деминой.
Фото: RODNAE Productions, pexels
Катерина Демина — детский и семейный психолог-консультант, специалист по усыновлению, многодетная мать. Стаж — более 30 лет. Практикующий психолог с 2002 года.
Автор книг, публикаций, тренингов и вебинаров по детской психологии.
Автор «Блога практикующего психолога».
Начальная школа
Ребенок не хочет идти в школу? В начальной школе этот вопрос почти всегда возникает в первом классе, реже позже. И, как правило, он связан или с учительницей, или с травлей внутри коллектива. Но бывают и другие причины. Разберем все.
1. Учитель
Дети очень редко формулируют проблему грубого насилия со стороны учителей — кто-то боится об этом рассказать, кто-то считает, что это нормально. Вспоминается случай, когда ребенок прислал маме смс: «Что-то я не хочу тут оставаться. Учительница очень строгая», а оказалось, что она детей бьет.
Кстати! Детское проявление агрессии учителей — это «болит живот». Если ребенок говорит, что он не хочет в школу, так как у него болит живот, попытайтесь (исключив реальные проблемы с животом) узнать его школьные страхи и повлиять на них.
Что делать?
Если получаем четкий ответ: «Учительница орет», — переводим в другой класс. Не тешьте себя иллюзиями — ее невозможно изменить. Если учительница орет — она будет орать всегда. Найдите спокойную. Ту, что не орет, и переведите ребенка в ее класс.
2. Травля
«Не хочу идти в школу» может быть симптомом травли. Не обязательно целым классом. Может быть травля со стороны отдельного ребенка, которую другие дети даже не замечают — у них адаптация, на которую уходит много ресурса.
Что делать?
Задавать ребенку вопросы, наблюдать, что происходит, выяснять, кто его обижает и… решать вопрос с помощью мануалов, предлагаемых, например, в рамках антибуллинговой компании «Травли.Net».
Фото: RODNAE Productions, pexels
3. Физкульт-привет
Бывает, что ребенок не хочет в школу строго по понедельникам и четвергам. Или по вторникам и пятницам. Ровно в те дни, когда у него в расписании стоит физкультура.
Что делать?
Узнавайте у ребенка и родителей других детей, что не так с учителем физкультуры. Ставит двойки за отсутствие формы? Требует выполнения нормативов в дождь и ветер? Снижает оценки за плохую разминку? Издеваясь, комментирует особенности фигуры ребенка? Этому учителю не место в школе!
Есть другие проблемы? Все возможно решить! Задача родителей — делать так, чтобы детям было безопасно и комфортно. И если девочки в 4 классе говорят, что они не готовы переодеваться на физкультуру в одном классе с мальчиками, нужно менять организацию переодевания. Можно обсудить этот вопрос с администрацией школы или с учителем: выход найдется! Как вариант, девочки в день, когда в классе физкультура, приходят в школу в футболках, или учительница организует переодевание мальчиков на одной перемене, а переодевание девочек — на следующей.
5. Не готов к школе
Чаще эта история касается мальчиков. У родителей были инструменты (например, психологические тесты на готовность к школе), но они положились на календарный признак: 7 лет — пора! А ребенок не готов к школе: игровая мотивация не сменилась на учебную. И сейчас ему тяжело, напряжно и хочется играть, а не писать прописи. Такие мальчики с машинками и динозавриками в руках очень выделяются в классе среди целой толпы спокойных, вменяемых, работоспособных, усидчивых девочек с хорошо сформированной учебной мотивацией.
Большую ошибку делают родители, которые запихивают в школу маленьких да удаленьких детей: «Он читает с 3 лет, с 4 играет в шахматы, мы лучше отдадим его сейчас в школу, а то ему потом будет скучно».
Нет! — пусть лучше ребенок пойдет в школу не в 5 или 6 лет, а в 7! Пусть он поскучает немного — зато у него будет время на заведение дружбы и адаптацию. А это лучше, чем писаться по ночам и сгрызть себе все ногти на нервной почве.
Что делать?
Спокойно и без нервов спрашиваем, что не так. Ребенок говорит, что вообще не хочет в школу, а хочет в садик. И учитель подтверждает: «Да, он не готов к школе». Забирайте чадо из школы. Если этого не сделать, ребенок найдет способ избегать школу — через болезнь. Зачем вам эти грабли? Верните ребенка в подготовительную группу, где он спокойно дозреет до желания учиться в школе.
Важно!
Если ребенок-первоклассник жалуется и говорит: «Я не хочу идти в школу» — это положительный симптом. Хуже, если ребенок замалчивает свое «не хочу»: такое бывает, если у него есть опыт, когда его не слышали, если он пытался донести свое «не хочу» (относительно чего угодно: одежды, еды, поездок к бабушке), а в ответ слышал: «Кого волнует твое мнение? Встал и пошел!».
5 класс
Этот класс может быть сложным с точки зрения событий и правил: появляются новые учителя-предметники — и, возможно, кто-то из них оказывается агрессивным. Появляются новые требования. «Учительница нас задерживает, мы не успеваем переодеться на физкультуру и пообедать» — знакомо? Сложности может вызывать столовая: кому-то не хватает порции, кто-то приходит последним и ему не хватает стула — страдает статус. Все это может привести к ситуации, когда ребенок не хочет учиться в школе.
Что делать?
Используем универсальный способ: проводим исследование территории, выясняем, где существуют затыки, анализируем, что мы видим перед собой, с какими трудностями сталкивается ребенок. А дальше разрешаем сложности и готовимся к пубертатному взрыву в 7 классе.
7 класс
Фото: fizkes, istockphoto
Апогей «не хочу в школу». И причин здесь может быть миллион. Самых распространенных две.
1. Травля
Травлю всегда поддерживают взрослые. И чаще всего тот, у кого самая большая власть — классный руководитель.
Что делать?
То же самое, что и с травлей в начальной школе. Не пускайте дело на самотек. Не давайте советов в формате: «Защищайся сам», «Дай сдачи» или «Не обращай внимания». Сделайте все, чтобы защитить ребенка. Есть мировой опыт, который говорит, что дети без помощи взрослых не справляются. А последствия травли могут быть жутчайшие, вплоть до суицида.
Пользуйтесь мануалами. Инструкции от Травли.Net на «Литтлване»: для учителей и родителей и для самих детей.
2. Сложности пубертатного периода
Когда ребенок входит в фазу бурного роста, организм отключает все настройки: психические функции, интеллектуальные моменты. А школьная программа в это время как раз становится очень сложной, добавляются новые предметы. И часто даже дети, которые хорошо учились, были прилежны и внимательны, скатываются на тройки и не хотят учиться. Обычно это история про девочек, мальчики стартуют в пубертат позже. Детям в это время надо помогать всеми силами — у них одновременно происходит несколько очень серьезных физических и психических перестроек, начинаются месячные, бурный рост. Именно в этот момент появляется легенда, что девочки не справляются с точными науками — еще бы им справляться с ними в этот сложный период! Скорей всего, ваша дочь в этот период чувствует себя разбитой. Она не очень понимает, что с ней происходит. Ей хочется одновременно плакать, есть и не есть. Она себя ненавидит, у нее, как ей кажется, тело раздутое — и это просто какой-то ад. Девочек травят со всех сторон, над ними издеваются взрослые, в этот момент отцам сносят крышу их собственные загоны, и они орут: «Ишь, ты тут, сиськи и попу отрастила, а мозгов нет». И девочки ложатся в депрессию.
Что делать?
Выясните, почему ребенок не хочет в школу. Если он в понедельник утром говорит: «Не хочу в школу», а вам нужно на работу, и вы еще несетесь с младшим в садик, ваша реакция может быть только одна: «Ладно, не ходи, ложись, спи».
Если же ребенок сказал «Не хочу идти в школу» в выходные, и у родителей есть время посидеть, поговорить и во всем разобраться, то первое, о чем нужно подумать, — это убрать из его жизни перегруз. Если в 13 лет дочь говорит: «Ничего не хочу», я спокойно соглашаюсь: «Окей, отменяем все. Что ты хочешь оставить себе? Без чего ты жить не можешь?». Ребенок оставляет пару занятий рисованием или танцами в неделю. Все свободное время лежит и спит, регулярно пропускает все — и через год спящая красавица просыпается и говорит: «Я хочу все! Я выспалась!». И возвращается в жизнь с новыми силами.
9–11 класс
К 9 классу мальчики с их пубертатным периодом догоняют девочек, и часто это становится настоящим кошмаром. Гормоны заливают их гораздо жестче, чем девочек. На их пубертат приходится и агрессия, и адские проблемы со здоровьем. С одной стороны, мальчики вырастают в этот период очень серьезно, а с другой, у них иммунитет падает практически до нулевого.
Фото: Iakov Filimonov, Dreamstime
Что делать?
С девочками все было понятно: «Не хочу в школу» — это повод отменить все лишнее и отоспаться. Мальчикам так просто отоспаться не получится: финал 9 класса — ОГЭ, финал 11 класса — ЕГЭ. Поэтому идеальный вариант для родителей — слегка пофигистичый подросток, который ходит в школу тусоваться, у которого оценки колеблются между «3» и «4» с заходом на «5» по любимому предмету. Такой мальчик может выдержать школу. Остальные рано или поздно скажут: «Не хочу!». И это претенденты на полуэкстернат, если мальчик начал болеть, и экстернат, если ребенок нацелен на топовые вузы и ему нужно сдать 3–4 предмета на высокие баллы. Помните, сейчас задача вашего подростка — выжить. Все остальное подтянется позже.
И, само собой, отменяйте всю дополнительную нагрузку! Если подросток бросает музыкалку — правильно делает! Позже он вернется к музыке — только уже не к фортепиано, а к гитаре, саксофону, скрипке или флейте, сделав свой выбор. И это касается любых его вчерашних увлечений, которые он рано или поздно возьмет в свое завтра.
Самое грамотное, что учителя и родители могли бы сделать для подростков — организовать процесс обучения так, чтобы учебный день в старшей школе начинался с третьего урока. Почему? Потому что вечером старшеклассники не могут заснуть — половые гормоны у них полностью блокируют производство мелатонина, который отвечает за засыпание. Да-да, подростки не могут заснуть не потому, что они все время в телефоне, нет. Они в нем, потому что не могут заснуть. Если у них отобрать телефон, они будут лежать и мучиться, а не спать. И учеба с 11 утра для них решила бы очень много проблем.
Обращайте внимание на все, что ребенок говорит про школу. Если он все время говорит: «Там одни дебилы», «Там скучно», «Я — лузер», это очень тревожный сигнал: вероятно, пришло время сменить школу. И дело не обязательно в том, что там процветает буллинг. В своей практике я вижу очень много мальчиков с депрессиями и психологическими расстройствами, которые по своим данным не тянут гимназию, а учатся там за счет занятий с репетиторами.
Мой сын, например, отказался переходить в очень крутую школу, сказав: «Я там буду в третьей сотне, а здесь я в первой десятке». Для нас, родителей, это было очень сильное разочарование, но опыт показал, что это решение было разумное и стратегическое.
P.S.
Случается, что детское «не хочу в школу» связано с неспецифическими причинами. Например, дети отказываются ходить в школу, потому что боятся оставить дома родителей, ведь однажды родители продемонстрировали, что с ними может случиться все что угодно. И это единственный случай, когда всей семье рекомендована терапия.
Ребенок не хочет делать уроки. Что делать родителям?
Ребенок истерит и совсем не хочет делать уроки
Обычно такое происходит, когда ребенок в целом беспокойный, а домашнее задание требует от него волевых усилий и сосредоточенности. Также играет роль оценка. Если ребенок не уверен в том, что справится, он начинает беспокоиться заранее и не может сам себя успокоить.
Как усадить ребенка за уроки без нервов?
Возбудимым детям нужно давать возможность выплеснуть энергию и выполнять домашнее задание маленькими порциями, а между ними позволять активно двигаться. Также таким детям нужно разрешать делать домашнее задание в движении, если его нужно обдумать или не нужно писать. Ходить и лежать с книгой, одновременно стуча ногой по мячику и издавая звуки, совершенно нормально для возбудимого ребенка.
- Объясните ребенку, что время, когда нужно начать делать уроки, смещать нельзя.
- Установите ему три звонка, как в театре, при помощи электронного устройства, например мобильного телефона.
- Дальше установите распорядок 15 мин. работы, 5 мин. перерыв. Сделайте 6-7 подходов к работе в зависимости от объема домашнего задания.
- Во время перерыва позволяйте ребенку кривляться, залезать под стол, качаться на игровом комплексе.
- Заведите фит-бол — такой огромный мяч с рожками, на котором ребенок в перерывах может лежать — это помогает возбудимым детям передохнуть.
- Обязательно хвалите ребенка, когда он справился с несколькими этапами и выполнил хотя бы часть домашки.
- Не ругайте, когда ребенок срывается. Ему сложно приучить себя делать домашку.
Обнимайте ребенка и старайтесь выйти на прогулку после того, как он выучил уроки. Приучить ребенка выполнять домашнее задание можно постепенно и с учетом особенностей его психики и физиологии.
Ребенок отказывается делать домашнее задание
В начальной школе дети обычно послушны. Если ребенок идет на конфликт без истерик, вполне возможно, что он психологически старше своих ровесников. Поговорите с ним и выясните причины, по которым он не хочет делать уроки.
Задавайте вопросы, которые помогут понять, в чем проблема с домашним заданием:
- Что тебе трудно сделать?
- Что самое неприятное в домашке?
- Что у тебя отлично получается, когда ты делаешь уроки?
- Что бы тебе хотелось делать лучше?
Исходя из его ответов ведите дальнейший диалог.
Как уговорить ребенка заниматься уроками?
Чтобы понять, как уговорить или как заинтересовать ребенка делать уроки, нужно выслушать его ответы и привести аргументы. Не просто “надо”, а “зачем”. Определите, какую поддержку вы можете оказать ребенку с каждым типом его затруднений.
- Если ребенку трудно сесть за уроки, обратитесь к советам предыдущего пункта.
- Если у ребенка возникают проблемы в процессе выполнения домашнего задания, разберите типовые задачи или иные проблемы.
- Если ребенку не хватает времени и он устает, подумайте, как справиться с чрезмерной нагрузкой.
- Если ребенок не видит смысла в домашке, поскольку понимает материал, поговорите с учителем. Возможно, он согласится на индивидуальный подход.
- Если стоит вопрос, нужно ли заставлять ребенка переписывать домашнюю работу, когда он выполнил ее неаккуратно и с большим количеством исправлений, поговорите с ним о причине и следствии. Если учитель снижает оценки за исправления и ребенок от этого страдает, переписывать придется. Если ребенок готов смириться с плохой оценкой за исправления, а вы готовы его хвалить за то, что он все же завершил работу и исправил ошибки, оставьте как есть, чтобы у ребенка не снизилась мотивация делать уроки.
В любом случае, хвалите ребенка за его реальные успехи, отмечайте, что он старается.
Всем родителям хочется, чтобы ребенок приходил домой после школы, обедал, садился за домашку и делал ее с перерывами на физзарядку. В реальности ребенок не хочет делать уроки, но с удовольствием занимается какой-то ерундой: тупит в телефон или часами пьет чай. И дело не в том, что он какой-то неправильный. То, что ребенок не хочет выполнять домашнее задание, — совершенно нормальная история. И ругать или стыдить его за это нежелание — неконструктивно. Конфликт и обиды — не то, что поможет ему получить образование. Поговорим о том, как правильно себя вести в такой ситуации.
Ребенок не делает уроки в средней школе
В этом возрасте дети активно общаются и пробуют новые роли. На практике получается, что ребенок дома — один, на кружке — другой, в школе — третий. Это тот возраст, когда родители нередко удивляются, когда им рассказывают о ребенке со стороны разные люди. К урокам в школе и домашней работе дети также начинают относиться более независимо. Они отказываются делать домашку и заниматься на уроках, чтобы проверить реакцию взрослых — посмотреть, что будет. Плюс дети вступают в предподростковый возраст, когда у них в целом начинаются проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью.
Как убедить ребенка делать домашнюю работу?
В этом возрасте домашняя работа конкурирует с потребностью ребенка в общении. Это и совместные игры на компьютере по сети, и живая коммуникация. Увлеченные дети еще и хотят сделать акцент на своем хобби.
Поговорите с ребенком о желаемой успеваемости. Как он себя чувствует, когда ему ставят два? Как он себя чувствует, когда об этом приходится сообщить вам? Обсудите возможности ребенка делать домашнюю работу хотя бы частично, чтобы избежать проблем в отношениях.
Проведите с ребенком эксперимент. Разрешите ему не делать домашнее задание в течение месяца и сравните оценки за самостоятельные и контрольные работы по всем предметам за два периода. Постройте наглядные графики и обсудите результат. Наглядность поможет ребенку понять, что по каким-то предметам ему стоит делать домашку, чтобы получать хорошие результаты на проверочных работах. А по каким-то можно и не делать.
Во втором случае имеет смысл проверить, соответствуют ли оценки по предмету действительности. Возможно, ребенок действительно усваивает материал на уроке. Но может, дело в учителе, которые не очень системно и строго проверяет знания. Поговорите с ребенком о том, что он учится не столько ради оценок, сколько ради знаний.
Как приучить ребенка заниматься уроками?
Используйте советы, которые мы дали родителям для начальной школы выше. Только в этом возрасте для составления реального расписания лучше использовать компьютерные программы, которые может освоить или уже освоил ребенок. Если он сам будет рисовать такую таблицу, он многое усвоит о режиме дня и промежутках времени, когда он должен выполнять домашнее задание.
Как научить ребенка делать домашнюю работу самостоятельно?
Довольно часто в этом возрасте дети тянут время и не могут сесть за домашнюю работу. При этом они активно общаются в соцсетях или смотрят видео с телефона. Так часто бывает, когда уроки кажутся скучными. Ребенок делает выбор в пользу более интересного и увлекательного занятия.
Посоветуйте ребенку использовать проблемы с домашней работой как челлендж или квест. Как бы он помог другому человеку, который не может сесть за уроки самостоятельно? Пусть придумает и попробует применить.
Введите в жизнь игровые методики. Например, отмечайте достижения ребенка при помощи стикеров, как в компьютерной игре.
- Придумайте игрового персонажа, с которым себя ассоциирует ребенок.
- Разработайте систему поощрений. Например, за домашку по русскому один смайлик. За дополнительную домашку, типа доклада, одно сердечко и т.п.
- Сделайте лист, где у каждого предмета своя линия. Когда задание задано, ребенок рисует пустой кружочек, когда оно выполнено, вы клеите туда соответствующую наклейку. Задано, но не выполнено — нет наклейки.
- В конце месяца или четверти посчитайте, какой процент прогресса набрал ребенок по итогу. Считайте усложненное задание типа “сердечко” за два — это честно, что ребенок может компенсировать недобранные баллы таким способом.
Наградите ребенка каким-нибудь призом по итогу. Точнее не его, а его героя, который так старался.
Подросток не хочет делать уроки в 8, 9 или 10 классе
Вообще, очень подозрительно, когда в этом возрасте ребенок с радостью садится за домашнюю работу. У человека любовь, конфликты, отношения, а тут ему предлагают 20 примеров по алгебре. Да еще и не все получается, да еще и общий подростковый стресс. А объем домашней работы — запредельный. Так что это совершенно нормально, когда подросток не хочет делать уроки.
Редко встретишь школу, где учителей интересует, кто сколько задал по другому предмету. Особенно в 9 классе перед ОГЭ. В общем, это нормально, что подросток отказывается делать домашнюю работу всю и целиком. И все же хочется, чтобы он понимал что делает, а не просто придумать, как заставить его делать уроки. И важно, чтобы он делал то, что необходимо для высоких результатов по главным предметам.
Подросток не успевает делать уроки
Если ребенок чем-то занят дополнительно: спортом, хобби, олимпиадным кружком — он может физически не успевать сделать всю домашнюю работу. В этом случае ваша задача — помочь ему выставить приоритеты.
- Позвольте ребенку иметь плохие оценки, если учитель так наказывает детей за несделанные уроки. Это поможет вам сформировать доверительные отношения с ребенком.
- Опирайтесь не на количество двоек, которое некоторые учителя ставят за каждую несданную работу, а на качество домашней работы, которая действительно важна для ребенка. Например, это предмет для будущего поступления, и учитель дает разумную работу, которая интересна и полезна. Это приоритет №1.
- Рассмотрите неинтересную, но полезную домашнюю работу. Например, отработку навыков решения типовых заданий к ОГЭ. Это приоритет № 2.
Эти работы ребенок должен делать обязательно, а остальные — вариативно. Если вы видите, что учитель заваливает детей домашкой, но это явно не сказывается на знаниях, потому что он все равно ничего не объясняет, попробуйте с ним пообщаться. Если учитель не пойдет вам навстречу — обратите внимание на то, что вас ставят в ситуацию, когда подростка приходится заставлять делать уроки ценой отношений в семье. Не давите на ребенка. Времени у него от этого не прибавится.
Подросток отказывается делать домашнюю работу
Очень часто за таким протестом скрывается неспособность справиться со всем объемом или затруднения по конкретным предметам. Ребенок чувствует себя плохо из-за неуспешности, но боится говорить об этом. В результате нам кажется, что подростку лень делать домашнюю работу. Но лень — это обычно прикрытие для всевозможных проблем. Например, неуверенности в предмете, бессилия, когда оценки плохие, даже если ребенок пытается выучить уроки.
- Объясните подростку, что вам важна не домашка ради галочки, а уверенность ребенка.
- Предложите ему нанять репетитора или пойти на курсы, чтобы подтянуть знания по тем предметам, в которых он чувствует себя неуверенно.
- Возьмите “мораторий на домашку”. Пусть ребенок не выполняет ее, пока они с репетитором не нагонят материал.
Объясните учителю, что вы делаете и зачем. Заявите о своей поддержке ребенка, что это ваше совместное решение, чтобы добиться хорошего результата по предмету.
Ребенок делает уроки ночью
Очень часто подростки не садятся за домашку в течение дня, а потом в ночи что-то пишут и утром еле могут проснуться. Обычно так сказывается нежелание садиться за уроки, которое может быть вызвано как сложностью, так и скучностью домашки. В любом случае, это негативная ситуация, которая вредит концентрации и успеваемости подростка.
- Снизьте общую стрессовую нагрузку на ребенка. Сложность приложить волевое усилие в течение дня и вечером может быть обусловлена или усугубляться от домашних конфликтов.
- Скажите ребенку, что сон — это здоровье, и оно важней любых оценок. Договоритесь, что у него есть два часа в день, когда домашку делать можно. В остальное время — нельзя. Понятно, что успеваемость от такого решения резко снизится, но такой шаг поможет вам наладить отношения с подростком и защитить его от перегрузки из-за недосыпа.
- Если в процессе эксперимента выяснится, что ребенок плохо засыпает, решайте эту проблему с помощью хорошего врача-терапевта. Не исключено, что ребенку уже необходим комплекс витаминов для поддержания работоспособности.
Помните, что ребенку потребуется много сил и здоровья для того, чтобы справиться с нагрузками в 11 классе. Это главный приоритет, когда мы хотим, чтобы ребенок стал успешен, смог спокойно выбрать направление для поступления в вуз и работать усиленно.
Подросток не делает уроки в 11 классе
Это то самое время, когда родители должны беречь ребенка, чтобы он дошел до ЕГЭ и вышел с него живым и без психологических травм. К сожалению, не все школьные учителя считают так же и задают домашнюю работу по своим предметам, даже если ребенок не сдает по ним ЕГЭ. Разумеется, подросток не хочет делать уроки, которые его отвлекают от подготовки к экзаменам. Самое время поддержать ребенка и защитить его от чрезмерных нагрузок.
- Разрешите ребенку брать свободные дни от школы и обеспечьте процесс со стороны родителя. Заранее пишите записку учителя по семейным обстоятельствам на день-другой.
- Четко обговорите с ребенком приоритеты. На первом месте домашнее задание с курсов или от репетитора, которые готовят к ЕГЭ, а потом, если останутся силы, — все остальное.
- Если ребенку угрожают неаттестацией, недопуском до ЕГЭ, помните, что школа в реальности на такое не пойдет, поскольку ее же за это и накажут. Не нужно конфликтовать со школой открыто. Если учитель по непрофильному предмету объявляет, что у ребенка нет оценок, поэтому он его не может аттестовать, просто спокойно потребуйте список домашней работы, за которые эти три оценки за полугодие можно получить. Настаивайте на том, чтобы это были именно домашние работы и просто помогите ребенку их сделать. В этой ситуации очевидно, что учитель подходит к старшекласснику формально — ну, а он имеет право формально делать домашнюю работу.
- Не переживайте и по поводу золотой медали. Поговорите с классным руководителем и просто скажите, что если учитель по ненужному предмету будет продолжать давление на ребенка, ребенок сорвется, плохо сдаст ЕГЭ и не получит школа своего медалиста. Пусть решает вопрос с предметником.
- В острой конфликтной ситуации запишитесь на встречу с директором и упирайте на тему тяжелого стресса у ребенка. Сейчас школы очень боятся возможных негативных последствий, поэтому директор поговорит с учителем, даже если вам он будет говорить, что всецело на стороне педагога.
В выпускном классе крайне важно поддерживать ребенка и иногда защищать от школы. И это главное, чем вы можете помочь своему выпускнику, который не хочет делать уроки по школе.
Почему ребенок не хочет делать уроки: причины для всех возрастов
Обычно родители думают, что причины в банальной лени. Однако это слишком простое объяснение для ребенка любого возраста. Ну, лень. А дальше-то что? Гнев и наказания, чтобы избавиться от этого ужасного порока? Чувство бессилия перед чем-то, что сильнее нашей родительской воли? Обвинения ребенка в том, что он какой-то неправильный человек? На самом деле, есть объективные и вполне логичные причины того, что ребенок делает что угодно, лишь бы не садиться за домашку.
Ребенок не понимает предмет
Это он вам так говорит: “Я не понимаю математику!” А может, и учитель подтвердил эту версию. Не стоит принимать ее на веру и опускать руки. За ситуацией, когда ребенок не может делать уроки самостоятельно, могут скрываться самые разные проблемы, подходить к решению которых надо по-разному.
Конфликт с учителем-предметником. Очень часто дети не признаются в том, что они испортили отношения с преподавателем, но теряют мотивацию к предмету. Обратите внимание на то, что рассказывает ребенок о школе и классе, есть ли у него признаки стресса в те дни, когда есть в расписании этот предмет. Домашка в этом случае вызывает у него стресс, потому что ему сложно справляться со всей ситуацией в целом. Если вы подозреваете такой конфликт, поговорите с классным руководителем, чтобы уладить этот вопрос до того, как окажется, что ребенок не хочет учиться или ходить в школу.
Ребенку не подходят требования учителя или методика. Например, ему нужно медленней объяснять, дробить материал на более мелкие кусочки, почаще повторять. Он не справляется с домашкой объективно. В этой ситуации стоит обратиться к репетитору или на курсы по предмету.
У ребенка накопились пробелы в знаниях. Может, он проболел много или стыдился своего неуспеха. Какое-то время помогало «списать у друга», а тут задания стали индивидуальными — система сломалась. Многие дети накопили проблем на дистанционном обучении, когда на реальные знания смотрели сквозь пальцы, а тут стали строже спрашивать.
Предэкзаменационный класс — особая история. Часто в школах перед ОГЭ или ЕГЭ меняют учителя на более сильного и требовательного, чтобы добиться результата. И вот такой рост требований может оказаться критичным и ребенок перестанет справляться. Только выплывает это наружу не сразу, а когда накопятся двойки, например.
Ребенок ленится
Обычно мы предполагаем, что ребенок ленится, когда он не делает ничего полезного и не прилагает усилие к тому, где надо проявить волю и потрудиться.
Но вот в чем дело: если ребенок хоть что-то в своей жизни делает и преодолевает трудности — он имеет этот навык. Пусть и в компьютерных играх или каком-то спорте, например, он может часами отрабатывать трюки на скейте. В этом случае мы имеем дело с другими причинами.
Если же он действительно ничего-ничего не делает, а в целом пассивен, то есть основание подозревать серьезные проблемы. В такой ситуации логично обратиться к психологу и понять, что происходит.
Боязнь неудачи
Если у ребенка накопилось непонимание по предмету, обычная домашка для него — огромная непосильная задача. Мотивация делать то, что заведомо не получится, у любого человека нулевая. Напрасно потратишь силы, а не будет результата — не будет удовольствия. Одно разочарование в себе, от которого падает самооценка. Поэтому важно разобраться в том, насколько реально для ребенка выполнить задание по предмету, помочь ему справиться и обрести уверенность в своих силах, а потом уже ожидать, что он будет делать уроки самостоятельно.
Еще сильнее, чем боязнь неудачи, на ребенка действует страх перед родительским осуждением и разочарованием. Будьте на стороне ребенка и вместе справляйтесь с неуспешностью, если она есть. Не требуйте высоких оценок — уделяйте внимание тому, как преодолеть трудности, если ребенок не хочет делать домашнее задание.
У ребенка мало свободного времени
Вполне возможно, ребенок не может найти времени на домашнее задание. Например, он нагружен всевозможными занятиями так, что постоянно приходится делать выбор: хоть немного времени потратить на себя, поспать или сделать уроки. У каждого человека работа вызывает радость только в том случае, когда он может переключаться с нее на отдых или то, что просто нравится и не несет никакой пользы. Убедитесь, что у ребенка есть такая возможность — иначе у него упадет учебная мотивация.
Бывает, что дети не умеют планировать свое время вообще, в целом. Это довольно типично для современного поколения — барахтаться в хаосе там, где их жизнь не простроена взрослыми, например, школьным расписанием. Большинство электронных дневников не дают увидеть недельную нагрузку в полном объеме так, чтобы ребенку было понятно. В этом смысле бумажный дневник — удобней. Помогите ребенку планировать свою неделю на бумаге, как в нашем детстве. Это рекомендуют некоторые авторы методик тайм-менеджмента для взрослых.
Также нужно уважать право ребенка на личное время. Общение с друзьями, тусовки — это часть нормальной жизни любого ребенка. Если он не сможет гулять с друзьями и общаться, он будет бояться одиночества. Лучше помочь ему разобраться с домашкой и тратить на нее поменьше времени, чем запрещать тратить время на компанию.
Отсутствие любви и поддержки
Многие дети с поводом и без переживают, что родители ими недовольны, не чувствуют поддержки. Вести себя в этой ситуации они могут по-разному. Кто-то пытается завоевать внимание, делая домашнюю работу через “не могу”. А некоторые дети, наоборот, добиваются школьной неуспешности — назло или чтобы просигнализировать о том, что им плохо. Так делают и младшие школьники, и подростки.
Также стоит помнить, что конфликты между детьми и родителями — это серьезный стресс для ребенка. Они истощают так, что сил не остается ни у одной, ни у другой стороны. Вы на взводе приходите на работу, а ребенок не может сосредоточиться. Старайтесь предотвращать и улаживать конфликты. В спокойной обстановке проще сделать то, что надо, когда не очень хочется.
Ребенок не хочет идти в школу: советы психолога
школа
мотивация
30.07.2021
Елена Щербинина
Журналист, учитель английского языка
В этой статье:
Когда ребенок не хочет ходить в школу, велик соблазн назвать его лентяем и надавить. На деле же его отказ может быть сигналом неблагополучия, о котором он не может сказать прямо. А может, и сам не понимает до конца, в чем причина негативного отношения к школе. Самое время не выражать праведный гнев а выяснить, почему ребенок отказывается идти в школу именно сегодня или совсем и всегда. Разбираемся в причинах и принимаем меры.
Переутомление ребенка
Причины переутомления. Ребенок — это маленький человек. Он может чувствовать сильную усталость, если он перегружен. Довольно часто мы из лучших побуждений записываем его в несколько кружков, нанимаем репетиторов да еще и ожидаем высокой успеваемости в школе. А ребенок всей этой нагрузки просто не выдерживает.
Симптомы переутомления. Велика вероятность того, что ребенок сильно устал, если:
- он очень много прокрастинирует — то есть не может собраться и сделать простое дело
- часто “прикладывается”, то есть пытается делать домашку лежа, а не сидя за столом нормально
- у него “глаза на мокром месте”, хотя раньше за ним это не наблюдалось
- он стал более забывчивым и рассеянным
- у него снижается внимание и он допускает “глупые ошибки”.
Что делать? В этой ситуации имеет смысл здраво посмотреть на нагрузку ребенка и его реальные возможности.
- Проверьте, сколько чистого времени в сутки он занят “полезными делами”: школой, обязанностями по самообслуживанию, помощью по дому и дополнительными занятиями. Добавьте время на переезды и прием пищи и 9 часов сна. Если осталось менее 3х часов — расписание слишком плотное. Стоит отказаться от некоторых занятий в пользу отдыха.
- Убедитесь, что все занятия доставляют ребенку удовольствие. Если он неуспешен, он истощается. Конечно, можно требовать от него борьбы за высокие достижения, но по факту тяжелая неуспешность в том, на что напирают родители, это еще и тяжелый стресс. Подумайте, чем можно заменить такое дело, чтобы ребенок не потерял в развитии, но и был более счастливым. Например, музыкальную школу можно заменить кружком — ребенок будет играть на инструменте, но не потратит кучу нервов на те предметы, которые ему не интересны.
Конфликты с учителями
Наверняка вы хотя бы раз были в ситуации, когда приходилось работать с трудным начальством. Конфликты с учителями для ребенка — еще более тяжкая ноша. Ведь он не может легко сменить в школу. А еще ему сложней постоять за себя в условиях школьной системы. Не стоит думать, что учитель всегда прав. Некорректное поведение педагогов — увы, не редкость. Предвзятое отношение к ребенку может быть вызвано личной неприязнью или какой-то мелочью. В конце концов, учитель может быть банально профессионально выгоревшим, но при этом оставаться на работе.
Как понять, что проблема в конфликте с учителем? Ребенок далеко не всегда признается, что попал в конфликтную ситуацию. Может, он чувствует себя виноватым, например, если конфликт начался с его проступка. Может, он боится вашего осуждения. Может, полагает, что он большой и должен справиться сам. Обратите внимание на следующие моменты.
- У ребенка снижается успеваемость по одному из предметов. Причем, катастрофически — он получает кучу двоек.
- Ребенок разлюбил конкретный предмет и яростно рассказывает, как он ненавидит, скажем, химию. Или часто говорит, о том, что он не способен освоить конкретный предмет, что он “не математик” и т. п.
- Ребенок рассказывает о том, как конкретный учитель обижает или травит другого ученика в классе и выражает негативные эмоции по этому поводу.
- Ребенок не хочет посещать школу в конкретный день недели и проявляет тревогу накануне.
Что делать, если ребенок скрыто или явно демонстрирует напряжение по поводу отношения с учителем? Прежде всего, поговорить с ребенком.
- Заявите четко свою позицию: ваша задача помочь ребенку разрулить конфликт и вам его психика дороже, чем сто учителей, даже если он “первый начал”.
- Выслушайте ребенка, не осуждая. Даже если он очень грубо высказывается об учителе, обзывает его и т.п. Просто спокойно выясните, что именно делает педагог, что так раздражает ребенка.
При этом подчеркивайте, что ваша задача не совместными усилиями затравить учителя, а научить ребенка разрешать конфликты и при необходимости сделать это вместе. Раз вторая сторона — взрослый человек, вы имеете право и должны поддержать ребенка, который находится в слабой позиции.
Если конфликт с учителем тяжелый, имеет смысл вмешаться.
- Согласуйте свои действия с ребенком. Он знает довольно много о ситуации изнутри и может испытывать неловкость перед одноклассниками, если вы внезапно появитесь в школе с обвинениями в адрес учителя.
- Поговорите с другими родителями. Удержите себя от соблазна собрать группу поддержки и сменить учителя, не разобравшись в ситуации. Однако информация о том, как другие дети отзываются об учителе, поможет вам получить дополнительную информацию.
- Обратитесь за консультацией к классному руководителю. Вполне возможно, беседа с его участием поможет разрешить конфликт.
- Воспользуйтесь школьной системой разрешения конфликтов. Во многих школах сейчас существуют тьюторские и психологические службы, которые и должны заниматься подобными вопросами.
Будьте готовы к тому, что ситуация может развиваться по самым разным сценариям. Может выясниться, что одноклассники ребенка и он сам травят учителя под предводительством агрессивного лидера. А может, учитель действительно плохой профессионал и просто не умеет работать с подростками. Чаще всего, учитель, который ведет себя некорректно, является профессионально выгоревшим. Как это понять и выстроить отношения в интересах ребенка — рассказываем в специальной статье.
Старайтесь сохранять холодную голову и помнить важное: вы сейчас подаете ребенку пример того, как надо разрешать конфликты и воспринимать ситуацию, когда взрослый (старший по званию) не справился. Превратите эту проблему в обучающую ситуацию, польза которой выходит за рамки школьной жизни.
Конфликты с одноклассниками
Травля со стороны сверстников или просто неблагоприятные отношения и агрессия в классе — одна из частых причин, по которой ребенок не хочет ходить в школу. И даже ненавидеть ее.
Как понять, есть ли у ребенка проблемы в школьном коллективе?
- Ребенок не участвует во внешкольных тусовках и общении. Дети после школы обычно гуляют, приглашают друг друга на дни рождения, встречаются на выходных. Если ваш ребенок никогда этого не делает, ему как минимум некомфортно в классе.
- Ребенок отказывается от участия в школьных экскурсиях и мероприятиях, где сверстники могут свободно пообщаться вне уроков.
- У ребенка в школе “теряются” или “портятся” вещи, хотя по жизни он не такой уж безалаберный и рассеянный.
- На школьной одежде ребенка появляются неожиданные пятна, она может быть испорчена жевачкой или порвана. Хотя опять же обычно на нем “вещи не горят”.
- У ребенка появляются травмы и ссадины, о происхождении которых он внятно рассказать не может. А на вопросы отвечает уклончиво или завирается.
- У ребенка явно “глаза на мокром месте”, когда вы начинаете разговор об одноклассниках.
Что делать, если вы заподозрили школьную травлю? Прежде всего, помнить, что резкие движения тут могут навредить ребенку. Скажем, если вы накинетесь на других детей с обвинениями, это явно не сделает вашего ребенка более популярным.
Начните с визита к независимому психологу, который не знает вашу школу и впервые видит вашего ребенка, с запросом разобраться в том, какая помощь нужна, чтобы ребенок смог общаться с ровесниками. Вполне возможно, что вы, любя своего ребенка, не замечаете, что у него действительно есть какие-то особенности поведения, которые стоит скорректировать. Например, его нужно научить реагировать на обидное прозвище — и ситуация нормализуется.
Также нужно иметь в виду, что, если травля и правда имеет место, то педагогический коллектив по какой-то причине ее игнорирует или даже провоцирует. Поэтому удивление по поводу вашего визита в школу будет весьма неискренним, а желание помочь — весьма формальным. И часто не очень эффективным.
Если в школе есть психологическая служба, обратитесь и к ней. Сформулируйте запрос: понять, почему ребенок воспринимает отношения с одноклассниками как неблагоприятные. Не требуйте вмешательства, попросите их предъявить свой взгляд на ситуацию. Если школьная система встанет в защитную позицию “у нас все хорошо — проблема в вашем ребенке или его восприятии”, стоит задуматься о смене школы.
Разочарование в учебном процессе
Ребенок может быть разочарован в учебном процессе. Ну, скучные в школе уроки и не очень понятно, зачем на это все тратить время. Снижение мотивации к учебе часто бывает не из-за лени, а из-за того, что учебный процесс построен не самым лучшим образом.
Как понять, что причина именно в этом?
- Ребенок активно учится вне школы. Ему нравится какой-то кружок или онлайн-занятия, где он активен и выполняет задания.
- Ребенок любит читать.
- В интернете ребенок находит полезный контент. В компьютере он не просто серфит, а делает какой-то продукт. Может, монтирует видео, ведет ютуб-канал и т.п.
- Ребенок социален и у него есть приятели за пределами школы, с которыми он не просто тусуется.
Что делать, если ребенку перестало быть интересно в школе.
- Задуматься о смене школы. Поговорите с ребенком о его ожиданиях от обучения и “хорошей школы” и выберите подходящий вариант. Это может быть предпрофильный класс, школа с другим укладом и обстановкой, колледж.
- Если вы готовы уделять много внимания образовательному процессу, подумайте о дистанционной школе и при этом активной внешкольной деятельности. Возможно, у ребенка есть какой-то сложившийся интерес, который может стать будущей профессией.
Мотивация к обучению — довольно сложная материя, которая зависит не только от методик обучения или отношения учителя к детям. Поговорим подробнее о том, из каких компонентов складывается мотивация подростков и как на нее повлиять.
Рекомендации для родителей
В чем бы ни была причина того, что ребенок не хочет ходить в школу, принять решение проще, когда у вас с ним доверительные отношения. Вопрос образования и коллектива — очень серьезный.
Решения нужно принимать вместе и важно, чтобы ребенка они устраивали.
- Разговаривайте со своим ребенком, слушайте его, чтобы понять, в чем причина нежелания идти в школу. Не осуждайте его высказывания или поведение, даже если в корне с ними не согласны.
- Интересуйтесь жизнью ребенка, его ощущениями, отношениями с одноклассниками и друзьями. Не будьте навязчивы, но следите за ситуацией и деликатно выясняйте, как дела.
- Не обесценивайте переживания ребенка. Не пытайтесь представить его переживания незначительными. Например, словами о том, что в школе нужно учиться, а все остальное не важно. В неблагоприятном коллективе очень сложно учиться с полной отдачей.
- При возникновении серьезной ситуации, которая представляет угрозу ментальному или физическому здоровью и благополучию ребенка, стоит вмешаться. Начните с классного руководителя и психолога.
Нежелание ребенка ходить в школу — серьезный сигнал. Не пропустите его и не пытайтесь действовать силой. Лучше разобраться в причинах и устранить их. Так вы поможете сохранить мотивацию к учебе и позаботитесь о благополучии ребенка.
Почитаем ещё?
Ребенок не хочет делать уроки. Что делать родителям?
23.08.2021
Что делать, если ребенок не хочет учиться?
05.08.2021
Что делать, если учитель плохо учит и не объясняет материал
11.09.2021
Читайте также
мотивация
школа
психология
скука
Что делать, если ваш подросток отказывается идти в школу | Лиза Карвер
Фото Уоррена Вонга на UnsplashМногих из нас учили в предыдущих поколениях, что способ справиться с любой «проблемой» упрямства с ребенком или подростком — это твердо стоять на своем. Будьте авторитарными и требуйте «уважения» к своим желаниям. Обсуждения нет, вы родитель, и они должны быть в школе. Конец истории, да?
Не совсем так.
Не все, что делали наши родители или их предшественники, является эффективной и здоровой стратегией. Это поднимает вопрос: «Какова ключевая роль родителя для начала?» Быть авторитарным, когда все зависит от того, что вы находитесь у власти и устанавливаете иерархию, где ребенок учится подчиняться, а не думать, и следовать из страха, или речь идет о воспитании молодых людей таким образом, чтобы они когда-нибудь были эмоционально здоровыми, независимыми, успешными людьми во всем, что они решили делать, и продуктивными и заботливыми членами общества?
Я не идеальный родитель. Я вырос в очень авторитетной семье, где даже возражение вызывало страх. Они были главными, и вы не смели идти против этого, и когда я впервые столкнулся с проблемой моего сына, которому тогда было четырнадцать, внезапно отказавшегося ходить в школу, моим выученным немедленным отступлением было: «быть хорошим Родитель, мне нужно все контролировать.»
Я забрал его электронику, и он сказал, что ему все равно. Стоило проиграть, чтобы не уйти. Я заземлил его, и его это тоже устраивало. Я не мог буквально заставить его сесть в машину, так как он был ростом 5 футов 10 дюймов, мужчина четырнадцати лет, а я была женщиной ростом 5 футов.
Если бы я кричала и требовала, он становился бы чрезвычайно оборонительным в психическом состоянии, в котором я не мог до него достучаться, выбегал бы из дома и убегал бы часами. Он угрожал сбежать, если я заставлю его пойти в школу.
Я забрал у друга время, его телефон, его игровую систему, ничего не работало, потому что ему было все равно, а то он скинет на меня в недосягаемом состоянии эмоций.
Я беспокоился не только о накоплении его пропусков занятий, но и о том, что у нас будут проблемы со школой, которая суммировала эти пропуски, и боялся, что его отец подаст на меня в суд за халатность. (Несмотря на то, что в то время у нас была совместная опека.)
Именно тогда я понял, что эта старая стратегия «Я босс, и ты будешь меня слушать» просто не сработает в этой ситуации. Мне нужна была новая тактика.
Я решил поговорить с ним на самом деле — без осуждения или гнева, несмотря на то, насколько я был расстроен, измотан и на грани отчаяния — просто слушал.
«Почему ты не хочешь идти в школу?» — спросил я. ‘Что-то происходит? Вы можете поговорить со мной?»
Сначала он был не слишком откровенен, вероятно, из-за высокого уровня враждебности, в которую до сих пор превратилась вся эта ситуация. Честно говоря, я его не винил. Он боялся, что его не услышат, не осудят и, во всяком случае, не услышат, даже если он и скажет то, что думает.
Очевидно, ему все равно придется ходить в школу, так какой в этом смысл, верно? На самом деле, я думаю, он сказал это.
Но это было начало. Ворота медленно открывались для реального общения, которое здесь является ключевым; коммуникация. Подростки могут быть еще несовершеннолетними, но они вполне мыслящие люди с чувствами, и знаете что? Их чувства справедливы, как и у всех.
На самом деле, показать подростку, как общаться в трудных, особенно накаленных ситуациях вместе, — бесценный жизненный натюрморт. Я решил сделать именно это и научить его, показав ему, как более здорово справляться с гневом, страхами и разочарованиями, которые не связаны с криком, требованием, побегом или любой другой нездоровой реакцией.
Это, наверное, самый важный урок, который я когда-нибудь преподал своему сыну, когда он станет взрослым мужчиной. Это почти стоило отсутствия в школе.
Ключевым моментом было то, что это включало в себя разговоры, обмен мнениями и выслушивание с обеих сторон, а не только с его стороны, и никто не требовал подхода «мой путь — единственный путь, ты будешь слушать меня». Я относился к нему с уважением, а он, в свою очередь, ослабил свою оборонительную позицию, ответил взаимностью на уважение, и мы начали разговаривать.
Я узнал, что он страдает от крайней социальной тревожности, которая всегда была у меня, но я не замечал, что он страдает, потому что она проявлялась в нем совсем по-другому. Я был застенчивым и тихим, а мой сын был избегающим и волновался и злился, когда ему приходилось сталкиваться со своими неудобными тревогами.
Он объяснил мне, что чувствует себя запуганным парой учеников в школе и что он не хочет, чтобы его видели со своими прыщами. Он объяснил, что ему было неудобно ходить в школу, потому что казалось, что все его тревоги уходят, и что если он пойдет туда, произойдет что-то ужасное. Я также узнал, что мой сын страдал от депрессии, которая разрасталась из-за жестокого обращения с его отцом и чрезмерного давления, которое отец на него оказывал. (Я разведена с его отцом.)
Первое, что я сделал, это отправил сына к терапевту и психиатру. Его немедленно посадили на антидепрессанты и лекарства от тревожности.
Второе, что я сделал, это я пошел прямо в эту школу без моего сына и поговорил с помощником директора школы и их школьным психологом. Я объяснил все, что происходит в школе. Это было важно. Как только они узнали и поняли, почему он пропустил всю эту школу, я больше не был провинившимся родителем, мой сын больше не был провинившимся учеником, и они простили все. Мало того, теперь у меня была команда, которая была готова помочь работать со мной и с комфортом моего сына при посещении.
У них была встреча с моим сыном и мной наедине с несколькими сотрудниками, включая психолога, чтобы обсудить, как они могут лучше помочь моему сыну чувствовать себя комфортно. Они обратились к издевательствам и удалили моего сына из этой ситуации. Они также вовлекли моего сына в небольшую терапевтическую группу во время школьного обеда с парой других мальчиков, которые тоже занимались школьными проблемами.
Мой сын сначала не хотел идти, но в конце концов ему это очень понравилось, и он даже почувствовал себя не таким одиноким, когда понял, что есть и другие мальчики, страдающие депрессией и тревогой.
Школа также предложила моему сыну возможность учиться дома, если ему так будет удобнее.
Я также отправила своего сына к дерматологу, чтобы помочь ему чувствовать себя более уверенно в отношении своих прыщей, что очень помогло.
Он еще не «хотел» идти в школу, но пошел. Маленькими шажками, но он доверял мне как человеку, с которым он мог поговорить, и мы разговаривали. Он не спорил и не защищался, перестал убегать.
Моему сыну было четырнадцать, когда все это произошло. Сейчас ему около семнадцати лет, и в этом году он станет юниором. Теперь он живет исключительно со мной (по своему выбору, который он выиграл в суде) и не имеет никаких проблем с посещением школы. У него отличные оценки, и у него есть карьера и цели в колледже.
Самый важный урок, который он и я извлекли из этого испытания, — это то, как общаться друг с другом. Никто не хлопает дверью, не кричит, не требует и не убегает. Если он чем-то расстроен или я расстроен, мы обсуждаем, почему мы расстроены и как что-то сделанное или сказанное заставило нас чувствовать себя. Мы оба извиняемся, когда мы не в духе или сказали что-то, что было неверно истолковано или обидно.
Да, родители могут извиниться перед ребенком. Это не быть слабым родителем. Это не «позволить вашему ребенку бегать по вам». Это на самом деле обучение вашего подростка хорошим жизненным навыкам. Способность брать на себя ответственность за что-то — это мощное эмпатическое и самосознательное свойство, которое создает хороший характер. Лучший способ научить их этому — показать.
Если ему нужно место, потому что он находится в «месте», он это озвучивает, и тогда я уважаю, что ему нужно несколько минут, и наоборот.
Я так горжусь тем, как мой сын научился справляться со своими эмоциями и не только общаться, но и брать на себя ответственность за свои ошибки. Мы люди, у нас будут свои моменты, но это семнадцатилетний молодой человек, которому потребуется минута, чтобы остыть, а затем он найдет меня и скажет: «Прости, я разозлился. Я не хотел этого говорить». Или: «Мы можем поговорить? Когда ты врываешься в мою комнату, пока я разговариваю со своими друзьями онлайн, я не хочу задеть твои чувства и вести себя так, как будто я не хочу, чтобы ты был рядом, я просто нервничаю, потому что все могут слышать на микрофон Не могли бы вы сначала постучать, чтобы я знал, что нужно сначала выключить микрофон?»
Мы общаемся.
Воспитание — это не игра власти, это воспитание самосознательных, мыслящих, стабильных, эмоционально здоровых людей, которые станут независимыми продуктивными членами общества.
Что делать, если ваш подросток не хочет идти в колледж
Опубликовано от Middleearthnj 2 комментария
Вы всегда предполагали, что ваш ребенок будет учиться в колледже? Для вас может быть настоящим шоком услышать, как ваш подросток говорит: «Я не думаю, что хочу поступать в колледж». Возможно, вы не учились в колледже и надеетесь на лучшее для своего сына или дочери — вас может расстроить то, что ваш ребенок решил упустить такую замечательную возможность. Или, может быть, у вас есть высшее образование, и вы просто ожидали того же от своего ребенка. Возможно, у вас есть мечты о карьере вашего подростка, или вы уверены, что его будущее будет лучше с образованием в колледже. Возможно, вы даже чувствуете себя немного обманутым из-за выбора вашего ребенка, когда вы упорно трудились, чтобы откладывать деньги на колледж.
Многие родители испытывают сильные эмоции, когда их подросток объявляет, что они планируют пропустить высшее образование. Вот руководство, как вы можете справиться с этой ситуацией:
Сделайте глубокий вдох
Не сходите с ума и не разглагольствуйте о своих ожиданиях. Прежде чем открыть рот, поймите, какие эмоции вы испытываете. Найдите минутку, чтобы определить, что вы чувствуете и почему вы испытываете эти чувства. Подумайте, почему колледж так важен для вас. Каковы ваши страхи? Не поддавайтесь своей первой инстинктивной реакции; вместо этого задавайте себе вопросы о своих чувствах, чтобы мыслить более логично.
Прислушайтесь к точке зрения вашего подростка
Будет очень заманчиво читать вашему подростку лекцию о важности образования, но они уже слышали это сообщение дома и в школе. Если вы сосредоточитесь на попытках убедить подростка принять вашу точку зрения, это оттолкнет его от разговора с вами. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это активно выслушать точку зрения вашего подростка и держать свое мнение при себе. По-настоящему слушайте, чтобы понять своего подростка, а затем задавайте много вопросов и проявляйте любопытство (без осуждения) к их ответам.
Вопросы, которые вы можете задать своему подростку:
- Как давно вы думали о том, чтобы не поступать в колледж?
- Обсуждали ли вы эту идею с кем-нибудь еще?
- Какие факторы помогли вам принять это решение?
- Как вы думаете, что произойдет, если вы пойдете в колледж? Каким вы представляете себе обучение в колледже?
- Что бы вы хотели сделать вместо этого?
- Вы хотите остаться дома, чтобы быть рядом с друзьями (или девушкой/парнем)?
- Есть ли у вас какие-либо опасения по поводу того, что вы находитесь вдали от дома или занимаетесь чем-то новым?
Убедитесь, что, отвечая на ваши вопросы, вы подтверждаете чувства вашего подростка. Прежде чем высказать какие-либо свои мысли, вы должны убедиться, что понимаете их точку зрения и выражаете сочувствие. Если ваш подросток изо всех сил пытается принять решение, пара историй о трудном выборе, который вам пришлось сделать, могут его утешить. Как только ваш подросток почувствует, что его услышали, он будет гораздо более открыт для того, чтобы выслушать ваши опасения или советы.
В этот момент вы можете помочь подростку решить некоторые из ваших проблем. Например, если вашему подростку не терпится уйти из дома, обсудите несколько альтернатив. Посещение школы рядом с домом или посещение онлайн-курсов может быть вариантом, который поможет вашему подростку поступить в колледж.Не пытайтесь заставить колледж
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, только 46% американцев заканчивают колледж после поступления . Печальный факт заключается в том, что ваш подросток, скорее всего, не закончит учебу, если его заставят учиться в колледже, что только потратит время и деньги и, возможно, вызовет негодование.
Обсудить другие альтернативы
Вместо того, чтобы пытаться убедить подростка поступить в колледж, поговорите о альтернативах колледжа. Поощряйте вашего ребенка посещать центр карьеры или его школьного психолога, чтобы узнать об их возможностях, и помогите подростку понять, какие типы возможностей доступны. Помогите им обдумать все за и против всех их вариантов. Вот несколько идей:
- Муниципальный колледж: Муниципальные колледжи — отличный вариант для подростков, которым нужно больше времени, чтобы повзрослеть, которые боятся выходить из дома или у которых нет средств для оплаты дорогого университета. Общественные колледжи менее дорогие, местные, и это отличный способ избавиться от некоторых общих требований к курсу. После двух лет обучения в местном колледже ваш подросток может почувствовать себя более готовым к поступлению в колледж, и он завершит два года базовой курсовой работы, чтобы он мог сосредоточиться на занятиях, соответствующих его специальности. Они также предлагают молодым людям возможность легко поступить в колледж, просто пройдя один или два курса вместо того, чтобы работать полный рабочий день.
- Профессиональная или другая специализированная школа: Некоторые подростки предпочитают не ходить в колледж, потому что то, чем они хотят заниматься, требует другого типа образования. Например, если ваш подросток хочет стать механиком или поваром, существуют замечательные профессионально-технические школы и программы для поддержки его интереса.
- Стажировка : Хотя большинство стажировок не оплачиваются, они предоставляют отличный способ изучить возможности карьерного роста, установить контакты и наладить отношения с наставниками. Через год ваш подросток мог бы принять участие в двух или трех стажировках, помогая им определить свои истинные карьерные цели. Это отличная альтернатива для студента, который просто не знает, чем он хочет заниматься в качестве карьеры.
- Служба в армии: Поступление в армию может стать отличным выбором для подростка, который не уверен, чем хочет заниматься в будущем. Военные будут обучать подростков дисциплине, помогать им зарабатывать деньги, обучать ремеслу, предоставлять большие льготы и помогать им экономить на колледже и иметь доступ к грантам, стипендиям или другой помощи для будущих образовательных программ.
- Работа: Если ваш подросток не чувствует себя готовым к поступлению в колледж, он может рассмотреть возможность трудоустройства на полный или неполный рабочий день. Работа поможет вашему подростку зарабатывать и копить деньги, стать более ответственным, научиться таким навыкам, как общение с коллегами, и получить ценный опыт.
- Другое образование или жизненный опыт: Некоторым подросткам «годовой отпуск» после школы для путешествий или волонтерства может быть полезен и дает им ценный жизненный опыт. Многие университеты даже разрешают отсрочку зачисления, когда они подают заявку и их принимают, но не посещают до следующего года. Ваш ребенок мог бы использовать это время для путешествий, общественных работ или даже жизни в чужой стране, пока жизненные обязанности не затруднили бы это.
Установите границы в отношении жизни дома
Если ваш подросток не хочет учиться в колледже, но хочет продолжать жить дома, вы должны рассказать о своих ожиданиях и принять меры, чтобы помочь ему стать самодостаточным .
- взимание арендной платы для подростков
- убедитесь, что у вашего подростка есть четкие цели на будущее, даже если эти планы не предполагают поступление в колледж
- требуется помощь в приготовлении пищи, уборке, стирке и покупке продуктов для дома
- ожидая, что ваш подросток узнает от вас, как составлять бюджет и оплачивать счета
- установление правил относительно того, сколько времени они должны проводить за работой, а не перед телевизором и т. д.
Какие бы договоренности вы ни предприняли, если вы не сообщите о своих ожиданиях и не примете меры, вы можете остаться с 25-летним, все еще живущим дома, никуда не идя.
Заключительные мысли…
Заявление подростка об отказе от колледжа может вызвать панику у многих родителей. Один из самых больших страхов родителей заключается в том, что их ребенок никогда не сможет сделать успешную карьеру или что их подросток будет сожалеть о том, что не поступил в колледж до конца своей жизни. Но сделайте глубокий вдох и осознайте, что это не конец света, если ваш подросток не посещает колледж. У них есть другие варианты, в которые вы можете их направить. Кроме того, решение не поступать в колледж после выпуска не обязательно является окончательным решением. Они могут начаться через 6 месяцев или даже спустя годы.
Даже если вы уверены, что колледж — лучший путь для вашего подростка, принуждение его к чему-либо приведет только к неудаче и разочарованию, а также к большой потере времени и денег. Ваш подросток находится на стадии развития, когда он должен сделать свой собственный выбор и принять последствия. Итак, сопротивляйтесь искушению читать лекции. Вместо этого используйте вопросы, чтобы помочь им обдумать все возможности и последствия каждого выбора и поддерживать любое решение, которое они примут, даже если ваш подросток постоянно меняет свое мнение. Это один из самых трудных переходов, которые когда-либо совершал ваш ребенок, и ему нужно ваше положительное влияние, чтобы помочь ему пройти через него.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Ваш ребенок отказывается ходить в школу? Вот как ответить
Приходилось ли вам иметь дело с ворчливыми детьми, которые не хотят возвращаться в школу после зимних каникул?
В то время как некоторое нежелание идти в школу является нормальным, подумайте о родителях, чьи проблемы с возвращением в школу достигли совершенно нового уровня. Нежелание их ребенка ходить в школу переросло в более серьезную психологическую проблему, называемую отказом от школы.
Около 1-2% детей испытывают отказ от школы: они испытывают сильный стресс из-за перспективы ходить в школу и имеют длительные пропуски занятий.
В отличие от прогулов, молодые люди, у которых диагностирован отказ от школы, не испытывают других поведенческих проблем: их родители знают, где они находятся; они остаются дома, несмотря на все усилия их родителей, чтобы заставить их ходить в школу.
Читать далее: Доказательное воспитание: как бороться с агрессией, истериками и неповиновением
Отказ от школы обычно возникает после периода отсутствия в школе – по болезни или каникулам – или после серьезных перемен, таких как начало новой школы или переход из начальной в среднюю школу.
Никто не виноват в отказе от школы; это вызвано сложным взаимодействием множества факторов риска, включающих ребенка (например, боязнь неудачи), его семью (например, чрезмерная забота родителей или болезнь), школу (например, издевательства) и социальные проблемы (например, давление с целью добиться успеха). академически).
Что ты умеешь?
Вмешательства по лечению отказа от школы отдают предпочтение когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая способствует расслаблению, борется с тревожными мыслями и способствует постепенному преодолению страха. Вмешательства также включают родительскую терапию для обсуждения оптимальных стратегий поддержки и связи со школой.
Стратегии решения проблемы отказа от школы могут быть адаптированы для детей всех возрастов. Из Shutterstock.comЦелью вмешательства является формирование навыков справляться с дистрессом или дискомфортом при одновременном повышении посещаемости школы. Исследования показывают, что при профессиональной поддержке посещаемость школы может быть улучшена, но тревога может сохраняться в течение некоторого времени.
Если ваш ребенок отказывается ходить в школу или вы поддерживаете другого родителя или ребенка в этой ситуации, вот как вы можете ответить:
1. Попросите о помощи
Школы и родители часто ждут, пока проблема глубоко укоренится. прежде чем действовать.
К сожалению, каждый пропущенный день влияет на успеваемость, а продолжительное отсутствие связано с более высоким уровнем раннего отсева из школы, эмоциональными и поведенческими трудностями и плохой социальной адаптацией.
Чтобы свести к минимуму эти последствия, вам необходимо действовать как можно раньше, мобилизовать свою сеть поддержки и, при необходимости, обратиться за профессиональной помощью.
2. Рассмотрите возможные триггеры
В то время, когда вы оба спокойны (а не по утрам в школе), попросите ребенка описать основные трудности, связанные с походом в школу. Вместе вы сможете решить эти проблемы или разработать план их решения.
Для детей младшего возраста или тех, кто изо всех сил пытается выразить свои чувства, вам может понадобиться модель наблюдения-подтверждения-перенаправления:
Понаблюдайте: «Я заметил, что по утрам вы выглядите расстроенным и обеспокоенным и часто просите остаться дома».
Подтверждение: «Иногда мы все расстроены и обеспокоены, и это может вызывать дискомфорт».
Перенаправление: «Ходить в школу очень важно. Что мы можем сделать, чтобы помочь вам достичь этого?»
3. Будьте добры, но тверды
Важно проявлять доброту, так как ваш ребенок переживает что-то неприятное. Доброту можно выразить, слушая, когда они говорят о своих заботах, предлагая момент физической привязанности или сохраняя спокойствие перед лицом разочарования.
Важно прислушиваться к опасениям вашего ребенка по поводу посещения школы. Из Shutterstock. comЕсть также доброта в том, чтобы поощрять детей противостоять своим страхам; это способствует уверенности и автономии.
И наоборот, избегание триггеров тревоги увеличивает тревогу в долгосрочной перспективе.
Читать далее: «Нет, я не хочу… вахххх!» Руководство для родителей по управлению истериками
Будьте добры, но тверды в своей решимости работать с вашим ребенком, чтобы справиться с отказом в школе. Эту позицию можно отразить в комментариях типа:
Я понимаю, что ходить в школу тяжело. Мы можем решить ваши проблемы вместе. Но посещать занятия нужно, потому что каждый день в школе на счету.
4. Дайте четкие и последовательные сообщения
Исследования и наш собственный клинический опыт показывают, что существуют тонкие, но важные различия в том, как родители сообщают о посещении школы. Рассмотрим этот сценарий:
Вы будите своего ребенка в школу в 8:15, а в 8:45 вам нужно выйти из дома, потому что ему нужно больше спать. Вы садитесь на кровать и спрашиваете: «Как ты себя сегодня чувствуешь?» Ваш ребенок расстраивается и говорит, что не ходит в школу. Обеспокоенный, вы отмечаете, что «было бы очень хорошо, если бы вы могли». Ваш ребенок отказывается. Вы начинаете беспокоиться и расстраиваться и говорите им: «Вы не можете продолжать это делать», прежде чем уйти.
У ребенка было совсем немного времени, чтобы подготовиться, и хотя родитель явно поддерживает и обеспокоен, словесные сообщения о посещении школы неоднозначны, и родитель покидает комнату в отчаянии.
Более полезным подходом может быть следующее:
- будить ребенка в одно и то же время каждый день, чтобы у него было достаточно времени для подготовки к школе
- четкие сообщения о посещаемости школы, такие как «пора вставать в школу» и «я знаю, что ты не хочешь идти, но мы не можем позволить тебе оставаться дома»
- поощряет поэтапный подход к утру, если ребенок расстроен: «давайте сначала позавтракаем», «давайте разберем вашу школьную сумку» и так далее.
5. Установите четкий распорядок на выходные дни в школе
Благонамеренные родители часто обнаруживают, что попыткам поощрить посещение школы их ребенком мешает позитивное подкрепление за то, что он остается дома: возможность поспать и провести день, отдыхая, смотря Смотреть телевизор и играть в видеоигры или получать больше индивидуального внимания со стороны родителей.
Если ребенок не ходит в школу, его нельзя баловать. Из Shutterstock.comЕсли вы застаете ребенка дома в школьные дни, установите домашний распорядок, аналогичный школьному:
- вставать и одеваться к школьному времени
- ограничить доступ к телевидению и интернету в школьные часы
- поощрять ребенка к выполнению школьных заданий
- ограничить время один на один с родителем до окончания школьных занятий
- уменьшить активность вне дома, например походы по магазинам.
6. Задействуйте систему
Четко сообщите и установите четкие ожидания для всех участников: родителей, школы, подростка и любых других специалистов, таких как терапевт вашего ребенка.
Читать далее: Больше, чем просто истерика: что делать, если у вашего ребенка оппозиционно-вызывающее расстройство
В школе эти дети часто обращаются к учителям или персоналу медпункта с множеством физических жалоб, таких как головные боли и боли в животе. Если вы обеспокоены, отведите ребенка к врачу общей практики, чтобы проверить физические причины. При отсутствии соматического заболевания эти жалобы, вероятно, связаны с тревогой.
Поговорите с классным руководителем и/или классным руководителем вашего ребенка о проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Они могут помочь разработать план ухода из школы, а также помочь решить любые другие социальные или учебные проблемы.
Хотя эти чувства неприятны вам и вашему ребенку, при правильной поддержке и вмешательстве ваш ребенок может оставаться в школьной среде и постепенно расширять свое участие. Терпение, настойчивость и открытость к решению проблем являются центральными.