Что это удовольствие – Удовольствие — Википедия

Удовольствие — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2018; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2018; проверки требуют 5 правок. Удовольствия выходных во Франции

Удово́льствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Антонимом удовольствия являются страдание и боль. Понятие удовольствия в философии Эпикура отождествлено со счастьем. В дальнейшем такая позиция получила наименование гедонизм. Стоики, напротив, считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга[1]ощущения, создающие положительный эмоциональный фон.

Внешние видеофайлы
Положительные эмоции и
тактильные ощущения
(массовое купание в жидкой глине)
 10-минутное видео

Этимология слова

ru.wikipedia.org

Удовольствие — это… Что такое Удовольствие?

Удовольствия выходных во Франции

Удово́льствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Антонимом удовольствия являются страдание и боль. Понятие удовольствия в философии Эпикура отождествлено со счастьем. В дальнейшем такая позиция получила наименование гедонизм. Стоики, напротив, считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга[1] тактильные ощущения, создающие положительный эмоциональный фон.

Этимология слова

Слово «удовольствие» является суффиксальным производным от древнерусского слова «удоволъ», имеющего то же значение и однокоренного современным словам «довольный», «воля»

[2].

Согласно другой теории, изложенной В. Э. Орлом в книге 1977 года, слово «удовольствие», буквально, означает «воля уда», где «уд» — это мужской половой орган. Изначально слово удовольствие обозначало мужской оргазм, но потом, постепенно перешло на практически всё, что вызывает положительные эмоции[3].

Принцип удовольствия

Принцип удовольствия (нем. Lustprinzip) — один из четырёх принципов работы психического аппарата в теории Зигмунда Фрейда, наряду с принципом постоянства, принципом нирваны и принципом навязчивого повторения. Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. Поэтому в работе 1920 года Фрейд делает парадоксальный вывод, говоря о том, что «принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти» — и тот и другой стремятся привести организм к уровню минимальной — в идеале нулевой — психической нагрузке. Психоаналитик Жак Лакан сопоставляет удовольствие с завистью, какими бы противоположными они не казались, поскольку «удовольствие связано не с праздностью, а именно с зависимостью или эрекцией желания», — говорит он в семинаре «Объектные отношения», 05. 12. 1956

В трудах современного английского философа Дэвида Пирса, например в работе «Гедонистический императив» рассматриваются перспективы увеличения роли удовольствий в обществе и биосфере.

В религиях

В христианстве

В христианстве такие телесные удовольствия как чревоугодие[4] и похоть[5] отвергаются, а культивируются удовольствия духовные: блаженство и радость.

Литература

  • Кириленко С.А. Забота об удовольствии // Феномен удовольствия в культуре. Материалы международного научного форума. — СПб.: Центр изучения культуры, 2004, с. 155-157

Примечания

dic.academic.ru

удовольствие — это… Что такое удовольствие?

  • удовольствие

    — Удовольствие …   Словарь синонимов русского языка

  • УДОВОЛЬСТВИЕ — чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной т.зр. У. знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления, личностно значимого самоосуществления,… …   Философская энциклопедия

  • Удовольствие — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Удовольствие —  Удовольствие  ♦ Plaisir    Один из основных аффектов, в силу этого трудно поддающийся определению. Скажем так: удовольствие есть аффект, противостоящий боли, доставляющий нам радость, вызывающий одобрение; это приятное осуществление желания.… …   Философский словарь Спонвиля

  • УДОВОЛЬСТВИЕ

    — УДОВОЛЬСТВИЕ. Слово удовольствие возникло, по видимому, в период так называемого второго югославянского влияния, т. е. в XV XVI вв. Во всяком случае, оно не зарегистрировано И. И. Срезневским в его «Материалах». Между тем известно, что… …   История слов

  • удовольствие — Наслаждение, отрада, приятность, услада, утеха, утешение. Мне доставляет удовольствие. Ср. . Прот. восторг. См. веселье доставлять удовольствие, находить удовольствие… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н.… …   Словарь синонимов

  • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ, удовольствия, ср. 1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. «Он испытывал удовольствие, бичуя себя.» Максим Горький. «Белебухин просиял от удовольствия.» Чехов. «Игра на рожке… …   Толковый словарь Ушакова

  • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ, я, ср. 1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у. 2. Забава, развлечение. Доставить детям много удовольствий. • Дорогое удовольствие (разг.) о том, что обходится дорого, стоит больших усилий …   Толковый словарь Ожегова

  • удовольствие —     УДОВОЛЬСТВИЕ, блаженство, довольство, наслаждение, отрада, удовлетворение, книжн. нега, трад. поэт. услада, разг. приятность, разг. сладость, разг. смак, разг. сниж. сласть …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • удовольствие — Бездумное, беззаботное, беспечное, быстротечное (устар. поэт.), внутреннее, глупое, дешевое, житейское, земное, злорадное, зыбкое, идиллическое, короткое, кратковременное, краткое, легкое, легкомысленное, мгновенное, мимолетное, мнимое, невинное …   Словарь эпитетов

  • Удовольствие —         Стремление к удовольствию вообще: желание, внутренняя потребность в чем то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее …   Сексологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Удовольствие — Сексологическая энциклопедия

    Стремление к удовольствию — вообще: желание, внутренняя потребность в чем-то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее, позитивное; в более узком смысле: сексуальное желание, чувственная жажда, потребность в сексуальном удовлетворении (либидо, потребность. центры сексуальности и удовольствия). В этом смысле говорят, что кто-либо чего-то желает или что желание пропало (фрустрация). Говорят о «жизни в свое удовольствие», т.е. как заблагорассудится, об обуздании своего желания или о лишении других удовольствия; о пристрастии к чему-либо, о том, что что-либо делается с удовольствием. Без удовольствия ничего не получается — это мотив всего. «Удовольствие и любовь это крылья для великих дел» (Пилад в «Ифигении в Тавриде» Гете). Приходит желание любви, и предпринимаются действия,чтобы удовлетворить эту жажду. Отношения партнеров складываются тяжело, если один испытывает желание У, а другой нет (сексуальная дисгармония}.

    Соответствующее прекрасное, приятное ощущение, возникающее в результате удовлетворения; огромная радость, наслаждение, жизнеутверждающее эмоциональное высокое чувство; в общем смысле — удовольствие от жизни, в специфическом телесное удовольствие.

    Удовольствие связано, таким образом, с одной стороны, с желанием, а с другой — с его удовлетворением; в совокупности это «жизнеутверждающая эмоция», как выразился X. Гизе (Словарь сексологии, 1952). Отношения между людьми включают оба фактора и их результат. У. образует эротические связи, без него нет эротики. Эротика это или У. или ничто. В человеческой сексуальности У. — это не только приятная приправа, оно имеет собственную ценность как метод и содержание, средство и цель. Функция У. — одна из основных в сексуальности; она освободилась от функции продолжения рода и начала жить самостоятельной жизнью, которой стали подчиняться др. закономерности. У. не абстрактно, а конкретно и привязано к отдельному индивиду; вне индивида нет У. «В нашей собственной груди / там или нигде бьет источник подлинного У», — писал поэт X. М. Виланд (1780). У. от сексуальной жизни зависит от привычек и расположения конкретного человека, однако оно подвержено не только внутренним, но и внешним влияниям. У него свои общие, особенные и индивидуальные пространственно-временные условия. Особое значение имеет ситуация с партнером. В ней функция У. вступает в симбиоз со связующей функцией сексуальности и таким образом усиливается. Желание удалить У. из сексуально-эротических и иных отношений людей разрушило бы эти отношения. С другой стороны, утверждают, что как раз в длительных отношениях чувства могут пустеть, что любовь убивает У. «Ненаправленное, мобильное, короче говоря, инстинктивное, будучи подчинено принуждению к длительной любви, становилось оспариваемой вещью, то есть овеществлялось и тем самым лишалось жизненности» (М. Даннекер). Это вообще противоречие-в-себе, поскольку к любви нельзя принудить, ее нельзя создать искусственно; пожалуй, можно говорить о норме длительного партнерства, но она — не то же самое, что любовь. Если ненаправленное инстинктивное чувство становится спорной вещью, оно просто умирает. Супружеский долг, принуждение к оргазму, нефизиологическое и непсихологическое стремление к соответствию — это цивилизационно-бюрократические феномены организованной и одновременно компенсаторной враждебности У. Индивид при этом отступает на задний план, критерием становится сам акт, возникают мнимая сексуальность и псевдоудовольствие. Длительная любовь, если ее не рассматривать как внешнее условие, лишенное содержания, как чистую фикцию, может обойтись без такого мнимого удовольствия; но она отнюдь не чужда спонтанным переживаниям, безграничному и беспрепятственному чувству, эмоциональной глубине, наоборот, очень многие люди именно в ней испытывают наибольшее У, тогда как другие удовлетворяют свои сексуальные потребности иначе.

    Из-за своего большого значения в жизни людей понятие «У.» играет центральную роль в психологии,особенно в теории 3. Фрейда (психоанализ), любые психические поступки и поведение преследуют цель доставлять У. и избегать страдания (принцип удовольствия). Диалектика У. и страдания и раньше встречалась, хотя и в иной форме. Об У. и страданиях любви слагались стихи и песни (народная песня): «Но глубоко в сердце звучит / еще долго потом удовольствие и страдание» (И. Эйхендорф, 1837).

    Выражения «удовольствие», «наслаждение» вначале не имели в языке какого-либо негативного значения. В дальнейшем стали различать хорошее и дурное удовольствие. Некоторые стали рассматривать удовольствие и как что-то укромное и зловещее, подчиняющееся темным инстинктам, низкое, мимолетное и недостойное честного, добродетельного человека. «Лишь добродетель непреходяща, но не удовольствие» (Д. Граббе, 1829). Немецкий поэт X. Ф. Геллерт (1757) предостерегал от похоти: «Под твоим желанием ношей / ты опускаешься от человеческого достоинства / до низости животного». Наряду с цельными, радостными удовольствием появились пагубные удовольствия, которые следовало сдерживать либо искоренять. Лишь в этом случае возможна честность, напоминал в 1654 г. поэт Ф. фон Логау:

    «Не тот, кто прибавляет золото к золоту, должен признаваться как богач; у того, кто оставил наслаждения, все может идти хорошо».

    Свободное проявление чувственности и борьба с ней постоянно менялись местами в эротической истории человечества. Особенно очерчивает границы удовольствия религия. Интересы сохранения власти и существующего порядка осуществляются методами, враждебными удовольствию. Жизненные чувства людей игнорируются, ими манипулируют, их разрушают, если так пожелают властные инстанции. Экономическая выгода получает приоритет по сравнению с пользой для чувств.

    Если удовольствие стало деградировать до беспутства и лотереи, если верхние слои впадают в декадентство, если излишества достигают границ У, если оргии становятся распространенным явлением, то в обществе, кажется, начинает работать сейсмограф, принуждающий к сдержанности. Но вместе с развращенным У, ставшим непродуктивным и неактивным, парализующим, а не стимулирующим людей, отупляющим, а не обновляющим их, часто осуждается и удовольствие вообще; такова его извечная судьба. Люди вечно защищаются против гибели и осуждения их удовольствия, живя и наслаждаясь продуктивной жизнью, не вредя себе и другим.

    Различные и противоречивые значения удовольствия проявляются в огромном количестве словосочетаний.Зрительное удовольствие допустимо, но грешно, когда часто влечет за собой другие грехи: попасться на глаза — запасть в сознание. X. Вейсс иронически пишет в «Словаре греха» (1989): «Тот, кто дольше необходимого благосклонно рассматривает тот или иной предмет или того или иного человека из благоговения или по причине желания и хотения, тот грешит зрительным наслаждением». Г. Э. Лессинг описывал У. взгляда так:

    «Если я для зрительного удовольствия / из-под тенистых, холодных ресниц / с завистью скольжу глазами вверх и вниз / и вижу красивую девушку, / я хотел бы иметь безгрешный глаз». Зрительное удовольствие находится в родстве с любовью к зрелищам (вуайеризм), которая у многих служит компенсаторным удовольствием. Но обычно за зрительным удовольствием следует плотское, чувственное желание и сексуальное наслаждение, которое осуждалось так же, как греховное, даже недостойное, поскольку плоть не столь благородна, как душа или разум. В райском саду («сад удовольствия»), в представлении немцев, росло все, что только могла породить эротическая фантазия. В арабском «Благоухающем саду…» шейха Нефзауи (ислам) после первого предложения: «Слава и благодарение Аллаху, вложившему высшее наслаждение мужчины в женщину и высшее наслаждение женщины в мужчину» — следует предсказание: «Наивысшее удовольствие возникнет вскоре, если тела будут тесно соприкасаться друг с другом». Это может происходить на немецкой широкой перине любви («лугу удовольствия» Lustwiese) или в загородном замке («замке У.» — Lustschloss). Похотливый старик («старик У.» — Lustgreis) — это старый повеса («чудак У.» Lustmolch), который все еще думает только об одном, а если он еще при этом кое-что делает, он сластолюбец (Lustling), что почти равнозначно развратнику, прежде всего если у него есть гомосексуальный мальчик («мальчик для У.»). Многие старые выражения со словом «удовольствие» сегодня больше не употребляются. Сексолог Ф. Пфеффлин писал (1990): «Пестрый букет из многих цветов — слов, связанных с удовольствием, — во второй половине последнего века увял, и сохранился лишь куцый букетик колючих и плотоядных растений — болезнь от удовольствия (Lustseuche), убийство, связанное с удовольствием (Lustmord), и убийца, жаждущий удовольствия (Lustmoerder). Из У, которое двести лет назад могло, при соответствующем словесном дополнении, освятить любую вещь, ощущение или действие, получился феномен, которому с помощью дополнения словами болезнь, убийство и убийца придан отталкивающий привкус». Болезнь от У. означает при этом передаваемое половым путем заболевание сифилис, убийство в связи с У. — убийство на половой почве, неверное и вводящее в заблуждение обозначение. Пфеффлин исходит из того, что само преступление не может быть «приносящим удовольствие и также либидозным актом, а является результатом незаторможенных агрессивных импульсов»; У. и сексуальное желание не служат мотивом для убийцы-садиста, наоборот, У. умерщвляется вместе с жертвой. Однако к старым выражениям добавились и новые, напр. в связи с психоанализом и движением за эмансипацию в XX в. Воспринимаемое как приятное, с охотой совершаемое действие имеет акцент на У. Тот. кто следует принципу У, предпочитает увеличение У. страданию (не У). Женщина стремится быть не объектом для У. мужчины, а хочет собственных ощущений У. Тот, кто принужденно ищет все новых наслаждений, является наркоманом У. У. рождает новое У, стремление к нему может быть неутолимым (нимфомания, донжуанство). «Так почти всегда человек пьет удовольствие потоками — и испытывает жажду!» (Э. X. фон Клейст, 1749).

    После дискуссий последнего времени в западных индустриальных обществах этот поток У, как кажется, иссякает, его сила уменьшается, напряженность спадает. В своей книге «Вон!» (1994) Э. Борнеман с вызовом заявил об исчезновении страсти и деградации гетеросексуального коитуса:

    «Люди больше не сношаются друг с другом. Они занимаются чем угодно, только не этим старомодным…» В 1994 г. один из журналов писал: «В Германии, согласно опросу, каждая третья женщина в возрасте между 17 и 35 годами вполне может долго обходиться без секса». В качестве причин называются убивающие У. факторы индустриального, потребительского и информационного общества, внешние факторы психического насыщения, связанные с реакцией на чрезмерно большое количество сексуальных сигналов. Консультанты в области секса сообщают о парах, которые гармонично живут друг с другом, но утратили У. от секса. Причиной считают эмоциональную дистанцию, особенно в высших и средних слоях общества. На работе, на службе люди поддерживают друг с другом корректные контакты, они являются поверхностными, милыми, но ни к чему не обязывающими, лишенными страсти и эротизма, стерильными и свободными от взаимных обязательств. Иметь чувства считается непрактичным и рискованным. Лучше сохранять холодность. Тот, кто с У. открывается, становится ранимым и уязвимым. Кто раздаривает У. и чувства, тот плохой торговец. Люди нередко вступают в отношения только с целью извлечь из таких союзов пользу. В случае необходимости всегда можно прибегнуть к сексуальным услугам. Секс обезличивается, от него можно отказаться, как от предмета роскоши. Чтобы иметь секс, другой человек не всегда нужен, даже может быть порой помехой. Сексуальное даже воспринимается как нагрузка. Люди, затопленные соблазнами общества массового потребления, в конце концов, пресытились и сексом. При- выкнув к жизни с чувством пресыщения, они уже ничего больше не хотят. К этому добавляется убивающий У. страх перед будущим, старостью, болезнями, СПИДом, войной, насилием, нападениями, страх быть схваченным, преданным, перед необоснованным подозрением, опасение оказаться использованным, сломаться, страх перед насмешкой и издевкой, перед мужчиной и перед женщиной. Худший враг У. — это страх.

    Но это лишь одна сторона. Люди сегодня живут во многом свободнее и имеют гораздо большие возможности для устройства жизни, переживаний, принятия решений, также и в том, что касается любви и сексуальности. Особенно это относится к женщинам. Отношение ко всему телесному и к наготе стало значительно свободнее. Возросла терпимость в отношении различных вариантов сексуальности.

    Любое общество и любое время имеют свои стороны, как враждебные У, так и способствующие ему. Поскольку сексуальность обладает общественной стороной, она принимает различные формы. Всегда есть люди и группы людей, которые живут сверх своих сексуально-эротических возможностей или,наоборот, не реализуя их в полной мере, не могут получать такие У, как другие. Каждое новое поколение находит свое собственное отношение к любви и У, которое часто может не совпадать с отношением старшего поколения. Молодые пытаются жить, испытывая У, и быть счастливыми по-своему. Эмпирические исследования последних лет не пока- зывают, что молодые люди не желают секса, что их сексуальное У. ослабело или исчезло и они больше не хотят любви и сексуальности. Они лишь отвергают определенные формы секса, чтобы тем сильнее стремиться к другим формам. Точно так же нельзя исходить из того, что у более старших в целом У. пропало и сексуальные контакты, включая половой акт, стали реже. У. есть живительная жизненная реакция и программа, говоря словами У. фон Гуттена:

    «Жить — это удовольствие» (Из письма от 25 декабря 1518).

    Источник: Сексологическая энциклопедия на Gufo.me

    gufo.me

    Слово УДОВОЛЬСТВИЕ — Что такое УДОВОЛЬСТВИЕ?

    Слово состоит из 12 букв: первая у, вторая д, третья о, четвёртая в, пятая о, шестая л, седьмая ь, восьмая с, девятая т, десятая в, одиннадцатая и, последняя е,

    Слово удовольствие английскими буквами(транслитом) — udovolstvie

    Значения слова удовольствие. Что такое удовольствие?

    Удовольствие

    УДОВОЛЬСТВИЕ —чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления (репрессии)…

    Новая философская энциклопедия. — 2003

    УДОВОЛЬСТВИЕ — чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной т.зр. У. знаменует различные по характеру и смыслу опыты — преодоления недостатка, освобождения от давления…

    Философская энциклопедия

    УДОВОЛЬСТВИЕ — чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). У. сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического)…

    Педагогический словарь бибилотекаря. — Спб: РНБ, 2005-2007.

    Удовольствие — эмоциональное состояние, воспринимаемое как приятное, привлекающее к себе, желаемое и полезное в том или ином отношении. Стремление к удовольствию чаще причиняет в действительности больше вреда, нежели пользы, хотя…

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    Удовольствие – 1. чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний; 2. то, что вызывает, создаёт такое чувство; приятное развлечение, забава; 3. эмоциональное состояние, воспринимаемое как приятное, привлекающее к себе…

    vocabulary.ru

    Наслаждение Наслаждение Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * Удача * Удовольствие * Успех Добро * Вера *…

    Сводная энциклопедия афоризмов

    Удово́льствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Антонимом удовольствия являются страдание и боль. Понятие удовольствия в философии Эпикура отождествлено со счастьем.

    ru.wikipedia.org

    УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ – два полярно противоположных чувства, определение которых невозможно и ненужно. Они сливаются с процессами сознания, так что образно их можно характеризовать как «окраску», или «акцент», процесса сознания.

    Философская энциклопедия

    УДОВОЛЬСТВИЕ Эмоциональный опыт, который многие считают не поддающимся определению по сути. Некоторые рассматривают это так, как если бы это был полюс на континууме, противоположным полюсом которого является неудовольствие или страдание.

    Оксфордский словарь по психологии. — 2002

    Удовольствие – чувство радости, утешения, приятности, когда происходит или исполняется что-л. желанное, или когда для индивида делают что-л. хорошее, полезное.

    Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 2011

    Удовольствие – термин православной антропологии, отражающий ощущение телесной и душевной удовлетворенности. Удовольствия подразделяются на душевные и душевно-телесные, истинные и ложные.

    Православная энциклопедия «Азбука веры»

    УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ

    УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ — два полярно противоположных чувства, определение которых невозможно и ненужно. Они сливаются с процессами сознания, так что образно их можно характеризовать как «окраску», или «акцент», процесса сознания.

    Философская энциклопедия

    Принцип удовольствия

    ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Нем.: Lustprinzip. — Франц.: principe de plaisir. — Англ.: pleasure principle. — Исп.: principio de placer. — Итал.: principle di piacere. — Португ.: principle de prazer. o Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду…

    Словарь по психоанализу

    ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ – один из принципов регулирования психической деятельности, который понимался в классическом психоанализе в качестве исходного, задающего программу функционирования психики и основанного на изначально присущем человеку…

    Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

    ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ — согласно З. Фрейду — господствующий принцип регуляции деятельности психической, главенствующий принциц регуляции психической жизни.

    Головин С. Словарь практического психолога

    Русский язык

    Удово́льствие, -я.

    Орфографический словарь. — 2004

    Удово́льстви/е [й/э].

    Морфемно-орфографический словарь. — 2002

    Удовольствия центр

    Удовольствия центр — термин Д.Олдса, обозначает области мозга, стимуляция которых слабым электрическим током вызывает ощущения, доставляющие удовольствие (или, у животных, некую его аналогию).

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    Удовольствия центр – термин Д.Олдса, обозначает области мозга, стимуляция которых слабым электрическим током вызывает ощущения, доставляющие удовольствие (или, у животных, некую его аналогию).

    vocabulary.ru

    УДОВОЛЬСТВИЯ, ЦЕНТР (ЦЕНТРЫ) Термин, введенный Джеймсом Олдсом для обозначения областей мозга, стимуляция которых слабым электрическим током вызывает то, что похоже на удовольствие.

    Оксфордский словарь по психологии. — 2002

    Примеры употребления слова удовольствие

    Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

    Мне доставляет огромное удовольствие тренерская работа, и «Анжи» тому подтверждение.

    Элегантный мягкий складной верх гарантирует удовольствие от поездки с открытой крышей!

    Мне, как футболисту, доставляет огромное удовольствие принимать в них участие.

    В зимнее время года Вы получите удовольствие от катания на лыжах или на санях.

    Да и Фоньини продолжал не бороться на корте, а получать удовольствие от процесса.

    Однако наибольшее, незабываемое удовольствие ему доставили поцелуи с Анджелиной Джоли.

    По фотографии видно, какое удовольствие доставляет Джигурде позирование с мулаткой.

    Препарат повышает концентрацию серотонина и дофамина, отвечающих за удовольствие.


    1. удовлетворять
    2. удовлетворяющийся
    3. удовлетворяющий
    4. удовольствие
    5. удовольствий
    6. удовольствиями
    7. удовольствиям

    wordhelp.ru

    УДОВОЛЬСТВИЕ — это… Что такое УДОВОЛЬСТВИЕ?

        УДОВОЛЬСТВИЕ — чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функци

        ональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления (репрессии), личностно значимого самоосуществления и самоутверждения. Специальные исследования позволили 3. Фрейду сделать вывод о положительной роли удовольствия, в особенности связанного с продолжением рода, в жизни организма и дали основание говорить о т. н. принципе удовольствия (Lustprinzip) как главного естественного регулятора психических процессов, душевной деятельности, а шире — инстинкта жизни. Основной целью “душевного аппарата”, по Фрейду, является получение удовольствия и избегание страдания. И филогенетически, и онтогенетически этот принцип является исходным. За удовольствием всегда стоит желание как проявление индивидуальной воли (потенциально своевольной) и неподотчетной целеустремленности. В процессе социализации индивида его естественная установка на удовольствие (само)ограничивается: потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа удовольствия “принципом реальности” (Realitatsprinzip), который, по Фрейду, в конечном счете также влечет к удовольствию, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. По Фрейду, мотив общества в конечном счете является экономическим: общество т о. отвлекает людей от сексуальности и направляет их на труд. Напротив, согласно М. Фуко, общество (речь идет о европейском, западном обществе последних трех веков) не столько подавляет удовольствие, сколько оформляет “дискурс” по поводу секса с целью обустраивания и упорядочения опыта удовольствия и соответственно “побуждая к дискурсам” укрепляет политическую власть.     Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным установлениям и как таковой выступает в качестве некой основы личной независимости: в удовольствии индивид принадлежит самому себе, он освобожден от обязательств и в этом плане суверенен. Ориентация на удовольствие, поиск его противоположны обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы. Последовательность же в стремлении к удовольствию (установка на получение исключительно удовольствия) оказывается реализуемой в уходе (бегстве) от ответственных отношений с другими людьми. В мифологических представлениях о рае, легендах о золотом веке, различных социальных утопиях (и среди них в наибольшей степени в тех, которые разворачивались под лозунгом возврата к природе) воплотилась мечта человечества об обществе, которое, соединяя в себе свободу и необходимость, гарантирует тем жизнь в удовольствии. В этом же ключе построены социалистические и коммунистические утопии (напр., Ш. Фурье или К. Маркса).     Удовольствие само по себе может представлять для индивида ценность и определяющим образом влиять на мотивы его действий. Стремление к удовольствию конституировано в желании; именно желание эротично: оно целеустремленно, оно сопровождается напряжением, требует усилия и воли для своего осуществления и тем самым свидетельствует о способности к жизненной активности. Удовольствие значимо как реализация устремленного к нему желания. Но именно в сравнении с желанием удовольствие может казаться тщетным, поскольку доставляемый им покой может символизировать смерть, по крайней мере смерть желания; отсюда — “ужас быть удовлетворенным” (Ж. Батай).     На основе опыта желания и переживания удовольствия формируются система взглядов и образ жизни, объединяемые понятием “гедонизм”. Как поведенческий императив принцип удовольствия предполагает стремление человека всегда поступать так, чтобы по возможности непосредственно удовлетворять свои потребности и испытывать как можно большее (по интенсивности и ДЛИТЕЛЬНОСТИ) удовольствие. Тем самым задастся принципиальная грань, отделяющая обычную для каждого человека склонность к удовольствию от образа жизни и иерархии ценностей гедоника, которые целиком определяются стремлением к получению и переживанию удовольствия. Назвав добро удовольствием, гедоник сознательно сообразует свои цели не с добром, а с удовольствием. В законченном виде эти взгляды находят выражение в таких умонастроении и поведенческой ориентации, при которых достижение удовольствия рассматривается как достаточное основание любых действий.     Переживание удовольствия сопряжено с проявлением индивидуальной воли и самореализацией, в т. ч. творческой. Проблема соотношения удовольствия и творчества была поставлена и проанализирована Фрейдом на примере сублимации сексуальных влечений. В этическом контексте близкие идеи развивал Н. А. Бердяев, рассматривая творчество в радикальном противопоставлении похоти, как воплощение духовности и высшего удовольствия. Анализ творчества (в широком смысле слова), в частности продуктивных и утонченных практик, показывает, чтовозвышенные удовольствия значимы не тем, чтоявляются удовольствием, а тем, чтовозвышенны. Т. о., как показывает теоретический и нормативный опыт гедонистической этики и полемики вокруг нее, выработка критерия удовольствия на основе принципа удовольствия невозможна: установление такого критерия означает ограничение принципа удовольствия и, как следствие, отказ от принципиальной приоритетности удовольствия. Поэтому действительное ограничение принципа удовольствия шло по пути определения ценностных приоритетов: напр., достойной жизни, прав или блага других людей, личного совершенства и т. д.

        Лит.: Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.— Он же. Психология бессознательного. М., 1989, с. 382—424; Маркиз де СадиХХ век. М., 1992; Perry D. L. The Concept of Pleasure. The Hague, 1967; Gosling/. C. B. Picture and Deshe: The Case for Hedonism Revisited. xf., 1969.

        P. Г. Апресян

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

    dic.academic.ru

    Удовольствие — это… Что такое Удовольствие?

            Стремление к удовольствию — вообще: желание, внутренняя потребность в чем-то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее, позитивное; в более узком смысле: сексуальное желание, чувственная жажда, потребность в сексуальном удовлетворении (либидо, потребность. центры сексуальности и удовольствия). В этом смысле говорят, что кто-либо чего-то желает или что желание пропало (фрустрация). Говорят о «жизни в свое удовольствие», т.е. как заблагорассудится, об обуздании своего желания или о лишении других удовольствия; о пристрастии к чему-либо, о том, что что-либо делается с удовольствием. Без удовольствия ничего не получается — это мотив всего. «Удовольствие и любовь это крылья для великих дел» (Пилад в «Ифигении в Тавриде» Гете). Приходит желание любви, и предпринимаются действия,чтобы удовлетворить эту жажду. Отношения партнеров складываются тяжело, если один испытывает желание У, а другой нет (сексуальная дисгармония}.
            Соответствующее прекрасное, приятное ощущение, возникающее в результате удовлетворения; огромная радость, наслаждение, жизнеутверждающее эмоциональное высокое чувство; в общем смысле — удовольствие от жизни, в специфическом телесное удовольствие.
            Удовольствие связано, таким образом, с одной стороны, с желанием, а с другой — с его удовлетворением; в совокупности это «жизнеутверждающая эмоция», как выразился X. Гизе (Словарь сексологии, 1952). Отношения между людьми включают оба фактора и их результат. У. образует эротические связи, без него нет эротики. Эротика это или У. или ничто. В человеческой сексуальности У. — это не только приятная приправа, оно имеет собственную ценность как метод и содержание, средство и цель. Функция У. — одна из основных в сексуальности; она освободилась от функции продолжения рода и начала жить самостоятельной жизнью, которой стали подчиняться др. закономерности. У. не абстрактно, а конкретно и привязано к отдельному индивиду; вне индивида нет У. «В нашей собственной груди / там или нигде бьет источник подлинного У», — писал поэт X. М. Виланд (1780). У. от сексуальной жизни зависит от привычек и расположения конкретного человека, однако оно подвержено не только внутренним, но и внешним влияниям. У него свои общие, особенные и индивидуальные пространственно-временные условия. Особое значение имеет ситуация с партнером. В ней функция У. вступает в симбиоз со связующей функцией сексуальности и таким образом усиливается. Желание удалить У. из сексуально-эротических и иных отношений людей разрушило бы эти отношения. С другой стороны, утверждают, что как раз в длительных отношениях чувства могут пустеть, что любовь убивает У. «Ненаправленное, мобильное, короче говоря, инстинктивное, будучи подчинено принуждению к длительной любви, становилось оспариваемой вещью, то есть овеществлялось и тем самым лишалось жизненности» (М. Даннекер). Это вообще противоречие-в-себе, поскольку к любви нельзя принудить, ее нельзя создать искусственно; пожалуй, можно говорить о норме длительного партнерства, но она — не то же самое, что любовь. Если ненаправленное инстинктивное чувство становится спорной вещью, оно просто умирает. Супружеский долг, принуждение к оргазму, нефизиологическое и непсихологическое стремление к соответствию — это цивилизационно-бюрократические феномены организованной и одновременно компенсаторной враждебности У. Индивид при этом отступает на задний план, критерием становится сам акт, возникают мнимая сексуальность и псевдоудовольствие. Длительная любовь, если ее не рассматривать как внешнее условие, лишенное содержания, как чистую фикцию, может обойтись без такого мнимого удовольствия; но она отнюдь не чужда спонтанным переживаниям, безграничному и беспрепятственному чувству, эмоциональной глубине, наоборот, очень многие люди именно в ней испытывают наибольшее У, тогда как другие удовлетворяют свои сексуальные потребности иначе.
            Из-за своего большого значения в жизни людей понятие «У.» играет центральную роль в психологии,особенно в теории 3. Фрейда (психоанализ), любые психические поступки и поведение преследуют цель доставлять У. и избегать страдания (принцип удовольствия). Диалектика У. и страдания и раньше встречалась, хотя и в иной форме. Об У. и страданиях любви слагались стихи и песни (народная песня): «Но глубоко в сердце звучит / еще долго потом удовольствие и страдание» (И. Эйхендорф, 1837).
            Выражения «удовольствие», «наслаждение» вначале не имели в языке какого-либо негативного значения. В дальнейшем стали различать хорошее и дурное удовольствие. Некоторые стали рассматривать удовольствие и как что-то укромное и зловещее, подчиняющееся темным инстинктам, низкое, мимолетное и недостойное честного, добродетельного человека. «Лишь добродетель непреходяща, но не удовольствие» (Д. Граббе, 1829). Немецкий поэт X. Ф. Геллерт (1757) предостерегал от похоти: «Под твоим желанием ношей / ты опускаешься от человеческого достоинства / до низости животного». Наряду с цельными, радостными удовольствием появились пагубные удовольствия, которые следовало сдерживать либо искоренять. Лишь в этом случае возможна честность, напоминал в 1654 г. поэт Ф. фон Логау:
            «Не тот, кто прибавляет золото к золоту, должен признаваться как богач; у того, кто оставил наслаждения, все может идти хорошо».
            Свободное проявление чувственности и борьба с ней постоянно менялись местами в эротической истории человечества. Особенно очерчивает границы удовольствия религия. Интересы сохранения власти и существующего порядка осуществляются методами, враждебными удовольствию. Жизненные чувства людей игнорируются, ими манипулируют, их разрушают, если так пожелают властные инстанции. Экономическая выгода получает приоритет по сравнению с пользой для чувств.
            Если удовольствие стало деградировать до беспутства и лотереи, если верхние слои впадают в декадентство, если излишества достигают границ У, если оргии становятся распространенным явлением, то в обществе, кажется, начинает работать сейсмограф, принуждающий к сдержанности. Но вместе с развращенным У, ставшим непродуктивным и неактивным, парализующим, а не стимулирующим людей, отупляющим, а не обновляющим их, часто осуждается и удовольствие вообще; такова его извечная судьба. Люди вечно защищаются против гибели и осуждения их удовольствия, живя и наслаждаясь продуктивной жизнью, не вредя себе и другим.
            Различные и противоречивые значения удовольствия проявляются в огромном количестве словосочетаний.Зрительное удовольствие допустимо, но грешно, когда часто влечет за собой другие грехи: попасться на глаза — запасть в сознание. X. Вейсс иронически пишет в «Словаре греха» (1989): «Тот, кто дольше необходимого благосклонно рассматривает тот или иной предмет или того или иного человека из благоговения или по причине желания и хотения, тот грешит зрительным наслаждением». Г. Э. Лессинг описывал У. взгляда так:
            «Если я для зрительного удовольствия / из-под тенистых, холодных ресниц / с завистью скольжу глазами вверх и вниз / и вижу красивую девушку, / я хотел бы иметь безгрешный глаз». Зрительное удовольствие находится в родстве с любовью к зрелищам (вуайеризм), которая у многих служит компенсаторным удовольствием. Но обычно за зрительным удовольствием следует плотское, чувственное желание и сексуальное наслаждение, которое осуждалось так же, как греховное, даже недостойное, поскольку плоть не столь благородна, как душа или разум. В райском саду («сад удовольствия»), в представлении немцев, росло все, что только могла породить эротическая фантазия. В арабском «Благоухающем саду…» шейха Нефзауи (ислам) после первого предложения: «Слава и благодарение Аллаху, вложившему высшее наслаждение мужчины в женщину и высшее наслаждение женщины в мужчину» — следует предсказание: «Наивысшее удовольствие возникнет вскоре, если тела будут тесно соприкасаться друг с другом». Это может происходить на немецкой широкой перине любви («лугу удовольствия» Lustwiese) или в загородном замке («замке У.» — Lustschloss). Похотливый старик («старик У.» — Lustgreis) — это старый повеса («чудак У.» Lustmolch), который все еще думает только об одном, а если он еще при этом кое-что делает, он сластолюбец (Lustling), что почти равнозначно развратнику, прежде всего если у него есть гомосексуальный мальчик («мальчик для У.»). Многие старые выражения со словом «удовольствие» сегодня больше не употребляются. Сексолог Ф. Пфеффлин писал (1990): «Пестрый букет из многих цветов — слов, связанных с удовольствием, — во второй половине последнего века увял, и сохранился лишь куцый букетик колючих и плотоядных растений — болезнь от удовольствия (Lustseuche), убийство, связанное с удовольствием (Lustmord), и убийца, жаждущий удовольствия (Lustmoerder). Из У, которое двести лет назад могло, при соответствующем словесном дополнении, освятить любую вещь, ощущение или действие, получился феномен, которому с помощью дополнения словами болезнь, убийство и убийца придан отталкивающий привкус». Болезнь от У. означает при этом передаваемое половым путем заболевание сифилис, убийство в связи с У. — убийство на половой почве, неверное и вводящее в заблуждение обозначение. Пфеффлин исходит из того, что само преступление не может быть «приносящим удовольствие и также либидозным актом, а является результатом незаторможенных агрессивных импульсов»; У. и сексуальное желание не служат мотивом для убийцы-садиста, наоборот, У. умерщвляется вместе с жертвой. Однако к старым выражениям добавились и новые, напр. в связи с психоанализом и движением за эмансипацию в XX в. Воспринимаемое как приятное, с охотой совершаемое действие имеет акцент на У. Тот. кто следует принципу У, предпочитает увеличение У. страданию (не У). Женщина стремится быть не объектом для У. мужчины, а хочет собственных ощущений У. Тот, кто принужденно ищет все новых наслаждений, является наркоманом У. У. рождает новое У, стремление к нему может быть неутолимым (нимфомания, донжуанство). «Так почти всегда человек пьет удовольствие потоками — и испытывает жажду!» (Э. X. фон Клейст, 1749).
            После дискуссий последнего времени в западных индустриальных обществах этот поток У, как кажется, иссякает, его сила уменьшается, напряженность спадает. В своей книге «Вон!» (1994) Э. Борнеман с вызовом заявил об исчезновении страсти и деградации гетеросексуального коитуса:
            «Люди больше не сношаются друг с другом. Они занимаются чем угодно, только не этим старомодным…» В 1994 г. один из журналов писал: «В Германии, согласно опросу, каждая третья женщина в возрасте между 17 и 35 годами вполне может долго обходиться без секса». В качестве причин называются убивающие У. факторы индустриального, потребительского и информационного общества, внешние факторы психического насыщения, связанные с реакцией на чрезмерно большое количество сексуальных сигналов. Консультанты в области секса сообщают о парах, которые гармонично живут друг с другом, но утратили У. от секса. Причиной считают эмоциональную дистанцию, особенно в высших и средних слоях общества. На работе, на службе люди поддерживают друг с другом корректные контакты, они являются поверхностными, милыми, но ни к чему не обязывающими, лишенными страсти и эротизма, стерильными и свободными от взаимных обязательств. Иметь чувства считается непрактичным и рискованным. Лучше сохранять холодность. Тот, кто с У. открывается, становится ранимым и уязвимым. Кто раздаривает У. и чувства, тот плохой торговец. Люди нередко вступают в отношения только с целью извлечь из таких союзов пользу. В случае необходимости всегда можно прибегнуть к сексуальным услугам. Секс обезличивается, от него можно отказаться, как от предмета роскоши. Чтобы иметь секс, другой человек не всегда нужен, даже может быть порой помехой. Сексуальное даже воспринимается как нагрузка. Люди, затопленные соблазнами общества массового потребления, в конце концов, пресытились и сексом. При- выкнув к жизни с чувством пресыщения, они уже ничего больше не хотят. К этому добавляется убивающий У. страх перед будущим, старостью, болезнями, СПИДом, войной, насилием, нападениями, страх быть схваченным, преданным, перед необоснованным подозрением, опасение оказаться использованным, сломаться, страх перед насмешкой и издевкой, перед мужчиной и перед женщиной. Худший враг У. — это страх.
            Но это лишь одна сторона. Люди сегодня живут во многом свободнее и имеют гораздо большие возможности для устройства жизни, переживаний, принятия решений, также и в том, что касается любви и сексуальности. Особенно это относится к женщинам. Отношение ко всему телесному и к наготе стало значительно свободнее. Возросла терпимость в отношении различных вариантов сексуальности.
            Любое общество и любое время имеют свои стороны, как враждебные У, так и способствующие ему. Поскольку сексуальность обладает общественной стороной, она принимает различные формы. Всегда есть люди и группы людей, которые живут сверх своих сексуально-эротических возможностей или,наоборот, не реализуя их в полной мере, не могут получать такие У, как другие. Каждое новое поколение находит свое собственное отношение к любви и У, которое часто может не совпадать с отношением старшего поколения. Молодые пытаются жить, испытывая У, и быть счастливыми по-своему. Эмпирические исследования последних лет не пока- зывают, что молодые люди не желают секса, что их сексуальное У. ослабело или исчезло и они больше не хотят любви и сексуальности. Они лишь отвергают определенные формы секса, чтобы тем сильнее стремиться к другим формам. Точно так же нельзя исходить из того, что у более старших в целом У. пропало и сексуальные контакты, включая половой акт, стали реже. У. есть живительная жизненная реакция и программа, говоря словами У. фон Гуттена:
            «Жить — это удовольствие» (Из письма от 25 декабря 1518).

    (Источник: Сексологический словарь)

    Синонимы:

    Антонимы:

    • Трохантерный индекс
    • Фавн

    Смотреть что такое «Удовольствие» в других словарях:

    • удовольствие — Удовольствие …   Словарь синонимов русского языка

    • УДОВОЛЬСТВИЕ — чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной т.зр. У. знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления, личностно значимого самоосуществления,… …   Философская энциклопедия

    • Удовольствие — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * …   Сводная энциклопедия афоризмов

    • Удовольствие —  Удовольствие  ♦ Plaisir    Один из основных аффектов, в силу этого трудно поддающийся определению. Скажем так: удовольствие есть аффект, противостоящий боли, доставляющий нам радость, вызывающий одобрение; это приятное осуществление желания.… …   Философский словарь Спонвиля

    • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ. Слово удовольствие возникло, по видимому, в период так называемого второго югославянского влияния, т. е. в XV XVI вв. Во всяком случае, оно не зарегистрировано И. И. Срезневским в его «Материалах». Между тем известно, что… …   История слов

    • удовольствие — Наслаждение, отрада, приятность, услада, утеха, утешение. Мне доставляет удовольствие. Ср. . Прот. восторг. См. веселье доставлять удовольствие, находить удовольствие… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н.… …   Словарь синонимов

    • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ, удовольствия, ср. 1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. «Он испытывал удовольствие, бичуя себя.» Максим Горький. «Белебухин просиял от удовольствия.» Чехов. «Игра на рожке… …   Толковый словарь Ушакова

    • УДОВОЛЬСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ, я, ср. 1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у. 2. Забава, развлечение. Доставить детям много удовольствий. • Дорогое удовольствие (разг.) о том, что обходится дорого, стоит больших усилий …   Толковый словарь Ожегова

    • удовольствие —     УДОВОЛЬСТВИЕ, блаженство, довольство, наслаждение, отрада, удовлетворение, книжн. нега, трад. поэт. услада, разг. приятность, разг. сладость, разг. смак, разг. сниж. сласть …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    • удовольствие — Бездумное, беззаботное, беспечное, быстротечное (устар. поэт.), внутреннее, глупое, дешевое, житейское, земное, злорадное, зыбкое, идиллическое, короткое, кратковременное, краткое, легкое, легкомысленное, мгновенное, мимолетное, мнимое, невинное …   Словарь эпитетов


    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *