Сознание | PSYERA
Вопрос о взаимоотношении психики и мозга является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.
Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность — это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность — это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.
Сознание — это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Можно привести характеристику или структуру сознания. Первая характеристика — это совокупность знаний об окружающем мире, вторая — закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Третья характеристика сознания это обеспечение целеполагающей деятельности. Четвертая характеристика сознания — наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.
Трудовая деятельность имеет продуктивный характер, осуществляя процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощений достижений его психического развития.
Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно следующее:
- употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
- продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
- подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая определяет характер труда и способ трудовых действий;
- общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
- труд направлен на преобразование внешнего мира.
Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, общественно-исторических отношений между людьми. В процессе своего исторического развития человек сам изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие. Общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия.
Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психических функций. Без участия сознания невозможно представить себе какое-то законченное сложное действие даже на уровне высокоорганизованного млекопитающего, например, процесс выслеживания и добывания пищи хищником, сложный процесс защиты от преследования врагов в мире животных и др. Сознание рассматривают в эволюционно-физиологическом и психосоциальном аспекте.
В эволюционно-физиологическом аспекте сознание было бы правильно квалифицировать как состояние центральной нервной системы, обеспечивающее сложную интегральную высшую деятельность головного мозга и всего организма. У высокоорганизованных животных это психическая деятельность.
В психосоциальном аспекте сознательная деятельность неотделима от психической. Без ясного сознания как определенного состояния мозга невозможна психическая деятельность. Нельзя отождествлять «сознательное» и «психическое». Последнее — более широкое понятие.
Необходимо различать несколько этапов развития сознательной деятельности, неразрывно связанных со зрелостью ума и соответствующим уровнем общественного сознания и развития психики: психика животных и пред человека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и появление самосознания.
Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.
Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.
Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).
Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе общественного производства.
Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм. Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что:
сознание — это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.
Сознание — это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.
Часто в быту употребляется выражение подсознательное. Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.
К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время сна. Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа— происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.
Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».
Сознание — особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».
Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.
Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.
Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.
Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм — характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном — воображением и «змеем». Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии сверхсознания.
Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.
В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.
psyera.ru
Философия и наука о сознании человека
- Отражение, его сущность и формы проявления
- Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира
- Сознание и материя. Понятия «идеальное» и «сознательность»
Список использованных источников (литературы)
- Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.: Мысль,1983.
- Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М.: Прогресс, 1983.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В. 2-х т. – М.: Педагогика, 1983.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. – №10.
- Фрейд З. Психология бессознательного: Сб.произведений // Сост., науч., авт.вступ.ст. М.Г.Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989.
- Отражение, его сущность и формы проявления
Русский философ И.А.Ильин подчеркивает, что важнейшим предназначением философии является исследование духа и духовности. В противном случае она стонет, по его словам, «мертвым ненужным» грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев также считал, что философия есть не что иное, как наука о духе.
Понятие сознания является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание есть исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. В силу своей сложности и многогранности оно является объектом изучения для целого комплекса наук – философии и психологии, педагогики, физиологии, социологии. Сознание – это специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного исследования.
С точки зрения философского идеализма («линия Платона»), сознание (дух) есть некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всех вещей и процессов. Дух первичен, — так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм («линия Демокрита») и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось совершенно закономерным
Впрочем, в истории философии имелись и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д.Бруно, Ф.И.Тютчев и др.). Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, Р.Декарт в своем учении о «врожденных идеях».
Обобщая данные естественных наук своего времени, В.И.Ленин высказал в 1908 г. мысль о том, что «в фундаменте самого здания материи можно… предполагать существование способности, сходной с ощущением», и поэтому «логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения». Так где же та предпосылка, на основе которой возникло и развилось сознание, это сложнейшее явление мира?
Для решения вопроса о сущности сознания естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно позволяет объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения есть ключ к решению проблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи и состоит оно в следующем.
Отражение — это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение есть воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия друг на друга) предметов. По мере эволюции материального мира возник целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям.
Отражение имеет место в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических, химический свойств и состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обретает активный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Расположим формы отражения в порядке их усложнения и дадим им характеристику.
Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение имеет место в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев в связи с наступлением осени.
Раздражимость возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головка подсолнуха всегда ориентируется на Солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты и т.д. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрического разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок развилась чувствительность как способность ощущать внешний мир. Можно сказать, что раздражимость есть подход и переход к психике как качественно иной форме отражения мира.
Психическое отражение (психика) возникло вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и осуществляется это отражение. Здесь особую роль начинает играть ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных — цвет, температура, форма, запах и др. Ощущения формируются с помощью специальных органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных возникают и более сложные формы психического отражения – восприятие и представление. С их помощью психика способна сформировать целостный образ предмета и сохранять этот образ в памяти долгое время.
В рамках психического отражения появляется и так называемое «опережающее» отражение, т.е. способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события — наступление холода, приближение землетрясения и др. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов и т.п. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы свой деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем.
Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элементарного мышления». Разумеется, слово «элементарный» отнюдь не означает в данном случае нечто простое. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой мозг, свой язык и весьма «продуманные» реакции на конкретные ситуации. Ф.Энгельс отмечал, что животным, как и людям, присущи все формы рассудочной деятельности — индукция, дедукция и другое. Это мышление («низший разум») и есть генетическая (слово «генезис» означает «происхождение») предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира и тем самым внешний мир как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа». Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р.Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно-практически.
Значение отражения состоит прежде всего в том, что оно есть способ, механизм для передачи сведений и информации, а также энергии от одних предметов к другим. Тем самым отражение на уровне живого мира является важной предпосылкой для приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Эта информация является одним из условий возможности выхода из-под власти мира и обретения свободы действий в нем.
- Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира
В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека («душа»), играющий особую роль в его жизни. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание особых, чувственных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира — мир вещей («неподлинный» мир) и мир идей («подлинный» мир). По мнению Платона, идеи являются источником («демиургом») всех вещей и их разнообразия.
В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты (свойства) Бога. А поскольку человек якобы сотворен Богом как подобие его, то и сознание человека есть дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Считалось, что душа несравненно выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. А.Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца.
В эпоху Возрождения в философии господствовал пантеизм, и сознание трактовалось как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.). Считалось, что природе тоже присуща душа и присущи все иные проявления высокого божественного начала.
В Новое время возник дуализм, с точки зрения которого мир Природы и мир Духа есть две совершенно равноправные и самостоятельно существующие субстанции (основы) мира — вещественные и духовные.
Французский материализм XVIII в. исходил из тезиса о том, что сознание — это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг есть носитель этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела — все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», — так рассуждал об этом П.Гольбах.
В философии Г.Гегеля сознание предстало как некое vj вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в основе всего сущего и. творит мир из самого себя. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.
Во второй половине XIX в. на волне всплеска естественных наук получил распространение так называемый вульгарный (грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер, К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Оно есть якобы движение «мозгового вещества» как особого рожа жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, был выдвинут тезис: «Человек есть то, что он ест».
В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в теорию сознания и психики внесли И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности человека. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и Другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе деятельности человека.
С точки зрения современной науки, сознание есть высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку.
Можно также говорить, что сознание — это свойство функционирующего мозга, заключающееся в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Оно выступает как бесконечный поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем духовном мире человека и являющихся необходимым условием его практической деятельности.
Сознание является субъективным образом объективного мира. Оно всегда предполагает и определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Ядром же сознания является знание, включающее в себя разнообразные научные и ненаучные сведения о внешнем мире.
Изложенное нами выше можно представить в виде Формулы сознания. Сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к миру. Сознание — это человеческий способ отражения мира, основанный на целенаправленном и систематическом получении и применении разнообразных знаний о мире. Какими же характеристиками оно обладает? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующее.
Как утверждает наука и естественнонаучная философия, сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции природы и совершенствования форм отражения. Во-вторых, содержание сознания (чувства и мысли, образа и идеи и пр.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взяты» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, будучи миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку «вплетено» в поток исторического времени. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. напрямую зависит от характера и содержания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека. Вторичность сознания порождает многообразие его типов в различные эпохи истории человечества. В философии это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, пантеизм и др.) как способов теоретического мышления и картин (образов) мира и человека в нем.
Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в совместной деятельности людей. По словам К.Маркса сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». История с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо подтверждает правоту этого тезиса. Чтобы сохранить свой человеческий (в социальном и духовном смысле) облик, Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-х годах в Московском университете под руководством советских ученых А.И.Мещерякова, С.И.Соколянского, Э.В.Ильенкова и других исследователей.
Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, — тины темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание – это та реальность, которая существует только в нас, только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его радостей и страданий. Ф.М.Достоевский высказал в связи с этим очень глубокую мысль о том, что страдание есть единственная причина сознания и духовности человека. Страдание, как правило, проходит, но выстраданное в жизни остается с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.
Сознание имеет предметно-практическую природу. Известно ведь, что человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микроскоп, пусть даже и самый совершенный. По словам Ф.Энгельса, в ней нет «ни грана вещества». Однако сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание — это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового, предметного мира в ходе практики в различных ее формах. В этом «небывшем» мире сознание и угасает, переходя в иную — вещественную форму. Так протекает создание человеком другого мира — мира культуры. Напротив, распредмечивание есть извлечение человеком того опыта, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), запечатлен в них.
Что касается происхождения сознания, то наукой убедительно доказан факт его зарождения по мере становления социальной формы движения материи. Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней философ высказывал мысль о том, как в рамках так называемой «космической магистрали» возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли и т.д. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух -«высшее состояние материи».
Попытка объяснить возникновение сознания естественными причинами имело место еще у Демокрита. Он полагал, что это происходило под воздействием прежде всего коллективного образа жизни людей, использования орудий труда и огня. Сознание формировалось под воздействием социальной нужды, т.е. потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества.
Французские материалисты XVIII в. делали упор на понимании сознания как итоге эволюции природы. По их мнению, человек — это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Но мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общественной жизни и превратился в самое совершенное живое существо.
Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формирования сознания, был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе деятельности людей путем присвоения ими «абсолютной идеи» как некоего всеобщего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб делает вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб образуется и обретает власть над вещами и даже… над господином. Ведь потребительский образ жизни господина ведет к его духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приобретает их, в том числе и развивая свой духовный мир.
Ф.Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропогенеза и происхождения сознания. В качестве важнейших он выделил следующие моменты этого процесса.
Прежде всего в ходе естественной эволюции человека сформировались биологические предпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнес прежде всего прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, достаточный объем мозга, наличие наглядно-образного («элементарного») мышления.
Под воздействием нужды человек научился трудиться, т.е. изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения природы. В ходе труда человек стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек «научался» трудиться. Более того, все органы чувств и вся психология человека обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека.
По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале – в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык как сложная совокупность знаков, «вторая сигнальная система» (И.П.Павлов), носитель и хранитель информации о внешнем мире. Язык — это способ выражения человеческой мысли и ее сохранения, или, по словам Г.Гегеля, «тело мышления». Язык так же древен, как и само сознание.
В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллективный труд и членораздельная речь явились основными факторами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других факторов — приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.
Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в контексте общего объяснения процесса возникновения мира и человека в нем.
Социальная природа сознания, о которой нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях. К числу таковых следует отнести прежде всего познавательную функцию. С ее помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира. По сути дела, это есть основная функция сознания. Наиболее развита она у современного человека.
Целеполагающая функция предполагает выработку человеком целей собственной деятельности и идеалов, прогнозирование будущего, создание его образов и картин (в том числе иногда и иллюзорных, утопических). Цель же, как и закон, определяет действия и поступки людей, позволяет планировать их.
Регулятивная функция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы вторгается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладеют массами людей и отражают их интересы.
Сознание есть также способ трансляции (передачи) социального опыта входе совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности людей.
Социальная природа сознания проявляется также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно как общественное существо. Человек обретает свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества.
Непосредственным носителем сознания является отдельный человек (индивид). Мышление всегда существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида обычно неповторим, а часто и вовсе не поддается разгадке. «Человеческий череп», — писал К.Маркс, есть «неприступная крепость». В связи с этим нельзя не сказать об особой роли воспитания и его сложности, поскольку к каждому воспитуемому необходимо применять индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.
Однако сознание отдельных людей благодаря языку все же становится достоянием всего общества. В результате формируется общественное сознание как некий коллективный Разум в различных его формах — религия, мораль, искусство и др. Общественное сознание имеет очень сложную структуру и формы проявления и является весьма активным фактором исторического процесса.
Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отражения, мы выделим следующее.
Сознание человека предполагает наличие понятийного мышления. Оно есть опосредованное и обобщенное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах и свойствах предметов этого мира. Мышление — это оперирование понятиями. Под понятием понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предметов и явлений мира с помощью слов, например, – «стол», «дерево», «чело век» и т.д. У человека процесс мышления является относительно самостоятельным видом деятельности и даже профессией (ученые, писатели и др.). Разум человека есть, по словам Э.Фромма, «способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть». Именно благодаря разуму человек видит, конечно же, дальше самого зоркого орла. Видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Он видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности — внутренние процессы, законы и закономерности вещей и т.д. Человек видит очень далеко еще и потому что ему помогают в этом совершенные технические устройства, например, — электронный микроскоп, телескоп и другие приборы.
Процесс отражения у человека всегда носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности создавать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельности. Благодаря наличию сознания человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знания о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К.Маркс писал об этом следующее: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».
У человека меняется, в отличие от животных, сам характер отражения. Очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено преимущественно на обслуживание преобразовательной деятельности. Характер же деятельности и определяет характер отражения. Поэтому принято считать, что сознание человека носит активный и творческий характер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».
Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных вещей. Он создает еще мир идей и образов, в том числе и таких, которым реально ничто не соответствует, например, идея и образ сфинкса. Сознание, будучи активным и творческим (творящим), может иногда как бы «отлетать» от реальной действительности. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, например, образ кентавра, заблуждения и массовые иллюзии типа коммунистической идеи и др. Все это есть как бы коллективные галлюцинации, искажения отражательного процесса. Разумеется, все они имеют естественные и разнообразные причины.
Специфичность сознания как особого «мира Духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе деятельности человека такое противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведений искусства), резкие границы между ними отсутствуют. Эти границы условны и текучи, не так четко выражены, как это подчеркивалось в некоторых философских учениях (Платон, Г.Гегель и др.).
- Сознание и материя. Понятия «идеальное» и «сознательность»
Раскрывая соотношение сознания и бытия, следует сказать о роли мозга в отражении внешнего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок возникновения сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая управляет психической деятельностью индивида. Деятельность мозга есть физиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции человека. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое — за рациональное мышление, правое — за образное восприятие мира. Что же еще известно современной науке о мозге?
Мозг новорожденного весил около 350 г, у взрослых людей — около 1300—1400 г, у некоторых — до 2000 г. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 — 50 млрд. клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 процентов клеток, а остальные составляют своеобразные резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную примерно пятистам Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара.
Однако следует непременно подчеркивать, что мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Мозг есть всего лишь орудие для мышления. В истории философии и науки иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, психического от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции «психофизического параллелизма», имевшей некоторое распространение в XVIII — XIX вв. Напротив, русскими учеными — И.М.Сеченовым, И.П.Павловым и другими было разработано учение о физиологических основах человеческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было выявлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое есть два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (например, его наследственные данные), и от социальной среды (например, наличие свободного времени, уровень жизни и др.).
В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы ЭВМ, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый «искусственный интеллект». Сможет ли машина мыслить? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.
Конечно, ЭВМ в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но все же машина никогда не сможет заменить человека, и дело здесь вот в чем. Во-первых, машина всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машина есть, по выражению Ф.Энгельса, некая «схема-шаблон», и ей не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, неприсуще чуственно-эмоциональное отношение к миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она есть всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она во власти своего создателя.
Для описания сознания часто употребляется понятие «идеальное». В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства (изящности) предмета.
Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его учении о «мире идей». Эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеализме идеальное обычно рассматривается как основа и творец всей действительности.
С позиций современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего сознания как свойства мозга. Это понятие раскрывает уникальную творческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отличие от «мира вещей». Идеальное есть как бы иное бытие (другое, новое бытие) материи, ее «превращенная» (измененная) форма, созданная с помощью сознания. Кратко говоря, идеальное есть «двойник» («заместитель») материи, ее нематериальная копия.
Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д. Идеальное — это мир чувственных и мысленных образов, созданных человеком и отражающих внешний мир. Этот мир содержит в себе не только образы того, что есть. Он включает и образы того, что нужно человеку. Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель человека.
По определению К.Маркса, «… идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Термин «пересаженное» здесь следует понимать как «отраженное», а «преобразованное» — как представленное в человеческой голове в форме образов, понятий и т.д.
Идеальное является продуктом природной и социальной организации человека. Работы упомянутых нами выше психологов А.И.Мещерякова и С.И.Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и посредством деятельности, а не является прирожденным свойством человека. Основным условием его формирования может быть лишь активное приобщение человека к предметно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без всего этого человек останется всего лишь «кандидатом» в люди, т.е. неразвившимся существом, придатком природного мира.
Идеальное есть очень важный элемент сущностных сил человека. С появлением «мира Духа» возникли и принципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция мира постепенно стала приобретать управляемый характер и высокую динамичность, а человек превратился из раба обстоятельств в творца нового — искусственного — мира.
Понятие идеального характеризует человеческое сознание с точки зрения результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы — в идеи, образы, представления и др. Что же касается понятия «сознательность», то оно характеризует человека и его деятельность с другой стороны. А именно — с точки зрения его способности действовать практически и творить мир со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека. Это понятие применяется также и для характеристики совокупного исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, — сознательность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность — это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть проблема превращения сознания человека в реальную и активную силу совокупного исторического процесса.
Итак, наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать в этом мире разумно и творчески. Сознание создает необходимые предпосылки для утверждения человека в этом мире как существа познающего и самопознающего.
kursak.net
Сознание человека | развитие отношений в труде | развитие сознания в обществе | net22.ru
Сущность сознательного отражения действительности. Развитие психики достигло наивысшего уровня у человека. Психика человека качественно отличается от психики животных. Человек обладает сознанием, у животных его нет.
Сознание как форма отражения характеризуется, во-первых, тем, что человек выделяет себя из окружающего мира, отличает себя от вещей, животных и других людей и сознает свои отношения к природе и людям как отношения. Одновременно он отдает себе отчет и в своих собственных переживаниях, мыслях, потребностях, желаниях. У человека образы вещей не сливаются с его собственными переживаниями. Животное же слито с природой, не выделяет себя из нее и не осознает своих отношений к ней. «Там, где существует какое-нибудь отношение,— писал Маркс,— оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».
Здесь вы можете прочитать Понятие о личности человека
Сознание людей возникло в труде. Сущность труда состоит в том, что люди создают материальные и духовные ценности и тем самым активно, целенаправленно и в соответствии со своими потребностями изменяют окружающий мир. Труд—«…первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».
Животные не трудятся, а лишь приспосабливаются к условиям своего существования. Если они и вносят какие-либо изменения в окружающую среду, то лишь в силу своего присутствия. «Животное,— пишет Энгельс,— уничтожает растительность какой-нибудь местности, не ведая, что творит. Человек же ее уничтожает для того, чтобы на освободившейся почве посеять хлеба, посадить деревья или разбить виноградник, зная, что это принесет ему урожай, в несколько раз превышающий то, что он посеял». Ни одно животное не способно к целенаправленным сознательным действиям. Таким образом, сознательное отражение действительности характеризуется, далее, тем, что человек может совершать целенаправленные и продуктивные действия, способен произвольно управлять ими.
В процессе труда у человека устанавливаются определенные отношения с другими людьми.
Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе. Средством общения людей служит язык. Он служит людям также орудием мышления. При помощи языка они отражают объективные законы природы и общества. Успехи познания люди закрепляют не только в предметах, созданных их трудом, но и в языке, что позволяет им передавать знания друг другу, молодому поколению. Таким образом, сознательное отражение действительности всегда совершается посредством языка. Язык — непременное условие общественной жизни людей.
Изменяя окружающий мир, человек меняется сам. У него развиваются такие стороны психики, без которых трудовая деятельность невозможна. Трудовые действия надо направлять и контролировать. Для этого нужны особые психические процессы, которые в труде же и развиваются. Прежде чем создать какую-нибудь вещь, человек должен представить ее. Представление, наглядный образ вещи выступает в трудовом действии как его цель. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека».
Человек заранее представляет не только цель, но также способы ее достижения и последовательность, или план, действия, согласуя при этом то и другое с конкретными условиями действия. Производя трудовое действие, он сопоставляет то, что у него получается, с тем, что было им задумано. Все это требует активности особых психических процессов -воображения и мышления. Для преодоления неизбежных в труде препятствий нужны волевые усилия, воля. Успех и неуспех действия и все, что с ним связано, человек так или иначе переживает: он надеется беспокоится, радуется, досадует. Осознает и переживает он также и основные побуждения к действию, его мотивы. Многообразные переживания, возникающие у человека в процессе труда и общения с другими людьми, составляют сложный мир его чувств, в которых он выражает свои отношения к окружающему миру. Указанные (и некоторые другие) проявления психики человека, будучи разными формами отражения действительности, направляют и регулируют сознательную деятельность человека и именно в деятельности развиваются сами.
Таким образом, сознательное отражение действительности заключается также и в том, что оно протекает в более разнообразных и качественно иных формах, чем инстинктивное отражение среды животными.
Из сказанного следует, что сознание является высшей ступенью развития психики, высшей формой отражения, присущей только человеку.
В процессе сознательного отражения действительности люди с помощью языка и практической деятельности познают объективные законы развития окружающего мира, свои отношения к природе и другим людям, отдают себе отчет о них и соответственно организуют свой труд.
Происхождение и развитие сознания. Развитие предка человека было подготовлено всем ходом биологической эволюции животного мира. Однако процесс очеловечивания наших далеких животных предков происходил в труде. Труд явился главным историческим фактором, обусловившим возникновение и развитие сознания человека.
В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс говорит о решающем значении труда в постепенном очеловечивании высокоразвитой породы обезьян, теперь уже вымершего предка человека. Он указывает, что под влиянием определенного образа жизни передние конечности этих обезьян постепенно перестали участвовать в передвижении по земле и освободились для выполнения других функций. Предки человека постепенно усвоили прямую походку. «Этим,— пишет Энгельс,— был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку»
Прямохождение и освобождение передних конечностей от функции передвижения вызвали большие изменения в строении организма человекоподобных обезьян: выпрямился их позвоночник, образовались шейные позвонки, лицо стало плоским, сформировался подбородок и т. д. Существенно изменились и их отношения к природе: предок человека свободно брал в руки различные предметы — палки, камни и пользовался ими сначала для защиты от врагов, а затем в качестве орудий добывания средств к существованию во время охоты и обработки земли. Новые функции передних конечностей и всего тела — ловкость, гибкость, сноровка — наследственно закреплялись и передавались из поколения в поколение.
Совершенствование руки в качестве орудия труда обусловило господство человека над природой. В предметах природы он стал открывать все новые и новые свойства и связи и тем самым шире использовать их в труде.
Между участниками трудовых действий устанавливались новые отношения.
Первобытные люди стали понимать пользу взаимной поддержки при защите от нападения врагов и при добыче средств к существованию. Это способствовало более тесному сплочению индивидуумов. В труде у людей возникла потребность сказать что-то друг другу, потребность в общении. Энгельс говорит, что «…формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно, преобразовывалась путем модуляций для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».1
Труд и возникшая в труде речь явились решающими условиями совершенствования головного мозга и органов чувств человека.
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству» И действительно, по данным науки, наибольший объем черепа первобытного человека почти в 2,5 раза превосходит объем черепа высокоразвитых современных обезьян (объем черепа гориллы— 550 куб. см, объем черепа первобытного человека— 1400 куб. см), а по весу — в четыре раза (вес мозга орангутанга — 350 г, вес мозга человека—1400 г). Заметны различия и в строении мозга, особенно в отношении развития таких областей, как лобная и теменная: у человека по своей площади они значительно больше, чем у обезьян. В коре мозга человека возник и развился в процессе труда новый механизм высшей нервной деятельности — механизм речевой функции, который И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой, существенно отличающий мозговую деятельность человека от мозговой деятельности животных.
В процессе трудовой деятельности, в единстве с развитием языка, развилась и способность к абстракции, обобщению, умозаключению.
Человеческому познанию стали доступны не только внешние стороны и свойства предметов и явлений действительности, но скрытые существенные свойства объектов и закономерные связи их. Овладевая ими, человек лучше ориентировался в окружающей среде и успешно вел борьбу с силами природы.
Под влиянием труда язык стал не только средством общения между людьми, но и средством передачи трудового и познавательного опыта молодому поколению в виде письменного, а затем и печатного слова. Это в свою очередь вызвало к жизни особую форму передачи опыта молодому поколению — обучение. Сначала обучение происходило в процессе непосредственного выполнения трудовых действий, позднее оно стало осуществляться в специально организованных для этой цели условиях — в школах. Каждое новое поколение, вооружившись опытом трудовой деятельности, а также знаниями, использовало их для дальнейшего прогресса общества.
Сознание людей развивается в тесной зависимости от общественно-исторических условий жизни и деятельности их и изменяется с изменением этих условий. «Сознание,— писал Маркс,— следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».1 На разных этапах исторического развития общества сознание людей (общественное сознание) обладало характерными для данного общества чертами.
При первобытнообщинном строе люди стояли в одинаковом отношении к средствам производства и продуктам его.
Эти отношения одинаково отражались как в сознании общества в целом, так и в сознании отдельных членов его. С появлением классов и частной собственности на средства производства люди были поставлены в неравные отношения к общественному производству и распределению его продуктов. Общественный характер производства и частный характер присвоения продуктов его явились условиями формирования классового сознания -сознания раба и рабовладельца, крепостного и помещика, пролетария и капиталистов, другими словами, сознания эксплуатируемых и эксплуататоров.
В условиях социалистического и коммунистического общества сознание людей приобретает качественно иной характер. Отсутствие частной собственности на средства производства и свободный от эксплуатации труд неизбежно порождают такие черты современного сознания, как трудолюбие, коллективизм, творческая инициатива, гуманизм и т. п., что говорит о новом отношении свободных тружеников к материальному производству и друг к другу. В период строительства современного общества сознание людей поднимается на более высокий уровень и находит свое выражение в гигантским росте производительности труда, творческом энтузиазме современных людей, в исключительной заботе о благосостоянии всего народа, высокой идейности, целеустремленности, трудолюбии, интернационализме.
Сознание отдельного человека формируется и развивается под влиянием экономических и идеологических условий современного ему общества.
Каждый человек сразу же после рождения включается в жизнь взрослых людей и под их руководством овладевает умениями, навыками, речью, знаниями — всем тем общественным опытом, без усвоения которого он не смог бы развиваться как человек. Каждый ребенок имеет и свой собственный жизненный опыт, состоящий из непосредственных впечатлений от всего, что его окружает. Поэтому индивидуальное сознание — это как бы сплав личного опыта и опыта общественного. Чтобы успешно усвоить знания, умения и навыки, выработанные обществом, необходима собственная активная деятельность человека. Ребенка надо так воспитывать, чтобы он вступал в разнообразные, полезные обществу практические отношения с другими людьми. Маркс говорил, что «…действительное духовное богатство индивидуума всецело зависит от его действительных отношений».
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
⇐ Развитие психики у животных
Понятие о личности человека ⇒
net22.ru
Сознание в мире, или мир в сознании?
А Вы докажите, что реальности не существует?
Получается мир в сознании, точнее сказать мир отражается в сознании, нашем сознании своими объектами и событиями с ними. И сознание в мире: наше сознание существует в мире, так как мы существуем в мире (опять же в нашем сознании, получается)
Вы нам ленинскую теорию «отражение» рассказываете? А как быть вот с этим? Не знали материалисты в 19 веке того, что физика о природе реальности откроет в 20-м. Так что теория отражения бытия в сознании — уже не полноценна. см. ролик
И так и эдак — верно )))
ты не прав, будь все слепыми птица бы все равно летела бы, где ты такой ерунды понабирался?! ? в твоем случае можно сделать много дальнейших столь же абсурдных выводов, например — ты один живой, а все остальные проекции и формы…
…мир в сознании…
touch.otvet.mail.ru