Что значит «быть Человеком»
Человек… Люди… Человечество…
Мы называем себя людьми, но давайте разберёмся, кто мы на самом деле? Нам кажется, что наша жизнь – это нечто уникальное, но что конкретно уникального мы в ней видим? С момента рождения и до самой смерти мы проходим жизнь, которая делает нас лучше или хуже, каждый момент, каждая встреча, разговор, человек, ситуация, фраза, кем-то брошенная, – всё это остаётся в нашем подсознании. Мы действуем исходя из прошлого опыта, который получаем в детстве, опыта, который влияет на всю нашу жизнь. Если ребёнок растёт в семье алкоголиков и его окружают люди подобного мировоззрения, где гарантия того, что, став взрослым, он не начнёт пить?
Вся наша жизнь – это отражение внешнего мира, а внешний мир – это наше внутреннее отражение. Чтобы понять это, надо увидеть воздействие рекламы, моды, СМИ на жизни людей. Одинаковая одежда, одинаковые повадки, одинаковые сценарии в жизни, даже одинаковые проблемы в семьях.
Наше общество стало нацией потребления, мы заботимся о своей одежде, своей машине, своём доме, своих родных, но нам наплевать, что происходит в других домах, с другими людьми, наплевать на чужих детей, животных и их жизни. Мы потребляем, с ещё большим усердием покупая вещи, машины, украшения. Смотрим бесконечно глупые фильмы, сериалы, лишь бы не оставаться наедине с собой и не сталкиваться с нашими внутренними демонами. Но эти демоны проявляются во внешней среде.
Мы не хотим видеть себя теми, кто уничтожает планету, покупая всё больше пластиковых вещей, кто является источником вырубки лесов, покупая всё больше мебели и бумаги; теми, кто является источниками голода в мире, употребляя мясо животных, для прокорма которых используют более 75% выращенных злаков в мире; теми, кто является источниками войн, всячески поддерживая правительство в «ура-патриотизме», наращивание военных сил поддержания вторжения и бомбежки других стран.
Так почему же мы удивляемся, получая продукты, отравленные пестицидами, получая болезни от неправильного питания, получая загрязнения среды от своего пособничества этому, получая войны от своего молчания. Разве это не наш выбор?Но человек – это не только плохое. В нас есть вещи, которые стоит ценить: милосердие, сострадание, понимание, любовь, но этого так мало. И любое проявление этих качеств высмеивается обществом. Мы хотим быть красивыми, стильными, модными, богатыми. Но мало кто стремится к хорошим качествам характера, работе над собой, духовному росту. Мы готовы брать, но не отдавать. Каждый человек в своей жизни должен задать себе вопрос: кто я? И начать искать ответ на него. Человек – это не национальность, не гражданство, не тело и даже не ум. Человек – это нечто большее, за гранью материальных концепций.
Ты един с этим миром, так делай его лучше. Как внутри, так и снаружи. Нет чужих детей, нет чужих людей, нет войн, в которых мы не участвуем. Сохранение природы заключается не в том, чтобы мы посвящали один час в год на её защиту, а в её ненасилии, невмешательстве в экосистемы Земли. Если человек откинет ложные концепции войн, ненависти к другим народам, людям, соседям, родным, животным, растениям и попробует понять, что он – часть этого мира, а не его центр, тогда придёт осознание, что нужно беречь людей, беречь природу и мир.
Фальшивые лозунги становятся пустышками, а моды и тренды – мишурой. Остаётся только внутренняя гармония, направленная на сострадание к этому миру, любовь к нему. Ведь этот мир есть я. Весь наш опыт будет складываться в один пазл, картинку, которую до поры до времени мы не сможем увидеть. Но придёт время, и эта картинка станет настолько явной, что закрывать глаза станет невозможным, однако, надо помнить и то, что эта явная картинка – также часть чего-то большего. Наш опыт – это незаконченный сюжет. Это бесконечный фрактал, у которого нет начала и конца.
Наша задача –лишь осмыслить момент, момент здесь и сейчас. Ты – всё, что есть, было и когда-нибудь будет. Твоя жизнь – это не итог, это путь. Пройди его, сделав лучше, сохранив и умножив то, что уже есть. А главное, сделай лучше себя.
Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот мир для себя. В то же время приходит ощущение большой ответственности за этот мир и гордости от осознания того, что ты человек. Но в само понятие «быть человеком» каждый вкладывает свое значение. И, в большей степени, именно это значение влияет на действия и поступки, а иногда, и на ход самой жизни. В моем понимании, быть человеком — это значит воспитать в себе высокие моральные качества. Проследив исторический путь человечества, понимаешь, что в основе каждого общества всегда лежала определенная мораль, которой руководствовались люди. Десять заповедей христовых — это тоже мораль, мораль гуманная. Но в мире было столько антигуманных укладов, что это наводит ужас. Но я убеждаюсь в том, что у каждого человека есть своя мораль. И именно от нее зависит, каким будет человек. Мне в жизни повезло на хороших людей. И мои воспитатели в детском садике, и мои учителя, и, прежде всего, мои родители — это люди, из которых я беру пример. Все они повлияли на мою воспитанность и эрудицию, собственно говоря, они повлияли на мой характер, научили чуткому отношению к другим людям. Но маловато быть учтивым и доброжелательным для того, чтобы все вокруг считали тебя человеком с большой буквы. Безусловно, не всем дано стать выдающимися и всемирноизвестными людьми. Но каждый может стать человеком, которого уважают. Я думаю, что настоящий человек — это хороший друг, способный прийти на помощь, освободить из беды и не завидовать счастью других людей. Это хороший сын или дочка, способные обеспечить своим родителям спокойную старуху. Хороший человек создаст хорошую семью и будет примером для своих детей. И, безусловно, такие вредные привычки, как алкоголь и наркомания, никогда не уживаются с понятием хорошего человека. А я считаю, что быть человеком — это значит быть хорошим человеком. Нельзя брать пример с тех, кто хорошо относится только к своей семье, только к своим друзьям, но презирает других людей. Человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком: и в отношении к другим людям (соседей, сотрудников, просто прохожих), и в отношении к природе, и в отношении к своему городу, своему государству, своему народу. Я уважаю людей искренних, в которых и помыслы, и поступки вызывают уважение. Но в жизни бывают наоборот: на работе — передовой производственник, а дома — деспот, который терроризирует всю семью; в школе — добросовестный ученик, а дома — лентяй, который ложку за собой не помоет. А еще одну черту, которую я не извиняю людям, является измена. Эта черта и в большом, и в малом мне отвратительная. Измена несовместима с понятием «быть человеком». Я постоянно пытаюсь следить за тем, чтобы не пришлось стесняться своих помыслов и своих поступков. Меня вдохновляет высказывание А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одел, и душа, и помыслы.» |
Что значит быть человеком?
Что значит быть человеком? Или, говоря точнее, что мы говорим о других, когда описываем их как людей? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться. Как минимум, быть человеком — значит быть одним из нас, но здесь возникает вопрос о классе существ, к которым относится «нас».
Разве мы не можем обратиться к науке за ответом? Не совсем. Некоторые палеоантропологи отождествляют категорию человека с видом Homo sapiens , другие отождествляют его со всем родом Homo , некоторые ограничивают его подвидом Homo sapiens sapiens , а некоторые считают, что он охватывает всю родословную гоминидов. Эти расхождения во мнениях не связаны с недостатком доказательств. Они связаны с отсутствием какого-либо представления о том, какие доказательства могут решить вопрос о том, какую группу или группы приматов следует считать людьми. Биологи не в состоянии сказать нам, является ли организм человеческим организмом, потому что «человек» — категория народная, а не научная.
Некоторые фольклорные категории более или менее точно соответствуют научным категориям. Чтобы использовать хорошо зарекомендовавший себя пример, народная категория «вода» совпадает с научной категорией «h3O». Но не всякая народная категория хотя бы приблизительно сводится к научной. Рассмотрим категорию «сорняки». Сорняки не обладают какими-либо биологическими свойствами, отличающими их от несорняков. На самом деле можно знать все, что можно знать о растении с точки зрения биологии, но все же не знать, что это сорняк. Так что, по крайней мере, в этом отношении быть человеком больше похоже на сорняк, чем на воду.
Если это звучит для вас странно, возможно, это потому, что вы уже привержены той или иной концепции человека (например, что все и только члены Homo sapiens являются людьми). Однако утверждения типа «животное является человеком только в том случае, если оно принадлежит к виду Homo sapiens », скорее обусловливаются, чем обнаруживаются. Принимая решение о том, что все и только Homo sapiens из являются людьми, человек выражает предпочтение относительно того, где должна быть проведена граница, отделяющая людей от не-людей, а не обнаруживает, где проходит эта граница.
Если наука не может объяснить нам человека, почему бы не обратиться за ответом к народу?
К сожалению, эта стратегия умножает проблему, а не решает ее. Когда мы смотрим на то, как обычные люди использовали термин «человек» и его эквиваленты в разных культурах и на протяжении всей истории, мы обнаруживаем, что часто (возможно, даже типично) представители нашего вида явно исключаются из категории человека. Общеизвестно, что нацисты считали евреев нечеловеческими существами ( Untermenschen ), и несколько менее известно, что испанские колонисты пятнадцатого века занимали аналогичную позицию по отношению к коренным жителям Карибских островов, как и североамериканцы по отношению к порабощенным африканцам (моя книга 2011 года Меньше человека: почему мы унижаем, Поработить и уничтожить других , дает еще много примеров). Другой пример — кажущиеся бесконечными споры о моральной допустимости аборта, которые почти всегда касаются вопроса о том, является ли эмбрион человеком.
На данный момент кажется, что понятие человека безнадежно запутано. Но при правильном рассмотрении в кажущемся хаосе можно разглядеть более глубокий порядок. Картина кажется хаотичной только в том случае, если предположить, что «человек» должен обозначать определенную таксономическую категорию по всем направлениям («во всех возможных мирах», как любят говорить философы). Но если мы подумаем о нем как об индексальном выражении — термине, который получает свое содержание из контекста, в котором он произносится, — возникает совсем другая картина.
Парадигматические индексные термины включают такие слова, как «сейчас», «здесь» и «я». Большинство слов называют одно и то же, независимо от того, когда, где и кем они произнесены. Например, когда кто-либо где-либо правильно использует выражение «Эйфелева башня», они называют одно и то же архитектурное сооружение. Напротив, слово «сейчас» обозначает момент, когда это слово произносится, слово «здесь» обозначает место, где оно произнесено, а слово «я» называет человека, произносящего его. Если я прав, слово «человек» работает примерно так же, как эти слова. Когда мы описываем других как людей, мы говорим, что они являются представителями нашего собственного вида или, точнее, представителями нашего собственного природного вида.
Что такое натуральный вид? Лучший способ усвоить понятие естественных видов — это противопоставить их искусственным видам. Пилоты самолетов — это искусственный вид, как и болельщики «Ред Сокс» и жители Нью-Джерси, потому что они существуют только благодаря человеческим языковым и социальным практикам, тогда как естественные виды (например, химические элементы и соединения, микрофизические частицы и, что более спорно, , биологические виды) существуют «где-то там» в мире. Наши концепции естественного — это концепции, которые претендуют на соответствие линиям структурных разломов независимого от разума мира. По яркой метафоре Платона, они «рассекают природу по ее суставам».0005 pteridophyta (папоротники) являются естественным видом, потому что, в отличие от сорняков, их существование не зависит от наших лингвистических условностей.
Философы отличают лингвистическое значение индексных выражений от их содержания. Содержимое индексного файла — это то, что он называет. Например, если вы должны сказать «я здесь», слово «здесь» обозначает место, где вы сидите. Его лингвистическое значение — «место, где я нахожусь, когда произношу слово «здесь». Если «человек» означает «мой собственный естественный вид», то обращение к существу как к человеку сводится к утверждению, что другой является того естественного типа, которым говорящий считает себя. Это в значительной степени объясняет, почему утверждение в форме «х — человек» в устах биолога может означать «х — представитель вида 9».0005 Homo sapiens », в то время как то же самое утверждение в устах нациста может означать «х — представитель арийской расы». Вот что значит быть человеком.
Что значит быть человеком?
Идолы Божьи
Захария Зиенко 4 года назад
«Мы не должны смотреть на то, чего заслуживают люди сами по себе, но обращать внимание на образ Божий, который существует во всем и которому мы обязаны всей честью и любовью».
Тогда Бог сказал: «Сотворим людей по образу Нашему, чтобы они были похожи на нас. Они будут царствовать над рыбами в море, над птицами в небе, над скотом, над всеми дикими животными на земле и над мелкими животными, которые снуют по земле».
Итак, Бог создал людей по своему образу и подобию. По образу Божию он сотворил их; мужчину и женщину сотворил их.
Тогда Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь. Наполняйте землю и управляйте ею. Властвуй над рыбами в море, над птицами в небе и над всеми животными, которые снуют по земле». – Бытие 1:26-28
Бытие 1:26-28Первые главы Книги Бытия потрясли древний мир смелым заявлением. Все люди созданы по образу Божию. Это утверждение было и остается революционным. Но что значит быть сотворенным «по образу Божию»? Что пытается передать Бытие? Почему это такая мощная идея? В древнем мире (в частности, на Древнем Ближнем Востоке) «сотворенным по образу бога» обозначали только две вещи: идолов и царей.
Когда в Книге Бытия используется выражение «образ Божий», оно использует еврейское слово 9.0005 selem для «изображения». Возможно, вы удивитесь, узнав об этом, но selem в наших Библиях часто переводится как «идол» — «идолы Божьи».Ложный образ
На Древнем Ближнем Востоке идол служил нескольким целям. Идолы помещались в храме, месте, где боги и люди были связаны. Идол тогда функционировал как отражение и воплощение бога. Он не считался настоящим божеством. Скорее, идол должен был быть образом божественного. Идол стоял там как опосредующее представление силы и присутствия бога. «Образ Божий» также был титулом, предназначенным для королей. Эти особые, избранные правители были представителями богов, правивших и правивших от их имени. Короли часто были так тесно связаны с богами, что сами считались божественными. Это делало короля особенным и отдельным от своего народа. Вы уже можете видеть, как классы и сегрегация людей просачивались в идеологию, где только определенные люди считались носителями божественного образа.
Итак, если цари и идолы были носителями образа богов, отражая их образ и правя от их имени, что это значит, когда в Бытие говорится, что все люди, а не только идолы или конкретные цари, созданы по образу Божьему ? Подумайте о Бытии 1. Возможно, вы слышали, как кто-то говорил о том, почему и как люди были созданы по образу Божьему. Есть несколько очевидных последствий. У людей есть души, разум, эмоции и творческие способности, которые уникальны для остального творения. И хотя это действительно уникальные характеристики человека, это не объясняет, почему в Книге Бытия утверждается, что все мы созданы по образу Божьему. Но когда мы смотрим на текст, он говорит нам другую причину, другую историю.
Наша истинная цель
Книга Бытия говорит нам, что люди были созданы с определенной целью не только быть уникальными в автономном отношении, но и профессионально обособленными. Когда Бог говорит, что сотворит людей по Своему образу, Он имеет в виду цель, которую ясно дает понять.
«Господь Бог поместил человека в Эдемском саду, чтобы ухаживать за ним и охранять его». – Бытие 2:15
Бытие 2:15Обратите внимание на формулировку цели. Их разместили в саду, чтобы ухаживать за ним.
Так что же означает, что носители образа Бога — это те, кто правит, правит, приносит плоды и заботится о сотворенном потенциале (саде) вокруг себя? Было бы полезно подумать о новом описании для человеческих целей. Лучше всего было бы назвать людей «царями-жрецами». Подобно царям, все люди должны были править и царствовать от имени Бога. Мы были призваны подчиниться Божьему видению и определению добра и зла – в чем человечество довольно быстро терпит неудачу в Бытие 3. Наше правление и царствование – это призыв продвигать творение.
Бог создал это удивительное пространство и решил поделиться им с людьми в рамках совместного проекта. Мы были призваны работать вместе с Богом, чтобы сделать это творение как можно более удивительным. Посмотрите, что говорит псалмопевец во 2-м Псалме, размышляя над Бытие 1:9.0003Что такое простые смертные, что вы должны думать о них, люди, что вы должны заботиться о них? Но Ты сделал их лишь немного ниже Бога и увенчал их славой и честью. Ты отдал им управление всем, что Ты сотворил, отдав все в их распоряжение: овец и волов, и всех полевых зверей, и птиц небесных, и рыб морских, и все, что плавает в океанских течениях. – Псалом 8:4-8
Псалом 8:4-8Предназначено править?
Этот язык «правления и царствования», наряду с мыслями соседей Израиля о том, что царь был образом Бога, раскрывает умопомрачительную концепцию, согласно которой все люди являются царями (и царицами!). Это шокировало бы древний ближневосточный мир, надеюсь, шокирует и вас!
Наряду с нашими правящими обязанностями мы должны были быть священниками. Не одетые в мантии благочестивые священники, а хранители священного места. В Ветхом Завете священникам предписывалось заботиться о священных местах внутри храма и скинии. Как и они, Адам и Ева были помещены в священное пространство в тесном общении с Богом. Их цель состояла в том, чтобы заботиться об этом саду, размножаться, создавать больше садов и творчески улучшать их. Они должны были взять то, что дал им Бог, и сделать с этим что-то прекрасное.
Возможно, все это звучит как несбыточная мечта, как будто автор Книги Бытия смотрит на мир сквозь розовые очки. Но когда вы читаете Бытие 3 и далее, вы видите нашу неудачу в воплощении задуманного нами намерения. Мы отвергаем Божье обеспечение того, что хорошо, а что нет. Мы отдаем свою образную природу другим вещам, другим идолам, таким как деньги, власть, секс, успех и другие люди. Идолы, которым мы даем силу, физическую или нет, крадут у нас нашу природу. Так как же возможен откровенно оптимистичный взгляд на человечество в Бытие 1 и 2, если мы все знаем, на какие ужасные вещи мы способны?
Самый настоящий человек.
.. ИисусНу вот, когда Иисус выходит на сцену. Иисус ходил, говоря и уча о Царстве Божьем. На самом деле, это была любимая тема Иисуса. Иисус проповедовал приход Царства Божьего, приход нового правления и правления Бога в этом мятежном мире. Его учение было сосредоточено на том, как будет выглядеть жизнь в рамках этого грядущего правила: последние будут первыми. Любовь к врагу была бы главным приоритетом. Маловероятное будет благословлено. Те, кто хотел руководить, должны служить. В свое время на земле Иисус продемонстрировал, как выглядит истинное правление и царствование. Как Царь царей, Иисус правил совершенно иначе, чем другие цари. Устанавливая Царство, Иисус предлагает людям по-новому — на самом деле, изначальный способ — быть человеком. Когда мы следуем путями Царства Иисуса, мы идем по пути истинного человечества.
Когда через три дня Иисус вошел в могилу и победил смерть, он вышел из гробницы с путем к восстановлению. Своим воскресением Иисус инициировал обращение проклятия творения.
Мир, который был поврежден человеческими ошибками, теперь обновляется в соответствии с его первоначальным замыслом (прочитайте Римлянам 8, где Павел размышляет об этом). Поступая так, Иисус стал великим священником не только благодаря своей совершенной жертве, но и благодаря своей восстановительной заботе о том, к чему должны стремиться люди. Его победа освобождает людей от идолов в нашей жизни, которым мы отдали свой образ. Мы больше не рабы вещей, которыми изначально должны были управлять. Через него все творение приводится к новому, чтобы его последователи могли быть хранителями и садовниками созданного потенциала.Теперь, когда мы подходим к концу истории, мы видим очень похожее начало. Благодаря восстановительной работе Иисуса в мире его последователей теперь называют «царями-священниками».
«Ты сделал их царством и священниками, чтобы они служили нашему Богу, и они будут царствовать на земле». – Откровение 5:10
Осколки божественных зеркал будут собраны вместе. В Откровении предвидится день, когда Божий «Проект восстановления образа» будет завершен. В финальной сцене Библии люди-последователи Иисуса снова оказались в саду (но теперь он намного больше!). Они там «служат» и «царствуют вечно», точно так же, как Адам и Ева должны были служить, править и властвовать над творением.
«Тогда ангел показал мне реку воды жизни, чистую, как кристалл, текущую от престола Бога и Агнца посреди большой улицы города. По обеим сторонам реки стояло дерево жизни, приносящее двенадцать урожаев плодов, дающее каждый месяц плод свой. И листья дерева для исцеления народов. Больше не будет никакого проклятия. Престол Бога и Агнца будет в городе, и рабы его будут служить ему… И будут царствовать во веки веков». – Откровение 22:1-3, 22:5
Откровение 22:1-3, 22:5Первая глава Библии предлагает нам переосмыслить человеческую жизнь. Среди наших недостатков и греховных поступков есть приглашение от Иисуса присоединиться к новому образу жизни. Вы были созданы для определенной цели. Вы были созданы, чтобы отражать кого-то, кто бесконечен и безграничен, а это значит, что вокруг вас много уникальности и творчества. Вы были созданы, чтобы брать то, что дал вам Бог, и делать удивительные вещи.
Так что тебе дали? Что вы призваны править и царствовать с Божьего обеспечения? О чем вы призваны заботиться и заботиться (о работе, ребенке, супруге, друге)? Есть ли вещи, которым вы отдали свою образную природу? Есть ли идолы, которым вы служите и позволяете управлять собой?
Делайте то, что Бог предназначил вам делать в сотворенном Им мире. Избавь свою жизнь от идолов, созданных не по его образу. Заботься о том, что тебе дано, ибо ты создан по образу Божию.
Зак Зиенка и его жена в настоящее время живут в солнечной Южной Калифорнии. У него есть степень магистра богословских исследований, он часто пишет и преподает по церковным вопросам, библейским темам и волшебному миру богословия. Вы можете следить за его работами и учениями на сайте zachzienkablog.