Возрастные кризисы у детей: психология отношений в семье
семья
04 мая 2017, 13:05
Сложный возраст: кризисные периоды в жизни детей
Высоцкая Life ∙ Администратор,
Москва
03 мая 2017, 16:09
Все знают о сложностях подросткового периода. Однако кризисным периодом в жизни детей считается не только возраст 13–16 лет, но и вехи в год, три и семь лет, когда ребенку особенно необходимы любовь, терпение и поддержка родителей.
Профиль
Мастер-классы 414
Статьи 1296
Видеоблог 47
НаписатьПервый год открытий
Возрастные кризисы у детей психология объясняет переходом на новую ступень в психологическом развитии. Это время, когда ребенок становится взрослее и требует чуть больше самостоятельности. Кризис одного года становится особенно неожиданным для родителей. Только что малыш лежал и радостно улыбался, а теперь капризничает, хулиганит и пытается командовать всей семьей. Не стоит думать, что это проявление дурного характера: за первый год жизни малыш проходит много этапов развития, и к году у него начинает формироваться личность со своим настроением и предпочтениями.
Конечно, стремление ребенка к самостоятельности будет доставлять родителям неудобство, ведь гораздо проще взрослому накормить и одеть ребенка. Сам малыш будет одеваться ужасно долго, и, скорее всего, его придется потом переодевать. Будет сам кушать — испачкается и запачкает все вокруг. Но мы ведь хотим вырастить уверенного в себе, самостоятельного человека. Можно подготовить место для кормления, посадить рядом игрушку и показать, как надо кормить и кушать самому. Или начать одеваться пораньше, чтобы все успеть.
В этом возрасте малыш неотступно следует за мамой, поэтому к истерике может привести даже закрытая перед ним дверь в ванную комнату. Плач можно остановить, подсовывая под дверь цветные фантики или настукивая мелодии. Ребенок будет чувствовать, что мама рядом. По той же причине не следует незаметно исчезать из дома, пока бабушка показывает малышу новую игрушку. Лучше объяснить, что мама уйдет, но обязательно вернется, и не пугать малыша в случае плача дядей милиционером или букой. Это не поможет успокоиться. Все переживания и огорчения лучше проговорить. «Мне жаль, что тебе грустно, но маме нужно уйти». Варианты с запугиванием, криками или внезапным исчезновением — не перспективны.
Неуправляемые
Еще один важный возраст в жизни ребенка — три года. Кризис трех лет и его симптомы также хорошо известны всем родителям. Малыш становится неуправляемым. Он стремится все сделать наоборот, становится упрямым, своевольным, а иногда и агрессивным. Но это прекрасный возраст новых открытий, время пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Как вести себя родителям в этот период и как помочь ребенку в кризис? Лучше не заострять внимание на плохом поведении ребенка. Важно найти баланс, чтобы не сломить ребенка, но и не дать ему перейти грань вседозволенности. Ребенок должен понять, что истерика — не метод решения проблем. В этом возрасте малыша еще можно отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
Если ситуация не критична, можно предложить малышу посмеяться над собой: «Ой, какие слезы большие капают, настоящий дождик. Можно цветочки поливать».Однако не стоит смеяться над плачущим ребенком, это только усилит обиду. А если истерику уже не остановить, то ее нужно спокойно переждать. Оставаться спокойными — лучшее, что могут сделать родители в данной ситуации. Еще неприятнее, если истерика случилась на улице. Здесь задача родителя — лишить малыша зрителей: взять его на руки и перенести в менее людное место.
«Предотвратить истерики помогают и правильно сформулированные вопросы, на которые невозможно ответить „нет“. Ребенку почти всегда можно предложить выбор: ты будешь есть кашу овсяную или гречневую, в сад пойдешь в красной футболке или в зеленой, возьмешь в собой эту маленькую машинку или того зайчика», — рассказывает детский психолог Наталья Холодова.
Избежать слез помогает и разговор с малышом на равных, не стоит отвечать на просьбу купить очередную игрушку или конфетку категоричным «нет», лучше спокойно объяснить свою позицию. Игрушку мы купим не сейчас, а когда будет зарплата, а шоколадку — в выходные и тому подобное. А можно просто разработать маршрут прогулки таким образом, чтобы на пути не попадались магазины.
В трехлетнем возрасте ребенку уже хочется быть самостоятельным, но родители не всегда готовы это принять. Однако лучше поддерживать в малыше инициативность, хвалить за интерес к чему-либо, отмечать его попытки самостоятельно одеться или почистить зубы. И слез тогда будет намного меньше.
Первоклассник
Семь лет — очередной важный этап в развитии ребенка. Это возраст, характеризующийся подвижностью нервных процессов, особенно процессов возбуждения. Семилетки очень подвижны и подвержены частой смене настроения, переход от слез к смеху происходит в течение 10 минут. Дошкольникам свойственны острые реакции: страх, агрессия, истерика. Как правило, все это совпадает со временем подготовки к школе или поступлением в первый класс. Споры, конфликты, игнорирование просьб, безусловно, ставят родителей в тупик, но таковы особенности кризиса семи лет.
Выматывающие родителей споры — это всего лишь развитие логического и абстрактного мышления. Так дети учатся отстаивать свою точку зрения. Кризис развития ребенка 7 лет еще и показатель его психологической готовности к обучению. К концу первого класса дети уже способны прийти к пониманию правил, запретов и требований, к осознанию своих возможностей и обязанностей. Однако понимание приходит именно через отрицание или игнорирование этих требований. А как еще ребенок сможет понять и принять то или иное правило, если не попробует нарушить его? И родителям здесь важно не сдавать свои позиции.
В возрасте 6–8 лет происходит и развитие эмоциональной сферы. Ребенок уже способен озвучить свои переживания, связать эмоции с какой-либо конкретной ситуацией.
«В этом возрасте формируются увлечения и расположенность к определенному виду деятельности. Однако наравне с ними могут сформироваться и комплексы, если сделать что-то не получается», — рассказывает психолог Анатолий Оленев.
Еще одним новшеством кризиса 7 лет становится приобретение социальной позиции. Ребенок наконец-то пошел в школу и стал «большим», ведь именно так чаще всего объясняют детям переход из детского сада в школу. Став «взрослым», первоклассник может отказываться играть с младшим братом или сестрой, считая какое-то время, что это занятие не соответствует его новому статусу школьника.
Вопрос не менее важный — как родителям пережить кризис ребенка 7 лет? Родителям необходимо менять свой стиль общения. К новому образу жизни малыша лучше подготовить заранее, например установить режим дня, познакомить с учительницей и зданием школы, то есть обозначить новые границы возможностей ребенка.
В 7–8 лет дети еще любят играть, а значит, многое им можно объяснить через игру. Пусть ребенок читает книги своим игрушкам, помогает вам составлять список покупок для магазина или выбирать гель для душа. Так ребенок сможет увидеть, что его мнение значимо, а помощь важна. Похвала в этом возрасте имеет огромное значение. Ведь кризису 7 лет, впрочем, как и всем остальным кризисам, свойственны обостренные реакции на критику. Ребенок начинает оценивать себя, сравнивать с другими или с возможным идеалом. Лишь родители могут помочь ребенку, поддержав в нем уверенность в собственных силах.
Подросток…
Однако наиболее остро и родителями, и детьми переживается подростковый кризис 13 лет. Кризис этот подступает постепенно, поэтому так важно распознать его первые признаки: у ребенка появляется тяга к общению с более старшими детьми или его общение со сверстниками становится более активным. Свое мнение они начинают считать единственно правильным. Кризисный период можно условно разделить на три этапа. Первый этап — предкризисный, негативный, когда у ребенка рушатся стереотипы, отчего очень часто возникают конфликты в семье. Второй этап является кульминацией кризиса. Чаще всего он приходится на 13–15 лет. Здесь может проявиться пристрастие ребенка к неформальным культурам или тяга к дурным компаниям. На третьем, посткритическом периоде у подростка происходит формирование новых отношений со сверстниками и с семьей.
У кого-то переходный возраст проходит очень бурно, со скандалами и слезами, но есть и те, кто переживает этот кризис практически безболезненно. Большую роль здесь играет и темперамент ребенка, и его уверенность в себе, и обстановка в семье в целом. В любом случае родителям приходится проявлять максимум понимания и терпения. Споры и конфликт — не выход из положения. Важно создать дома уютный климат, место, где подростку будет спокойно. Да, это период, когда ребенок отдаляется от родителей, и помочь остаться в дружеских отношениях помогут только любовь, терпение и чувство юмора.
Кризис любого возраста — не болезнь, а только этап взросления, психологического развития ребенка. И этот период лучше переживать вместе, решая проблемы и радуясь новым достижениям сообща.
Важно знать
Подростковый кризис может выражаться и в стремлении к чрезмерной зависимости от взрослых. Противясь взрослению и страшась перемен, подросток становится несамостоятельным, возвращается к детским интересам, стремится в коллективе быть «как все» и подчиняется мнению большинства. И здесь родителям необходимо подтолкнуть ребенка к самостоятельности, в противном случае он остановится в своем психологическом развитии.
Больше об авторе
Рекомендуем также
Приучаем малыша к самостоятельности
Оптимальная разница в возрасте между детьми
Переходный возраст: как найти общий язык с ребенком
Вам будем интересно
СтатьиМастер-классыВидеоблогиTVКлуб
Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки» //Психологическая газета
Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первого года жизни, трех, семи и 13-14 лет. Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей испытывает его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентироваться не стоит. Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка — младший школьный возраст.
Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?
Всему виной скачкообразное становление нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Почва уходит из-под ног, в голове сумбур. Примерно так же себя чувствует шестилетка. К этому времени знаний ребенка об окружающем его мире становится достаточно, чтобы понять, что мир гораздо больше, чем до этого представлялось. Если раньше подражать окружающим, играть было достаточно, теперь оказывается, что существуют понятия, которые нельзя потрогать или обыграть. Попытки сделать это приводят к куче сломанных машин и стриженых кукол.
В конце концов все любимые вещи остаются заброшенными, а ролевые игры забытыми. Это не значит, что малыш откажется от похода в детский магазин, не попросит что-то купить. Но теперь игрушка важна ему как статусная вещь. Он хвастает ею перед сверстниками, радуется просто тому, что у него это есть. На первый план выходит другой вид деятельности: обучение. Ребёнок с жадностью впитывает в себя знания. Круг интересов – книги, познавательные передачи, исследования.
Ребенок внезапно осознаёт, как невелик его кругозор. У него возникает неосознанное подозрение, что взрослые не всё при нём рассказывают.
Отсюда и появляется «прилипчивость». Родители не отпускаются ни на минуту, все «взрослые» разговоры впитываются и анализируются. Попытки занять малыша чем-то другим, «чтобы не развешивал уши», заканчиваются обидами.
Поскольку мир оказался огромным, со множеством неизведанных вещей, появляются страхи. Шестилетний ребенок внезапно осознаёт, что существуют болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия. Впервые приходит мысль, что мамы или его самого может не быть. Постепенно он свыкнется с этой мыслью, но в шесть лет подобное открытие просто ошеломляет.
Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?
Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.
Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.
Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.
Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.
Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.
Как помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?
В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их прежние методы воспитания уже не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Вот несколько рекомендаций, как вести себя с ребенком старшего дошкольного возраста:
1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности (действия ребенка в этом возрасте направляются желанием поступать «как взрослый») и сохранением семейного уклада.
2. Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появление новых обязанностей (например, теперь ребенок может сам сходить в гости к другу, но также он может ходить за хлебом в магазин рядом с домом).
3. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила.
4. Поощряйте расширение сферы интересов ребенка, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, организуйте походы в музеи, на экскурсии.
5.Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей.
Кризис 7-летней давности: с чем он связан?
4 минуты
Вы слышали о кризисе семилетней давности? Это совершенно нормальный этап в развитии личности ребенка. Сегодня мы расскажем вам то, что вам нужно знать.
Последнее обновление: 16 октября 2020 г.
Кризис 7-летнего возраста — это просто фаза развития, на которой дети начинают формировать собственную личность и личность. В этом возрасте мозг детей претерпевает серьезные изменения, влияющие на поведение, которое они принимают.
Что мы подразумеваем под этим? Какие типы поведения характерны для 7-летнего кризиса? Как нам лучше с этим справиться?
Мы ответим на эти вопросы в следующих строках. Если у вас есть ребенок, который вступает в этот возраст, вам наверняка будет интересно то, что мы должны сказать.
Кризис 7 лет у детей
Мозг ребенка постоянно растет и созревает. На самом деле, в возрасте 7 лет достигает, примерно, размера мозга взрослого человека. На это указывает исследование, опубликованное в Center Londres 94 .
Кроме того, когда наступает этот возраст, процесс миелизации достигает завершения. В то же время происходят важных изменений на физическом, психологическом и социальном уровне. То есть в 7 лет малыши становятся старше и начинают напряженный и долгий путь к половой зрелости.
Таким образом, мы можем ожидать определенных изменений в поведении наших детей. Точно так же не о чем беспокоиться. Помните, что это нормальная часть развития ребенка, широко известная как семилетний кризис.
В 7 лет дети должны познавать мир самостоятельно. В результате они развивают большую степень автономии и независимости. Кроме того, они начинают осознавать себя, а именно:
- Реальный я: Это характеристики, которые человек приписывает себе. Это ответ на вопрос « Кто я? » или « Какой я?
- Идеальное Я: Это относится к характеристикам, которыми человек хотел бы обладать. Это ответ на вопрос « Кем бы я хотел быть? » или « Каким я должен быть?»
Это заставляет их хотеть укрепить свою личность и индивидуальность, чтобы отличаться от других людей. Это включает в себя очень сложный процесс внутреннего поиска и размышления. Этот процесс в сочетании с недостатком зрелости и импульсивного контроля вызывает у детей бунтарское и вызывающее поведение.
Характеристики этой фазы развития
Как мы уже видели, мы можем рассматривать семилетний кризис как фазу переутверждения личности. На этом сложном этапе обычно наблюдаются следующие виды поведения, которые в большей или меньшей степени могут встречаться у детей:
- Отрицание или неповиновение авторитету (родителям, учителям и т. д.).
- Несоблюдение правил.
- Доминирующие установки.
- Внезапная смена настроения, от смеха к плачу и наоборот.
- Навязывание своей воли другим.
- Частые приступы гнева и гнева.
- Капризное поведение.
- Признаки бунтарства Когда дела идут не так, как хотелось бы.
- Автоматический отрицательный ответ на все, что им предлагается.
- Беспокойное и даже гиперактивное поведение, постоянное движение.
Кажется безнадежным, не так ли? К счастью, в большинстве случаев все эти неадекватные формы поведения со временем исчезают. Вскоре малыши становятся достаточно взрослыми и полностью развивают свои исполнительные функции.
Кроме того, вы можете контролировать и изменять такое отношение и поведение с помощью ряда образовательных и педагогических рекомендаций.
Как пережить семилетний кризис?
У вас есть ребенок, который переживает семилетний кризис или приближается к нему? Первое, что вы должны знать, это то, что вы должны запастись терпением — это будет трудный этап для вас обоих.
Вот несколько рекомендаций, чтобы наилучшим образом встретить этот этап детства:
- Установите ряд правил , которым необходимо следовать дома, и постарайтесь четко объяснить их.
- Избегайте постоянных и непропорциональных наказаний, потому что они мало или вообще ничего не дадут. Они только разозлят и вас, и вашего ребенка, и вы потеряете контроль.
- Подкрепляйте позитивным образом (лестью, жестами, объятиями и т. д.) положительное поведение вашего ребенка.
- Не обращайте внимания на истерики или агрессивное поведение вашего ребенка. Скорее, подождите, пока они успокоятся, чтобы поговорить с ними и помочь им обдумать свои действия.
- Поощряйте вашего ребенка заниматься спортом , который позволит ему сжечь свою энергию.
- Поделитесь временем со своим ребенком.
И, прежде всего, помните: «Трудных детей не бывает; сложно быть ребенком в мире усталых, занятых людей, нетерпеливых и спешащих».
Это может вас заинтересовать…
5 ключей к преодолению шестилетнего кризиса
4 минуты
Кризисы, которые случаются на протяжении всей жизни, нормальны и необходимы. Узнайте больше о шестилетнем кризисе и о том, как помочь ребенку пройти этот этап.
Последнее обновление: 22 февраля 2021 г.
Жизнь наших детей полна приспособлений и дезадаптаций практически с рождения. Шестилетний кризис — один из кризисов, которые им предстоит преодолеть по мере своего развития.
Детство полно опасностей, дисбалансов, достижений, неудач и т. д. Но почему? Потому что дети должны расти, и на этом пути у них будут взлеты и падения. Кроме того, они откроют свои пределы и все свои возможности. Это этап исследования, и, как и в любом процессе, они учатся на ошибках.
В детстве дети начинают формировать свою личность. Они начинают этот процесс в возрасте шести лет и продолжают в подростковом возрасте. Эти кризисы необходимы вашему ребенку, чтобы понять, кто он такой. Хотите узнать, как помочь ребенку преодолеть шестилетний кризис? Продолжай читать.
Почему дети переживают шестилетний кризис?
С самого рождения мозг ребенка не перестает развиваться. По мере роста их мыслительные способности и способности к действиям увеличиваются, причем очень быстро.
На этом этапе, учитывая потребность в автономии и независимости, они будут отвергать правила и ограничения, которые вы установили в доме. В этот период у них будет гораздо более широкий словарный запас, и из-за этого они оставят позади истерики и неконтролируемый плач. Вместо этого они начнут использовать бранные слова и оскорбления, чтобы выразить свой гнев и разочарование.
В этом возрасте детей очень чувствительны и больше проявляют свои чувства. Нормально видеть, как они прыгают от радости, а затем, через несколько минут, беспричинно злятся на весь мир. Поэтому мы должны быть осторожны с тем, насколько они чувствительны на данном этапе. Мы должны следить за тем, что мы говорим им, как лесть, так и наказание, потому что они могут очень легко обидеться.
Поведение детей во время шестилетнего кризиса
- Они оправдываются.
- Они в плохом настроении без причины.
- Эмоционально нестабилен. Они посмеются, а потом разозлятся.
- Они часто серьезны и задумчивы.
- Они упрямы, мятежны и иногда властны.
- Постоянно жалуются на несправедливость жизни и на то, что их никто не любит.
- Они будут сопротивляться правилам и авторитету.
- Их отношения станут очень трудными.
- Они становятся более активными и динамичными.
- Трудности с принятием решений.
- Они не перестают думать о последствиях своих действий; они не очень вдумчивы.
Такое поведение абсолютно нормально на данном этапе. Мозг шестилетнего ребенка очень незрелый и все еще развивается. Их эмоциональные и когнитивные способности постоянно растут.
Ключи к преодолению шестилетнего кризиса
Во время шестилетнего кризиса родители должны позволить своему ребенку быть более самостоятельным. Однако им также необходимо установить четкие ограничения и правила, которые помогут им сосуществовать.
Сохраняйте спокойствие
Когда ваш ребенок переживает эмоциональный всплеск, важно сохранять спокойствие. Вы должны понимать, что это часть их развития и что им нужно наблюдать за другими, чтобы научиться управлять своими эмоциями.
Адаптируйте правила и ограничения к возрасту вашего ребенка
Дети постоянно растут, и поэтому методы, которые мы использовали с ними ранее, не принесут им пользы. Они уже умеют делать что-то самостоятельно, и поэтому им нужны новые правила и ограничения, адаптированные к их возрасту.
Будьте последовательны в своих последствиях
Если ваш ребенок нарушает правила, вы должны быть последовательны в своих последствиях за его действия.
Работайте над их привычками и распорядком дня
Очень важно работать над их привычками, так как они начинают ходить в школу.