Что означает педантичный человек: Педантичный — это какой? Кто такой педант, педантичный человек

Как работать с несносными коллегами. Часть вторая. Педанты


Ирина Балманжи

На работе мы нередко сталкиваемся со странным поведением сослуживцев. Одни грубят окружающим, другие всех подозревают в заговоре, третьи постоянно забывают о своих обязанностях. Исчерпывающий список чудачеств описала профессор психиатрии Джоди Фостер в своей книге «Мудаки под контролем». Автор объясняет, почему раздражающие нас люди стали такими и как выстроить с ними конструктивный диалог. Сразу откроем карты: главный принцип — понимание, сочувствие и желание помочь «трудным» коллегам.

В прошлый раз мы рассказывали про нарциссов. Тема сегодняшнего поста — педанты. Внимательность к деталям, аккуратность и преданность работе — весьма полезные качества. Но всего должно быть в меру…

Кто такие педанты

Представьте, что вы подготовили план проекта. На ваш взгляд, все детали учтены и тщательно продуманы, информация логично структурирована и изложена ясным языком. И вот, трижды проверив каждый пункт, вы решаетесь наконец войти с докладом к своему руководителю. Но внезапно на вас обрушивается шквал мелких придирок.

Вам по несколько раз задают одни и те же вопросы, заставляют что-то переделывать и переставлять части презентации местами, требуют дополнительных сведений, просят изменить интервал между строчками, указывают на неправильно подобранный цвет фона. Разумеется, все это выбивает вас из колеи и мешает сосредоточиться на сути.

Знакомая ситуация? Сочувствуем: вы столкнулись с педантом. Такой человек ревностно проверяет каждую мелочь и порой настолько увязает в деталях, что полностью теряет из виду общую картину. Его стремление к безупречности — это не просто желание хорошо выполнить работу, а самая настоящая одержимость.

Педанты так сильно боятся допустить ошибку, что без конца все перепроверяют и переделывают. Они, как правило, задерживаются в офисе дольше всех и продолжают думать о работе даже дома. Но, несмотря на все старания, остаются одними из самых непродуктивных сотрудников.


Много времени педанты проводят за составлением списков, планов, сортируя материалы и, по сути, не уделяя внимания основным задачам, — источник

Педанты — ярые приверженцы бюрократических процедур. Их вселенная разрушится без правил, законов, документов, регламентов, планов и строгой иерархии. Им важно скрупулезно соблюдать определенную последовательность действий, установленную раз и навсегда.

Перфекционизм, тотальный контроль и зацикленность на порядке приводят к тому, что педант с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам. Ему сложно действовать в непредсказуемой, постоянно меняющейся реальности. В кабинете такого человека каждое решение принимается долго и мучительно, даже незначительная работа отнимает слишком много времени, а бесконечные попытки достичь идеала мешают добиваться ощутимых результатов и укладываться в разумные сроки.

Стремясь к стабильности и защищенности, педанты часто приходят к подавленности и одиночеству, злости и страхам, чувству вины и стыду.

Вот типичное детство педанта: строгая дисциплина и бескомпромиссные родители, чья любовь напрямую зависит от того, подчиняется ли ребенок установленным правилам. В таких семьях аккуратность и послушание ценятся превыше всего, а выполнение всех требований — это единственный способ избежать критики.

Ребенка все время преследует чувство тревоги и боязнь совершить ошибку. Не удивительно, что он ищет спасения в постоянстве и старается четко следовать всем указаниям. Стремление к недостижимому идеалу становится его второй натурой.


Педанты с детства привыкают стремиться к совершенству, а если не достигают его, то испытывают сильнейший стресс, — источник

Существуют разные типы педантов. Одни открыто демонстрируют враждебность: критикуют недочеты в чужой работе, придираются к каждой детали, проявляют высокомерие, пытаются все контролировать, обвиняют остальных в некомпетентности и выплескивают гнев на окружающих.

Другие направляют всю свою требовательность на самих себя. Для них важно сохранить расположение коллег, им свойственна застенчивость, они постоянно во всем сомневаются и очень боятся сделать что-то не так. Такие люди могут надолго запираться в своем кабинете и фанатично работать, не отвечая на звонки и сообщения. При этом эффективность почти нулевая: огромное количество времени тратится на планирование и совершенно неважные мелочи.

Как работать с педантами

Существует несколько способов поладить с педантом на работе:

1. Постарайтесь не критиковать его за излишнее внимание к деталям. Он уверен в своей правоте, поэтому в ответ начнет долго и пространно объяснять вам рациональность своего поведения и ошибочность вашего подхода.

2. Не спорьте из-за мелочей, это только раззадорит педанта. Сделайте вид, что вы понимаете и цените его поправки. Пусть вы не согласны, но лучше промолчать, чем усугубить ситуацию и окончательно застопорить работу.

3. Дайте руководителю-педанту почувствовать, что у него действительно все под контролем. Внимательно выслушивайте и записывайте его распоряжения, следуйте им (или хотя бы делайте вид), одобряйте его планы и строго соблюдайте субординацию. Так вы поможете ему снизить уровень тревожности.

4. Демонстрируйте качества, которые ценит педант. Показывайте свою увлеченность работой, проявляйте внимание к деталям, соблюдайте порядок, следуйте четкому расписанию, выполняйте все в срок и никогда не опаздывайте. Постарайтесь браться только за те задачи, с которыми точно сможете справиться. Нет ничего хуже, чем взять на себя обязательства и не выполнить их.

5. С педантом-начальником можно только смириться. Но если этот человек — ваш подчиненный, попробуйте с ним поговорить откровенно. Он уважает власть, поэтому к словам руководителя отнесется серьезнее, чем к замечаниям других людей. Объясните, как отражается на работе его одержимость мелочами, и подскажите, на что ему стоит обращать больше внимания. Попросите, чтобы он фокусировался на сроках, а не на безупречном выполнении задач.

Оценивая работу педанта, подчеркивайте, что иногда ошибаться — это нормально, а лучшее — враг хорошего.

6. Педант очень боится совершить оплошность и не оправдать ожиданий, поэтому и пытается довести любое дело до идеала. Помогите ему справиться с волнением, объясните, что все тревоги надуманны и никто не собирается его увольнять, даже если он где-то допустит ошибку.

7. Давайте педанту-подчиненному пошаговые инструкции и понятные задания. Ни в коем случае не ставьте перед ним задачи, требующие творческого подхода. Желательно вообще перевести такого сотрудника на должность, где его склонности (внимание к деталям, четкое следование стандартам и умение скрупулезно анализировать информацию) будут максимально полезны.

8. Поощряйте передышки. Трудоголизм не доведет педанта до добра, поэтому желательно проконтролировать, чтобы он не задерживался на работе слишком долго, а иногда даже необходимо принудительно отправить его в отпуск. Постарайтесь время от времени устраивать корпоративы и неформальные ужины с коллегами, чтобы все могли немного расслабиться.

9. Если ситуация только ухудшается, переходите к более серьезным мерам. Когда поведение педанта негативно сказывается на его работе, эмоциональном состоянии и отношениях с коллегами, стоит обратиться к начальству или в отдел кадров и поинтересоваться, есть ли возможность отправить этого человека на консультацию по преодолению стрессов. К счастью, такие люди обычно не возражают против психотерапии, так как и сами чувствуют, что у них есть проблемы.

Мы часто негодуем из-за поведения коллег, но редко пытаемся предпринять какие-то конструктивные действия. К сожалению, ситуация не изменится к лучшему сама по себе. Помните: в большинстве случаев вы способны повлиять на атмосферу в команде. Для начала попробуйте понять человека, который вас раздражает, поддержите его и помогите ему работать эффективнее.

P.S. Ваша негативная реакция может означать, что вы и сами обладаете чертами, которые вам неприятны в других. Если определенные люди пробуждают в вас слишком сильные эмоции, не забудьте посмотреться в зеркало.

Продолжение следует…

По материалам книги «Мудаки под контролем»

Обложка поста отсюда

Как курица лапой? О характере и темпераменте расскажет почерк | Общество

Убористый, угловатый, хорошо читаемый почерк. Так пишет человек организованный, педантичный, чувствующий границы дозволенного, умеющий работать через «не хочу». Главные критерии в жизни — «я должен», «я обязан».

Обилие углов и ощутимый наклон говорят об упрямстве и категоричности. От детей требует «соответствия нормативам», а подчинённых отбирает по принципу «причёсанности».

Почерк простой, хорошо читаемый. Бросается в глаза полное отсутствие украшательств — завитушек, хвостиков и т. п. Писал человек добрый, доверчивый и порядочный, во всём видящий позитив. Написание гибкое, буквы легко перетекают одна в другую — это свидетельствует о душевной гибкости, о способности быстро перестраиваться в соответствии с требованиями времени. Такие люди обожают шутки, розыгрыши и сюрпризы.

Даже визуально ощущается слабый нажим — такие люди не могут стукнуть кулаком по столу и показать кузькину мать.

Аккуратный, хорошо читаемый почерк, тщательно выписанные буквы одинакового размера и чётко обозначенная средняя зона. Это говорит о внутренней самоорганизации, собранности и ответственности. Такие люди чётко знают границы дозволенного и не позволяют их переступать ни себе ни другим. Порученное дело всегда доводят до конца.

Здесь нет демонстративности — человек не раздувает собственную значимость и не стремится произвести впечатление. С таким человеком легко работать — он ко всем предъявляет равные требования, он незлопамятен, достаточно предсказуем. Однако не терпит халтуры и не прощает недоделок. Преувеличенные размеры между словами говорят об избирательности контактов. Такие люди «держат дистанцию» — попасть в круг их друзей очень непросто, а панибратства они не допускают.

Почерк округлый, простой и вместе с тем нестандартный, прослеживается оптимизация (стремление писать легко, быстро и с минимальными усилиями). Это показатель ума, интеллекта и творческого начала. Это человек широкий, добрый, с которым всегда комфортно. Он не навязывает своё мнение, в любую минуту готов прийти на помощь. Особенности почерка — ниточки (лёгкие переходы от буквы к букве) и колебания (одна буква стремится вверх, другие — вниз). Такой стиль написания присущ людям с высокоразвитой интуицией. Общая проблема интуитов — несобранность, повышенная рассеянность. Такие люди не стремятся всё держать под контролем, а умеют прощать, понимать. Людей оценивают не потому, как они выглядят, а потому, что собой представляют.

Свободный, размашистый почерк, крупный размер букв, гибкие движения, вербальная выразительность, ощутимый нажим. Перед нами человек яркий, широкий, с актёрскими задатками, уверенно чувствующий себя на публике, не боящийся проявлять себя. Все буквы связаны между собой, причём связки выписаны очень необычно — человек не просто открыт для всего нового и прекрасно себя чувствует в эпоху перемен, но нередко и сам инициирует эти перемены.

Хорошо выписанная, подробная средняя зона говорит о желании нравиться. Многие вещи он принимает близко к сердцу и болезненно реагирует на критику. Легкочитаемый, доступный почерк свидетельствует о том, что со своим окружением стремится установить хорошие отношения и только в этом случае он чувствует себя в своей тарелке.

Почерк беглый и оптимизированный до крайности — буквы написаны самобытно, на грани читабельности. Сильный нажим. Это говорит о высоком уровне интеллекта, активности, темпераментности и сильной энергетике. Такие люди мыслят широко, предпочитая не вникать в детали. Нестандартность написания букв говорит, что человек не озабочен тем, как его оценивают окружающие. Он не боится проявлять себя. Чётко прослеживаются перепады тонуса — человек сильно зависит от настроения. Стремится окружить себя умными, инициативными, самостоятельными коллегами, которые не будут грузить его пустяками.

Тот же крупный выразительный почерк, та же хорошо выписанная средняя зона. Однако здесь появляются углы и заломы. Их количество ещё не- критично и не говорит о конфликтности, но «коготки» человек показывает достаточно часто — резкие уколы и крайне негативная реакция наверняка встречаются на самые безобидные вещи.

Писал человек нестандартный, с ярко выраженной индивидуальностью. В письме прослеживаются признаки стресса — движения изломанные, рука как будто не слушается, дрожит. С лупой отчётливо видны разломы в написании букв и слабый нажим.

Отличительные черты — сильный нажим и раздутая средняя зона. Гласные буквы похожи на колобочки. Писал человек крайне самолюбивый, эмоциональный. Чётко прослеживается тенденция — увеличение первой и последней букв. Значит, человек считает, что «всё должно быть по-моему» и последнее слово должно оставаться за ним. В почерке есть и задатки гибкости, и творческого подхода, и дипломатии, но всё это человек «включает», когда считает нужным. Иметь такого человека в руководителях достаточно опасно, здесь явно прослеживается злопамятность. Умничать не рекомендуется.

Кстати

На что обратить внимание, оценивая почерк:

1. Читабельность — способность человека устанавливать контакты с окружающим миром. Почерк приятных собеседников отличает стандартность написания, аккуратность.

2. Размер букв — размашисто пишут яркие личности, которые любят находиться в центре внимания. Бисерный почерк — проблемы с самооценкой.

3. Округлость или угловатость — добрый нрав выдают широкие, округлые буквы. Углы — упрямство, категоричность.

4. Нажим — c сильным нажимом пишут люди, стремящиеся доминировать. Отсутствие нажима — признак мягкотелости.

5. Обратите внимание на то, какая зона преобладает в написании букв — нижняя (буквы у, щ, д), средняя — буквы, располагающиеся посреди строки (а, о, и, ш, ч) или верхняя — (в,б). Нижняя зона — материальные устремления, средняя — душа, верхняя — интеллект, интуиция, творчество. Тщательно выписывают зону, которая более значима.

Настораживающие признаки:

1. Обилие углов и видимые разрывы в написании букв — это признаки стресса и усталости.

2. Хаос на бумаге — неровные строки, нет полей и абзацев —  прямое указание на хаос в мыслях и неумение найти себя в обществе.

3. Каллиграфический почерк — если человек не привнёс в школьные прописи ничего своего, индивидуального, то перед нами забитый индивидуум.  

Смотрите также:

  • Андрей Шулимов: «Язык жестов людям понять легче, чем человеческую речь» →
  • Александр Киселёв: Нечитающие дети – это будущая нищета →
  • Анатолий Вассерман: от одиночества спасает Интернет →

Педантик — определение и примеры

В литературном произведении педантичным персонажем может быть тот, кто постоянно исправляет чужую грамматику, всегда готов с новым фактом показаться умнее или следит за событиями, чтобы убедиться, что все работает точно как положено. Обычно это раздражает, но это зависит от персонажа и от того, чего хочет добиться автор.

Исследовать педантичный

  • 1 Педантичный определение
  • 2 Примеры педантичного языка в литературе 
  • 3 Педантичный или дидактический 
  • 4 Почему писатели используют педантичный язык?
  • 5 Связанные литературные термины 
  • 6 Другие ресурсы