Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую, дорогие читатели!
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.
Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.
Что изучает психология?
Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».
В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:
- возрастная психология;
- социальная психология;
- семейная психология;
- психология спорта;
- психология религии.
Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.
История появления и развития психологии
О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.
Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв.
до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:
- Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
- Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
- Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
- Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.
Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.
Виды психологии
Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:
- Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
- Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.
Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Академическая психология
Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.
Академическая психология характеризуется тем, что:
- исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
- не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
- создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.
Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.
Прикладная психология
Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:
- Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
- Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
- Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
- Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.
К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:
- оказались в сложной жизненной ситуации;
- планируют строить бизнес;
- испытывают сложности в общении;
- переживают кризис личных или семейных отношений;
- обеспокоены поведением собственных детей;
- испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
- страдают от фобий и панических атак;
- пытаются избавиться от вредных привычек;
- желают сменить профессию.
Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.
Методы психологии
Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:
- Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
- Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.
С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:
- наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
- самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
- собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
- эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
- опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
- тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
- биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.
В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.
Заключение
Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.
Что такое триггер в психологии
Клинический психолог и соосновательница сервиса YouTalk Анна Крымская рассказывает о том, что такое психологические триггеры, какими они бывают, как работают — и как избавиться от их негативного влиянияЧто такое триггер
Изначально понятие «триггер» в психологии использовалось в основном, когда речь шла о людях, переживших травму. Триггер — стимул, который напоминает о травме, вызывает сильный стресс, панику, флешбэки, заставляет снова переживать травматические события как наяву.
Для участника или свидетеля боевых действий с посттравматическим синдромом звук фейерверков иногда работает как триггер — напоминает о взрывах и бомбежках и погружает в мучительные воспоминания. Человек, которого в детстве укусила собака, при виде собак той же породы может каждый раз эмоционально возвращаться в состояние страха и боли и испытывать непреодолимое желание убежать.
В контексте других психических расстройств триггер — это стимул, который провоцирует обострение или возвращение симптомов заболевания. Вид паука — триггер для арахнофоба и может привести к приступу паники. Случайное прикосновение к чему-то грязному заставит компульсивно мыть руки человека с обсессивно-компульсивным расстройством. Запах алкоголя или упоминание наркотиков может вызвать у страдающих алкогольной или наркотической зависимостью сильное желание немедленно употребить соответствующую субстанцию, а стресс — спровоцировать переедание у людей с расстройствами пищевого поведения.
Сейчас часто можно встретить глагол «триггерить», причем он используется в самых разных контекстах — в значении «вызывать неприятные переживания, воспоминания, эмоции». Но нужно отдавать себе отчет в том, что существует большая разница между обычными неприятными ощущениями и реальным повторным переживанием травмы.
Как работает триггер
Когда человек встречается с триггером, происходит то же самое, что в настоящей стрессовой ситуации. Человек как будто оказывается в моменте травмы. Триггер активирует симпатическую нервную систему, которая запускает механизм самозащиты, включающий в себя три возможные реакции: драться, бежать или замереть. Выделяются гормоны стресса — адреналин и кортизол. Все ресурсы направляются на выживание: учащается сердцебиение, расширяются легкие. Функции организма, не нужные непосредственно для бега или драки, например пищеварение и иммунная система, подавляются.
Кровь отливает от префронтальной коры головного мозга — отдела, который отвечает за планирование, принятие решений, эмоциональную регуляцию и волевой контроль, — и приливает к «примитивным» отделам, ответственным за инстинктивное и рефлекторное поведение.
Материал по темеВ результате подавляется способность контролировать эмоции, использовать логику для анализа ситуации, принятия решений и преодоления стресса; человек испытывает сильную тревогу, поддается импульсам — убежать, накричать, наброситься с кулаками. Так триггер может стать причиной панической атаки или нервного срыва.
Причем реакция может казаться непропорционально бурной по сравнению с масштабом триггера. Но дело как раз в том, что триггер заставляет человека ментально переживать настоящую травму, и в этот момент он теряет связь с реальностью. Например, у человека, который в детстве испытал травму отвержения, пропущенный звонок или неотвеченное сообщение могут спровоцировать панику — потому что эмоционально отбросят его в детство, где его покинули родители.
Как формируются триггеры
Ученым до сих пор не вполне ясно, как формируются триггеры. Вероятнее всего, дело в механизмах работы памяти.
Согласно исследованию, сенсорная информация от органов чувств играет большую роль в формировании памяти. По одной из теорий, когда мы переживаем травматические события, наш мозг сохраняет в памяти сопутствующие сенсорные ощущения. Поэтому, если какое-то время спустя мы вновь встречаемся с этими стимулами, мозг реактивирует ощущения, которые ассоциируются с травмой. К примеру, если человек попал в аварию, в то время как в машине звучала определенная музыка, то в дальнейшем звуки этой музыки превратятся в триггер и будут напоминать ему об аварии и эмоциях, которые он тогда испытал.
Другая теория предполагает, что в мозге человека воспоминания о травматических событиях хранятся особенным образом. В стрессовых ситуациях в результате подавления работы префронтальной коры мозга нарушается процесс формирования краткосрочной памяти, и событие маркируется не как произошедшее в прошлом, а как существующая в настоящем угроза. Когда триггер напоминает о травме, тело человека реагирует так, как если бы травматическая ситуация разворачивалась прямо сейчас, в частности активируя реакцию «бей или беги».
Материал по темеПричем это не ошибка природы, а тоже защитный механизм — человек таким образом находится в боевой готовности и в случае опасности сможет быстрее среагировать. Полицейские иногда рефлекторно стреляют на поражение, как только видят триггер — оружие в руках у подозреваемого. Это может спасти жизнь полицейскому, но порой приводит к трагическим ситуациям — когда под пулями оказываются люди, которые держали в руках игрушечное оружие или просто похожий предмет.
Формированию триггеров могут способствовать привычки. Люди предпочитают действовать по знакомым схемам — это избавляет мозг от необходимости принимать решения и экономит силы. Если две активности ассоциируются друг с другом, то одна может стать триггером для другой. Простой пример: человек привык пить алкоголь на рыбалке. Если он решит бросить пить, ему будет хотеться выпить каждый раз, когда он отправляется ловить рыбу — это тоже триггер.
Люди могут по-разному реагировать на одно и то же травматическое событие: если на одного оно вообще не окажет серьезного влияния, то у другого может развиться ПТСР. По данным исследования, эффект, который травматическая ситуация оказывает на человека, зависит в том числе от таких факторов, как:
- Возраст человека во время травматического события;
- Принадлежность к определенной культуре и религии;
- Наличие психологических расстройств;
- Черты характера и история семьи.
Какие бывают триггеры
Триггеры очень индивидуальны, существует множество их видов. То, что станет триггером для одного, для другого может пройти незамеченным. При этом триггером может стать буквально что угодно. Виды триггеров:
- Определенное время: время дня, года, годовщина травмы или потери близкого;
- Место, в котором произошло травмирующее событие;
- Сенсорные раздражители: громкие звуки или крик, вкус еды, которую человек ел незадолго до происшествия, запах, физические ощущения, ассоциирующиеся с травмой;
- Харассмент или нежелательные прикосновения;
- Чтение или просматривание чего-то, что напоминает о травмирующем событии: жестокость в кино, в новостных фото и видео;
- Ситуации: людное место, бегущий человек;
- Слова — например, те, что человек слышал от абьюзивных родителей;
- Ситуация, когда над человеком смеются, отвергают или игнорируют;
- Эмоции: стресс, злоба, одиночество;
- Боль;
- Ссора.
Осознать триггеры и взять ситуацию под контроль
Встреча с триггером приводит к тому, что человек перестает присутствовать в моменте и контролировать ситуацию: триггер заставляет его действовать автоматически, подчиняться непроизвольному импульсу и вести себя определенным образом.
Первый шаг к тому, чтобы вернуть себе контроль над происходящим, — постараться взять маленькую паузу между импульсом, возникающим из-за триггерного события, и своей реакцией; осознать импульс, сделать выбор, как себя вести, и только после этого действовать. Маршалл Голдсмит в книге «Триггеры» описывает это как переход от схемы «Триггер → Реакция» к схеме «Триггер → Импульс, Осознание, Выбор → Поведение».
- Осознать свою реакцию на стресс и то, как именно на триггер реагируют тело (гипервентиляция, учащенное сердцебиение?) и мозг (тревога? отнимается язык? приступ ярости?).
- Постараться успокоить тело с помощью глубокого дыхания или прогрессивной мышечной релаксации.
- Попробовать идентифицировать триггер и паттерн, шаблон своих реакций: что именно вызвало такую реакцию и почему.
- Осознать, что на самом деле ситуация безопасна: триггер сам по себе безобиден и в данный момент человеку ничего не угрожает.
Нейтрализовать влияние триггеров
Изучение работы своих триггеров позволяет прогнозировать ситуации, в которых можно снова столкнуться с триггерами. А значит, можно разработать стратегию своего поведения.
В некоторых случаях имеет смысл избегать триггеров: участникам боевых действий с ПТСР не смотреть жестокие фильмы про войну; выздоравливающим от алкогольной и наркотической зависимости — не присутствовать на вечеринках друзей, склонных к излишнему употреблению спиртного; страдающим анорексией — не рассматривать фотографии худых знаменитостей.
Какие есть способы избавления от триггеров?
— В первую очередь стоит обратиться за квалифицированной психологической помощью: психолог поможет провести работу с триггерами;
— Необходимо повышать способность оставаться в моменте, не поддаваться импульсу, осознавать происходящее: здесь поможет глубокое дыхание, спорт, ведение дневника, mindfulness медитация;
— Стоит иметь круг поддержки — окружение из людей, которые вас понимают, поддерживают и бережно относятся к вашим чувствам.
Определение психологии | Psychology Today
Спросите биолога: «Что такое биология?» и вы, вероятно, получите относительно однозначный ответ. Биология – это наука о жизни. Напротив, спросите психолога: «Что такое психология?» и если этот человек глубоко рассмотрел вопрос, вы, вероятно, получите что-то вроде следующего: «Это в основном наука о разуме, за исключением того факта, что до сих пор существует ряд психологов, которые думают об этом. как наука о поведении, и утверждают, что «разум» не является полезной научной конструкцией. Таким образом, вы можете назвать это наукой о поведении и психических процессах, но это затушевывает основные философские проблемы, которые первоначально противопоставляли бихевиоризм ментализму. имеет дело в первую очередь с человеческим поведением, хотя исторически многие психологи изучали животных, возможно, наиболее печально известных лабораторных крыс. И все же грань между людьми и другими животными — если она вообще существует — не является общепринятой. Некоторые ученые считают, что психология на самом деле это свободная федерация субдисциплин, и по мере того, как наши научные знания становятся более продвинутыми, они распадаются на такие области, как нейронауки, когнитивные науки, лингвистика и другие области. И теперь есть довольно много психологов, особенно изучающих культуру и континентальную философию, которые задаются вопросом, уместны ли эпистемологии естественных или даже социальных наук. Они утверждают, что психологию лучше всего рассматривать как набор исследований, и она относится как к гуманитарным наукам, так и к естественным наукам. Наконец, возникает вопрос о том, является ли эта дисциплина в основном наукой, такой как биология, или в основном лечебной профессией, такой как медицина, или одновременно и тем, и другим. Учитывая все эти разногласия, вероятно, лучше всего думать о психологии как об институте, человеческой конструкции, которая не обязательно отображается непосредственно на природе. Вместо того, чтобы беспокоиться об определениях, мы должны тратить свою энергию на изучение интересующих нас явлений». Таково нынешнее состояние наших знаний по вопросу «Что такое психология?»
Если у вас есть какие-либо сомнения относительно важности эффективного определения дисциплины, я рекомендую остроумное эссе « В войне с самими собой » Каммингса и О’Донохью (2008). Они указывают, как в первой половине 20 -го -го века в Америке доминировали в психологии поведенческие экспериментаторы, которые были «одержимы теорией обучения… причем большинство так называемых открытий было сделано на крысах и голубях, а не на людях». (стр. 118). Термин «клинический» не одобрялся, и даже на прикладной акцент многие смотрели с подозрением. Хотя на практике психоанализ преобладал, он находился за пределами университетского городка и по-прежнему практиковался в основном психиатрами. Отчет о собственном опыте тренировок в конце 1940-х и начале 1950-х Каммингс, который хотел быть профессиональным практиком, заявил, что он…
пережил потрясение [своей] жизни: Психология не имеет ничего общего с людьми. Психотерапевтического обучения не существовало, как и самого слова. Мы получили всю нашу подготовку по психотерапии за пределами кампуса … Если бы наши выпускники узнали об этом, нас бы выгнали из программы.
Каммингс и О’Донохью (2008) продолжают рассказывать о росте профессиональной практики и последующей битве за владение дисциплиной. Они сформулировали конфликты между учеными и практиками в отношении лицензирования и профессионализации дисциплины, роли доказательств и научных методов в информировании практики, а также то, как практики стали более доминирующей силой в Американской психологической ассоциации, и как это в конечном итоге привело к многие научно ориентированные психологи покидают ассоциацию и создают Ассоциацию психологических наук. Для меня дополнительным свидетельством огромной путаницы в психологии является тот факт, что, хотя психологи в Америке изначально были учеными, проводившими эксперименты с животными в лаборатории, с появлением профессиональной психологии она развилась до такой степени, что единственные люди, могут по закону называть себя психологами, являются лицензированными практикующими врачами. В большинстве штатов социальный психолог, работающий в университете, не может по закону называть себя психологом! Вместо этого она должна идентифицировать себя как профессора психологии. Все это показывает, насколько много путаницы существует в отношении природы и места дисциплины в обществе.
Так быть не должно. Единая теория психологии (UT) прокладывает путь к логическому и последовательному определению области психологии, разрешению давних философских проблем и объединению ключевых идей различных парадигм в единое целое. Итак, согласно единой теории, что именно является определением психологии?
Психология — это наука о психическом поведении и человеческом разуме, а также о профессиональном применении таких знаний для общего блага.
Чем это определение отличается от обычного определения психологии как науки о поведении и психических процессах? Его преимущество заключается в том, что он разрешает три основные области разногласий относительно того, что такое психология, в частности, он решает проблему дуализма разума и поведения, проблему животного и человека и проблему науки и профессии.
Во-первых, определение психологии как науки о поведении и психических процессах сопряжено с рядом серьезных неясностей. Рассмотрите это таким образом. Атомы ведут себя. Клетки ведут себя. Если это так, то психология не может быть наука о поведении, но должна быть наукой о конкретном типе поведения. Также рассмотрите вопрос о том, что представляют собой психические процессы, если они не являются поведением? Скиннер считал мысли интернализованным, скрытым поведением, и в этом отношении с ним трудно спорить. UT утверждает, что поведение животных — это уникальный вид поведения, изображенный как третье измерение сложности в системе Древа знаний и помеченный как «Разум». Разум состоит из набора умственных действий, которые четко определены как поведение животных, опосредованное нервная система, которые оказывают функциональное влияние на отношения животного с окружающей средой.Теперь мы можем разделить психическое поведение на две широкие области: 1) открытое (изменения между животным и окружающей средой) и 2) скрытое (изменения внутри нервной системы). Эти две области соответствуют тому, что обычно подразумевается под «поведением» и «ментальными процессами», но объединяют их четким, недвойственным образом9.0003
Во-вторых, это определение отделяет базовую (животную) психологию от человеческой психологии. Джон Ватсон заявил, что между человеком и животным нет границы. Это оправдание узаконило работу бихевиористов, но UT (наряду с большим количеством данных наблюдений) утверждает, что на самом деле люди — это очень уникальный вид животных. УТ утверждает, что человеческое поведение определяется функциональным пересечением языка, культуры и самосознания (т. е. систем оправдания), и это делает изучение человека принципиально иной проблемой. Не только это, но и потому, что люди будут использовать теории о них, которые создают ученые, человеческая психология является социальной наукой и должна бороться с проблемами ценности гораздо больше, чем фундаментальная психология. Подумайте, например, что не возникло бы особых разногласий, если бы психолог обнаружил, что одна линия крыс научилась проходить лабиринт быстрее и точнее, чем другие. Теперь подумайте об очень законных спорах вокруг расы и коэффициента интеллекта, и у вас будет четкое понимание того, почему наука о человеческой психологии фундаментально более тесно переплетена с человеческими ценностями.
В-третьих, определение проводит столь необходимую границу между наукой и профессией. Эту линию очень важно понять, потому что у науки принципиально иная миссия, чем у профессии. Цель научной стороны психологии состоит в том, чтобы описать и предсказать поведение животных и человека. Цель профессии – улучшение благополучия человека (и животных). Разные цели ведут к разным компетенциям и разным идентичностям. Конечно, наука и применение пересекаются, и наука должна информировать практику, и наоборот (я обучался модели ученый-практик), но они концептуально разделены, и это разделение должно быть четким (подумайте о физике и технике, биологии и медицине, социология и социальная работа…у нас не должно быть психологии и психологии).
Психология существует уже более 100 лет. Тем не менее, это никогда не было эффективно определено. Я считаю, что с помощью УТ мы можем исправить вековую концептуальную путаницу и перевести дисциплину в гораздо более связное состояние бытия.
УОУ | Открытый университет Уттаракханда
Перейти к основному содержаниюЧто нового
Уведомления
Загрузка результатов за март 2023 г. | Публичное уведомление UGC: эквивалент степени, полученной через ODL
- Объявления
- Прием
- Экзамен
- Семинары
Семинар расписание BLIS-21 2 семестр (сессия январь-2022)
सूचना: पूर्वदशम दशमोत्तर छात्रवृत्ति का ऑनलाइन PFMS के माध्यम से भुगतान संबंधी
कालीन सत्र जनवरी 2023 (январь 2023 г.) े विभिन्न पाठ्यक्रमों में पंजीकृत शिक्षार्थि यों के लिए परामर्श सत्र आयोजित किये जाने हेतु स ूचना।
Руководство по проекту Школы компьютерных наук и информационных технологий
Школа компьютерных наук и информационных технологий: график консультаций (ежемесячно) по смешанному режиму
Уведомление об вводной программе Департамента образования
больше
- 31 марта 2023 г.
- दिनांक 01 जनवरी 2023 से विश्वविद्यालय के सभी प Просмотреть еще №
- विषय: सभी पाठ्यक्रमों में प्रवेश तिथि विस् तार के सम्बन्ध में
- Академический календарь 2022-23
- Проспект о допуске Сентябрь 2022 г.
- Данные о приеме Сентябрь-2021
больше
- टर (मुख्य एवं सुधार) परीक्षाओं से सम्बन्धित Цена
- शीतकालीन परीक्षा सत्र जून-2022 से संबंधित परी 2022 में सम्पादित हुई (УФМ) №
- Апрель 2022 г. आयोजित हुई परीक्षा) से संबंधित शिकायती प्रकोष् ठ (Комитет по рассмотрению жалоб) सूचना Входящие
- ग्रीष्मकालीन परीक्षा सत्र जून -2022 से संबंधि त (माह अगस्त-सितम्बर 2022 )में सम्पन्न हुई परीक् Цена 900 000 руб. 50
- ग्रीष्मकालीन परीक्षा सत्र जून -2022 से संबंधि त (माह अगस्त-सितम्बर 2022 )में सम्पन्न हुई परीक्
- Уведомление об экзамене: प्रश्न पत्र सं0 MIT(CS)-105/ FCS/CEGCS-05 की परीक्षा तिथि परि वर्तन संबंधी सूचना
подробнее
- Расписание семинаров БЛИС-21 2-й семестр (сессия январь-2022) |
- एम० ए० गृह विज्ञान ( चतुर्थ सेमेस्टर) के लघु श ोध कार्य हेतु शोध कार्यशाला |
- Национальный семинар с семинаром по выращиванию грибов с управлением агробизнесом |
- Семинар научной лаборатории для магистра наук. I и III семестр (сентябрь 2022 г., основные и последующие студенты) магистратуры. Программы по зоологии и ботанике.Зимняя сессия |
- Уведомление об исследовательском семинаре 4-го семестра MAJMC-21 |
- Расписание виртуальных практических лекций M.A./M.Sc. Геоинформатика, семестр-I, II и III CGIS/DGIS (предварительно) |
more
Генерал-лейтенант Гурмит Сингх, PVSM, UYSM, AVSM, VSM (в отставке)Губернатор штата Уттаракханд и ректор университета Проф. Ом Пракаш Сингх Неги
Вице-канцлер
Важные даты
1 января
Начало приема: январь 2023 г.
31 марта
Последняя дата: прием 23 января
5 января
Предэкзамен: Форма Последняя дата
2 февраля 8-й
Последняя дата онлайн-задания
UOU в прессе
ई चर्चा;
90 002 :यू ओ यू में ऑनलाइन कार्यशाला 23 से होगी
Индостан :
हल्द्वानी में धूमधाम से मना उत्तराखण्ड म ुक्त विश्वविद्यालय का दीक्षांत समारोह, राज्यप
:
यू ओ यू का सातवाँ दीक्षांत समारोह आज ; 18हजार छात्रों को बांटी जाएंगी डिग्रियां
:
यूओयू का एनएसएस शिविर सम्पन्न
Амар Уджала : 9018 1 9 января 2023 г.
далее
Горячая линия по распространению книг
(время работы с 10:00 до 17:00: пн-сб)
Имя | Регион | Номер телефона |
Г-н Нарендра Бхандари | Паури и Уттаркаши | 9568507027 |
Г-н Йогеш Мишра | Дехрадун и Питорагарх | 9639434331 |
Г-н Панкадж Бишт | Рурки и Раникет | 9639157777 |
Г-н Камаль Панвар | Халдвани и Багешвар | 8006969541 |
Г-н Пуран Лал Шах Шах | Центр изучения моделей (16000) и ежедневный выпуск | 8909967659 |
Контактное лицо: 05946-286021
Электронная почта: [email защищен]