Что означает слово нирвана: Значение слова: слова — в словарях на ЧТО-ОЗНАЧАЕТ.РФ

Что означает термин Нирвана. Парибок Андрей

📌 Мнения   🕒

1 СЛОВО

Будда пользовался словом “нирвана” как средством объяснения, оно не было в его речах предметом объяснения. Следовательно, либо он плохо умел преподавать, либо это слово было его собеседникам понятно. Выбираем второе.

Грамматически слово nir+ vā+na есть Kta в терминологии Панини или, в современной лингвистической терминологии, результативное отглагольное прилагательное с суффиксом -na. Ср. по-русски эту же форму “сделаН, закончеН”. Слово легко субстантивируется.

Приставочный глагол nir+ vā (“сдуться”) первично означает “стихнуть” (о стихии ветра) и “потухнуть” (о стихии огня).

В переносном значении – телесное состояние, когда у больного прекратилась лихорадка. В еще более переносном значении, которым пользовался Будда – состояние духа, когда стих “ветер” или “огонь” хотений, мотивов активности (санскр. тршна, пали танха).

Забавно отметить, что есть еще такое словарное значение, как “купание слонов”, – очевидно, разгоряченных.

2. ПОНЯТИЕ

В фундаментально важном тексте Brahmajālasutta (DN I), где Будда предложил исчисление всех имевшихся в его время метафизических позиций (это НЕ его позиции!), есть группа с утверждением “нирваны в этой жизни”. Таким образом, слово понятийно применялось уже до Будды, притом в указанном выше смысле, как состояние, когда мотивов для активности уже нет. Но, спросим себя, когда оных не бывает? Когда всё в полном порядке, всё благополучно, нечего более желать, не к чему стремиться, когда благо достигнуто.

В сутре названы пять вариантов этой позиции, начиная с тривиальной (физическое здоровье, благополучие тела) и до наиболее утонченной (предельно глубокое состояние йоговского сосредоточения). Согласно имеющейся в буддийской йоге исчерпывающей классификации режимов активности сознания, в качестве возможных типов такого спокойного и безмятежного положения-дел-для-нас уже до Будды были перебраны и предложены все существенно различающиеся его варианты, причем каждый последующий отменял все предыдущие.

3. Все эти добуддийские варианты формулировались из предпосылки, что возможна позитивная формулировка того, что есть благо, после чего разумный человек устремится к его достижению, а если и когда достигнет успеха, то успокоится, а это и будет “нирваной”. Но выяснилось, что хотя мыслителями и йогами назывались благие ( = желательные сами по себе) состояния, у всех них обнаруживался общий недостаток: пусть их в принципе можно породить, конструктивно для себя обеспечить, но принципиально невозможно сохранить навсегда. Таким образом, конструктивная деятельность по обретению как-то позитивно определяемого вечного блага оказалась безуспешной.

4. Учтя этот опыт предшественников, Будда пользуется понятием нирваны как негативным. Иными словами, раньше полагали, что у человека бывает ДВЕ РАЗНЫЕ максимы поведения

а) стремиться обрести позитивно определенное благо само по себе
б) избавляться от неприятностей – желательно, надежно и навсегда.

Будда же выяснил, что это было ошибкой. Нет никакого позитивного блага самого по себе, чтобы его можно было назвать “оно таково”, а далее – достичь и навечно удержать. Единственная разумная предельная максима поступания для себя – не позитивное обретение чего-то, но устранение неприятностей. И нирвана по-буддийски – это такое положение дел, когда неприятности устранены и более не возникнут никогда, поскольку навсегда устранены их причины.

5. Именно поэтому Будда упорно отказывался позитивно определить успешный результат буддийской программы, хотя ему многократно докучали подобной просьбой.

Андрей Парибок

abhidhamma, буддология, парибок

Нирвана: 55_77 — LiveJournal

Нирвана – это слово известно даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие». Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова? Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?

Нирвана – наиболее популярное значение – «блаженство», «удовольствие»;
Нирвана – отсутствие беспокойства ума;
Нирвана в буддизме – состояние свободы от оков материального мира;
Нирвана – достижение Освобождения;
К Нирване ведёт Благородный Восьмеричный Путь;
Нирвана в индуизме – единение с Богом;
Актуальность стремления к Нирване для современного человека
Итак, попробуем рассмотреть подробно, что же такое Нирвана, как её достичь и насколько это необходимо. Вопреки распространённому употреблению понятия «Нирвана» в значении «блаженство, удовольствие», в переводе с санскрита это слово означает «угасание», «прекращение», «неволнение». Как-то весьма грустно звучит, не правда ли? Почему же слово Нирвана, которое мы привыкли воспринимать как нечто приятное и позитивное имеет такие весьма неоднозначные переводы? Если «неволнение» и «прекращение» ещё как-то можно трактовать позитивно, то при слове «угасание» нам рисуются пейзажи поздней дождливой осени, кладбищенская тишина и вообще – полная меланхолия. Однако, не всё так однозначно.

Нирвана – это состояние отсутствия беспокойства ума
Понятие «нирвана» пришло к нам из дхармических религий, преимущественно – из буддизма и индуизма. И это понятие тесно сосуществует с такой системой саморазвития, как йога. Собственно, нирвана и является конечной целью йоги. И здесь можно обратиться к такому древнему философскому трактату о йоге, как «Йога-сутры Патанджали», где этот мудрец уже во второй сутре описывает, что такое йога – «Yogas-citta-vritti-niroddhah», что переводится, как «йога – это устранение/обуздание беспокойства/волнений ума». Примерно тоже самое можно сказать о таком понятии, как «нирвана» – это отсутствие беспокойства ума. И здесь стоит вернуться к дословным переводам слова «нирвана» – «неволнение, прекращение, угасание». Что же в данном случае неволнуется, прекращается и угасает? Речь как раз таки и идёт об этих самых «вритти», о которых писал Патанджали, то есть – о беспокойстве ума. И именно по мере угасания и прекращения вритти наступает состояние Нирваны.

То есть общепринятое понимание того, что нирвана – это блаженство и удовольствие не лишено истины. Но это удовольствие не в мирском понимании, а в духовном. И в данном случае будет более корректно употреблять термин «нирвана» в смысле «спокойствие». Примерно о том же говорил и сам Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». С точки зрения буддизма, да и вообще с точки зрения йоги любое желание, привязанность, какая-то эмоция и так далее – это не более, чем беспокойство ума. И когда все эти явления устраняются или как верно подмечено – «угасают», то наступает глубинный покой, который переживается, как высшее блаженство и называется состоянием Нирваны.

Нирвана в буддизме
С точки зрения буддизма, наш ум отравлен тремя «ядами» – неведением, гневом и привязанностью. И состояние Нирваны наступает тогда, когда эти три яда перестают на нас действовать. Потому что когда мы не подвержены неведению, гневу или привязанности – все страдания прекращаются, потому как устранены эти три главных причины, которые приводят к страданиям.

Концепцию Нирваны Будда поведал во время свой первой проповеди о «Четырёх благородных истинах». Суть их кратко звучит так: «Существует страдание, существует причина страдания – желания, существует возможность страдание прекратить, и эта возможность – Благородный Восьмеричный Путь».

Благородный Восьмеричный Путь – это своего рода рецепт того, как достичь состояния Нирваны, можно сказать, пошаговая инструкция. Она содержит в себе нравственные предписания, которые вполне практичны и придуманы не просто так, а потому что облегчают движение по этому пути. Также эта инструкция содержит и конкретные практические наставления о том, что нужно делать, чтобы прийти к Нирване – речь идёт о правильном умонастроении, медитации и так далее.

Также существует разделение, как «нирвана с остатком» и «нирвана без остатка». Нирвана с остатком – это состояние, которое достигает практик в физическом теле. То есть он уже свободен от трёх ядов ума, у него нет никаких привязанностей и так далее. Но поскольку он ещё находится в физическом теле, то имеет определённые ограничения и потребности. Очевидно, это и подразумевается под понятием «остаток». Что же касается нирваны без остатка, она достигается после ухода из физического тела, и это считается окончательным Освобождением – выходом из круговорота перерождений – Сансары.

Таким образом, Нирвана в буддизме – это не какая-то абстрактная концепция, это вполне реальная цель для практикующих буддистов.

Однако в своей проповеди, которая была прочитана на горе Гридхракута более чем сорок лет спустя после первой, Будда сказал, что идея о Нирване была уловкой, чтобы привлечь людей следовать по пути. Он привёл такой пример: некий проводник ведёт людей через опасную местность. И вот уже не один день они в пути, силы у них на исходе, некоторые из них стали роптать, и, в общем говоря, путники выбились из сил. И чтобы подбодрить своих спутников, проводник силой своих мистических способностей создаёт «призрачный город» и говорит: «Мы достигли цели». Когда же люди отдохнули в призрачном городе, проводник говорит: «Это иллюзия, я создал её для вас, чтобы вы отдохнули, но цель наша близка. Идёмте!».

Именно то же самое сделал и Будда – он дал своим ученикам красивую сказку о Нирване, потому что если бы рассказал, что цель намного дальше и намного труднее достижима, большинство его учеников имели бы очень грустный вид, услышав такие слова. Но Будда поступил мудро – он дал им цель, которая была относительно близка, умолчав, что эта цель была промежуточной. И только спустя сорок лет своих проповедей, когда многие его ученики уже утвердились на пути, Будда поведал им истинную, окончательную цель пути. О том, какую цель Будда указал своим ученикам на горе Гридхракута можно более подробно прочитать в «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», которая является квинтэссенцией всего учения Будды.

Нирвана – состояние души
Таким образом, если Нирвана и является блаженством, то это не блаженство в мирском понимании этого слова. Нирвана – это состояние души, в котором прекращается всякое беспокойство и стремление органов чувств к материальным объектам. Как уже упоминалось выше, с точки зрения буддизма Нирвана является лишь промежуточным состоянием, однако это уже тоже очень высокий уровень развития. Тот, кто достиг состояния Нирваны, теряет жажду чувственных наслаждений, и по одной из версий, такой человек исчерпал всю свою накопленную карму, либо же и вовсе находится вне её влияния.

Так как в буддизме отсутствует понятие Бога (если быть точнее, Будда хранил так называемое «благородное молчание» в ответ на этот вопрос), то при рассмотрении концепции Нирваны отсутствует какая бы то ни была роль Бога в достижении этого состояния и пребывании в нём. Но этого нельзя сказать об индуизме, где понимание состояния Нирваны несколько отличается, хоть смысл остаётся прежним.

С точки зрения индуизма, состояние Нирваны – это единение с Богом и растворение в нём. То есть, по сути, речь также идёт об обретении Освобождения из круговорота перерождений, просто интерпретация несколько иная. Душа, освобождённая от своей кармы и оков материального мира, возносится к Богу и достигает состояния вечного невозвращения. Это в индуизме и называется Нирваной.

Нирвана – как состояние современного человека
Итак, мы рассмотрели взгляды дхармических религий на понятие Нирваны. Однако главный вопрос остаётся без ответа – что дают нам эти знания, и насколько для современного социально активного человека актуальна идея достижения Нирваны?

Если рассматривать какие-то глубокие философские рассуждения на тему реинкарнации, вечности души, Освобождения и так далее, наверное, для большинства людей это вряд ли будет актуально. Но если говорить о том, что в буддизме называется «нирваной с остатком», то есть состоянием спокойствия, которое человек переживает, находясь в физическом теле и продолжая выполнять свои повседневные дела, то это, скорее всего, будет актуально для многих.

Так или иначе все живые существа стремятся избежать страданий. В книге «Путь Бодхисаттвы» Шантидэва цитирует слова Будды: «Все страхи, а также все беспредельные страдания – берут начало в уме». Большинство из нас пребывает в иллюзии, что некие внешние обстоятельства заставляют нас страдать. Но это не более, чем иллюзия. Всегда нас заставляет страдать лишь наш собственный ум, который постоянно делит явления на приятные и неприятные. К приятным мы привязываемся, а к неприятным – испытываем отвращение, гнев или ненависть. И это порождает страдания.

Таким образом, достижение состояния «нирваны без остатка», которое является состоянием глубинного покоя и освобождения от привязанностей возможно практически для каждого человека.

«Нирвана – это отречение от всего», – писал монах Шантидэва. Речь не идёт о том, что обернувшись простынёй уйти жить в пещеру. Отречение в данном случае означает непривязанность к плодам своих действий.

Об этом же в «Бхагавад-гите» говорил и Кришна: «К плодам не стремись – не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье – земные тревоги – забудь! Пребывай в равновесии – в йоге». Это и есть короткое и понятное описание того, что такое Нирвана – не отказываясь от своей деятельности, при этом не привязываться к её плодам и пребывать в состоянии спокойствия, осознавая, что всё что происходит – это лишь последствия нашей кармы. И всё, что происходит – горе или счастье – всё ведёт нас к развитию. Потому что с точки зрения накопления опыта между горем и счастьем нет никакой разницы. Понимание этого и ведёт человека к повседневной Нирване.
источник

Нирвана и другие термины | Exeter Meditation Circle

Слово BUDDHA происходит от санскритского корня « Budh », что означает «просыпаться, осознавать, знать». Итак, Будда — это тот, кто осознает или пробудился к тому, как обстоят дела (Дхарма) — каков мир во всем его непостоянном, взаимозависимом великолепии.

НИРВАНА  (слово, которое почти не встречается в школах дзен-буддизма) — это санскритский термин, означающий «гасить» путем удаления топлива — как при тушении пламени свечи или огня путем удаления кислорода. Нирвана — это состояние бытия, которое реализуется, когда тяга, цепляние и желание, чтобы все было не так, как оно есть, угасают. Некоторые школы буддизма описывают нирвану как состояние трансцендентности — потусторонний опыт, вершину горы. В японском дзен слово SATORI,  часто используется вместо нирваны — для обозначения внезапного пробуждения, а сатори может произойти в любой момент, где бы мы ни находились, даже у подножия горы.

КЕНШО , чаще используется в дзен-буддизме ( кен , «видение», и сё , «природа или сущность») — то есть «видение природы вещей» (дхарма — путь). вещи есть) – понимая, что все вещи преходящи и пусты от самосуществования. Кэнсё — это внезапное озарение, внезапный опыт — и литература по дзэн полна описаний или попыток вызвать моменты осознания. Например, у многих хайку есть качество внезапного понимания того, как обстоят дела. Басё: лягушачий пруд; или, лето на голубых скалах – муха чешет; или, в темном лесу — лист падает; или, в утренний мороз – кошки ступают медленно.

ПРОСВЕЩЕНИЕ  – содержит следующие элементы – СВЕТ – чтобы ясно видеть; ОБЛЕГЧЕНИЕ — то есть отпустить бремя страстного желания, цепляния, фиксации и привычки — отпустить желание постоянства, субстанции и фиксированных сущностей — почувствовать себя легче, менее обремененным; ПРОСВЕЩЕНИЕ – испытать преходящую взаимозависимую природу вещей – ПРОБУДИТЬСЯ, БЫТЬ.

В дзен-буддизме другое название ZAZEN (сидячая медитация) — SHIKANTAZA , что буквально означает «просто сидеть». Учитель Догэн (1200-1253) подчеркивал это как основной метод пробуждения. Просто сидеть можно также интерпретировать как «просто быть», «быть здесь» — быть живым ко всему, что проходит. Быть открытым, бодрствующим, внимательным – бдительным и энергичным (не пассивным).

Как это ни парадоксально, у дзадзэн  нет другой цели, кроме как отпустить цель , привязанность, желание, – это ни ДЕЛАНИЕ, ни НЕ-ДЕЛАНИЕ, а БЫТИЕ.

В то время как в некоторых буддийских традициях нирвана рассматривается как постоянное состояние бытия, являющееся кульминацией практики и дисциплины, в дзэн сатори и кэнсё рассматриваются как непрерывный процесс реализации. На мой взгляд, большинство людей пережили моменты просто бытия  — моменты, когда все заботы и желания, страхи и неудовлетворенность отпадают, и у нас остается глубокое чувство мира, спокойствия и связанности — яркое ощущение того, что мы живы и быть связанным со всеми и всем. Если мы не ценим эти моменты  мы просто идем дальше и забываем о них. В дзен-буддизме эти моменты следует ценить, помнить и развивать как жизненно важную часть нашей практики.

Если представить себе нирвану как вершину горы, конец долгого и тяжелого подъема, то кэнсё — это осознание того, что просветление находится здесь, у подножия горы и в любой точке подъема — пока мы открыты к этому.

Как нирвана соотносится с христианским пониманием рая?

Перейти к основному содержаниюОтзыв о доступности

Уважаемые посетители сайта catholic.com! Этот веб-сайт компании «Католические ответы» со всеми его многочисленными ресурсами является крупнейшим в мире источником объяснений католических верований и обычаев. Полностью независимое, управляемое мирянами служение 501(c)(3), которое не получает финансирования от институциональной Церкви, мы полностью полагаемся на щедрость обычных людей, таких как вы, чтобы поддерживать этот веб-сайт заслуживающим доверия, свежим и актуальным контентом. Если бы каждый посетитель в этом месяце дал всего 1 доллар , catholic.com будет полностью финансироваться в течение всего года. Если вы никогда не делали подарок, сейчас самое время. Ваше пожертвование будет соответствовать доллару за долларом только на этой неделе . Спасибо и дай Бог здоровья.

Уважаемые посетители сайта catholic.com! Этот веб-сайт «Ответы католиков» со всеми его бесплатными ресурсами является крупнейшим в мире источником объяснений католических верований и обычаев. Мы не получаем финансирования от официальной Церкви и полностью полагаемся на вашу щедрость, чтобы поддерживать этот веб-сайт надежным и доступным контентом. Если бы каждый посетитель в этом месяце пожертвовал $1 , католический. com был бы полностью профинансирован в течение всего года. Если вы никогда не делали подарок, сейчас самое время. Ваше пожертвование будет соответствовать доллару за долларом только на этой неделе . Спасибо и дай Бог здоровья.

Вопросы и ответы

Ответы католиков Персонал

Вопрос:

Нью Эйдж много говорит о нирване. Что такое нирвана и как она соотносится с христианской идеей рая?

Ответ:

В буддизме нирвана — это конечное состояние, которого достигает душа в своем путешествии через разные воплощения. Эти жизни изображаются как ряд светильников, один зажигается другим, пока не погаснет последний светильник. Слово «нирвана» означает «выход» или «угасание».

По мнению буддистов, наши желания и стремления поддерживают процесс реинкарнации. Избавившись от всех желаний, можно избежать цикла перерождений. Когда человеку удается погасить все свои желания, он достигает состояния нирваны и считается святым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *