Аксиологическое осмысление культуры, аксиология в культурологии
Особенности формирования аксиологической теории
Определение 1Аксиология культуры — это специальный раздел философии, в котором изучают вопросы, относящиеся к природе ценностей, их месту в реальности, структуре ценностного мира (аспекты связи разных ценностей друг с другом, социальными и культурными факторами, а также структурой личности).
В аксиологии культуры (или аксиологии в культурологии) ценности представляют собой указание на личностную, социально-культурную значимость некоторых объектов и явлений.
Если говорить про аксиологическую концепцию, то аксиологическая концепция (это аксиология в культурологии) сегодня представляет собой особый подход к изучению культуры. Аксиологический подход к культуре означает, что культура — это совокупность основных ценностей социума.
Замечание 1Помимо аксиологического есть антропологический подход к пониманию культуры.
Аксиологический — это что или какой?
Аксиология — это в культурологии или, по большому счету, в философии такой раздел, который отводится под изучение теории ценностей.
Ценности и их разновидности были интересны человеку довольно давно. Впервые они начали упоминаться и рассматриваться в античное время. К примеру, центральный элементом философии Сократа были как раз ценности.
Для кого характерно аксиологическое осмысление культуры? Аксиологическое осмысление культуры характерно для ученых или теологов средневековья, а также мыслителей эпох Просвещения и Нового времени. При этом, общего понимания ценностей все еще не появилось. Впервые это понятие возникает только в начале 20 века.
Большое значение в становлении аксиологической концепции или теории принадлежит Ф. Ницше. В этой аксиологической концепции он представлял бытие не только как реальность, но и как ценность, что позволило ему растворить онтологию в аксиологии. О важности учения об аксиологии культуры Ницше (о сформированной им аксиологической теории) как культурной основы упоминали многие ученые. К примеру, немецкий философ-идеалист В. Виндельбанд и историк Штерн говорили о том, что он подготовил почву для теоретической базы ценностей.
Термин «аксиология» первый раз использовал в 1902 году французский философ П. Лапи в своей работе «Логика воли». После такого новшества философа Лапи, термин «аксиология» пришел на смену термину «тимология» (его использовал И. Кайбиг). Далее новым термином философа Лапи стал активно пользоваться немецкий философ Эдуард фон Гартман. В период с 1907 по 1909 годы печаталась его работа — «Система философии в общем очертании». Здесь философ обозначил положение этой дисциплины среди других наук: гносеологии, метафизики, натурфилософии, эстетики, этики и философии религии.
Кому принадлежит аксиологическое определение культуры? Одним из родоначальников аксиологии, а также тем, кому принадлежит аксиологическое определение культуры, является также немецкий философ Г. Риккерт. Именно Г. Риккерту принадлежит ценностный подход к исследованию культуры. В 1905 году он предложил свою концепцию культуры и философии, в основе которой и лежал ценностный подход. Он считал, что бытие может существовать в двух видах. Можно сказать, что аксиологическая концепция формулирует два видения культуры:
- все связанное с культурой является благом, а совокупность благ и является культурой;
- эти ценности являются нейтральными — они природные и не имеют отношения к культуре.
По мере формирования аксиологической науки, культуру стали понимать как мир воплощенных ценностей. Со временем больше внимания стали уделять описанию ценностей. Это стало основой для новой отрасли знаний — истории культуры. М. Каган считал, что это, в том числе, помогло формированию теории «локальных цивилизаций» О. Шпенглера. Поэтому, можно сказать, что и этому ученому характерно аксиологическое осмысление культуры.
Немецкий философ и социолог Шелер тоже разрабатывал ценности в условиях культурфилософии. Он считал, что культурные ценности являются производными духовных ценностей (ценности искусства, научные институты).
Гартман выделил 6 групп ценностей, которые он расположил в иерархическом порядке (это аксиологические ряды):
- Ценности блага или польза от вещей.
- Ценности удовольствия или то, что приятно.
- Жизненные ценности или все то, что полезно для жизни.
- Нравственные ценности или добро.
- Эстетические ценности или все прекрасное.
- Познавательные ценности, связанные с истиной.
Кратко об аксиологической концепции культуры в конце 20 века
Этот период связан с активизацией контактов между Востоком и Западом. На первый план выходит вопрос ценностей. Аксиологический подход (или ценностный подход к культуре) начинает распространяться и на другие науки (к примеру, аксиологический подход к культуре, психологии и др). К примеру, в книге известного американского психолога Маслоу «К психологии бытия» есть отдельная глава, которая называется «Ценности». По мнению ученого, ценности являются избирательным принципом: принципы есть как у людей, так и у животных. Все это ученый называл «натуралистической наукой о человеческих ценностях».
Наука о ценностях носит название аксиологии, и ее учение распространяется на различные науки вроде социологии, культурологии, искусствоведения.
Согласно аксиологическому подходу, поликультура — это концепция, отмечающая связь между всеми этносами, живущими в одном сообществе.
Замечание 2Аксиология культуры — это учение или теория культуры, а также философское учение о культурных ценностях.
Современные аксиологические концепции
По мнению ученого В. Выжлецова, объективность культурных ценностей можно объяснить трансцендентностью их источника. Сегодня концепция аксиологии — это фундамент современного гуманитарного знания. Основа аксиологии — это разум и реальность.
Культура сегодня воспринимается как реализация ценностей, а аксиология, как уже упоминалось, является фундаментом гуманитарного знания. Истина же гуманитарного знания — это ценность. Наблюдается противоборство ценностной теории с прагматизмом и технократическим мышлением.
Именно ценности являются определяющим фактором для принципов принятия важных для человека решений, его поведения и поступков, влияют на человеческую судьбу. От распространенных в обществе ценностей зависит не только судьба отдельного человека, но и всего общества в целом.
Замечание 3Есть довольно интересные направления: это аксиологический подход в психологии и аксиологические основы народной художественной культуры. Также в рамках темы можно изучить самостоятельно кратко семиотику, морфологию и аксиологию культуры в связке; аксиологию повседневности в культурологии.
Критика аксиологической ценностной трактовки культуры
Аксиологический подход к пониманию культуры не является идеальным, как может показаться. К примеру, она получила много критических замечаний от сторонников марксизма. Это объясняется тем, что сторонники марксизма отвергали непосредственно само понятие ценностей. Они считали это понятие буржуазным, а аксиологические основы они считали идеалистическим учением.
Концепция аксиологической культуры и сегодня воспринимается не всеми. Среди ученых полно тех, кто считает, что ценности не являются универсальной базой бытия и культуры людей.
Важная часть аксиологической концепции — это взаимосвязь смысла и ценностей как экзистенциальная антиномия. Критики аксиологического осмысления культуры считают, что ценность является субъективным смыслом, порожденным культурой.
Аксиологический подход в изучении культуры — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Просмотры: 33 152
Скачать как PDF
Аксиология — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Согласно аксиологическому подходу, в каждой из этнических и национальных культур создаются ценности, имеющие общечеловеческое значение. Этот неоспоримый факт становится очевидным в диалоге культур, когда достижения одного этноса или нации, становясь известными другим, позитивно принимаются большими социальными общностями и начинают играть значительную роль в их социокультурном развитии.
Общечеловеческая составляющая присутствует в научных открытиях, изобретениях, произведениях художественной культуры и литературы, в выдающихся по своей эстетической ценности архитектурных памятниках. Так, изобретение радио и телевидения несомненно имеет общечеловеческое значение в развитии научно–технического прогресса и международного культурного обмена. А такие великие произведения русской национальной культуры, как романы «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, ставшие известными далеко за пределами России, позволили миллионам людей во многих странах мира по–новому задать себе вопросы о смысле человеческой жизни, о нравственных ценностях – религиозных и светских, о совести и свободе воли.
Не меньший общечеловеческий вклад принадлежит и культурам, являющимся аналогами первобытности. В настоящее время, когда человечество осознало опасность бездумного покорения природы, ученые во всем мире по–новому оценили экофильность (неразрушительное отношение к окружающей среде), свойственную хозяйственной деятельности и образу жизни американских индейцев, народов Крайнего Севера (Приамурья, Восточной Сибири, Сахалина), аборигенов Австралии и других бесписьменных этносов.
В экофильных культурах «примитивных» народов были выработаны такие технологии ведения хозяйства и социокультурные образцы (паттерны) потребления, которые позволяют человеку жить в ладу с природой. Так, для обработки шкур животных в экофильных культурах применяются натуральные вещества, не отравляющие окружающую среду, при изготовлении одежды и строительстве жилищ природное сырье используется практически без отходов.
Любой этнос, принадлежащий к экофильному типу культуры (оседлой или кочевой), относится к территории своего расселения как к сакральной «земле предков», обеспечивающей выживание. Людям не приходит в голову вырубать и выставлять на продажу родные леса, планомерно истреблять пушных зверей или крокодилов ради наживы, осушать болота или распахивать тундру, ибо действия, разрушающие среду обитания, приведут к гибели этноса. Сакрализация природы в культурах, являющихся аналогами первобытности, порождает эко–фильные алгоритмы социокультурного мышления.
Разумеется, общечеловеческое значение экофильных культур состоит не в том, чтобы предложить миру неолитический идеал в качестве «светлого» экологического будущего, авих трансформирующем влиянии на ментальность «цивилизованных» народов. Знакомство с экофильным способом существования позволяет экономически развитым нациям иначе взглянуть на собственную культуру – увидеть свойственные ей экоцидные (убивающие природу) черты. Благодаря этому новому взгляду формируется и укрепляется экологическое сознание – понимание неприемлемости разрушения природы как невосполнимого ресурса выживания.
Повсеместно в мире среди обычных людей, и прежде всего молодежи, наметилась тенденция критического отношения к бездумному потреблению природных благ и загрязнению окружающей среды. Ученые–экологи в союзе с культурологами и социологами культуры разрабатывают и пропагандируют экофильные социокультурные модели жизнедеятельности, сочетающие в себе достижения научно–технического прогресса и развивающегося экологического сознания. Очень важным направлением экофильного социокультурного моделирования выступает проблема утилизации отходов.
Однако невозможно умолчать и о том, что сами экофильные культуры проиграли в историческом диалоге с развитыми цивилизациями. Недаром свою книгу о южноамериканских индейцах великий французский антрополог К. Леви–Стросс назвал «Печальные тропики»: культуры, аналогичные первобытным, не выдерживают того неуклонного давления, которое современная экономика оказывает на природную среду. Вырубаются леса Амазонии и Золотая тайга, в тундре и акватории Тихого океана близ Сахалина разрабатываются нефтяные месторождения. «Земли предков» сжимаются и сжимаются, подобно шагреневой коже. Разрушающая природу хозяйственно–экономическая деятельность ставит под угрозу существование экофильных культур.
И все же для их спасения предпринимаются определенные шаги: резервируются заповедные территории, создаются этнографические поселения, т. е. своеобразные социокультурные музеи. Посещая такие места, туристы со всего мира могут на время погрузиться в атмосферу законсервированной экофильной этнокультурной традиции, поразмыслить о жизни в гармонии с природой.
Некоторые антропологи и социологи культуры критически относятся к этническим резервациям и этнографическим поселениям, усматривая в них «инсценированную подлинность» – своеобразный социокультурный «антиквариат», выставленный на всеобщее обозрение. В определенной степени такая критика справедлива, но вместе с тем верно и другое: там, где государство не вкладывает средства в создание этнографических поселений, экофильные культуры прекращают свое существование и уходят в забвение.
В последние десятилетия стал очевидным и еще один аспект общечеловеческого вклада культур, являющихся аналогами первобытности, – экопсихологическая компетентность, обеспечивающая выживание в условиях дикой природы. Дело в том, что вненаучные знания, которыми располагают и на которые опираются носители «примитивных» культур, не исчерпываются суммой практических сведений об окружающем мире. Мифологическая картина мира, свойственная таким культурам, включает в себя совокупность представлений о том, каким следует быть человеку в тех либо иных ситуациях, как должно «возделывать» свою психику, чтобы быть, например, удачливым в охоте или победить болезнь, не имея целебных снадобий, без жгута остановить кровотечение или одним возгласом отогнать стаю голодных хищников.
Подобное искусство управления психикой и телом, получившее известность благодаря этнологическим исследованиям, вызывает все больший интерес у жителей современных мегаполисов, где человеческие потребности обеспечиваются объемным научно–техническим ресурсом. Жилищные удобства, компьютеры, мобильная телефонная связь, автотранспорт, авиалинии, широкий ассортимент лекарств и медицинских услуг – все это и многое другое, казалось бы, стопроцентно гарантирует выживание. Но если внезапно отключается электричество или оказываются в дефиците другие энергоносители, может начаться хаос, ставящий под угрозу жизни людей. Именно поэтому людям особенно важны навыки выживания, известные материально бедным «примитивным» культурам.
Чем отчетливее современный горожанин осознает зависимость собственного выживания от технологического жизнеобеспечения, тем острее он ощущает собственную слабость и тем более важным и общезначимым представляется ему экопсихологический опыт культур, тысячелетиями обходившихся без чудес науки и техники. Об этом свидетельствуют такие явления, как растущая популярность книг, посвященных ученичеству у шаманов и колдунов (например, серия книг К. Кастанеды о мексиканском индейце – знатоке народной магии доне Хуане) и одиночным экспедициям исследователей бесписьменных культур.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что аксиологический подход к выявлению соотношения общечеловеческого, национального и этнического в культуре тесно связан с проблемой взаимопознания народов, и именно в этой проблеме кроется слабость данного подхода. Насколько и для кого может сделаться очевидной общечеловеческая ценность музыки Моцарта, Бетховена, Чайковского, романов Бальзака и Р. Музиля, живописных полотен и офортов Гойи? Как понять людям, воспитанным в традиционной исламской культуре, общечеловеческую значимость византийской иконописи или буддийских культовых статуй Индии? Какие мысли о великих достижениях человеческого гения возникнут у обитателя лесов Амазонии при виде раритетного экземпляра первопечатной книги или новейшего образца компьютерной техники?
Пытаясь ответить на подобные вопросы, мы придем к парадоксальному выводу: общечеловеческое в культуре может быть доступно только универсально образованным и просвещенным личностям, наделенным умением извлекать общечеловеческое из национального и этнического культурного достояния.
Разумеется, в определенной степени такой вывод верен, и именно культурологи и историки культуры являются теми, кто по роду своей профессиональной деятельности исследует и популяризирует достижения и ценности различных культур и способствует их освоению в процессе расширяющихся международных коммуникаций – внешних и внутренних культурных контактов. В этом и состоит просветительская роль культурологов как компетентных посредников в диалоге культур.
Ценности — регулятор человеческого поведения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического).
Согласно так называемому аксиологическому подходу каждый вид деятельности воспринимается как куль- турнозначимый, если он ценностно ориентирован, и т.д. М.С. Каган обращает внимание на то, что, несмотря на стремление выявить в культуре самое существенное, все подходы к ней, или «философии культуры», обладают односторонностью. В действительности культура — это и деятельность, и творчество, и совокупность ценностей, и система знаков или культурных кодов, смыслы которых составляют внутреннее содержание культуры, и еще многое другое. Поэтому, с его точки зрения, философия культуры как общая теория культуры должна строиться на основе системного, или структурно-системного, подхода, основанного на понимании культуры как сложной, динамично развивающейся системной целостности.
В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях — аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение). Г. Лотце в 1860-х гг. стал рассматривать «благое», «прекрасное» и «справедливое» как основные ценности бытия. А философы-неокантианцы фрейбургской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт несколько позже впервые создали теорию ценностей, в которой представили их как феномены культуры. Риккерт писал, что ценности образуют «совершенно самостоятельное царство», которое лежит вне «царства бытия». Например, картина обладает бытием как нечто состоящее из полотна, краски, лака, но все это, взятое само по себе, не образует эстетической ценности. Из этого он делал вывод о необходимости различать два типа наук — науки о природе (бытии) и науки о культуре (ценностях).
Анализ различных подходов к пониманию ценностей увел бы нас слишком далеко. Не вдаваясь в него, будем исходить из следующих представлений. Ценность — это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления, идеи и т.д.).
Предметы могут иметь ценность, но они сами по себе не являются ценностями. Ценность — не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Особенность смысла другого вида (ценностного смысла) в том и состоит, что он выражается в отношении человека к предмету — в положительных эмоциях (это отличает его от знания, которое представляет собой другой вид смысла — информацию о свойствах предмета). Ценностный смысл существует в голове человека, но он как бы выносится вовне ее, «объективируется» и принимает вид особого духовного образования — ценности как некоей сущности, заключенной в предмете.
Человек стремится к положительным эмоциям и считает возможным с помощью некоего предмета получить их. Благодаря этому предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности, интересы личности, а потому доставляющим ей положительные эмоции. В результате он приобретает ценность (если.же предмет представляется человеку не удовлетворяющим никаких желаний или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность — «антиценность»). Однако, по сути дела, ценность содержится не в самом предмете, а в тех особых («приятных», «дорогих», «возвышенных») чувствах и переживаниях, которые он вызывает у человека благодаря тому, что человек усматривает в нем их источник. Автомобиль имеет ценность lie потому, что у него мощный мотор или высокая цена, а потому, что он обеспечивает комфорт, престиж, удовольствие от вождения и т.д. Что же касается мотора, цены и других его качеств, то они не ценности, а лишь условия, которые,позволяют иметь ценность.
Ценность объекта в большей или меньшей мере зависит от его свойств. Но определяется она не столько его собственными свойствами, сколько отношением к нему человека. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания, и потребности, а также то, в какой мере личность, воспринимающая предмет, освоила эти представления и разделяет их.
Ценность не такое качество, которое присуще объекту независимо от того, знает или не знает о том человек. Когда человеку ничего не. известно о ценности объекта, этот объект для него ценности не имеет. Даже если объект обладает свойствами, позволяющими удовлетворять какую-то человеческую потребность, это еще не значит, что он обладает ценностью, — необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств. Например, земное тяготение, воздух, витамины, общение с другими людьми необходимы человеку, он без них не может существовать; но если он не сознает этого, то и они для него ценности иметь не будут.
«Ценность» в культурологии не следует путать с экономическим понятием стоимости. Стоимость является лишь денежными выражением ценности, при этом величина стоимости совсем не обязательно соответствует ценности объекта. Для человека могут представлять большую ценность какой-нибудь грошовый памятный сувенир или старая фотография, хотя их денежная стоимость равна нулю. Ценность вообще далеко не всегда может быть выражена в деньгах. Например, такие ценности, как воспоминания, чувства, радость творчества и т.п., нельзя ни продать, ни купить ни за какие деньги.
Ценность надо отличать от полезности. Ценная вещь может быть совершенно бесполезной (Г. Флобер как-то сказал: «Искусство — это поиски бесполезного»), а полезная — не иметь ценности (например, утренняя зарядка). Польза есть объективный результат воздействия вещи на человека, возникающий даже тогда, когда человек не знает и не догадывается о нем. Если человек осознает пользу чего-либо, он обычно «ценит» то, что ему полезно. Но ценность пользы (как и вещи, ее приносящей) — это характеристика не самой пользы*’ а опять же отношения человека к ней.
Точно так же ценность отличается от истины. «Истина может быть носительницей ценности, но в отличие от добра и красоты она не является самой ценностью. Истина может иметь ценность, а может и не иметь». В известном изречении Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», очевидно, утверждается высшая ценность истины. Но для кого-то, наоборот, «Платон» может быть дороже истины, т.е. дружба выступает как более высокая ценность, чем истина. Бывает, что ценностью представляется не истина, а ложь. У Пушкина есть строки:
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман.
Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.
Г. Риккерт, один из< родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные.
Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предложил различать два типа ценностей — жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов — логические, эстетические, этические и метафизические ценности.
Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраивал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними — жизненные, или витальные («благородное»), еще выше — духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени — религиозные («святое»).
Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.
В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов:
- витальные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.;
- социальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.;
- политические — гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.;
- моральные — добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
- религиозные — Бог, Священное Писание, вера и пр. ;
- эстетические — красота, стиль, гармония и др.
В книге Г. Выжлецова выделяются четыре класса ценностей:
- духовные (в религии, нравственности, искусстве),
- социальные (политические, правовые, моральные),
- экономические,
- материальные.
Аксиология и эстетика |
Эстетика – это наука, связанная с природой, искусством, красотой и хорошим вкусом. Но что мы обнаружим, если сравним аксиологию и эстетику?
Другое название эстетики – «философия искусства». Это означает процесс объяснения значения произведений искусства, художественных движений и различных теорий искусства.
Центр аксиологии обладает изучением ценности. Это практический формат для оценки степени прогресса и вариаций перцептивных предубеждений в мышлении. Аксиология исследует два типа ценностей: этику и эстетику. Последняя – эстетика, исследует идею очарования и гармонии.
Аксиология представляет теорию ценностей; также изучает вопросы, связанные с природными ценностями. Центральным пунктом философии аксиологии являются вопросы о ценности и пользе, ценности и степени. Аксиология практикует изучение ценности, которая может быть мотиватором жизни человека. Аксиология изучает характеристики, структуру и иерархию ценностей во всем мире, способы познания, его онтологическое состояние, а также природу и ценностную специфику суждений. Фундаментальное противоречие аксиологии состоит в признании ценностей универсализма.
Аксиология — это ответвление философии, изучающее теорию ценностей и проблемы, связанные с природой ценностей. Вопросы о ценностях всегда волновали человечество. Древнегреческий философ Сократ впервые поднял этот вопрос. Он сформировал вопрос «Что такое хорошо?» и поставил его в центр всей своей философии. По его учению, добро – это реализованная ценность – польза. В качестве вывода можно утверждать, что стоимость и польза – две стороны одной медали.
В принципе, возникновение аксиологии как отдельной и самостоятельной науки произошло при разделении понятия бытия на элемент ценности и элемент действительности. В данном случае задача аксиологии состоит в том, чтобы продемонстрировать возможности практического разума в конвенциональной структуре сущности.
Термин «аксиология» появился в 1902 году. Оглядываясь назад в историю, можно выделить три основных периода: доклассический, классический и постклассический.
В доклассический период существовал культ чувств. В противном случае это означает, что у субъекта бессознательных ценностей не существует. Такой вывод делается потому, что ценность не может принадлежать вещам сама по себе. Тем не менее это не означает, что ценность является только субъективной.
Классический период рассматривал аксиологию как науку, изучающую весьма общие закономерности, лежащие в основе стоимостных отношений.
Также как наука, изучающая структуру и иерархию денежных ценностей.
Постклассический период характеризуется отдельными чертами классических моделей фундаментальной аксиологии.
В настоящее время все труднее выделить области знаний, в которых активно не использовались бы аксиологические установки или термины. Тем не менее, в современной культуре и социальных науках растет популярность «прикладных» аспектов. Это уравновешивается снижением ее статуса среди фундаментальных философских дисциплин.
Эстетика — знание об отношении творческого человека к действительности, перцептивное знание, схватывающее и творящее прекрасное и передающееся в образах искусства.
Задолго до того, как людей влекло к искусству и красоте, они подвергались детальному изучению и анализу. Как наука эстетика развивалась, черпая источники вдохновения в философии, теологии, художественной практике и искусствоведении.
Предмет эстетики усложнялся и обогащался в процессе своего развития. Если обратиться к истории, то можно обнаружить, что в период античности эстетика затрагивала общефилософские проблемы природы красоты и искусства.
Значительный вклад в средневековую эстетику внесла средневековая теология. Позднее, в эпоху Возрождения, она достигла значительной эволюции в области искусства и художественной практики, появилась тесная связь творчества и природы.
В эпоху Возрождения эстетика находилась под огромным влиянием политических исследований. Обращалось внимание на нравственно-познавательное значение искусства.
Далее тема эстетики заметно сужалась. Эстетика получила новое определение, которое звучало как «познание природы и законов эстетического усвоения действительности и художественной культуры общества». Сделан вывод, что эстетика изучает не только прекрасное, но и не оставляет без внимания неприятное, трагическое и так далее. Итак, эстетика – это наука о выражении вообще.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики чрезвычайно подвижен и изменчив.
Подводя итоги, можно сказать, что аксиология – это наука, изучающая человеческие ценности и их отношения, которые мотивируют поведение человека и придают смысл жизни человека. Эстетика по сравнению с аксиологией – наука о природе, художественных формах и проявлениях одновременно прекрасного и ужасного. Наука, изучающая творческое отношение человека к действительности и опыт ее освоения.
Метааксиология Ницше: против скептических прочтений | Ницше о закате и расцвете культуры
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНицше об упадке и расцвете культурыЭстетика и философия искусстваOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНицше об упадке и расцвете культурыЭстетика и философия искусстваOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Хаддлстон, Эндрю, «Метааксиология Ницше: против скептических прочтений», Ницше о упадке и расцвете культуры ( Oxford , 2019; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 июня 2019 г. ), https://doi. орг/10.1093/осо/9780198823674.003.0007, по состоянию на 8 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНицше об упадке и расцвете культурыЭстетика и философия искусстваOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНицше об упадке и расцвете культурыЭстетика и философия искусстваOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В главе 7 рассматривается статус основополагающих ценностей, благодаря которым Ницше прославляет расцвет культуры и высоко оценивает определенные виды жизни. Считает ли он это просто своим идиосинкразическим предпочтением или считает, что оно стоит на более надежном основании? Интерпретация противоречила сути большей части лучших недавних исследований Ницше, которые считают его сомневающимся в том, что какие-либо ценности, включая его собственные, могут иметь привилегированное положение. По этой причине подход, принятый в этой главе, носит в первую очередь негативный характер: он пытается подорвать основание думать, что Ницше вырывает почву из-под своих перфекционистских ценностных обязательств. Аргументы в пользу всеобъемлющего ценностного скептицизма, приписываемые Ницше, аргументы, которые подорвали бы притязания любых ценностей на метааксиологическую привилегированность, просто не закреплены в решающих текстовых доказательствах.
Ключевые слова: Ницше, метааксиология, метаэтика, аксиология, ценности, реализм, антиреализм, скептицизм
Предмет
Эстетика и философия искусстваКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.