Что побуждает человека делать зло – Что заставляет людей творить зло? Это то, что идет изнутри? Или это может быть потенциальным влиянием внешних обстоятельств?

Содержание

Что такое зло и злость

Противоположность идеалу и законам добра — зло. Возникает оно при свободном выборе ошибочного познания. Проявляется в агрессивности, страхе, злости, насилии, разрушении, ненависти, несвободе. Иерархия – существа, осознанно или неосознанно служащие злу. Представители среди людей: преступники, черные маги, экстрасенсы.

Что есть зло?

Чтобы осознать злонравную суть, нужно разобраться, как выглядит зло. Основные категории зла:

  1. Преднамеренное – личная мотивации, разработка задач и исполнение целей путем добровольным нанесением вреда другому человеку с целью его подчинению, унижению, уничтожению и насилию на моральном и физическом уровне.
  2. Непреднамеренное – происходит в результате необдуманных действий, личность не осознает совершаемых поступков. Человек может раскаиваться в своих поступках. Относятся люди под алкогольным и наркотическим воздействием, душевнобольные.
  3. Моральное – противоположность к идеальным принципам, к которым стремится общество. Сопровождается отсутствием совести. Моральное зло бывает:
  • враждебное – проявляется в стремлении к власти и превосходстве. Для достижения цели используются все методы. Характеризуется ненавистью, агрессией, жестокостью и желанием уничтожить;
  • распущенность – личностное качество, направленное на саморазрушение. Проявляется в качестве трусости, лености, отсутствием самоконтролю, приоритетом личных желаний. Человек начинает деградировать и разрушается духовно и физически.

Психология зла

Понимание добра и зла сказывается на жизни человека. Добро и зло учат различать с рождения, убеждая в правильности хороших поступков и в неправильности плохих. Человек по мере возможности сам пытается определить, что такое зло. Не всегда удается понять, что положительно, отрицательно. В результате ошибочного восприятия реальности появляются проблемы. Совершаются плачевные ошибки.

Человек вырабатывает свою точку зрения, считая ее адекватной и правильной. Распространенное явление, когда люди недовольны в жизни своим статусом и положением. Некоторые религиозные и философские убеждения утверждают, что деньги – это плохо, обладать предметом воздыхания – грех, жить в богатстве – необязательно. Исходя утверждениям, все, что естественно для жизни – нехорошо и плохо, человек не должен иметь то, что хочет.

Что же тогда хорошо для человека, а что плохо? У каждого свое ведение по этому поводу. Никто не должен навязывать свою точку зрения. У каждого человека есть инстинкты, пробуждающие истинные желания. Придавая разумную форму своим инстинктам, человек сможет легко различать добро и зло. Следуя естественным желаниям, удовлетворяются потребности. Человек становится уравновешенным и спокойным, он адекватно оценивает добро и зло, психология личности формирует правильное представление о хорошем и плохом.

Что такое зло — философия

Философы считают, что основа жизненного идеала человека заключается в познании противостояния добра и зла. Их утверждения:

  1. Сократ считал, что зло – случайное явление, совершающее человеком неосознанно, путая его с добром. Лучшее средство от зла – знание.
  2. Платон говорил, что данные понятия реальны: добро – мир идей, зло – изменчивость, чувственность, видимость.
  3. Спиноза и Гоббс утверждали, что нет понятия добро и зло — философия мыслителей заключалась в том, что критерии плохого и хорошего образуются при сравнении явлений и вещей друг с другом.
  4. Интерпретация Конфуция говорит, что корни зла начинаются с общества, в природе человека не заложен негатив. Человек, в поколении которого были социальные виды зла, может проходить природную очистку. Спасение заключается в хороших делах и манерах.
  5. Руссо доказывал, что все люди внутренне хорошие, а зло зарождается под влиянием социума.
  6. Вечного зла не существует, его можно преодолеть религией, культурой, воспитанием и моралью. Кант считал, что люди двойственны:
  • разумные, с волевыми чертами характера;
  • чувствующие, подвержены испорченности и слабостям.

Зло в православии

Основные положения, что такое зло:

  • зло не относится к бытию, оно не существует само по себе, есть злые существа – духи или люди;
  • суть зла заключается в разрыве с Господом;
  • зло возникло в мире ангелов — херувим, обладавшей большой силой и свободой, поднял бунт и отделился от Бога;
  • злые ангелы, бесплотные существа, не могли нарушить бытие, но когда на земле появился человек, имеющий плоть, у сатаны появилась возможность искушать людей и через них разрушать природу;
  • сатана соблазнил вкушать с дерева познания, что было запрещено Богом для предотвращения с Ним разрыва, нарушение указания Господа привело людей на путь зла.

Из-за непослушания прародителей, грех вкоренился в природу человека и образовался греховный центр. Борьба со злом в православии заключается в преодолении соблазнов и искушений. Но не в борьбе с сатаной, так как злой дух побежден Богом в виде Воскресения его Сына. Согласно религии, человек награжден свободой воли и выбора, поэтому он должен пройти все испытания для укрепления преданности к Творцу.

Что такое зло в буддизме?

Понятия «зла» в буддизме не существует. Высшее зло — Сансара. Представляет собой цепочку трансформации животных, людей и богов. Каким бы человек не был праведным, его жизнь полна страданий. Боль и скорбь исходят от желаний человека. Чем больше желаний, тем больше мучений. Допустим, при желании поесть страдают животные, мясо которых едят. Чтобы преодолеть страдания, нужно отказаться от удовольствий. Вот как появилось зло на земле по буддизму – из-за желаний, которые являются для людей злом.

Злость — что это такое?

Неудовлетворительный результат в ожиданиях, желаниях, действиях приводит к негативным эмоциям. Большое накопление неудовлетворительности перерастает в агрессию, которая влечет за собой великую силу разрушения. Так что такое злость? Это негативные эмоции и чувства, выполняющие защитную функцию. Человек испытывает боль и расстройство. Он осознает, что находится в зоне дискомфорта, и пытается оттуда выйти.

В чем причина зла в человеке?

У всех есть определенные надежды и мечты. При столкновении с реальностью они частично или полностью могут разрушаться. Человек начинает испытывать боль и погружается в глубокую неудовлетворенность. Что вызывает злость:

  • заболевания различного рода – злость сопровождается девиантным поведением, физическими или эмоциональными взрывами;
  • депрессия или стресс – наряду с психическим расстройством возникает раздражительность;
  • повышенная тревожность – возникает при постоянных беспокойствах, может сопровождаться вспышками гнева;
  • недостаток во внимании – отсутствие внимание со стороны окружающих, особенно если нет взаимного внимания, выражается в резких вспышках ярости;
  • отрицание личных эмоций – прямой путь к гневу, сдерживание обиды приводит к агрессии;
  • недосыпание – истощается нервная система, поведение становится неадекватным и непредсказуемым;
  • слабохарактерность – подверженность к манипуляциям приводит в состояние обиды и озлобленности.

Что делает злость с человеком?

Озлобленность превратилась в эпидемию, стала основной проблемой в обществе. Злой человек теряет уважение окружающих, лишается любви, симпатии и всеобщей удовлетворенности. Злость парализует, делает слабым, приводит к агрессии, бесполезным страданиям и бессмысленным терзаниям себя. Вредит здоровью. При сильном озлоблении происходит большой выброс кортизона и адреналина, что провоцирует боль в затылке и шее, сильные головные боли, язву желудка и прочее.

Как победить зло внутри себя?

Как победить зло в себе и нужно ли себя упрекать, ненавидеть, ограничивать? Нужно понимать, что такое зло и с чего оно берет начало. Чем больше человек ставит себе запреты, тем больше увеличивается гнев и ярость. Создается психологический комплекс в ненависти к себе, мешающий нормально жить, радоваться и развиваться. Это приводит к разрушению. Еще на начальном этапе нужно очищать себя от негатива: осознавать и разрешать пороки, но не запрещать.

Что делать если чувствуешь злость?

Что делать если внутри злость:

  1. Проанализировать ситуацию и неадекватное поведение.
  2. Сосредоточиться на эмоциях и чувствах, представить образ негатива (камень, бомба), цвет, форму.
  3. Перед собой мысленно поместить образ.
  4. Пофантазировать: пропустить образ через воображаемый фильтр, увидеть на выходе «чистую» энергию;
  5. Вернуться к ситуации, связанной с озлоблением. Еще раз представить свое поведение, сделать выводы. Этот метод, как победить зло, используйте при каждой вспышки ярости.

Как вернуть человеку его зло?

Проще всего – построить план мести и нанести удар по уязвимым местам. Но правильно ли это? Перед тем, как вернуть зло обратно, нужно спокойно обдумать последствия. Бывают случаи, когда в конфликтах рождается истина. Действовать нужно постепенно, не сгоряча. Стратегия должна быть долговременной. Эффективная месть:

  • приручить врага, сделав его зависимым;
  • незаметно отомстить, подстраивая неловкие ситуации или порчу имущества;
  • через интернет — рассылка спама от имени врага;
  • духовным методом: искренне простить, помолиться и поставить свечу за его здравие;
  • отомстить с помощью заговоров и магии.

 

womanadvice.ru

Зачем созданы аномально злые люди, сеющие зло? — вопросы раввину

Уважаемая, Татьяна!

Каждый человек создан с двоякой целью. Во-первых, совершенствовать свою душу: развивать достоинства и справляться с недостатками. А во-вторых, сыграть какую-то роль в окружающем его обществе.

Люди, которых Вы называете «нормальными» и «праведными», представляются Вам таковыми потому, что в обществе они вроде бы играют положительную роль: делают что-то полезное, приятны в общении. Но, с другой стороны, никто не знает, что у них внутри. У каждого человека есть свои проблемы, обиды, комплексы. Просто большинству людей обычно удается держать это при себе, а у некоторых «выплескивается». Но борьба идет внутри каждого человека. Ибо Б-г пожелал, чтобы Ему служил целый спектр людей, каждый на своем уровне. Поэтому Он наделил каждого специфическими именно для этого человека достоинствами и недостатками и поставил каждого в специфические обстоятельства, где ему дана возможность совершать правильные действия, а также соблазн совершать неправильные.

И каждого Б-г судит в соответствии с его уровнем. Моше Рабейну, великий праведник, посвятивший всю жизнь служению еврейскому народу, был строго наказан Всевышним за легкое раздражение на показавшиеся ему несправедливыми жалобы. Для человека такого уровня это было серьезным «нарушением». С другой стороны, даже уголовники живут по своим понятиям добра и зла и, на своем уровне, могут сделать что-то хорошее. Даже у маньяка может проснуться какое-то подобие совести или жалости, и он решит пощадить очередную жертву, или хотя бы не так жестоко ее мучить. Для него это может быть большим духовным достижением. Так что таким людям Б-г тоже дал определенную цель, и только Он может судить о том, насколько успешно они справились.

Но почему другие должны от них страдать?

Это уже вопрос их роли в обществе. На первый взгляд, она действительно может показаться «отрицательной». Так ли это?

Прежде всего, отрицательные роли тоже нужны. Мир в целом весьма неидеален, в нем есть и злые люди, и болезни, и стихийные бедствия, и техногенные и иные катастрофы. Или просто дефицит необходимого. Почему Б-г создал мир таким? Потому что цель человека — поступать правильно, совершенствуя себя и мир. А это значит — бороться с каким-то злом или устранять какие-то недостатки. Если присмотреться, такова цель практически всех человеческих занятий и профессий. Полицейские борются с преступностью, врачи — с болезнями, учителя — с необразованностью, строители — с нехваткой жилья и т.д. Если бы в мире уже все было идеально, у людей не было бы возможности делать добро и становиться праведными. Так сказал (Бава Батра 10а) раби Акива: бедняки созданы для того, чтобы мы имели возможность им помогать.

Вот и роль обсуждаемых нами людей в обществе — дать возможность окружающим бороться со злом, которое те собой представляют. Других людей от них спасать, защищать, беречь. А их — останавливать, если нет выбора, то силой. А по возможности — «спасать их от самих себя», стремиться «достучаться» до их души и помочь им улучшиться. Разжечь искру добра, которая таится в каждом человеке (кроме патологических случаев). У некоторых из этих людей действительно есть причины для озлобления и обиды на жизнь, их надо постараться понять. Для этого требуется особая чуткость и сила, и тем, кто ими обладает, представляется возможность их проявить и, таким образом, выполнить свою задачу и достичь совершенства.

Если в какой-то ситуации на такого человека невозможно воздействовать или от него невозможно спастись, не исключено, что он — орудие Б-га для наказания других людей, нечто подобное стихийному бедствию. В таком случае тот вред, который не удалось предотвратить, надо принимать со смирением — как наказание за грехи или искупление.

Или — как тренинг, испытание терпения: он меня оскорбил — а я не отвечу, хотя очень хочется ему врезать или хотя бы эффектно парировать! Мудрецы говорят о том, насколько высок уровень людей, которые «слышат оскорбления в свой адрес, но сами не отвечают оскорблениями; слышат, как их поносят, но в ответ молчат». Но если бы не было тех, кто оскорбляет и поносит, не могло бы быть и тех, кто в ответ молчит.

Наконец, иногда жизнь делает такие резкие повороты, что осуществить их могут только люди подобного сорта. Например, трудно не назвать деятельность Гитлера или Сталина злом и не представить себе, что на том свете Всевышний поместил обоих в ад. (Хотя даже здесь — только Он может судить). Но невозможно также сказать, что эти два человека были созданы зря. Ужасы Холокоста относятся к той же категории, что и стихийные бедствия: их надо воспринимать как наказание, искупление, испытание и т.д. Но очевидно и то, что в результате завершил свое существование старый еврейский мир в Европе и был дан импульс к построению нового еврейского мира с центрами в Израиле и в Америке. Это другой мир, с другим характером и другой ролью, который явно появился по Воле Б-га. Можно ли было перейти от одного мира к другому менее болезненным путем? Кто знает. На практике переход был осуществлен посредством Холокоста, и в этом неизбежно сыграл роль Гитлер. А без Сталина невозможно было в конечном счете одолеть Гитлера. Это вообще известный принцип: часто одного преступника можно нейтрализовать только руками другого преступника. Лично преступников все это не оправдывает, ибо у них были явно иные мотивы. Но понятно, зачем таких людей создал Б-г: чтобы использовать как бич для наказания и как рычаг для осуществления необходимых поворотов сюжета жизни или поддержания баланса. Так что — никто не создан зря.

В то же время существует принцип: грязную работу «поручают» грязным людям. Поэтому, конечно, нам стоит молиться Б-гу, чтобы давал нам максимально положительные роли в Своем сценарии жизни. И всячески стараться самим быть как можно более чистыми, чтобы удостоиться соответствующих нашему состоянию ролей.

В чем и желаю Вам успехов!

С уважением, Меир Мучник

toldot.ru

Что такое «Зло» и что с ним делать?

Фильм «Меч в камне»

По жизни, злом чаще всего называют все то, что просто не нравится.
скачать видео

​​​​​​​ Зло — то, что противоположно добру, то, что противно человеческой жизни, то что ее уничтожает. В частности, это умышленное причинение своим людям вреда, ущерба, страданий.

Заметьте — своим. Причинение чужим людям вреда обычно злом не считается, это называется бизнесом или военной хитростью.

При этом важен учет намерений. Если ущерб, вред своим и близким человек нанес неумышленно, случайно, на это поругаться могут, но всерьез злом это не назовут. Признак зла — умышленность, злая свободная воля.

Впрочем, по жизни такой анализ мало кто делает, и злом чаще всего называют все то, что непонятно, что вызывает страх, а нередко что просто не нравится.

Тогда к злу могут отнести и порядок, и свободу. Джинсы и деньги — зло. А красивые девушки — определенно страшное зло, поскольку заставляют мучиться, страдать, и еще стараются околдовать нас своим очарованием!

Диалектика добра и зла

В мире все переплетено и взаимосвязано. Дурное часто оказывается необходимым условием хорошего, а хорошее — необходимым условием дурного.

Кошка крадется к птичке, поющей чудесную утреннюю песню. Надо кошку прогнать? Только очень возможно, что эта птичка может оказаться разносчицей инфекции, вследствие чего вымрет половина города…

Когда в лесах уничтожили волков, стали вымирать и зайцы. Волки, оказываются, санитары леса!

Мораль: не торопитесь с оценками. Думать полезнее, чем ругаться и обличать.

С другой стороны, при всей сложности оценок не стоит терять ориентиров вовсе, и скорее правильно исходить из того, что алкоголь, наркотики и сигареты — бытовое зло.

Зло в области практической психологии

Манипуляции. Часто думают, что манипуляции являются злом. В целом с этим согласиться можно, при более внимательном рассмотрении это оказывается не так.

Злом является неквалифицированная работа специалистов-психологов, когда это не случайность, а сложившееся положение вещей.

Что делать со злом?

Если коротко и всерьез, то, как ни странно, ничего. Вам — ничего. Скорее всего, вы не самый сильный и не очень квалифицированный человек, и вас к борьбе со злом подпускать просто нельзя. Начнете бороться — в вашем исполнении результат будет только хуже. Неквалифициронная борьба со злом, как ни горько это звучит, по жизни приводит только к увеличению зла. Не боритесь со злом, вместо этого набирайтесь ума и силы. И хотя бы в режиме тренировки учитесь делать в мире что-то свое, красивое и доброе. Учитесь жить так, чтобы вашим лозунгом стало: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться!». А когда станете умным, сильным, квалифицированным бойцом — вот тогда мы с вами вместе объединим усилия и хоть немного, но мир поправим.

www.psychologos.ru

его проявления в жизни человека

Зло существует с незапамятных времен, ведь его крупицы есть в каждом из нас. Так должно быть, но только человеку решать, насколько сильно темная сторона будет руководить его жизнью.

Чтобы взять верх над ним, необходимо обладать силой воли и решимостью. Воспитывая эти качества в себе, человек сможет не совершать зла. Если так поступит каждый, то его следы в наших жизнях станут почти незаметными.

В статье использованы цитаты про зло известных личностей.

Заглянуть в себя

Многие сетуют на огромное количество зла и несправедливости вокруг. Но стоит помнить, как и у всего хорошего, у плохого также есть автор. Чтобы меньше страдать от зла, необходимо самому его не совершать. И пусть это всего лишь капля в море, но если подобное решение примет каждый, мир навсегда изменится.

Возможно, несколько цитат про зло помогут вам понять, что во все времена люди считали, что прежде всего его нужно искоренить в себе.

Злой не видит, что является злом (Василий Великий).

Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу (Дхаммапада).

Зло, сделанное человеком, зачастую переживает его самого (Агата Кристи).

Велико ли, мало ли зло, его не надо делать (Эзоп).

Зло по отношению к другим

Не секрет, что зло имеет разрушительную силу. Если постоянно причинять зло другим людям, со временем оно завладеет всеми помыслами и стремлениями человека. Кто-то считает, что злые поступки могут помочь в достижении собственных целей, но такое убеждение обманчиво. Каждый злой поступок не проходит бесследно. В результате человек сталкивается с плодами своих дел, более того, сам может серьезно пострадать.

Если не пытаться навредить кому-то, жить будет куда приятнее. Ведь когда чиста собственная совесть, то проще открыться другим. В подтверждение вышесказанного стоит привести цитаты про злых людей. Едва ли их судьбе можно позавидовать.

Злые люди в этом бренном мире всегда будут с добрыми смешаны, и всегда добрые будут страдать от преступлений злых (Ф. Карпов).

Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства (Ларошфуко).

Тот, кто испытал на себе зло, может забыть его, тот, кто его совершил, — никогда (А. Маре).

Все во благо

В жизни очень сложно провести четкую границу между «черным» и «белым». Они непрестанно смешиваются, создавая различные оттенки – ситуации, когда, причиняя другому зло, мы пытаемся действовать в его интересах. Здесь очень сложно определить, а на самом ли деле человека можно считать негодяем.

Требуется немало сил и терпения, чтобы делать близким людям добро, но куда сложнее сделать то, что, по их мнению, является злом, но при этом спасет их. Однако стоит помнить, что в жизни всегда есть выбор. Стоит не раз подумать – возможно, есть и другой путь. О сложностях выбора говорят и сильные мира сего. Из их уст прозвучало немало цитат про зло, которое содержит в себе и частицу добра.

Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком зло (Ларошфуко).

Всего труднее бороться и искоренить то зло, которое совершается под видом добра (Пьер Буаст).

И если друг причинит тебе зло, скажи так: «Я прощаю тебе то, что сделал ты мне; но как простить зло, которое этим поступком ты причинил себе?» (Фридрих Ницше).

Борьба со злом

Для многих это единственно благородное занятие. Разумеется, делать мир лучше просто необходимо. Но порой методы, которыми пользуются люди, весьма сомнительны. Борьба искажает изначальный благородный замысел. В результате зло не искореняется, а лишь разрастается в своих масштабах.

Особую категорию составляют поступки, которые лишь прикрываются благими намерениями. Нечистые на руку люди готовы вершить зло, но при этом заявлять, что они преследуют только самые добрые цели. Миру известно немало цитат про зло, в которых сказано, насколько опасна бывает борьба с ним.

Прежде, чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие? (Люк де Клапье Вовенарг).

На свете творилось бы очень мало зла, если бы нельзя было творить зло под видом добра (М. Эбнер-Эшенбах).

Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества (С. Франк).

Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число (Б. Паскаль).

Все вернется

Мудрые люди не творят зло, поскольку знают, что все беды, причиненные другим, могут с лихвой вернуться. Немало книг и фильмов подтверждают, что ответный удар может настичь человека в самый неожиданный момент, тем самым нарушив и без того хрупкое счастье. Если каждый из нас даже ради собственного благополучия не станет творить недоброе, то мир станет куда безопаснее и лучше.

По странности психологии человека имена сеятелей добра постепенно исчезают из его памяти, но имена великих злодеев остаются навсегда (А. Авторханов).

За добро воздается добром, а на зло отвечается злом (Плавт).

Сеешь зло — так жди кровавой жатвы ( Расин Жан).

Инь и ян

В мире нельзя обойтись без гармонии. Как бы странно ни звучало, но без зла добро бы попросту не проявлялось. Эти две противоположности сосуществуют рядом. Когда в жизни случается беда, стоит помнить, что это лишь временное явление, которое обязательно сменится чем-то хорошим. Цитаты про добро и зло, которые являются неразделимыми, являются этому подтверждением.

У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла – свое добро (Р. Эмерсон).

Может, у добра и зла одно и тоже лицо. Все зависит от того, когда они встречаются на пути каждого из нас (Пауло Коэльо).

Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким (В. Ключевский).

Заключение

Говорят, что правда бывает разной и у каждого она своя. Вероятно, то же можно сказать и о зле. Кто-то готов закрывать на него глаза, другие же посвящают всю жизнь борьбе с ним. То, что для одних есть величайшее зло, для других – вынужденная мера. На чьей стороне быть, можем решать только мы сами. Принять правильное решение помогут также цитаты про зло, приведенные в статье.

fb.ru

что движет нами? — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Точка зрения Библии

Добро и зло: что движет нами?

СТРАНИЦЫ истории полны ненависти и кровопролития. И все же нередко, даже в самых тяжелых обстоятельствах, люди совершали подвиги человеколюбия и самоотверженности. Почему один человек становится хладнокровным убийцей, а другой готов жертвовать собой ради других? Почему в поведении людей порой проявляются животные черты?

Несовершенство и совесть

В Библии прямо говорится, что сердце человека «с самой юности склонно к злу» (Бытие 8:21). Поэтому детям свойственно баловаться и озорничать (Притчи 22:15). С рождения все мы склонны к дурным поступкам (Псалом 51:5). Поступать правильно, как и плыть против течения,— трудно, для этого нужны усилия.

Но у нас есть бесценный дар — совесть. Это врожденное чувство добра и зла побуждает большинство из нас действовать в рамках человеческой порядочности. Поэтому даже люди, лишенные нравственного воспитания, могут отличаться добродетельностью (Римлянам 2:14, 15). Но, как отмечалось выше, в каждом из нас идет внутренняя борьба между добром и злом. Что может влиять на исход этого противостояния?

Порочная среда

Хамелеон меняет свой цвет, сливаясь с окружающей средой. Подобным образом, те, кто дружит с преступниками, могут многое у них перенять. Библия предупреждает: «Не следуй за большинством на зло» (Исход 23:2). В противоположность этому, тесное общение с честными, справедливыми и нравственно чистыми людьми побуждает к добру (Притчи 13:20).

Но даже если мы лично не общаемся со злыми людьми, мы не застрахованы от дурного влияния. Зло может зародиться в нашем разуме и незаметно завладеть им, поскольку мы несовершенны (Бытие 4:7). Кроме того, зло может попасть в наш дом через фильмы и телепередачи, в которых часто прославляется насилие и месть. Даже постоянно смотря, слыша или читая новости, человек может привыкнуть к злу и стать равнодушным к боли и страданиям других людей.

Почему же окружающая среда и мир вокруг полны порока? Библия отвечает: «Весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоанна 5:19). Этот Злой, Сатана Дьявол, называется в Священном Писании лжецом и убийцей (Иоанна 8:44). Он сеет зло через свой нечестивый мир.

Указывая на все эти факторы, которые формируют сознание и руководят поступками, кто-то может утверждать, что совершает зло не по своей вине. Но так ли это? Подобно тому как руль задает направление автомобилю, а штурвал — кораблю, разум руководит всеми нашими действиями.

Добро или зло: что выберете вы?

Всякому намеренному действию, доброе оно или злое, предшествует мысль. Культивируя положительные, праведные мысли, мы пожнем добрые плоды. И напротив, если мы дадим укорениться в нашем разуме семенам эгоистичных желаний, то, скорее всего, пожнем зло (Луки 6:43—45; Иакова 1:14, 15). Поэтому человек сам решает, быть ему добрым или злым.

К счастью, Библия обнадеживает, что добру можно научиться (Исаия 1:16, 17). Любовь — это сила, побуждающая к добру, поскольку она «не делает ближнему зла» (Римлянам 13:10). Если мы стараемся любить людей, для нас немыслимо причинить им зло.

Именно это понял Рей из штата Пенсильвания, США. С детства он привык драться, и даже получил кличку, отражающую его агрессивную натуру. Кроме того, он отличался вспыльчивостью. Однако, применяя библейские принципы, он постепенно изменился, хотя это было нелегко. Иногда он чувствовал то же, что и апостол Павел, записавший в Библии: «Когда хочу делать правильное, обнаруживается во мне злое» (Римлянам 7:21). Но годы усилий прошли не зря, и Рей научился побежать зло добром (Римлянам 12:21).

Почему все-таки стоит ходить «дорогой добрых»? (Притчи 2:20—22). Потому что в конце концов добро восторжествует над злом. В Библии сказано: «Делающие зло будут истреблены… Еще немного, и уже не будет нечестивого… А кроткие наследуют землю и насладятся обилием мира» (Псалом 37:9—11). Бог непременно устранит все следы зла. Какое же чудесное будущее ожидает тех, кто старательно творит добро!

ЗАДУМЫВАЛИСЬ ЛИ ВЫ?

● Кто ответственен за наши действия? (Иакова 1:14).

● Возможно ли человеку измениться? (Исаия 1:16, 17).

● Придет ли конец злу? (Псалом 37:9, 10; Притчи 2:20—22).

[Иллюстрации, страница 21]

Человек сам решает, быть ему добрым или злым

wol.jw.org

Зло, Сокровищница духовной мудрости

Ходящие в невинности и простоте будут сильны против всякого зла и соблюдутся в Жизнь Вечную (св. Ерм, 94, 165).

* * *

Если же кто не знает, какое желание или какое разумение должно оставить, то да испытывает всякое дело и всякое разумение удалением и воздержанием от него, и что приносит беспокойство и при исполнении своем наслаждение, а при возбранении огорчение, то худо. И его надобно презреть, прежде нежели оно в нас замедлит, ибо иначе придется потрудиться, чтобы победить его, когда уже почувствуется от него вред. Это говорю о всяком деле и о всяком разумении, без которых мы можем быть живы телом и благоугодить Богу (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 24).

* * *

Если человек решится исправиться и начнет избегать всякого зла, вооружившись против него подвигами – плачем, сокрушением, воздыханиями, постом, бдениями, бедностью и многими к Богу молитвами, – то Господь по Своей благодати поможет ему и от всех душевных страстей избавит его (прп. Антоний Великий, 89, 50).

* * *

Как огонь сожигает большие леса, когда понебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою, и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений; возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни (прп. Антоний Великий, 89, 56–57).

* * *

Сживающиеся со злом никогда не будут в числе бессмертных (т. е. блаженным бессмертием) (прп. Антоний Великий, 89, 65).

* * *

Причина… всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога (прп. Антоний Великий, 89, 67).

* * *

Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь невиновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей (прп. Антоний Великий, 89, 79–80).

* * *

Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту, так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку. Смотри же внимательно, увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не ублажай его, прельщен будучи демоном. Но тотчас смерть да будет у тебя пред глазами, и никогда не возжелаешь ты ничего худого, или житейского (прп. Антоний Великий, 89, 80).

* * *

Человек, благочестиво живущий, не попускает злу войти в душу. А когда нет в душе зла, тогда она бывает безопасна и невредима. Над таковыми ни злобный демон, ни случайности не имеют власти. Бог избавляет их от зол и живут они невредимо хранимы, как богоподобные. Похвалит ли кто такого человека, он в себе самом посмевается над хвалящими его; обесславит ли, он сам не защищается пред поносящими его, и не негодует за то, что так говорят они о нем (прп. Антоний Великий, 89, 80).

* * *

Бог приличнейшим образом положил преграду злу в людях тем, что даровал им ум, ведение, разум и различение добра, чтобы, познавая зло, что оно вредит нам, мы убегали его. Но безумный человек идет вслед зла, и даже величается им, и, как бы в сеть попавшись, бьется он, будучи опутан им внутри и не имея сил возникнуть когда-либо из-под него, чтобы увидеть и познать Бога, все создавшего во спасение и обожение людей (прп. Антоний Великий, 89, 92–93).

* * *

…Когда нет зла в человеке, тогда благодарение и одно, паче всякой многоценной жертвы, – приятно Богу (прп. Антоний Великий, 89, 93).

* * *

Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Бог, видя, что ты не смиряешься сам собою (прп. Антоний Великий, 89, 113).

* * *

Злоба в сердце на ближнего уязвляет душу и отравляет зараженного ею (прп. авва Исаия, 59, 40).

* * *

Как червь, подтачивающий древо, повреждает оное, так и злоба, питаемая в сердце человека, снедает оное (прп. авва Исаия, 59, 95).

* * *

Всех… зол глава одна – злоба врага… (прп. авва Исаия, 59, 115).

* * *

…Зло, подобно темной стене, затемняет ум, и соделывает душу бесплодною (прп. авва Исаия, 59, 118).

* * *

Храни очи свои – и сердце твое не узрит зла (прп. авва Исаия, 89, 351).

* * *

В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно (свт. Афанасий Великий, 1, 126–127).

* * *

…Не будет Он Господом сущего, если зло, как… говорят, само по себе имеет самостоятельность и сущность (свт. Афанасий Великий, 1, 131).

* * *

…Зло не от Бога и не в Боге, что его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее (свт. Афанасий Великий, 1, 133).

* * *

…Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия (свт. Василий Великий, 5, 29).

* * *

…Зло, в собственном смысле взятое, получило начало в произвольных падениях (свт. Василий Великий, 5, 30).

* * *

Всякое же зло есть душевный недуг… (свт. Василий Великий, 5, 143).

* * *

…Избегающие зла заслуживают похвалу не тогда, как они раз или два уклонятся от греха, но тогда, как возмогут навсегда избежать искушения во зле (свт. Василий Великий, 5, 160).

* * *

…Не тому, кто совершен, прилично воздержание от зла, но только еще начинающему надлежит уклоняться от стремления к злу (свт. Василий Великий, 5, 262).

* * *

Многие одобряют худые дела: шутливого называют забавным; сквернослова – знающим обхождение; чрез меру взыскательного и гневливого именуют человеком, не заслуживающим презрения; скупого и необщительного хвалят за расчетливость; расточительного – за щедрость, блудника и распутного – за умение наслаждаться и за развязность; вообще всякий порок прикрашивают именем соприкосновенной добродетели. Такие люди устами благословляют, а сердцем клянут; потому что своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых, подвергая их вечному осуждению за то самое, за что одобряют их (свт. Василий Великий, 5, 332).

* * *

…Совершенное злонравие – грешить и мыслию и делом… (свт. Василий Великий, 6, 128).

* * *

…Половина… зла, когда грех ограничивается одним мысленным устремлением (свт. Василий Великий, 6, 128).

* * *

Кто имеет возможность уврачевать зло, но добровольно и по любостяжательности откладывает сие, того, по справедливости, можно осудить наравне с убийцами (свт. Василий Великий, 8, 119).

* * *

…Не Бог причиной зол во аде, а мы сами; потому что началом и корнем греха от нас зависящее – наша свобода (свт. Василий Великий, 8, 125).

* * *

Зло есть лишение добра (свт. Василий Великий, 8, 132).

* * *

…Зло не само по себе существует, но является за повреждениями души (свт. Василий Великий, 8, 132).

* * *

…Если кто делает зло под личиною добра, то он достоин сугубого наказания… (свт. Василий Великий, 10, 124).

* * *

Памятуй о смерти, и не возносись, ибо еще немного, и сведен будешь во гроб, какую пользу принесут тебе злые дела? (прп. Ефрем Сирин, 30, 194–195).

* * *

Будьте… внимательны к тому, как приходит в силу все лукавое, с каждым днем преуспевает злое, возрастают пороки: все это предвещает наступающее смятение и великую скорбь, какая придет на все земные пределы. По грехам нашим с каждым днем преуспевает все это, от нашего расслабления возрастают пороки на земле (прп. Ефрем Сирин, 30, 541).

* * *

Зломудрие немилосердно поражает своих любителей; нет порока, которому бы зломудрие не было матерью. Конечно, корень всех зол есть сребролюбие (1Тим. 6, 10), по изречению Апостола… но корень сей насажден зломудрием, ибо оно питает и возращает ветви порока. Что неприязненнее его в мире? (прп. Ефрем Сирин, 31, 306).

* * *

Оно ненавидит истину, любит ложь, не принимает наставлений, любуется невежеством, не принимает обличений, отвергает вразумление, питает сластолюбие, небрежет о Боге, не стыдится людей. Начало его – небогобоязненность, а конец его – пагуба и наследие гибели (прп. Ефрем Сирин, 31, 307).

* * *

Горе тому, кто, зная доброе, дает руку лукавому, потому что в день исхода его приимут его злые ангелы (прп. Ефрем Сирин, 31, 535).

* * *

Если терпеливо сносишь людскую злобу, то узнаешь благородство доброты (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).

* * *

…Если кто человеку сделает что доброе или худое, сие относится к Нему Самому, потому от Него происходит всякий суд, воздающий по заслугам: Он отмщает за Свой образ (прп. Ефрем Сирин, 32, 396).

* * *

Водворяются у нас зависть и коварство, преобладает ненасытность. Никто не памятует о Боге, никто не ждет, что по смерти будет судим. От того и умножилось зло, что уничижается нами Бог (прп. Ефрем Сирин, 32, 398).

* * *

Злые дела, какие сделал я пред Господом всяческих, отлучают меня от сообщества святых. И поелику жизнью своею не служил я Богу, как они, то и не имею никакой части в добрых делах их. Увы, я погиб! (прп. Ефрем Сирин, 33, 204).

* * *

Низринутся и низойдут злые во ад; геенна поглотит их навек; тогда пожелают они, чтобы ни матернее чрево, ни гроб не рождали их. То и другое было бы сносно, а в геенне мучительно (прп. Ефрем Сирин, 33, 240).

* * *

Если бы не пожелал я зла, то и не сделал бы. Невозможно не помыслить, но возможно не желать, и поелику пожелал я, то стал преступным (прп. Ефрем Сирин, 33, 240).

* * *

…Замышляющие злое скрываются во мраке, не хотят, чтобы виден был обман их, поэтому ищут тьмы и скрытности или, подобно стрелкам, вдалеке делают засаду и обаятельными, притворными и хитрыми словами уловляют братий своих в обман (прп. Ефрем Сирин, 34, 622).

* * *

Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страсти… (прп. Ефрем Сирин, 37, 224).

* * *

…Против ухищрений и козней зла потребна молитва… (прп. Ефрем Сирин, 37, 292).

* * *

…Ежели не в наших силах остановить стремление зла, то по крайней мере ненавидеть и стыдиться его есть не последняя степень благочестия (свт. Григорий Богослов, 12, 22).

* * *

…Божество, по естеству благое, нимало не виновно во зле, и злые дела принадлежат произвольно избирающему злое… (свт. Григорий Богослов, 12, 112).

* * *

Великое врачевство против зла – исповедание греха и удаление от него (свт. Григорий Богослов, 13, 65).

* * *

Будь медлен на злое дело, а скор ко спасению… Ибо равно худы и готовность на худшее, и медленность к лучшему (свт. Григорий Богослов, 14, 296).

* * *

Кто сделал недоброе дело, тому сомнительный помощник – красноречие (свт. Григорий Богослов, 15, 361).

* * *

Из зол явное зло менее опасно; вреднее же то, которого не признают злом (свт. Григорий Богослов, 16, 159).

* * *

…Зло старается утаиться и скрыться в мысли человека (прп. Макарий Египетский, 67, 120).

* * *

…Для нас есть зло, потому что оно живет и действует в сердце, внушая лукавые и нечистые помыслы, препятствует нам приносить чистые молитвы, делая ум пленником века сего (прп. Макарий Египетский, 67, 142).

* * *

…Бывает и во зле, когда человек повинуется и делается готовым, тогда сатана побуждает и изощряет его, как разбойник – меч (прп. Макарий Египетский, 67, 263).

* * *

Если… человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку (прп. Макарий Египетский, 67, 355).

* * *

…Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло (прп. Макарий Египетский, 89, 188).

* * *

…Сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются, и впадают в тысячи зол (прп. Макарий Египетский, 89, 244).

* * *

Зло не самостоятельно, потому что не от Сущего имеет свою особность. А что не от Сущего, то, конечно, не существует особым естеством (свт. Григорий Нисский, 18, 227).

* * *

…Если в одном и том же, что одному служит во зло, а другому нет, разность произволения то и другое показывает в противоположности, то ясно, что никакое зло не может состояться без нашего произвола (свт. Григорий Нисский, 18, 287).

* * *

…Так как зло представляется чем-то противоположным любви, а Бог есть всесовершенная добродетель, то вне Бога зло, которого свойство состоит не в том, что оно в бытии, но в том, что оно не в добре… Слово «зло» есть наименование того, что вне понятия о добре. Зло представляется столько же противоположным добру, сколько несуществующее противоположно существующему. Итак, поелику мы по свободному устремлению отпали от добра, то, как о тех, которые не во свете, говорится, что видят тьму (ибо ничего не видеть значит видеть тьму), так и в нас, отпадших от добра, осуществилось тогда неосуществленное естество зла, и дотоле пребудет, пока мы вне добра. Если же свободное движение нашей воли прервет сношение с несущественным и сблизится с Сущим, то и сие, что теперь во мне, не имея более бытия, вовсе не будет иметь и того, чтобы оставаться во мне, потому что зло, вне произволения взятое, само по себе не существует… (свт. Григорий Нисский, 19, 326).

* * *

Бог все сотворил на добро и причастным существенного дал рассудок, отличающий лучшее, познанная которым благовременность употребления каждой вещи доставляет употребляющим ощущение прекрасного. поелику же погрешил человек в правом суждении о сущем, лукавым советом совращен у него правильный судящий рассудок, то перемена во времени, что в каждой вещи было полезного, превратила сие в испытание противоположного. Если кто, предложив на столе все приготовленное для пиршества, положит вместе и какие-либо приборы, служащие к удобному принятию пищи… или небольшие ножи… или остроконечные серебряные снаряды… для удобного черпания вареных овощей; и потом кто-либо из приглашенных на пир, изменив употребление положенных на столе вещей, каждою воспользуется не надлежащим образом, ножом зарежет или себя, или кого-нибудь подле себя, а острием выколет глаз или у ближнего, или свой, то иной скажет, что такой-то во зло употребил приготовление дающего пир. Хотя устроивший пиршество сам предуготовил причину происшедшего, но в худом лежащего на столе употреблении, доведенном до сей беды, виновен безрассудно воспользовавшийся положенным (свт. Григорий Нисский, 19, 355–356).

* * *

…Наклонность к худому происходит не отвне, по какой-либо понуждающей необходимости, но вместе с соизволением на зло составляется самое зло, тогда приходя в бытие, когда избираем его; само же по себе, в собственной своей самостоятельности, вне произвола, зло нигде не находится состоящим. Из сего ясно открывается самоправная и свободная сила, какую Господь естества устроил в естестве человеческом для того, чтобы от нашего произволения зависело все, и доброе и худое (свт. Григорий Нисский, 19, 426–427).

* * *

…Отступившие от сношения с добрым, и отступлением от лучшего осуществившие зло… прилагают все старание, и всячески примышляют, как и других присоединить к общению во зле (свт. Григорий Нисский, 20, 49).

* * *

…Зло зарождается как-то внутри, составляемое свободным произволением тогда, как происходит какое-то удаление души от хорошего (свт. Григорий Нисский, 21, 18).

* * *

…Вне свободного произволения нет никакого самобытного зла; но зло потому и называется злом, что оно не добро… (свт. Григорий Нисский, 21, 27).

* * *

…Как здоровье и болезнь, так и благость и злоба имеют состоятельность при взаимном отрицании, так что отсутствие одного делается осуществлением другого (свт. Григорий Нисский, 23, 206).

* * *

Зло мы понимаем не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него как на отсутствие только добра (свт. Григорий Нисский, 25, 467).

* * *

Ангелы радуются, когда умаляется греховное зло, а демоны – когда умаляется добродетель (авва Евагрий, 89, 578).

* * *

Зло собственно не есть субстанция, но лишение добра; подобно тому, как мрак не другое что есть, как отсутствие света (авва Евагрий, 89, 607).

* * *

…Зла не подозревает тот, кто свободен и обезопасен от зла (авва Евагрий, 89, 607).

* * *

Кто молится за врагов, тот не будет помнить зла… (авва Евагрий, 89, 609).

* * *

Праздник Господень – забвение зол; помнящего же зло обымет плач (авва Евагрий, 89, 610).

* * *

Всякое злое пожелание отгоняй от себя, и не одолеют тебя враги твои (авва Евагрий, 89, 616).

* * *

Хотя бы кто совершил тысячу добрых дел, но сделал что-нибудь худое, будет возмездие ему за это худое (свт. Иоанн Златоуст, 44, 365).

* * *

Таково зло – не оставаться в пределах, которые от начала назначил нам Бог! (свт. Иоанн Златоуст, 44, 487).

* * *

…Злым есть польза от сообщества с добрыми: они их стыдятся, краснеют, совестятся; если и не отстают от греха, по крайней мере, делают зло скрытно (свт. Иоанн Златоуст, 45, 297).

* * *

…Бог оставил между праведниками злых, чтобы они, будучи одинаковы с праведными по природе, сделались одинаковыми и по расположению воли (свт. Иоанн Златоуст, 45, 298–299).

* * *

…Терпеть зло не есть зло, а причинять зло есть зло (свт. Иоанн Златоуст, 45, 415).

* * *

… плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех, кто терпит зло (свт. Иоанн Златоуст, 45, 426).

* * *

…В настоящей жизни нет зла, кроме… только порочности, и лукавства, и душевной испорченности… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 800).

* * *

…Чем больше зла сделает нам враг, тем больше окажет благодеяний (свт. Иоанн Златоуст, 46, 179).

* * *

…Занятие работою душу работающего от всякого зла (свт. Иоанн Златоуст, 46, 188).

* * *

…В том и заключается причина всех зол, что грехи других мы исследуем с великою точностью, а свои пропускаем с великою небрежностью (свт. Иоанн Златоуст, 46, 376).

* * *

Многие, по своим погрешительным мнениям, считают вредным для нашего достоинства разное – одни бедность, другие телесную болезнь, иные потерю имения, другие злословие, иные смерть, и непрестанно о том сокрушаются и плачут… А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми; это бывает причиною всех зол (свт. Иоанн Златоуст, 46, 476).

* * *

Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому, что не переносить зло, а делать зло – вот что в действительности значит страдать от зла (свт. Иоанн Златоуст, 46, 740).

* * *

Хотя страждущие от злоумышленников и делаются славнее, но это зависит не от намерения злоумышляющих, а от мужества подвергающихся злоумышлению. Поэтому последним определяются и готовятся награды за любомудрие, а первым наказание за злобу (свт. Иоанн Златоуст, 47, 479).

* * *

Столь сильна добродетель, и столь бессильна злоба; первая – и среди страданий побеждает, а последняя и в том, что делает, показывает только собственное бессилие (свт. Иоанн Златоуст, 47, 555).

* * *

Кто умышляет сделать зло ближнему, тот ему нисколько не вредит, а если и вредит сколько-нибудь, то в настоящей только жизни, а себе готовит казни нескончаемые, муки невыносимые (свт. Иоанн Златоуст, 47, 660).

* * *

…Не только делающие зло, но и одобряющие их подвергаются одинаковому с ними или даже более тяжкому наказанию… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 845).

* * *

…Будем заботиться не о том, чтобы нам не потерпеть от врагов ничего худого, но о том только, чтобы самим не сделать никакого зла. Тогда мы действительно не потерпим никакого зла, хотя бы подверглись бесчисленным опасностям… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 859).

* * *

…Когда ты строишь козни, то не думай, что строишь их другому; ты сплетаешь сети самому себе (свт. Иоанн Златоуст, 48, 124).

* * *

…Кто делает зло, тот должен осуждать самого себя, потому что это путь к удалению от зла… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 266).

* * *

…Все злые люди хуже и безумнее диких зверей (свт. Иоанн Златоуст, 48, 469).

* * *

…Как можно дальше держать себя от сношения со злыми – это не только способствует благоденствию, безопасности, свободе и всякому удовольствию, но и есть величайшее счастье (свт. Иоанн Златоуст, 48, 470).

* * *

…Если хочешь быть в безопасности, перестань делать зло, и будешь наслаждаться великим спокойствием (свт. Иоанн Златоуст, 48, 475).

* * *

…Где любовь к Богу, оттуда убегает всякое зло… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 477).

* * *

…Не сильный и не закоренелый во зле, сохраняя остатки добра, как более слабый в своей злобе, будет скрывать свои грехи и, чувствуя уколы совести, может покаяться и найти себе лекарство от своей злобы в исповедании (грехов) и искреннем покаянии… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 668).

* * *

Сила благодеяния является пищей для злобы благодетельствуемого человека (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).

* * *

Бесы прогоняются знамением креста, а злой человек противоборствует самому Господу; Павел одним словом изгонял бесов, а злобы Александра ковача победить не мог… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 830).

* * *

Крайнее зло, когда не только грешат, и не только грешат дерзко, но изгоняют и тех, которые могли бы исправить это (свт. Иоанн Златоуст, 49, 47).

* * *

…Большего наказания достойны не творящие зло, а побуждающие их ко греху (свт. Иоанн Златоуст, 49, 118).

* * *

…Зло происходит не от природы, но от свободы, которая неправо мыслит (свт. Иоанн Златоуст, 49, 216).

* * *

…Скопляющий внутри себя злобу, которая горче всякой желчи, потерпит жесточайший вред и причинит себе лютую болезнь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 446).

* * *

Зло не иное что есть, как неповиновение Богу (свт. Иоанн Златоуст, 50, 608).

* * *

…Не спрашивай, откуда происходит зло, и не предавайся сомнению, но, узнав, что оно происходит от одной беспечности, удаляйся его (свт. Иоанн Златоуст, 50, 609).

* * *

…Зло … от беспечности, от праздности, от обращения со злыми и от презрения к добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 50, 609).

* * *

Всякий делающий зло заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию (свт. Иоанн Златоуст, 50, 735).

* * *

Диавол… не попускает ощущать зло, но множеством злых прикрывает гнусность зла, так как если бы злому случилось жить между многими добродетельными, то он лучше бы увидел свою наготу (свт. Иоанн Златоуст, 50, 816).

* * *

Как добрым удивляются не только добрые, но и злые, так злых ненавидят не только добрые, но и злые (свт. Иоанн Златоуст, 50, 817).

* * *

…Надобно отражать зло в начале; даже и в том случае, если бы первые преступления и не влекли за собою дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими; между тем они доходят и до большего, когда душа вознерадит (свт. Иоанн Златоуст, 50, 856).

* * *

Всякое зло происходит от произволения и свободных намерений (свт. Иоанн Златоуст, 51, 21).

* * *

Ничто так не делает людей глупыми, как злоба (свт. Иоанн Златоуст, 51, 275).

* * *

Злоба бесстыдна и дерзка. Когда бы надобно было устыдиться, тогда она еще ожесточается (свт. Иоанн Златоуст, 51, 352).

* * *

Ничем так не услаждается Бог, как тем, когда мы не воздаем злом за зло. Но что я говорю: когда не воздаем злом за зло? Ведь нам заповедано воздавать противным – благодеяниями и молитвами (свт. Иоанн Златоуст, 51, 476).

* * *

Таково уж свойство злобы: она ни на что не смотрит, но всюду прои

azbyka.ru

почему люди делают зло другим?

Зло порождает зло. Добро и Зло сугубо индивидуальны и относятся всегда к конкретной ситуации (можно сказать, что они — категории этики данного социума) . Человек стремиться «делать добро» другому, но что бы это самое его «добро» сделать, нужен некий критерий добра. Этот критерий можно по-разному формулировать, ведь, у каждого свое понятие «добра» и «зла». Представьте, что на свете найдется придурок, который заявит, что он борется за победу Зла!. . Представьте, как это стало бы удобно? Где-то в определенном месте собираются отвратительные рожи, перекошенные ненавистью, испещренные пороками, обязательно — низкими пороками, представляете? А на их знамени крупными буквами написано: «ЗЛО». И вот они наступают, привлекают новобранцев, неся, это самое Зло. Правда, ни они сами не могут объяснить, что же они такое будут с этим Злом делать, да и противники, т. е. сторона Добра не в состоянии проблеять, против чего же они борются. Супротив Зла — понятно, но что это Зло творит? Какие его действия? По всему причина кроется в некоем необходимом как для людей, так и для животных, некоего «образа врага». Если обособить определенный вид, например, стаю горилл, то не имея опасности извне («образа врага») против, которого можно было бы объединиться и выплеснуть свою агрессию, они начинаю грызться между собой. Так же и люди, стоит им только отгородиться от врагов высокой каменной стеной, как тут же начинается насилие, грабеж внутри ограды. Здесь начинает действовать закон силы (ведь нет того другого, который может быть сильней) . Следовательно «образ врага», а по существу градация картины мира на Черное и Белое, Добро и Зло, необходима для выживания человека, как вида. Хотя по существу, Злом по существу ярлык навешиваемый, верящим умом на все, что ново, неизведанно, что может подкосить колосс его мироощущения, а кому хочется лишний раз напрягать мысли и мучаться от головной боли?

Потому что сделал гадость — сердцу радость

Потому что это намного проще, чем делать добро.

это уже не люди

У человека две мотивации: жадность и страх. Соответственно, если человек хочет что-то получить за счет другого, он должен сделать ему зло. Когда людям есть что делить, они делают зло друг другу. Но не все, а слабые духом люди.

Люди заблудшие овцы, надо их наставлять на путь истинный. Сам сотона их путает

Пытаются таким образом поделиться своей болью, приговаривая при этом: «Не мы такие, жизнь такая».

в нИх вселЯются БЕСЫ….

Природа такая. Некоторые от этого кайф получают.

Жаба давит-зависть.

1.почему люди делают зло другим с помощью магии? ведь она дана в помощь людям, а не в зло.. . → Гороскопы, Магия, Гадания …что вскоре осзнают законы Вселенной и будут им слдовать, чтобы оставаться здоровыми и счастливыми. «почему люди делают зло другим с помощью магии? ведь она дана в помощь людям, а не в зло… . гном гномыч решенный (10) 22-05-2010 13:03:32 2.Почему люди делают зло другим? → Добро пожаловать Отключают ВКонтакте? Бу- га- га!!! . Екатерина Свободная решенный (2) 25-07-2010 19:55:46 3.почему люди делают много зла другим? Неужели нельзя миром разайтись? → Общество, Политика, СМИ …а разве они люди???? человек убивший другого человека уже не может быть человеком…. Почему все эти теракты. Невинные люби погибают из -за жадности других. Так же нельзя? Правда? Всегда можно договориться! Зачем враги, зачем завистники?.. . Зимнее Солнце решенный (5) 14-11-2007 15:18:19 4.Почему один человек начинает делать всё на зло другому ? → Знакомства, Любовь, Отношения …А в результате ему же хуже, теряет все видать сильно насолил.. . на то и человек… глупый).. . За любовь решенный (6) 20-04-2011 21:00:43 5.Вера человека в Бога должна быть независимой от других людей, как вы считаете? → Философия, Непознанное …не тому, что написано в Слове Бога. Решая жизненные трудности, они будут опираться на собственную мудрость и мудрость других людей. (Сравни Матфея 15:3 9.) Разочарование в религии. Многие утратили веру из-…(Сравни Римлянам 3:3, 4; Матфея 7:21 23.) Непонимание того, почему Бог допускает зло. Большинство людей не понимают, почему Бог допускает зло, и поэтому винят его во всех бедах. Они не осознают, что люди склонны делать зло из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога (Рим. 5:12)…. CRUSADER — The Warrior of Death открытый 11 часов назад 6.Почему человек делает зло ? → Философия, Непознанное …Потому, что другое делать он не приучен с рождения. а вы уверены, что то что он делает — зло?… Один из ненависти, другой от страха, по глупости или легкомыслию. То есть зло это следствие заблуждений человека. Это его выбор. Человек.. . Алексей Попов решенный (9) 13-05-2011 21:40:04 7.Падшая женщина?… это какая? → Темы для взрослых …Кроче, грешная женщина, у которых проступков полна-коробочка. Почему понимаю: потому что человек не может делать зла другому, если он абсолютно счастлив сам. А значит, когда-то хорошую.. . ВЕСНА решенный (9) 05-08-2008 20:50:51 8.Почему люди такие злые? Все хотят отыграться на тех, кто не желает им зла, на тех, кто слабее их духовно или физически. → Философия, Непознанное …Но подобные попытки заканчиваются плачевно — те, кто пытался, впадают в депрессию и причитают: «Почему люди такие злые? » Помни, не имея намерения делать зла другим, не получаешь никаких гарантий того, что другие не будут делать зла тебе… . Pasha_Chernyshov решенный (7) 06-12-2010 05:32:36 9.Почему всем так нравиться ЗЛО? → Знакомства, Любовь, Отношения …Почему так зло нравится? Ну во-первых нормальный человек не будет делать зло, для других, чтоб им так же плохо было как ему….

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *