Заставить мозг работать: какие методы действительно помогают
Научный журналист Кэролайн Уильямс решила испытать на себе, как работают различные методики тренировки мозга — от медитации до электростимуляции. Оказалось, что большинство из них действительно работают — это подтвердили тесты нейробиологов, с которыми она сотрудничала. О своем опыте Уильямс написала в книге «Мой продуктивный мозг: Как я проверила на себе лучшие методики саморазвития и что из этого вышло» (издательство «Альпина Паблишер»). Ознакомившись с книгой, Forbes Life выбрал несколько полезных советов, которым может последовать каждый.
Встаньте с дивана
Физические упражнения улучшают память и познавательные способности — и тому есть вполне убедительные доказательства. В одном эксперименте испытуемых просили решить задачи на умственную деятельность, а в перерыве одной группе предлагалось делать зарядку, а другой — отдыхать сидя. Так вот, результаты решения таких задач у тех, кто потренировался, были выше, чем у лежебок. Объяснить это можно влиянием определенных химических веществ — так называемых факторов роста, которые тело выделяет во время физических упражнений. Факторы роста переводят мозг в режим суперпластичности: все, что вы видите, делаете или изучаете, с большой вероятностью на какое-то время задержится в голове.
Самое важное из этих веществ — белок под названием нейротропный фактор мозга (brain-derived neurotrophic factor или BDNF). Его задача — следить за здоровьем уже существующих нейронов и способствовать развитию новых. Чем больше в организме BDNF, тем легче мозгу начать строить новые связи и тем меньше усилий надо приложить, чтобы усвоить новую информацию. Повысить уровень BDNF в крови может даже однократная тренировка. Регулярные физические нагрузки работают еще лучше, потому что повышают чувствительность мозга к этому белку. Так что когда в следующий раз решите заняться спортом, не забывайте: за старания вам воздастся.
Налегайте на жирную рыбу
Лабораторные исследования показали, что омега-3 способствуют росту нейронных связей и помогают молодым нейронам достичь зрелости — так что, пожалуй, тем, кто надеется изменить свой мозг, стоит следить, чтобы в рационе этого вещества было достаточно. Правда, даже если из вашей диеты совсем исчезнет омега-3, никто не дернет стоп-кран в мозге — скорее он просто не будет работать по максимуму, не будет готов серьезно учиться и меняться.
Если же говорить о том, что предпочтительнее: искусственные добавки или естественные продукты, есть доказательства, что натуральное все же полезнее. Но для тех, кто терпеть не может жирную рыбу, добавки, по-видимому, будут лучшей альтернативой. В ходе одного исследования рацион детей, до того питавшихся плохо, обогатили искусственными добавками омега-3. Дети стали лучше читать, писать и в целом успешнее справлялись с тестами. Аналогичное воздействие искусственные добавки произвели на детей с проблемным поведением: согласно исследованию, после повышения уровня омега-3 в крови вспышки гнева и другие поведенческие проблемы стали регистрироваться реже. У взрослых недостаток омега-3 связывают с депрессией, а в ходе экспериментов прием искусственных добавок помог ослабить реакцию на стресс.
Медитируйте
Сара Лазар, нейробиолог Гарвардской медицинской школы, считает, что время нужно находить, хотя бы по десять минут, но каждый день. Лазар посвятила много лет изучению влияния медитации на мозг. Она выяснила, что у людей, длительное время практиковавших медитацию, ниже активность задней поясной коры — она входит в нервную сеть, контролирующую блуждание ума. Лазар уверяет, что изменения в мозге регистрируются даже у начинающих уже после восьминедельного курса медитации осознанности.
Судя по всему, йога действует аналогичным образом — а я хожу на нее минимум раз в неделю, так что определенный эффект уже должен быть. «Люди часто говорят мне, что ходят на йогу, а не занимаются медитацией, — но ведь йога и есть медитация, просто в движении», — говорит Лазар. Она уверяет, что двадцать минут йоги каждый день дадут тот же эффект, что и медитация. Моего запала хватает где-то на неделю, а потом благие намерения теряют силу.
Однако есть и другие способы — и по крайней мере один из них не требует особых усилий. В ходе лабораторных исследований доказано: когда у испытуемых истощается ресурс внимания, восполнить его позволяют всего несколько минут, проведенных за созерцанием природных пейзажей. Городские пейзажи такого эффекта не производили. Видимо, лицезрение лесов, полей и гор, и уж тем более пребывание на лоне природы волшебным образом воздействует на человека. Другие исследования показали, что эффект будет еще сильнее, если во время созерцания пейзажей еще и выполнять физические упражнения.
Сосредоточитесь на мелочах
В одном из последних исследований Том Маккефри из Массачусетского университета обнаружил, что после двадцати минут обдумывания знакомых объектов (экспериментаторы просили перечислить все составляющие их части, например: «одна из составляющих свечи — фитиль, он представляет собой нить, сделанную из длинных, переплетенных между собой волокнистых прядей. .. Еще в состав свечи входит восковой цилиндр, слегка сальный на ощупь») люди показывали более высокие результаты в тесте на креативность.
Основная идея этого исследования такова: когда люди учатся задумываться не только об очевидных характеристиках объекта («ручка оставляет на бумаге следы»), но и о других его особенностях («она длинная, тонкая и не гнется»), они начинают по-новому думать об обычных вещах. Предположим кто-то вот так подумал о ручке, а потом ему понадобилось что-нибудь длинное и негнущееся, чтобы перемешать краску. Ручка вполне могла бы показаться ему подходящим для решения задачи инструментом. Иными словами, возможно, привычка думать о неочевидных свойствах предметов может оказаться полезной в разных областях жизни и работы.
13 способов прокачать мозг, которыми пользуются ученые и сотрудники спецслужб / AdMe
XXI век стал началом эпохи, когда ученым удалось буквально пробраться внутрь мозга и развенчать мифы о том, как он работает. Например, размер и вес мозга не связаны с уровнем интеллекта. Одновременно начались испытания методик и наблюдения, обучающие нас тому, как «взламывать» программы, которым следует мозг, и как прокачивать нужные навыки с нуля в любом возрасте. Этими открытиями сегодня активно пользуются сотрудники спецслужб, спортсмены, космонавты, врачи и любители биохакинга.
ADME расскажет о популярных заблуждениях, связанных с нашим мозгом, и предложит несколько простых способов сделать его работу более эффективной.
Миф: Мозг никогда не устает
© depositphotos, © depositphotos, © depositphotos
На самом деле: от умственной работы мозг не способен устать, но психологическое, эмоциональное и физическое состояние влияют на его концентрацию и активность. Недавние исследования показали, что мозг лучше всего работает там, где слышит шум волн, чувствует соленый свежий воздух, видит оттенки синего и ощущает теплый песок. Поэтому на побережье моря или океана мы быстро восстанавливаем силы.
- Что делать: посещайте соляные комнаты, чаще гуляйте в хвойном лесу, отдыхайте вблизи водоемов, а летом не стесняйтесь ходить босиком. Постарайтесь иногда выбираться на море.
Миф: Рисуя, математиком не станешь
© pgil / forums.tigsource
На самом деле: рисуйте, когда никак не решается сложная задача или нужно сделать серьезный выбор. Это занятие активизирует оба полушария, и мозг быстрее находит верное решение. Интегрированные занятия показали, что дети скорее осваивают математику и быстрее запоминают информацию, если иллюстрируют новый материал или просто калякают на полях.
- Что делать: рисовать или раскрашивать в течение 10–20 минут. Лучше работать неактивной рукой. Например, если вы правша, используйте левую руку. Превратите это в ежедневное занятие: эффект станет заметен в течение первого месяца.
Миф: Качели — это развлечение для детей
© Phil Hawksworth / flickr, © wikipedia
На самом деле: в раннем возрасте раскачивания помогают в развитии отделов мозга, отвечающих за речь и обработку информации. Поперечное качание и раскручивания в любом возрасте укрепляют вестибулярный аппарат, развивая навык ориентации в пространстве. Проверено космонавтами.
- Что делать: качаться на качелях по 15–20 минут 2–3 раза в неделю и не упускать возможности прокатиться на карусели. Это избавит вас от морской болезни и неприятных ощущений, возникающих при чрезмерном употреблении алкоголя.
Миф: Экстрасенсорных способностей не существует
© marc0k / flickr, © Marvel Studios
На самом деле: то, что многие называют шестым чувством, часто развивается у тех, кто вынужден разрабатывать отдельные органы чувств. Например, слепые люди, концентрируясь на слухе, обонянии и рецепторах кожи, чувствуют пространство вокруг себя. Их мозг на основе полученных данных создает в уме карту, которую использует при движении.
- Что делать: несколько раз в неделю выполняйте повседневные дела с берушами, ходите задом наперед или попробуйте игру «Что в коробке?», когда с завязанными глазами нужно определить на ощупь, что за предметы находятся в емкостях.
Миф: Лучший спорт для мозга — шахматы
© depositphotos, © depositphotos
На самом деле: мозг лучше работает во время комплексных физических упражнений —выделяются гормоны, которые улучшают память, ускоряют усвоение новых навыков и заботятся о здоровье уже существующих нейронов. Например, в одном эксперименте испытуемые решали задачи. В перерыве одна группа делала зарядку, а вторая отдыхала сидя. В итоге лежебоки хуже справились с заданием.
Главное — избегать занятий с высоким риском для здоровья. Например, регбисты сталкиваются с нарушениями функций мозга из-за частых травм головы, связанных с особенностями этого вида спорта.
- Что делать: не полагаться только на шахматы и разгадывание кроссвордов, а регулярно плавать, танцевать или записаться на йогу, чтобы комплексно развивать тело.
Миф: Молоко полезно для мозга
© Universal Pictures, © Columbia Pictures
На самом деле: у молока много противопоказаний; гораздо полезнее для тела и головы употреблять кефир и другие кисломолочные продукты.
Еду и напитки, чей положительный эффект на мозг пока не доказан, лучше употреблять изредка, в том числе вино и шоколад.Ожирение разрушает связи между нейронами, сахар и трансжиры приводят к воспалениям. Мозг переходит на низкоэнергетический режим болезни и впадает в депрессию. Недостаток еды тоже выводит этот орган из равновесия: он бросает все силы на то, чтобы достать еды, и человек становится агрессивным и раздражительным. Продолжительность жизни мозга сокращается, увеличивается риск развития болезней мозга.
- Что делать: в регулярный рацион включить жирную рыбу, икру, орехи, фрукты и овощи. Перейти на кетоновую диету, обязательно проконсультировавшись с врачом.
Миф: Многие навыки можно получить только в детстве
© Outov Productions, © Carolco Pictures
На самом деле:
Например, хирурги начинают заниматься на скрипке в 30+ лет, чтобы развить мелкую моторику. Спецслужбы заставляют сотрудников проходить компьютерные игры, чтобы развивать скорость реакции, логику и вырабатывать правильное поведение в миссиях.
- Что делать: не бойтесь попробовать себя в том, о чем мечтали в детстве. Новые знания создают новые нейронные связи, защищая мозг от старения. Пусть вас не смущают возрастные рамки: на Олимпиаде в Пхенчхане в дисциплине «горные лыжи» Мексику представлял спортсмен, который за год до этого впервые освоил данный вид спорта — в 40 лет.
Миф: Позитивное мышление — удел молодых и неопытных
© depositphotos
На самом деле: оптимисты легче переживают неудачи и быстрее достигают поставленных целей, а вот продолжительное волнение на 29 % увеличивает риск умереть от сердечного приступа и на 41 % — от рака. И пусть то, как люди смотрят на жизнь, определяется генами, но именно жизненный опыт решает, кем вы станете. Поэтому психологи советуют развивать так называемое позитивное искажение.
- Что делать: существует онлайн-тренинг, который следует выполнять ежедневно. В нем среди 9 человек требуется как можно быстрее найти того, кто улыбается. Регулярные занятия заставляют мозг перестроить мировосприятие и снижают уровень тревожности.
Миф: У одних людей математический склад ума, а все остальные — гуманитарии
© depositphotos, © brewbooks / flickr
На самом деле: базовое понимание математики дано всем от природы. Это важный навык для выживания. Например, симметричность помогает обнаружить зрелый фрукт, а «чувство числа» — определить количество людей в племени противника.
Математические способности по-разному развиты у людей, но даже в зрелом возрасте их можно улучшить. Это благотворно влияет на работу памяти, а также будет полезно тем, кто занят творческим трудом и музыкой.
- Что делать: начните с простого — играйте чаще в «Монополию» и «Буквоед». Обратитесь к простым задачкам и тактильным головоломкам, считайте в уме расходы, делая покупки. Загляните на этот сайт — он признан лучшим онлайн-ресурсом, с которым легко освоить математику любому.
Миф: Пить кофе каждый день полезно для памяти
© Miramax
На самом деле: кофеин улучшает работу мозга и способен отсрочить возрастные нарушения памяти, но не обязательно регулярно употреблять кофе. Значительно усовершенствовать память, увеличить объем знаний и словарного запаса помогает чтение в больших объемах.
- Что делать: осваивайте по 1–2 книги разных жанров в неделю. Перечитывайте старое, чтобы «перезаписать данные»: если долго не обращаться к информации, мозг удаляет ее из памяти.
Миф: Виртуальные карты и навигатор развивают пространственное ориентирование
© depositphotos, © depositphotos
На самом деле: долго используя навигатор, люди постепенно забывают расположение даже тех улиц, по которым ежедневно ходили годами. Поэтому в Лондоне таксисты обязаны знать наизусть расположение 25 000 улиц, чтобы получить лицензию на работу.
Знание улиц и ориентирование по картам увеличивают область мозга, которая ориентирует нас в пространстве, избавляет от невротизма и учит быстро переключаться с одной стратегии на другую, более эффективную в конкретной ситуации.
- Что делать: откажитесь от навигатора в пользу бумажных карт и научитесь краем глаза всегда следить за ориентирами, например положением солнца. Благодаря этому вы сможете находить нужное место даже в незнакомом городе.
Миф: Электростимуляция сжигает мозги
© Tim Sheerman-Chase / flickr, © depositphotos
На самом деле: к электростимуляции мозга все чаще прибегают ученые, спецслужбы, спортсмены, геймеры и люди, которые восстанавливаются после черепно-мозговой травмы или инсульта. Такая терапия улучшает концентрацию внимания, прокачивает логику, скорость реакции, вербальную память и пробуждает воображение. Например, известно, что во время некоего теста ни один из испытуемых не смог выполнить сложное задание на логику, а после курса электростимуляции 40 % испытуемых дали верный ответ.
- Что делать: использование подобной терапии следует начать с консультации у врача, чтобы не нанести вред здоровью.
Миф: Стимулирование центра удовольствия заставляет мозг работать лучше
© depositphotos, © depositphotos
На самом деле: гормон дофамин вызывает чувство удовольствия, когда вы едите сладкое, употребляете алкоголь или влюбляетесь. Он ненадолго возбуждает мозг, заставляя его усиленно работать, а затем снижает работоспособность, требуя новую «дозу».
Стимулировать мозг надолго и без ущерба может гормон серотонин. Он выделяется, когда вы занимаетесь самореализацией, смеетесь или разделяете любимое занятие с приятным человеком, например смотрите кино или обедаете. В таких случаях можно сделать исключение, чтобы вместе побаловаться сладостями или хорошим вином.
- Что делать: чаще проводите время с друзьями, путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми и старайтесь разделять удовольствия с близкими.
А вы готовы испытать на себе подобные техники?
AdMe/Наука/13 способов прокачать мозг, которыми пользуются ученые и сотрудники спецслужб
Развитие мозга: 8–10 лет
По мере того, как их мозг продолжает развиваться, у детей на этом этапе растет потребность в независимости в процессе принятия решений и мышления. С увеличением объема внимания дети этой возрастной группы могут выполнять подробные указания, составлять пошаговые планы для выполнения сложных планов и начинают использовать логику и разум при решении задач.
На этом этапе дети обычно:
- Развивать навыки критического и абстрактного мышления.
- Разрабатывайте собственные игры со сложными правилами.
- Научитесь читать, писать и использовать устную речь.
- Начните проявлять творческие способности через писательство, актерское мастерство, изобретение и дизайн.
- Задавайте много вопросов, чтобы выработать собственную точку зрения.
- Начать собирать вещи и развивать интерес к проектам.
- Забота о справедливости; развивать чувство правильного и неправильного.
- Развитие конкурентоспособности.
- Начните понимать каламбуры и загадки.
- Станьте любопытными, как вещи работают и как они сделаны.
Что могут сделать родители
Старайтесь регулярно общаться с учителем о том, как дела у вашего ребенка, помимо родительских собраний. Спросите, читает ли ваш ребенок учебники для своего класса. Хорошо ли они пишут и говорят? Попросите показать образец работы вашего ребенка и задайте вопросы о том, как ее можно улучшить. Попросите дополнительную помощь, если ваш ребенок в ней нуждается.
Постарайтесь создать тихое место для учебы вашего ребенка и каждый день выделяйте время, когда ваш ребенок может сосредоточиться на чтении, письме и математике. Сделайте чтение для развлечения частью повседневной жизни вашего ребенка.
Имейте это в виду
Детям нужна игра — и много — для здорового и сильного развития мозга. Их время для просмотра телевизора, видеоигр и компьютерных игр должно быть ограничено одним-двумя часами в день. Это приведет к более активной игре.
Учащиеся третьего класса начинают внимательно читать, чтобы найти основные идеи и вспомогательные детали в рассказах. Они также бегло читают рассказы и стихи вслух, не останавливаясь, чтобы понять, что означает каждое слово. Они самостоятельно проводят короткие исследовательские проекты, формирующие знания по различным темам.
Третьеклассники изучают умножение, деление и дроби, которые являются строительными блоками для многих жизненных навыков, которые учащиеся изучают в более поздних классах, таких как проценты. Они измеряют и оценивают вес и жидкости, а также могут решать текстовые задачи, связанные с этими величинами.
Учащиеся четвертого класса обладают выносливостью и навыками для чтения сложной художественной, документальной и других материалов. Они делают большие успехи в своей способности ясно и подробно объяснять, о чем говорится в книге. Они пишут эффективные резюме, отчеты о книгах и описания персонажей или событий, используя правильную грамматику и пунктуацию.
Четвертоклассники используют арифметику целых чисел для решения текстовых задач, в том числе задач с измерениями. Они строят знания и навыки с дробями, чтобы подготовиться к освоению этой темы в пятом и шестом классе.
Пятиклассники много и глубоко читают ряд высококачественных, все более сложных художественных и научно-популярных книг. Они начинают писать на компьютере. Обобщение основных деталей рассказов. Интеграция информации.
Пятиклассники смогут быстро и точно умножать большие числа, а также умножать и делить дроби в простых случаях. Они начинают использовать информацию из печатных и цифровых источников, чтобы отвечать на вопросы и решать проблемы.
Здоровое тело, здоровый дух
Для оптимального развития мозга дети нуждаются в хорошем питании каждый день. Они должны есть много фруктов и овощей, а их рацион должен быть ограничен в отношении продуктов с высоким содержанием жиров, добавленных сахаров и соли. Дети могут не просить здоровые закуски, такие как бэби-морковь или цельнозерновые крекеры с низким содержанием соли, но если их предлагать постоянно и в то время, когда ребенок, вероятно, голоден, есть большая вероятность, что они будут съедены.
Мозг вашего ребенка: как родители могут поддерживать здоровое развитие
- Мозгу вашего ребенка нужна прочная основа.
- Любящие, последовательные, позитивные отношения помогают формировать здоровый мозг и защищают мозг вашего ребенка от негативных последствий стресса.
- Повседневный опыт помогает формировать мозг вашего ребенка — от ваших повседневных дел до людей, с которыми контактирует ваш ребенок.
Мозг вашего ребенка формируется с течением времени: он начинается во время беременности и продолжается до раннего взросления. И, как зданию, ему нужен прочный фундамент.
Мозг состоит из нескольких различных областей, которые контролируют все, что мы делаем — от слуха и ходьбы до решения проблем и того, как мы себя чувствуем. Каждая область имеет миллионы клеток мозга или нейронов. Эти нейроны общаются друг с другом, передавая химические сообщения через крошечные пространства, называемые синапсами. По мере того, как сообщения повторяются снова и снова, создается больше связей и формируются «нейронные пути». Думайте об этих путях как о «проводке» мозга. В первые годы жизни эти связи развиваются чрезвычайно быстрыми темпами.
Так как же происходит это развитие? И тут в дело вступают родители. Вы можете помочь мозгу вашего ребенка развиваться здоровым образом. Для этого не нужны специальные игрушки или оборудование, и это проще, чем вы думаете!
Знаете ли вы…?
- Проводка мозга вашего ребенка не полностью подключена при рождении. Он очень активен, меняется и развивается в ответ на то, что происходит вокруг него. Именно повседневный опыт — такие действия, как игра, чтение, обучение, взаимодействие и реакция людей — помогает развивать мозг вашего ребенка.
- От того, насколько хорошо устроена вся проводка, то есть от того, как развивается мозг вашего ребенка, зависит его способность изучать язык, решать проблемы и хорошо учиться в школе. Позже в жизни это может повлиять на их физическое и эмоциональное здоровье и на то, как они ладят с другими людьми.
- Отношения имеют решающее значение . Любящие, последовательные, позитивные отношения помогают формировать здоровый мозг и защищают мозг вашего ребенка от негативных последствий стресса.
- Даже очень маленькие дети могут испытывать стресс, когда места, где они живут и играют, кажутся им небезопасными или пугающими. «Токсический» стресс, гораздо более серьезный, чем кратковременный повседневный стресс, вызывается постоянными проблемами, такими как экстремальный семейный конфликт, бедность, жестокое обращение, пренебрежение, подверженность насилию, наличие родителей, злоупотребляющих наркотиками или алкоголем, или родитель с невылеченным психическим заболеванием. Токсический стресс вреден для развивающегося мозга вашего ребенка. Это может привести к физическим, учебным и эмоциональным проблемам в детстве, и эти проблемы могут продолжаться и во взрослой жизни. Если вас беспокоит ситуация в вашем доме, поговорите со своим врачом или лечащим врачом вашего ребенка.
Потребности развивающегося мозга вашего ребенка:
- Отзывчивый, заботливый, положительный опыт : Ежедневный опыт помогает формировать мозг вашего ребенка — от ваших повседневных дел до людей, с которыми ваш ребенок контактирует. Младенцы должны жить и играть в здоровых пространствах с возможностью учиться и расти. И им нужно, чтобы вы научились распознавать, когда они устали, или голодны, или напряжены, или хотят, чтобы вас обняли или обняли. Тёплое и предсказуемое отношение к вашему ребёнку и установление распорядка помогают малышу чувствовать себя в безопасности. Это показывает им, что они могут рассчитывать на вас, когда они больны, расстроены или огорчены, и что вы можете удовлетворить их потребности. Детям нужно, чтобы их родители и опекуны отвечали им любовью, заботой и последовательностью.
- Развлекательные занятия : Говорить, читать и петь вашему ребенку — это веселые и простые способы помочь ему расти. То же самое можно сказать и о простых играх, например, опуститься на пол на животик с маленьким ребенком или поиграть в прятки с 5-месячным ребенком.
- Хорошее питание : Если вы можете кормить грудью, грудное молоко — это лучшая пища, которую вы можете давать ребенку в течение первых 6 месяцев жизни (и намного дольше, с прикормом). Вне зависимости от того, кормите ли вы грудью или кормите смесью, думайте о времени кормления как о времени для развития мозга: зрительный контакт, улыбка и контакт с кожей — все это положительные впечатления. По мере того, как ваш ребенок растет, обязательно предлагайте ему продукты, богатые железом, и продукты с различными питательными веществами, такие как фрукты и овощи (ссылки на ресурсы по здоровому питанию см. ниже).
- Вашему малышу не нужны дорогие игрушки . Любящие, улыбающиеся лица взрослых, которые реагируют на них, — лучшие игрушки ВСЕГДА. Многие электронные игрушки и шоу позиционируются как «образовательные» для малышей. Но нет исследований, подтверждающих утверждения о том, что эти продукты помогают детям учиться. Смотреть на экран — это пассивно . Младенцы должны активно взаимодействовать с вами и другими людьми в своей жизни и исследовать их мир. Детям до 2 лет не рекомендуется проводить время у экрана.
Что вы можете сделать?
- Ответь своему ребенку . Это особенно важно, когда ваш ребенок болен, голоден, расстроен или просто нуждается в утешении. Но младенцы также тянутся к вам бесчисленными позитивными способами — бормоча, издавая звуки или улыбаясь. Когда вы отвечаете любящим и последовательным образом, вы помогаете мозгу вашего ребенка развиваться.
- Обеспечьте ребенку безопасный и любящий дом . Разработайте распорядок дня, на который может рассчитывать ваш ребенок. Держите свой дом в покое.
- Помогите малышу исследовать окружающий мир внутри и снаружи . Игра помогает детям учиться, а вы — первый товарищ вашего ребенка по играм. Простые игры помогут им узнать больше о людях и окружающем мире. И не забывайте разговаривать со своим ребенком, когда занимаетесь своими повседневными делами. Расскажите ребенку, что происходит, указывайте на интересные вещи, которые вы вместе видите, и помогите ему развить другие чувства – слух, осязание, вкус и обоняние.
- Получайте регулярный медицинский уход за своим ребенком . Ваш ребенок должен регулярно осматриваться врачом. Своевременно обновляйте вакцины и говорите со своим врачом о разработке и о том, чего ожидать дальше.
- Развивать общественные связи . Узнайте об услугах и программах, доступных в вашем районе. Во многих общинах есть агентства или центры, которые обслуживают молодые семьи. Игровые группы и дроп-ин — отличные места для встреч с другими родителями, и у многих есть приглашенные специалисты, которые могут ответить на вопросы. Если вы не знаете, куда обратиться, попробуйте обратиться в местный общественный центр, публичную библиотеку, отдел общественного здравоохранения или в программу семейных ресурсов.
- Выберите качественный уход за детьми . Когда вам нужно быть вдали от вашего ребенка, убедитесь, что вы оставляете его с опекуном, который будет заботиться о вашем ребенке, как и вы. Выберите кого-то, кому вы доверяете, кто будет реагировать на эмоциональные потребности вашего ребенка и обеспечит безопасную и здоровую среду с возможностями для обучения и роста.
- Обращайтесь, если вам нужна помощь . Если вы чувствуете стресс, подавленность, депрессию или вам нужна поддержка в уходе за ребенком, не бойтесь обратиться за помощью. Поговорите со своим поставщиком медицинских услуг, членами вашей семьи или свяжитесь с местным общественным агентством.