что это в современном понимании, примеры, виды
Природа человека такова, что ему очень трудно противиться соблазнам. Поэтому способность вести аскетичный образ жизни всегда считалась одной из важнейших добродетелей и ценилась во всех культурах. Более того, люди верили, что аскетизм способствует духовному обогащению и совершенствованию человека, может приблизить его к богам и даже наделить сверхъестественными способностями.
Что такое аскетизм?
Аскетизм – это система принципов поведения, основанная на отказе от благ и удовольствий с целью нравственного совершенствования и религиозного возвышения. В той или иной форме аскетизм присутствует практически во всех религиях мира, а различные поверья утверждают, будто с его помощью можно постичь истину или открыть в себе новые способности.
Термины «аскетизм» и «аскеза» образованы от греческого слова ἄσκησις (аскесис), которое переводится как «упражнение», но в более узком смысле можно перевести как «тренировка ума и воли».
Несмотря на большое разнообразие аскетических практик, практически все они сводятся к дисциплине и ограничению себя в удовольствиях и удовлетворении базовых потребностей. Обычно это подразумевает добровольный отказ от таких благ как:
- возможность полноценно утолить голод;
- употребление любых видов алкоголя;
- секс и другие плотские удовольствия;
- финансовый достаток;
- комфортные условия жизни;
- использование инструментов, облегчающих жизнь;
- различные развлечения и празднования.
Человека, избравшего для себя аскетический образ жизни, называют аскетом. По сути, он должен отказываться от всего, чего желает. А единственным его стремлением должно оставаться духовное совершенствование. Некоторые аскетические практики подразумевают также истязание своего тела различными способами.
Противоположностью аскетизма является гедонизм – учение, считающее удовольствие важнейшей ценностью и смыслом жизни.
Примеры сторонников аскетизма
Многие известные исторические деятели придерживались тех или иных форм аскетизма, и всех перечислить невозможно. Мы рассмотрим несколько наиболее показательных примеров.
Диоген
Хоть Диоген и не самая известная личность в нашем списке, знаменит он именно своим аскетизмом. Все знают, что философ жил в бочке (точнее, в пифосе – большом глиняном сосуде для хранения продуктов). Афиняне уважали этот странный выбор, и когда какой-то мальчишка разбил его жилище, ему тут же предоставили новый «дом».
Также Диоген имел минимум вещей, поскольку считал, что лишнее имущество ограничивает свободу человека. Однажды он увидел, как какой-то паренёк пьёт воду, зачерпывая её руками. Решив, что мальчик превзошёл его в простоте жизни, он выбросил свою чашу для питья.
Известен случай, когда сам Александр Македонский решил навестить Диогена. Представ перед ним, он сказал: «Проси у меня всё, что пожелаешь!». Философ ответил правителю: «Отойди, не заслоняй мне солнце!».
Интересно, что аскетизм Диогена относился лишь к владению материальными благами. При этом он регулярно посещал пиры, где местные богачи всегда привечали его, несмотря на хамское отношение к ним. Кроме того, он пользовался услугами знаменитых гетер Лаисы и Фрины, которые брали с других философов и богачей огромные суммы, но Диогена обслуживали бесплатно.
Будда Шакьямуни
Основатель буддизма пришёл к созданию своей религии благодаря многим годам аскетических практик. В конечном итоге он решил, что плохи любые крайности, и стал проповедовать умеренность во всём, отрицая как аскетизм, так и гедонизм. И всё же одной из центральных идей буддизма является борьба со страстями, для контроля которых используются подходы, частично позаимствованные Буддой из аскетических учений того времени.
Иисус Христос
Личность основателя христианства вызывает массу споров. Одни историки сомневаются в том, насколько его жизнь соответствовала образу, сформированному последователями, другие и вовсе считают, что его никогда не существовало. Но если вынести эти споры за скобки, его можно считать ярким сторонником аскетизма. В писаниях утверждается, что он всегда отказывался от излишеств, отвергал роскошь и проповедовал умеренность во всём.
Непосредственным примером аскетизма является 40-дневное странствие Иисуса по пустыне. Христиане верят, что в течение этого срока он держал пост и был искушаем Дьяволом, но справился со всеми искушениями. К слову, некоторые исследователи связывают эту историю с традицией 40-дневного поста в христианстве, однако единого мнения на этот счёт не существует.
Махатма Ганди
Автор философии ненасилия Мохандас Карамчанд Ганди придерживался крайне умеренного образа жизни во всём. Он не стремился к роскоши и даже к комфорту, не жаждал развлечений и удовольствий, а смыслом своей жизни сделал ненасильственную борьбу за освобождение Индии от колониальной зависимости. Даже титул «Махатма», который переводится как «Великая душа», огорчал его.
Пифагор
Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский также известен аскетичным образом жизни. Примерно в 40-летнем возрасте он из-за политических взглядов покинул родные земли и после продолжительного путешествия остановился в городе Кротон. Там он основал религиозно-философскую школу (по свидетельствам современников походившую на монастырь). Каждый, кто хотел стать его учеником, клялся, что будет соблюдать строгие правила школы, в том числе исполнять религиозные обряды и вести аскетичный образ жизни.
Виды аскетизма
Аскетизм является довольно многогранным понятием, но всё же достаточно отчётливо подразделяется на 2 основные формы: религиозный и светский. Рассмотрим каждую из разновидностей более подробно.
Религиозный аскетизм
Практически все религии поощряют аскетичный образ жизни обычных людей и требуют такового от религиозных деятелей. Такое поведение считается праведным, тогда как поощрение своих плотских желаний рассматривается как грех. Рассмотрим подробнее отношение к аскетизму в наиболее распространённых религиях мира:
- Христианство. Термин «аскеза» практически не встречается в христианских писаниях. Тем не менее, огромное значение придаётся воздержанию от различных плотских удовольствий, особенно во время постов. Иисус требовал от своих учеников, чтобы те полностью отказались от имущества и прочих благ, а также постоянно соблюдали пост. В современном христианстве пост также важен, кроме того, считается, что монахи должны вести аскетичный образ жизни.
- Ислам. Аскетизм в исламе присутствует, но умеренный (строгое самоограничение запрещено). Для его обозначения используется особое понятие – зухд. Исламские богословы практикуют зухд, считая, что он очищает душу и сердце от мирской скверны. Достойного и благочестивого человека, практикующего зухд, называют захидом (данный титул часто присутствует у исламских богословов и суфиев).
- Буддизм. В 29 лет Будда начал практиковать строжайшую аскезу (этому эпизоду его жизни уделяется огромное внимание, он часто изображается в храмах), но после 6 лет практики был разочарован. Поэтому в буддизме поощряется умеренность во всём. Отрицается как крайний аскетизм, так и гедонизм. И всё же некоторые буддистские школы практикуют аскезу (например, японская школа Тэндай-сю).
Светский аскетизм
В религиях аскеза рассматривается как путь к духовному совершенствованию. Но существует и нерелигиозный аскетизм, который направлен на морально-нравственное развитие человека, тренировку силы воли, развитие представлений о жизни, обретение внутренней гармонии и духовной свободы. В частности, многие с его помощью стремятся развить способность противостоять разрушительным соблазнам и сдерживать свою склонность к аддиктивному поведению.
Как правило, светский аскетизм не подразумевает отказа от всех удовольствий. Обычно речь идёт об ограничении потребления, заботе об экологии, отказе от алкоголя, фаст-фуда и прочих вредных продуктов. Часто люди отказываются от тех видов развлечения, к которым питают слабость (например, от азартных или компьютерных игр).
Отдельно стоит отметить спортсменов, которые придерживаются аскетического образа жизни и, в частности, отказываются от секса перед важными соревнованиями. Широко известен пример Майка Тайсона, который по настоянию тренера полностью воздерживался от секса вплоть до своего первого чемпионского боя (который он провёл в 20-летнем возрасте). Кроме того, впоследствии Тайсон признал, что именно его сексуальная необузданность и любовь к кутежу стала причиной крушения его спортивной карьеры.
Заключение
Аскетизм – это особый образ жизни, заключающийся в предельно возможной сдержанности в развлечениях и удовольствиях. При этом его нельзя назвать единой философией или концепцией. И нельзя проследить историю его развития, поскольку в разных культурах существовало большое количество разных форм аскетизма.
Так или иначе, он всегда рассматривался как путь к совершенствованию. Кто-то с его помощью пытался развить силу воли, кто-то упражнял разум, кто-то пытался приблизиться к богам, а кто-то рассчитывал, что Вселенная оценит его старания и наделит его сверхъестественными способностями.
Православный аскетизм в жизни современного христианина. Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на XIX Рождественских чтениях / Статьи / Патриархия.ru
Главная / Наука и образование / Рождественские чтения
Версия для печати
27 января 2011 г. 12:45
Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом «Православный аскетизм в жизни современного христианина» на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи, общества и государства» в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений.
Каждое время по-своему уникально, и его своеобразие находит отзвук в разговорном языке. Например, с началом освоения космоса в 60-е годы прошлого века во всех языках мира звучали слова «спутник» и «космонавт». Наше время не является исключением. История человечества еще не знала столь стремительного развития информационных технологий и средств коммуникации, как в начале третьего тысячелетия. Слова «интернет», «гаджет», «коннект» сегодня понятны в любой стране. В России современный школьник знает, что такое дивайс, и следит за трафиком. Подобный наплыв иностранных слов — обычное явление в русском языке. Во времена татаро-монгольского ига, в периоды увлечения французской или немецкой культурами русский язык вбирал в себя тысячи иностранных слов. Однако со временем только небольшая их часть оставалась в культуре и языке нашего народа, остальные же исчезали или вытеснялись новыми. Так и нынешняя эпоха, добавив разнообразия в родную речь, не сохранит большую часть современных иностранных слов.
Наиболее ощутимый и глубокий след в нашем языке оставило Крещение Руси. Со словами богослужебных текстов и молитвословий, Священного Писания и творений святых отцов в русском самосознании получили отражение новые для языческого народа евангельские представления и нравственные нормы, христианское вероучение и экклесиология восточного христианства. На протяжении веков эти слова были не только близки и понятны русскому народу, они регулировали его повседневную жизнь, сформировали его представления о смысле бытия и предназначении человека. Запечатленные в самых первых отечественных письменных источниках и жизненном опыте наших предков они дошли до нас в неизменности с древних времен, с момента существования Руси.
Это закономерно, т.к. вечное не может устареть. В какое бы время ни жил человек, в какой бы ситуации ни находился, цель его жизни не изменяется, она состоит в том, чтобы наследовать вечную жизнь. Пути и средства достижения этой цели не могут устареть, стать архаичными. Это путь праведности, т. е. жизни по правде Божией, по Его воле. Средством достижения вечной жизни является аскетизм, т. е. упражнение в доброделании, в исполнении заповедей Христовых. Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применять усилие и претерпевать скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11:12; Деян. 14:22). Но современные люди даже в духовной жизни стремятся сохранить комфорт. Причем это выражается почти противоположным образом. Одни в своей теплохладности простираются до полного удаления подвига из своей жизни. Другие превращают подвиг в самоцель, и он становится для них, а зачастую и для их близких, безрадостным и тяжким бременем либо приводит в состояние прелести . Христос же, напротив, говорит, что бремя исполнения Его заповедей легко (Мф. 11:30), если это делание совершается с любовью к окружающим, ради любви ко Христу, с сердечной кротостью и непритворным смирением, в частности, перед теми обстоятельствами, в которых Он посылает нас исполнять Его волю.
Ответ на вопрос: «Что составляет основу благочестия и приближает к святости?» — кроется в природе человека. Принципиальные особенности устроения человеческого естества открываются в описании сотворения мира в оригинальном тексте Библии. При появлении растительности на Земле пророк Моисей употребляет еврейское слово «хая» (способность к жизни некой биомассы), при творении морских обитателей — «нефеш» (стремление материи к комфортному субстанциональному существованию). Более высокий уровень жизни — «нефеш хая» — представляют собой животные. Этимологически эта форма жизни означает ту же биомассу, но осознающую себя отдельной субстанцией, способной активно взаимодействовать с окружающей средой и другими формами жизни. Только при сотворении человека появляется нечто принципиально новое. Помимо жизни в значении «нефеш хая» Господь дарует Адаму разумную душу — «нишама». «Нишама» есть частичка Творца, нечто, соединяющее человека с Высшим началом жизни. Особенностью ее является то, что она бессмертна и обладает разумом, чувствами и способностью принимать решения. По своей этимологии, «нишама» — это разумная чувствующая душа, обладающая накопительной формой знаний и способностью развития. Если эти задатки души не активны, в человеке берет верх «нефеш хая» — жизнь биомассы, не способной чувствовать, принимать решения и мыслить, но лишь создавать комфорт для физической жизни, что уподобляет человека не Творцу, а животным, существование которых ограничено пределами «нефеш хая». Следовательно, по своей природе человек существо не только физическое, но и духовное, способное к богообщению и нуждающееся для этого в постоянном развитии, совершенствовании сил своей разумной души.
Человек существует не с нуля, он имеет начало. Сотворение человека по образу и подобию Божию является отправным пунктом человеческого бытия. При творении мира в конце каждого дня Бог убеждался в отсутствии зла в Своем творении: «И виде Бог, яко добро» (Быт. 1:1-31). Интересно, что слово «добро» славянского текста в русском переводе передано словом «хорошо», что требует дополнительного разъяснения. Добро является противопоставлением злу. В человеке, как и в остальном материальном мире при сотворении отсутствовало зло. Оно вошло в мир с отрицанием божественного бытия и является нарушением гармонии мироздания. Подпав под власть зла, богопротивления, человек совершил грех, лишился богообщения и вечной жизни. Его природа исказилась, стала подвержена тлению. Аскетизм — это путь возвращения человека в состояние «добро», путь избавления от греха и власти смерти.
Интересное определение «подвижничеству» дает святитель Феофан Затворник. В своей книге «Путь ко спасению» он указывает, что «подвижничество есть непрестанная победность», человек через постоянное внимание и противодействие греху достигает внутренних побед.
Само по себе подвижничество было известно человечеству задолго до христианства. Исторически оно было принадлежностью религиозной жизни всех народов, как предпочтение духовных интересов перед физическими потребностями. Подвижничество имеет глубокие внутренние основания в природе человека, и подобно религиозному чувству коренится в глубине духа человека. Христианское подвижничество появилось одновременно с появлением христианства, оно является неотъемлемой потребностью верующей души, стремящейся ответить любовью на любовь Божию. В Книге Деяний Апостольских говорится о свойственных первохристианским общинам усиленной молитве, раздаче имущества и пр.
Надо понимать, что христианство не требует от человека утеснения плоти. Христианство требует от человека нравственного совершенствования на основе евангельских заповедей. Человек же, подверженный греху, не способен жить по Евангелию (Рим. 7:19). Он вынужден прибегать к различным ограничениям, принимать всевозможные меры для борьбы со своими пагубными привычками и навыками, со всем своим греховным началом. Ведь даже для того, чтобы бросить курить или оставить пьянство, человеку приходится выдерживать настоящую борьбу с самим собой. Тем более тяжелая борьба предстоит желающему сбросить с себя нажитый греховный багаж. После грехопадения в человеке отношения между интересами духа и плоти таковы, что во имя первых необходимо сдерживать последние. Таким образом, аскетические требования и ограничения для достижения нравственного совершенства человека необходимы не потому, что этого хочет христианство, а по причине глубокого повреждения природы человека.
Большинство современных людей ошибочно считают аскетизм исключительно уделом монашества. Но Священное Писание неоднократно говорит о необходимости применить усилие, претерпеть скорби для достижения Небесного Царства (Мф. 11:12 и Деян. 14:22), обращаясь ко всем последователям Христа. По свидетельству преподобного Кассиана, под «усиленными искателями» Царства разумеются те, которые «похвальным похищением, лишая себя удовольствия от настоящих вещей, через такое восхищение с усилием входят в Царство Божие». Христианское подвижничество является борьбой и усилием, средством и путем к получению Царства Небесного. Реализация христианской нравственности в своей жизни необходима каждому человеку, ищущему спасения — и монаху, и мирянину. Следовательно, аскетизм необходим каждому, независимо от того, является ли он монахом или нет. Монашеская форма подвижничества, освященная примером и опытом преподобных отцов, является лишь более удобной для достижения христианского совершенства.
Но святым человек может стать, и живя в миру. Подтверждением тому является многочисленный сонм святых праведных Православной Церкви. Показателен и пример из жизни преподобного Макария Египетского. Живя в пустыне, преподобный вел суровую подвижническую жизнь. Но Господь открыл ему, что в ближайшем городе живут две женщины, которые достигли большего, чем он духовного совершенства. Придя в город, преподобный узнал об их подвиге: являясь женами двух братьев и проживая в одном доме много лет, они ни разу не поссорились, и каждая из них относилась к детям другой, как к своим собственным. Как сказал один из современных старцев, «у праведности нет колокольчика». Мы не можем видеть сердце и подвиг другого человека, но каждый может и должен идти ко Христу, возвращаться в состояние «добро», исполняя о себе замысел Божий.
«Благословением праведных возвышается город» (Притч. 11:11), — учит Священное Писание. «Не стоит город без праведника», — гласит русская пословица. И если Господь обещал пощадить сотни порочных людей ради десяти праведников (Быт. 18:24-26), то стоит задуматься, насколько и в наши дни высоких технологий и запредельных темпов жизни актуально индивидуальное христианское подвижничество для благополучия нашей Родины, для счастья и здорового развития молодого поколения, для будущего человечества.
Издательский Совет/Патриархия.ru
Материалы по теме
Вышел в свет Православный листовой календарь с указанием трапезы на 2024 год
Председатель Издательского Совета принял участие в открытии в МПГУ выставки «Монашество.
Тихоокеанский рубеж»Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации
В Издательском Совете обсудили вопросы развития искусственного интеллекта и биоэтики
Священники из разных стран обсудили актуальные вопросы пастырской аскетики в онлайн-формате
Православный аскетизм в жизни современного христианина. Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на XIX Рождественских чтениях [Статья]
В Москве состоится VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи»
О Рождественском посте [Статья]
1 июля стартует XIХ Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»
Синод утвердил предложения Патриаршего совета по культуре относительно сохранения памятников церковной архитектуры
XXXII Международные Рождественские чтения будут посвящены теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Итоговый документ XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» [Документы]
Другие статьи
Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе
Итоги церковного десятилетия
Монашество перед вызовами революционной эпохи
«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке
О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии
Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»
Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений
Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»
Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений
Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»
Project MUSE — Аскетическая жизнь ультрараннера
ВВЕДЕНИЕ
Раннехристианское аскетическое тело. Современный корпус для ультрамарафонцев. Какое родство они разделяют? Это личное повествование исследует сходство между ними и то, как обращение аскетов с телом резонирует с моим духовным ритуалом сверхмарафонца.
Раннехристианский подвижник пережил требовательную и трудную жизнь самодисциплины, самоотречения, молитвы, поста, покаяния и безбрачия. Целью подвижнической жизни было духовное развитие, духовное назидание и соединение тела и души с Богом. 1 Павел ввел практику аскетизма в христианство, используя спортивные термины, которые подчеркивали «самопожертвование, дисциплину и самообладание», необходимые для жизни целеустремленного и непоколебимого христианина. 2 Христианские аскеты, такие как Антоний Египетский, Евагрий Понтийский, Франциск Ассизский, Екатерина Сиенская и Тереза Авильская, среди прочих, часто описываются как спортсмены. Как ультрамарафонец, я черпаю силу и вдохновение в их примере и признаю нашу телесную связь. Сегодняшние ультрамарафонцы – это буквально спортсмены-аскеты, которые занимаются экстремальными, значимыми телесными переживаниями и практиками, очень похожими на аскетов. Ультрабег имеет особое духовное измерение, поддающееся уединению и размышлениям, и является своего рода воплощенной духовной практикой, которую я называю «духовностью ультрабега».
Ультрабег определяется как бег на любую дистанцию, превышающую стандартную 26,2-мильную марафонскую дистанцию. Наиболее распространены 50 и 100 миль, а также 50 и 100 километров (31 и 62 мили). Шестичасовые, 12-часовые, 24-часовые, 48-часовые и многодневные забеги продолжительностью пять или более дней также являются ультрамарафонами, 3 , называемыми «ультра» или забегами на выносливость. Для непосвященных мысль о том, чтобы пробежать стандартный марафон на 26,2 мили, не говоря уже об ультрамарафоне, невообразима. Это настроение понятно. Когда я была маленькой девочкой, наблюдая за Олимпийскими играми, я была в полном благоговении перед марафонцами, которые пробежали 26,2 мили. Они, казалось, обладали сверхспособностями и были сверхчеловеками. Теперь, став взрослым, я превратился из марафонца в бегуна на сверхвыносливость и испытал волнующие страдания и радость на этом избранном пути. [End Page 201]
Для достижения подвига в беге на такие изнурительные дистанции требуется дисциплина, тренировка и любовь к упражнениям. Эти ключевые слова: дисциплина, тренировка и упражнение определяют аскетизм (от греческого слова аскесис ). Греческие, латинские и семитские корни этих слов исторически использовались для интерпретации языка христианского дискурса, включая «аскетизм», который используется для обозначения спортивных тренировок и физической дисциплины, а также для описания духовных усилий. 4
АСКЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ АНТОНИЯ, ФРАНЦИСА, ЕКАТЕРИНЫ И ТЕРЕЗЫ
Связь между моим сверхбегущим телом и раннехристианским аскетическим телом рассматривается сначала путем краткого обзора ранней аскетической жизни. Когда я думаю об Антонии, Евагрии, отцах и матерях-пустынниках, я думаю о сверхмарафонцах как о спортсменах другого типа. В своем обзоре документального фильма «Бегущие по пустыне » «Бегущие по пустыне » ученый Уильям Вини пишет: «Я смотрел фильм с ультрамарафонцами с каждой стороны… весь фильм провёл с комом в горле, думая, в основном, о святом Антонии и ранних христианах. монашество. Мне было интересно, думает ли кто-нибудь еще так же. Наверное, нет». 5 Вайни не одинок. Я тоже представляю себе наших пустынных предков, когда читаю и смотрю документальные фильмы о сверхмарафонцах, происходящих в пустынях по всему миру. Журналист Кен Читвуд отмечает, что «бег — это новая форма религиозного аскетизма со своими собственными аскетами, дисциплинами, литературой, общением, святынями, медитативными практиками, прозелитизмом, пророками и священниками». 6 Я также думаю о средневековых аскетах, которые последовали за ними, таких как Франциск, Екатерина и Тереза, и чувствую сильное родство с ними, когда они занимались подобными телесными практиками, необходимыми для тренировки и бега ультрас.
Как и ультрамарафонцы, аскеты — редкость. Антоний и Евагрий бежали из мира в пустыню. Антоний вел аскетический образ жизни в пещере; Евагрий жил в монастыре, ища Бога и желая быть с Богом. Они отказались от семьи, друзей и материального мира. Спустя столетия Фрэнсис, сбитый с толку и неуверенный в направлении своей жизни, также покинул свой мир и семью, услышав зов Бога: «Фрэнсис, восстанови мою церковь». 7 Он посвятил свою жизнь…
Святой Колумба, аскетическая жизнь и жизнь черных
Много лет назад я помогал молодежной группе совершить паломничество в Айону, Шотландия. Я помню, как подумал, какой это был великий дар – в первую очередь поехать туда, а также совершить Евхаристию в часовне на Ионе, а также на ее берегах. Прогулка вдоль берегов и пастбищ Ионы была, и я действительно говорю, волшебной. Это было похоже на приглашение в фантастический роман, на погружение в сказочный мир. И все же это была не фантазия, как все, и не мечта, а реальность. Песок Ионы застрял в моих ботинках; ветер Ионы взъерошил мне волосы. Это настоящее место. Я знаю, потому что я был там.
Сегодня мы думаем о жизни святого Колумбы, который был известен (как говорит нам Беде) тем, что делился своей верой с другими через «проповедь и пример». Он также известен своим аскетически-воплощенным пониманием веры. Его духовная община на острове Иона по-прежнему жива, а его служение по-прежнему известно в Шотландии, Ирландии и во всем мире.
Подвижническая жизнь включает в себя самодисциплину, упорядочение своих страстей, пост, отказ от личных удовольствий ради лучшего понимания спасения и духовности. Когда это делается в сообществе, это становится общей жертвой, поскольку сообщество выбирает разделить как отказ от личного удовольствия, так и лучшее понимание спасения, которое может прийти из жертвы.
После убийств Ахмада Арбери и Джорджа Флойда я вспомнил цитату Рэйчел Каргл: «Чувства белых никогда не должны цениться выше, чем жизни черных». Я позволил этим словам, наряду с некоторыми из последних слов Джорджа Флойда и Эрика Гарнера: «Я не могу дышать», стать чем-то вроде моей мантры.
Мантры часто воспринимаются как слова мира, но я думаю о них больше как о мантрах необходимого беспокойства, поскольку мне как белому человеку кажется жизненно важным, чтобы эти слова и истина людей, которые их произносили, стали реальностью для меня. Тот факт, что они уже не реальны для меня, свидетельствует о моей белой привилегии и участии в превосходстве белых.
Мне кажется, что я, как белый человек, должен вести аскетический образ жизни в отношении своей белизны. Святой Колумба может служить напоминанием о том, что я должен отказаться от личных удовольствий, чтобы попытаться создать мир, который полностью верит в любовь чернокожих, заботу об их телах, важность их безопасности, красоту их жизни, и неоспоримая истина, что они заслуживают справедливости. Их смерти воплощаются передо мной, когда я смотрю ролики, и мои молитвы тоже должны стать воплощенными и аскетичными, чтобы я был чем-то иным, чем гудящий гонг или звенящие кимвалы.
Я говорю это не как человек, который в этом разобрался. Я говорю это как человек, который прокладывает себе путь через этот ресурс* и пытается позволить словам Каргла, Гарнера и Флойда звучать и воплощаться в ее душе и жизни.
Такие места, как Иона, часто называют «тонкими пространствами», местами, где мы можем почувствовать пересечение неба и земли. Я не могу представить себе более тонкого пространства, большего столкновения неба и земли, чем общество, которое дорожит черными жизнями.
*Это ресурс, составленный Сарой Софи Фликер и Алиссой Кляйн в мае 2020 года. Он включает в себя раздел ресурсов для белых родителей по воспитанию антирасистских детей, а также множество рекомендаций статей, видео, подкастов, книг, люди, на которых можно подписаться в социальных сетях, и другие организации, которых нужно поддерживать. Хотя это и не контрольный список, поскольку для этой работы потребуется пройти мимо этого документа, он может стать отправной точкой или способом продолжить работу.