Сознание и бессознательное в структуре когнитивного опыта //Психологическая газета
Сознание по праву называют одной из самых масштабных проблем не только человекознания, но и всей современной науки. Сложность этой «загвоздки Вселенной» (А. Шопенгауэр) отмечается практически во всех публикациях, посвященных данной теме. Вот лишь несколько показательных высказываний.
А.Н. Леонтьев: «Сознание — центральная тайна человеческой психики» [5, с. 34].
В.М. Аллахвердов: «Главная загадка психологии — загадка сознания» [2, с. 115].
А. Ревонсуо: «Изучение сознания равносильно постижению самой загадочной тайны о нас самих» [7, с. 13].
Н.С. Юлина: «Что касается тайны сознания, то здесь царит замешательство: не ясно, с какой стороны к ней подходить и какими средствами раскрывать» [9, с. 180]. Почему сознание — тайна? Что делает сознание тайной? Прежде всего, важно определиться с тем, что понимать под термином «сознание».
Если под опытом сознания понимать опыт осознаваемых переживаний, т.е. феноменальный опыт, то тогда оправдано дифференцировать «сознание» (consciousness) как теоретическое понятие и «осознание» (awareness) как понятие эмпирическое. Последним обозначается широкий класс гетерогенных явлений — от элементарных ощущений до переживаний, так называемых духовных состояний. Все, что человек осознает, т.е. испытывает в определенный момент времени с субъективной очевидностью, например, зубную боль, тревогу, состояние инсайта или поэтический восторг, можно рассматривать как проявления сознания, а не сознание как таковое. Таким образом, феноменология осознанности состоит в субъективно переживаемых состояниях или, иначе, квалитативном опыте Я. (Квалиа можно определить как «то, каково это переживать».)
Сознание в качестве теоретического конструкта обозначает не приватный опыт переживаний (опыт актуального присутствия Я), а гипотетическую(!) систему психических механизмов, скоординированная работа которых порождает качественные, т. е. квалитативные состояния.
Важно подчеркнуть: сознание существует только в теории сознания, а теория строится для объяснения эмпирического опыта. Только наличие квалиа снабжает человека чувством Я и делает любое ментальное или моторное действие субъективным. И только теория сознания, т.е. теория о том, чего нет в субъективном опыте, позволяет этот опыт объяснить. В этом смысле сознание не существует как феномен. Оно существует как теоретический конструкт.
Если признать корректными вышеприведенные рассуждения, то следует в качестве проблемы сознания понимать проблему субъективности, или квалиа.
- реагирование на внешние воздействия;
- способность к различению и категоризации;
- обобщение информации;
- контроль поведения;
- способность к концентрации внимания;
- различение между сном и бодрствованием;
-
способность сообщать о своем состоянии и пр.
Квалиа он называет «трудной проблемой сознания» и считает, что никакие редукционистские подходы не помогут ее решить [8].
В чем же суть проблемы? И в чем, собственно, заключается трудность? Проблема состоит в необходимости объяснения того, как мозговая активность способна вызывать субъективные переживания. Эту проблему часто называют проблемой «объяснительного разрыва». Почему объективный, физический процесс, протекающий в мозге, имеет в качестве своего результирующего продукта субъективное переживание, некое квалиа, относящееся к другой, не физической, онтологии?
Трудность как раз и заключается в том, что субъективность нельзя объяснить логикой тех физиологических, в частности, нейрональных процессов, которые лежат в основе психического функционирования. Использование же любой другой логики ставит нас на путь иррационализма, если не мистицизма. (Панпсихизм является примером тому.)
Кроме того, психология не располагает методами объективной фиксации субъективных переживаний. Вполне определенная таковость переживания, через которую и обнаруживает себя состояние присутствия «здесь и сейчас», не просто недоступна анализу с позиции «третьего лица», но и не может быть адекватным образом вербализована самим человеком, т.к. словесный отчет об этом переживании свидетельствует только о репрезентативном знании, «знании о…» (например, «вижу дерево», «слышу скрип», «чувствую озноб» и т.п.), но не о квалиа, не о «знании как…». Акт осознания предполагает различение двух планов анализа: то, что осознается и, соответственно, качеств объекта репрезентации, и то, как именно это осознается, т.е. качеств самого переживания. «Непосредственный опыт» дан только его носителю, поэтому на заре психологии считалось, что анализ качественных состояний сознания можно производить только посредством интроспекции [4]. Однако, как известно, надежды на интроспекцию не оправдались: интроспективный анализ всякий раз сообщает лишь о том, что осознавалось, но не о том, каково это было осознавать.
В XX веке в психологии возобладали квалиафобские настроения: лидеры всех научных школ элиминировали квалиа из своих теоретических конструкций. В какой психологической теории говорится об этом? Где обсуждается проблема субъективности (не субъектности!)? Но ведь элиминация квалиа упраздняет и саму пресловутую проблему сознания, поскольку она, преимущественно, и заключается в объяснении природы субъективности. Даже если в будущем психология совершит прорыв в решении целого ряда «легких проблем сознания», но при этом не объяснит природу субъективного опыта, мы не сможем говорить о теоретическом прогрессе. Возможно, мы будем понимать, каким образом человек выполняет разнообразные сознательные действия и неосознаваемые психические операции. Допустим, мы сможем описать логику работы механизмов сознания при выполнении когнитивной деятельности, объясним принципы научения, опишем механизмы взаимодействия сознания и бессознательного.

Другая проблема, относящаяся к квалиа, может быть условно названа гносеологической. В чем она выражается?
К настоящему времени экспериментальные данные, накопленные в нейропсихологии и когнитивной психологии, не просто делают оправданной постановку проблемы когнитивного назначения квалиа, но и требуют построения новых объяснительных моделей. Прав А. Ревонсуо: «у нас вполне достаточно данных, подтверждающих, что если даже какая-то информация не может достичь сознания, в мозге происходит ее неосознаваемая обработка. …Что это говорит нам о сознании?» [7, с. 157]. Какого рода факты есть у нас в распоряжении, что свидетельствовали бы о мощных когнитивных ресурсах бессознательной психики? Конечно, весьма затруднительно исчерпывающим образом описать всю феноменологию неосознаваемых явлений, поскольку, как ни странно, нет четких критериев разграничения сознания и бессознательного.
Между тем, экспериментальные исследования феноменов, которые принято считать бессознательными, проводятся активно со второй половины прошлого века. Это и эффект перцептивной защиты, и эффекты действия установок (перцептивных, моторных, мыслительных), которые, по Узнадзе, есть «бессознательные состояния готовности к выполнению того или иного действия», и разного типа прайминг-эффекты, и эффекты внимания в условиях дихотического слушания, эффект неосознаваемого негативного выбора (эффект Аллахвердова), и эффекты имплицитного научения (усвоение искусственных грамматик, выучивание последовательностей, усвоение инвариантов, решение комплексных динамических задач), эффект эмоционального предвосхищения решения мыслительной задачи (эффект Тихомирова) etc.
Бессознательное работает значительно быстрее по сравнению с сознанием. Оперирует гораздо более объемными массивами информации. Эксперименты показывают, что за некоторое время до принятия «сознательного» решения это решение уже имеет место в бессознательном, о чем дают знать психофизиологические индикаторы [10]. Высоковероятно, что все, что мы осознаем, до момента осознания существует в имплицитном качестве и лишь затем осознается [1, 6]. Осознанное переживание подготавливается в недрах бессознательного, которое, вслед за Ж. Пиаже, принято называть «когнитивным бессознательным». «Когнитивное бессознательное» можно сравнить с идеальным теоретиком, который выдвигает одновременно множество идей, в т.ч. иррелевантных реальности.
Сознание же сравнимо с экспериментатором, который проверяет в данный момент времени конкретную гипотезу, получая определенный результат проверки (квалитативное состояние). Поскольку сознание в момент текущего настоящего проверяет всегда одну единственную идею на соответствие реальности, осознание не может быть параллельным, т.е. осознанные переживания существуют только в последовательной цепи качественных состояний.
Осознанное переживание, таким образом, можно трактовать как результат выбора и проверки на реальности одной из множества бессознательно сгенерированных идей. Сделанный выбор маркируется чувством Я. Таким образом, появление квалиа продиктовано а) необходимостью выбора в данный момент времени единственной когнитивной альтернативы и б) необходимостью проверки сделанного выбора на соответствие реальности. Осознанное переживание всегда является результатом не просто выбора, но, главным образом, проверки этого выбора.
Материалы подготовлены в рамках выполнения исследовательского проекта, поддержанного РФФИ (грант № 19-013-00103).
-
Агафонов, А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании / А.
Ю. Агафонов. – Самара: Едиториал УРСС, 2007. – 336 с.
- Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика. Т. 1) / В.М. Аллахвердов. – СПб.: ДНК, 2000. – 528 с. – (Новые идеи в психологии).
- Бэн, А. Психология / А. Бэн. – М., 1902.
- Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. – М.: Эксмо, 2002. – 864 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
- По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии / под общ. ред. А.Ю. Агафонова. – Самара: Бахрах-М, 2012. – 191 с.
- Ревонсуо, А. Психология сознания / А. Ревонсуо. – СПб.: Питер, 2013. – 336 с. – (Мастера психологии).
- Чалмерс, Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории / Д. Чалмерс. – М.: Либроком, 2013. – 512 с. – (Философия сознания).
-
Юлина, Н.С. Очерки по современной философии сознания / Н.
С. Юлина. – М.: Канон: Реабилитация, 2015. – 408 с.
- Eichele, N., S. Debener, V.D. Calhoun, R. Specht, A.K. Engel, K. Hugdahl, D.Y. von Cramon, M.Ullsperger Prediction of human errors by maladaptive changes in event-related brain Networks // Proc. оf National Acad. Sci. of the USA. – 22 Apr. 2008. – V. 105, No. 16. – P. 6173–6178.
Источник: Агафонов А.Ю. Сознание и бессознательное в структуре когнитивного опыта // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2019. № 7. С. 58–60.
Проблема бессознательного в психологии
Определение 1
Бессознательное в психологии — это совокупность психических процессов и явлений, которые не включены в область сознания субъекта, это все то, в отношении чего нельзя обеспечить контроль сознания.
Понятие бессознательного
Понятие психики человека существенно шире, чем категория «сознание». Есть множество явлений, которые невозможно рассматривать на сознательном уровне. Они включают психические явления, процессы, свойства и состояния, оказывающие не меньшее влияние на поведение. Тем не менее, их фиксации в сознании человека не происходит.
Бессознательные явления в психологии включены в состав неосознаваемого. Таким образом, проблема бессознательного в самых общих чертах определяется в качестве системы психических состояний (процессов, явлений), которые обусловлены воздействиями, в которых человек не дает себе отчета.
Существуют данные анализаторов, которые осознаются. Они представляют собой сигналы, используемые индивидом в целях сознательного управления поведением и реакциями. Есть сигналы, не попадающие в сферу сознания. Они используются как регуляторы поведения и протекания психических процессов. Это происходит на бессознательном уровне.
В той или иной степени бессознательное представлено почти во всех психических процессах, состояниях и свойствах. Все знают о бессознательных ощущениях (зрительных, слуховых, мышечных), вызывающих неосознаваемую реакцию на неощущаемый раздражитель (например, реакции на ультразвук или инфразвук).
Неосознаваемыми могут быть также образы восприятия. Подобные образы начинают появляться, например, через узнавание чего-либо ранее виденного или не слышанного (человек не может вспомнить, что им уже воспринимался определенный объект, и в каких обстоятельствах это происходило). Всем известен эффект «25-й кадр», восприятие которого происходит бессознательно (фиксируется сознанием).
Особенности бессознательного
Бессознательные движения – это движения, которые в прошлом являлись сознательными. По причине частого повторения они становятся автоматическими (например, привычка человека поправлять очки даже тогда, когда он уже носит контактные линзы).
В сферу бессознательного необходимо включить:
- Психические явления, которые проявляются во сне;
- Некоторые побуждения к деятельности, где нет осознания цели;
- Явления, которые вызваны болезненным состоянием (например, бред, галлюцинации).
Существует бессознательная память, включающая генетическую память и некоторую часть долговременной памяти. Она неосознанно воздействует на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации. Так, человек может без причины испытывать отрицательные эмоции в отношении того, с кем он даже мало знаком. Настоящая причина этой неприязни может скрываться в том, что этот неприятный человек напомнил ему ранее знакомого субъекта, негативное воспоминание о котором сохраняется в бессознательной памяти.
В психологии рассматривается бессознательное мышление, которое особо ярко проявляется в ходе решения творческих задач или при проведении мозгового штурма. Бессознательная речь — это внутренняя речь человека, не прерывающаяся в состоянии бодрствования.
В область ясного осознания людей могут попадать объекты или ситуации, которые препятствуют выполнению цели. Они затрудняют выбор стратегии поведения или требуют новых способов решения. Но, после принятия соответствующего решения и устранения затруднения, управление поведением передается в бессознательное. Сознание при этом становится свободным и начинает разрешать следующие проблемные ситуации.
Взгляды ученых на проблему бессознательного
Проявления феномена бессознательного показывают, что нельзя отождествлять психику и сознание. Присутствие в психике большой области бессознательного представляет неоспоримый факт для ученых разных областей.
Философскую концепцию бессознательного создал немецкий философ Э. Гартман XIX веке. До него в философии была принята точка зрения Р. Декарта о сознании в качестве единственной формой духовной жизни. В 1910 году в Бостоне состоялось первое Международное совещание, которое было полностью посвящено проблеме бессознательного. К этому времени исследователи уже поняли, что бессознательное представляет собой фактор, который необходимо учитывать, анализируя различные психиатрические и психологические проблемы.
В то время бессознательное ученые выдвигали в качестве объясняющего фактора многих психических явлений. Тем не менее, подходы к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей не были разработаны. Ситуацию коренным образом изменил З. Фрейд. Именно его труды положили начало новой эре в исследовании бессознательного.
В современном научном понимании проблемы бессознательного выделяются 2 направления:
- Теория психоанализа (З. Фрейд),
- Теория установки Д. Н. Узнадзе.
Данные концепции отличаются подходами к взаимодействию бессознательного и сознания с психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставила сознательное бессознательному, рассматривая их в качестве взаимоисключающих структур психической деятельности. Психология установки, в противовес этому, основывались на идее целостной психики (представление о единстве личности).
Фрейд сравнивал область бессознательного с большой передней, где имеют место быть все психические явления. К ней примыкает узкий коридор, на пороге которого на посту стоит стражник. Он не только пристальным образом рассматривает каждое движение души, но и вынужден решать вопрос, пропускать или нет его. В данной метафоре Фрейда передняя представляла собой обитель бессознательного, коридор являлся вместилищем подсознания, а маленькая келья в конце коридора принадлежала сознанию.
Позже исследователь видоизменил представление о структуре психики, выделив три уровня: «ид» («оно»), «Эго» («Я») и «Супер-эго» («сверх Я»). Фрейд, таким образом, внес самый большой вклад в анализ бессознательного.
[Бессознательное] Проблема бессознательного в психологии состоит, по метким словам Липпса (1897), не столько психологическая проблема, сколько проблема психологии. […] Необходимо отказаться от переоценки свойства быть сознательным, прежде чем станет возможным составить какой-либо правильный взгляд на происхождение ментального.
Самое старое и лучшее значение слова «бессознательное» — описательное; мы называем бессознательным психический процесс, существование которого мы обязаны
предположить — по какой-то причине, например, что мы выводим его из его последствий, — но о которой мы ничего не знаем.
Да, но, к несчастью, работа психоанализа оказалась вынужденной использовать слово «бессознательное» еще в другом, третьем смысле, и это может быть
конечно, привели в замешательство. Таким образом, мы можем говорить о бессознательной мысли, стремящейся передать себя в предсознательное, чтобы затем пробиться в
сознание.
. Итак, теперь мы должны обратить немного внимания на отношение между этими двумя техническими терминами, которые действительно кажутся совпадающими по своему значению. Нет, это не так трудно сделать дело понятным. «Бессознательное» — более широкое понятие; «подавленный» является более узким. Все вытесненное бессознательно; но мы не можем утверждать, что все бессознательное вытеснено. […] «Бессознательное» — чисто описательный термин, в некоторых отношениях неопределенный и, можно сказать, статичный. <= Вернуться к теории психоанализа
| |
Адаптивное бессознательное (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Адаптивное бессознательное Определение
Автоматические процессы — это бессознательные, непреднамеренные, неконтролируемые и эффективные процессы (т. е. не требующие когнитивных ресурсов). Термин адаптивное бессознательное относится к тому факту, что эти автоматические процессы развились, потому что они приносят пользу людям, которые на них полагаются. Людям приходится ежедневно обрабатывать огромные объемы информации, чтобы иметь возможность эффективно функционировать и ориентироваться в своем социальном мире. Поскольку у людей ограниченное количество когнитивных ресурсов, у них не было бы возможности обрабатывать всю эту информацию на сознательном уровне. Другими словами, люди могут сознательно думать только об очень небольшом количестве информации, с которой они сталкиваются. Поэтому люди разработали набор автоматических процессов, которые могут помочь им выполнять все свои повседневные задачи. Из-за полезности и полезности этих бессознательных процессов они в совокупности называются адаптивным бессознательным.
Адаптивное бессознательное История и современное использование
Существование и характеристики бессознательного являются важными областями изучения в философии и психологии. Хотя многие люди обсуждали бессознательные процессы до работы Зигмунда Фрейда, большинство психологов признают, что он был одним из первых, кто осознал, что многие психические процессы происходят без сознательного осознания. Поскольку некоторые идеи Фрейда не получили поддержки, бессознательные процессы, которые он обсуждал, несколько отличаются от бессознательных процессов, формирующих адаптивное бессознательное.
Трудно перечислить все бессознательные процессы, являющиеся частью адаптивного бессознательного, потому что их очень много. Некоторые процессы бессознательны, потому что они развились раньше, чем сознание. Например, некоторые части человеческого разума просто невозможно понять сознательно. Люди не имеют сознательного доступа к процессам восприятия (например, световые волны, преобразующиеся в образы, звуковые волны, преобразующиеся в звук), к тому, как формируются воспоминания, как люди балансируют во время ходьбы или как люди изучают и обрабатывают язык. Тем не менее, все эти процессы происходят, и именно адаптивное бессознательное позволяет им происходить.