Пример стиля речи публицистический: Публицистический стиль: черты и примеры

Какие бывают стили речи, их особенности и отличия на примерах

Стили речи — это функции, которые выполняет речь, и языковые средства (средства выразительности), которые она при этом использует.

Именно речь, а не текст, потому что речь может быть представлена в двух формах — устной и письменной. И обоим формам присущи стили.

Разновидность функциональных стилей речи (а именно такое название употребляют в научном сообществе) — это спорный вопрос среди лингвистов. Разные учёные выделяют свои классификации.

По одной их классификаций стили речи делят на книжный и разговорный.

Книжный стиль, в свою очередь, подразделяют на:

  • научный
  • художественный (литературно-художественный)
  • официально-деловой
  • публицистический

Примеры стилей речи

Где встречаетсяПример использования
Книжный:
НаучныйНаучные труды, научная статья, доклад, учебник, энциклопедия

Кибернетика — нау­ка об управ­ле­нии, изу­чаю­щая главным образом ма­те­ма­тическими ме­то­да­ми об­щие за­ко­ны по­лу­че­ния, хра­не­ния, пе­ре­да­чи и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции. .. (Большая российская энциклопедия).

Расширение азиатских и дальневосточных владений России требовало активизации и изменения ориентиров в административной и законодательной политике. В высших правительственных сферах все чаще стали раздаваться призывы к реорганизации системы управления сибирскими губерниями на «общих основаниях» (научная статья Дамешек И.Л.)

Официально-деловойМеждународные договоры, законы, нормативно-правовые акты, судебные решения и постановления, уставы, деловая бумага, инструкции, пояснительные записки и др.

Стороны соглашаются, что для ведения хозяйственной деятельности общества необходимы Объекты недвижимости и в Дату Соглашения Покупатель заключил… (пример договора).

В связи с удовлетворением гражданских исков о возмещении имущественного ущерба, суд приговорил признать Иванова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (приговор суда).

Доводим до Вашего сведения, что наша компания получила платёж в размере. .. (письмо бизнес-партнёру).

ПублицистическийГазеты, журналы, политическая литература, политическое выступление и др.В этом году совокупная выручка 1900 стартапов – резидентов «Сколково» превысит $800 млн, сказал в интервью изданию «Ведомости&» старший вице-президент по инновациям Фонда… (статья из газеты «Ведомости&»)
ХудожественныйХудожественная литература (романы, пьесы, поэзия, повести и др.)

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…

– Старуха! – закричал он в ужасе.

(А.С Пушкин «Пиковая дама»)

РазговорныйРазговор при общении, личные дневники, реплики/диалоги/монологи героев в художественной литературе

Разговор в магазине/автобусе, разговор двух приятелей:

Мне два нарезных и один круассан.

Передайте, пожалуйста, за проезд.

– Я увидел её и обомлел.
– Да ты что!

В чём отличие книжного и разговорного стилей

Книжный стиль — это обдуманное содержание, которое, как правило, составлено заранее.

Его применяют для обращения ко многим людям. Он отвечает за эстетику (вкус и красоту) и коммуникацию.

Разговорный стиль применяется, чтобы установить контакт и передать свои эмоции.

Оба стиля могут быть представлены в письменной и устной формах. Так, научный доклад можно подготовить устно, а диалог с приятелем можно провести и письменно, например в форме смс-сообщений.

Книжный стиль — это монолог. Он не требует присутствия других участников/слушателей. Разговорный стиль — это речь-диалог.

Многие учёные считают, что книжный стиль более экспрессивный, то есть выразительный. В нём присутствует эмоциональный окрас. Для его создания авторы используют средства выразительности: метафоры, эпитеты, анафоры и т. д.

Как определить стиль речи

Каждому стилю присущи свои особенности. Отличает их и область применения. Научный стиль — энциклопедические статьи, публицистический — в газетах, официально-деловой — стиль официальных документов/мероприятий.

Особенности научного, публицистического и официально-делового стилей

Особенности этих стилей в том, что они представлены в формате монолога. В речи/языке этих стилей есть термины, цифры и факты, слова употреблены в своём прямом значении, а язык «сух», неэмоционален.

В научном стиле:
  • присутствуют термины
  • тексты/речь носят энциклопедический характер
  • главная задача — разъяснить, донести суть
Официально-деловой стиль:
  • имеет множество стандартов (шаблонов) написания и разговора
  • используются клише (шаблонные фразы: настоящим информирую вас о том…, стороны договорились о нижеследующем), пассивные конструкции (документ будет подписан, платёж был проведён)
  • часто используются шаблоны. Например, школьные дипломы имеют чётко определённую структуру и содержание, менять которые нельзя
Публицистический стиль характерен:
  • компактным изложением
  • все конструкции должны быть понятными для читателей/слушателей, язык простой
  • присутствуют и фразы-клише («по словам нашего корреспондента»)
  • этот стиль убирает автора и его личную оценку
  • задача — донести информацию о событиях

Особенности художественного стиля

Это стиль художественной литературы.

Учёные спорят о том, является ли художественный стиль одним из функциональных стилей. Дело в том, что он очень разнообразен.

Художественная литература может включать в себя особенности разных стилей. Он представляет собой монолог, как, например, научный стиль. В нём также может быть использован разговорный язык (жаргон, диалект и т.д.).

В то же время он имеет эстетическую функцию (произведения создаются для красоты). Такому стилю присуща художественная выразительность.

Принято говорить о стилях художественной литературы. И в этом контексте стили сближаются с жанрами.

Основные характеристики художественного стиля:

  • многостильность
  • присутствие автора (образа рассказчика)
  • используются средства выразительности

Читайте подробнее про Жанры литературы.

Особенности разговорного стиля

Его область применения — это быт, повседневная жизнь. Основная цель — общение.

Разговорный стиль также может присутствовать в двух формах — устной и письменной. Его можно найти и в художественной литературе, например при диалогах героев.

Основные характеристики:

  • незаготовленная речь
  • отсутствие официальности при общении
  • активно используются мимика, меняется темп речи, ударение, произношение.
  • присутствуют фразеологизмы, вводные слова, восклицательные и вопросительные предложения, лексические повторы и др.
  • встречаются жаргон и диалекты

Читайте больше про Метафору, Анафору, Эпитет и Лексические повторы.

Узнайте также про Фразеологизмы.

Дата обновления 23/03/2021.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Средства выразительности
  • Рококо
  • Метафора
  • Романская архитектура
  • Градация
  • Аллегория
  • Лексический повтор
  • Барокко
  • Синекдоха
  • Эллипсис

Странный язык журналистов: краткое введение в журналистский язык

Нил Райт

«БОССЫ ВЗРЫВАЮТ ВОЖДЕЙ» — примерно так мог бы звучать типичный заголовок бульварной газеты.

Технически это английское предложение. Например, у него есть подлежащее, глагол и дополнение, но смысл не ясен. Это потому, что это предложение написано на журналистском языке: на языке газет. На журналистском обычно говорят бессознательно, десятки […]

«БОССЫ ВЗРЫВАЮТ ВОЖДЕЙ» — примерно так мог бы звучать типичный заголовок бульварной газеты. Технически это английское предложение. Например, у него есть подлежащее, глагол и дополнение, но смысл не ясен. Это потому, что это предложение написано на журналистском языке: на языке газет.

Журналистский язык, как правило, неосознанно используется десятками тысяч журналистов, и, очевидно, его понимают миллионы их читателей.

Одним из первых выдающихся мыслителей, описавших журналистику, был британский писатель Кит Уотерхаус в своей книге «О газетном стиле», который определил «бульварную газету [как он это называл]… как отдельный поджанр».

Но за десятилетия, прошедшие после публикации, многие из бывших «бульварных» слов нашли широкое употребление не только в

The Mirror и The Daily Star , но и в публикациях лидеров общественного мнения, таких как The Telegraph и The Times . Отсюда и более подходящий ярлык «журналист».

Вопрос пространства

Язык журналистики частично определяется пространством. Например, как часто вы думаете о букве «м»? Шансы есть, наверное, не часто. Но для журналиста буква «м» — неприятность. Это как минимум в полтора раза больше ширины большинства букв. С другой стороны, буква «i» — это маленькая прелесть.

Эта одержимость маленькими и большими буквами имеет значение при написании заголовков. Короткие слова, которые имеют много смысла, очень ценны. «Подъем» лучше, чем «рост». Точно так же нет причин тратить место на «попытку», если вместо этого можно выбрать «ставку».

Журналистский язык также вызывает волнение; пытаясь привлечь внимание людей и удержать его. В этом случае захватывающие слова, такие как «разглагольствование», определенно предпочтительнее скучных альтернатив, таких как «разговоры».

Кроме того, есть клише, на которые, несмотря на их постоянное чрезмерное использование, полагаются, потому что они все еще остаются эффективными. Журналистский язык не должен быть сложным или высококультурным. Он просто предназначен для быстрой и увлекательной передачи информации и часто для привлечения полного внимания людей, которые на самом деле не слушают.

Эмоции

Одна из главных задач журналиста — увидеть неожиданность в том, что для многих других является совершенно рутинным. Королевским корреспондентам особенно удалось придать шокирующую ценность истории о том, как Уильям и Кейт поженились после восьми лет совместной жизни. Столь же опытные журналисты могут удивиться, если в солдата стреляют во время гастролей в Афганистане, или если у двух политиков возникли разногласия в палатах парламента.

Репортер новостей Роберт Хаттон однажды полушутя сказал, что журналисты используют «журналистскую шкалу страха», чтобы сделать тревожные репортажи одинаковыми в разных средствах массовой информации. От «спокойствие» (как в «спокойствие на границе с Индией» — ноль по шкале) до «тревога» («на границе с Индией звучит тревога» — пять по шкале) все до 10, «ужас на Граница с Индией».

Плохой журналист?

Возможно, неудивительно, что у журналистики есть недоброжелатели, поскольку журналисты и сама журналистика являются одной из самых ненадежных и ненавистных профессий в глазах широкой публики. Ради этой статьи мы рассмотрим только критику внутри отрасли, и некоторые из наиболее распространенных жалоб таковы: Некоторые журналисты до сих пор обращаются к изображениям десятилетней давности, чтобы вызвать ответ. Это нездорово; а читатели платят за свежие клише и заслуживают их.

  • Ленивое письмо поощряет ленивые мысли. В журналистике бытует шутка, что каждый материал, связанный с политикой, должен быть оформлен как вопрос о том, какой политик должен уйти в отставку. Мир тоньше и интереснее, чем иногда позволяют себе журналисты.
  • Не обязательно . Чем лучше новость, тем меньше должно быть журналистских слов в репортажах. Хорошие истории на простом английском языке продаются сами по себе. В то время как критики сравнивали журналистику с рассказом игрока в покер. Больше журналистики — признак слабости истории.
  • Это может оказать медвежью услугу читателю. Широкая публика испытывает отвращение к двусмысленному письму, которое может быть обманчивым, но у журналистики есть еще одна проблема. По сути, журналисты могут писать друг другу код, который читатели не поймут. Например, знаете ли вы, что «Отставание в бегах» относится к побегу преступника? Если нет, то, будучи далеко не лаконичным и точным, журналистский стиль потерпел неудачу.
  • Хорошая журналистика 

    Но у журналистики есть и свои защитники, и свои достоинства. Обратите внимание на следующее:

    • Работает, когда пространство в дефиците. Просто в заголовках не так много места, и люди (в основном) понимают, что говорится, даже в таком небольшом количестве слов. (Кстати, «премиум» — ужасное слово в журналистике, так как оно состоит из семи букв и двух «м». Лучше было бы «дорогой».)
    • Журналистский язык — живой, захватывающий. Он увлекает читателя и предоставляет не только информацию, но и развлечение.
    • Знакомо. Все знают, что такое «разговоры о кризисе», и поэтому в этом смысле журналистика может быть очень эффективной.

    Запоминающаяся журналистика

    Плохо это или хорошо, но некоторые журналисты оставили заметный след в нашем восприятии общества. Изобретатели некоторых фраз заслуживают нашего признания. Например, фразы «коровье бешенство» и «ребенок из пробирки» даже ушли из газет и вошли в обиход. Эти фразы почти идеальны и в то время были оригинальными. Большинство людей, вероятно, вообще не признают их продуктами журналистики.

    Написано Нилом Райтом для EnglishClub.com

    Эта статья была написана Нилом Райтом, старшим расшифровщиком McGowan Transcriptions. Даже в свободное время Нил любит писать и читать. Он написал два романа, хотя до сих пор ни один из них не вышел из ящика стола.

    © EnglishClub. com

      Оставить комментарий

      Советы по английскому языку для начинающих журналистов

      Сегодня для многих журналистов английский язык является основным языком, на котором они сообщают новости на радио, телевидении, в Интернете и в печати. Если вы начинающий журналист, от вас ожидается твердое владение английским языком и его грамматическими правилами.

      Вот несколько советов, которые помогут вам.

      Журналистский язык

      Английский язык сложный. Английский язык, на котором говорят каждый день на улице, отличается от того типа английского языка, который вы слышите по телевизору, на рабочем месте, а также в газетах, по телевидению или в новостях по радио.

      Журналистский язык используется для передачи новостей в различных форматах.

      Что такое журналистский язык?

      Простой — ваша главная задача как журналиста — помочь людям понять, что происходит вокруг них. Не каждый читатель будет иметь ваши знания языка, поэтому вы должны упростить его для них. Вы должны быть в состоянии изучить самые сложные вопросы и события, а затем перевести их на простой и понятный язык, понятный вашей аудитории. Это означает писать в короткие, резкие, лаконичные предложения .

      Официальный – позволяет избежать разговорной речи. Чтобы проинформировать как можно больше читателей, зрителей или слушателей, независимо от их собственных языковых навыков, используется формальный язык. Это «правильный» английский, который преподают в школах и который легко понимает каждый в стране. Это означает, что избегает использования сленга , а также слов и фраз, которые некоторые читатели могут не узнать.

      Краткий — если вы журналист, работающий в газете или на веб-сайте, вы должны уметь придерживаться количество слов . Это количество слов, необходимых для конкретной статьи. Количество слов необходимо для того, чтобы газета или веб-сайт могли управлять пространством и точно создавать макет. Если вы журналист, работающий на радио или телевидении, вам нужно знать о эфирном времени — опять же, это ограничивает длину материала, над которым вы работаете, чтобы убедиться, что он вписывается в программу новостей.

      Увеличивая количество слов или эфирное время, вы можете освещать больше вопросов. При меньшем количестве слов или меньшем эфирном времени вы должны быть в состоянии использовать краткий язык, чтобы поместить все важные моменты вашей истории в вашу новость.

      Важность грамматики, орфографии и пунктуации

      Плохая грамматика, орфография и пунктуация могут повлиять на смысл. Сделайте это неправильно, и вы можете полностью изменить смысл предложения. Журналисты также должны быть невероятно точными в передаче фактов и информации, поэтому правильное написание имен и мест также имеет жизненно важное значение.

      Вы не хотите запутать или ввести в заблуждение своих читателей, поэтому грамматика, орфография и пунктуация очень важны.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *