Что такое безусловный и условный рефлекс: Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, 8 класс.

Содержание

Безусловные и условные рефлексы | Doctor-V.ru

Безусловные рефлексы

text_fields

text_fields

arrow_upward

Безусловные рефлексыиндивидуальные и видовые, генетически закрепленные, осуществляемые с участием центральной нервной сис­темы   стереотипные   реакции   организма   на   внешние   и   внутренние раздражители (стимулы). К безусловным рефлексам относятся, на­пример, выделение желудочного сока при попадании пищи в рот, отдергивание руки при болевом раздражении, питье жидкости при изменении кислотно-щелочного равновесия в организме, мигание при попадании воздуха в глаз и т.д. В таблице 17.1 представлены безусловные  рефлексы  различной степени  сложности.

Таблица 17.1 Безусловные рефлексы
Тип рефлексаНазвание по
функции
НазначениеСтруктуры мозга,

раздражение или
разрушение которых
заметно влияет на
рефлекс
Индивидуальные
рефлексы
Питьевой,
Пищевой,
Агрессивный,
Оборонительный
Рефлексы самосохраненияЛатеральный и
медиальный
гипоталамус,
гипофиз,
центральное серое вещество
вокруг сильвиева водопровода,
миндалина
Исследовательский,
Игровой,
Имитационный,
Свободы (преодоления)
Рефлексы
саморазвития
Ядра
миндалевидного
комплекса,
гиппокамп,
лобная кора
Видовые
рефлексы
Половой,
Родительский,
Территориальный,
Иерархический
Рефлексы сохранения
вида — ролевые,
социальные
Обонятельная кора,
лобная кора,
перегородка,
гиппокамп

И. П.Павлов — основоположник объективного изучения функций головного мозга с помощью разработанного им метода условных рефлексов — физиологии высшей нервной деятельности (поведения).

Условные рефлексы

text_fields

text_fields

arrow_upward

Условные рефлексы (временный рефлекс, временная связь, условная связь, классическое обусловливание) — индивидуально приобретен­ные в процессах жизни или специального обучения системные при­способительные реакции, возникающие на основе образования вре­менной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловнорефлекторным актом. Термины «условный рефлекс» и «безус­ловный  рефлекс»  были предложены  И.П.Павловым  (1903г.).

Условный рефлекс образуется благодаря многократному сочетанию индифферентного (относительно вырабатываемой реакции) раздра­жителя со стимулом, вызывающим безусловный рефлекс.

Например, многократное включение звонка, предшествующего пище, приводит к выделению слюны и желудочного сока у животного только на звонок. При этом звонок становится условным раздражителем или условным стимулом (сигналом), подготавливающим организм к пи­щевой реакции. Между стимулом и реакцией в процессе образова­ния условного рефлекса формируется функциональная связь. Услов­ный рефлекс приобретается в процессе обучения, причем, функци­ональная связь между рецепторами, на которые действует условный раздражитель, и эффекторами, обеспечивающими условнорефлекторный ответ, формируется на основе совпадения условного раздражи­теля  с  безусловным рефлексом.

Безусловные раздражители, вызывающие безусловные рефлексы, ба­зируются на врожденных фиксированных связях между рецепторами и эффекторами. Структурной предпосылкой формирования условнорефлекторных реакций является конвергенция условного и безусловного раздражителя на одних и тех же нейронах головного мозга.

Классический условный рефлекс

text_fields

text_fields

arrow_upward

Связь между стимулом и реакцией: классический условный рефлекс.

Выработка классического условного секреторного рефлекса начинается с того, что сначала «запускается» безусловный рефлекс, например, на получение пищи у животного выделяется слюна. Затем стимул, вызывающий безусловный рефлекс (пища), многократно сочетают с произвольно выбранным любым другим индифферентным стимулом — звуком, светом, прикосновением, электрическим раз­дражением. Через некоторое число сочетаний слюна начинает вы­деляться уже не на пищу, а на изначально индифферентный стимул, который в процессе обучения становится условным сигналом. На­ступает стадия, когда условный рефлекс сформировался. Это значит, что уже возникла и упрочилась ассоциация между условным стиму­лом и безусловным стимулом, адекватным для запуска безусловного рефлекса. Некоторые условные рефлексы перечислены в таблице 17.2.

Таблица 17.2 Условные рефлексы (классические и инструментальные)
 № Наименование
рефлекса
Способ выработкиПримечания
1Первого
порядка
На сочетание индифферентного
раздражителя с безусловным.
Простые формы рефлексов —
пищевые, оборонительные и т.д.
2НатуральныйНа раздражитель, обладающий естественными
свойствами безусловного раздражителя
(например, запах или вид пищи).
3На времяНа определенный промежуток времени между условным  и безусловным  раздражителем.Разновидности условного рефлекса, при котором подкрепление применяется после завершения  действия условного стимула.
4Следовой
(отставленный)
На любой условный стимул, через некоторое время после прекращения которого, применяется подкрепление.
5Наличный (отставленный)На время между условным и безуслов­ным раздражителем, включающимся на фоне условного через 5-30 с.Разновидности услов­ного   рефлекса,    при котором подкрепление применяется во время действия     условного стимула.
6ЗапаздывающийНа   время   при   длительном   периоде изолированного   действия   условного раздражителя,  к которому присоеди­няется условный через 30-180 с.
7Коротко-
отставленный
(совпадающий)
На условный сигнал через 5 с, после которого дают подкрепление.Сложные формы раздражи­телей.
8На
комплексные
раздражители
На одновременный комплекс раз­дражителей или на последователь­ность раздражителей.Выработка рефлек­сов на такие раздражители требует участия корковых зон: проекционных и ассо­циативных.
9На цепь
раздражителей
На последовательные, разобщен­ные некоторой паузой, раздражи­тели.
10На отношение
раздражителей
На относительные, а не на абсо­лютные, свойства раздражителей.Лежат в основе организации поведения
11Высшего
порядка
Образованные на базе другого условного рефлекса. Требуют участия проекционных, ассоциативных и лобных (лимбических) зон.

Правила выработки условного рефлекса

text_fields

text_fields

arrow_upward

Для выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех правил.

  • Во-первых, условный (первоначально индифферентный) раз

    дражитель должен предварять действие безусловного стимула. На­пример, при выработке пищевого условного рефлекса на звук не­обходимо, чтобы звук включался раньше появления пищи. Через несколько сочетаний действия звука и следующего за ним пищевого подкрепления слюна и желудочный сок будет выделяться при дей­ствии звука, независимо от последующего получения пищи.

  • Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем безусловного. Например, для кормящей матери крик ребенка будет более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. Поэтому выработка пищевого условного рефлекса у матери на крик ребенка — звук столь высокой биологической значимостине будет успешной.
  • В-третьих, сила как условного, так и безусловного раздражителей должна быть определенной величины (закон силы): слишком слабые и слишком сильные раздражители не позволяют выработать стабильный условный  рефлекс.

После стабилизации и закрепления многие условные рефлексы становятся автоматическими действиями, например, нажатие води­телем автомобиля на тормоз при появлении препятствия. Если ус­ловный раздражитель не  подкрепляется,  условный рефлекс  угасает.

Классический условный рефлекс, выработанный на сочетание ус­ловного сигнала и безусловного подкрепления, называется условным рефлексом первого порядка. Условный рефлекс, образованный на базе другого условного рефлекса, называется условным рефлексом второго порядка. На его основе можно выработать рефлекс третьего порядка и т.д.

Механизмы условных рефлексов изучались на животных морфофункциональными, фармакологическими и электрофизиологическими методами, а также с помощью экстирпаций различных участков мозга или перерезок проводящих путей. И.П.Павлов считал, что форми­рование временных связей (условный сигнал — безусловное под­крепление) является функцией коры больших полушарий мозга, поскольку животные, лишенные проекционных зон коры вырабаты­вают только очень элементарные условные рефлексы.

В дальнейшем, установили, что наряду с корковыми отделами мозга в условнореф-лекторных реакциях принимают участие ретикулярная формация и лимбическая  система.

Генерализованные, широко распространенные неспецифические формы активности нейронов при выработке условных рефлексов выявлены в таламусе, стриопаллидарной системе, мозжечке и гипо­таламусе. Это значит, что в процессе условнорефлекторного обуче­ния принимают участие многие структуры головного мозга. По мере упрочения условного рефлекса генерализация активности различных структур мозга уменьшается. На конечной стадии формирования стабильного условного рефлекса в этот процесс вовлекаются нейро­ны только тех областей мозга, которые имеют непосредственное отношение к анализу условного и безусловного раздражителя и к осуществлению условнорефлекторной реакции. В моторной коре, управляющей движением, а также в корковых представительствах безусловных рефлексов возникают специфические реакции нейронов, предваряющие  условнорефлекторный  ответ.

При выработке условного рефлекса усиливается активация мозга, источником которой являются десинхронизирующие влияния, исхо­дящие из ретикулярной формации. В период выработки пищевых и оборонительных рефлексов у нейронов головного мозга, вовлеченных в реакцию, частота разрядов возрастает от сочетания к сочетанию условного и безусловного раздражителя. Так происходит до достиже­ния 60% уровня выполнения условного рефлекса. После достижения этого уровня активность нейронов то увеличивается, то уменьшается, т.е. носит волнообразный характер. На этой стадии условный раз­дражитель вызывает стабильный для многих нейронов кратковремен­ный ответ, предваряющий условнорефлекторную реакцию.

Для характеристики механизма условного рефлекса надо знать нейрофизиологические, биофизические и биохимические изменения, происходящие при ассоциативном (условнорефлекторном) обучении. Нейрофизиологические изменения выявлены при изучении мозга жи­вотных с помощью микроэлектродов. Это изменения возбудимости определенных нейронов в процессе обучения. Биофизические изме­нения при выработке условных рефлексов изучались только на бес-позвоночных животных. Оказалось, что ионы кальция аккумулиру­ются в некоторой части клеток (в основном, клеток тормозного типа), благодаря снижению количества калиевых каналов, что уве­личивает возбудимость клетки. Биохимические изменения связаны с фосфорилированием, процессом, который меняет свойства белка ионных каналов в клеточной мембране и, соответственно, ведет к изменению функциональной активности ионных каналов. Действие фосфорилирующих ферментов сохраняется длительное время после завершения обучения. Данные, полученные на низкоорганизованных животных, еще не достаточны для ответа на вопрос, происходят ли сходные процессы у высших животных и человека. Возможно, что клеточные механизмы обучения сохранились в эволюции, но допол­нились в сложных системах механизмами длительного хранения следов  раздражителей.

Ориентировоч­ный рефлекс

text_fields

text_fields

arrow_upward

Большое значение в организации поведения играет ориентировоч­ный рефлекс, описанный И. П.Павловым под названием рефлекс «что такое?». Он возникает в ответ на неожиданные и новые раздражи­тели, но участвует и при их повторении, постепенно угасая. Вели­чина и длительность сохранения ориентировочного рефлекса зависит от физических и биологических свойств раздражителя и «нервной модели» сигналов того же класса, сформированной ранее и сохра­няемой в памяти субъекта.

Ориентировочный рефлекс является двух­фазным процессом:

  • первая фаза — фаза неспецифической тревоги,
  • вторая фаза — исследовательского поведения.

При реализации этого реф­лекса включается движение глаз в направлении стимула, кожно-гальванический рефлекс, сосудистые реакции, наблюдается депрессия альфа-ритма. Вегетативные компоненты рефлекса исчезают первыми (обычно после 10-12 предъявлений стимула), позже исчезают сосу­дистые реакции и депрессия альфа-ритма. Восстановление ориенти­ровочного рефлекса возможно только при изменении физических параметров и биологической значимости раздражителя.

Считают, что афферентный стимул активирует ретикулярную формацию ствола мозга и кору мозга по двум параллельным путям — специфическому (лемнисковому) и неспецифическому (экстралемнисковому). Такая активация обуславливает первую фазу ориентировочной реакции. Вовлечение после первичной активации коры также лимбических структур, тормозящих нейроны ретикулярной формации, создает условия для реализации второй фазы ориентировочной реакции — исследовательского поведения.

Значение ориентировочной реакции в организации поведения свя­зано также с образованием ассоциативной связи по типу условного рефлекса между двумя индифферентными раздражителями. Так, по­стоянное сочетание звука и света после упрочения связи между этими раздражителями обуславливает на звук ту же реакцию, что и на свет. Например, сильное расширение зрачка, вызванное светом, при многократном сочетании со звуком может возникать при дей­ствии только  звука.

Изучение условных рефлексов необходимо для получения данных о том, как приобретаются сведения о связях между раздражителями и реакциями организма. Однако, условнорефлекторное обучение и поведение не исчерпываются лишь классическими условными реф­лексами. Связь между реакцией и подкреплением — инструменталь­ный  условный  рефлекс.

Условный рефлекс — Блог Викиум

    • Алина Панченко

      Автор Викиум

Условные рефлексы  формируются и закрепляются на протяжении жизни человека. В проявлении условных рефлексов участвует кора головного мозга, однако, согласно теории И. П. Павлова, условный рефлекс — универсальный физиологический процесс, в котором кора не обязательно должна принимать участие.

Содержание:

  • 1 Выработка условного рефлекса
  • 2 Особенности условных рефлексов
  • 3 Правила образования условного рефлекса
  • 4 Отличия условных рефлексов от безусловных

Выработка условного рефлекса

В коре больших полушарий замыкаются связи, благодаря чему образуются рефлекторные дуги. По этим рефлекторным дугам протекают условные рефлексы. Вызываются они  раздражителями, которые перед замыканием никакой реакции не вызывали.

Ответная реакция организма происходит всякий раз, когда внешний нейтральный раздражитель несколько раз совпадает по времени с безусловным раздражителем. В качестве примера можно привести тарелку с едой, которую только поставили на стол. Если это незнакомое блюдо, оно не вызовет повышенного слюноотделения. Если же человек многократно его пробовал, это приведет к повышенной выработке слюны. Лучшая выработка условного рефлекса происходит, когда нейтральный раздражитель предшествует безусловному.

Особенности условных рефлексов

Условные рефлексы имеют свои особенности:

  1. Они представляют временную связь между внешним раздражителем и реакцией организма. Нервные связи образуются в коре больших полушарий. Они со временем ослабевают или могут вовсе исчезнуть. Чтобы поддерживать необходимый уровень, нужно через определенные промежутки подкреплять связи, соединяя условный раздражитель с тем, который способствовал возникновению рефлекса.
  2. Не являются врожденными, но они приобретаются на протяжении всей жизни.
  3. Условные рефлексы являются индивидуальными и могут отличаться даже у представителей одного вида.
  4. Обладают сигнальным значением. Обязательным условием для возникновения какой-либо реакции является временное совпадение безусловного и нейтрального раздражителя. Такое совпадение является неким сигналом для организма об ожидаемом событии.
  5. Могут выступать в качестве основы для более сложных рефлексов, что способствует образованию рефлексов первого, второго порядка и далее. Если у собаки условные рефлексы вырабатываются лишь до третьего ряда, то у человека этот показатель может достигать самых высоких отметок благодаря обучению на протяжении всей жизни.

Существуют положительные и отрицательные условные рефлексы. При положительных в организме проявляется активность, при отрицательных — угнетаются двигательные или секреторные реакции. Например, если человек слышит команду остановиться, то мышцы начинают удерживать тело в вертикальном положении на одном месте.

Правила образования условного рефлекса

Для возникновения рефлекса:

  1. Будущий условный раздражитель должен быть достаточно сильным, чтобы вызвать в организме ответную реакцию.
  2. Условный раздражитель должен обязательно опережать безусловный.
  3. Не должно присутствовать никаких других отвлекающих раздражителей.
  4. В организме не должно быть никаких патологических процессов.

Отличия условных рефлексов от безусловных

Основные отличия:

  1. Условные рефлексы могут приобретаться на протяжении всей жизни, а безусловные передаются по наследству и являются врожденными.
  2. Условные рефлексы являются индивидуальными, безусловные — нет.
  3. Безусловные рефлексы являются постоянными, в отличие от условных.
  4. Безусловные рефлексы являются ответом на какие-либо внешние раздражители, а условные вырабатываются при помощи безусловных.
  5. Безусловные рефлексы обладают постоянными рефлекторными дугами, а при условных рефлексах для их формирования необходимо попадание в одно время.
  6. В ходе многих исследований было доказано, что процесс при условном рефлексе происходит благодаря коре больших полушарий, а безусловные рефлексы относятся к нервным центрам, которые расположены в спинном мозге.

Чтобы условные рефлексы вырабатывались правильно, необходимо поддерживать мозговую активность, держать мозг в тонусе. Этому способствуют когнитивные тренажёры Викиум.

10 Примеры условной реакции (2023)

В поведенческой психологии условная реакция — это выученная реакция на условный раздражитель. Проще говоря, это ответ, который мы выбираем в той или иной ситуации, потому что считаем его правильным.

Примеры условных реакций включают бег кота за едой, когда звенит звонок, ученик, выкрикивающий правильный ответ, когда учитель задает вопрос о таблице умножения, и даже выученный ответ «пожалуйста!» когда кто-то говорит «спасибо».

Условная реакция часто противопоставляется безусловной реакции, когда наша реакция не заученная, а просто естественная или физиологическая реакция на раздражитель (например, подпрыгивание при звуке грома).

Определение условной реакции

Условная реакция не является естественной реакцией на что-либо. Это реакция, которой мы научились через повторение, положительное подкрепление, отрицательное подкрепление или наказания.

Концепция исходит из школы бихевиоризма в психологии. Он был разработан как часть теорий классического обусловливания и оперантного обусловливания Ивана Павлова, Б. Ф. Скиннера, Эдварда Торндайка и Джона Ватсона.

и регулярно используется в дрессировке животных, а также в классах людей. В дрессировке животных мы учим собаку переворачиваться, когда она слышит фразу «катись!». Естественно, собака бы так не отреагировала. Тем не менее, такая реакция обусловлена ​​положительным подкреплением, например, угощением всякий раз, когда собака выполняет трюк.

Условные реакции в образовании связаны с зубрежкой. Например, когда школьный учитель говорит «четыре раза четыре», а ученики отвечают «шестнадцать!» Здесь студенты на самом деле не делают суммы каждый раз. Вместо них выучил (или был приучен) давать этот ответ всякий раз, когда они слышат фразу «четыре раза четыре». Это условная, заученная реакция.

Примеры условной реакции

  1. Бег за едой, когда звонит звонок, является условной реакцией.
  2. Привык говорить, что тебе всегда рады, когда кто-то говорит тебе спасибо.
  3. Приучение к горшку.
  4. Бегите к двери, когда прозвенит звонок в перерыве.
  5. Изучайте таблицу умножения, повторяя ответы.
  6. Волнуюсь, когда играет вступительная музыка к комедийному сериалу.
  7. Рефлекторно откликается на собственное имя.
  8. Вы тянетесь к телефону, когда слышите звонок.
  9. Постоянное использование солнцезащитного крема после слишком большого количества солнечных ожогов.
  10. Собака учится переворачиваться по команде.

Объяснения

1. Бег за едой при звонке в колокольчик (для кошек и собак)

Стимул: Звонок
Реакция: Слюноотделение

Один из самых простых способов научить животное тому, что колокольчик означает еду. Для этого просто звоните в колокольчик каждый раз, когда даете питомцу немного еды. Благодаря повторению животное начнет ассоциировать колокольчик с едой.

Через некоторое время можно позвонить в колокольчик и животное прибежит за кормом.

В этой ситуации еда является безусловным раздражителем (что-то естественное, что нравится животным). Звонок – это условный раздражитель (раздражитель, который дополняется естественным – пищей). Наконец, бег животного за звонком — это условная реакция. Это реакция, которой животное научилось.

2. Перерывной звонок (Бег за дверью)

Стимул: Звонок
Реакция: Бег за дверью

Хотя нам нравится думать, что мы немного умнее животных, стимул и реакция обусловлены ассоциацией так же сильна для людей, как и для собак и кошек.

В школе мы все знаем, что звон колокольчика означает конец урока. Часто это означает, что нам разрешают пойти и взять что-нибудь поесть.

Здесь создается та же самая ассоциация стимула и реакции колокольчика, но для людей! Звонок является нейтральным раздражителем. Естественно, это не означает «еда». Но мы пришли к выводу, что это признак того, что пора есть. Условная реакция состоит в том, что ученики упаковывают свои книги и канцелярские принадлежности, взволнованно мчась к двери, чтобы сбежать из класса.

3. Заучивание таблиц умножения (проговаривание ответа)

Стимул: 4×4
Ответ: 16

Зубрежка — ключевая теория обучения, которая была доминирующей в 20 веке. Он заключался в том, чтобы заставить учеников выучить правильный ответ на вопрос наизусть, что позволило им дать ответ во время быстрого опроса учителем.

Этот стиль обучения требовал, чтобы учащиеся давали условный ответ на заданный вопрос. Например, учитель говорил «четыре раза четыре», а ученик быстро отвечал «шестнадцать».

Хотя в этом примере нет «естественного раздражителя», который заменяется условным раздражителем, он все еще имеет признаки механизма условной реакции. Это требует повторения, поощрений и наказаний, чтобы выработался заученный ответ.

Сегодня критики этого метода подчеркивают, что учащиеся не обязательно узнают , почему четырежды четыре равно шестнадцати. Процесс обучения не является приоритетным, вместо этого важен только правильный ответ.

4. Музыкальная тема комедии положений

Стимул: Музыка
Ответ: Увеличьте громкость

Комедии положений играют одну и ту же музыкальную тему в начале каждого эпизода. Примером из того времени, когда я рос, является телешоу Friends . Когда на заднем плане заиграла музыка, я сразу понял, что это важно.

То же самое и с выпуском новостей: каждую ночь в 18:00 звучит царственная вступительная музыка, прежде чем ведущий новостей начинает читать с телесуфлера.

В каждой из этих ситуаций музыка не имеет внутреннего смысла. Однако в культурном отношении мы привыкли знать, что каждая песня означает, что на телевидении вот-вот выйдет определенное шоу, и наша реакция обусловлена ​​этим культурным значением, придаваемым стимулу. Это может быть просто сесть и послушать или даже переключить канал, если вам не нравится шоу.

5. Добро пожаловать (когда кто-то говорит спасибо)

Стимул: «Спасибо»
Ответ: «Добро пожаловать»

Вы когда-нибудь ловили себя на том, что заикаетесь в ответ на обычный рефрен? Как правило, у нас есть речевые модели, которые мы изучаем, погружаясь в язык. Обычно люди отвечают на «спасибо» «пожалуйста», на чихание «будьте здоровы», а кто-то спотыкается на «с вами все в порядке?»

На других языках то же самое. Например, в испанском языке «спасибо» (gracias) получает в ответ обычное «de nada» (буквально: «это ничего»).

Здесь мы воспроизводим условный ответ на обычный раздражитель. Мы научились этому ответу, подвергаясь многократному использованию этих фраз в ассоциации друг с другом в обычном дискурсе.

6. Приучение к горшку

Стимул: Потребность в туалет
Ответ: Поход в туалет

Приучение к горшку также требует от ребенка выработки условной реакции на естественное желание. У младенцев не вырабатывается условный рефлекс идти в туалет, когда у нас возникает желание помочиться. Им нужно этому научиться.

Родители часто используют поощрения в виде угощений и наклеек, чтобы облегчить этот процесс. Когда ребенок говорит родителю, что ему нужно пописать, а затем идет в ванную, его вознаграждают наклейкой.

Со временем у ребенка вырабатывается условный рефлекс: позыв к мочеиспусканию приводит к автоматической реакции отправиться в туалет. Даже после удаления награды (наклейка каждый раз) поведение остается.

7. Реакция на свое имя

Стимул: Кто-то зовет вас по имени
Ответ: Вы поворачиваетесь к ним лицом

Не у всех естественно есть имя. Скорее всего, наши предки-обезьяны не давали друг другу имен. Но со временем общество решило, что имена — это полезная вещь, помогающая нам разговаривать друг с другом (и о) друг с другом.

Таким образом, когда кто-то кричит «Крис!», естественная несоциализированная версия меня не отвечает. В конце концов, это всего лишь звук. Но общество согласилось с тем, что меня зовут Крис, и я узнал, что когда кто-то произносит мое имя, он, вероятно, ищет моего внимания.

Здесь реакция на мое имя является глубоко укоренившейся, но тем не менее обусловленной реакцией. Звук «Крис!», нейтральный раздражитель, стал условным раздражителем из-за приписываемого ему культурного значения. Моя реакция на мое имя, в свою очередь, является условной реакцией.

8. Тянемся к нашим телефонам

Стимул: Телефонный шум
Ответ: Вы тянетесь к своему телефону

В 21 веке у большинства людей есть смартфоны, которые звонят и вибрируют всякий раз, когда вы получаете сообщение или уведомление. Вы можете обнаружить, что этот шум заставляет вас почти инстинктивно тянуться к телефону.

Если это вы, то у вас выработалась условная реакция на нейтральный раздражитель. Этот стимул — звон или вибрация — не имеет никакого внутреннего значения. Однако ваша телефонная компания заставила вас ассоциировать шум с социальным удовлетворением от получения сообщения от друзей или семьи.

Вы также можете обнаружить, что чей-то телефон , который издает звон или подобный шум, заставляет вас инстинктивно тянуться к вашему телефону . В этих ситуациях у вас развилась генерализация стимулов. Это означает, что все подобные звуки вызывают у вас одну и ту же реакцию: потянуться к телефону!

9. Нанесение солнцезащитного крема

Стимул: Солнечный ожог
Реакция: Учимся пользоваться солнцезащитным кремом

Если вы были на солнце слишком много раз, возможно, у вас выработалась условная реакция на солнце. Эта условная реакция, вероятно, заключается в том, чтобы нанести солнцезащитный крем перед выходом на улицу.

Стимулом в этой ситуации является солнечный ожог.

Часто люди забывают наносить солнцезащитный крем в начале лета и могут получить ранний летний ожог. Это происходит потому, что за зиму вы недостаточно повторили это действие, чтобы у вас выработалась связь между раздражителем (солнце) и условной реакцией (солнцезащитный крем).

Этот пример условной реакции, возможно, не самый чистый из примеров, потому что солнце является безусловным раздражителем, а не условным раздражителем. Тем не менее, вы развиваете условный, а не безусловный ответ на эту ситуацию.

10. Собака учится перекатываться по команде

Стимул: Команда «Перекатываться»
Ответ: Собака перекатывается

Мы не ограничиваемся звоном в колокольчики как способом общения с собаками. Мы также используем такие команды, как «кататься», «сидеть» и «ко мне», чтобы дрессировать наших собак.

В каждой ситуации собака буквально не знает, что означает «кувырок». Это просто шум для собаки. Однако путем повторения собака развивает навык различения стимулов. Он узнает, что «катиться» звучит иначе, чем «сидеть», и что «кувырок» требует другой условной реакции на «сидеть».

В этой ситуации фраза является нейтральным стимулом, но в сочетании с желаемыми действиями и наградами, такими как угощение, мы можем превратить ее в условный стимул, который имеет значение для собаки и может вызвать условный ответ.

Читать далее: Кондиционирование высшего порядка

Заключение

Условные реакции окружают нас повсюду, хотя мы не всегда осознаем их. В некоторых случаях наша реакция непроизвольна и бессознательна (например, подпрыгивание при звуке грома), что делает ее безусловным ответом. В других случаях, например, когда мы тянемся к телефону, реакция — это то, что мы научились делать сознательно, что делает ее условной реакцией.

Иногда условные реакции, которые мы вырабатываем, полезны, например, когда мы наносим солнцезащитный крем перед выходом на улицу. В других случаях они могут быть менее чем полезными, например, когда мы тянемся к нашим телефонам каждый раз, когда слышим звон или вибрацию.

В образовании механизм стимул-реакция может быть полезен для обучения студентов (и особенно для дисциплины в классе). Однако критики говорят, что он учит студентов не придумывать ответы , а только запоминать правильный ответ на вопрос.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

45.7B: Условное поведение — LibreTexts по биологии

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Код страницы
    14213
    • Безграничный
    • Безграничный
    Цели обучения
    • Различать классические и оперантные техники обусловливания

    Обусловленное поведение — это тип ассоциативного обучения, при котором стимул ассоциируется со следствием. Два типа методов обусловливания включают классическое и оперантное обусловливание.

    Классическое обусловливание

    В классическом обусловливании реакция, называемая условной реакцией, связана со стимулом, с которым она ранее не ассоциировалась, а именно с условным раздражителем. Реакция на первоначальный безусловный раздражитель называется безусловной реакцией. Наиболее цитируемым примером классического обусловливания являются эксперименты Ивана Павлова с собаками. В опытах Павлова безусловной реакцией было слюноотделение собак в ответ на безусловный раздражитель вида или запаха пищи. Условным стимулом, который исследователи связывали с безусловной реакцией, был звон колокольчика. Во время кондиционирования каждый раз, когда животному давали пищу, звонил колокольчик. Это повторялось в ходе нескольких судебных процессов. Через некоторое время собака научилась ассоциировать звон колокольчика с едой и реагировать слюнотечением. По окончании периода условного рефлекса собака реагировала слюноотделением при звонке в колокольчик, даже когда безусловный раздражитель (еда) отсутствовал. Таким образом, условным раздражителем стал звон колокольчика, а условной реакцией — слюноотделение. Хотя некоторые ученые считают, что безусловная и условная реакции идентичны, Павлов обнаружил, что слюна условных собак имеет характерные отличия по сравнению со слюной необусловленных собак.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Классическое обусловливание: в классической павловской реакции собака привыкает ассоциировать звон колокольчика с едой.

    Некоторые считают, что этот тип кондиционирования требует многократного воздействия парного стимула и реакции, но теперь известно, что это не обязательно во всех случаях; некоторым условностям можно научиться в одном парном эксперименте. Классическое обусловливание является основным принципом бихевиоризма, ветви психологической философии, которая предполагает, что все действия, мысли и эмоции живых существ являются поведением, которое можно лечить путем модификации поведения и изменений в окружающей среде.

    Оперантное обусловливание

    При оперантном обусловливании обусловленное поведение постепенно видоизменяется под действием его последствий по мере того, как животное реагирует на стимул. Основным сторонником такого обусловливания был психолог Б. Ф. Скиннер, изобретатель ящика Скиннера. Скиннер поместил крыс в свои ящики, в которых был рычаг, который раздавал пищу крысам, когда они были нажаты. Хотя изначально крыса случайно нажимала на рычаг несколько раз, в конечном итоге она ассоциировала нажатие на рычаг с получением еды. Этот тип обучения является примером оперантного обусловливания. Оперантное научение лежит в основе большей части дрессировки животных: условное поведение постоянно модифицируется положительным или отрицательным подкреплением (например, получением вознаграждения или удалением отрицательного стимула) или положительным или отрицательным наказанием (например, наказанием или лишением свободы). приятный стимул удален). Таким образом, животное приучается ассоциировать тип поведения с наказанием или вознаграждением. Со временем животное можно склонить к поведению, которого оно не сделало бы в дикой природе, например к «трюкам», которые дельфины демонстрируют на представлениях в морском парке развлечений.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Оперантное обусловливание. Обучение дельфинов путем поощрения их пищей является примером оперантного обусловливания с положительным подкреплением.

    Ключевые моменты

    • В классическом обусловливании реакция, называемая условной реакцией, связана со стимулом, с которым она ранее не ассоциировалась, а именно с условным раздражителем; реакция на первоначальный безусловный раздражитель называется безусловной реакцией.
    • Классическое обусловливание является основным принципом бихевиоризма, ветви психологической философии, которая предполагает, что все действия, мысли и эмоции живых существ являются поведением, которое можно лечить путем модификации поведения и изменений в окружающей среде.
    • При оперантном обусловливании условное поведение постепенно модифицируется своими последствиями по мере того, как животное реагирует на стимул.
    • Оперантное обусловливание основано на использовании подкрепления (т.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *