ЖЕНСКАЯ ЧЕСТЬ | это… Что такое ЖЕНСКАЯ ЧЕСТЬ?
Толкование
- ЖЕНСКАЯ ЧЕСТЬ
-
соблюдение целомудрия девушкой и супружеской верности замужней женщиной. Вплоть до к. XIX в. строго соблюдалась в среде крестьянства и в меньшей мере — среди других слоев русского общества. Русское крестьянство решительно осуждало добрачные связи. Если такое и случалось, то как исключение, и всегда и повсеместно встречало отрицательную оценку общественного мнения деревни. «Потеря девственности считается большим грехом», — написано в ответах на тенишевскую программу из Ростовского уезда.
«Родители вообще весьма строго смотрят за тем, чтобы дело во взаимных отношениях молодежи не дошло до половой связи, так как это является позором не только для самой девушки, но и для родителей, воспитавших ее. Беременность девушки составляет уже для родителей крайнюю степень позора и бесчестия», — рассказывал наблюдатель из Пошехонского уезда.
«Девичью честь крестьяне ценят высоко» — так утверждал корреспондент из Дорогобужского у. Смоленской губ. Окружающие порицали девушку, утратившую честь. О том же сообщал и житель Жиздринского у. Калужской губ.: парни и девушки «не вступают в половую связь». «Девичья честь ценится высоко», — откликается на вопрос программы П. Каманин из с. Домнина Владимирской губ. К девушке, потерявшей невинность, относятся с пренебрежением и «обходят выбором в замужестве», — добавлял он.
Об этом же писали из Орловской губ.: если девушка потеряет честь, ее презирают и не возьмут замуж. Если только лишь дурная слава пройдет, может и напрасная, и то страдает вся семья, особенно младшие сестры. Губернии — разные, и авторы — люди разного социального положения, но суть их наблюдения одна. Предосудительной считалась и супружеская неверность. При этом крестьяне более жестко осуждали неверность жены, чем мужа.
Вопросы, связанные с честью девушки, могли, по желанию обиженной, рассматриваться на сходке общины. В их числе были оскорбления действиями символического характера: вымазать дегтем ворота, поднять подол, подрезать косу.
Повсеместно у русских ворота, вымазанные дегтем, означали позор для всей семьи, и прежде всего для девушки, которая жила в этом доме. После этого она подвергалась насмешкам, презрению, оскорблениям. Как правило, не могла выйти замуж. Но традиция хранила и возможность защититься от напрасно возведенного позорящего обвинения. Девушка могла обратиться к старосте и просить его собрать сходку, чтобы снять с себя позор, доказав невинность.
Порядок такой сходки описан наблюдателем из д. Мошковой Орловского у. Состав сходки в этом случае был необычным; на ней должны были присутствовать все парни общины. Девушка, по инициативе которой был созван сход, выходила перед всеми и трижды вызывала оскорбителя словами: «Кто меня обесчестил, выходи ко мне и обвиняй меня перед всеми!» Затем она просила общество защитить ее «правым судом». Община всегда соглашалась провести расследование.
Не всякая оскорбленная напрасным обвинением девушка могла решиться выступить таким образом перед сходкой. Для парней, вознамерившихся вымазать дегтем чужие ворота, существовала и другая острастка: если хозяин дома подстерег человека, мажущего его ворота дегтем, он мог расправиться с ним жестоко — общественное мнение не осуждало. Оправданную общиной девушку охотно брал хороший, по местным представлениям, жених. Неоправданная долго не выходила на улицу от позора.
Подобный вопрос ставился на сходке и в том случае, если парень публично заявлял свои права на девушку, с которой был близок, когда она оказывалась просватанной за другого. Оскорбление в этом случае совершалось публично, и потому оскорбитель всегда был налицо. Оскорбитель должен был доказать сходке, что сказал правду, и после этого обязательно жениться на оскорбленной им девушке. Та не смела отказать ему, подвергалась общему осмеянию и в течение года после замужества не должна была выходить в хоровод и на другие сборища. Последнее считалось наказанием за потерю чести в девичестве. Если же разбирательством устанавливалось, что оскорбитель оклеветал девушку, мир приговаривал его к большому штрафу и изгнанию из деревни на год, а родственники оскорбленной расправлялись с ним по-своему. По возвращении в свою деревню он еще в течение двух лет не допускался в хоровод.
М.М. ГромыкоИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
- ЖЕНА
- ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
Полезное
9. Женская честь. Образ жизни, который мы выбираем
9. Женская честь
Усиливающееся разрушение всех некогда непоколебимых истин затронуло сегодня старое и доброе понятие женской чести. Женщины, в которых новомодные веяния заглушили их лучшие чувства, утверждают, что понятие женской чести, в сущности, результат мужского господства. Мужчина хочет единолично владеть женщиной как неделимой собственностью. Так почему же женщины не могут претендовать на те же свободы, которыми большинство мужчин пользуются до брака? Другие женщины, вовлеченные в скучную работу ради хлеба насущного, жаждут радости, поэзии и любви. Дух времени подвигает их к тому, чтобы бескомпромиссно насладиться всем, что предлагает жизнь, «не давая принципам испортить прекрасную юность». Ведь живем-то один раз!
Да, конечно, на этом свете мы живем только раз. Но именно поэтому так необходимо развивать в себе глубокое и доброе, вместо того чтобы прожигать жизнь в дурмане заблуждений, потакая собственным слабостям. В старом понятии женской чести скрыта тайна культурного могущества женщины. Это понятие вовсе не результат какой-то внешней тирании. Он, скорее, выражение той большей универсальности, с которой высокоразвитая женская душа воспринимает половую жизнь: в этой сфере мужчина живет одним мгновением, а женщина – с мыслью о целом море непредсказуемых последствий. И то, что мы называем женской нравственностью и женской честью, проистекает из духа материнского достоинства и материнской предусмотрительности, идет от протеста против всего, что делает природный инстинкт высшим законом, оставляя интимную жизнь на произвол ее собственных противоречивых и переменчивых импульсов.
Глубочайшее благородство любви состоит еще и в том, что мужчина должен испытывать чувство уважения к женщине, с которой он себя связывает. И это происходит вопреки всем теориям по велению глубокого и истинного инстинкта только тогда, когда женщина настаивает на соблюдении твердых правил, возвышающих союз удовольствия до уровня совместной жизни до гробовой доски.
В неиспорченной женщине ее глубочайшее чувство стыда противится превращению полового союза в самоцель. Но это происходит, только если этот союз освящен символами и закреплен институтами, торжественно связывающими его со всеми прочими правилами, интересами и обязанностями человеческой жизни. Эта видимая, облеченная в достойную форму связь представляет собой некую защитную оболочку, которой всегда будет требовать женщина с тонкой организацией. Внешняя санкция имеет здесь гораздо большее значение, чем внешняя форма: в требовании закрепить все отношения с мужчиной более твердыми гарантиями и правилами, нежели клятвы любовника, вообще выражается более глубокий взгляд на половую жизнь – целая «философия ответственности».
Если бы все женщины, практически или теоретически способствующие разрушению старого понятия о женской чести, хотя бы немного задумались о сущности и причинах неистребимого презрения, с которым мужчина, как бы низко он ни стоял, рано или поздно начинает относиться к женщине, живущей с ним в союзе, не скрепленном никакими внешними формами, они перестали бы относиться к старому понятию чести как к пережитку былой зависимости от мужчины, а увидели бы в нем неизменное выражение нравственной власти и достоинства женщины. Глубже и продолжительнее всего женщина может влиять на мужчину, воздействуя на его совесть, на всю его высшую природу. Но для этого она должна стоять выше него. И он хочет, чтобы она стояла выше, потому что стремится вырасти над собой.
Он никогда не простит женщине, если она сделает невозможным почитание, которым нижестоящий удостаивает вышестоящего. Поэтому женщине запрещено больше, чем мужчине – не потому, что она меньше мужчины, а потому, что больше, чем он: nobless oblige! (положение обязывает). Если совесть мужчины не склоняется перед женщиной, она становится его рабыней, даже если со стороны кажется, что держит его в руках.Нам действительно не нужна новая этика, принижающая женщину до уровня переменчивых тенденций, царящих среди невоспитанных мужчин. Нет, нам необходимо более глубокое понимание и более последовательное признание старой этики, чтобы более высокое восприятие мира, присущее благородным женщинам, освободило мужчину от глубоко укоренившейся в нем сексуальной бесхарактерности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Честь, честность
Честь, честность Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. Демокрит 9, 157Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.Плавт 1, 182Честность и точность – близнецы.Симмонз 1, 182 Лишать чести
§ 6. Достоинство и честь
§ 6. Достоинство и честь Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.Сознание человеком собственного достоинства
К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75]
К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75] Митинг, созванный по случаю годовщины 18 марта 1871 г., принял следующие резолюции:IОн рассматривает героическое движение 18 марта как зарю великой социальной революции, которая навсегда освободит
К.
МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СЛАВЯНСКОГО МИТИНГА, СОЗВАННОГО 21 МАРТА 1881 г. В ЛОНДОНЕ В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫК. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СЛАВЯНСКОГО МИТИНГА, СОЗВАННОГО 21 МАРТА 1881 г. В ЛОНДОНЕ В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ Гражданин!С большим сожалением мы вынуждены сообщить Вам, что лишены возможности присутствовать на вашем митинге[168].Когда Парижская Коммуна
Мужская и женская модели
Мужская и женская модели Функциональной женственности соответствует мужская модель или функциональная мужественность. Совершенно естественно, что модели предлагаются для обоих. Они вырастают не из различной природы полов, а из дифференциальной логики системы.
3.1.3. Женская психология и секс
3.1.3. Женская психология и секс Понять собственную выгоду в сексе неспособна, в первую очередь, женщина, а ведь именно она определяет категорию модальности сексуальных отношений. Я изучил сексуальное поведение женщин самых различных категорий – от монахинь до
Глава II. Мужская и женская сексуальность
Глава II. Мужская и женская сексуальность Под психологией вообще нужно понимать психологию психологов, а последние все, без, исключения – мужчины: с тех пор, как люди пишут историю, не слышно было ни об одном психологе-женщине. На этом основании психология женщины образует
Женская духовность
Женская духовность Именно эти два базовых, врожденных различия между мужской и женской сферами ценностей (тяготение мужчин к деятельности и Эросу, тяготение женщин к общности и Агапе), когда они развертываются, проходя через базовые структуры сознания под влиянием
ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ
ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ На Востоке, как и во многих странах Запада, нет права первородства. Это означает, что сыновья королей и других титулованных лиц не наследуют автоматически высокий ранг, а должны его заслужить. Отец решает, кто из кандидатов наиболее достоин.Жил
250. ЧЕСТЬ
250. ЧЕСТЬ Я не так велик, как обо мне говорят, но не так и мал, как обо мне думают.Ибн Эзра, М. -Шират ИсраелКого чтят? Того, кто чтит.Бен Зома — Мишна, Абот, 4:1Там, где нет чести, нет и позора.Тиферет ИсраелВеличина оказываемой чести измеряется не величиной того, кому ее
5.4 Что такое честь
5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит
Честь (Honneur)
Честь (Honneur) Достоинство в глазах других людей. Или самолюбие, принимающее себя всерьез. Честь способна толкнуть к героизму, но также к войне или убийству (так называемые преступления чести). Чрезвычайно двусмысленное чувство, им нельзя восхищаться, но нельзя его и
Женское убийство чести: роль низкого социально-экономического статуса и стремительная модернизация
. 2021 окт; 36 (19-20): NP10393-NP10410. дои: 10.1177/0886260519872984. Epub 2019 15 сентября.Хава Даян 1
принадлежность
- 1 Хайфский университет на горе Кармель, Израиль.
- PMID: 31524058
- DOI: 10. 1177/0886260519872984
Хава Даян. J Interpers Насилие. 2021 Октябрь
. 2021 окт; 36 (19-20): NP10393-NP10410. дои: 10.1177/0886260519872984. Epub 2019 15 сентября.Автор
Хава Даян 1
принадлежность
- 1 Университет Хайфы на горе Кармель, Израиль.
- PMID: 31524058
- DOI: 10.1177/0886260519872984
Абстрактный
Убийство женщины во имя чести — это особая форма фемицида, когда убийство женщины совершается членом или членами ее семьи, которые не одобряют ее социальное поведение в целом и ее сексуальное поведение в частности. Изучение убийств женщин во имя чести, как правило, сосредоточено на культурном изучении культур чести, но при этом не исследуются возможные социальные факторы, которые могут влиять на такие убийства по признаку пола. Недавно были постулированы возможные связи между частотой убийств женщин в защиту чести и различными социальными факторами, в том числе бедностью, низким социальным статусом и быстрой модернизацией, однако эмпирическое подтверждение этих гипотез еще предстоит тщательно изучить. В этой статье предлагаются эмпирические наблюдения исследовательского характера социальных факторов, которые могут играть роль в частоте убийств женщин во имя чести. Методологический план исследования проводит различие между различными арабскими подгруппами в Израиле по их коррелирующим укоренившимся социальным характеристикам и предлагает сравнительный эмпирический анализ, полученный на основе национальных данных об убийствах женщин во имя чести среди различных арабских подгрупп (за исключением Западного берега, Газы и Восточного Иерусалима). ) в течение 6-летнего периода (2010-2015 гг.). Исследование основано на вторичном анализе данных, экстраполированных из наблюдения за СМИ. Всего было обнаружено 58 подходящих случаев, которые составили выборку для исследования. Для каждой арабской подгруппы был проведен частотный анализ фемицидов и жертв. Несмотря на небольшое количество случаев и исследовательский и предварительный характер исследования, оно дает предварительные эмпирические указания на возможные связи между частотой убийств женщин во имя чести и социальными факторами, такими как низкий экономический статус и быстрая модернизация. Новые эмпирические указания статьи могут иметь большое значение для обществ, которые в настоящее время сталкиваются с проблемой ассимиляции растущего числа арабских и мусульманских социальных групп.
Ключевые слова: культурные контексты; домашнее насилие; убийство; прогнозирование домашнего насилия.
Похожие статьи
- Убийства чести в регионе Восточного Средиземноморья: описательный обзор.
Аль-Кахтани С.М., Альмутаири Д.С., БинАкил Э.А., Альмутаири Р.А., Аль-Кахтани Р.Д., Менезес Р.Г. Аль-Кахтани С.М. и др. Здравоохранение (Базель). 2022 27 декабря; 11 (1): 74. дои: 10.3390/здравоохранение11010074. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36611534 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Социокультурные аспекты фемицида-самоубийства: пример Израиля.
Даян Х. Даян Х. J Interpers Насилие. 2021 май; 36 (9-10): NP5148-NP5166. дои: 10.1177/0886260518792983. Epub 2018 5 сентября. J Interpers Насилие. 2021. PMID: 30182802 Обзор.
- Разделение насилия на почве чести и религии: дифференциальное влияние индивидуальных и социальных религиозных практик и фундаментализма на поддержку убийств чести в межнациональной выборке мусульман.
Беллер Дж., Крёгер К., Хоссер Д. Беллер Дж. и др. J Interpers Насилие. 2021 окт; 36 (19-20): 9770-9789. дои: 10.1177/0886260519869071. Epub 2019 27 августа. J Interpers Насилие. 2021. PMID: 31455159
- Практика преступлений чести: взгляд на домашнее насилие в арабском мире.
Кулвицкий АД. Кулвицкий АД. Вопросы Ment Health Nurs. 2002 г., январь-февраль; 23(1):77-87. дои: 10.1080/01612840252825491. Вопросы Ment Health Nurs. 2002. PMID: 11887612
- Отношение к убийству чести среди подростков в Аммане, Иордания.
Эйснер М., Гунейм Л. Эйснер М. и соавт. Агрессивное поведение. 2013 сен-октябрь;39(5):405-17. doi: 10.1002/ab.21485. Epub 2013 6 июня. Агрессивное поведение. 2013. PMID: 23744567
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Убийства чести в регионе Восточного Средиземноморья: описательный обзор.
Аль-Кахтани С.М., Альмутаири Д.С., БинАкил Э.А., Альмутаири Р.А., Аль-Кахтани Р.Д., Менезес Р.Г. Аль-Кахтани С.М. и др. Здравоохранение (Базель). 2022 27 декабря; 11 (1): 74. дои: 10.3390/здравоохранение11010074. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36611534 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Последствия пандемии: рост числа разводов, домашнего насилия и внебрачных связей во время пандемии COVID-19: печальная персидская история.
Ходавирдипур А., Самади М. Ходавирдипур А. и соавт. Фронт общественного здравоохранения. 2022 13 декабря; 10:1100149. дои: 10.3389/fpubh.2022.1100149. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36582376 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
- Убийства во имя чести и насилие в отношении женщин в Иране во время пандемии COVID-19.
Пирния Б, Пирния Ф, Пирния К. Пирния Б. и др. Ланцет Психиатрия. 2020 окт;7(10):e60. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30359-X. Ланцет Психиатрия. 2020. PMID: 32949522 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
термины MeSH
Коммодификация чести в женской сексуальности
Каждый год на Ближнем Востоке сотни женщин и девушек убиваются членами семьи мужского пола. Убийство чести — казнь женщины-члена семьи за предполагаемое неправомерное использование ее сексуальности — является острой социальной и политической проблемой. Палестинским активистам, выступающим за равенство, трудно полностью остановить убийства. Законность таких убийств проистекает из сложного кодекса чести, укоренившегося в сознании некоторых слоев палестинского общества.
Учитывая, что убийства чести часто остаются частным семейным делом, официальная статистика об этой практике или ее частоте отсутствует. Согласно отчету Проекта расширения прав и возможностей женщин за ноябрь 1997 года, опубликованному в al-Hayat al-Jadida , в 1996 году в Газе и на Западном берегу было совершено 20 убийств чести. Один представитель группы добавил: «Мы знаем, что их больше, но никто не афиширует это». Точно так же в неофициальном отчете, переданном Палестинскому женскому рабочему обществу, говорится, что «недавно» 40 женщин были убиты за честь в Газе. В отчете не указывается ни период, когда произошли эти убийства, ни точные обстоятельства. Летом 1997, Халед аль-Кудра, в то время генеральный прокурор Палестинской автономии (ПА), сообщил Sawt al-Nisa’ , приложению, опубликованному Техническим комитетом по делам женщин (WATC), что он подозревает, что 70 процентов всех убийств в Газа и Западный берег — это убийства чести.
Хотя все большее число палестинцев считают убийства чести неприемлемыми, эта практика продолжается. «Никто не знает масштабов, потому что никто не проводил исследования», — сказала Лиза Тараки, доцент социологии Бирзейтского университета. Женские организации выступили против убийств, но возмущены тем, что эта практика продолжается, несмотря на юридические запреты. Убийства нарушают право на жизнь, закрепленное в версиях проекта Основного закона, и открыто дискриминируют женщин. Только женщина наказана за «преступление»; тогда как мужчина, который, возможно, изнасиловал свою жертву, считается невиновным и часто остается на свободе.
Убийства чести появились в доисламскую эпоху, по словам Шарифа Канааны, профессора антропологии Бирзейтского университета. Это, по его мнению, «сложный вопрос, который уходит глубоко в историю арабского общества». Он утверждает, что убийство чести проистекает из интереса патриархального и патрилинейного общества в поддержании строгого контроля над назначенными семейными властными структурами. «Мужчины семьи, клана или племени стремятся контролировать в патрилинейном обществе репродуктивную силу. Женщины для племени считались фабрикой по изготовлению мужчин. Убийство чести не является средством контроля над сексуальной силой или поведением. За этим стоит проблема рождаемости или репродуктивной силы».
В исламском контексте наказание за отношения вне брака предусматривает 100 ударов плетью, если женщина не замужем, или смерть через побивание камнями, если она замужем. В обоих случаях, однако, должны быть четыре свидетеля, желающие засвидетельствовать, что половой акт имел место; условия, затрудняющие наказание.
Примеры, приведенные женскими организациями, показывают, что женщин также наказывают, даже убивают, по подозрению в сексуальных отношениях. Та же участь постигла и жертв изнасилования. Поддержание чести считается обязанностью женщины, независимо от того, была ли она осведомлена о сексе или дала согласие на это. Это показывает, что идеологическая паутина чести санкционирует убийство чести не только по репродуктивным или религиозным причинам. В конечном счете, говорит Канаана, этот кодекс «лишает женщин сексуальной свободы или права использовать свои сексуальные способности так, как они хотят».
Убийство во имя чести семьи
Семья является основным элементом палестинского общества. Семейный статус во многом зависит от его чести, большая часть которой определяется респектабельностью его дочерей, которые могут непоправимо повредить ему предполагаемым злоупотреблением своей сексуальностью. «Честь семьи очень зависит от девственности женщины», — сказал Шадия. Саррадж из Проекта расширения прав и возможностей женщин Проекта охраны психического здоровья населения Газы. Девственность женщины является достоянием окружающих ее мужчин, сначала ее отца, а затем подарком ее мужу; виртуальное приданое, когда она выходит замуж. В этом контексте женщина ‘ard (честь) — это товар, который должен охраняться сетью членов семьи и сообщества. Внешне женщина охраняется своим поведением и дресс-кодом, а внутренне — сохранением девственной плевы. Среди молодых палестинцев существуют внебрачные сексуальные отношения, особенно в студенческих общинах, где женщины живут вдали от бдительного ока своих семей. Однако для большинства женщин считается ‘айб (позорным) оставаться наедине с мужчиной, не являющимся членом семьи.
Столетия правления различных иностранных властей укрепили семью как центр власти в палестинском обществе. Даже сегодня семья несет прямую ответственность за защиту своей чести. Во многих сообществах это означает, что убийство во имя чести является семейным делом, которое местное сообщество не осуждает. В результате убийца вряд ли получит выговор в суде.
Хотя ей известно о многих делах, Манал Клейбо Зарф, женщина-адвокат Женского центра юридической помощи и консультирования (WCLAC), никогда не привлекалась к уголовной ответственности за убийство чести. Она считает, что это связано с тем, что законы Иордании все еще применяются на Западном берегу. Статья 341 считает убийство законным актом защиты, когда «акт убийства другого лица или причинения вреда другому лицу был совершен как акт защиты его жизни, или его чести, или чьей-либо жизни или чести».
В готовящейся публикации о праве и статусе женщин, подготовленной Программой женских исследований Университета Бирзейт, Пенни Джонсон пишет, что в отношении личного статуса египетская и иорданская правовые системы Западного берега и Газы «основаны на хорошо развитая правовая теория с четко определенной моделью семейных и гендерных отношений, которая является патриархальной, патрилокальной и патрилинейной». Эта правовая база соответствует господствующей идеологии и социально-экономическим условиям на Западном берегу и в Газе. Мать-одиночка не только изгой своей общины, но и не играет никакой роли в патриархальной правовой системе. Незамужняя мать, лишенная мужа и доступа к системе социального обеспечения, не имеет экономической поддержки. Убийство чести, как унаследованный механизм, сдерживает и устраняет отклонения от кодекса чести, чтобы увековечить традиционные тряпки патриархальной семейной власти.
«Битва»
Хотя убийства чести представляют собой нарушение прав человека, их прецедент в традиции делает проблему сложной для ПА, Законодательного совета Палестины и формирующейся палестинской правовой системы. Женские организации стремились нанести эффективный и немедленный удар по новым формирующимся властным структурам.
Отсутствие надежной статистики мешает активистам проводить кампании против убийств чести. Ханан Абдалла из Палестинского общества работающих женщин объясняет: «У нас нет статистики, нет ничего официального. Без достоверной информации вести лоббистскую деятельность очень сложно. Единственные люди, которые знают настоящий номер, это полиция. Мы пытаемся убедить полицию и чиновников опубликовать статистику. Затем мы можем перейти к освещению проблемы».
WCLAC готовит исследование под названием «Юридическая виктимизация женщин в арабском мире — на примере Палестины». Центр надеется каталогизировать случаи убийств чести, чтобы установить достоверную статистику. Информация будет извлечена из случаев, доведенных до сведения Центра, а также из последующих сообщений о «подозрительных» газетных сообщениях. WCLAC надеется, что это обеспечит документацию для будущих кампаний.
Сотрудники Проекта расширения прав и возможностей женщин регулярно получают телефонные угрозы в связи с их усилиями по оказанию помощи пострадавшим женщинам. Их обвиняют в бунте против традиций и развращении общества. Надира Шалхуб-Керворкян, основатель горячей линии для палестинских женщин «Аль-Амам», непреклонна в том, что НПО, в рамках которой работает эта четырехлетняя служба, остается конфиденциальной. «Когда мы начинали, были проблемы с людьми, которые выступали против этой идеи. Меня дважды били», — сказала она.
Из-за деликатности вопроса и трудностей, связанных с отсутствием полных данных, усилия по борьбе с убийствами чести приняли две основные формы. Во-первых, женские организации стремятся предоставлять практические услуги по защите и помощи нуждающимся женщинам. В то же время ряд групп развернули более широкую кампанию, направленную на развитие более гендерно-чувствительного общества и ПА.
Экстренная помощь
Женские НПО оказывают экстренную помощь женщинам, находящимся в опасности из-за нарушения «кодексов чести». Услуги, предлагаемые горячей линией al-Amam и другими организациями, включают консультирование и направления на операции по восстановлению девственной плевы. Самия, которая узнала о горячей линии из рекламы в прессе, говорит, что горячая линия «всегда готова помочь девочкам». Когда однокурсница забеременела, Самия и ее друзья направили ее к аль-Амаму за советом. Женские организации также установили хорошие отношения с палестинской полицией. Для Суада Абу Дайе признание WCLAC и других центров полицией и губернаторами является самым положительным недавним шагом в борьбе с виктимизацией женщин. Она сказала, что полиция «услышала об услугах, которые предоставляет наш Центр. Они чувствуют, что мы преданы делу, а они невежественны. Когда они чувствуют, что не могут помочь, они обращаются к нам».
После того, как Ханя, 30-летняя жительница Газы, забеременела в 1996 году, ей угрожали смертью. Она обратилась в полицию, которая предоставила убежище и предложила Проекту расширения прав и возможностей женщин предложить консультационные услуги на протяжении всей беременности, которую она провела в тюремной камере. Позже Проект направил женщину в другую женскую неправительственную организацию, которая искала дом для Ханьи и ее маленького мальчика. И Проект по расширению прав и возможностей женщин в Газе, и WCLAC на Западном берегу в настоящее время координируют свои действия с полицией, проводя семинары для обучения офицеров обращению с женщинами-жертвами.
По словам Интисар аль-Вазир, министра социальных дел и члена PLC, министерство готовится к созданию приюта для женщин. НПО также призвали к возможности аборта для женщин, забеременевших в результате изнасилования. Несколько женских организаций подготовили письмо в министерства здравоохранения, юстиции и социальных дел Палестины с требованием, чтобы государство встретилось с ними, чтобы обсудить спонсируемые государством аборты в таких обстоятельствах. Хотя письмо было отправлено 19 января97 ответа не получил.
Равные права
Достижения НПО в оказании практической и экстренной помощи женщинам, находящимся в опасности, являются частью более широкой борьбы за обеспечение равных прав женщин, за соблюдение недискриминационного законодательства и за повышение осведомленности общественности о женских проблемах.
В 1995 году в рамках всеобъемлющих усилий был начат проект под названием «Модель палестинского парламента — женщины и законодательство». Аль-Вазир высоко оценивает эти усилия, отмечая, что предыдущие усилия были «очень слабыми из-за отсутствия единства». В проекте, инициированном WCLAC, участвуют 15 женских организаций, обучающих мужчин и женщин на Западном берегу и в Газе юридической грамотности и адвокатской деятельности. «У палестинцев всего два года опыта работы в Законодательном совете, — сказал Ханан Абдель-Рахман Раббани, руководитель проекта. «Им до сих пор не ясно, какова роль их члена PLC или каковы его или ее отношения с его или ее избирателями».
Проект направлен на выявление дискриминационных законов в законах, таких как закон о личном статусе. Как отметила адвокат Манал Клейбо Зарф, «если женщину изнасиловали, она не может сама обратиться в суд. Ее дело действительно только в том случае, если ее сопровождает ее отец или ее брат». В рамках проекта разрабатываются поправки для исправления таких случаев гендерной дискриминации. Эти поправки составляют основу их лоббистской деятельности и должны быть представлены на Центральном модельном парламенте, запланированном на 19 марта.98.
Как сказал Сухейр Аззуни из WATC в отношении прекращения практики убийств чести: «Законодательство ничего не может сделать; в сообществе должна быть осведомленность». По словам Лизы Тараки, в последние годы понимание кодекса чести в целом и того, что считается его нарушением, изменилось. «Многие нарушения кодекса чести решаются другими способами, например, путем побега или брака».
В результате усилий неправительственных организаций освещение в СМИ убийств чести стало поднимать этот вопрос на общественных форумах и делать его предметом общественного обсуждения. Весной 19 г.97, палестинская пресса сообщила о четырехлетней девочке, которая была изнасилована 25-летним мужчиной и оставлена ее семьей истекать кровью за то, что она «опозорила» свою семью. Ребенок выжил, но ее «честь» омрачена на всю жизнь.
WATC также освещал преступления чести в газетах, на радио-шоу и в своем информационном бюллетене. Группа опубликовала информацию о недавнем убийстве чести женщины из района Рамаллаха, назвав ее «мученицей» своего общества, тем самым стремясь способствовать переопределению статуса «бесчестной» женщины. Женское движение включило вопрос об убийствах чести в свою более широкую и менее чувствительную кампанию по сокращению насилия в отношении женщин. 19 декабря97, коалиция организаций под руководством WATC добилась официального осуждения PLC домашнего насилия.
Палестинцы все чаще признают, что сексуальное насилие, включая инцест и изнасилование, имеет место в палестинском обществе. Сафа Тамиш, сотрудничающая с Институтом общественного образования Тамер, уже несколько лет проводит новаторские исследования палестинской сексуальности. Признавая ее работу, Министерство образования недавно согласилось обучить своих 270 консультантов половому воспитанию. Со временем работа Тамиша может послужить основой для введения полового воспитания в палестинскую учебную программу.
В более широком социологическом контексте ряд тенденций изменил определение кодекса чести, независимо от усилий отдельных лиц, женского движения или официальных лиц в ПА.