Что такое честь женская: Женская честь — как она есть. История женщин в России: feminism — LiveJournal

ЖЕНСКАЯ ЧЕСТЬ | это… Что такое ЖЕНСКАЯ ЧЕСТЬ?

Толкование

ЖЕНСКАЯ ЧЕСТЬ

соблюдение целомудрия девушкой и супружеской верности замужней женщиной. Вплоть до к. XIX в. строго соблюдалась в среде крестьянства и в меньшей мере — среди других слоев русского общества. Русское крестьянство решительно осуждало добрачные связи. Если такое и случалось, то как исключение, и всегда и повсеместно встречало отрицательную оценку общественного мнения деревни. «Потеря девственности считается большим грехом», — написано в ответах на тенишевскую программу из Ростовского уезда.
«Родители вообще весьма строго смотрят за тем, чтобы дело во взаимных отношениях молодежи не дошло до половой связи, так как это является позором не только для самой девушки, но и для родителей, воспитавших ее. Беременность девушки составляет уже для родителей крайнюю степень позора и бесчестия», — рассказывал наблюдатель из Пошехонского уезда.

«Девичью честь крестьяне ценят высоко» — так утверждал корреспондент из Дорогобужского у. Смоленской губ. Окружающие порицали девушку, утратившую честь. О том же сообщал и житель Жиздринского у. Калужской губ.: парни и девушки «не вступают в половую связь». «Девичья честь ценится высоко», — откликается на вопрос программы П. Каманин из с. Домнина Владимирской губ. К девушке, потерявшей невинность, относятся с пренебрежением и «обходят выбором в замужестве», — добавлял он.
Об этом же писали из Орловской губ.: если девушка потеряет честь, ее презирают и не возьмут замуж. Если только лишь дурная слава пройдет, может и напрасная, и то страдает вся семья, особенно младшие сестры. Губернии — разные, и авторы — люди разного социального положения, но суть их наблюдения одна. Предосудительной считалась и супружеская неверность. При этом крестьяне более жестко осуждали неверность жены, чем мужа.
Вопросы, связанные с честью девушки, могли, по желанию обиженной, рассматриваться на сходке общины.
В их числе были оскорбления действиями символического характера: вымазать дегтем ворота, поднять подол, подрезать косу.
Повсеместно у русских ворота, вымазанные дегтем, означали позор для всей семьи, и прежде всего для девушки, которая жила в этом доме. После этого она подвергалась насмешкам, презрению, оскорблениям. Как правило, не могла выйти замуж. Но традиция хранила и возможность защититься от напрасно возведенного позорящего обвинения. Девушка могла обратиться к старосте и просить его собрать сходку, чтобы снять с себя позор, доказав невинность.
Порядок такой сходки описан наблюдателем из д. Мошковой Орловского у. Состав сходки в этом случае был необычным; на ней должны были присутствовать все парни общины. Девушка, по инициативе которой был созван сход, выходила перед всеми и трижды вызывала оскорбителя словами: «Кто меня обесчестил, выходи ко мне и обвиняй меня перед всеми!» Затем она просила общество защитить ее «правым судом». Община всегда соглашалась провести расследование.
Призванная для этого женщина удалялась с девушкой, осматривала ее и о результатах сообщала сходке. Если девушка оказывалась невинной, участники сходки кланялись ей в ноги со словами: «Прости нас, ради Бога, ты не виновата, а мы над тобой смеялись и думали, что ты останешься в вековушках». Девушка в свою очередь кланялась «обществу». «Благодарим и вас покорно за мое оправдание». Если после оправдательного решения сходки кто-либо оскорблял все-таки девушку, община взимала с него штраф в пользу обиженной, а родственники девушки расправлялись с ним кулаками при одобрении общественного мнения.
Не всякая оскорбленная напрасным обвинением девушка могла решиться выступить таким образом перед сходкой. Для парней, вознамерившихся вымазать дегтем чужие ворота, существовала и другая острастка: если хозяин дома подстерег человека, мажущего его ворота дегтем, он мог расправиться с ним жестоко — общественное мнение не осуждало. Оправданную общиной девушку охотно брал хороший, по местным представлениям, жених.
Неоправданная долго не выходила на улицу от позора.
Подобный вопрос ставился на сходке и в том случае, если парень публично заявлял свои права на девушку, с которой был близок, когда она оказывалась просватанной за другого. Оскорбление в этом случае совершалось публично, и потому оскорбитель всегда был налицо. Оскорбитель должен был доказать сходке, что сказал правду, и после этого обязательно жениться на оскорбленной им девушке. Та не смела отказать ему, подвергалась общему осмеянию и в течение года после замужества не должна была выходить в хоровод и на другие сборища. Последнее считалось наказанием за потерю чести в девичестве. Если же разбирательством устанавливалось, что оскорбитель оклеветал девушку, мир приговаривал его к большому штрафу и изгнанию из деревни на год, а родственники оскорбленной расправлялись с ним по-своему. По возвращении в свою деревню он еще в течение двух лет не допускался в хоровод.
Для замужней женщины на Орловщине оскорблением, символизировавшим обвинение в измене, было испачкать ей при всех рубашку сажей. При этом говорилось: «Запачкала ты себя с таким-то своим беззаконием!» Обвинитель должен был доказать сходке обоснованность своего выпада. Если ему удавалось это, обвиненная подвергалась насмешкам. В течение года она не имела права посещать соседей, даже просто входить к кому-либо в дом. Честь ее была навсегда потеряна в глазах общины.
М.М. ГромыкоИсточник:
Энциклопедия «Русская цивилизация»

.

Игры ⚽ Нужен реферат?

  • ЖЕНА
  • ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК

Полезное


9. Женская честь. Образ жизни, который мы выбираем

9. Женская честь

Усиливающееся разрушение всех некогда непоколебимых истин затронуло сегодня старое и доброе понятие женской чести. Женщины, в которых новомодные веяния заглушили их лучшие чувства, утверждают, что понятие женской чести, в сущности, результат мужского господства. Мужчина хочет единолично владеть женщиной как неделимой собственностью. Так почему же женщины не могут претендовать на те же свободы, которыми большинство мужчин пользуются до брака? Другие женщины, вовлеченные в скучную работу ради хлеба насущного, жаждут радости, поэзии и любви. Дух времени подвигает их к тому, чтобы бескомпромиссно насладиться всем, что предлагает жизнь, «не давая принципам испортить прекрасную юность». Ведь живем-то один раз!

Да, конечно, на этом свете мы живем только раз. Но именно поэтому так необходимо развивать в себе глубокое и доброе, вместо того чтобы прожигать жизнь в дурмане заблуждений, потакая собственным слабостям. В старом понятии женской чести скрыта тайна культурного могущества женщины. Это понятие вовсе не результат какой-то внешней тирании. Он, скорее, выражение той большей универсальности, с которой высокоразвитая женская душа воспринимает половую жизнь: в этой сфере мужчина живет одним мгновением, а женщина – с мыслью о целом море непредсказуемых последствий. И то, что мы называем женской нравственностью и женской честью, проистекает из духа материнского достоинства и материнской предусмотрительности, идет от протеста против всего, что делает природный инстинкт высшим законом, оставляя интимную жизнь на произвол ее собственных противоречивых и переменчивых импульсов.

Глубочайшее благородство любви состоит еще и в том, что мужчина должен испытывать чувство уважения к женщине, с которой он себя связывает. И это происходит вопреки всем теориям по велению глубокого и истинного инстинкта только тогда, когда женщина настаивает на соблюдении твердых правил, возвышающих союз удовольствия до уровня совместной жизни до гробовой доски.

В неиспорченной женщине ее глубочайшее чувство стыда противится превращению полового союза в самоцель. Но это происходит, только если этот союз освящен символами и закреплен институтами, торжественно связывающими его со всеми прочими правилами, интересами и обязанностями человеческой жизни. Эта видимая, облеченная в достойную форму связь представляет собой некую защитную оболочку, которой всегда будет требовать женщина с тонкой организацией. Внешняя санкция имеет здесь гораздо большее значение, чем внешняя форма: в требовании закрепить все отношения с мужчиной более твердыми гарантиями и правилами, нежели клятвы любовника, вообще выражается более глубокий взгляд на половую жизнь – целая «философия ответственности».

Целомудренность, требующая таких санкций, не является чем-то неестественным, а проистекает из самых здоровых защитных инстинктов сексуальной жизни. Ведь она полностью деградирует, как только ее функции превращаются в самоцель и отделяются от общего порядка жизни.

Если бы все женщины, практически или теоретически способствующие разрушению старого понятия о женской чести, хотя бы немного задумались о сущности и причинах неистребимого презрения, с которым мужчина, как бы низко он ни стоял, рано или поздно начинает относиться к женщине, живущей с ним в союзе, не скрепленном никакими внешними формами, они перестали бы относиться к старому понятию чести как к пережитку былой зависимости от мужчины, а увидели бы в нем неизменное выражение нравственной власти и достоинства женщины. Глубже и продолжительнее всего женщина может влиять на мужчину, воздействуя на его совесть, на всю его высшую природу. Но для этого она должна стоять выше него. И он хочет, чтобы она стояла выше, потому что стремится вырасти над собой.

Он никогда не простит женщине, если она сделает невозможным почитание, которым нижестоящий удостаивает вышестоящего. Поэтому женщине запрещено больше, чем мужчине – не потому, что она меньше мужчины, а потому, что больше, чем он: nobless oblige! (положение обязывает). Если совесть мужчины не склоняется перед женщиной, она становится его рабыней, даже если со стороны кажется, что держит его в руках.

Нам действительно не нужна новая этика, принижающая женщину до уровня переменчивых тенденций, царящих среди невоспитанных мужчин. Нет, нам необходимо более глубокое понимание и более последовательное признание старой этики, чтобы более высокое восприятие мира, присущее благородным женщинам, освободило мужчину от глубоко укоренившейся в нем сексуальной бесхарактерности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Честь, честность

Честь, честность Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. Демокрит 9, 157Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.Плавт 1, 182Честность и точность – близнецы.Симмонз 1, 182 Лишать чести

§ 6. Достоинство и честь

§ 6. Достоинство и честь Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.Сознание человеком собственного достоинства

К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75]

К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75] Митинг, созванный по случаю годовщины 18 марта 1871 г., принял следующие резолюции:IОн рассматривает героическое движение 18 марта как зарю великой социальной революции, которая навсегда освободит

К.

МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СЛАВЯНСКОГО МИТИНГА, СОЗВАННОГО 21 МАРТА 1881 г. В ЛОНДОНЕ В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СЛАВЯНСКОГО МИТИНГА, СОЗВАННОГО 21 МАРТА 1881 г. В ЛОНДОНЕ В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ Гражданин!С большим сожалением мы вынуждены сообщить Вам, что лишены возможности присутствовать на вашем митинге[168].Когда Парижская Коммуна

Мужская и женская модели

Мужская и женская модели Функциональной женственности соответствует мужская модель или функциональная мужественность. Совершенно естественно, что модели предлагаются для обоих. Они вырастают не из различной природы полов, а из дифференциальной логики системы.

3.1.3. Женская психология и секс

3.1.3. Женская психология и секс Понять собственную выгоду в сексе неспособна, в первую очередь, женщина, а ведь именно она определяет категорию модальности сексуальных отношений. Я изучил сексуальное поведение женщин самых различных категорий – от монахинь до

Глава II. Мужская и женская сексуальность

Глава II. Мужская и женская сексуальность Под психологией вообще нужно понимать психологию психологов, а последние все, без, исключения – мужчины: с тех пор, как люди пишут историю, не слышно было ни об одном психологе-женщине. На этом основании психология женщины образует

Женская духовность

Женская духовность Именно эти два базовых, врожденных различия между мужской и женской сферами ценностей (тяготение мужчин к деятельности и Эросу, тяготение женщин к общности и Агапе), когда они развертываются, проходя через базовые структуры сознания под влиянием

ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ

ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ На Востоке, как и во многих странах Запада, нет права первородства. Это означает, что сыновья королей и других титулованных лиц не наследуют автоматически высокий ранг, а должны его заслужить. Отец решает, кто из кандидатов наиболее достоин.Жил

250. ЧЕСТЬ

250. ЧЕСТЬ Я не так велик, как обо мне говорят, но не так и мал, как обо мне думают.Ибн Эзра, М. -Шират ИсраелКого чтят? Того, кто чтит.Бен Зома — Мишна, Абот, 4:1Там, где нет чести, нет и позора.Тиферет ИсраелВеличина оказываемой чести измеряется не величиной того, кому ее

5.4 Что такое честь

5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит

Честь (Honneur)

Честь (Honneur) Достоинство в глазах других людей. Или самолюбие, принимающее себя всерьез. Честь способна толкнуть к героизму, но также к войне или убийству (так называемые преступления чести). Чрезвычайно двусмысленное чувство, им нельзя восхищаться, но нельзя его и

Женское убийство чести: роль низкого социально-экономического статуса и стремительная модернизация

. 2021 окт; 36 (19-20): NP10393-NP10410.

дои: 10.1177/0886260519872984. Epub 2019 15 сентября.

Хава Даян 1

принадлежность

  • 1 Университет Хайфы на горе Кармель, Израиль.
  • PMID: 31524058
  • DOI: 10. 1177/0886260519872984

Хава Даян. J Interpers Насилие. 2021 Октябрь

. 2021 окт; 36 (19-20): NP10393-NP10410.

дои: 10.1177/0886260519872984. Epub 2019 15 сентября.

Автор

Хава Даян 1

принадлежность

  • 1 Университет Хайфы на горе Кармель, Израиль.
  • PMID: 31524058
  • DOI: 10.1177/0886260519872984

Абстрактный

Убийство женщины во имя чести — это особая форма фемицида, когда убийство женщины совершается членом или членами ее семьи, которые не одобряют ее социальное поведение в целом и ее сексуальное поведение в частности. Изучение убийств женщин во имя чести, как правило, сосредоточено на культурном изучении культур чести, но при этом не исследуются возможные социальные факторы, которые могут влиять на такие убийства по признаку пола. Недавно были постулированы возможные связи между частотой убийств женщин в защиту чести и различными социальными факторами, в том числе бедностью, низким социальным статусом и быстрой модернизацией, однако эмпирическое подтверждение этих гипотез еще предстоит тщательно изучить. В этой статье предлагаются эмпирические наблюдения исследовательского характера социальных факторов, которые могут играть роль в частоте убийств женщин во имя чести. Методологический план исследования проводит различие между различными арабскими подгруппами в Израиле по их коррелирующим укоренившимся социальным характеристикам и предлагает сравнительный эмпирический анализ, полученный на основе национальных данных об убийствах женщин во имя чести среди различных арабских подгрупп (за исключением Западного берега, Газы и Восточного Иерусалима). ) в течение 6-летнего периода (2010-2015 гг.). Исследование основано на вторичном анализе данных, экстраполированных из наблюдения за СМИ. Всего было обнаружено 58 подходящих случаев, которые составили выборку для исследования. Для каждой арабской подгруппы был проведен частотный анализ фемицидов и жертв. Несмотря на небольшое количество случаев и исследовательский и предварительный характер исследования, оно дает предварительные эмпирические указания на возможные связи между частотой убийств женщин во имя чести и социальными факторами, такими как низкий экономический статус и быстрая модернизация. Новые эмпирические указания статьи могут иметь большое значение для обществ, которые в настоящее время сталкиваются с проблемой ассимиляции растущего числа арабских и мусульманских социальных групп.

Ключевые слова: культурные контексты; домашнее насилие; убийство; прогнозирование домашнего насилия.

Похожие статьи

  • Социокультурные аспекты фемицида-самоубийства: пример Израиля.

    Даян Х. Даян Х. J Interpers Насилие. 2021 май; 36 (9-10): NP5148-NP5166. дои: 10.1177/0886260518792983. Epub 2018 5 сентября. J Interpers Насилие. 2021. PMID: 30182802 Обзор.

  • Разделение насилия на почве чести и религии: дифференциальное влияние индивидуальных и социальных религиозных практик и фундаментализма на поддержку убийств чести в межнациональной выборке мусульман.

    Беллер Дж., Крёгер К., Хоссер Д. Беллер Дж. и др. J Interpers Насилие. 2021 окт; 36 (19-20): 9770-9789. дои: 10.1177/0886260519869071. Epub 2019 27 августа. J Interpers Насилие. 2021. PMID: 31455159

  • Практика преступлений чести: взгляд на домашнее насилие в арабском мире.

    Кулвицкий АД. Кулвицкий АД. Вопросы Ment Health Nurs. 2002 г., январь-февраль; 23(1):77-87. дои: 10.1080/01612840252825491. Вопросы Ment Health Nurs. 2002. PMID: 11887612

  • Отношение к убийству чести среди подростков в Аммане, Иордания.

    Эйснер М., Гунейм Л. Эйснер М. и соавт. Агрессивное поведение. 2013 сен-октябрь;39(5):405-17. doi: 10.1002/ab.21485. Epub 2013 6 июня. Агрессивное поведение. 2013. PMID: 23744567

  • Честь и насилие: отчет о распрях, дуэлях и убийствах чести .

    Трэшер Дж., Хэндфилд Т. Трэшер Дж. и др. Гум Нат. 2018 дек; 29(4):371-389. doi: 10.1007/s12110-018-9324-4. Гум Нат. 2018. PMID: 30251000 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Последствия пандемии: рост числа разводов, домашнего насилия и внебрачных связей во время пандемии COVID-19: печальная персидская история.

    Ходавирдипур А., Самади М. Ходавирдипур А. и соавт. Фронт общественного здравоохранения. 2022 13 декабря; 10:1100149. doi: 10.3389/fpubh.2022.1100149. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36582376 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Убийства во имя чести и насилие в отношении женщин в Иране во время пандемии COVID-19.

    Пирния Б, Пирния Ф, Пирния К. Пирния Б. и др. Ланцет Психиатрия. 2020 окт;7(10):e60. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30359-X. Ланцет Психиатрия. 2020. PMID: 32949522 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

термины MeSH

убийств чести | социология | Британника

Похожие темы:
патриархат убийство

Посмотреть весь связанный контент →

убийство чести , чаще всего убийство женщины или девушки членами семьи мужского пола. Убийцы оправдывают свои действия тем, что жертва обесчестила фамилию или престиж.

В патриархальных обществах деятельность девушек и женщин тщательно контролируется. Сохранение девственности и «половой чистоты» женщины считается обязанностью родственников мужского пола — сначала отца и братьев, а затем мужа. Жертвы убийств чести, как правило, обвиняются в «сексуально аморальных» действиях, начиная от открытого общения с мужчинами, не состоящими в их родстве, и заканчивая сексом вне брака (даже если они являются жертвами изнасилования или сексуального насилия). Однако женщина может стать мишенью для убийства по целому ряду других причин, в том числе за отказ вступить в брак по договоренности или стремление к разводу или раздельному проживанию — даже от жестокого мужа. Простое подозрение в том, что женщина действовала таким образом, что может нанести ущерб репутации ее семьи, может спровоцировать нападение; эти предположения обычно основаны на человеческих чувствах и восприятиях, а не на объективной истине. По иронии судьбы, родственницы часто защищают убийства и иногда помогают их подстроить.

Хотя многие подозревают, что о таких преступлениях не сообщается, по оценкам Фонда ООН в области народонаселения, ежегодно из соображений чести убивают до 5000 женщин. Эти преступления совершаются по всему миру и не ограничиваются одной конкретной религией или верой. Однако они довольно значительно и постоянно происходили в различных частях Ближнего Востока и Южной Азии, причем почти половина всех убийств чести происходила в Индии и Пакистане.

В 21 веке международная осведомленность об убийствах чести возросла, однако некоторые страны по-прежнему неохотно предпринимали необходимые шаги для эффективной криминализации этого преступления. В относительно редком случае, когда мужчину привлекали к ответственности за убийство, последующее судебное разбирательство часто сосредоточивалось на предполагаемом поведении женщины, а не на насилии, совершенном в отношении нее. Когда мужчина был признан виновным, подсудимый мог заявить, что преступление было совершено для восстановления запятнанной чести семьи, и ходатайствовать перед судом о смягчении наказания. Например, в Индии правительство ввело строгие наказания за насилие в отношении женщин в XIX веке.80-е годы. Однако убийства чести на основе межкастовых и межрелигиозных браков по-прежнему имели место в сельской местности, где о них почти не сообщалось в полицию из-за прямой или косвенной поддержки жителей деревень. Такие убийства часто считались несчастными случаями, когда о них сообщалось. Женщина, избитая, сожженная, задушенная, застреленная или зарезанная до смерти, могла быть признана самоубийцей, даже если были множественные раны и не было никакой возможности, чтобы женщина могла покончить с собой.

В некоторых странах, таких как Иордания, убийства чести либо законны, либо наказываются минимально. Статья 340 Уголовного кодекса Иордании освобождает от наказания тех, кто убивает родственниц, признанных «виновными» в совершении супружеской измены, а статья 76 Временного уголовного кодекса позволяет подсудимым ссылаться на «смягчающие причины» в случаях нападения. В 2011 году иорданские законодатели попытались внести поправки в статью 76, чтобы предотвратить ее использование обвиняемыми в убийствах чести, но давление со стороны социальных групп остановило эти усилия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *