Что такое чувства в психологии: 20. Чувства. Общая психология

20. Чувства. Общая психология

20. Чувства. Общая психология

ВикиЧтение

Общая психология
Дмитриева Н Ю

Содержание

20. Чувства

Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности.

Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту – воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.

Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью; практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические – угнетающие ее (тревога, уныние).

Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание). Чувства могут быть и амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность, страстная любовь – в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое – как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других – белый).

Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 4. Чувства

§ 4. Чувства Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций,

Чувства

Чувства Горючее, которое мы вырабатываем для того, чтобы двигаться в желаемом

Чувства

Чувства У Джерри был роман на стороне, и его жена узнала об этом. Она заставила его выбирать между ней и другой женщиной. В то время его жена ждала от него ребенка, и Джерри сказал, что хочет принять «правильное» решение: остаться в семье. НО! «Мои чувства к той женщине

Чувства

Чувства

Чувства

Чувства При консультировании супружеских пар можно часто услышать, как один партнер говорит: «Я никогда не могу выразить свои чувства, потому что это его очень расстраивает» или «Когда я честно говорю о том, что чувствую, она ругает меня». Однако нередко другой человек

Миф 2. Сдерживать свои чувства — неправильно и вредно. Загнанные в глубину души, они приводят к эмоциональному перенапряжению, чреватому срывом. Поэтому любые чувства, и положительные, и отрицательные, необходимо открыто выражать. Если же выразить свою досаду или гнев недопустимо по моральным сообра

Миф 2. Сдерживать свои чувства — неправильно и вредно. Загнанные в глубину души, они приводят к эмоциональному перенапряжению, чреватому срывом. Поэтому любые чувства, и положительные, и отрицательные, необходимо открыто выражать. Если же выразить свою досаду или гнев

ЧУВСТВА

ЧУВСТВА Бытует мнение, что чувства субъективны и запутанны и поэтому не могут учитываться в объективном процессе логического мышления. Это полнейший абсурд. Чувства реально существуют и играют большую роль в нашем мышлении. В конце концов именно посредством чувств мы

Чувства

Чувства Профессор Э. Ф. Беллин, приступая к исследованию больной, обнаружил у нее сильную гиперестезию на всей левой половине тела и полную нечувствительность на правой стороне. Различие в чувствительности левой и правой стороны замечалось не только на коже, но и со

20.

 Чувства

20. Чувства Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный

Чувства

Чувства Скиннер отстаивает описательный по существу подход к изучению чувств. Вместо того чтобы рассматривать чувства как непонятные для нас внутренние состояния, он предположил, что нам просто надо научиться наблюдать связанное с ними поведение. «Мы определяем эмоции

День 54. Анализирую свои чувства. Позитивные чувства

День 54. Анализирую свои чувства. Позитивные чувства Утренние страницы.Обратитесь к девятой главе курса для того, чтобы начать исследовать свое эмоциональное состояние и ответьте на вопросы:– Какие чувства в целом я испытываю в течение дня?– Сколько времени длятся

Чувства

Чувства Мы — реальные люди, живущие в реальном мире. И поэтому порой испытываем негативные чувства — такие как горечь, злость, страх. А вдобавок у нас имеются еще и страсти, которые можно назвать «испорченными» чувствами.Это — ревность, зависть, желание славы, ярость,

Чувства

Чувства Жалость О, эти женщины! В жалости им нет равных!Готовые пожалеть последнего бродягу или пьяницу, они страшатся успешных и творческих мужчин.С каким наслаждением женщины бросаются отмывать и кормить всякого убогого, но становятся черствыми и капризными с

Чувства

Чувства Пятый вид стремления к близости связан с чувствами: чувства тепла, любви, нежности. Эмоции всегда являются частью привязанности, но у ранимого дошкольника, способного на глубокие чувства, стремление к эмоциональной близости усиливается. Дети, которые стремятся к

чувство | это.

.. Что такое чувство?

— одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, — эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств — необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов.
Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (
см.
чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие — остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности;

а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью — трудом, учением, спортом;

b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;

2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;

3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет — как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина — обобщенное чувства любви к истине;

4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:

1) конкретные — например, чувства к ребенку, произведению искусства;

2) обобщенные — чувства к детям вообще, к музыке;

3) абстрактные — чувства справедливости, трагического.

Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.


Интуиция — это больше, чем чувство — Ассоциация психологических наук — APS

Великие лидеры принимают разумные решения даже в трудных обстоятельствах. От Альберта Эйнштейна до Опры Уинфри многие высшие руководители приписывают свой успех следованию своей интуиции. Новое исследование показывает, как наши внутренние инстинкты помогают нам принимать более быстрые и точные решения.

Интуиция — идея о том, что люди могут принимать успешные решения без преднамеренного аналитического мышления — интриговала философов и ученых, по крайней мере, со времен древних греков. Но у ученых возникли проблемы с поиском количественных доказательств того, что интуиция действительно существует.

Группа исследователей из Университета Нового Южного Уэльса разработала новый метод, демонстрирующий, насколько бессознательная интуиция может информировать и даже улучшать наши решения. Исследовательская группа — ученые-психологи Галанг Луфитьянто, Крис Донкин и Джоэл Пирсон — недавно опубликовали свои выводы в журнале Psychological Science .

«Многие люди используют фразу «интуиция» для описания ощущений или чувств, которые они испытывают при принятии решений, но это всего лишь описания, они не дают убедительных доказательств того, что мы можем использовать бессознательную информацию в нашем мозгу или теле, чтобы направлять наши действия. поведения», — объясняет Пирсон. «Это первый раз, когда мы смогли показать убедительные доказательства того, что что-то вроде интуиции действительно существует».

Чтобы измерить интуицию, исследователи разработали эксперимент, в котором участникам показывали эмоциональные образы вне сознательного восприятия, когда они пытались принимать точные решения. Результаты исследования показывают, что даже когда люди не знали об изображениях, они все же могли использовать информацию из изображений для принятия более уверенных и точных решений.

«Эти данные свидетельствуют о том, что мы можем использовать бессознательную информацию в нашем теле или мозге, чтобы направлять нас по жизни, чтобы мы могли принимать более правильные и быстрые решения и быть более уверенными в своих решениях», — говорит Пирсон.

В ходе эксперимента группам студентов колледжа показывали стимулы, состоящие из облака множества движущихся точек, которые выглядели как шумный «снег», который можно увидеть в старом телевизоре. Участники должны были сообщить, в каком общем направлении движется облако точек, влево или вправо.

«Пока наши испытуемые принимали эти решения, мы представили одному из их глаз эмоциональные фотографии, затем мы использовали другую технику, называемую непрерывным подавлением вспышки, чтобы сделать эти эмоциональные фотографии невидимыми или бессознательными», — объясняет Пирсон. «Поэтому, пока испытуемые принимали эти сенсорные решения, они никогда не знали, что им представляют эти эмоциональные фотографии».

Во время эксперимента участникам снабдили зеркальными стереоскопами, которые позволили непрерывному подавлению вспышек маскировать эмоциональные образы в другом глазу.

Фотографии, вызывающие эмоции, включали как позитивные изображения, такие как очаровательные щенки, так и тревожные негативные изображения, такие как змея, готовящаяся к нападению. Тип изображения, положительное или отрицательное, указывал, в каком направлении движется облако точек.

В ходе четырех различных экспериментов Пирсон и его коллеги обнаружили, что люди могли принимать более быстрые и точные решения, когда бессознательно просматривали эмоциональные образы. По сути, мозг людей мог обрабатывать и использовать информацию с изображений для улучшения своих решений.

«Еще один интересный вывод в этом исследовании заключается в том, что интуиция со временем улучшалась, что позволяет предположить, что механизмы интуиции можно улучшить с практикой», — добавляет Пирсон.

Дополнительные доказательства интуиции были получены из физиологических данных участников. В одном эксперименте исследователи измеряли проводимость кожи участников — показатель физиологического возбуждения — когда они принимали решения о рое точек. В захватывающем открытии исследователи обнаружили, что проводимость кожи предсказывает поведенческую интуицию; то есть, даже когда люди не осознавали изображения, их тела демонстрировали физиологическую реакцию на эмоциональное содержание стимулов.

По словам Пирсона, способность количественно измерять интуицию может быть благом для многих различных областей, особенно когда речь идет о найме на работу: «Это может применяться на рабочем месте, заменяя существующие анкеты, которые на самом деле только проверяют мнения людей. о собственных ощущениях интуиции. У нас есть интуиция, и мы можем измерить ее научно».

 

Ссылка

Луфитьянто Г., Донкин К. и Пирсон Дж. (2016). Измерение интуиции: бессознательная эмоциональная информация повышает точность и уверенность в принятии решений. Психологическая наука . doi: 10.1177/0956797616629403

Психология эмоций | Обучение НЛП| НЛП и психология эмоций


Что такое эмоции?

В контексте психологии эмоции определяются как сознательное, хотя и субъективное, переживание, состоящее из биологических реакций, психических состояний и психофизиологических проявлений. На эмоции легко могут влиять внешние факторы, такие как конкретные переживания и события, а также внутренние факторы, такие как личность, настроение и личный опыт. На эмоции также могут влиять биологические факторы, такие как гормоны, которые могут усиливать эмоции или вызывать негативные эмоции, такие как депрессия или агрессия.

Эмоции — довольно субъективное понятие, хотя есть несколько способов, которыми ученые могут измерять такие эмоции, как счастье, печаль и т. д., посредством присутствия определенных гормонов или других химических веществ в теле и мозге при возникновении определенных переживаний. Тип испытываемых эмоций часто зависит от множества факторов, которые могут варьироваться от человека к человеку. Например: то, что может вызвать грусть у одного человека, может не вызвать грусти у другого. Например, если одному человеку становится грустно при просмотре эмоциональной сцены в кинофильме, это не означает, что все остальные, кто смотрит именно эту сцену, также почувствуют грусть. Эмоции, испытываемые человеком, который испытал грусть, вероятно, были вызваны рядом факторов, включая их общее настроение, уровень гормонов, а также их личный опыт, который может заставить их чувствовать себя более эмоционально вызванными определенными сценариями.

Компоненты эмоций

Эмоции состоят из нескольких различных компонентов. Эти компоненты могут помочь психологам и ученым лучше понять и классифицировать эмоции. Модель эмоциональных компонентов Шерера перечисляет пять различных важных элементов эмоций: когнитивную оценку, телесные симптомы, склонность к действию, выражение и чувства. Компонент когнитивной оценки относится к когнитивной оценке, которая оценивает опыт, который обрабатывается в данный момент; эта оценка может помочь определить, какая эмоция может быть вызвана. Компонент телесных симптомов относится к физиологическим симптомам, которые возникают во время движения, например; эмоция страха часто сопровождается учащенным сердцебиением.

Компонент склонности к действию относится к компоненту, который является мотивационным и направляет двигательные реакции, которые могут возникать во время эмоции. Например, эмоция страха часто сопровождается повышенной двигательной чувствительностью и повышением уровня адреналина, например, способность бегать быстрее или поднимать более тяжелые предметы под принуждением страха. Компонент экспрессии относится как к мимическим, так и к голосовым выражениям, которые сопровождают определенные эмоциональные состояния. Например, счастье обычно вызывает такие компоненты выражения, как более высокий тон голоса и выражение лица, такое как улыбка и поднятые брови.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *