Что такое девиантное поведение определение: Девиантное поведение это

Содержание

Девиантное поведение подростков. Что такое Девиантное поведение подростков?

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

  • Причины девиантного поведения подростков
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы девиантного поведения подростков
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение девиантного поведения подростков
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения.

В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Источники

  1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Определение девиантного поведения, причины, пути решения.

Девиантное поведение подразумевает склонность к совершению действий и поступков, которые нарушают общепринятые нормы приличия. Применительно к юриспруденции это противоправное поведение, то есть запрещенное действующим законодательством под угрозой ответственности.

Это может быть и административное правонарушение, предусматривающее ответственность в виде штрафа, предупреждения, лишения права заниматься какой-либо деятельность, непродолжительного ареста. В более серьезной форме девиантное поведение может представлять собой преступление, то есть более тяжкое деяние, имеющее большой общественный вред и предусматривающий уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на длительные сроки.

Концепция причин девиантного поведения.

Обладателям этого типа поведения свойственно пренебрежительное отношение к труду, к интересам и правам других людей, к духовным ценностям, моральным и этическим нормам. Предпосылки данного поведения зарождаются с детства: эгоизм, склонность к дракам и унижению слабых, жестокость к животным, пренебрежение к учебе, раннее приобщение к вредным привычкам и другие проявления. С годами недостатки прогрессируют и усугубляются, переходя в противоправные действия с самыми серьезными последствиями.

В чем же причины такого типа поведения?

Одной из основных, по мнению ученых, является деградация системы общественных ценностей, кризисным состоянием общества. В подобных условиях людям трудно ориентироваться в выборе стратегии поведения. Другим объяснением противоправного поведения является неблагоприятное окружение человека, когда он находится в группе, для которой противозаконные действия являются нормальным явлением. Еще одной причиной называется алчность и безнаказанность властной верхушки, присваивающей себе огромную долю материальных ценностей, вынуждая рядовые массы добывать средства к существованию любыми способами.

Видео: Девиантное поведение

Видео: Девиантное поведение у детей: за названием — загубленные судьбы, а порой и жизни.

Каковы пути решения проблемы?

Для успешного решения вопросов борьбы с противоправными проявлениями необходимы меры экономического характера, направленные на улучшение жизненного уровня населения, решение проблемы занятости. Важную роль играют меры социальной поддержки, особенно беднейших, престарелых и больных граждан. Велико значение и мер педагогического характера, способствующих воспитанию детей в духе уважения интересов общества и государства. Не стоит забывать и о мерах медицинского направления, связанных с лечением психически больных и зависимых лиц.

Тип статьи: 

Блог Закон

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ

Две точки зрения — норматив перспектива и ситуационная перспектива — были расширены до определить девиантное поведение. С нормативной точки зрения девиантность рассматривается как человеческий фактор. поведение, нарушающее существующие и общепринятые социальные нормы . Например мало у кого будет проблемы с навешиванием ярлыка «девиантный» на человека, бегущего голым по людному улица. Мало того, что такое поведение, как правило, является нарушением широко разделяемых и в целом согласны с нормами поведения, но большинству людей это кажется каким-то по своей сути «неправильное» и даже отвратительное. Следовательно, с нормативной точки зрения, голый мужчина, бегущий по улице, представляет собой не только пример девиантного поведения, но и позволяет легко увидеть в самом человеке «девианта».

Ситуационная перспектива смещает сосредоточиться не на личности, а на социальной ситуации, окружающей рассматриваемое поведение. Представим, что голый мужчина бежит по улице был не один, а был среди большой группы голых натуралистов празднование фестиваля Gaia посреди нудистской колонии, полностью защищенной от общественное мнение. Если бы это было так, его поведение могло бы показаться довольно «натуральный» (каламбур). Мало того, что такая открытая демонстрация физического нагота не нарушала социальных норм колонии, она укрепил их. Следовательно, ситуационная перспектива релятивистский в что он понимает девиантность в первую очередь с точки зрения того, когда и где она возникает.

Некоторые виды поведения определяются одинаково как нормативными, так и ситуативными аспектами, а также действиями, которые взаимоприемлемые для обоих являются наиболее очевидными формами конформиста или недевиантного поведение. И наоборот, когда поведение негативно определяется социально, но тем не менее согласуются с нормативной структурой общества, они могут рассматривается как экстремальные формы обычного поведения (например, трудоголики, отличники в школе и др.). Наконец, некоторые модели поведения не соответствуют нормативным структуры общества и почти всегда ситуативно осуждаются. Такой поведение явно девиантное и часто также противоречит административным законам или уголовное право; в последнем случае это сделало бы такое поведение преступлением .

Пересечение Девианса и Преступление

Некоторые формы поведения могут быть против законом, но не может рассматриваться как отклоняющееся от нормы большинством населения (т.е. превышение скорости в некоторых locales) , тогда как некоторые виды поведения могут быть девиантными, но не преступными, и другие могут быть как девиантными, так и преступными. Отношения между преступностью и девиантность, конечно, не статична, и формы поведения, считающиеся девиантными в прошлое может быть законным сегодня, тогда как некоторые сегодняшние отклонения могут быть уголовно наказуемо в будущем.

Два социологических понятия культура и социальная организация особенно полезны при определении того, некоторые виды поведения следует классифицировать как девиантные. Культура относится к «совокупность широко разделяемых обычаев и ценностей которые обеспечивают общие ориентиры в жизни и конкретные способы достижения общие цели» . Культура лежит в основе общественного порядка и относительно стабильно во времени, но может обеспечить динамичный подход к постоянно возникающие проблемы повседневной жизни. Изменения в обычаях и ценностях могут возникают среди определенных слоев общества, например, , подростков и молодых людей, вовлеченных в постоянные изменения в стиле одежды, манере речи и формах развлечение. Другим примером являются группы с особыми интересами, которые стремятся способствовать принятие определенных прав или средств защиты, как правило, уязвимых населения или окружающей среды. Эти культурные изменения могут стать институционализированы и сохраняются во времени, или они могут быть недолговечными и исчезают из социального ландшафта. Значение пирсинга и татуировки со временем могут рассеяться, как и стиль одежды и словесное выражение. Культура придает смысл и стабильность повседневной жизни, позволяя инновации, творчество и переоценка традиционных обычаев и ценностей. Таким образом, культура обеспечивает фон для установления приемлемых поведение. Поведение, выходящее за рамки определенных культурных параметров, считается в той или иной степени девиантным.

Общественная организация предоставляет средства социальные взаимодействия между людьми, социальными группами и институтами. А главная цель социальной организации состоит в том, чтобы гарантировать, что конфликты и разногласия в социальных взаимодействиях не препятствуют эффективному функционированию общества. Повседневная жизнь на удивление лишена массовых потрясений. По большей части ежедневные взаимодействия более 6,8 млрд человек по всему миру осуществляются достаточно предсказуемым и упорядоченным образом. Миллионы автомобилей едут на высокой скорости скорости в непосредственной близости друг от друга, самолеты взлетают и садятся в пределах минут друг от друга, транснациональный бизнес и торговля ведутся вокруг часы, и люди общаются во времени и культурах по всему миру в основном без происшествий.

Социальное взаимодействие организовано сложный набор социальных норм и ролей. Социальные нормы – это общепринятые на руководствах для поведения, которые обеспечивают границы для межличностных отношений. Социальные роли определяются набором социальных норм поведения лица, занимающие определенный статус в обществе. Например, профессор колледжа занимает определенный статус в академии и в более широком обществе. Нормы надлежащего поведения профессора колледжа служат проводниками для выполнения роли преподавателя.

Социальные нормы могут быть классифицированы как ожидаемые или поведенческий . Ожидаемые нормы относятся к поведению, которое является идеальным для индивидуумов, играющих определенную социальную роль или находящихся в данной общественная ситуация. Нормы ожидания регулируют поведение людей в должности с высокой ответственностью (например, хирурги, пилоты авиакомпаний и руководители государства) и лиц, находящихся в чрезвычайно опасных для жизни ситуациях. Допустимая ошибка в операционной, за штурвалом авиалайнера или в Овальном кабинете крайне ограничен. Хирургов, например , предполагается оперировать на пораженной части тела пациента — всегда ампутировать правильную конечность и удалить все хирургические инструменты из тело больного после операции. Тем не менее, как мы знаем о врачебной ошибке, пилот ошибка, и политическая ошибка действительно имеет место, часто с ужасными последствиями.

Нормы поведения относятся к каким лицам обычно делают, занимая определенную социальную роль или в данном социальном ситуация. Ожидается, что учащиеся будут посещать занятия, но большинство учащихся пропускают занятия по случаю. Меньшинство учащихся придерживаются ожидаемой нормы для класса посещаемость, в то время как большинство учащихся следуют более гибким «поведенческим» нормам. Поведенческий на нормы существенное влияние оказывают социально-демографические и ситуационные характеристики. Молодым людям предоставляется больше гибкости в том, как они одеваться, говорить и общаться на публике, чем пожилые люди в больше ответственности. Поведенческие нормы устанавливают диапазон допустимого поведения и, следовательно, гораздо менее жесткие или требовательные, чем ожидаемые нормы.

Строгое соблюдение ожидаемых норм Всегда говорить правду и отвечать на вопросы совершенно честно — это требуется при даче показаний в суде или подаче налоговой декларации. Однако, честная откровенность не всегда ожидается, когда ваша мать спрашивает: «Как тебе моя новая одежда?» Короче говоря, нормы ожиданий и поведения должным образом направляют социальные взаимодействия по-разному для людей, которые занимают определенные социальные роли и которые находятся в четко определенных социальных ситуациях.

Все общества обеспечивают определенные нормы человеческого поведения. Эти нормы поведения называются нормами, но ни одно общество не может добиться полного успеха в том, чтобы заставить всех своих членов вести себя в соответствии с с социальными нормами. Некоторые из них не соответствуют этим нормам. Неспособность Соответствие общепринятым нормам общества называется девиантным поведением. Таким образом девиантное поведение – это любое поведение, которое не соответствует определенной позиции.

Parson определяет его как « a мотивированная склонность актора вести себя вопреки одному или нескольким институционализированные нормативные образцы » и « тенденция со стороны одного или нескольких составных акторов к вести себя так, чтобы нарушить равновесие интерактивного процесса ».

ПЯТЬ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТОВ

Пять типов девиантов и, следовательно, объяснить природу отклонения.

 и. Урод. Определение девиантов как «фриков» фокусируется не столько на поведенческие паттерны, как и физические атрибуты. Здесь девиация просто означает отклонение от средних норм в статистическом смысле. «фрики» — это те, кто стоит на крайних концах нормальной кривой. Неадекватность этого определение состоит в том, что установочные и поведенческие атрибуты не распределены в популяции так же, как и физические признаки. Во-вторых, даже те те, кто помещен в крайности, не обязательно рассматриваются как «нежелательные». То есть умственно отсталый не может быть приравнен к гению (хотя оба стоять на крайних точках).

ii. Грешный. Девиант как «грешный» признается таковым на основании религиозно-идеологических кодексов, заповеди, тексты и доктрины. Терминология, применяемая к таким девиантам включают грешника, еретика и отступника. Грешник нарушает определенные нормы и доктрины, которые он / она принимает. Еретик отвергает доктрины или рецепты; а отступник не только отвергает веру или догму, но принимает некоторые другие альтернативные нормы и традиции. Это составляет «идеологическая измена» с точки зрения группы.

III. Преступник. «Преступник» девиант определяется в соответствии с правовыми кодексами, в частности, уголовным законом. Законы якобы принимаются для предотвращения действий, наносящих ущерб обществу и группе. благосостояние. Тех, кто нарушает эти законы, помечают как девиантов и приглашают наказание. Но не все законы так вредны для общества. Есть четыре видов нормативно-правовых актов, обозначающих четыре вида девиантных действий, не все одинаково вредны для общества. Во-первых, законы запрещают действия, которые определенно угроза обществу и не может быть допущена. Например, убийство, воровство, измена, инцест и т. д. Обычно существует общественное мнение о необходимости таких законов.

Во-вторых, некоторые действия, которые не обязательно являются аморальными или ненормальными, но они нарушают общественный порядок или общественное благо, и поэтому незаконные, нарушение правил дорожного движения являются примерами. В-третьих, некоторые уголовные законы определять определенные деяния как преступления, но без потерпевших; эти действия не вызывают причинение вреда или телесных повреждений другим лицам и не являются злоумышленными, как другие уголовные преступления. Наркоман, гомосексуал и пьяница — примеры таких девиантов. чье поведение клеймит как преступление, главным образом для того, чтобы навязать определенные моральные концепции. В-четвертых, существуют законы, запрещающие действия, являющиеся «преступлениями с добровольные жертвы». Незаконные азартные игры и проституция являются некоторыми примерами, в которых «жертва» активно ищет криминальные услуги. Все это означает, что некоторые законы, запрещающие определенные действия, могут быть основаны на общем согласии и получить широкое признание в обществе. Но многие законы, запрещающие некоторые поступки, особенно те, которые находятся на грани порока и нравственности, вызывают критические вопросы и вопросы по их обоснованию. Юридическое определение девиантности (преступления) не всегда может основываться на общепризнанных нормах морали. В во многих ситуациях это может быть просто результатом произвольных процессов законодательства, а также конкретного давления различных заинтересованных групп в обществе.

iv. Болен. Концепция девиантный как «больной» основывается на модели болезни и определяется в патологическом рамки. С этой точки зрения элементы своеволия и ответственность со стороны девианта снимается. Когда определяется как «больной» или ненормальным, реакция общества на девиантов меняется от карательная направленность на лечение. В настоящее время нарастает тенденция думать такого поведения, которое ранее считалось порочным, преступным или развратным, как проявление или симптом болезни. Наркоман, пьяница и гомосексуалисты, например, теперь рассматриваются скорее как «жертвы» какой-то болезни а не преступники. Тем не менее, они, скорее всего, будут рассматриваться как извращенцы в той мере, в какой так как такое поведение воспринимается как социально (нежелательное). Идентификация девиантность основана на определенных внутренних или интрапсихических симптомах. Это может включают, кроме внутренне психотических состояний, такие стойкие психические состояние как враждебность, вина, стыд, эскапизм, уход в себя и т. д. Очевидно, что определение этих состояний как «нормальных» и Социальное отклонение «ненормальный» варьируется в зависимости от культуры. Это также зависит от социально-экономического положения «больные» лица. Таким образом, это определение девианта как «больного» включает в себя несколько сложности.

с. Отчужденный. Определение девианта как «отчужденных» лиц, фокусируется на определенных категориях социальных отсева, таких как хиппи. В современном индустриальном обществе многие люди чувствуют себя отчужденными и изолированы от ценностей и норм общества. Они сталкиваются с чувство бессилия и бессмысленности. Они чувствуют себя бессильными контролировать свое окружение или определять свою судьбу. Они редко находят возможность проявить себя как реальные или «цельные» личности. Eсть полная потеря индивидуального смысла перед лицом огромного, сегментированного безличный и неконтролируемый социальный порядок. Они оторваны от нормативного порядок большего общества таким образом, что «они находятся в обществе, но не в Общество’. По мере роста отчуждения в современных индустриальных обществах количество таких отчужденных девиантов также увеличивается, от самоубийств до наркоманы.

Таково разнообразие и сложность социальной девиации, что не может быть какой-либо универсально применимой классификации система этого явления.

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Девиантное поведение может быть вызвано индивидуальная неспособность или неспособность соответствовать социальным нормам или неспособность общества заставить свои компоненты следовать нормам, установленным им как нормальным поведение. Неспособность подчиняться может быть результатом психического или физического дефект. Из-за психического заболевания человек не способен воспринимать и реагировать к реальности упорядоченным и рациональным образом. Поэтому он становится социальным девиантный. Причины психических заболеваний могут быть как физическими, так и социальными. стрессы и напряжения современной социальной жизни вызывают психические заболевания. Но, некоторые люди не в состоянии соответствовать, даже если они физически и умственно способны обучение обычному поведению. Для объяснения таких причин отклонения некоторые были выдвинуты теории. Это:

и. Физический тип теории: Эти теории стремятся связать девиантные поведение с типом телосложения. Чезаре Ломброзо придерживался мнения, что определенные типы телосложения больше склонны к девиантному поведению, чем другие. Девиантов классифицировали по физическим типам, чтобы объяснить их поведение. Выявлен ряд серьезных ошибок в методе их классификация.

ii. Психоаналитический теории: Эти теории приписывают девиантные поведение к конфликтам в личности человека. Зигмунд Фрейд был ведущей психоаналитической теорией. Он дал концепции id , эго и супер-эго . Девиантное поведение является результатом конфликтов между id и эго . психоаналитическая теория все еще совершенствуется эмпирическими исследованиями. Иногда, культура фрустрирует биологические побуждения и импульсы, ведущие тем самым к девиантному поведение. Таким образом, наша культура принимает одобренные меры для удовлетворения сексуальные влечения незамужних, овдовевших или разлученных.

III. Неспособность Социализация: Оба типа теорий не адекватно объяснить девиантное поведение. Каждый, кто страдает физическим или психическим болезнь не становится девиантным, равно как и каждый член общества, разочарованный столкновением своих биологических влечений с табо этого культуры, но не все становятся девиантами. Социологи относятся к мнение, что некоторые люди девиантны, потому что процесс социализации каким-то образом не смог интегрировать нормы культуры и ведет себя неожиданным образом. Его промахи редки. Нормы поведения в основном усваиваются в семья.

iv. Культурные конфликты: Общество крайне неоднородно. Там множество наборов норм и ценностей, которые конкурируют друг с другом. Семья нормы могут вступать в противоречие с нормами профсоюза. Одна религия учит одному, другой учит другому. В школе преподают уважение и послушание. Партия учит сопротивлению и секуляризму. религиозная система учит, что человек должен быть великодушным и самоотверженным, но наша экономическая система вознаграждает безжалостных и эгоистичных. Наш официальный Нравы требуют целомудрия до брака, но в наших фильмах слишком много секса. молодые люди знакомятся с сексуальной литературой. Таким образом, культурные конфликты уникальная черта современного сложного и меняющегося общества. Они найдены практически во всех обществах.

v.      Аномия: Аномия – это состояние беспредела . Под отсутствием норм мы не подразумеваем, что современные общества не имеют норм, вместо этого это означает, что у них есть много наборов норм, ни одна из которых они явно обязательны для всех. Человек не знает, какие нормы ему следовать, следует ли следовать нормам семьи или школы. Таким образом, аномия возникает из-за путаницы и конфликта норм. Люди в современном обществе переезжают слишком быстро, чтобы быть привязанным к нормам какой-либо конкретной группы.

     В традиционном общества люди руководствовались последовательным набором традиций, которые они далее с небольшим отклонением. Но современному обществу не хватает согласованности традиции, разные группы, имеющие разные нормы. Согласно Дюркгейму «, когда происходит внезапное изменение, нормативная структура регулирующие нормы общества ослаблены, следовательно, человек не знает, что такое неправильное или правильное, его импульсы чрезмерны, чтобы удовлетворить их, он ищет аномия ». Постсоветские общества являются хорошим примером этого.

VI. Личные факторы: Иногда личные факторы также могут быть вовлечены в генезис девиантности. В результате своего особого опыта многие из люди приобретают девиантные взгляды и привычки. Уродливое лицо может лишить некоторых людям возможность участвовать в делах общества. Некоторый люди настолько серьезно затронуты опытом, что они изолируют себя из определенных групп или ситуаций. Таким образом, некоторые люди могут отказаться ездить на поездах из-за какой-то аварии, в которую они попали. Вид мертвеца светодиод Господь Будда отказаться от корона. Мышь, съевшая пищу, предложенную идолу, сделала Свами Даянанда критиком идолопоклонства.

vii. Социальное положение: Место людей в социальной структуре также вызывает девиантное поведение. Положение, которое занимает человек в системе стратификации, его положение в половозрастной структуре общества и его положение в особые условия общества влияют на его поведение. Жизненные шансы людей зависят от конкретного положения, которое они занимают в обществе. общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление новых норм через девиантное поведение легко проявляется в семейных отношениях. в девятнадцатого века женщина выходит за рамки нормы, чтобы работать в офисе и зарабатывать независимая жизнь была отклонением, но сегодня это обычное место. Это может, однако следует отметить, что все формы отклонения не являются социально полезными. поведение животного, сексуального девианта или пьяного редко способствует создание общественно полезной нормы. Это лишь некоторые формы девиантного поведения которые могут стать будущими нормами. Поведение человека, обусловленное социальным конфликт приводит к формированию новых норм.

Отклонение | Введение в социологию |

Модуль 6: Девиантность, преступность и социальный контроль

Чему вы научитесь: определять девиантность и методы социального контроля

Рисунок 1 . Изучая девиантность, социологи рассматривают вопрос о том, кто имеет власть и полномочия определять поведение как девиантное. В 1969 году полиция совершила налет на гей-бар Stonewall Inn, применив законы против переодевания в одежду другого пола и гомофобии для ареста людей. Сообщество организовалось и дало отпор полиции и устроило беспорядки на улицах в ходе того, что сейчас известно как Стоунволлские бунты. Законы в США, касающиеся прав ЛГБТК, со временем изменились, и теперь в некоторых штатах разрешено вступать в брак однополым парам, а трансгендерам — получать доступ к медицинскому обслуживанию, связанному с переходом. (Фото предоставлено Another Believer/Wikimedia Commons)

Тезаурус может содержать следующие слова об отклонениях: «ненормальный, аберрация, аномалия, странный, неправильный, неестественный». Большинство ссылок свидетельствует о природе отклонения как о чем-то, что нарушает поведение, мысли или действия.

Для социологов ответ можно найти, рассмотрев, кто именно имеет власть и полномочия определять поведение как девиантное. На протяжении всей истории правительство Соединенных Штатов, религии, образование, средства массовой информации и типы семьи влияли и формировали то, что считается «девиантным», и, как показано на примере быстрой легализации марихуаны в США, то, что считается девиантным, со временем меняется9.0009

Легализация марихуаны является прекрасным примером, поскольку администрация Трампа не в ладах с большей частью страны. Генеральный прокурор Джефф Сешнс работает над обеспечением соблюдения законов о марихуане на федеральном уровне, в то время как штаты легализуют марихуану на уровне штатов. Хотя генеральный прокурор США назначается президентом США, президент избирается. Законодатели штатов избираются, что помогает объяснить, почему штаты быстро легализуют марихуану, особенно в годы выборов.

Результаты обучения

  • Объяснить девиантность и природу девиантного поведения
  • Различие между видами санкций

Девиантность и контроль

Рис. 2. Во многом привлекательность зрелищных выступлений артистов в переодевании проистекает из юмора, присущего наблюдению за нарушением повседневных норм. (Фото предоставлено Cassiopeija/Wikimedia Commons)

Что такое девиантность? И какова связь между девиантностью и преступностью? По словам социолога Уильяма Грэма Самнера, девиантность — это нарушение установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон (1906 г.). Проще говоря, девиантность – это нарушение нормы.

На самом деле, с точки зрения структурного функционализма, одним из положительных вкладов девиантности является то, что она способствует социальным изменениям. Например, во время Движения за гражданские права в США Роза Паркс нарушила социальные нормы, когда отказалась перейти в «черную часть» автобуса, а Литл-Рокская девятка нарушила обычаи сегрегации, чтобы посещать государственную школу Арканзаса.

«Что такое девиантное поведение?» нельзя ответить однозначно. Называется ли действие девиантным или нет, зависит от многих факторов, включая местоположение, аудиторию и человека, совершающего действие. По словам социолога Говарда Беккера, девиантность относительна, и «девиантный — это тот, к кому этот ярлык был успешно применен; девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают» (Беккер, 1963). Прослушивание музыки на телефоне по дороге на урок считается приемлемым поведением. Прослушивание музыки в 14:00. Лекция по социологии считается грубостью и может быть встречена неодобрительным взглядом и/или просьбой убрать телефон. Прослушивание музыки на телефоне во время дачи свидетельских показаний перед судьей может привести к тому, что вы будете обвинены в неуважении к суду и, как следствие, оштрафованы или заключены в тюрьму. В этом примере мы видим, что отдельный актер остается постоянным, в то время как место действия и аудитория меняются, с каждым разом все больше расходясь с установленными нормами.

Поскольку нормы различаются в зависимости от культуры и времени, логично, что представления об отклонениях также меняются. Пятьдесят лет назад в государственных школах США существовал строгий дресс-код, который, среди прочего, часто запрещал женщинам носить брюки на занятиях. Сегодня социально приемлемо для женщин носить брюки, но менее приемлемо для мужчин носить юбки. Во время войны действия, обычно считающиеся предосудительными с моральной точки зрения, такие как лишение жизни другого человека, на самом деле могут быть вознаграждены. Является ли действие девиантным или нет, зависит от реакции общества на это действие.

Почему я вожу катафалк

Когда социолог Тодд Шопфлин столкнулся со своим другом детства Биллом, он был потрясен, увидев, что тот водит катафалк вместо обычной машины. Профессионально подготовленный исследователь, Шёпфлин задавался вопросом, какое влияние вождение катафалка оказало на его друга и какое влияние оно могло оказать на других участников дорожного движения. Будет ли использование такого транспортного средства для повседневных дел большинством людей считать отклонением от нормы?

Рис. 3. Катафалк с номерным знаком «ЛАСТРИД». Как бы вы отнеслись к владельцу этой машины? (Фото предоставлено Брайаном Тойчем/flickr)

Шопфлин взял интервью у Билла, которому сначала было любопытно узнать, почему он водил такую ​​нетрадиционную машину. Билл просто искал надежную зимнюю машину; с ограниченным бюджетом он искал объявления о подержанных автомобилях и наткнулся на катафалк. Машина работала хорошо, и цена была подходящей, поэтому он купил ее.

Билл признал, что реакция окружающих на машину была неоднозначной. Его родители были потрясены, и он получил странные взгляды от своих коллег. Механик однажды отказался работать над ним, заявив, что это «машина для мертвецов». Однако в целом Билл получил в основном положительные отзывы. Незнакомцы поднимали ему вверх большие пальцы на шоссе и останавливали на парковках, чтобы поболтать о его машине. Его девушке это нравилось, его друзья хотели взять его с собой, и люди предлагали купить его. Может быть, вождение катафалка не так уж и ненормально?

Шёпфлин предположил, что, хотя вождение катафалка рассматривается как выход за рамки общепринятых норм, это настолько легкая форма отклонения, что фактически становится знаком отличия. Конформисты находят выбор транспортного средства интригующим или привлекательным, в то время как нонконформисты видят чудака, с которым они могут общаться. Как заметил один из друзей Билла: «Каждый парень хочет владеть такой уникальной машиной, и ты , безусловно, справишься». Такие анекдоты напоминают нам о том, что, хотя девиантность часто рассматривается как нарушение норм, она не всегда рассматривается в негативном свете (Schoepflin 2011).

Социальный контроль

Что происходит, когда человек нарушает социальную норму? Водитель, уличенный в превышении скорости, может получить штраф за превышение скорости. Студент, который ходит на занятия в халате, получает предупреждение от профессора. Громкой отрыжки у взрослых избегают. Все общества практикуют социальный контроль , регулирование и соблюдение норм. Основной целью социального контроля является поддержание социального порядка , набора практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь. Думайте о социальном порядке как о руководстве для сотрудников, а о социальном контроле — как о менеджере. Когда работник нарушает правила рабочего места, менеджер вмешивается, чтобы обеспечить соблюдение правил; когда сотрудник делает исключительно хорошую работу по соблюдению правил, менеджер может похвалить или повысить сотрудника.

Средства обеспечения соблюдения правил известны как санкции . Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные санкции — это награды за соблюдение норм. Повышение на работе – это положительная санкция за упорный труд. Негативные санкции – это наказания за нарушение норм. Арест является наказанием за магазинную кражу. Оба типа санкций играют роль в социальном контроле.

Социологи также классифицируют санкции как формальные и неформальные. Хотя магазинные кражи, форма социального отклонения, могут быть незаконными, не существует законов, предписывающих, как правильно чесать нос. Это не означает, что ковыряние в носу на публике не будет наказано; вместо этого вы встретите неофициальные санкции . Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Например, поход в оперу в шлепанцах или громкая ругань в церкви могут вызвать неодобрительные взгляды или даже словесные выговоры, тогда как поведение, воспринимаемое как положительное, например, помощь старику переносить сумки с продуктами через улицу, может вызвать положительную неформальную реакцию. например, улыбка или похлопывание по спине.

Формальные санкции , с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Например, если студент нарушает кодекс поведения своего колледжа, его могут исключить. Кто-то, кто говорит с боссом неподобающим образом, может быть уволен. Тот, кто совершает преступление, может быть арестован или заключен в тюрьму. С положительной стороны, солдат, спасший жизнь, может получить официальную благодарность.

В таблице ниже показано соотношение между различными типами санкций.

Таблица 1. Неофициальные/официальные санкции. Формальные и неформальные санкции могут быть положительными или отрицательными. Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях, тогда как формальные санкции официально обеспечивают соблюдение норм.
Неофициальный Официальный
Положительный Выражение благодарности Повышение на работе
Отрицательный Гневный комментарий Штраф за парковку

Дальнейшие исследования

Хотя мы редко думаем об этом таким образом, девиантность может оказывать положительное влияние на общество. Ознакомьтесь с инициативой Positive Deviance Initiative, программой, инициированной Университетом Тафтса для продвижения социальных движений по всему миру, которые стремятся улучшить жизнь людей, на positivedeviance.org.

Смотри

Посмотрите выбранный фрагмент из этого видео, чтобы узнать больше о том, как выглядит девиантное поведение и как социальный контроль регулирует социальные нормы.

Подумай

  • Если бы у тебя был выбор, купил бы ты необычный автомобиль, например катафалк, для повседневного использования? Как отреагируют на это ваши друзья, семья или близкие люди? Поскольку девиантность определяется культурой, большинство решений, которые мы принимаем, зависят от реакции других. Есть ли что-то, что люди в вашей жизни побуждают вас делать, чего вы не делаете? Почему нет?
  • Вспомните недавний случай, когда вы применяли неформальные негативные санкции. На какой девиантный акт вы реагировали? Как ваши действия повлияли на девиантного человека или людей? Как ваша реакция помогла сохранить социальный контроль?

Глоссарий

отклонение:
нарушение контекстуальных, культурных или социальных норм
официальные санкции:
санкции, официально признанные и применяемые
неофициальные санкции:
санкции, возникающие при личном общении
негативные санкции:
наказания за нарушение норм
положительных санкций:
награды за соответствие нормам
санкции:
средства обеспечения соблюдения правил
социальный контроль:
регулирование и обеспечение соблюдения норм
социальный заказ:
набор практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь

Лицензии и атрибуции

Лицензионный контент CC, Оригинал
  • Девиантность: ускоренный курс социологии №18. Автор : CrashCourse. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Введение в отклонение. Предоставлено : Колледж Каньонов. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Stonewall Inn, Нью-Йорк. Автор : Другой верующий. Предоставлено : Wikimedia Commons. Расположен по адресу : https://commons.wikimedia.org/wiki/Файл:Stonewall_Inn,_NYC_(May_2014)_-_2.JPG. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Девиантность, преступность и социальный контроль. Автор : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/introduction-sociology-2e/pages/7-introduction-to-deviance-crime-and-social-control. Лицензия : CC BY: Attribution .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *