Что такое деятельность определение в психологии: Деятельность это

Понятие деятельности в психологии — ZNZN📗

Добавить в конспект

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ

БЕЗ ВОДЫ

Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке.

Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. 

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. 

  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. 

  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует.

  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

  • Мотив деятельности — причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.

  • Цель деятельности — образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.

  • Предмет деятельности — тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).

  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.

  • Продукт деятельности — результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт — объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт — субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность — цепочка действий, а действия — цепочки операций).

  1. Деятельность.

  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. 

  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. 

Виды деятельности

  1. Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.  

  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. 

  3. Игра — особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. 

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.

философский взгляд и психологическое толкование

      В психолого-педагогической литературе часто встречаются выражения «педагогический процесс», «учебно-воспитательный процесс», «педагогическая деятельность», «учебно-воспитательная деятельность», «педагогический труд», «педагогическая работа», «учебное занятие», «учебно-воспитательное занятие». Естественно, они имеют во многом общий смысл, потому что все они родственны по уточняющему слову «педагогический», т.е. той или иной стороной соотносятся с педагогическими явлениями.
      Смысл педагогической работы будет понятен через противопоставление ее состоянию покоя: работа в области педагогики или ее отсутствие как покой.
      В большинстве пособий по педагогике педагогическая деятельность как самостоятельный вопрос не рассматривается или рассматривается педагогический процесс, но не деятельность. Исключение составляет пособие Б.Т. Лихачева. В некоторых пособиях этот вопрос ставится как частный случай учебного или воспитательного процесса, но не как общепедагогический вопрос. Мы полагаем, что первоначально следует разобраться в понятии «педагогическая деятельность», опираясь на философское и психологическое толкование деятельности как научной категории.
      Философы считают в самом общем виде деятельность одним из способов связи с окружающим миром и определяют ее как специфически человеческую форму активности. Содержание активности заключается в целесообразном изменении мира в интересах людей. М.С. Каган под деятельностью понимает «способ существования человека». А человека, по его мнению, можно определить как действующее существо (Homo agens, т.е. действующий человек). Философ М.С. Каган к числу элементов деятельности относит субъект, объект и активность.
      Субъект — это человек или даже любое животное, имеющее способность психического отражения. Субъектом может быть группа, коллектив людей, общество. Он обладает активностью, направленной на объекты или на других субъектов. В этом случае имеется в виду общение.
      Объект — фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта. Объектом могут быть вещи, неживые и живые предметы, человек, его внутренняя жизнь, люди вообще. Они существуют независимо от субъекта и, что следует подчеркнуть, объектом становятся в той мере, в какой субъект проявляет активность и взаимодействует с ними. На объект воздействует субъект (или субъекты), именно проявляя свою активность.
      Активность — это вид движения, динамика живых существ, в том числе человека, направленная на преобразование и поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность — «сама энергия субъекта». Она проявляется в деятельности.
      Указанные понятия широко используются в теоретической педагогике. Они же являются необходимыми и постоянными элементами педагогической деятельности.
      Деятельность как философскую категорию следует рассматривать в неразрывной связи с процессом (от лат. processus — продвижение, последовательная смена состояний, каких-либо явлений, ход развития чего-либо). Отдельные составляющие деятельности невозможно анализировать вне процесса, считает Т.В. Габай: «…по своей природе деятельность всегда есть какой-либо процесс (хотя и не просто процесс!) или такой «объект» (явление), который представляет собой изменение во времени определенной совокупности объектов»1. И проводя структурный анализ деятельности, она исходит из этого условия и считает, что динамичная по своей природе деятельность «есть прежде всего реальный процесс». Структурный анализ деятельности невозможно свести к вычленению определяющих ее факторов и установлению их взаимоотношений. «Они поистине лишь моменты, выхваченные из ее процесса, но не сама деятельность».
      Мы согласны с позицией Т.В. Габай относительно структурных моментов деятельности.
      Сравнение всегда «хромает», но все же для наглядности мы прибегнем к этому приему. Предположим, что деятельность — это часы, а ход их механизма — процесс. Часы служат прибором для определения времени лишь тогда, когда они идут, и, естественно, стоит остановиться их механизму (т.е. лишиться процесса), как часы перестают быть прибором, определяющим время. А стрелки часов показывают именно зафиксированный момент. К примеру, если в конкретный момент они показывают 9 часов 27 минут 46 секунд, то через миг это время будет уже другое. Так и «деятельность» является таковой лишь при наличии процесса и в своей структуре она имеет моменты, а не части.
      При структурном анализе Т.В. Габай выделяет 6 моментов, общих для всех видов деятельности: субъект, предмет, средство, процедура, внешние условия и продукт. Это все — непроцессуальные образования, уточняет она. Причем, по ее мнению, эти моменты, наиболее важные для анализа деятельности, «не являются логически вполне рядополагаемыми. Их можно считать независимыми друг от друга», хотя связь между ними несомненна (если не логическая, то генетическая)2.
      На философское понимание структуры деятельности мы обращаем внимание потому, что оно имеет самое прямое отношение к педагогической деятельности. На более подробном ее разборе остановимся в последующих параграфах этой же темы.
      А что говорят психологи о деятельности? В.В. Давыдов, известный психолог и педагог, дает ей такое определение: «Деятельность — специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности» Р.С. Немов деятельность определяет «как специфический вид активности человека, направленный на изменение и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования»».
      Активность напрямую связана с деятельностью; имеет сложную структуру и включает такие составляющие; потребность — мотив — цель, которая в конкретных условиях ее достижения становится задачей, — средства достижения цели и решения задач — действия — операции (способы осуществления действий). Психологи (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и др.) понятие мотива соотносят с понятием деятельности, понятие цели — с понятиями действий — процессов. Понятие же операции — с понятием условий достижения конкретной цели. А. Н. Леонтьев отмечал, что деятельность представляет процесс, «который характеризуется постоянно происходящими трансформациями»: деятельность может превратиться в действие и наоборот; действие может преобразоваться в операцию; каждая «образующая» системы деятельности может стать более дробной (например, цель и подцели), ряд выделенных единиц деятельности укрупняются.
      Мотивы побуждают деятельность человека и характеризуют их причины: для чего это нужно? Цель определяет содержание деятельности: что делать? Кроме потребностей в роли мотивов-побудителей могут быть интересы, влечения и эмоции, установки, идеалы. Взаимосвязь мотивов и целей многовариантна. В частности, достижение одной и той же цели может иметь разные мотивы и, наоборот: один и тот же мотив может объяснять достижение разных целей. К примеру, стремление получить высшую отметку (цель) учение может мотивировать либо решением иметь хорошее образование, либо заботой о своем престиже среди ровесников, либо желанием получить награду и т. п. Цель одна — мотивы разные. Другой пример: тот же учение ставит ряд целей: иметь хорошие показатели по спорту, то же — в художественном творчестве, высокие отметки в аттестате об образовании. При этом у него один общий мотив: выдержать конкурс при поступлении в вуз. В реальной жизни в процессе деятельности иногда мотив становится целью. Этот феномен изучен и описан академиком А. Н. Леонтьевым и называется сдвигом мотива на цель. Довольно часто одна и та же деятельность имеет много равнозначных или соподчиненных мотивов. Тогда говорят, что она полимотив ирована.
      Кроме мотивов, психологи выделяют мотивировку. Это — собственное объяснение причин, оправдывающих то или иное действие каких-то своих же поступков, действий, деятельности вообще. Мотивировка всегда субъективна. Она может совпадать, в может и не совпадать с подлинными мотивами деятельности человека.
      В психологии и педагогике есть понятие мотивации. Это «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность». Мотивирующие факторы регуляции поведения следующие: потребности и инстинкты (источники активности), мотивы (определяют причину активности), эмоции, переживания, установки (регуляция динамики поведения). Мотивация формируется в процессе воспитания.
      Такова, говоря коротко, взаимосвязь цели, мотивов и мотиваций в структуре деятельности.
      Для человеческой деятельности характерно наличие внешних и взаимосвязанных с ними внутренних компонентов. Внешние компоненты, преобразуя в процессе деятельности самого человека, становятся внутренними. Это известный в психологии процесс интериоризации. А обратный переход уже освоенных и автоматизированных компонентов во вне принято называть экстериоризацией. Таким образом, в процессе деятельности человек не только преобразует окружающий мир, но и изменяет самого себя, всесторонне развивает свои способности, формирует собственный мир.
      Конкретные виды деятельности различаются своим предметным содержанием. Это относится прежде всего к потребностям, поскольку они являются источником активности. Вслед за потребностями эти различия присущи мотивам, целям и задачам и т. д. Есть немало вариантов классификации видов деятельности. Они имеют разные логические основания. Их авторы придерживаются неодинаковых теоретических взглядов, полемизируют друг с другом и, естественно, дают свою классификацию. Не вступая в спор с этими авторами, мы назовем варианты классификации, которые в теоретическом плане небезупречны, но, на наш взгляд, предпочтительны в практическом отношении.
      Философ М. С. Каган выделяет такие виды деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, и, как их слияние, — художественная.
      А вот еще одна классификация видов деятельности: общение, игра, труд, — которые психолог Р. С. Немов называет основными. В плане педагогической практики такая группировка видов деятельности вполне технологична. Она достаточно распространена в психологической и педагогической литературе.
      Обратим внимание на классификацию видов деятельности, которую приводит белорусский педагог В. Т. Кабуш: «Общеизвестно, что для развития ребенка необходимы в разных пропорциях пять основных видов деятельности: интеллектуальная, трудовая, физическая, эстетическая, организаторская»‘. Мы уже писали, что многие философы, психологи, педагоги к этому вопросу подходят иначе. Кроме того, автор не указал основание классификации, поэтому отдельные виды деятельности пересекаются. В этом некорректная сторона этой классификации, и ей трудно претендовать на логически обоснованную.
      В философской и психологической литературе рассматривается вопрос не только о видах, но и о типах деятельности, о ведущей деятельности в аспекте возрастного развития детей, подростков и старшеклассников. Деятельность тесно связана с поведением. И философы, и психологи отмечают и общее, и особенное между ними. В обоих случаях мы подчеркиваем наличие активности и движения. Это — общее. Деятельность всегда целенаправленна, поведение не всегда. Поведение присуще даже животным. Если в процессе деятельности создается определенный продукт, то в поведении — нет. Поведение часто бывает пассивным. Если деятельность систематична, то поведение может быть и необузданным, хаотичным, импульсивным. Поведение, как правило, нравственно окрашено и оценивается с позиции нравственных норм. Оно может быть нравственным или безнравственным. Поведение есть совокупность поступков, рассматриваемых как единицы поведения.
      Это самое краткое и предварительное изложение психологических сторон деятельности. Теперь мы переходим к рассмотрению педагогической деятельности.

Деятельность и смыслообразование в повседневной жизни больных раком на поздних стадиях

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2009 г., декабрь 7(4):469-79.

дои: 10.1017/S1478951509990472.

Карен ла Кур 1 , Хелле Йоханнессен, Стаффан Джозефссон

принадлежность

  • 1 Институт общественного здравоохранения, Исследовательский отдел «Здоровье, человек и общество», Университет Южной Дании, Оденсе, Дания. [email protected]
  • PMID: 19939309
  • DOI: 10.1017/С1478951509990472

Карен ла Кур и др. Паллиатная поддержка. 2009 Декабрь

. 2009 г., декабрь 7(4):469-79.

дои: 10. 1017/S1478951509990472.

Авторы

Карен ла Кур 1 , Хелле Йоханнессен, Стаффан Джозефссон

принадлежность

  • 1 Институт общественного здравоохранения, Исследовательский отдел «Здоровье, человек и общество», Университет Южной Дании, Оденсе, Дания. [email protected]
  • PMID: 19939309
  • DOI: 10.1017/S1478951509990472

Абстрактный

Задача: Это исследование направлено на изучение и понимание того, как люди с прогрессирующим раком создают смысл и справляются с повседневной жизнью посредством активности.

Методы: Целевая выборка из семи участников была набрана из более крупного исследования. Данные были собраны с помощью качественных интервью и наблюдений за участниками, проведенных в домашней обстановке участников, когда они занимались деятельностью, которой они придавали особое значение. Интерпретативный анализ проводился с использованием нарративной теории и соответствующей литературы.

Результаты: Исследование показывает, как люди в условиях прогрессирующего рака модных нарративов полезны для повседневной жизни с запущенным раком. Мета-нарратив о «прощании по-хорошему» обеспечил общую структуру для участников, когда они пытались создать желаемые нарративы, согласованные в контексте социокультурной жизни людей и на грани смерти. Нарратив «быть здоровым, хотя и больным» предоставил арену для исследования контраста между одновременным хорошим самочувствием и тяжелым заболеванием.

Дальнейшее выполнение действий в «рутине и непрерывности» было определено как средство обеспечения безопасной, знакомой структуры, стимулирующей повседневную свободу действий участников. «Моя маленькая Мекка» была определена как нарратив, отражающий активность жизнеутверждающих переживаний и времяпрепровождения.

Значение результатов: Выявленные нарративы, которые исполняются и рассказываются в повседневной жизни, могут направлять развитие служб паллиативной помощи, чтобы помочь людям с запущенными формами рака в создании смысла в остатках их жизни.

Похожие статьи

  • Вовлечение в повседневную жизнь людей с опасным для жизни заболеванием.

    Свиден Г.А., Тэм К., Борелл Л. Свиден Г.А. и соавт. Паллиатная поддержка. 2010 Сентябрь;8(3):345-52. дои: 10.1017/S1478951510000143. Паллиатная поддержка. 2010. PMID: 20875178

  • Тяжелый труд жить перед лицом смерти.

    Койл Н. Койл Н. J Управление симптомами боли. 2006 г., сен; 32 (3): 266–74. doi: 10.1016/j.jpainsymman.2006.04.003. J Управление симптомами боли. 2006. PMID: 16939851

  • Эстетические занятия: «быть» в повседневной жизни при запущенном раке.

    La Cour K, Hansen HP. ла Кур К. и др. Am J Hosp Palliat Care. 2012 март; 29(2):126-33. дои: 10.1177/1049909111413117. Epub 2011 28 июня. Am J Hosp Palliat Care. 2012. PMID: 21712307

  • Преемственность и изменение жизненной активности среди людей с деменцией.

    Куоса К., Эльстад И., Норманн Х.К. Куоса К. и др. Джей Холист Нурс. 2015 сен;33(3):205-27. дои: 10.1177/0898010114564684. Epub 2014 30 декабря. Джей Холист Нурс. 2015. PMID: 25549961 Обзор.

  • Опыт жизни с запущенной стадией рака: тематический синтез литературы.

    Гарсия-Руэда Н., Карвахаль Валькарсель А., Сарасибар-Раскин М., Арантзаменди Солабарриета М. Гарсия-Руэда Н. и др. Eur J Cancer Care (англ.). 2016 июль; 25 (4): 551-69. doi: 10.1111/ecc.12523. Epub 2016 14 июня. Eur J Cancer Care (англ.). 2016. PMID: 27297131 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • «Когда я могу кататься на велосипеде, я думаю, так ли я болен, как говорят?» Исследование того, как у мужчин с запущенным раком легких формируются представления о болезни в повседневной жизни.

    Maersk JL, Rosted E, Lindahl-Jacobsen L. Maersk JL и др. Eur J Cancer Care (англ.). 2022 ноябрь;31(6):e13751. doi: 10.1111/ecc.13751. Epub 2022 16 ноября. Eur J Cancer Care (англ.). 2022. PMID: 36382401 Бесплатная статья ЧВК.

  • Качественный метасинтез, исследующий духовность с точки зрения людей, живущих с неизлечимой формой рака.

    Хейден Л., Бирн Э., Диган А., Данн С., Галлахер П. Хейден Л. и др. Открытая психология здоровья. 2022 8 сентября; 9 (2): 20551029221121526. дои: 10.1177/20551029221121526. eCollection 2022 июль-декабрь. Открытая психология здоровья. 2022. PMID: 36105766 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Качество жизни при распространенном раке у детей: от концептуализации до оценки с помощью инструмента Advance QoL.

    Авуан-Блонден Дж., Дюмон Э., Маркиз М.А., Дюваль М., Султан С. Avoine-Blondin J, et al. BMC Palliat Care. 2022 1 августа; 21 (1): 138. doi: 10.1186/s12904-022-01025-z. BMC Palliat Care. 2022. PMID: 35909112 Бесплатная статья ЧВК.

  • Сложности назначения вспомогательного оборудования в конце жизни с точки зрения пациента и лиц, осуществляющих уход.

    Морган Д.Д., Уиллис Э., Свит К., Роу П., Рабасаль Дж., Керроу Д.К. Морган Д.Д. и соавт. Здравоохранение (Базель). 2022 29 мая; 10 (6): 1005. doi: 10.3390/healthcare10061005. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 35742056 Бесплатная статья ЧВК.

  • Объяснение правила спасательных обязательств при распределении медицинских услуг: позволить пациенту рассказать правильную историю своей жизни.

    Синклер С. Синклер С. Философия Медицинского Здравоохранения. 2022 март; 25(1):31-46. doi: 10.1007/s11019-021-10047-y. Epub 2021 12 сентября. Философия Медицинского Здравоохранения. 2022. PMID: 34510362 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

Издательство Кембриджского университета

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПЕРЕМЕЩЕНИЮ определение | Кембриджский словарь английского языка

Примеры деятельности по перемещению

Деятельность по перемещению

Свидетельствует ли гиперактивность, постоянная ухмылка и дикая болтовня о бодрости или мании, или это смещение деятельность которая маскирует неуверенность или несколько, или все, или ничего из этого?

Из Кембриджского корпуса английского языка