Что такое дифференциальная психология: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (пси­хо­ло­гия ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий), раз­дел пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щий ус­той­чи­вые пси­хо­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми и ме­ж­ду груп­па­ми лю­дей, их при­чи­ны и по­след­ст­вия.

Эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния в рам­ках Д. п. в кон. 19 в. на­чал Ф. Галь­тон, соз­дав­ший ряд ме­то­дик изу­че­ния и ста­ти­стич. ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий. Зна­чит. вклад в Д. п. вне­сли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам тер­мин «Д. п.»), А. Би­не, Дж. Кет­тел, Э. Креч­мер, У. Шел­дон, Р. Кет­тел, К. Г. Юнг, Ч. Спир­мен, Л. Тёр­стон, Х. Ю. Ай­зенк, Дж. П. Гил­форд; сре­ди рос. пси­хо­ло­гов – А. Ф. Ла­зур­ский, Б. М. Те­п­лов, В. Д. Не­бы­ли­цын и др. Ме­то­ды Д. п. стро­ят­ся на срав­нит. ана­ли­зе по­ве­де­ния раз­ных лю­дей в раз­ных ус­ло­ви­ях. Раз­ви­тие Д. п. бы­ло тес­но свя­за­но с про­грес­сом пси­хо­ло­гич. тес­ти­ро­ва­ния и ма­те­ма­тич. ме­то­дов в пси­хо­ло­гии; тес­ты ста­ли осн. ме­то­дом Д. п., ис­поль­зую­щим­ся, что­бы из­ме­рять раз­ли­чия ин­тел­лек­та и спо­соб­но­стей, ти­по­ло­гич. осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и тем­пе­ра­мен­та, чер­ты лич­но­сти, мо­ти­ва­цию, ин­те­ре­сы и цен­но­сти, са­мо­оцен­ку и др. под­даю­щие­ся из­ме­ре­нию па­ра­мет­ры. Не­смот­ря на по­пу­ляр­ность и прак­тич. зна­чи­мость кон­цеп­ций, де­ля­щих лю­дей на чёт­ко раз­ли­чаю­щие­ся пси­хо­ло­ги­че­ские ти­пы, из­ме­ре­ние боль­шин­ст­ва пси­хо­ло­гич. черт об­на­ру­жи­ва­ет рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­дов вдоль не­пре­рыв­ной шка­лы, при­бли­жаю­щее­ся к ко­ло­ко­ло­об­раз­ной кри­вой нор­маль­но­го рас­пре­де­ле­ния. По­доб­ное, ско­рее ко­ли­че­ст­вен­ное, не­же­ли ка­че­ст­вен­ное, рас­пре­де­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий при­су­ще и лю­бым жи­вот­ным, при­над­ле­жа­щим к од­но­му ви­ду. При про­ве­де­нии срав­не­ний групп, раз­ли­чаю­щих­ся по воз­рас­ту, по­лу, эт­ни­че­ской и куль­тур­ной при­над­леж­но­сти и т. д., ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия внут­ри ка­ж­дой груп­пы ока­зы­ва­ют­ся зна­чи­тель­но боль­ше сред­них раз­ли­чий ме­ж­ду груп­па­ми; т.  о. груп­по­вая при­над­леж­ность ин­ди­ви­да не мо­жет слу­жить на­дёж­ным ин­ди­ка­то­ром вы­ра­жен­но­сти пси­хо­ло­гич. черт. Кросс­куль­тур­ные ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что тес­ты, раз­ра­бо­тан­ные в зап. куль­ту­ре, час­то не под­хо­дят для срав­не­ния её пред­ста­ви­те­лей с людь­ми иных куль­тур (напр., тес­ты ин­тел­лек­та из­ме­ря­ют спо­соб­ность к ака­де­мич. обу­че­нию, иг­но­ри­руя та­кие ме­нее вос­тре­бо­ван­ные в зап. об­ще­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­ные ка­че­ст­ва, как ин­туи­ция).

Важ­ной за­да­чей Д. п. яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ных па­ра­мет­ров ор­га­ни­за­ции пси­хич. дея­тель­но­сти «глу­бин­ных фак­то­ров», от ко­то­рых за­ви­сят «по­верх­но­ст­ные ха­рак­те­ри­сти­ки» по­ве­де­ния, для че­го был раз­ра­бо­тан ма­те­ма­тич. ме­тод фак­тор­но­го ана­ли­за, ши­ро­ко при­ме­няе­мый в Д. п. с сер. 20 в. Для по­ни­ма­ния при­чин и ус­ло­вий воз­ник­но­ве­ния ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. раз­ли­чий важ­но изу­че­ние их ге­не­тич. и ней­ро­фи­зио­ло­гич. кор­ре­ля­тов; в Рос­сии Б. М. Те­п­ло­вым и В. Д. Не­бы­ли­цы­ным на ос­но­ве уче­ния И. П. Пав­ло­ва с сер. 20 в. раз­ви­ва­ет­ся диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­фи­зио­ло­гия, ис­сле­дую­щая пси­хо­фи­зио­ло­гич. раз­ли­чия ме­ж­ду людь­ми.

На про­тя­же­нии всей ис­то­рии Д. п. идут ост­рые дис­кус­сии об от­но­си­тель­ном вкла­де на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды в ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия (напр., в ген­дер­ной пси­хо­ло­гии). Дан­ные Д. п. име­ют важ­ное при­клад­ное зна­че­ние для обу­че­ния, пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, оп­ре­де­ле­ния проф. при­год­но­сти, проф­ори­ен­та­ции, ди­аг­но­сти­ки и про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия склон­но­стей и спо­соб­но­стей ин­ди­ви­дов и др.

Дифференциальная психология, ее особенности и методы

Дифференциальная психология направлена на изучение психологического различия у представителей разных социальных, возрастных и классовых групп. Подобный метод существенно отличается от других, где обычно занимаются поиском общих характеристик.

Автором данного направления является Уильям Штерн, благодаря которому и было придумано само понятие. Безусловно, ранее учеными также проводились различные исследования в области дифференциальной психологии, однако, работы не связывались между собой. Основной задачей исследования индивидуальных различий является изучение самой личности, ее интересов, интеллекта, а также способностей и ценностей.

Содержание:

  • 1 Основные задачи дифференциальной психологии
  • 2 Метод общенаучный
  • 3 Методы психогенетические
  • 4 Методы исторические
  • 5 Методы психологические

Основные задачи дифференциальной психологии

Возникновение и развитие дифференциальной психологии привело к тому, что она определила основные задачи, направленные на решение проблемы. Цель этого направления заключается в следующем:

  • разработка теоретической базы диагностики в области психологии;
  • поиск принципов возникновения различий между людьми;
  • изучение различий, а также причин их появления;
  • тщательный анализ появления типов;
  • анализ распределения признаков по группам.

Дифференциальная психология смогла стать основным направлением во многих областях. Ее активно используют криминалисты, судьи, а также работники сферы образования и кадров. В дифференциальной психологии применяют 4 основных метода, с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Метод общенаучный

Он подразумевает наблюдение и эксперимент. Используя наблюдение, специалист целенаправленно описывает поведение человека в той или иной ситуации. Преимуществом данного метода является восприятие человека как целостной личности, а также сбор фактов, которые основываются исключительно на естественном человеческом поведении.

К недостаткам можно отнести невозможность повторного наблюдения за человеком. Также не слишком удобным является способ фиксации результатов (описание со слов специалиста).

Если же общенаучный метод подразумевает использование эксперимента, он проводится в специальных условиях и направлен на получение научных знаний. Используя эксперимент, ученые целенаправленно вмешиваются в жизнь человека. Основным достоинством эксперимента является то, что, в отличие от наблюдения, его можно применять множество раз.

Методы психогенетические

Общенаучные методы специалисты используют во многих отраслях психологии, психогенетические же применяются исключительно в дифференциальной. Предметом исследования здесь являются наследственные факторы.

Генеалогический метод изучает семьи и родословные испытуемых. Специалист составляет генеалогическое древо, в котором степень родства идет на убывание по мере уменьшения сходства. Близнецовый метод подразумевает изучение поведенческих реакций близнецов и двойняшек.

Методы исторические

Предметом изучения в этом случае являются великие люди, которым удалось внести вклад в развитие чего-либо. По структуре подобный метод делится на биографический, дневниковый и автобиографический.

Методы психологические

К психологическим методам можно отнести самонаблюдение и самооценку. Самонаблюдение заключается в том, что человек самостоятельно изучает свои психологические процессы, что способствует лучшему пониманию самого себя. Недостатком такого метода является субъективизм, приводящий к необъективной оценке.

Самооценка также отражает психические особенности личности, но при этом они являются более стабильными. Однако далеко не каждый человек может полностью раскрыть свои качества, что приводит к поверхностному изучению. Достоинством данного метода является анонимное проведение теста, например, с помощью специальных анкет.

В психологии не существует теории, позволяющей полностью познать человеческую сущность. Для того чтобы максимально изучить личность, специалисты должны прибегать сразу к нескольким методикам, комбинируя их между собой. Понять лучше свои эмоции и эмоции окружающих поможет курс «Эмоциональный интеллект».

Что такое дифференциальная психология?

Degree CompletedHigh School Diploma/GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree

Desired DegreeDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate

Program of InterestAll ProgramsApplied Behavior AnalysisChild/Adolescent PsychologyClinical PsychologyCounseling PsychologyDevelopmental PsychologyForensic/Criminal PsychologyIndustrial/Organizational PsychologyMarriage and Family TherapyMental Health CounselingSchool CounselingSocial WorkSubstance Abuse /Консультирование наркозависимых

Рекламный контент

Хотя большинство специализаций в области психологии имеют дело со сходствами, дифференциальная психология занимается различиями между отдельными людьми или группами. Исследования в этих областях впервые начались в конце 1800-х годов с исследований Фрэнсиса Гальтона о наследственности и индивидуальном интеллекте. Специализация расширилась и теперь включает исследования генетики и развития человека. Сегодня дифференциальные психологи проводят исследования множества индивидуальных различий, чтобы узнать о факторах, влияющих на человеческое поведение.

Области исследований

Дифференциальная психология имеет решающее значение для исследований по нескольким различным темам. К ним относятся:

  • Исследования личности
  • Исследования интеллекта
  • Исследования самовосприятия
  • Понимание мотивации
  • Понимание ценностей
  • Понимание индивидуальных интересов организационная психология, исследования личности, социальная психология и социальная наука о развитии.

    Психология личности

    Одной из самых распространенных специализаций дифференциального психолога сегодня является психология личности. Теории личности быстро развивались с момента зарождения современной психологии. Некоторые исследователи и теоретики сосредотачиваются на сходстве между людьми и социальными группами. Дифференциальные психологи, однако, сосредотачиваются на различиях, которые делают людей или группы уникальными. Гордон Олпорт изучал личности с дифференциальной точки зрения, когда представил теорию черт. Теории типов, еще один способ взглянуть на личности, также рассматривают различия между людьми, но они сосредоточены на классификации людей, а не на рассмотрении каждого человека в континууме. Совсем недавно бихевиористы изучили различия в личности на основе моделей обусловливания. Биопсихологи изучают различия в личности на основе биологии и наследственности. Сегодня исследователи опираются на эти и другие теории личности, продолжая искать объяснение человеческого поведения.

    НАЙТИ ШКОЛЫ

    Рекламный контент

    Промышленная и организационная психология

    Одна из самых быстрорастущих областей психологии, I-O психология, часто опирается на дифференциальные исследования. Те, кто специализируются в этой области, изучают поведение человека на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи часто консультируются с компаниями и помогают найти способы повышения морального духа и производительности сотрудников. Исследователи психологии I-O изучают такие вещи, как различия между счастливыми, продуктивными сотрудниками и менее продуктивными.

    Биологическая психология

    Некоторые дифференциальные психологи изучают человеческое поведение на основе биологических различий. Этот тип исследования исследует такие вещи, как наследственность, физические особенности и реакции на лекарства. Биологические различия между людьми могут быть ключом к пониманию того, почему люди могут по-разному реагировать на одни и те же лекарства. Эти различия также могут помочь нам лучше понять наследственность и психические заболевания.

    Несмотря на то, что сходства между отдельными людьми и группами можно многому научиться, мы также можем учиться на различиях. Дифференциальная психология фокусируется на этих различиях, чтобы выяснить, как разные типы людей реагируют на разные ситуации.

    Дифференциальная психология | Психология Вики

    в: Статьи для объединения, Лондонская школа дифференциальной психологии, Индивидуальные различия

    Посмотреть источник

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


    Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
    Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
    Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

    Было высказано предположение, что [[::Психология индивидуальных различий|Психология индивидуальных различий]]

    объединить с этой статьей или разделом. (Обсудить)

    Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных различий людей. Наука психология изучает людей на трех уровнях фокусировки, отраженных в известной цитате: «Каждый человек в определенных отношениях (а) подобен всем другим людям, (б) подобен некоторым другим людям, (в) не похож ни на кого другого человека» ( Murray, H.A. & C. Kluckhohn, 1953. Дифференциальная психология фокусируется на этом втором уровне изучения.

    Например, представьте себе группу студентов, сдающих тест на машинопись. Некоторые учащиеся будут работать очень медленно, набирая меньше предложений, но делая мало ошибок. Другие учащиеся будут работать очень быстро, печатая гораздо больше и делая больше ошибок. Это пример индивидуальной разницы между скоростью и точностью. Некоторые люди будут работать быстро с большим количеством ошибок, а другие будут работать медленно с небольшим количеством ошибок, даже если им будут даны одни и те же инструкции.

    Типичными областями изучения дифференциальной психологии являются личность, мотивация, интеллект и способности, интересы, ценности, самооценка, самоэффективность и самооценка (и это лишь некоторые из них). В Соединенных Штатах осталось несколько программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Нынешние исследователи участвуют в различных программах, включая программы по педагогической психологии, промышленной психологии и социальной психологии.

    Выдающиеся дифференциальные психологи: Филип Акерман, Сирил Берт, Рэймонд Кеттелл, Ли Кронбах, Джон Б. Кэрролл, Дж. П. Гилфорд, Ллойд Хамфрис, Артур Дженсен, Ричард Линн, Ричард Сноу, Роберт Дж. Стернберг, Л. Л. Терстон.

    Содержание

    • 1 Методы исследования
    • 2 История
    • 3 См.
      также
    • 4 Ключевые тексты
      • 4.1 Книги
      • 4.2 Документы
    • 5 Дополнительный материал
      • 5.1 Книги
      • 5.2 Документы
    • 6 Внешние ссылки

    Методы исследования

    Для изучения индивидуальных различий психологи используют различные методы. Метод заключается в сравнении и анализе психологии и поведения отдельных лиц или групп в различных условиях окружающей среды. Сопоставляя наблюдаемые психологические и поведенческие различия с известной окружающей средой, можно исследовать относительную роль различных переменных в психологическом и поведенческом развитии. Психофизиологические эксперименты как на людях, так и на других млекопитающих включают ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, функциональную МРТ, нейрохимию [1] [2] Эксперименты с нейротрансмиттерной и гормональной системами, кофеином и контролируемыми наркотиками. Эти методы могут быть использованы для поиска биомаркеров устойчивых, биологически обоснованных паттернов поведения (черты темперамента и симптомы психических расстройств).

    Другие наборы методов включают поведенческие эксперименты, чтобы увидеть, как разные люди ведут себя в одинаковых условиях. Поведенческие эксперименты часто используются в психологии личности и социальной психологии и включают лексические методы и методы самоотчета, когда людей просят заполнить бумажные и компьютерные формы, подготовленные психологами.

    История

    С античности соображения об индивидуальных различиях формулировались философами (Платон, Аристотель) и врачами (Гиппократ). Однако только в конце 19 века межиндивидуальная изменчивость стала объектом научного подхода. Поклонник Чарльза Дарвина, двоюродным братом которого он является, Фрэнсис Гальтон предлагает применить теорию естественного отбора к человеческому роду. Из этого намерения вытекает его исследовательская программа: объективно описать изменчивость между людьми и измерить ее (Гальтон — изобретатель ментальных тестов), показать, что эта изменчивость имеет наследственное происхождение, заложить основы созданного им термина евгеники.

    Тесты Гальтона представляли собой обзоры антропометрических признаков, измерения времени реакции и эффективности сенсорных процессов. Элементарные процессы предпочитались из практических соображений, потому что их было легко измерить, и прежде всего из теоретических соображений. В рамках господствовавшей тогда ассоциативной парадигмы считалось, что в основе психики лежит ощущение и что высшие процессы, «идеи», являются результатом соединения, ассоциации ощущений.

    У всех современников Гальтона было одно и то же априори, поэтому их попытки построить тест интеллекта, цель которого преследовала большинство психологов того времени, оказались неубедительными. Ситуация изменилась с появлением Альфреда Бине (1857-1911), который представил в 1905 и 1908 годах совершенно новый тест, предназначенный для диагностики умственной отсталости. В этом тесте оцениваются высшие психические процессы (понимание, воображение, эстетическое чувство и др.). Тест Бине имел значительный успех, особенно в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах.

    Многие тесты были вдохновлены этим. Впоследствии большая часть работ в дифференциальной психологии была посвящена созданию диагностических инструментов (тестов и опросников), что привело к важным достижениям в психометрии. Забота о применении привела к интересу к сложным психологическим характеристикам (интеллект и личность). В то же время развивалась общая психология, в которой доминировал бихевиоризм, ориентировавшийся на относительно элементарные процессы. В этом ракурсе межиндивидуальная изменчивость действительно наблюдалась, но, отыскивая общие закономерности, мы считали ее источником ошибки.

    За последние несколько десятилетий эти две точки зрения сошлись воедино. Общая психология стала когнитивной психологией, и ее модели все чаще включают параметры, относящиеся к межиндивидуальной изменчивости. Тесты и анкеты все чаще имеют теоретическую основу. Наконец, считается, что ситуационные факторы и индивидуальные факторы взаимодействуют.

    См. также

    • Педагогическая психология
    • Интеллект
    • Темперамент
    • Психология личности
    • Поведенческая генетика

    Ключевые тексты

    Книги

    • Малтби, Дж. Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект. Лондон: образование Пирсон. http://www.pearsoned.co.uk/Bookshop/detail.asp?item=100000000090816
    • Тайлер, Л.Э. (1965). Психология человеческих различий. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.

    Документы

    • Чаморро-Премузик, Т., и Фурнам, А. (2006). Интеллектуальная компетентность и интеллектуальная личность: третий путь в дифференциальной психологии. Обзор общей психологии, 10, 251-267. Полный текст
    • Канаи, Р., и Рис, Г. (2011). Структурная основа межиндивидуальных различий в поведении и познании человека. Nature Reviews Neuroscience, 12, 231-241. Полный текст

    Дополнительные материалы

    Книги

    Документы

    • Басс, Д.М., и Грейлинг, Х. (1999). Адаптивные индивидуальные различия. Журнал Личности, 67, 209-243. Полный текст

    Внешние ссылки

    • Знакомство с индивидуальными различиями (Wilderdom)
    На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *