ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (психология индивидуальных различий), раздел психологии, изучающий устойчивые психологич. различия между индивидами и между группами людей, их причины и последствия.
Эмпирич. исследования в рамках Д. п. в кон. 19 в. начал Ф. Гальтон, создавший ряд методик изучения и статистич. анализа индивидуальных различий. Значит. вклад в Д. п. внесли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам термин «Д. п.»), А. Бине, Дж. Кеттел, Э. Кречмер, У. Шелдон, Р. Кеттел, К. Г. Юнг, Ч. Спирмен, Л. Тёрстон, Х. Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд; среди рос. психологов – А. Ф. Лазурский, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др. Методы Д. п. строятся на сравнит. анализе поведения разных людей в разных условиях. Развитие Д. п. было тесно связано с прогрессом психологич. тестирования и математич. методов в психологии; тесты стали осн. методом Д. п., использующимся, чтобы измерять различия интеллекта и способностей, типологич. особенности характера и темперамента, черты личности, мотивацию, интересы и ценности, самооценку и др. поддающиеся измерению параметры. Несмотря на популярность и практич. значимость концепций, делящих людей на чётко различающиеся психологические типы, измерение большинства психологич. черт обнаруживает распределение индивидов вдоль непрерывной шкалы, приближающееся к колоколообразной кривой нормального распределения. Подобное, скорее количественное, нежели качественное, распределение индивидуально-психологич. различий присуще и любым животным, принадлежащим к одному виду. При проведении сравнений групп, различающихся по возрасту, полу, этнической и культурной принадлежности и т. д., индивидуальные различия внутри каждой группы оказываются значительно больше средних различий между группами; т. о. групповая принадлежность индивида не может служить надёжным индикатором выраженности психологич. черт. Кросскультурные исследования показали, что тесты, разработанные в зап. культуре, часто не подходят для сравнения её представителей с людьми иных культур (напр., тесты интеллекта измеряют способность к академич. обучению, игнорируя такие менее востребованные в зап. обществе интеллектуальные качества, как интуиция).
Важной задачей Д. п. является выделение наиболее существенных параметров организации психич. деятельности «глубинных факторов», от которых зависят «поверхностные характеристики» поведения, для чего был разработан математич. метод факторного анализа, широко применяемый в Д. п. с сер. 20 в. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологич. различий важно изучение их генетич. и нейрофизиологич. коррелятов; в России Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным на основе учения И. П. Павлова с сер. 20 в. развивается дифференциальная психофизиология, исследующая психофизиологич. различия между людьми.
На протяжении всей истории Д. п. идут острые дискуссии об относительном вкладе наследственности и среды в индивидуальные различия (напр., в гендерной психологии). Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для обучения, психотерапевтич. практики, определения проф. пригодности, профориентации, диагностики и прогнозирования развития склонностей и способностей индивидов и др.
Дифференциальная психология, ее особенности и методы
Дифференциальная психология направлена на изучение психологического различия у представителей разных социальных, возрастных и классовых групп. Подобный метод существенно отличается от других, где обычно занимаются поиском общих характеристик.
Автором данного направления является Уильям Штерн, благодаря которому и было придумано само понятие. Безусловно, ранее учеными также проводились различные исследования в области дифференциальной психологии, однако, работы не связывались между собой. Основной задачей исследования индивидуальных различий является изучение самой личности, ее интересов, интеллекта, а также способностей и ценностей.
Содержание:
- 1 Основные задачи дифференциальной психологии
- 2 Метод общенаучный
- 3 Методы психогенетические
- 4 Методы исторические
- 5 Методы психологические
Основные задачи дифференциальной психологии
- разработка теоретической базы диагностики в области психологии;
- поиск принципов возникновения различий между людьми;
- изучение различий, а также причин их появления;
- тщательный анализ появления типов;
- анализ распределения признаков по группам.
Дифференциальная психология смогла стать основным направлением во многих областях. Ее активно используют криминалисты, судьи, а также работники сферы образования и кадров. В дифференциальной психологии применяют 4 основных метода, с которыми вы можете ознакомиться ниже.
Метод общенаучный
Он подразумевает наблюдение и эксперимент. Используя наблюдение, специалист целенаправленно описывает поведение человека в той или иной ситуации. Преимуществом данного метода является восприятие человека как целостной личности, а также сбор фактов, которые основываются исключительно на естественном человеческом поведении.
К недостаткам можно отнести невозможность повторного наблюдения за человеком. Также не слишком удобным является способ фиксации результатов (описание со слов специалиста).
Если же общенаучный метод подразумевает использование эксперимента, он проводится в специальных условиях и направлен на получение научных знаний. Используя эксперимент, ученые целенаправленно вмешиваются в жизнь человека. Основным достоинством эксперимента является то, что, в отличие от наблюдения, его можно применять множество раз.
Методы психогенетические
Общенаучные методы специалисты используют во многих отраслях психологии, психогенетические же применяются исключительно в дифференциальной. Предметом исследования здесь являются наследственные факторы.
Генеалогический метод изучает семьи и родословные испытуемых. Специалист составляет генеалогическое древо, в котором степень родства идет на убывание по мере уменьшения сходства. Близнецовый метод подразумевает изучение поведенческих реакций близнецов и двойняшек.
Методы исторические
Предметом изучения в этом случае являются великие люди, которым удалось внести вклад в развитие чего-либо. По структуре подобный метод делится на биографический, дневниковый и автобиографический.
Методы психологические
К психологическим методам можно отнести самонаблюдение и самооценку. Самонаблюдение заключается в том, что человек самостоятельно изучает свои психологические процессы, что способствует лучшему пониманию самого себя. Недостатком такого метода является субъективизм, приводящий к необъективной оценке.
Самооценка также отражает психические особенности личности, но при этом они являются более стабильными. Однако далеко не каждый человек может полностью раскрыть свои качества, что приводит к поверхностному изучению. Достоинством данного метода является анонимное проведение теста, например, с помощью специальных анкет.
В психологии не существует теории, позволяющей полностью познать человеческую сущность. Для того чтобы максимально изучить личность, специалисты должны прибегать сразу к нескольким методикам, комбинируя их между собой. Понять лучше свои эмоции и эмоции окружающих поможет курс «Эмоциональный интеллект».
Что такое дифференциальная психология?
Degree CompletedHigh School Diploma/GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Desired DegreeDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Program of InterestAll ProgramsApplied Behavior AnalysisChild/Adolescent PsychologyClinical PsychologyCounseling PsychologyDevelopmental PsychologyForensic/Criminal PsychologyIndustrial/Organizational PsychologyMarriage and Family TherapyMental Health CounselingSchool CounselingSocial WorkSubstance Abuse /Консультирование наркозависимых
Рекламный контент
Хотя большинство специализаций в области психологии имеют дело со сходствами, дифференциальная психология занимается различиями между отдельными людьми или группами. Исследования в этих областях впервые начались в конце 1800-х годов с исследований Фрэнсиса Гальтона о наследственности и индивидуальном интеллекте. Специализация расширилась и теперь включает исследования генетики и развития человека. Сегодня дифференциальные психологи проводят исследования множества индивидуальных различий, чтобы узнать о факторах, влияющих на человеческое поведение.
Области исследований
Дифференциальная психология имеет решающее значение для исследований по нескольким различным темам. К ним относятся:
- Исследования личности
- Исследования интеллекта
- Исследования самовосприятия
- Понимание мотивации
- Понимание ценностей
- Понимание индивидуальных интересов организационная психология, исследования личности, социальная психология и социальная наука о развитии.
Психология личности
Одной из самых распространенных специализаций дифференциального психолога сегодня является психология личности. Теории личности быстро развивались с момента зарождения современной психологии. Некоторые исследователи и теоретики сосредотачиваются на сходстве между людьми и социальными группами. Дифференциальные психологи, однако, сосредотачиваются на различиях, которые делают людей или группы уникальными. Гордон Олпорт изучал личности с дифференциальной точки зрения, когда представил теорию черт. Теории типов, еще один способ взглянуть на личности, также рассматривают различия между людьми, но они сосредоточены на классификации людей, а не на рассмотрении каждого человека в континууме. Совсем недавно бихевиористы изучили различия в личности на основе моделей обусловливания. Биопсихологи изучают различия в личности на основе биологии и наследственности. Сегодня исследователи опираются на эти и другие теории личности, продолжая искать объяснение человеческого поведения.
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Промышленная и организационная психология
Одна из самых быстрорастущих областей психологии, I-O психология, часто опирается на дифференциальные исследования. Те, кто специализируются в этой области, изучают поведение человека на рабочем месте. Промышленные и организационные психологи часто консультируются с компаниями и помогают найти способы повышения морального духа и производительности сотрудников. Исследователи психологии I-O изучают такие вещи, как различия между счастливыми, продуктивными сотрудниками и менее продуктивными.
Биологическая психология
Некоторые дифференциальные психологи изучают человеческое поведение на основе биологических различий. Этот тип исследования исследует такие вещи, как наследственность, физические особенности и реакции на лекарства. Биологические различия между людьми могут быть ключом к пониманию того, почему люди могут по-разному реагировать на одни и те же лекарства. Эти различия также могут помочь нам лучше понять наследственность и психические заболевания.
Несмотря на то, что сходства между отдельными людьми и группами можно многому научиться, мы также можем учиться на различиях. Дифференциальная психология фокусируется на этих различиях, чтобы выяснить, как разные типы людей реагируют на разные ситуации.
Дифференциальная психология | Психология Вики
в: Статьи для объединения, Лондонская школа дифференциальной психологии, Индивидуальные различия
Посмотреть источникОценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела
Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.Было высказано предположение, что [[::Психология индивидуальных различий|Психология индивидуальных различий]]
Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных различий людей. Наука психология изучает людей на трех уровнях фокусировки, отраженных в известной цитате: «Каждый человек в определенных отношениях (а) подобен всем другим людям, (б) подобен некоторым другим людям, (в) не похож ни на кого другого человека» ( Murray, H.A. & C. Kluckhohn, 1953. Дифференциальная психология фокусируется на этом втором уровне изучения.
Например, представьте себе группу студентов, сдающих тест на машинопись. Некоторые учащиеся будут работать очень медленно, набирая меньше предложений, но делая мало ошибок. Другие учащиеся будут работать очень быстро, печатая гораздо больше и делая больше ошибок. Это пример индивидуальной разницы между скоростью и точностью. Некоторые люди будут работать быстро с большим количеством ошибок, а другие будут работать медленно с небольшим количеством ошибок, даже если им будут даны одни и те же инструкции.
Типичными областями изучения дифференциальной психологии являются личность, мотивация, интеллект и способности, интересы, ценности, самооценка, самоэффективность и самооценка (и это лишь некоторые из них). В Соединенных Штатах осталось несколько программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Нынешние исследователи участвуют в различных программах, включая программы по педагогической психологии, промышленной психологии и социальной психологии.
Выдающиеся дифференциальные психологи: Филип Акерман, Сирил Берт, Рэймонд Кеттелл, Ли Кронбах, Джон Б. Кэрролл, Дж. П. Гилфорд, Ллойд Хамфрис, Артур Дженсен, Ричард Линн, Ричард Сноу, Роберт Дж. Стернберг, Л. Л. Терстон.
Содержание
- 1 Методы исследования
- 2 История
- 3 См.
- 4 Ключевые тексты
- 4.1 Книги
- 4.2 Документы
- 5 Дополнительный материал
- 5.1 Книги
- 5.2 Документы
- 6 Внешние ссылки
Методы исследования
Для изучения индивидуальных различий психологи используют различные методы. Метод заключается в сравнении и анализе психологии и поведения отдельных лиц или групп в различных условиях окружающей среды. Сопоставляя наблюдаемые психологические и поведенческие различия с известной окружающей средой, можно исследовать относительную роль различных переменных в психологическом и поведенческом развитии. Психофизиологические эксперименты как на людях, так и на других млекопитающих включают ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, функциональную МРТ, нейрохимию [1] [2] Эксперименты с нейротрансмиттерной и гормональной системами, кофеином и контролируемыми наркотиками. Эти методы могут быть использованы для поиска биомаркеров устойчивых, биологически обоснованных паттернов поведения (черты темперамента и симптомы психических расстройств).
Другие наборы методов включают поведенческие эксперименты, чтобы увидеть, как разные люди ведут себя в одинаковых условиях. Поведенческие эксперименты часто используются в психологии личности и социальной психологии и включают лексические методы и методы самоотчета, когда людей просят заполнить бумажные и компьютерные формы, подготовленные психологами.История
С античности соображения об индивидуальных различиях формулировались философами (Платон, Аристотель) и врачами (Гиппократ). Однако только в конце 19 века межиндивидуальная изменчивость стала объектом научного подхода. Поклонник Чарльза Дарвина, двоюродным братом которого он является, Фрэнсис Гальтон предлагает применить теорию естественного отбора к человеческому роду. Из этого намерения вытекает его исследовательская программа: объективно описать изменчивость между людьми и измерить ее (Гальтон — изобретатель ментальных тестов), показать, что эта изменчивость имеет наследственное происхождение, заложить основы созданного им термина евгеники.
Тесты Гальтона представляли собой обзоры антропометрических признаков, измерения времени реакции и эффективности сенсорных процессов. Элементарные процессы предпочитались из практических соображений, потому что их было легко измерить, и прежде всего из теоретических соображений. В рамках господствовавшей тогда ассоциативной парадигмы считалось, что в основе психики лежит ощущение и что высшие процессы, «идеи», являются результатом соединения, ассоциации ощущений.У всех современников Гальтона было одно и то же априори, поэтому их попытки построить тест интеллекта, цель которого преследовала большинство психологов того времени, оказались неубедительными. Ситуация изменилась с появлением Альфреда Бине (1857-1911), который представил в 1905 и 1908 годах совершенно новый тест, предназначенный для диагностики умственной отсталости. В этом тесте оцениваются высшие психические процессы (понимание, воображение, эстетическое чувство и др.). Тест Бине имел значительный успех, особенно в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах.
Многие тесты были вдохновлены этим. Впоследствии большая часть работ в дифференциальной психологии была посвящена созданию диагностических инструментов (тестов и опросников), что привело к важным достижениям в психометрии. Забота о применении привела к интересу к сложным психологическим характеристикам (интеллект и личность). В то же время развивалась общая психология, в которой доминировал бихевиоризм, ориентировавшийся на относительно элементарные процессы. В этом ракурсе межиндивидуальная изменчивость действительно наблюдалась, но, отыскивая общие закономерности, мы считали ее источником ошибки.За последние несколько десятилетий эти две точки зрения сошлись воедино. Общая психология стала когнитивной психологией, и ее модели все чаще включают параметры, относящиеся к межиндивидуальной изменчивости. Тесты и анкеты все чаще имеют теоретическую основу. Наконец, считается, что ситуационные факторы и индивидуальные факторы взаимодействуют.
См. также
- Педагогическая психология
- Интеллект
- Темперамент
- Психология личности
- Поведенческая генетика
Ключевые тексты
Книги
- Малтби, Дж. Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект. Лондон: образование Пирсон. http://www.pearsoned.co.uk/Bookshop/detail.asp?item=100000000090816
- Тайлер, Л.Э. (1965). Психология человеческих различий. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.
Документы
- Чаморро-Премузик, Т., и Фурнам, А. (2006). Интеллектуальная компетентность и интеллектуальная личность: третий путь в дифференциальной психологии. Обзор общей психологии, 10, 251-267. Полный текст
- Канаи, Р., и Рис, Г. (2011). Структурная основа межиндивидуальных различий в поведении и познании человека. Nature Reviews Neuroscience, 12, 231-241. Полный текст
Дополнительные материалы
Книги
Документы
- Басс, Д.М., и Грейлинг, Х. (1999). Адаптивные индивидуальные различия. Журнал Личности, 67, 209-243. Полный текст
Внешние ссылки
- Знакомство с индивидуальными различиями (Wilderdom)
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).