ЭДИПОВ КОМПЛЕКС | это… Что такое ЭДИПОВ КОМПЛЕКС?
ТолкованиеПеревод
- ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
- ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
-
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899). Термин берет начало в греч. мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери; женский вариант – комплекс Электры – получил название от др. мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать. Фрейд приписывал эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он считал, что данная стадия обычно заканчивается, когда ребенок уже идентифицировался с родителем того же пола и подавил свои сексуальные инстинкты. Если до этого взаимоотношения с родителями были довольно теплыми и нетравмирующими и если стиль отношения родителей к ребенку был ни слишком запретительным, ни чрезмерно поощряющим, то эта стадия развития проходит благополучно. Однако при наличии психологической травмы имеет место детский невроз – важный предвестник сходных реакций человека в течение его последующей взрослой жизни. Суперэго – самое важное достижение человеческого разума, моральный фактор, главенствующий в сознании взрослого человека, – также берет свое начало в процессе преодоления эдипова комплекса.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — понятие психоанализа 3.
Фрейда. Названо по имени героя древнегреческой трагедии царя Эдипа, который, не зная этого, убил собственного отца и женился на собственной матери; узнав истину, он ослепил себя. Для аналогичных переживаний девочек Фрейд ввел понятие “комплекс Электры”. Согласно Фрейду, в фаллической фазе сексуального развития (в возрасте 3—5 лет) ребенок сталкивается с острым конфликтом в отношении своих родителей. Так, мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и желание устранить отца в качестве соперника (позитивный Эдипов комплекс). Страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации) приводит мальчика к отказу от либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Не будучи в состоянии избавиться от отца, мальчик идентифицирует себя с ним, перенимая черты взрослого мужского поведения, а также систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого, которые отныне становятся частью его личности. Наблюдается и противоположное желание — заменить отцу мать в качестве объекта желания (негативный Эдипов комплекс).В. В. Старовойтов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.
Игры ⚽ Нужна курсовая?
- ЭДДИНГТОН
- ЭДУАРДС
Полезное
Что такое Эдипов комплекс | e1.ru
Мы продолжаем рассматривать психосексуальные стадии развития ребенка по З. Фрейду. Сегодня мы поговорим о том, какие изменения несет с собой фаллическая стадия развития.
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких — то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют ’первичную’ сцену.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла ’Царь Эдип’, в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по — разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во — первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит — быть мужчиной. Во — вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они ’настоящие мужчины’. Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.
Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась ’дефектной’. В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.
Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности. В следующей статье мы поговорим о латентной стадии психосексуального развития личности.
По теме
14 ноября 2002, 16:31
Стадии психосексуального развития ребенка. Генитальная стадия14 ноября 2002, 15:31
Стадии психосексуального развития ребенка. Латентная стадия14 ноября 2002, 13:31
Стадии психосексуального развития ребенка. Анальная стадия14 ноября 2002, 12:31
Стадии психосексуального развития ребенка. Оральная стадия
Татьяна Андреева
Практикующий психолог
ФрейдПсихологияРазвитие детей
- ЛАЙК2
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ0
Что я смогу, если авторизуюсь?
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2
Эмоциональное развитие | Определение, примеры, дети и подростки
- Связанные темы:
- человеческое развитие эмоция психологическое развитие
См. весь связанный контент →
эмоциональное развитие , появление опыта, выражение, понимание и регулирование эмоций с рождения, а также рост и изменение этих способностей в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни. Развитие эмоций происходит в сочетании с нервным, когнитивным и поведенческим развитием и возникает в определенном социальном и культурном контексте.
Младенчество
Выражение эмоций в младенчестве способствует переходу от полной зависимости к самостоятельности. Выражение интереса способствует исследованию и когнитивному развитию. Социальные (преднамеренные) улыбки и другие выражения радости способствуют социальному взаимодействию и здоровым отношениям привязанности с основными опекунами. Выражение грусти побуждает к сочувствию и помогает, а выражение гнева сигнализирует о протесте и дискомфорте. Уникальная склонность младенцев испытывать и выражать определенные эмоции, а также порог выражения этих эмоций обычно называют их темпераментом или характерной эмоциональностью.
Исследователи в целом согласны с тем, что неонатальные (непреднамеренные) улыбки присутствуют при рождении и что социальная улыбка и выражение эмоционального интереса появляются уже в шестинедельном возрасте. К четырем-пяти месяцам младенцы выборочно улыбаются знакомым лицам и другим младенцам, и их опекуны начинают обмениваться с ними положительным эмоциональным обменом.
Исследователи расходятся в своих объяснениях развития и времени возникновения дискретных негативных эмоциональных проявлений. В соответствии с мнением о том, что младенцы выражают негативные эмоции в раннем младенчестве, ученые показали, что младенцы по-разному воспринимают и реагируют на негативные эмоциональные выражения (например, грусть, гнев) других в возрасте четырех месяцев.
В течение вторых шести месяцев жизни, по мере того как младенцы приобретают рудиментарные когнитивные способности и память, они начинают выражать определенные эмоции в зависимости от контекста. Эмоции начинают проявляться динамично по мере того, как младенец начинает играть более непосредственную роль в эмоциональном обмене с опекунами. Эмоциональная связь с опекуном становится все более важной, поскольку младенцы ищут поддержки для исследования и ищут сигналы опасности.
Ясельный возраст и раннее детство
В период ясельного возраста в сочетании с быстрым созреванием лобных долей и лимбического контура в головном мозге возникает осознание себя. В результате малыш стремится стать более независимым, и в этой борьбе за автономию усиливается выражение гнева и неповиновения. Способность отличать себя от других также способствует базовому эмпатическому поведению и моральному пониманию. К концу второго года жизни малыши реагируют на негативные сигналы от других и имеют специфические эмоциональные реакции на собственные негативные действия. Эмоции, возникающие при рудиментарном представлении о себе, часто называют эмоциями самосознания и включают стыд, смущение, вину и гордость. Некоторые самосознательные эмоции, такие как гордость и вина, не проявляются до тех пор, пока малыши и маленькие дети не научатся концептуализировать интернализированные стандарты поведения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Когда дети поступают в дошкольные учреждения, они начинают обозначать свои эмоции и полагаться на разговоры об эмоциях в семье, чтобы облегчить свое понимание основных эмоций. Маленькие дети сначала отличают счастье от отрицательных эмоций, а затем начинают отличать отрицательные эмоции, такие как печаль, гнев и страх, друг от друга. Они начинают распознавать эти эмоции по выражению лица, а затем, в среднем детстве, начинают понимать ситуационные детерминанты эмоций. Понимание эмоциональной субъективности также развивается по мере того, как дети узнают, что то, что делает одного ребенка счастливым, может не заставить другого ребенка чувствовать то же самое.
Появление эмоциональной саморегуляции особенно важно в раннем детстве и происходит в контексте отношений в семье и со сверстниками. Открытое выражение положительных эмоций и теплые поддерживающие отношения между родителями и детьми способствуют эффективной эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, частое выражение негативных эмоций в семье и жесткие карательные дисциплинарные меры усиливают переживания тревожных и нерегулируемых эмоций, которые могут привести к психопатологии.
Среднее и позднее детство
В среднем и позднем детстве формируются устойчивые представления о себе, основанные на типичных эмоциональных переживаниях ребенка. Благодаря повышенной способности к саморефлексии дети начинают понимать свои сознательные эмоции. В результате постоянное переживание паттернов самосознательных эмоций оказывает влияние на самооценку ребенка. Например, склонность испытывать стыд, а не вину в ответ на негативные проступки, влияет на зарождающуюся самооценку ребенка и может стимулировать склонность реагировать агрессией или насилием.
Также в среднем и позднем детстве дети начинают понимать, что одна ситуация или событие может привести к возникновению множества смешанных эмоций. Например, дети старшего возраста понимают, что прощальная вечеринка для брата или сестры, который уезжает в колледж, может быть как радостным, так и печальным событием для ребенка и его брата или сестры. Эта способность, вероятно, возникает вместе с когнитивной способностью понимать несколько аспектов ситуации, называемой децентрацией.
Дети также изучают правила проявления эмоций по мере продвижения в среднем и старшем детстве. Например, ребенок учится выглядеть счастливым, даже если он расстраивается, когда друг или член семьи делает ему нежелательный подарок. Использование правил отображения имеет тенденцию к увеличению, поскольку дети начинают задумываться о том, какие последствия их действия могут иметь для других. Правила демонстрации используются разумно, и вероятность подавления негативных эмоций зависит от ряда факторов, включая пол ребенка, вероятных получателей выражения, конкретного контекста и культурной среды ребенка.
Что такое Эдипов комплекс? – Интересная литература
ЛитератураПроще говоря и резюмируя одним предложением, Эдипов комплекс — это явление, при котором очень маленький ребенок испытывает влечение к своей матери и начинает ревновать к отцу, которого ребенок считает своим соперником в материнской привязанности.
Таким образом, Эдипов комплекс связан с привязанностью ребенка к матери, с психической энергией, которую он имеет по отношению к матери как к объекту желания.Пока так, бесспорно. В конце концов, когда ребенок находится в утробе матери, его пропитание, защита и жизнь полностью зависят от матери. Когда он рождается, он полагается на материнскую грудь в качестве средства к существованию, и мать, вероятно, будет тем, кто проявляет наибольший интерес к ребенку, тем, кого ребенок видит и встречает больше всего. Для Фрейда наша психика развивается по мере взросления в сложную троицу эго, ид и суперэго (которую можно приблизительно перефразировать как «сознательное я», «бессознательные первичные желания и побуждения» и «голос совести»). Но когда мы очень молоды, мы все «id». У нас недостаточно знакомства с большим миром или его опыта, чтобы осознать, что мы не являемся центром вселенной и что в мире есть другие люди, люди со своими жизнями и желаниями, некоторые из которых могут также ищите привязанности матери.
Конечно, ключевой фигурой здесь является отец: главный соперник ребенка за материнскую привязанность. Рассматривая здесь вполне традиционные гендерные роли (и стоит иметь в виду, что Фрейд впервые сформулировал Эдипов комплекс в 1890-х годах, когда женщины были в основном матерями-домохозяйками, а их мужья уходили на работу), мать проводите большую часть дня с малышом, сближаясь с ним; но потом, когда отец возвращается домой с работы, ребенок вдруг понимает, что у него нет монополии на материнское время и любовь.
Что может сделать очень маленький ребенок, который на данном этапе еще очень маленький, для решения этой проблемы? Отец слишком силен, чтобы его победить, поэтому он не может избавиться от соперника из-за материнской любви. Одним из решений является, говоря словами старой поговорки, «если вы не можете победить их, присоединяйтесь к ним». Или, в эдипальном сценарии, «если ты не можешь убить папу, стань им». Ребенок понимает, что если он стремится стать таким же, как этот соперник, он может вместо этого попытаться заменить его таким образом, а не пытаться убить его, чтобы убрать с картинки.
Как Зигмунд Фрейд пришел к этой довольно любопытной теории? Ну, не все так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, нам просто нужно понаблюдать за поведением маленьких младенцев, чтобы увидеть, что они по самой своей природе эгоистичны: они не умеют быть ничем другим. Их жизнь вращается вокруг кормления и выполнения основных функций организма. Поесть, сходить в туалет (хотя и не буквально, конечно: даже приучение к горшку еще не началось!), поспать. Вполне естественно, что маленький ребенок будет считать себя самым важным человеком в мире и что мать должна «служить» ему и дарить ему свою любовь. Теория Фрейда об Эдиповом комплексе помогает объяснить, как мы переходим от этого полностью эгоцентричного взгляда на наши отношения с другими к более широкому и более тонкому пониманию нашего места в мире.
Но Фрейд также черпал вдохновение из древнегреческой пьесы « Царь Эдип » Софокла, в которой Эдип непреднамеренно убивает своего отца (не осознавая, что это его отец) и женится на своей матери (опять же, не осознавая, что это его мать). И Фрейд считал, что его теория Эдипова комплекса могла бы также помочь объяснить, что происходит в другой великой трагедии, шекспировском «Гамлете », в которой, по Фрейду, главный герой вытеснил свое желание матери, не в последнюю очередь потому, что его дядя женился на Гертруде, и Гамлету не хватает смелости бросить вызов своему дяде как сопернику за любовь матери.
Широко распространено мнение, что Фрейд ввел термин «комплекс Электры» — в честь Электры, древнегреческой героини, убившей свою мать Клитемнестру в отместку за убийство своего отца Агамемнона — как женское дополнение к (центрированному мужчиной) Эдипов комплекс. Но на самом деле именно один из последователей Фрейда, Карл Юнг, ввел термин «комплекс Электры» в 1913 году, через три года после того, как Фрейд назвал комплекс Эдипа. На самом деле Фрейд считал, что Эдипов комплекс может быть применен как к детям мужского пола, так и к детям женского пола: тогда существует такая вещь, как женский Эдипов комплекс (когда девочка желает своего отца и хочет убить свою мать).