Особенности взрослых с разными типами привязанности //Психологическая газета
В современном обществе все более актуальной становится проблема самоопределения взрослых людей в возрасте 25 – 30 лет. По мнению Евгении Шамис, координатора проекта «Теория поколений в России — Rugenerations», на возникновение любых поколенческих проблем и особенностей оказывают влияние события, происходящие во время формирования поколений, а также тенденции воспитания как ключевой фактор формирования ценностей. Поколение 25-30-летних людей называют поколением «Y» или «Миллениум». На их детство выпали годы перестройки – конец 90-х, а в начале 2000-х крупные экономические кризисы затронули практически каждую семью в нашей стране. И, несмотря на то, что поколение «Миллениум» не является свидетелем открытых войн и глобальных катастроф, политические волнения, финансовые кризисы, тотальная безработица, борьба большинства взрослых людей за благополучную жизнь – все это отнимало у детей того времени бесценное родительское тепло и заботу, являющиеся решающими факторами для развития личности.
Влияние детского опыта взаимоотношений со значимыми взрослыми на развитие личности признают многие психологи. Джон Боулби стал основоположником теории привязанности. Он предположил, что ранние переживания привязанности ребенка к матери или к другому значимому близкому человеку образуют ментальные представления, которые затем проявляются в бессознательном и являются решающими для развития личностных черт и дальнейших отношений человека [6]. Боулби полагал, что мать и ребенок составляю «некую саморегулирующуюся систему, части которой взаимообусловлены» [6]. Особым аспектом в формировании привязанности является «чуткое поведение» матери или замещающего ее лица, по отношению к ребенку. Эмоциональный контакт, способность распознавать и правильно понимать сигналы ребенка, чувство безопасности и защиты – способны оказывать благотворное влияние на формирование надежной привязанности.
Данной проблемой интересовались и другие психологи. Карен Хорни в работе «Особая роль детства» пишет, что детство играет важную роль в развитии личности. Она также говорит о том, что все эмоции, страхи, желания, пережитые в детстве, не исчезают с течением времени и взрослением ребенка, а остаются в бессознательном. А вневременность бессознательного обеспечивает интенсивность этих переживаний на протяжении всей жизни человека [27]. Рассуждая о взаимосвязи собственного детского опыта и его трансформации во взрослой жизни, психолог Людмила Петрановская в статье «Травмы поколений» приводит пример подруги детства, чьи родители вливали ей в рот бульон, зажимая голову ногами, если она отказывалась от еды. Родители девочки пережили Блокаду во время Великой Отечественной войны. Потому влияние пережитого ими ужаса было настолько сильным, что свою заботу и чувства к собственному ребенку они выражали таким способом[42]. Молодой психолог Екатерина Максимова в своей магистерской диссертации на тему: «Взаимосвязь типов привязанности и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста» описывает личностные особенности детей, подтверждая гипотезу о том, что дети с ненадежными типами привязанности более тревожны и имеют проблемы с самооценкой, по сравнению с детьми с надежным типом привязанности.
Джон Боулби задавался вопросом, существуют ли взаимосвязи между ненадежной привязанностью и развитием какой-либо психопатологии? Результаты лонгитюдных исследований дали положительный ответ на этот вопрос. Были выявлены существенные взаимосвязи между ненадежным типом привязанности и фобиями, психосоматическими симптомами, зависимостями, агрессией. Таким образом, Джоном Боулби и его помощницей Энн Эйнсворт была разработана классификация типов привязанности у детей: надежная, амбивалентная, тревожно-избегающая и дезорганизованная.
В 1980-х годах американские психологи Синди Хазан и Филлип Шейвер применили концепты теории привязанности к взрослым людям [36]. Они выявили схожие паттерны взаимодействия взрослого человека с партнером и ребенка со значимым взрослым. Хазан и Шейвер применили конструкты и методы теории привязанности к романтическим отношениям в зрелом возрасте и выделили четыре типа привязанности у взрослых людей: надежный, тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно-избегающий.
Люди с надежным типом привязанности позитивно воспринимают себя, других людей и отношения с ними. Такие люди способны выстраивать прочные близкие отношения, в первую очередь, благодаря позитивному опыту взаимодействия со значимым взрослым. Это значит, что детский опыт взаимоотношений человека со значимым взрослым был богато окрашен эмоционально, имел надежный непротиворечивый характер, был насыщен позитивными реакциями и качественной обратной связью.
Люди, обладающие тревожным типом привязанности, негативно воспринимают себя. Они неуверенны, эмоционально нестабильны, вследствие чего в отношениях проявляют зависимость и ревность.
У людей, обладающих избегающе-отвергающим типом привязанности, в отличие от людей с тревожным типом привязанности, отмечается позитивное восприятие себя и негативное восприятие других, вследствие этого такие люди испытывают сложности в выражении своих чувств и эмоций, а также в выстраивании эмоционально близких отношений.
Люди, имеющие тревожно-избегающий тип привязанности, чаще всего имеют в опыте взаимоотношений со значимыми взрослыми различные травмирующие ситуации, а также насилие. Такие люди негативно воспринимают себя, тревожны. Они одновременно стремятся к близости и испытывают страх отвержения.
В продолжение данной темы мы предприняли исследование, позволяющее выявить и описать личностные особенности взрослых людей, имеющих различные типы привязанности. Выборку испытуемых составили 82 человека, 25 — 30 лет, имеющих высшее образование. Выбор испытуемых данного возраста был не случайным. Согласно теории Эрика Эриксона, период 25-30 лет входит в седьмую стадию развития личности «средняя зрелость», которая длится с 25 до 65 лет [32]. При благополучном вступлении и прохождении данной стадии взрослый человек становится продуктивным. По мнению Эриксона, быть продуктивным – значит быть ответственным не только за себя и за свое настоящее, но и за будущее других поколений, за процветание культуры, за все, что сможет улучшить жизнь потомков.
Более того, эмпирически доказано, что формирование определенного статуса Эго-идентичности имеет взаимосвязь с типом взаимоотношений в семье [29]. Было доказано, что люди с достигнутой идентичностью имели теплые взаимоотношения с родителями в детстве, в то время как люди с диффузной идентичностью отмечают дистантность и холодность своих взаимоотношений с родителями. Согласно теории психосексуального развития личности Зигмунда Фрейда, люди 25-30 лет находятся на генитальной стадии психосексуального развития, который длится с наступления полового созревания и до самой смерти человека [25].
Фрейд отмечал, что люди, обладающие идеальным генитальным характером, имеют такие личностные характеристики как активность, способность брать на себя ответственность за решение жизненных задач, способность давать тепло и заботу своим близким. Однако формирование данных характеристик затрудняется, если в детстве человек имел травматичный опыт. Также он делает акцент на том, что «переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности» [27].Одной из главных проблем поколения «Миллениум» – позднее взросление, неспособность создать прочные эмоциональные связи как с собой, так и с другими людьми, реализовать себя. С этой точки зрения наш интерес свелся к рассмотрению таких личностных особенностей людей, как личностные акцентуации характера, эмоциональный интеллект и самоактуализация.
Исходя из вышесказанного, мы выдвинули гипотезы, что взрослые люди, имеющие надежный тип привязанности, будут характеризоваться высоким уровнем самоактуализации и эмоционального интеллекта, а также умеренной выраженностью личностных акцентуаций. А взрослые люди, имеющие ненадежные типы привязанности будут характеризоваться низким уровнем самоактуализации, эмоционального интеллекта, и неумеренной выраженностью личностных акцентуаций.
Основная задача исследования: выявить взаимосвязь типов привязанности и личностных особенностей взрослых людей, изучив при этом типы привязанности испытуемых, а также такие личностные особенности, как акцентуации характера, уровень самоактуализации и уровень эмоционального интеллекта. Рассмотрим эти аспекты более подробно.
Личность является одной из ключевых тем в психологии и разными психологическими школами понимается по-разному. В нашем исследовании мы опираемся на концепцию личности, разработанную российским психологом – Людмилой Николаевной Собчик. Она, опираясь на опыт собственных многолетних исследований личности, создала собственную концепцию личности – теорию ведущих тенденций. Данная теория предполагает, что каждый человек, получая впечатления от происходящего в той или иной ситуации, реагирует на эту ситуацию индивидуальным способом, только ему присущим, акцентируя свою внимание на определенных моментах, упуская другие [41]. Эта избирательность является условием в формировании индивидуального стиля, в основе которого лежит ведущая тенденция, проходящая сквозь все уровни личности. «Ведущая тенденция – это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства» [20, c. 57]. Формирование акцентуаций личности зависит от нескольких факторов, в том числе от таких, как стиль воспитания в семье.
Феномен эмоционального интеллекта представляет большой интерес ученых с начала XX века и по сей день. Существует несколько основных теорий эмоционального интеллекта — Рувена Бар-Она, Питера Саловея, Джо Майера, Дэвида Карузо. Некоторые из них являются более широкими. Например, модель Рувена Бар-Она, в которой предполагается, что поведение человека определяется многими как личностными так и межличностными особенностями, и, как следствие, широкую модель эмоционально-социального интеллекта. Согласно теории Саловея, Майера и Карузо, эмоциональный интеллект – часть социального интеллекта. Д. Гоулман доработал эту теорию и выявил взаимосвязь эмоционального интеллекта и социального успеха. Обобщив теоретические исследования, мы считаем очевидным, что личность, обладающая высоким эмоциональным интеллектом, является успешно социализированной личностью [9], способной понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими. На развитие эмоционального интеллекта влияет большое количество факторов, как биологических, генетических, так и социальных, в частности, взаимоотношения ребенка и родителей в детском возрасте и их участие в формировании позитивного «Я образа». Эмоциональный интеллект способствует развитию лидерских качеств, способности понимать, управлять своими и чужими эмоциями.
Ранее мы неоднократно упоминали о самоактуализации людей как об одной из главных проблем современного общества. Феномен самоактуализации человека привлекал внимание философов и психологов еще в XVIII веке. Многие ученые исследовали данный феномен. Гордон Олпорт предложил теорию личности, согласно которой «Я» формирующееся с детства до самой зрелости представляет собой развивающуюся систему, включающую в себя «проприум» – качество, живущее внутри личности, постоянно стремящееся к развитию, творчеству, самоактуализации [29]. В своем труде «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкл развивает тему разочарования в жизни, ссылаясь на результаты исследования выпускников Гарвардского университета, которые показали, что многие из респондентов, внешне благополучных людей, имеющих успешные карьеры и достаток, жаловались на бессмысленность жизни. Невозможность понять собственные желания, неспособность к самоактуализации Виктор Франкл называет «экзистенциальным вакуумом», возникающим в результате разрыва между поколениями предков и современников, невозможностью опираться на их опыт [24].
Карен Хорни в книге «Самоанализ» называет личность «Реальным собственным Я», которому присущи личностные черты, потенции, таланты, которые он может реализовать в себе, имея определенные условия развития. Также Карен Хорни делает акцент на особую роль детства в этом процессе. Ребенок обязательно должен чувствовать свою нужность, любовь и теплоту, для выражения своих чувств и развития потенций для успешной самореализации. Если же условия, в которых находится ребенок, не позволяют испытать эти чувства, у ребенка развивается базальная тревога, диктующая ему стратегии защиты [28]. В своей теории личности Альфред Адлер рассматривает человека как единый самосогласующийся организм, наделенный творческой силой, которая дает возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью [29]. Карл Роджерс полагал, что каждый человек наделен потенциалом, реализация которого, однако, возможна лишь при определенных условиях эмпатии, конгруэнтности и центрации на человеке [29].
Стоит подробнее остановиться на трудах Абрахама Маслоу, который предложил, что потребность в надежной привязанности входит в число потребностей любви и принадлежности. Так же Маслоу считал, что неудовлетворение их способствует развитию патологий и дезадаптации. Иными словами, дети, чьи потребности в уважении и признании отрицаются, склонны низко оценивать себя, сомневаться в своих способностях, не доверять себе. Маслоу также выделил характеристики, которыми обладают самоактуализирующиеся люди: принятие себя, других и природы, непосредственность, простота, естественность, независимость, потребность в уединении, независимость от культуры и окружения, свежесть восприятия, общественный интерес, способность строить глубокие межличностные отношения, демократичный характер, философское чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию. Резюмируя все вышесказанное: самоактуализация человека заключается в раскрытии его потенциала как личностного, так и творческого. Она становится осуществимой при удовлетворении потребностей ребенка в любви, теплоте, принятии, то есть, в надежной привязанности.
Проведя теоретическое исследование литературы по интересующим нас вопросам, мы предприняли эмпирическое исследование, в которое включили методики, позволяющие определить тип привязанности, уровень эмоционального интеллекта, выраженность личностных акцентуаций характера и степень самоактулизации наших респондентов.
Психодиагностические методики
- Опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли;
- Тест эмоционального интеллекта Дмитрия Люсина;
- Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик;
- Самоактуализационный тест (САМОАЛ).
Результаты, полученные в ходе исследования, мы проанализировали с количественной и качественной стороны, прибегнув к корреляционному анализу данных.
Исследуя типы привязанности взрослых людей, мы выявили, что надежный тип привязанности имеют 27% испытуемых. Этот показатель является низким и свидетельствует о том, что менее чем 1/3 часть наших испытуемых в детстве имела надежные и теплые взаимоотношения со значимыми близкими, способствующие созданию доверительных отношений во взрослой жизни, открытости, способности к эмоциональной близости. 28% испытуемых имеют тревожный тип привязанности, что характеризует их как людей, имеющих заниженную самооценку и неуверенность в себе. В связи с чем у этих людей формируется зависимость от партнера, ревность, тревога по поводу нестабильности отношений. Такие люди постоянно нуждаются в подтверждении своих чувств от партнера. 9% имеют избегающе-отвергающий тип привязанности, характеризующий их как независимых самодостаточных людей, имеющих позитивный внутренний образ, но негативный образ других людей. В отношениях они показывают отчужденность, стараются скрыть свои чувства. 6% респондентов имеют тревожно-избегающий тип привязанности, характеризующий их как людей, глубоко травмированных в отношениях, а также, возможно, пострадавших от насилия. Люди с тревожно-избегающим типом привязанности имеют негативный внутренний образ, в связи с чем они стремятся к близости. В то же время, они имеют негативный образ других людей, не доверяют им, боятся быть отвергнутыми ими. Им сложно быть открытыми и показывать свои чувства, не испытывая при этом страха близости.
А также в нашей выборке была выделена еще одна группа, которую мы назвали группой «смешанного типа». В неё вошли 30% респондентов. Оценивая опыт своих отношений, респонденты данной группы отличились неопределенностью, поэтому их невозможно отнести ни к одной вышеперечисленной группе. Люди данного типа привязанности имеют свои личностные особенности, отличающиеся от особенностей людей, имеющих другие типы привязанности. О них речь пойдет ниже в психологических портретах.
Анализируя результаты опросника Бренана и Фрейли «Опыт близких отношений», стоит обратить внимание на тревожность испытуемых: 33% имеют высокий уровень тревожности, что характеризует их, как эмоционально незрелых, зависимых, напряженных людей, обладающих высоким уровнем сензитивности и эмпатии. У 29% опрошенных наблюдается средний уровень тревожности в отношениях, и у 38% опрошенных уровень тревожности низкий, что может свидетельствовать о заторможенности реакций при необходимости, излишней доверчивости.
Результаты индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, показывают, что умеренная выраженная акцентуаций присуща небольшому количеству испытуемых, в то время как преобладает неумеренная акцентуация личностных черт, что говорит свидетельствует о тенденции личностной дисгармонии среди испытуемых. Результаты исследования эмоционального интеллекта показали, что только 1/3 часть испытуемых обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, способна распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и контролировать их выраженность, остальные испытуемые имеют сложности в этих аспектах. Общие результаты теста на самоактуализацию говорят о том, что только 24% общего числа испытуемых имеют высокий уровень, у остальных испытуемых он средний и низкий.
Сравнительный анализ средних значений исследуемых параметров со стилем привязанности по методике «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли (Brennan, Fraly, 2000; адаптация Т.В.Казанцевой, 2011), мы выяснили, что самый высокий уровень тревожности у людей с тревожным типом привязанности и тревожно-избегающим типом привязанности, самый низкий показатель тревожности у людей со смешанным типом привязанности.
Далее мы провели сравнение средних с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и критерия F-Фишера и получили следующие результаты:
Люди с надежным типом привязанности обладают наиболее высоким уровнем эмоционального интеллекта, что характеризует их как людей, способных на высоком уровне понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Они способны быть чуткими к эмоциям других людей, а также к своим собственным эмоциям. Самый низкий уровень эмоционального интеллекта у людей с избегающе-отвергающим типом привязанности, что говорит о тенденции к неспособности понимать и управлять эмоциями. Люди со смешанным типом привязанности имеют средний уровень эмоционального интеллекта, имеющий схожее значение с уровнем эмоционального интеллекта у людей с тревожным типом привязанности.
Наиболее высокое среднее значение по уровню самоактуализации имеется у людей с надежным типом привязанности, что говорит о них как об открытых, личностях, раскрывших свой потенциал и вполне самореализовавшихся. Также люди с надежным типом привязанности обладают высоким уровнем аутосимпатии, что характеризует их как психологически здоровых, целостных, зрелых личностей.
Самый низкий уровень самоактуализации и аутосимпатии у людей с тревожно-избегающим типом привязанности, что говорит об их заниженной самооценке, тревожности, неуравновешенности, незрелости. Они имеют тенденцию к пассивности в проживании своей жизни, самореализация для них чужда. У людей, имеющих смешанный тип привязанности, уровень самореализации на среднем уровне, также как и показатель аутосимпатии. Но так же стоит заметить, что оба этих показателя у них выше, чем у людей с тремя ненадежными типами привязанности.
Проанализировав все вышеперечисленные значения применяемых методик, нам удалось составить психологические портреты людей с рызными типами привязанности.
Надежный тип привязанности
Люди с надежным типом привязанности обладают позитивным, адекватным Я-образом, что является основой психологического здоровья и целостности личности и говорит об их зрелости и свободе. Они имеют высокий уровень самоактуализации, что способствует проявлению их творческих способностей. Также они имеют достаточно высокий уровень агрессии, выражающийся в позитивном ключе спонтанностью и свободой в действиях, отсутствием предрассудков, стремлением к познанию чего-то нового, открытостью к новым впечатлениям. Люди с надежным типом привязанности имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, в том числе и внутриличностного. Это говорит о способности к пониманию своих эмоций и управлению ими, а также в контроле их выражения. Также они имеют высокую гибкость в общении, не нагружены социальными стереотипами, способны к самораскрытию в отношениях и открыты.
Тревожный тип привязанности
Люди с тревожным типом привязанности обладают низким уровнем самооценки, мнительны, боязливы. Из-за неуверенности в себе зависимы от более сильной личности. В отношениях ищут признания, подтверждения намерений, поэтому их настроение часто меняется.
Избегающе-отвергающий тип привязанности
Люди с избегающе-отвергающим типом привязанности имеют низкий уровень самооценки, замкнуты в себе. Они имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, не способны понимать свои эмоции, не способны их адекватно выражать, при этом имеют высокий уровень агрессии, что коррелирует с подавлением своих эмоций.
Тревожно-избегающий тип привязанности
Люди с данным типом привязанности имеют тенденцию к самым деструктивно выраженным личностным особенностям. Люди с данным типом привязанности склонны к невротичности, тревожности, неуверенности в себе. Они имеют плохой контакт с собой, ориентируются на чье-то мнение, а не на свое, не имеют чувствительности к себе, не способны понимать свои эмоции и управлять ими. Слабый уровень эмоционального интеллекта и самоактуализации, избегают новых эмоций и ощущений, не готовы к познанию чего-то нового, возможно, из-за того, что им страшно что-то менять. Так как имеют заниженную самооценку, нуждаются в признании, требуют доказательств чувств, в связи с этим часто демонстрируют изменения поведения. Очень зависимы от мнения окружающих, полагаются на более сильную личность, при этом обладают высоким уровнем агрессии, отталкивающим людей. Характеристики людей, имеющих данный тип привязанности, амбивалентны в своих значениях. С одной стороны, эти люди нуждаются в отношениях, ищут их, с другой стороны, их избегают.
Смешанный тип привязанности
Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).
Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.
В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.
Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.
Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.
Мы не панды: почему вкусы и пристрастия разных людей так отличаются
Нейробиолог Дэвид Линден оценил степень человеческого разнообразия, изучая анкеты на сайте знакомств. Там, как оказалось, люди особенно охотно описывают свои особенности — от цвета волос до пищевых и сексуальных предпочтений, от бытовых привычек до аллергии. «Почему люди разные» — это попытка описать в одной книге все грани нашей уникальности. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» Forbes Life публикует главу о разнообразии вкусовых ощущений
Самый приятный момент для родителей наступает, когда маленькие дети полностью забывают о вашем присутствии. Они считают заднее сиденье машины укромным уголком, в котором можно спокойно поболтать с друзьями, пока родители не слышат.
НАТАЛИ (8 лет): Какая у тебя любимая еда? У меня — маринованные огурцы! Обожаю маринованные огурцы!
ДЖЕЙКОБ (ее брат-близнец): Маринованные огурцы — страшная гадость, Натали. Лично я люблю сладкие гренки.
НАТАЛИ: Я тоже люблю гренки, но маринованные огурцы больше. Вкуснятина!
САРА (подруга Натали): Гренки — мерзость. Воняют тухлыми яйцами! Я люблю манго.
ДЖЕЙКОБ: Фу! Манго же склизкие!
НАТАЛИ: Ничего подобного. Дурак ты, Джейкоб.
ДЖЕЙКОБ: Нет, это ты дура, потому что любишь дурацкие соленые маринованные огурцы!
Как вы понимаете, этот спор можно вести бесконечно. Тут нет никакой моральной составляющей, людям просто нравятся разные блюда. И невозможно убедить кого-то изменить вкусовые предпочтения — ни аргументами, ни оскорблениями. Тем не менее разговор о еде на заднем сиденье может длиться добрых полчаса, всю дорогу из школы до дома, прерываясь только на вопли восторга или отвращения.
Много лет спустя, когда я оказался на сайте OkCupid в поисках пары, я с удивлением заметил, что, стараясь передать свою уникальность, почти каждая женщина на сайте потратила немало слов на описание любимой еды. Я понимаю, почему люди обращаются к теме еды, когда говорят о своей индивидуальности. У каждого человека есть набор пищевых предпочтений, и их легко сформулировать. Тем не менее помню, как я подумал: «Эй, Балтиморская милашка! Ты любишь острую пищу и слабое пиво, но терпеть не можешь майонез, горчицу и яйца всмятку. Ну хорошо. Только мне что с того? Неужели у нас ничего не выйдет, если тебе нравится сыр с плесенью, а мне чеддер?» И, как обычно, я сразу представил себе сайты знакомств для других существ:
ГИГАНТСКАЯПАНДА1982: Я люблю бамбуковые побеги. Вообще-то, я больше ничего и не ем. Только бамбуковые побеги.
СЫЧУАНЬСКАЯПАПАНДА: И я! Хочешь, пожуем бамбук и расслабимся?
Когда речь заходит о еде, люди — антиподы пандам. Гигантские панды занимают небольшую экологическую нишу — туманные леса юго-запада Китая — и едят только бамбук. Люди распространились по всему земному шару, от полярных регионов до тропиков, и поэтому наш вид развил способность питаться самыми разными растениями и животными. Мы полностью всеядны. Как вид, мы не можем быть слишком привередливыми, когда речь заходит о еде. Мы должны приспосабливаться к доступной пище путем обучения, что приводит к значительной индивидуальной изменчивости. Это главная причина, по которой пищевые предпочтения так важны для человеческой индивидуальности.
Подтверждение этому можно увидеть и в бытовом языке. Фраза «иметь хороший вкус» означает иметь определенные склонности и предпочтения, в том числе в совершенно несъедобных областях: в музыке, книгах — словом, в том, что вас определяет. Вкус стал означать индивидуальные предпочтения в целом, а не только связанные с едой. И это не особенность английского языка. Например, испанский глагол gustar, «нравиться», происходит от латинского gustare, «пробовать на вкус», как и английские слова gustatory (вкусовой) и gusto (с аппетитом или энтузиазмом).
Чтобы понять, как пищевые предпочтения людей стали настолько разнообразными, необходимо изучить нейробиологическую основу вкусовых ощущений. В повседневной речи, когда мы говорим, что нечто «вкусное», мы имеем в виду не только пять основных вкусов, определяемых рецепторами языка (сладкий, соленый, кислый, горький и умами), но и единое ощущение вкуса, которое объединяет во рту запах, вкус и осязание. Когда мы говорим «вкус», мы имеем в виду именно это (В английском и некоторых других языках для этого понятия существует специальное слово flavour, объединяющее вкус и запах. — Прим. пер) . Чтобы избежать путаницы, я буду использовать слово «вкус» в узком смысле пяти основных вкусов, а слово «аромат»— имея в виду совокупный результат соединения всех ощущений, которые возникают, когда мы кладем в рот еду.
Материал по теме
Большинство людей, которые обращаются к врачу с жалобами на потерю чувства вкуса (это может произойти в результате травмы головы, побочных эффектов лекарств, инфекции или по нескольким другим причинам), на самом деле потеряли обоняние. Если капнуть им на язык соленую, кислую или сладкую жидкость, они ощутят вкус как обычно, доказав тем самым, что чувство вкуса не утрачено. Это удивительно: вы же никогда не пойдете к врачу с жалобой на потерю слуха, если на самом деле ослепли. Вы никогда не сообщили бы, что не чувствуете ног, когда на самом деле оглохли, просто перепутали одно чувство с другим. Тот факт, что отсутствие обоняния часто воспринимается как отсутствие вкуса, подчеркивает, насколько эти чувства сочетаются в нашем опыте.
Конечно, это очевидно, но все равно следует об этом сказать. К тому моменту, как вы что-то пробуете на вкус, вы уже, наверное, понюхали это и решили положить в рот. Рецепторы вкуса на вашем языке помогут принять дальнейшее решение: проглотить или выплюнуть? В некоторых случаях это решение — вопрос жизни и смерти. Неудивительно, что принимать такие решения требуется почти всем животным, и вкусовые рецепторы возникли на ранних этапах эволюции, вероятно около 500 млн лет назад. Современная морская анемона похожа на самых ранних животных, обладавших нейронами. У нее нет настоящего рта и мозга, но она способна распознать горечь, попавшую в ее простую и замкнутую пищеварительную систему, а затем с помощью рудиментарной нервной системы послать команду сократить соответствующие мышцы и отторгнуть эту субстанцию. В некотором смысле ее поведение показывает эволюционную древность присущего всем культурам выражения лица, обозначающего отвращение, которое включает движение языка, выталкивающее изо рта нежелательную пищу.
Чувствительные к вкусу клетки человека собраны примерно в 10000 вкусовых луковиц, сгруппированных в видимые бугорки, называемые сосочками, которые рассеяны по языку.
На сегодняшний день биологи выявили у человека 25 сенсоров горького вкуса, два сенсора сладкого, один сенсор соленого, один кислого и два сенсора умами .
Вкусовые рецепторы также находятся в мягком небе и в части глотки, но в этих мягких тканях они не собраны в сосочки. Каждая луковица имеет форму корзины, состоящей из 50–100 клеток с крошечной порой в верхней части, и каждая отдельная клетка отвечает за один из пяти основных вкусовых рецепторов . Таким образом, не существует отдельных вкусовых луковиц, скажем, для кислого или горького, каждая из них обладает отдельными детекторами для каждого из пяти основных вкусов. Важно, что электрические сигналы, вырабатываемые при активации отдельных клеток пищей или напитками, передаются в мозг по отдельности. Сенсоры на поверхности клеток, которые связываются со вкусом молекул, — это белки, и поэтому их экспрессия направляется генами. На сегодняшний день биологи выявили у человека 25 сенсоров горького вкуса, два сенсора сладкого, один сенсор соленого, один кислого и два сенсора умами .
Каждый из этих сенсоров выполняет определенную работу по оценке пищи и принимает решение, проглотить ее или выплюнуть. Большая часть химических веществ с горьким вкусом производится растениями, и многие из них, такие как кофеин в кофейных зернах или изотиоцианаты в брокколи — это токсины, защищающие растения от бактериальных или грибковых инфекций или от хищников, в основном насекомых. В некотором смысле, пробуя горькие растения, мы подслушиваем разговор, который не имеет к нам отношения. Мы лишь сторонние наблюдатели в продолжающейся химической войне между растениями и насекомыми.
У большинства животных горький вкус указывает либо на растительные токсины, либо на бактериальную инфекцию и вызывает отторжение.
Другой источник горьких химических соединений — это бактерии. Поэтому для большинства животных горький вкус указывает либо на растительные токсины, либо на бактериальную инфекцию и вызывает отторжение. Это врожденный признак. Младенец выплевывает горькую пищу с самого рождения. Ему не требуется никакого обучения. Кислый вкус также в основном отвергается. Немного кислого может понравиться, но сильный кислый вкус, как правило, указывает либо на ферментацию, как в кислом молоке, либо на трудноперевариваемые продукты вроде недозревших фруктов. Как и в случае с горьким вкусом, у детей врожденное отвращение к кислому.
Сладкий вкус — полная противоположность. Уже при рождении мы находим его приятным. Если на резиновую соску положить сахар, ребенок будет сосать ее дольше и сильнее, чем соску, смоченную обычной водой. Сладкий вкус имеют как натуральные сахара, так и, в меньшей степени, сахара, выделяющиеся во рту при разложении углеводов ферментами слюны. На протяжении эволюции у человека появилась адаптивная привычка получать удовольствие от сладкой и богатой углеводами калорийной пищи, в том числе от грудного молока. Неудивительно, что сладкий вкус доставляет такое удовольствие.
Вкус умами также присутствует в грудном молоке — в той же степени, как и в говяжьем бульоне, — именно поэтому, вероятно, мы рождаемся с пристрастием к вкусу умами
Умами — это главным образом аромат аминокислоты глутамата. Им обладают многие блюда с «мясным» вкусом, включая говяжий бульон, рыбу, грибы, пармезан и помидоры, а также многие ферментированные продукты, например соевый и рыбный соус или мисо. Вкус умами также присутствует в грудном молоке — в той же степени, как и в говяжьем бульоне, — именно поэтому, вероятно, мы рождаемся с пристрастием к вкусу умами.
С соленым вкусом дело обстоит сложнее. Мы с рождения считаем соленую пищу вкусной, но только до определенной степени. Как малышам, так и взрослым нравится соленое, но при очень высоких концентрациях ощущения становятся неприятными. В этом есть биологический смысл: нам нужно поддерживать концентрацию натрия в организме в достаточно узком диапазоне. Недостаточное количество пищевой соли или ее избыток могут вызвать проблемы в различных системах организма, в том числе в нервной системе. Задача оптимального потребления соли, по-видимому, частично решена благодаря наличию двух типов клеток вкусовых рецепторов. Одни активируются при низкой концентрации соли и связаны с областями мозга, вызывающими удовольствие, а другие активируются при высоких концентрациях и связаны с участками, вызывающими отвращение. Уже обнаружен сенсор для низких концентраций соли, называемый ENaC, но сенсор для высоких концентраций пока не найден .
Возникает вопрос: почему у человека есть по меньшей мере 25 сенсоров для горького вкуса, но только один для кислого? Как будто природа пытается сказать нам что-то этими цифрами. Причина в том, что за кислый вкус отвечает одно простое химическое вещество, H+, также известное как свободный протон. Лимон отличается от уксуса на вкус из-за дополнительных химических веществ, большинство из которых обнаруживается по запаху, но кислы они благодаря свободным протонам (молекулы, которые переносят свободные протоны, называются кислотами). Поскольку клетки кислого вкуса должны обнаруживать свободные протоны и ничего больше, для этого не нужны разные типы сенсоров. Аналогичным образом соленый вкус дают ионы натрия, вкус умами — глутамат (и несколько структурно подобных молекул, например аспартат), а сладкий вкус — небольшое число молекул сахаров (фруктоза, глюкоза, сахароза и т. д.), имеющих похожую химическую структуру. Таким образом, сладкий, соленый и вкус умами также могут хорошо распознаваться одним или двумя рецепторами.
Материал по теме
Горьким же вкусом могут обладать тысячи различных химических веществ, не имеющих между собой ничего общего. В результате один сенсор горького вкуса, названный T2R38, хорошо обнаруживает горькие химические продукты жизнедеятельности некоторых бактерий, а также глюкозинолаты, содержащиеся в овощах семейства крестоцветных — брокколи и брюссельской капусте. Другой сенсор горького, T2R1, распознает химические вещества, называемые «изогумулоны», которые придают горький вкус шишкам хмеля, к радости любителей эля (включая Балтиморскую милашку). Некоторые сенсоры горького вкуса реагируют на широкий спектр химических веществ, некоторые — на конкретное соединение. Но общий принцип ясен: человеку нужно много рецепторов горького вкуса, чтобы распознавать большой и химически разнообразный диапазон горьких веществ, которых следует избегать.
Когда определенный вкусовой сенсор больше не требуется в жизни вида из-за изменения рациона питания, кодирующий его ген может накапливать мутации; в конечном счете некоторые из этих мутаций полностью разрушают ген, так что функциональный белок не вырабатывается. Такие поврежденные гены называют псевдогенами. Некоторые плотоядные животные, например домашние кошки, львы, тигры, летучие мыши и шпорцевые лягушки, не чувствуют сладкий вкус: соответствующий ген T1R2 стал псевдогеном, полным мутаций. На другом конце диетической шкалы находятся некоторые травоядные вроде гигантских панд, которые не встречаются со вкусом умами в строгой бамбуковой диете и поэтому потеряли способность чувствовать этот вкус. И T1R1, сенсор умами, превратился у панды в псевдоген, торчащий в геноме, как ржавая машина без колес.
Пожалуй, самый странный случай утраты вкусовых ощущений встречается у китов и дельфинов, которые произошли около 50 млн лет назад из растительноядного сухопутного предка и превратились в плотоядных водных млекопитающих. Эти морские млекопитающие потеряли способность чувствовать не только сладкий вкус, но и кислый, горький и умами.
На первый взгляд, это удивительно, поскольку китам и дельфинам могут понадобиться сенсоры и датчики горького вкуса и умами, чтобы избежать токсинов и оценить вкус мяса. Одна из гипотез, объясняющих такой ограниченный вкусовой репертуар, состоит в том, что, раз дельфины и киты проглатывают добычу целиком, им не нужно принимать решение, какая пища попадает в организм, а какую следует выплюнуть. Когда вся еда сразу проваливается внутрь, нет необходимости оценивать ее вкус, чтобы сделать выбор. Любопытно, что не все морские млекопитающие потеряли сенсоры вкуса. Растительноядные ламантины сохранили функциональные рецепторы сладкого и горького вкуса, и это подтверждает гипотезу о том, что сохранение основных вкусовых ощущений у разных видов определяется питанием.
Чем Юг Америки отличается от Севера
Здоровье
Люди в разных регионах США имеют заметно различающиеся психологические характеристики. 18 ноября 2019 г. места имеют разные личности? Например, люди в Лос-Анджелесе заметно отличаются по темпераменту от жителей Огасты, штат Джорджия? Если да, то что это означает для обоих мест? Рентфроу решил проверить эти вопросы на явлении, которое в последнее время захватило всю Америку: подъеме Дональда Трампа.
Вместе со своими соавторами Рентфроу проанализировал ряд опросов, проведенных с 2003 по 2015 год в 2082 округах США — примерно двух третях всех округов страны. В ходе опросов 3 миллионам человек было задано 44 вопроса об их привычках и наклонностях. Рентфроу и его соавторы сосредоточились на невротизме, склонности чувствовать депрессию или тревогу и более остро реагировать на стресс. Нейротизм — одна из черт «большой пятерки», которую психологи часто используют для измерения личности. Авторы исследования сравнили уровень невротизма в каждом округе с тем, голосовали ли эти округа позже за Трампа на выборах 2016 года и голосовали ли они исторически за республиканцев.
Оказалось, что невротизм действительно коррелировал с поддержкой Трампа. Это было верно даже при контроле расового состава населения, уровня образования, доходов и политических взглядов. Фактически, невротизм был тесно связан с отрывом, с которым Трамп превзошел кандидата от республиканцев 2012 года Митта Ромни. Исследование также выявило ту же закономерность, что и при голосовании за Brexit: чем больше невротизма в той или иной области Соединенного Королевства, тем больше вероятность того, что люди поддержат выход страны из Европейского Союза.
Основываясь на этой корреляции, Рентфроу и его соавторы предполагают, что невротизм — это сила, привлекающая людей к популистским кандидатам и идеям. Авторы утверждают, что чем больше людей в определенном регионе склонны беспокоиться, тем больше политиков могут использовать эти опасения и заручиться поддержкой своих популистских идей. Трамп, например, разжег страх избирателей по поводу иммигрантов, террористов и других незваных гостей. Авторы пишут, что невротизм особенно способствовал сдвигу в сторону поддержки Трампа в Пенсильвании, Висконсине и Огайо — штатах, которые считались решающими для победы Трампа в 2016 году.
Это исследование и другие работы Рентфроу и многих его коллег подкрепили научное обоснование распространенного предположения о том, что люди в разных частях Соединенных Штатов действуют по-разному. Стереотипов уже много: жители Нью-Йорка всегда спешат; Калифорнийцы очень хладнокровны; Миннесотцы необычайно милы. Хотя такого рода характеристики применимы не ко всем людям в данной местности, Рентфроу и его коллеги количественно определили некоторые личностные различия, присущие .0024 существуют среди штатов. Эти усилия могут в конечном итоге помочь американцам немного лучше понять самих себя.
Рентфроу признает, что его подход может быть спорным. Людям редко нравится слышать обобщения о своем родном городе, особенно если обобщение состоит в том, что это необычайно невротическое место. И, конечно же, помимо личных качеств, на поведение при голосовании влияет множество факторов. «Психология — это попытка понять внутреннюю работу человеческого разума, — сказал он мне. «Здесь я пытался сделать эти широкие обобщения не только об отдельных людях, но и о людях в зависимости от того, где они жили».
Рентфроу совершил прорыв в 2013 году, когда он и другие опубликовали исследование, в котором предполагалось, что в США есть три «психологических региона». Первый, на Среднем Западе и в некоторых частях Юго-Востока, является «дружественным и традиционным». У него высокий уровень экстраверсии, покладистости и добросовестности — еще три черты личности из большой пятерки. «Характеристики этого психологического региона предполагают место, где важны традиционные ценности, семья и статус-кво», — пишут авторы. (Согласно его исследованию, жители юга Соединенных Штатов также более смелые.)
Рентфроу и др., Личностные процессы и индивидуальные различияВо втором регионе, который состоит из Западного побережья, Скалистых гор и юго-запада, тем временем американцы склонны к «расслаблению и творчеству», пишут авторы. Люди в этих областях очень открыты — еще один важный показатель личности, отмеченный тенденцией к любознательности, разнообразию и воображению, — но по большинству других качеств они занимают сравнительно низкие позиции. «В целом качества этого региона отражают место, где ценятся открытость, терпимость, индивидуализм и счастье», — отмечают авторы.
Rentfrow et al., Личностные процессы и индивидуальные различияНаконец, есть «темпераментный и раскованный» регион, который состоит из северо-востока и, в некоторой степени, Техаса. Эти состояния обладают более высоким нейротизмом, чем другие, и умеренно высокой открытостью. «Эта конкретная конфигурация черт описывает тип человека замкнутого, отчужденного, импульсивного, раздражительного и любознательного», — писал он. На что мы на Восточном побережье говорим: Ты говоришь со мной?
Rentfrow et al., Личностные процессы и индивидуальные различияЛичность может слипаться таким образом по нескольким причинам. Пояс невротизма, например, мог образоваться из-за того, что многие города Восточного побережья, как правило, старые и многолюдные, а жизнь в такой среде может вызывать тревогу — это может подтвердить любой, кто ездил в переполненном вагоне метро в час пик. Нейротизм также оказался выше в районах, где доминировала — и с тех пор покинула — угольная промышленность, что позволяет предположить, что экономические проблемы могут испортить настроение. А по сравнению с солнечным западным побережьем, на холодном болотистом востоке «погода в целом может быть не такой хорошей», — сказал мне Рентфроу.
Конечно, в исследовании Рентфроу о выборах 2016 года невротизм был связан с поддержкой Трампа, тогда как якобы невротический Северо-Восток был одним из немногих регионов, где кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон победила в штатах. Но на уровне округов Трамп по-прежнему доминировал во многих местах на северо-востоке, и невротизм может объяснить, почему он был более популярен в этих районах, чем Ромни.
Между тем открытость наиболее высока в крупных космополитических городах. Таким образом, штаты с высоким уровнем открытости, как правило, имеют большие города. Есть также некоторые свидетельства того, что приятность — доброта и теплота — сосредоточены в южной части Соединенных Штатов и северной части Великих равнин. Возможно, это потому, что люди там не так много переезжают, сказал Рентфроу, и, таким образом, налаживают более прочные отношения со своими соседями.
Частично этот процесс представляет собой петлю обратной связи с окружающей средой: люди в районах с высоким уровнем преступности могут стать осторожными и скептичными, потому что, если они слишком доверчивы, они рискуют стать жертвами. Другим механизмом является избирательная миграция, или тенденция людей переезжать в районы, которые могут удовлетворить их потребности или интересы. Любители живой музыки, например, могут стекаться в Остин или Нэшвилл.
Наконец, есть так называемое экологическое влияние, или качества окружающего нас мира природы. Жизнь рядом с пляжем может повлиять на то, сколько времени вы проводите на свежем воздухе, насколько вы цените внешний вид и какие у вас хобби — все факторы, которые затем могут сформировать вашу личность. В одном из исследований Рентфроу люди в Китае и США, которые выросли в районах с температурой, близкой к 72 градусам по Фаренгейту, оказались более приятными, сознательными и эмоционально стабильными.
Жизнь в определенном состоянии не полностью изменит чью-то личность и даже не обязательно окажет значительное влияние. Индивидуальные личности отчасти предопределены генетически: если у вас двое очень общительных родителей, в вас, вероятно, будет хотя бы немного экстраверта. Но ваше окружение может подтолкнуть вашу личность в определенном направлении.
«Ваша генетика определяет ваш диапазон», — говорит Сэм Гослинг, психолог из Техасского университета, который работал с Рентфроу во многих исследованиях. По 10-балльной шкале ваша биология может поставить вам от двух до пяти баллов по открытости, но ваше окружение и другие обстоятельства будут определять, ближе ли вы к двум или к пяти. «Даже если у вас генетически низкий уровень открытости, но вы живете в Нью-Йорке, вы столкнетесь с огромным разнообразием идей, разных людей, еды, искусства и культуры», — говорит Гослинг. «Вы будете ближе к вершине своего биологического диапазона».
Несмотря на то, сколько исследований было проведено Рентфроу и другими, все же есть некоторые причины быть осторожными в этом исследовании. Во-первых, импульс к психоанализу больших групп людей имеет темную историю. После Второй мировой войны некоторые психологи предположили, что у фашистов была особая личность, которая позволила им совершить зверства Холокоста. Некоторые даже предлагали уже развенчанные идеи о том, как жесткое воспитание или скрытый гомосексуальность могут привести к нацизму. Сегодня исследования, подобные Рентфроу, проводятся с большей эмпирической осторожностью и с пониманием того, что даже если в каком-то месте живет много невротиков, это не означает, что у каждого жителя есть рецепт на Лексапро. Средние есть средние, но все люди разные.
Кроме того, люди формируются и формируются окружающей средой. Невозможно узнать, заставляет ли Калифорния людей расслабляться, например, или расслабленные люди переезжают в Калифорнию — и на самом деле, вероятно, это и то, и другое понемногу. «Мы не можем случайным образом распределять людей между Алабамой и Миннесотой, — сказал мне Сигехиро Оиси, психолог из Колумбийского университета.
Тем не менее, если эти результаты подтвердятся, они имеют важные последствия для политики и политики. Например, они могли бы помочь политикам лучше адаптировать ресурсы и программы для стимулирования экономического роста или пропаганды здорового питания. В одном из исследований, проведенном Рентфроу и исследователями из Калифорнийского университета в Дэвисе, низкая добросовестность — тенденция быть менее ответственным и менее самоконтролируемым — предсказывала ухудшение здоровья и более активное употребление психоактивных веществ. Рентфроу и другие также обнаружили, что области с низким уровнем невротизма и высоким уровнем открытости, экстраверсии и добросовестности, как правило, имеют более устойчивую экономику.
На более фундаментальном уровне понимание психологии мест помогает нам понять, о чем мы говорим, когда говорим о региональных различиях. Почему в некоторых районах такие высокие показатели ожирения или сердечных заболеваний? Почему одни штаты лучше переносят рецессии, чем другие? Почему одни города становятся оживленными центрами пива и девичников, а другие увядают и вымирают? «Все эти вещи, по сути, являются следствием того, что люди делают что-то, а не что-то еще», — говорит Гослинг. А то, что делают люди, в свою очередь, частично зависит от их личности.
12 характеристик людей-новаторов
Инновации по своей сути предполагают неопределенность, творческий подход и особое мышление, которое не все люди имеют или готовы принять. Что отличает инновационных людей от других?
Эта статья основана на исследовании Лотты Хасси.
«Экспериментальным инновациям присущи неудачи и неожиданные результаты. Наше исследование показывает, что позитивная адаптация к невзгодам и непобедимость перед трудностями являются одними из ключевых характеристик инновационных людей », — заявляют авторы.
1. Непрерывное размышление
Участники с инновационным поведением переняли непрерывное размышление, то есть они были открыты для обсуждения своей первой идеи и направления проекта. Благодаря постоянным размышлениям участники смогли заметить новые фрагменты информации, которые были потенциально важны для проекта, например, радар, бесконечно сканирующий окружающую среду.
2. Самостоятельное исследование
Когда участники были сильно привязаны к какой-либо идее, они менее склонны отказываться от нее и пробовать что-то другое. Те, кто был более склонен к инновациям , смогли отложить фиксацию на идее и оставаться открытыми для изучения различных возможных направлений, прежде чем остановиться на одном варианте.
Участники, более склонные к инновациям, смогли отложить фиксацию на идее
3. Итерации между абстрактным и конкретным мышлением
В экспериментах сотрудникам было трудно перейти от абстрактных понятий к конкретным деталям — большинство людей были сильны в основном в том или ином способе мышления. Однако те, кто мог свободно перемещаться между концептуальным и практическим мышлением, сохраняя связь между ними, были более подготовлены к выявлению неопределенностей в идее и разработке хорошей экспериментальной установки.
4. Ориентация на действие
Еще одним стимулом для новаторских личностей была их ориентированное на действие поведение . Эта черта личности позволила им перейти от интеллектуальной работы к практическим идеям, которые оказались основополагающими при создании прототипа и проведении эксперимента.
Целеустремленные люди подтолкнули свои команды к переходу от планирования установки эксперимента к созданию прототипов и раннему проведению экспериментов.
5. Ориентация на возможности
В то время как некоторые участники видели только тупики, участники, ориентированные на возможности, смогли увидеть возможности в различных ситуациях и поделились со своими командами несколькими возможными маршрутами проекта — это сыграло ключевую роль в продвижении команды к экспериментам. Этот тип мышления способствовал инновационному поведению даже тогда, когда появлялись неожиданные возможности.
Люди, которые позитивно адаптируются к невзгодам, более склонны к инновационному поведению
6. Психическая устойчивость
Исследование показывает, что люди, которые позитивно адаптируются к невзгодам и не позволяют трудностям победить их, также более склонны к новаторскому поведению.
Психическая устойчивость позволяет людям воспринимать новую информацию в виде отрицательной обратной связи, принимать ее конструктивно и продолжать действовать. Это также означает возможность отказаться от идеи, если она окажется неудачной, и продолжить поиск других решений.
7. Интеллектуальное смирение
Полевые данные показали, что интеллектуальное смирение также лежит в основе инноваций. Более склонные к инновациям люди обладали скромным складом ума перед лицом новой информации и были открыты для обучения, признавая пределы своих собственных знаний.
Интеллектуальное смирение также позволяет открыто делиться обескураживающими отзывами, что может открыть новые возможности для разработки альтернативных решений.
8. Смелость
При проведении экспериментов люди должны были представить свои незавершенные идеи для ранней оценки пользователями или другими заинтересованными сторонами и получить мгновенную обратную связь.
Эти ситуации требовали от участников проявления мужества и выхода из зоны комфорта , поскольку они не знали, какой будет реакция. Единственный способ выяснить это — поставить себя в уязвимое положение, столкнувшись с риском отказа и неудачи.
9. Чувствительность к неопределенностям
В исследовании большинство людей испытывали трудности с чувствительностью к неопределенностям . Участникам требовалась постоянная помощь наставников, чтобы замечать неопределенности, прежде чем переходить к разработке экспериментов.
Люди, более склонные к инновациям, были открыты для обучения, признавая пределы своих знаний
Соблазн сразу перейти к реализации идеи был велик и личности не смогли выявить неточностей. При поддержке тьюторов были обнаружены различные неопределенности, и следующий эксперимент привел к изменению решения.
10. Планирование ценных экспериментов
При разработке экспериментальной установки участники изо всех сил пытались разработать ценные эксперименты , то есть сделать их небольшими, быстрыми и сфокусированными. На занятиях с репетиторами участников учили развивать способность определять наименьшее и самое быстрое действие, которое приведет к необходимому обучению и продвижению вперед.
11. Извлечение знаний
Полевые данные показали, что участники испытывали трудности с извлечением знаний из проведенных экспериментов. Для поощрения инновационного поведения люди должны обратите внимание на неожиданную информацию или события, значимые комментарии и на то, как обратную связь можно использовать для улучшения первоначальной идеи.
12. Внедрение обучения и адаптации идей
Лица , более склонные к инновациям , имели возможность извлекать значимые знания из эксперимента и применять эти знания обратно в проекте, чтобы адаптировать идею и заставить ее развиваться осмысленным образом.