эффект ореола — это… Что такое эффект ореола?
- эффект ореола
- — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и многих других явлений социальной перцепции (см. перцепция социальная), лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- эффект ореола
— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:
1) в форме позитивной оценочной пристрастности — «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;
2) в форме негативной оценочной пристрастности — «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
В основе эффекта ореола (как и многих других явлений перцепции социальной) лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных при ее недостатке.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- эффект недавности
- эффект первичности
Смотреть что такое «эффект ореола» в других словарях:
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — восприятие поступков и личностных качеств человека на основе общего оценочного впечатления о нем (в условиях дефицита информации). При формировании первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной… … Профессиональное образование. Словарь
ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к… … Педагогический словарь
Эффект ореола — – влияние одной конкретной необычной черты кого то или общего впечатления от него на суждение о нем в целом, на окончательное суждение (положительное или отрицательное). Ср. Эмоциональная предубежденность. Ср. одни имеют о С. Есенине хорошее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психологический лексикон
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении. Термины юридической психологии … Юридическая психология: словарь терминов
Эффект ореола (halo effect) — Э. о. тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по видимому, такая оцениваемая черта оказывает… … Психологическая энциклопедия
ореола эффект — см. эффект ореола. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком (см. перцепция социальная) по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информ … Большая психологическая энциклопедия
Ореола эффект — – влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Первоначальное благоприятное впечатление о человеке способствует тому, что не замечаются или переоцениваются положительно отрицательные его качества и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Розенцвейг Ф.. То, что мы думаем о бизнесе в немалой степени подвержено влиянию иллюзий — логических ошибок и ложных суждений, искажающих наши представления об истинных причинах результатов деятельности… Подробнее Купить за 551 руб
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Фил Розенцвейг. Розенцвейг утверждает, что наиболее популярные идеи в бизнесе не что иное, как успокоительные банальности, обещающие обеспокоенным менеджерам быстрый успех. Эти «бизнес иллюзии» :… Подробнее Купить за 422 руб
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Фил Розенцвейг. Классика бизнес-литературы в аудиоформате! Отчего одни компании процветают, а другие нет? Фил Розенцвейг утверждает, что наиболее популярные идеи в бизнесе не имеют никакого отношения к… Подробнее Купить за 349 руб аудиокнига
psychology.academic.ru
Что такое эффект ореола
Почему человек склонен вешать ярлыки на окружающих людей? Этому явлению есть научное объяснение — эффект ореола. Благоприятная почва для появления данного эффекта возникает тогда, когда вы узнали человека поверхностно либо до знакомства знали о его репутации в обществе — положительной или негативной.
Эффект ореола — это особая склонность, имеющаяся практически у каждого человека, оценивать поведение других людей на основании первоначального впечатления.Чтобы понять данное явление, приведем пример. Недавно у вас появился новый коллега, который в скором времени эффективно решил какую-либо вашу проблему. Более того, в общении он оказался дружелюбным и приятным человеком. Вы решаете, что это «хороший человек», на которого можно положиться в трудную минуту. Но через некоторое время вы узнаете, что он устроил драку в приличном общественном заведении. Первая мысль, которая у вас возникнет, будет примерно такой: «Не может быть! Это сплетни, я его знал, это замечательный человек!». Таким образом, создается положительный эффект ореола. Пример можно привести не один.
Эффект ореола бывает и отрицательным, и положительным. Он появляется в отношении знакомых, публичных лиц, политиков, звезд эстрады, а также в отношении известных брендов. Допустим, если однажды вам понравился продукт какой-либо компании, то в дальнейшем вы можете начать считать и другие ее товары хорошими. Хотя, возможно, это не совсем так. В результате вы верите повешенному ярлыку, так как времени разбираться в этом просто нет.
С потрясающим успехом эффект ореола используют мошенники. Можно привести пример из классической литературы. В комедии Гоголя «Ревизор» чиновники познакомились с Хлестаковым, с самого начала думая, что он ревизор. Чрезмерная уверенность в этом долгое время закрывала им глаза на то, что Хлестаков совсем не разбирается в своей профессии, не выполняет свои обязанности, да и на ревизора ничем не похож.
В каких условиях возникает эффект ореола?
1. Нехватка времени. У вас нет достаточного количества времени, чтобы хорошо познакомиться с человеком, внимательно проанализировать его поведение и составить мнение о нем, как о личности.
2. Чрезмерное количество информации тоже может стать причиной возникновения данного эффекта. Вы перегружены информацией о разных людях настолько, что у вас нет возможности детально проанализировать поведение каждого человека.
3. Стереотип восприятия, который развился на основе мнения общества о какой-либо группе людей, к которой принадлежит данный человек. Примером могут быть разные субкультуры: человек, исповедующий панк-культуру и пришедший на собеседование в своей привычной одежде, вполне возможно будет отрицательно воспринят отделом кадров.
4. Неординарность личности. Иногда самая яркая черта того или иного человека бросается в глаза обществу и отодвигает на задний план его другие качества. Психологи в ходе своих исследований сделали вывод, что такой чертой в большинстве случаев является внешность человека.Эффект ореола можно наблюдать в поведении абсолютно всех людей, так как он является результатом врожденного субъективизма.
fb.ru
«Эффект ореола» — это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления
Эффект ореола — это научное объяснение того, почему мы склонны навешивать на окружающих ярлыки, и затем не желаем с этими ярлыками расставаться. В условиях, когда вы узнали человека поверхностно, только с одной стороны, либо были до знакомства ознакомлены с его репутацией, создаётся благоприятная почва для того, чтобы эффект ореола проявился во всей красе. Рассмотрим на примере.
Новый коллега на работе вызвался вам помочь и очень эффективно решил вашу проблему. К тому же был мил и дружелюбен. «Хороший человек, просто замечательный» — решаете вы и больше этим коллегой особо не интересуетесь. А затем узнаёте, что он побил свою жену. «Не может быть! Он хороший человек, просто замечательный, это всё пустые сплетни.» — думаете вы. Но когда выясняется, что всё так и есть, и ваш коллега склонен к бытовому насилию, вы думаете что-то вроде: «Эх, такой был хороший человек, жизнь, видимо, довела или жена плохая или, может, у него депрессия». Тот ярлык, который вы на него повесили изначально, не даёт вам открыть глаза на истину: единственное, в чём ваш коллега хорош — это в своей работе, а в остальном он совершенно асоциальный тип, причём был таким и в момент вашего знакомства.
Эффект ореола может быть как положительным так и отрицательным. Он может проявляться не только в отношении ваших личных знакомых, но и в отношении публичных лиц, звёзд, политиков, а также популярных брендов. Если вам однажды понравился определённый продукт какой-то компании, то нередко вы выдаёте «кредит доверия» этой фирме и считаете, что все их товары высочайшего качества, логотип приятный, а рекламная кампания интеллектуальная и ненавязчивая. Хотя возможно, всё совсем не так, но нет ни времени, ни желания разбираться во всём этом, и вы с удовольствием следуете повешенному вами ярлыку.
Эффектом ореола с успехом пользуются мошенники. Пример из классики: чиновники в комедии Гоголя «Ревизор» изначально познакомились с Хлестаковым как с ревизором. Уверенность в том, что перед ними именно член ревизионной комиссии, долгое время позволяла им закрывать глаза на то, что Хлестаков не разбирается в своей работе, не занимается ей, и вообще, на ревизора никак не похож.
Эффект ореола возникает в условиях:
— дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;
— перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
— незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
— стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
— яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.
Разумеется, эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма.
www.factroom.ru
Эффект ореола в психологии :: SYL.ru
Эффектом ореола называют неосознаваемое приписывание человеку тех или иных качеств характера на основе первого впечатления или на почве имеющихся представлений о его деятельности. Специалисты в области души давно отмечают, что люди воспринимают других более чем необъективно. Окружающие склонны иногда что-то додумывать, фантазировать и представлять себе то, чего в действительности может и не быть. Различные психологические исследования это подтверждают. Зачастую мы готовы приписывать человеку те или иные черты характера и поступки, о которых можем только догадываться. Почему так происходит и чем объяснить данное явление?
Эффект ореола в психологии – это феномен, который мы можем наблюдать ежедневно во взаимодействии с большим количеством людей. Суть его заключается в следующем: если личность производит на общество положительное впечатление в самом начале, то впоследствии к ней будет хорошее отношение со стороны коллектива, даже если она и позволит себе не совсем правильные поступки, противоречащие общественному мнению.
Иногда человек сразу вызывает к себе антипатию, даже не успев ничем провиниться. В чем заключается суть? Чаще всего здесь сталкиваются такие факторы, как субъективное личное восприятие и защитная реакция. Новичков часто встречают недоброжелательно именно по той причине, что они еще не успели показать себя с лучшей стороны.
Эффект ореола. Розенцвейг
Автор уникальной теории, которая приковывает к себе внимание и объясняет феномен нашего восприятия степени успешности людей. Ученый Фил Розенцвейг исследовал вопрос успешности любого предприятия и затронул тему успеха как такового. Данная тема приковывает к себе внимание психологов, политиков, социологов и просто людей, которые задумали развитие собственного индивидуального бизнеса. Очень многие ошибочно полагают, что успех – это результат везения или счастливого стечения обстоятельств.
Розенцвейг развенчивает это заблуждение и показывает, что удача – это пристанище упорных и талантливых личностей. Но даже при таком ответственном подходе любой успех может смениться временным поражением, и это нормально. Розенцвейг показывает на конкретных примерах, от чего реально зависит преуспевание и развитие любого предприятия или индивидуального начинания. Положительное впечатление, которое производит руководитель компании, часто обусловлено эффектом ореола. Людям непосвященным кажется, что он никогда не совершает никаких ошибок, все у него получается легко и свободно, без видимых усилий.
Первое впечатление
Не зря считается, что оно самое сильное. В действительности это так и есть. Эффект ореола проявляется в бессознательном стремлении приписать человеку определенные черты характера, оценить его по тем или иным параметрам. Мы устроены таким образом, что практически не можем относиться к новой личности равнодушно. Окружающим всегда требуется сначала узнать человека во всех подробностях, а потом причислить к конкретной категории. В результате может возникнуть и тесная дружба, и ярко выраженная неприязнь. Главное, что вначале новенький подвергается своеобразным «проверкам» и излишне пристальному вниманию.
Родительская любовь
Считается, что она самая крепкая и сильная из кровных привязанностей. Любовь матери и отца к своему чаду нельзя измерить ничем на свете. Эффект ореола находит место в детско-родительских отношениях. Не секрет, что матери и отцу их ребенок всегда кажется самым лучшим. Именно родители, как никто другой, способны видеть его таким, какой он есть на самом деле, и при этом не испытывать осуждения по поводу каких-то им совершенных поступков. Мать вообще готова простить своему отпрыску все, что угодно, и забыть о проступках.
Дело в том, что женщина вынашивает младенца не только в животе, но сердцем. Ежедневно на протяжении всей беременности и после рождения она думает о нем с любовью. Ее мысли распространяются в его энергетическом поле и начинают «работать» на малыша. Именно по этой причине он всегда чувствует себя защищенным. Любовь матери оберегает его от всех невзгод, это чувство свято, его ничто не может поколебать. Эффект ореола срабатывает здесь как священный маяк, который никогда не гаснет.
Взаимоотношения внутри пары
Когда молодые люди начинают встречаться, они всегда опираются на первое впечатление, произведенное друг на друга. Если оно было положительным, то и взаимодействие приносит радость. Люди зачастую не понимают того, что партнер не идеален, а такой же человек, как и они сами. Иначе не выдвигались бы непонятные требования к будущему супругу, не строились бы столь грандиозные планы на совместное будущее. Даже влюбленная пара всегда оценивает друг друга. Молодые люди не любят просто так, они хотят видеть в спутнике идеальные черты характера и готовы придумать себе их, если партнер не соответствует этому.
Ожидания обеих сторон во многих случаях оказываются неоправданными именно потому, что возникают требования, выстроенные на основе собственных индивидуальных наблюдений. Скажем, если девушка вкусно готовит, и парень это оценил, то у последнего возникает мнение, что подруга может так изысканно варить постоянно и уже ждет от нее определенных действий. Если его ожидания оказываются неоправданными, могут возникнуть обиды или даже разрыв отношений. Со стороны может показаться, что это весьма корыстно, и люди в действительности любят друг друга не за что-то конкретное, а потому, что им удалось обрести свою вторую половинку. Отчасти это является правдой, однако нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что каждый из нас так или иначе стремится к удовлетворению своих потребностей. Эффект ореола налицо, когда речь идет о влюбленных людях.
Отношение к ученику в школе
Представление о той или иной личности складывается, как правило, в процессе взаимодействия с ней. И вовсе не обязательно, чтобы общение было долгим. В учебных заведениях, где учатся дети, преподаватели вольно или бессознательно формируют свое отношение к ним. Мало кому нравятся шумные ученики, которые мешают вести урок, всячески способствуют распространению беспорядка. Вот и получается, что эффект ореола распространяется и на отношение к детям. Учитель тоже может незаслуженно обидеть или уязвить слабого ученика, исходя только из своих субъективных представлений.
Эффекты межличностного восприятия, эффект ореола в частности, подчинены личности самого человека. Именно от характера зависит то, как он будет относиться к окружающим, какие отношения у него получится выстроить в результате.
Ситуация экзамена
Проверка знаний – это всегда стресс. Причем не так важно, сколько в действительности умеет человек, какой информацией располагает. Иногда на экзаменах теряются самые способные ученики, а дети, которые учатся средне или слабо, каким-то образом умудряются получать неплохие баллы за свои устные выступления. Бывает и иначе, когда сильным ученикам, успевшим закрепить свою репутацию, верят на слово, еще до того, как они произнесут необходимую речь. Эффект ореола, пример которого можно найти в том, как преподаватели оценивают ответы учащихся, свидетельствует о том, что учителя – тоже люди. И оценивают чаще не знания, а личность учащихся. По этой причине оценки не могут быть в полной степени достоверными и объективными.
Оценка окружающих
Хотим мы того или нет, но общество всегда стремится оценивать наши действия. Причем часто люди сравнивают свои поступки с чужими, а некоторые еще и весьма охотно сплетничают и осуждают других. Оценка социума часто зависит от того, какое впечатление изначально человек произвел. Если это личность, которую считают порядочной, то в глазах общества у нее есть все шансы реабилитироваться, причем весьма успешно.
Эффекты восприятия, эффект ореола оказывают существенное влияние на формирование субъективного ощущения человека в социуме. Вряд ли можно чувствовать себя уютно и комфортно, если за спиной постоянно слышатся осуждающие разговоры и упреки. От оценки окружающих часто зависит и степень притязания личности, то, насколько успешным он позволяет себе быть.
Отношение к самому себе
Самооценка формируется под влиянием общества. Все мы живем в социуме и вынуждены каждодневно взаимодействовать с большим количеством людей. При этом не каждый человек может быть приятным, не все обладают завидным терпением, выдержкой, внимательно относятся к нашим потребностям.
Отношение к самому себе складывается из субъективного ощущения значимости и нужности этому обществу, в котором личность находится. Замечено, что если ребенка постоянно ругать, критиковать, то он не будет стремиться к новым знаниям, а в лучшем случае замкнется в себе. Когда нас обвиняют в чем – либо, мы не желаем предпринимать активных действий для того, чтобы двигаться вперед. Все дело в том, что такой человек внутреннее разочаровывается сам в себе и уже не хочет делать никаких попыток, что так настойчиво требует от него общество.
Вместо заключения
Эффект ореола в психологии — это фактор, занимающий особенное место. Данный феномен затрагивает сферу личности, направлен на изучение самовосприятия и оценивания окружающих людей.
www.syl.ru
что это такое и как им пользоваться?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Эффект ореола – это искаженное восприятие другого человека на основе сформированных стереотипов или в связи с личностными характеристиками. Искаженное – потому что не всегда мнение о ком-то совпадает с его реальным образом. Это когда, допустим, послушный тихий мальчишка, который учится на одни пятёрки, берёт и разбивает в классе окно. Учителя могут до последнего отрицать его вину. Ведь как может такой хороший ребёнок взять и что-то сделать не правильно?
История возникновения
Изначально ещё в 1920-х годах об этом явлении заговорил Эдвард Торндайк. Он провёл интересный эксперимент, попросив двух командиров охарактеризовать и оценить свой взвод. Начать необходимо было с физических данных, таких, как телосложение, тембр голоса, выносливость и активность. После чего переходить к интеллектуальным возможностям. А также указать, насколько каждый из них способен находить общий язык и сотрудничать с остальными. Вести за собой, поддерживать, нести ответственность за принятые решения и ошибки.
Результаты подтвердили догадки Торндайка о том, как искажается наше восприятие в такие моменты. Оказалось, что у солдат, получивших высокие оценки за физические данные, остальные оценки тоже были достаточно высокими. Тот, кто внешне выглядел слабым, в глазах командира не выделялся и другими способностями. По остальным характеристикам он также не дотягивал до нормы.
После, уже в 1970-х годах Роберт Чалдини заявил о том, что подсознательно нам нравятся более симпатичные люди, да настолько, что мы наделяем их несуществующими положительными качествами. А вот менее симпатичных личностей отвергаем полностью, приписывая им и замечая в основном негативное. Тех же, кого природа обделила внешне слишком явно, вообще можем считать исчадиями ада.
Сила этого феномена настолько велика, что мы, находясь в компании некрасивого человека, рискуем значительно подпортить себе репутацию. Так как вполне привлекательные женщины и мужчины в компании лиц с заурядной внешностью воспринимаются окружающими менее интересными и манящими. Единственное исключение – мужчина рядом с красоткой повышает свою значимость, в то время как непривлекательная девушка рядом с красавцем становится ещё невзрачней.
Условия возникновения
Чаще всего, эффект ореола проявляется в таких условиях:
- Дефицит времени. Не всегда есть возможность близко познакомиться с кем-то, узнать, как он ведёт себя в различных ситуациях и прочее. Отчего недостаток информации искажает реальность нашего восприятия. Следовательно, нам приходится опираться на тот минимум, который удаётся ухватить.
- Отсутствие интереса. Или сам человек не вызвал желания узнать его лучше, или в силу различных обстоятельств возникло состояние, когда фиксация внимания сконцентрирована на собственных переживаниях и мыслях. В итоге – сумбурное, неопределённое представление о собеседнике.
- Информационная перегруженность. Ежедневно мы контактируем с большим количеством людей. Поэтому порой просто не хватает ресурсов, чтобы подумать о каждом из них для объективной оценки.
- Стереотипы. В обществе существует немало стереотипов, на которые мы реагируем и которыми пользуемся в моменты, когда нет желания лично исследовать и тестировать реальность.
- Особенность внешности или характера. Она может забирать всё внимание на себя, делая не значимыми остальные характеристики. Например, беседуя с победительницей конкурса красоты и любуясь ею, достаточно сложно сохранять ясность ума и замечать её настоящую, с недостатками и несовершенствами.
Рекомендации
Можно обвинить командиров из эксперимента Торндайка в необъективности и вообще всех, кто формирует мнение о другом человеке, не особо хорошо его узнавая. Но если подумать, каждый из нас постоянно попадает в эту ловушку. Например, высокий, крупный мужчина с накачанными мышцами воспроизводит впечатление выносливого и сильного человека. Способного наверняка защитить любого, кто слабее его. А также выдержать массу неурядиц и проблем, не сломившись духом.
Именно так порой могут размышлять женщины, выбирая себе партнёра. И упорно не замечать, что он на самом деле пытается при каждом удобном случае избежать ответственности, работы и постоянно сомневается в себе. После чего испытать разочарование, что он оказался не таким распрекрасным, каким выглядел поначалу. А это разочарование грозит привести к недоверию мужчинам вообще, или ещё хуже – к депрессии.
Эффект ореола способен принести массу проблем, как тому, кого неверно оценивают, так и тому, кто оценивает. Самый простой пример: не узнав хорошо человека, можно оттолкнуть его и лишиться верного друга или спутника. Довериться кому-то, кто на первый взгляд показался интересным и безопасным, а на самом деле оказаться преданным и обманутым.
Рекомендации, которые помогут избежать возникновения этого феномена:
Целостность
Расширяйте границы восприятия, то есть не формируйте мнение о человеке, опираясь лишь на несколько характеристик его личности или поступков. Однобокость суждений повергает нас в ловушку. Например, ваш коллега может быть и злым и добрым. В зависимости от ситуации, его настроения и прочее, он будет вести себя по-разному. Каждый из нас многогранен, просто какие-то черты характера более ярко выражены. Но это не значит, что полярные им, то есть полностью противоположные, отсутствуют. Другими словами, даже самый милый человек на свете в какой-то ситуации проявляет себя жестоким и чёрствым.
В психологии есть такое понятие, как перверзный нарцисс. Это личность, которая манипулирует другими с целью разрушения. Так вот, на первый взгляд она может показаться достаточно обаятельной и харизматичной, иначе как ещё заманить жертву? Первое мнение о них обычно позитивное, кажется, что удалось встретить самого интересного человека в мире, который угадывает желания и понимает, как не понимал ещё никто другой. А потом, когда партнёр привязывается к нему, становится зависимым, он открывает своё истинное лицо. И начинаются мучения и душевные пытки.
Поэтому удерживайтесь от поверхностных суждений. Присматривайтесь и неустанно познавайте другого человека. Все мы постоянно меняемся. И однобоко судить даже о своём партнёре, думая, что вы его знаете как никто другой – большая ошибка.
Тестирование реальности
Суть этой рекомендации в том, чтобы постоянно соотносить какую-либо информацию с реальностью. К примеру, многие студенты используют эффект ореола себе на благо. Поступая на первый курс, они прилежно учатся и ведут себя тихо на парах. Знаете почему? Потому что бытует мнение, что как себя зарекомендуешь изначально, так и будут преподаватели относиться на протяжении всего времени, пока не получишь диплом.
И действительно, тем, кто в дальнейшем начинает прогуливать пары, не вовремя сдаёт работы – делают поблажки, «закрывая глаза» на многие нюансы. Преподаватель знает возможности студента, знает, на что он был способен. И до последнего может стремиться «вытягивать» его. Теряя объективность.
Осторожность
Хочется напомнить о том, что следует быть внимательными с малознакомыми людьми. Так как они в общении могут казаться очень приятными, но никто не знает, с какой целью они стремятся понравиться. Я не призываю подозревать всех и вся, нет. Просто будьте аккуратными, не теряйте бдительность. Многие мошенники как раз делают ставку на эффект ореола.
Да что тут говорить, если в 1941 году Джон Монахан провёл исследование, по результатам которого было выяснено, что жюри присяжных затрудняется принять решение, если перед судом оказывается харизматичная, симпатичная личность. Тяжесть преступлений обесценивается, находятся оправдания проступков и прочее. То есть, мы способны «закрыть глаза» на недопустимое поведение, будучи очароваными внешностью собеседника. От того рискуем и ставим под угрозу собственную безопасность.
Рекомендация
Ну и как обычно, мы рекомендуем посмотреть различные курсы по саморазвитию. Сегодня я рекомендую вам посмотреть вебинар Константина Довлатова, о том как начать жить максимальной жизнью.
Завершение
В сфере торговли довольно часто проявляется этот феномен. Покупатели, оценив один продукт какого-то бренда, приобретают и остальные его товары, считая, что их качество и прочие характеристики также на высоте. Этим как раз успешно пользуются маркетологи. Повлиять на сознание клиентов, вызвав доверие, также может задействованная в рекламе продукции знаменитость. Обязательно с хорошей репутацией. В таком случае прибыль компании гарантирована. Если хотите больше узнать про влияние брендов на нашу жизнь, ознакомьтесь с эффектом Веблена.
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Развивайтесь, познавайте себя и не теряйте бдительности!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
qvilon.ru
Эффект ореола — это… Что такое Эффект ореола?
- Эффект ореола
- – влияние одной конкретной необычной черты кого-то или общего впечатления от него на суждение о нем в целом, на окончательное суждение (положительное или отрицательное). Ср. Эмоциональная предубежденность. Ср. одни имеют о С. Есенине хорошее мнение в целом, исходя из увлеченности его стихами и рассматривают его алкоголизм как несущественную мелочь, меркнущую перед большим талантом; другие, наоборот, его алкоголизм и антиобщественное поведение ставят во главу угла, и его поэзия меркнет для них.
См. Ореола эффект.
* * *
– распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочный пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону, и наоборот. В основе Э. о., как и многих др. явлений социальной перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор. «Положительный ореол» в восприятии человека способствует предупреждению конфликтов с ним, т. к. возможный ущерб, наносимый его конфликтогенным поведением, недооценивается. «Отрицательный ореол» по причине переоценки ущерба может приводить к возникновению конфликтов. «Отрицательный ореол» российской власти в глазах общества часто приводит к более негативной оценке экономических и политических решений, чем они того заслуживают.
* * *эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- эффект обожженных пальцев
- Эффект первичности
Смотреть что такое «Эффект ореола» в других словарях:
эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Большая психологическая энциклопедия
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — восприятие поступков и личностных качеств человека на основе общего оценочного впечатления о нем (в условиях дефицита информации). При формировании первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной… … Профессиональное образование. Словарь
ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к… … Педагогический словарь
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психологический лексикон
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении. Термины юридической психологии … Юридическая психология: словарь терминов
Эффект ореола (halo effect) — Э. о. тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по видимому, такая оцениваемая черта оказывает… … Психологическая энциклопедия
ореола эффект — см. эффект ореола. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком (см. перцепция социальная) по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информ … Большая психологическая энциклопедия
Ореола эффект — – влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Первоначальное благоприятное впечатление о человеке способствует тому, что не замечаются или переоцениваются положительно отрицательные его качества и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Розенцвейг Ф.. То, что мы думаем о бизнесе в немалой степени подвержено влиянию иллюзий — логических ошибок и ложных суждений, искажающих наши представления об истинных причинах результатов деятельности… Подробнее Купить за 551 руб
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Фил Розенцвейг. Розенцвейг утверждает, что наиболее популярные идеи в бизнесе не что иное, как успокоительные банальности, обещающие обеспокоенным менеджерам быстрый успех. Эти «бизнес иллюзии» :… Подробнее Купить за 422 руб
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Фил Розенцвейг. Классика бизнес-литературы в аудиоформате! Отчего одни компании процветают, а другие нет? Фил Розенцвейг утверждает, что наиболее популярные идеи в бизнесе не имеют никакого отношения к… Подробнее Купить за 349 руб аудиокнига
psychology_pedagogy.academic.ru
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — это… Что такое ЭФФЕКТ ОРЕОЛА?
- ЭФФЕКТ ОРЕОЛА
- восприятие поступков и личностных качеств человека на основе общего оценочного впечатления о нем (в условиях дефицита информации). При формировании первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятное, то в дальнейшем все его поведение, черты характера и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
- ЭФФЕКТ «МЫ» И «ОНИ»
- ЭГОЦЕНТРИЗМ
Смотреть что такое «ЭФФЕКТ ОРЕОЛА» в других словарях:
эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Большая психологическая энциклопедия
ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к… … Педагогический словарь
Эффект ореола — – влияние одной конкретной необычной черты кого то или общего впечатления от него на суждение о нем в целом, на окончательное суждение (положительное или отрицательное). Ср. Эмоциональная предубежденность. Ср. одни имеют о С. Есенине хорошее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психологический лексикон
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении. Термины юридической психологии … Юридическая психология: словарь терминов
Эффект ореола (halo effect) — Э. о. тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по видимому, такая оцениваемая черта оказывает… … Психологическая энциклопедия
ореола эффект — см. эффект ореола. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком (см. перцепция социальная) по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информ … Большая психологическая энциклопедия
Ореола эффект — – влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Первоначальное благоприятное впечатление о человеке способствует тому, что не замечаются или переоцениваются положительно отрицательные его качества и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Розенцвейг Ф.. То, что мы думаем о бизнесе в немалой степени подвержено влиянию иллюзий — логических ошибок и ложных суждений, искажающих наши представления об истинных причинах результатов деятельности… Подробнее Купить за 551 руб
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Фил Розенцвейг. Розенцвейг утверждает, что наиболее популярные идеи в бизнесе не что иное, как успокоительные банальности, обещающие обеспокоенным менеджерам быстрый успех. Эти «бизнес иллюзии» :… Подробнее Купить за 422 руб
- Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение, Фил Розенцвейг. Классика бизнес-литературы в аудиоформате! Отчего одни компании процветают, а другие нет? Фил Розенцвейг утверждает, что наиболее популярные идеи в бизнесе не имеют никакого отношения к… Подробнее Купить за 349 руб аудиокнига
professional_education.academic.ru