Что такое эго идентичность: Эго-идентичность — Психологос

Эго-идентичность — Психологос

​​​​​​​ ​​​​​​

Фильм «О чем говорят мужчины»

Фильм «Троя»

Фильм «Спирит: Душа прерий»

Фильм «Король Лев»

«Эго-идентичность» — центральное понятие концепции Эрика Эриксона.

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Эго-идентичность — не сознавание, а чувство-ощущение «Я развиваюсь, но я— тот же самый». Как разговор о чувствах, поиски эго-идентичности скорее относятся к женскому подходу и женской психотерапии.

Откуда это взялось?

Когда к психоаналитику Эрику Эриксону приходили пациенты с жалобами на «потерю себя», с вопросами «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбилась ли я с пути?», ему нужно было эти вопросы интерпретировать с точки зрения психоанализа, перевести на язык психоанализа. Первичные влечения (Ид, «Оно») — это не ответ на вопрос пациентов «Кто я?» Внушения и требования общества (ты сын, ты ученик, ты адвокат) — понятно тем более «Не я», тем более для психоаналитика. Самое близкое — это понятие «Эго».

Согласно теории Фрейда, Эго — это один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго. Эго создает защитные механизмы и обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эриксон предположил, что Эго может формировать представление человека о самом себе, отвечать на вопрос «Кто я?», и назвал это эго-идентичностью.

Содержание понятия

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый».

То, кем я вижу и считаю себя здесь и сейчас, в данной ситуации или на данном отрезке жизненного пути — это личностная идентичность. Если просто что-то «знаю» о себе — это скорее личностная идентичность. Если я «чувствую, кто я и где я нахожусь», это скорее эго-идентичность. Если я могу интегрировать свои разные личностные и социальные роли плюс ощущаю непрывность себя и своего развития, это эго-идентичность.

Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.

Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими».

Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. При кризисе эго-идентичности исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль.

Самый острый и типовой кризис идентичности — это пора юности.

Я взрослый или еще ребенок? Я тот, который крутой — или который ботаник? Я математику люблю или только увлекаюсь? Я верующий или это смешно? Я патриот или ну его? Я любитель пепси-колы или осознанное существо?

Необходимое условие для формирования эго-идентичности — определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии и политики.

Размышления

По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,

«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тож­дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени­ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».

Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.

Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.

«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я – честная и любящая…»

Эго-идентичность без психоанализа

Я понимаю, что у юноши (девушки) могут быть самые разные вгляды на себя, на людей и на общество. В юности этих взглядов может быть сильно много, они могут быть не согласованы, противоречить друг другу, а при малой их осознанности нередко превращаться в полный туман и путаницу. В результате поведения и чувства человека могут быть неустойчивы, непоследовательны, противоречить друг другу и вызывать недоумение у окружающих. Это — понятно.

Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении «кто я», в своих личностных и социальных ролях на сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение «Я иду туда, все будет ОК). Так?

Те, кто порядок у себя в голове не навели (пока или вообще у них это не получается) — начинают маяться. Собственно, они бы не маялись, потому что им самим определенность нужна так же, как облакам или речкам — то есть вовсе не нужна. Но в обществе без определенности не проживешь, с такими бесформенными никто дела иметь не хочет, им так или иначе говорят: «Друзья, определяйтесь, вы с кем и против кого. Чему будете учиться, куда собираетесь идти работать?» А когда есть неудобные требования, люди на всякий случай начинают переживать: «вы знаете. у меня личностный кризис». И им психотерапевты подсказывают: «Да, да, у вас кризис эго-идентичности. Пожалуйте на психотерапевтические сессии». Задача последующей психотерапевтической работы — подсказать человеку, как ему определиться, но подсказать скрыто: сделав вид, что это не подсказка психотерапевта, а что человек сам открыл это в глубине своей души.

И он открывает, что в юности это — верность своему выбору, попозже — любовь и близкие отношения, далее работа и забота, и к завершению жизненного пути — мудрость. Вот такие добрые и разумные подсказки психотерапевта, которые человек найдет в себе сам под его чутким руководством.

Личностная и эго-идентичность

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

6. Теория эго-идентичности э. Эриксона. Этапы развития идентичности.

Ученик Фрейда. Для развития личности очень важен социум. Автор психоисторического метода:

  • применение психоанализа к истории;

  • для понимания личности необходимо разобрать общество, в котором живёт данный человек (конкретные культурные условия).

Групповая идентичность — формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).

Эго идентичность — создание у субъекта чувства устойчивости и непрерывности “ я”. Идентичность позволяет ощущать себя целостным, устойчивым, несмотря на окружающие изменения. Формирование эго идентичности проходит ряд стадий.

Понимание возраста иное, чем у Фрейда. Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни.

Жизнь — имеет восемь периодов. По Эриксону для каждой стадии характерны задачи, которые выдвигаются обществом, которые определяют этапы развития, зависящие от достигнутого уровня психологического развития и от общества, в котором живёт индивид. Существуют две линии развития: нормальная; аномальная. Жизнь — это борьба между двумя этими линиями. Переход от одной эгоидентичности к другой Э. Эриксон связывал с понятием “

кризиса” — это не конфликт, это не катастрофа, это поворотный пункт развития, это выбор между прогрессом и регрессом. Период усиливающейся уязвимости и возрастающего потенциала.

Кризис — это период с одной стороны наибольшей уязвимости, с другой стороны наибольшего потенциала.

Человеческое существование зависит от трёх процессов (структур), которые дополняют друг друга.

  • Соматические (телесные, биологические связанные с ростом, созреванием).

  • Психические (эгосинтез) — связаны с опытом индивида.

  • Культурные (этос) — нормы взаимоотношений людей.

ВОЗРАСТ

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

I. Раннее младенчество (0 — 1 г.)

Базальное доверие:

взаимная любовь, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других потребностей.

Базальное недоверие:

плохое обращение матери с ребёнком, пренебрежение, лишение любви, резкое отлучение от груди, эмоциональная изоляция.

II. Позднее младенчество (1 — 3 г.

)

Самостоятельность (автономия):

уверенность в себе, ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей.

Сомнения в себе:

гипертрофированное чувство стыда, сомнения в своих способностях, не признанность, недостаточное развитие элементарных навыков, желание скрыть ущербность от людей.

III. Раннее детство (3 — 5 л.)

Активность (инициатива):

активное изучение внешнего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое общение.

Пассивность (вина):

вялость, отсутствие инициативы, зависимость от других людей, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого общения.

IV. Среднее детство (5 — 11 л.)

Трудолюбие, прилежание:

выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка и решение реальных задач, ориентация на будущее.

Чувство собственной неполноценности:

слаборазвитые навыки, избежание сложных задач и ситуаций соревнования, ощущение обречённости на посредственное существование, ощущение затишья перед бурей, робкое поведение, комфортность.

V. Половая зрелость (11 — 20 л.)

Жизненное самоопределение:

развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым.

Путаница ролей:

смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение.

VI. Ранняя взрослость (20 — 40, 45 л.)

Близость к людям:

стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью.

Изоляция от людей:

избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств.

VII. Средняя взрослость (40 — 60 л.)

Творчество (генеративность):

позитивная творческая работа над собой и другими людьми, зрелая, полноценная разнообразная жизнь, удовлетворённость семейными отношениями, обучение и воспитание нового поколения.

Застой (стагнация):

эгоизм, непродуктивность в работе, часто ранняя инвалидность, забота лишь о себе, всепрощение себя.

VIII. Поздняя взрослость (60 и более)

Полнота жизни:

постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка, принятие прошлой жизни такой, какой она была, понимание и принятие неизбежной смерти.

Отчаяние:

ощущение того, что жизнь прожита зря, что время летит слишком быстро, прошлое оценивается негативно, потеря веры в себя и других людей, боязнь смерти.

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

Эго Идентичность | Encyclopedia.com

Слишком легко рассматривать пациента только как группу симптомов. Скорее, согласно Эрику Эриксону, главная проблема состоит в том, чтобы определить, идет ли речь о человеке, страдающем неврозом, или о том, что невроз «имеет» человека. Он настаивал на необходимости рассматривать страхи и тревоги как две совершенно разные вещи. опасения сосредоточены на реалистичных реакциях на опасности, в то время как последние, спровоцированные дисфункцией внутреннего контроля, усугубляют препятствия, не предоставляя средств для их преодоления.

Адаптивные реакции, соответствующие реальности, скорее всего, не будут приняты во внимание, если понимать эго, по существу, как совокупность защит от внутренних побуждений. Ключ, согласно Эриксону, состоит в том, чтобы искать в эго организационные способности, которые создают силу, необходимую для примирения разрывов и двусмысленностей.

Подобно Зигмунду Фрейду, Эриксон представлял бессознательное эго. Но, как и другие постфрейдисты, он подчеркивал, что эго выполняет объединяющую функцию и обеспечивает согласованное поведение и поведение. Эго выполняет не только негативную функцию — избегание беспокойства; он также играет положительную роль в обеспечении эффективного функционирования. Защиты эго не обязательно патогенны: одни адаптивны, а другие являются источником дезадаптации. Это правда, что тревога и чувство вины могут нарушить адаптацию. Кроме того, внешняя среда имеет свои недостатки. Но, пытаясь измерить силу эго, Эриксон не ограничивался прежней психоаналитической нормой и искал в личности только то, что отрицается или отсекается. Скорее, его интересовало измерение предела, который индивидуальное эго способно объединить.

Эго защищает неделимость человека, и все, что лежит в основе силы эго, усиливает его идентичность. Если Фрейд понимал идентичность как частично приобретенную, то это было связано с очень специфическими типами пациентов, которых он лечил.

Для Эриксона идентичность — это то, что поддерживает в индивидууме внутреннюю солидарность с идеалами и стремлениями социальных групп. У эго есть общая уравновешивающая функция: оно рассматривает вещи в перспективе и подготавливает их с учетом возможных действий. Сила эго, как ее понимал Эриксон, объясняет разницу между ощущением целостности и ощущением фрагментарности. В лучшем случае это позволяет человеку понять, что чувство единения с самим собой приходит через рост и развитие.

В дополнение к ощущению преемственности, согласно Эриксону, каждому человеку необходимо чувство новизны, получаемое только благодаря свободе действий, присущей уверенной идентичности. Под «свободой действий» он имел в виду сохранение в нашем опыте центральной роли, очевидного «я», которое само по себе позволяет нам делать полностью осознанный выбор.

В начале своей работы Эриксон называл эту идентичность «идентичностью эго» по модели «эго-идеала» Фрейда. Задача идентичности как подсистемы эго состоит в том, чтобы выбирать и интегрировать представления о себе, полученные в результате психосоциальных кризисов детства. Слишком часто в истории психоанализа имелась тенденция забывать, что на клиническом уровне Эго постулировалось как устойчивый агент отбора и интеграции, играющий центральную роль в здоровом функционировании личности. Этот внутренний «синтезатор», который безмолвно организует связный опыт и направляет действие, как раз и есть то, чего так часто не хватает современным пациентам. Напротив, пациенты самых ранних психоанализов по большей части страдали от запретов, которые мешали им быть тем, чем они были, или тем, кем они себя считали.

Пол Роазен

См. также: Эриксон, Эрик Хомбергер; Личность.

Эриксон, Эрик Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: WW Norton.

——. (1959). Идентичность и жизненный цикл . Нью-Йорк: Издательство международных университетов.

——. (1968). Идентичность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: WW Norton.

Розен, Пол. (1976). Эрик Х. Эриксон: Сила и пределы видения . Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон.

определение эго+идентичность по Медицинскому словарю

Эго+идентичность | определение эго + идентичность по Медицинскому словарю

Эго+идентичность | определение эго+идентичности по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:

эго личность

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Эго-дистоническая сексуальная ориентация
  • EIPQ
  • Эриксон
  • Кризис идентичности (психология)
  • эго
  • Bloodaxe (комиксы)
  • кризис идентичности
  • id
  • невозмутимость
  • эго личность
  • Юлия Кристева
  • альтер эго
  • ЭОМ-ЭИС
  • Я (духовность)
  • Я (психология)
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *