Православное воспитание в семье – основа личностного становления ребёнка
Мы, растя детей, не всегда задумываемся над тем, какими они вырастут. Так уж мы заняты. Но ведь у ребенка тоже должна быть насыщенная жизнь, и тем паче — духовная. Как ее организовать? Что поставить во главу угла? Послушаем советов мам, которые знают ответы на эти и многие другие вопросы…
Из разговора с трёхлетней дочерью:
— Мама, а ты знаешь, где мы были, когда нас с Ваней у тебя не было?
— Где?
— Да на небе у Боженьки! Ждали, когда ты нас оттуда заберёшь! А ты, что не знала?
Правду говорят: «Устами младенца глаголет истина». Сами дети подсказывают нам, как их растить, на чём должно основываться воспитание. Молодые мамы и папы в начале своего родительского пути задают один вопрос — как воспитывать ребёнка. Одна мудрая женщина сказала мне, молодой маме: «Учить надо хорошему, а плохому сам научится».
Как из маленького зёрнышка, попавшего в душу ребёнка, вырастить крепкое дерево с сильными корнями и мощной кроной, дерево, называемое духовной силой, верой, нравственностью, на почве которого формируется мировоззрение, система ценностей? Для нашей семьи определяющей стала вера наших дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек – православная.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели».
Проблема современного родительства – чрезмерная увлеченность созданием материальных благ для своих детей. В погоне за «самым лучшим и качественным» от нашего внимания ускользает самое важное – это становление наших детей, их преобразование. Повзрослевшие дети продолжают «гонку», начатую родителями. И такая бесконечная карусель…. Ускользает главное – определение цели в жизни и своего предназначения.
Святитель Тихон Задонский пишет, что цель жизни человека – «исполнять волю Божию и быть полезным для окружающих его людей и обществу в целом. В соответствии со святоотеческим учением схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит следующие определения цели жизни: постоянное совершенствование в добре, спасение, единение с Богом.
Восстановление в человеке образа Божия понимается как образование человека.
Поэтому целью православного воспитания мы называем нравственное совершенствование и вечное спасение, дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.Есть несколько требований, которые помогут достичь главных целей.
Воспитание должно быть полным. Нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?
Воспитание должно быть гармоничным. Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.
Воспитание должно быть сообразно с личными способностями воспитанника. Педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития детей, применяться к обстоятельствам места и времени.
Воспитание должно быть непрерывным и постоянным. Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, — постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».
Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом.
Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается.«Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия» — наставляет святитель Тихон Задонский.
Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер.
Воспитание должно быть постепенным и основательным. «Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая её, а помогая ей». Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются, как можно раньше сформировать ребёнка, как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно. Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в развитии, но и причиняет вред духу.
Воспитание должно быть строгим. По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а об обыкновенном (обычном) и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».
Главное требование к воспитанию – воспитание страха Божия.
При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить его грехами.
Страх Божий возбуждает в сердце ребёнка возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твёрдым и великодушным, «образует его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни.
Подспорье родителям в воспитании детей это соблюдение традиций. От того какие традиции в семье вы заведёте, будет зависеть наполнение воспитания, образования, семейного досуга.
Одна из традиций – это чтение детских книг с духовным содержанием, особое место занимает детская «Библия». Ребёнок ещё не умеет читать, но внимательно слушает, рассматривает иллюстрации, запоминает основные события и правила веры. ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Почитайте с детьми рассказы Бориса Ганаго, в которых описывается жизнь верующих детей и взрослых в современном мире, их нравственные поступки и укрепление веры в Бога. Совместное чтение литературы укрепляет детско-родительские отношения, создает доверительную атмосферу.
Все любят традиционные православные праздники. Только отмечать их надо нетрадиционно, по-правильному: соблюдать пост, накануне праздника исповедоваться, в праздник посетить праздничную службу, принять Таинство Святого Причастия. Предложите детям выучить стихи, песни – устройте маленький домашний концерт для самых близких. Помогите детям сделать поделку своими руками. Из малых дел вершится светлое будущее наших детей.
На праздник «Рождества Христова» в нашей семье принято славить Христа. Мы поздравляем наших друзей и родственников, исполняя вместе с детьми Рождественские колядки.
Отмечая православные праздники, важно объяснить детям, что у каждого праздника есть внешний атрибут и внутренний. Печево куличей, крашение яиц, запечённый гусь – это всё внешние атрибуты. Важно в преддверии праздника исповедоваться, на праздничной службе получить самый главный «подарок» для души — Таинство Святого Причастия. Уже традицией стало в праздник Светлой Пасхи (с благословения) подниматься на колокольню и звонить в колокола. Дети испытывают необыкновенную радость от такого «звонкого» общения.
Паломнический туризм – ещё одна из традиций в нашей семье, т.е. посещение святых мест с целью поклонения святыням и духовного просвещения. Семейные поездки по святым местам обогащают внутренний мир ребёнка, укрепляют любовь к Отечеству, пополняют багаж знаний по истории, расширяют кругозор, ориентируют его даже вдали от дома и родителей на посещение храмов и церквей.
Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, — научить детей жить по-христиански: «Юное сердце, как ко злу склонное, на всякое зло стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не воздерживается… Бог не взыщет от тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию».
azbyka.ru
Православное воспитание детей: 5 практических правил
Сегодня мы в Церкви прикладываем огромные усилия, чтобы удержать наших детей в православии. Во многих случаях они не проявляют к этому интереса. Можем ли мы как-то побудить своих детей с радостью исполнять заповеди и быть православными христианами? Я думаю, есть такой способ. Он требует целеустремленности и упорного труда.
Моя мама умерла, когда мне было восемь лет, а когда мне исполнилось десять, мой отец снова женился. Одним летним вечером, мне было около четырнадцати, я сидел на ступеньках у входа в наш дом и размышлял, как сильно мне не хватало мамы. Тем вечером я решил, что мое самое заветное желание иметь крепкий брак и семью. Я поставил это превыше образования, превыше успешной карьеры и превыше положения в обществе.
Мы с моей женой Мэрилин посвятили свои жизни Христу, когда учились в Университете Миннесоты. Однажды профессор колледжа Бетхель* в Сент-Поле, доктор Боб Смит читал лекцию на тему брака и семьи. Как-то в процессе выступления, он нарисовал такой образ, который неизгладимо отпечатался в моей памяти. Он сказал: «Однажды я буду стоять на судилище Христовом как отец и моя цель в том, чтобы рядом стояли моя жена и дети и говорили: «Господи, мы все здесь. Вот Мэри, вот Стив, вот Джонни, все на месте». В ту ночь я молился: «Господи, вот чего я хочу, когда я женюсь, и у меня будут дети, чтобы мы все вместе смогли войти в Твое Вечное Царствие»
За время обучения в колледже, в семинарии, и за сорок пять лет семейной жизни моя решимость иметь большую семью и привести ее с собой в Вечное Царствие ни разу не поколебалась. Мы с женой сохранили здоровый брак и всегда стремились быть благочестивыми родителями, а потом и дедушкой с бабушкой. Я хотел бы выделить пять вещей, которые мы с Мэрилин пытались исполнять и которые по Божией милости исполнялись нами успешнее всего на пути построения семьи во Христе и Его Церкви.
1. Отдавать приоритет своей семье.
Самое важное после Царствия Божия это наша семья. Мне кажется, если мы хотим взращивать Православные христианские семьи, наши супруги и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.
Для верующего человека наш путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. В этом отношении Священное Писание, Святые Отцы, Литургия говорят однозначно. По крайней мере, четырежды за воскресной Литургией мы поминаем Пресвятую и Преблагословенную Богородицу со всеми святыми, говоря: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором, а увлеченность нашей работой на третьем.
Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.
Читайте также — Папа и воспитание
В начале своей семейной жизни, я работал в «Campus Crusade for Christ»**. Потом я проработал три года в Университете Мемфиса, и затем одиннадцать лет в издательстве «Thomas Nelson Publishers» в Нэшвиле. И на каждом из этих этапов свирепствовала борьба за равновесие между работой и семьей. Мне бы хотелось свидетельствовать, что выиграть это борьбу легко, но это не так. Я не могу перечислить, сколько моих друзей и знакомых христиан остались без своих семей, потому что по их собственному признанию, карьера была у них на первом месте. Это были вечно отсутствующие дома мамы и папы, и их работа их поглотила.
На всех своих работах в течение долгих лет я ездил в поездки, когда я работал в Campus Crusade в 60х годах, в Thomas Nelson в 70х и 80х, и сегодня в Антиохийской Православной Митрополии. Почти половину своего времени я в разъездах. Когда авиалинии несколько лет назад стали предлагать бонусные перелеты для постоянных клиентов, я подумал: «Минуточку, это же выход. Я буду брать с собой детей».
Таким образом, за время работы в издательстве я стал иногда брать с собой в поездки кого-нибудь из детей. Во время поездки на восток США я взял с собой одну из дочерей, в Нью-Йорке мы взяли в аренду машину и поехали в сторону Хариссбурга в Пенсильванию. Мне кажется, мы никогда так не общались вдвоем, как во время этой поездки. В другой раз мне нужно было ехать всю ночь из Чикаго в Атланту, и я взял собой своего сына Грэга. Когда мы выехали за город, где не было городских огней, он заметил, что он никогда еще в своей жизни не видел звезды так ясно. В ту ночь мы с ним говорили о Божьем творении. Уже взрослыми, большинство их наших шестерых детей говорили: «Папа, одними из лучших мгновений нашей жизни были наши с тобой поездки».
Если вы очень заняты, найдите время это восполнить. Я назначал встречи со своими детьми. Если у вас нехватка времени, и при этом вы не выкраиваете время на детей, вы их потеряете. Если вам звонит кто-то, кому нужно с вами встретится, вы говорите: «Послушай, Джо, у меня встреча. Мы можем встретиться завтра». Вы решаете отдать предпочтение семье.
2. Расскажите детям о любви Божией
Во Второзаконии 4, Моисей говорит детям Израиля о важности исполнений Господних постановлений. А потом он обращается напрямую к родителям и прародителям. «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:9).
Возможно вы из тех родителей, которые пришли ко Христу в позднем возрасте и духовно не работали со своими детьми должным образом. Что ж, теперь у вас есть шанс попытаться с внуками. Эта возможность не означает, что вы станете родителем своим внукам. Но вы всегда можете рассказать внукам, что Господь сделал для вас, как сказал Моисей. Разговаривайте с ними. Если вы стали ближе ко Христу в более позднем возрасте, расскажите внукам об этом. Расскажите, какие вы вынесли уроки. Расскажите о реальных случаях, свидетельствующих о любви Бога и Его милости к вам.
Моисей продолжает пояснять важность таких разговоров, вспоминая, как Господь сказал ему: «Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дня жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10). Дети, которым преподали Слово Господне правильно, научат и своих детей.
Как мы учили своих детей? Прежде чем ответить, я бы хотел сказать, что в этом деле можно переусердствовать. Вы не можете вдолбить христианство в головы своей семье. Если вы будете фанатичны, у вас может возникнуть искушение оказывать на них давление, пока они не взбунтуются. Я встречал в семинарии нескольких человек, которые там оказались не по собственной воле или по Божьему призванию, а скорее, чтобы угодить родителям. И это страшно.
Самое важное, что мы пытались исполнять всей семьей, — ходить на воскресное богослужение. Даже несмотря на трудности подросткового периода, никогда не возникало вопроса, что мы будем делать в воскресенье утром. Я еще не был священником, когда старшие дети были в подростковом возрасте, но, несмотря на это, мы всей семьей в воскресное утро были в церкви. А если мы путешествовали, мы шли в храм, там, где мы оказывались.
Я знал, что если я дам поблажку своим собственным детям, они буду давать поблажки своим. Если вы будете делать уступки, они будут делать еще большие уступки. Поэтому данный вопрос никогда не вызывал сомнений. Слава Богу, все наши шестеро детей православные, с православными супругами и все наши 17 внуков православные. И каждое воскресное утро они в храме.
Сейчас у православных больше богослужений, чем у протестантов. Что же мы делали? Мы всегда были в субботу на всенощной, на воскресной литургии, и на основных праздничных богослужениях. Было ли это милосердным? Безусловно. Неужели я не отпустил бы их на школьный вечер или большой футбольный матч в субботу вечером? Конечно, это не так. Просто мы не хотели, чтобы они гуляли допоздна, так, что это могло им помешать участвовать утром в воскресном богослужении. В праздники, если у них должна была быть контрольная на следующий день, разве я заставлял их идти в церковь? Конечно нет. Я старался придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны были на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут была дисциплина, но было и милосердие.
Читайте также — Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок?
Тот же дух мы пытались сохранить на домашней молитве. Когда дети были маленькими, мы читали им каждый вечер истории из Библии. Мы молились все вместе. Мы делали так всегда, а когда они подросли, мы учили их по вечерам произносить свои собственные молитвы.
Становясь православными, мы изучали церковный календарь. Во времена Рождественского и Великого постов в журнале «Лексикон» появлялись библейские отрывки из Старого и Нового Завета. На протяжении Рождественского и Великого Постов мы читали эти отрывки каждый вечер за общим столом. Если я был в дороге, я просил кого-нибудь почитать. Таким образом, наша семья соблюдала духовный пост, который предписывается Церковью в продолжение этих двух периодов. Если я был дома, я читал и комментировал отрывки. Мы обсуждали, как отрывок можно было применить к нашей жизни, и как он соотносился с Рождественским и Великим Постом.
В остальное время года, я обычно благословлял пищу и затем зачастую разговор за ужином шел о Христе. Если у детей возникали вопросы, я открывал Писание вместе с ними. Таким образом, мы обнаружили, что ритм церковного года привносил душевное равновесие.
3. Любите своих супругов.
В-третьих, я не могу не придать этому значения, мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Психологи говорят, что для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.
Красивый отрывок из Послания к Ефесянам описывает такую любовь. Это тот отрывок, который читается в качестве Апостольского послания на православном венчании. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (ст. 25). Это означает, господа, что мы любим ее так, чтобы мы могли умереть за нее. Мы жертвуем собой друг ради друга. Это то, о чем свидетельствуют венцы на церемонии. Я люблю свою жену больше, чем я люблю свою жизнь. Венцы также свидетельствуют о царском достоинстве. В своем наставлении на венчании младшего сына я сказал: « Питер, обращайся с ней как с королевой! Кристина, относись к нему, как к королю». Такая расстановка прекрасно работает.
Еще мне кажется, мы никогда не перестаем ухаживать друг за другом. Мы с Мэрилин до сих пор ходим на свидания, а ведь мы уже женаты сорок пять лет! Иногда просто необходимо отдохнуть, сходить куда-то вместе, поговорить и выслушать друг друга и продолжать пребывать в любви. До свадьбы, я спросил одного своего друга, у которого были прекрасные отношения с женой. Я спросил его, в чем секрет. Он ответил: «Постарайся узнать, что ей нравится, и делай это». Мэрилин любит ходить по магазинам. В начале нашей совместной жизни мы ничего не могли себе позволить, поэтому ходили и смотрели на витрины, после того как магазины уже закрывались.
Сейчас, когда выдается свободный день, я спрашиваю ее: «Что бы тебе хотелось поделать, дорогая?»
Она обычно отвечает: «Пошли по магазинам».
Я надеваю спортивную куртку, и мы едем в центр, я держу ее за руку, пока мы изучаем витрины, и я покупаю что-нибудь в подарок внукам. Возрастайте в своей любви, и не переставайте ухаживать друг за другом.
4. Никогда не наказывайте в гневе
Бывают времена, когда дела идут неважно, даже очень плохо. Мне очень хотелось бы вам сказать, будто никому из наших шестерых детей никогда не доставалось на орехи. Или, что мама или папа были абсолютно непогрешимы. Я не знаю такой семьи, где такое бывает. Я бы сказал, что в сравнительном отношении, троих из наших детей было относительно легко воспитывать, а трое были более трудными. Если кто-то из них начинал упрямствовать в подростковом возрасте, я говорил Мэрилин: «Помнишь, какими мы были в этом возрасте? Они ничем не отличаются от нас». Я был трудным подростком, и частично это проявилось в наших детях.
Св. Иоанн Богослов сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 4). И наоборот. Нет большей сердечной боли, чем когда дети твои не ходят в истине. У нас было несколько больших неприятностей в семье. Были ночи, когда я и моя жена рыдали в подушку, пытаясь уснуть. Мы говорили: «Господи, есть ли свет в конце этого тоннеля?»
Будучи еще молодым родителем, я запомнил одну из строк Ветхого Завета из Книги Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Уверяю вас, это обетование от Бога истинно. Бывали времена, когда я сомневался, что наша семья будет стоять перед Господом в полном составе. Я благодарю Бога за раскаяние и прощение, исправление и Его милость.
Сразу за наставлением Св.Апостола Павла в отношении брака в Послании к Эфесянам, он продолжает поучение на тему отношений родителей и детей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6 Еф 1-3). Это еще одно достоверное обетование. Если ребенок слушается родителей, он проживет долгую жизнь. Поэтому мы учим их послушанию.
Полезно время от времени садиться со своими детьми и напоминать им, почему так важно слушаться родителей. Потому что, если дети не научаться подчиняться своим родителям, они не научатся подчиняться Господу. А последствия этому ужасны, и в этой, и в будущей жизни. Поэтому одна их причин, почему мы слушаемся своих пап и мам, это то, что таким образом мы исполняем Господни заповеди.
Следующая строка демонстрирует нам обратную сторону монеты: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6Эф4). Не помню, где я взял эту идею (а сам я редко их изобретаю), но когда мне приходилось делать замечания нашим дочерям, я брал их за руку. Когда я был еще молодым отцом, я обычно сажал их на стул, и сам садился напротив. Но однажды я сказал себе, что это не передает того, что мне хочется им сказать. Поэтому я стал садиться с ними на диван, брал за руку, и, глядя им в глаза, говорил, чего я от них хочу.
Когда мои дочери стали взрослыми, двое из них не сговариваясь, благодарили меня за то, что я держал их за руку, когда делал им замечания. У них обеих были друзья, чьи отцы приводили их в большое смущение своей возможно слишком строгой манерой наказания. Я призываю отцов остерегаться такого дисциплинарного воздействия на детей, которое может породить у тех гнев. После любого назидания, обнимите их и покажите им, что вы их любите.
Временами отцу необходимо воздержаться от наказания, потому что сам он находится в гневе. Помните строчку из Мультфильма «Невероятный Халк»? «Я могу вам не понравиться, когда я в гневе». Если это так для персонажа мультфильма, насколько это более актуально для реального отца?
5. Помогите вашим детям распознавать Божию волю.
Давайте еще раз заглянем в Книгу Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Фраза «он не уклонится от него, когда и состарится» не подразумевает того пути, который вы для него определили. Это тот путь, который определил для него Господь. Другими словами, принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.
Я очень рад, что Питер Джон семинарист, а муж Вэнди православный дьякон. Но это не значит, что я рад за них больше чем за Грэга, который работает маркетологом, или за Терри, мать пятерых детей, или за Джинжер и Хайди, которые работают, чтобы помочь своим мужьям обеспечивать своих сыновей.
Я повторю, что наша родительская задача, помочь нашим детям определить, чего Господь ждет от них, и затем обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, предпринимательство или юриспруденция, продажи или служение Церкви, я хочу, чтобы они прикладывали в своем деле все свои усилия, во Славу Божию. И между прочим, каждый из нас находится на служении Христу по завету нашего Святого Крещения. Миряне или клирики, мы все определены на служение Ему. Поэтому, что бы мы ни делали, мы стремимся делать это во Славу Божию.
Вот те шаги, которые мы старались предпринимать в отношении наших детей. Слава Богу, эти усилия принесли достойные плоды. На настоящем этапе жизни, когда нас осталось дома всего двое, приятно мысленно возвращаться в прошедшие годы и благодарить Господа за детей, супругов, и внуков, которые являются верными членами Церкви. Нет ничего лучше этого.
Это не значит, что больше никогда не будет никаких проблем. Я, конечно, наивный, но не настолько, чтобы в это поверить. В нашей жизни могут случиться неприятности. Но как мы говорим на свадьбах: «Молитвы родителей закладывают основания домов». Наши годы это не время почивать на лаврах, а время благодарственных молитв.
Да даст вам Господь радость воспитания вашей семьи во Христе, как испытали ее мы, воспитывая наших детей.
О.Питер Е.Гиллкист – директор Департамента Миссионерства и Евангелизма Антиохийской Православной Митрополии в Северной Америке, издатель Conciliar Press . Он и его жена Мэрилин живут в Санта-Барбаре, в Калифорнии.
*(Bethel College) Христианский колледж в штате Миннесота.
** Campus Crusade for Christ -Американская Христианская транснациональная миссия
Статья впервые напечатана в журнале AGAIN, номер 4, лето 2004 г. Перевод с английского Марины Леонтьевой, специально для «Правмир»
Читайте также:
- «Я плохая мать?» — беседа с психологом Людмилой Петрановской
- Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Воспитание к Царству: православные принципы воспитания детей
- Артикул:
- 9781944967024
Сейчас: 20,9 долл. США5
Часто покупают вместе:
- Описание
- Дополнительная информация
Описание
Артикул 9781944967024
Филипп Мамалакис, доктор философии
Православная христианская традиция наполнена мудростью спасения и наставлениями о библейском пути спасения. Тем не менее, это руководство остается в значительной степени недоступным для родителей и часто не связано с родительскими проблемами, с которыми мы сталкиваемся в наших семьях. Книга «Воспитание ради Царства» поможет вам установить связь между духовной жизнью, как мы ее понимаем в Православной Церкви, и непрекращающимися трудностями воспитания детей. Он использует лучшие исследования развития детей и связывает их с вечными истинами нашей христианской веры, чтобы предложить вам настоящие стратегии преодоления трудностей повседневной жизни.
Об авторе: Д-р Филип Мамалакис с женой Джорджией и семью детьми живет в Бостоне, штат Массачусетс, где он является доцентом пастырского попечения в Греческой православной богословской школе Святого Креста. Доктор Мамалакис руководит программой полевого обучения и проводит занятия по пастырскому попечению, браку и семье, горю, смерти и умиранию, а также по темам, связанным с пастырским консультированием. У него частная практика в Ньютоне, штат Массачусетс, где он работает с отдельными лицами, парами и семьями. Доктор Мамалакис имеет степень магистра. от Святого Креста и докторскую степень. из Университета Пердью в области развития детей и семейных исследований, специализируясь на семейной и семейной терапии. Он предлагает курсы для родителей и пишет о воспитании детей в течение 21 года. Ему нравится вести семинары и ретриты по интимной жизни, отношениям, браку, воспитанию детей и семейной жизни, а также по православию и психологии.
Автор: Доктор Филип Мамалакис
Мягкая обложка: 328 страниц
Размеры: 5,5 X 8,5 дюймов 7 906 Издатель
Ancient Faith PublishingДополнительные форматы:
электронная книга
8,99 долларов в православных электронных книгах
9,99 долларов в Barnes & Noble, Amazon и Apple
Аудиокнига
19,95 долларов в Audible
Связанные СМИ:
Подкаст — Экслибрис — Интервью с автором
Подкаст — Главы — Отрывок из аудиокниги
Подкаст — Православие в прямом эфире — Интервью с автором
Подкаст — Вера поощряется в прямом эфире — Интервью с автором . . Воспитание к Царству: православные принципы воспитания детей
Просмотреть всеЗакрыть
Дополнительная информация
Автор: | Филип Мамалакис, доктор философии |
Мягкая обложка: | 328 страниц |
Размеры: | 5,5 x 8,5 дюймов |
Издатель: | Издательство Древней Веры |
Просмотреть всеЗакрыть
О православных принципах воспитания детей: Принцип №1: Родитель всегда с целью
Примечание. Эта серия сообщений в блоге посвящена принципам, важным для православных христиан, воспитывающих детей. В сериале будет более подробно рассмотрена книга доктора Филипа Мамалакиса «9».0032 Воспитание на пути к Царству: православные принципы воспитания детей. Каждую неделю мы будем более подробно рассматривать один раздел книги, который разделен на 6 основных принципов воспитания детей. Обзорную публикацию в блоге о книге можно найти здесь . Мы благодарим доктора Мамалакиса и издательство Ancient Faith Publishing за разрешение поделиться с вами его мудростью таким образом. Купите собственный экземпляр его книги в Ancient Faith .
Принцип № 1: всегда думайте о конечном результате.
Д-р Мамалакис призывает нас «Думать о долгосрочной перспективе» и рассмотреть вопрос «Как дети учатся» в первых двух главах «Воспитания на пути к Царству», в которых рассматривается первый принцип воспитания: «Всегда родитель с концом в разум. » Воспитание с мыслью о конечной цели требует, чтобы мы думали не только о текущем моменте и наших краткосрочных целях (т. разрешать свои разногласия благочестивым образом) и действовать в этом направлении. Чтобы сделать это, мы должны сначала подумать о том, какими взрослыми мы хотим видеть наших детей, когда они вырастут. Д-р Мамалакис предполагает, что, будучи православными родителями, мы думаем не только о земном «успехе» как о цели для наших детей, а вместо этого обращаем внимание на то, что сделает наших детей успешными последователями Христа. Он приводит примеры из Священных Писаний и церковных традиций, которые могут помочь нам узнать ценности и добродетели, которые должны быть нашей целью в отношении наших детей. Он призывает нас терпеливо и последовательно воспитывать детей, всегда помня о нашей конечной цели. Он предлагает список краткосрочных целей, которые могут легко отвлечь нас от долгосрочных целей. Он делится этим списком, чтобы мы знали об этих потенциально опасных краткосрочных целях и о том, как они могут навредить нашим долгосрочным желаниям в отношении наших детей. Он напоминает нам, что мы будем бороться, чтобы преуспеть в этом; но наши дети должны видеть, как мы боремся. Важно, чтобы мы реагировали по-взрослому и чтобы наши ответы двигали всех нас к нашей общей цели — благочестию.
Помня о цели воспитания, мы также должны уделять внимание тому, как дети учатся. Вместо того, чтобы узнавать о том, как им следует жить и вести себя наилучшим образом, на лекциях, наши дети лучше всего могут узнать об этом, ежедневно взаимодействуя с нами. Борьба за приобретение ценностей и добродетелей Царства Божьего поможет нашим детям лучше учиться и, таким образом, приобретать их. В этом смысле борьба — это хорошо. Наши дети должны испытывать повседневную борьбу с жизнью, руководствуясь родителями, которые тоже борются, но тверды в наших убеждениях вести наших детей в Царство Небесное. Доктор Мамалакис полагает, что тремя самыми важными инструментами воспитания являются наш жизненный пример, наши отношения с детьми и то, как мы с ними разговариваем. Он утверждает, что больше всего наших детей учит наше собственное поведение. Он мягко напоминает нам, что Бог действует через материю, как в иконах, так и в Его живых иконах (всех, кто нас окружает). Д-р Мамалакис советует нам помнить, что наши дети — это иконы Христа, и что мы должны относиться к ним соответственно, и таким образом учить их относиться к другим таким же образом. Он напоминает нам, что, поскольку дети всегда учатся, мы всегда должны быть преднамеренными в том, как мы проживаем нашу жизнь, как мы относимся к нашим детям и что мы им говорим.
Главу 1 «Думай о долгосрочной перспективе» можно прочитать полностью (вместе с благодарностями и введением в книгу) по адресу, если вы хотите попробовать ее для себя!
Вот несколько выдержек из глав, связанных с Принципом № 1:
***
«Лучше всего начинать разговор о воспитании детей с конца. Нам нужно знать, над чем мы работаем, чтобы мы могли говорить о том, как достичь наших целей. Воспитание детей — это долгосрочное обязательство и долгосрочный процесс». (стр. 17 ; Воспитание на пути к Царству доктора Филипа Мамалакиса)
***
«Иногда наши краткосрочные цели могут отвлекать нас от наших долгосрочных целей. У родителей возникает соблазн вмешаться, чтобы остановить плохое поведение в краткосрочной перспективе таким образом, который подрывает наши долгосрочные цели. Это все равно, что дать ребенку ответ на домашнее задание по математике. В краткосрочной перспективе он заканчивает свою работу быстрее и без труда, но в долгосрочной перспективе он не изучает математику. Уговорить ребенка прекратить плохое поведение может решить краткосрочную проблему плохого поведения, но это не обязательно научит его в долгосрочной перспективе тому, как контролировать свое поведение. Иногда нам нужно отказаться от наших краткосрочных желаний, чтобы работать над достижением наших долгосрочных целей». (стр. 18-19; Воспитание на пути к Царству доктора Филипа Мамалакиса)
***
«Бог желает, чтобы мы воспитали детей, знающих Его, живущих в Его любви и идущих Его путями. Бог хочет, чтобы наши дети знали, кто Он, и росли рядом с Ним, чтобы стать святыми. Это успех». (стр. 20; Parenting To the Kingdom by Dr. Philip Mamalakis)
***
«Успешные дети — это те, кто усвоил ценности и добродетели Царства Божьего, так что, когда они пойдут в колледж или вступая в брак, они живут в соответствии с этими ценностями — не потому, что мы смотрим или потому, что мы так говорим, а потому, что они верят в это глубоко в своем сердце». (стр. 23; Воспитание на пути к Царству доктора Филипа Мамалакиса)
***
«Воспитание требует терпения — не терпения, которое мирится с неподобающим поведением, а терпения, которое эффективно вмешивается, постоянно, пока наш ребенок борется. Это дает нашим детям возможность расти, учиться, любить и приобретать ценности и добродетели, которые им понадобятся во взрослой жизни. Терпение означает, что мы последовательно и адекватно реагируем каждый раз, когда им трудно, потому что мы помним о наших долгосрочных целях» (стр. 25; 9).0031 Воспитание на пути к Царству доктора Филипа Мамалакиса)
***
«Если мы любим наших детей, мы идем с ними через трудности; мы не устраняем проблемы». (стр. 28; Воспитание на пути к королевству , доктор Филип Мамалакис)
***
«Родительское воспитание — это борьба, от которой нам не уйти… Детям нужны человеческие родители, которые борются за то, чтобы учиться вместе с ними. Если вы уделили время тому, чтобы обдумать свои долгосрочные цели в отношении своих детей или долгосрочные цели Бога для них, вы уже сделали первый шаг к тому, чтобы помочь своим детям. Мы должны ожидать, что дети будут вести себя как дети. Лучшее, что мы можем сделать как родители, — это вести себя как взрослые в том, как мы реагируем, и выбирать реакцию, которая продвигает нас к нашим долгосрочным целям» (стр. 28; 9).0031 Воспитание на пути к Царству доктора Филипа Мамалакиса)
***
«Дети формируются в процессе каждого нашего взаимодействия с ними, с момента зачатия до момента, когда мы покидаем эту жизнь. Бог дает нам каждое взаимодействие с нашими детьми как средство передачи Его истин.
«В частности, дети больше всего учатся на том, как мы реагируем, когда они плохо себя ведут. Дети узнают, что мы любим их, несмотря ни на что, когда мы уважительно и эффективно реагируем, когда они дерутся, возражают, не слушаются или встают на столы…» (стр. 31; 9).0031 Воспитание на пути к Царству доктора Филипа Мамалакиса)
***
«Три самых важных инструмента, которые есть у нас как у родителей:
- То, как мы живем,
- как мы относимся к нашим детям и
- что мы им скажем». (стр. 32; Воспитание к Королевству , доктор Филип Мамалакис)
***
«Дети узнают правду по тому, как они видят наше поведение, а не по тому, что они слышат, когда мы говорим». (стр. 34; Воспитание на пути к Царству доктора Филипа Мамалакиса)
***
«Истина в том, что Бог глубоко любит нас и лелеет каждого из нас, независимо от того, как мы себя ведем. Бог по-особому любит и обожает каждого из наших детей — настолько сильно, что Он отдал за каждого Своего единственного Сына. Наши дети невероятно ценны и особенны для Бога не потому, что они совершенны и неважно, что они говорят или как действуют. Бог просто любит их…
«Дети усвоят эту истину о себе и о Боге, если мы будем относиться к ним с любовью и уважением — всегда, но особенно, когда они плохо себя ведут. Дети могут научиться безусловной любви только тогда, когда они испытывают любовь и уважение своих родителей, когда те плохо себя ведут». (стр. 35; Воспитание на пути к Царству д-р Филип Мамалакис)
***
«Воспитание детей заключается в воспитании детей, которые понимают себя и других как иконы Христа. Это настоящая самооценка». (стр. 36; Parenting To the Kingdom by Dr. Philip Mamalakis)
***
«Если мы хотим научить наших детей уважению, они должны чувствовать, что мы уважаем их, даже когда они возражают. Если мы хотим, чтобы они научились слушать, им нужно чувствовать себя услышанными, даже если они не слушают нас. Если мы хотим, чтобы они знали природу Божьей любви к ним, им нужно испытать Божью любовь от нас, особенно когда они не любят нас. Дети действительно учатся тому, чем они живут, — особенно глубоко, когда они борются и плохо себя ведут».