Что такое эксперимент в психологии: 404 ошибка, но мы всё исправим

Содержание

Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения).

Основная статья: Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения
    • 2.1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
    • 3.1 В зависимости от способа проведения
    • 3.2 В зависимости от условий проведения выделяют
    • 3.3 В зависимости от результата воздействия выделяют
    • 3.4 В зависимости от этапа исследования
    • 3.5 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
    • 4.1 Безупречный эксперимент
    • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      • 4.2.1 Инструкция испытуемому[6]
      • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Известные психологические эксперименты
  • 10 Рекомендуемая литература
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной

[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др. ). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи

R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента. 
   В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.  Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
 Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента . Как правило, метод эксперимента  формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение.
    
Источник

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты.
    Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Основная статья: Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому
[6]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[8]:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[9]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Критика экспериментального метода

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования
  • И др.

Известные психологические эксперименты

Основная статья: Список классических экспериментов в психологии

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эффект Валинса

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

См. также

  • Планирование психологического эксперимента
  • Безупречный эксперимент
  • Валидность (психология)
  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Выборка
  • Experiment (англ. )
  • Research (англ.)

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74.
  4. См. там же. С. 51.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 74.
  7. См. там же. С. 76—77.
  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  9. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.

Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения).

Основная статья: Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения
    • 2. 1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
    • 3.1 В зависимости от способа проведения
    • 3.2 В зависимости от условий проведения выделяют
    • 3.3 В зависимости от результата воздействия выделяют
    • 3.4 В зависимости от этапа исследования
    • 3.5 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
    • 4.1 Безупречный эксперимент
    • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      • 4.2.1 Инструкция испытуемому[6]
      • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Известные психологические эксперименты
  • 10 Рекомендуемая литература
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др. ). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента. 
   В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
 Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента . Как правило, метод эксперимента  формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте.  Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение.
    Источник

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Основная статья: Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому
[6]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[8]:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[9]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Критика экспериментального метода

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования
  • И др.

Известные психологические эксперименты

Основная статья: Список классических экспериментов в психологии

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эффект Валинса

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

См. также

  • Планирование психологического эксперимента
  • Безупречный эксперимент
  • Валидность (психология)
  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Выборка
  • Experiment (англ. )
  • Research (англ.)

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74.
  4. См. там же. С. 51.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 74.
  7. См. там же. С. 76—77.
  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  9. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.

Эксперимент (психология) | это… Что такое Эксперимент (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения).

Основная статья: Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Психологический эксперимент (в рамках психологического консультирования)  — специально созданная ситуация, предназначенная для более целостного (в различных модальностях)переживания клиентом собственного опыта.

Содержание

  • 1 Специфика психологического эксперимента
  • 2 Общие сведения
    • 2. 1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
    • 3.1 В зависимости от способа проведения
    • 3.2 В зависимости от условий проведения выделяют
    • 3.3 В зависимости от результата воздействия выделяют
    • 3.4 В зависимости от этапа исследования
    • 3.5 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
    • 4.1 Безупречный эксперимент
    • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      • 4.2.1 Инструкция испытуемому[6]
      • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Известные психологические эксперименты
  • 10 Рекомендуемая литература
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др. ). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента. 
   В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
 Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента . Как правило, метод эксперимента  формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте.  Методика, разработанная для одних эксперимент, может оказаться пригодной и для других экспериментах, то есть приобрести универсальное значение.
    Источник

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Классификации экспериментов

В зависимости от способа проведения

Выделяют главным образом три вида экспериментов[4]:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент Введение этого вида в данную классификацию нарушает правила построения классификации. Во-первых каждый объект (в данном случае исследование) можно отнести только к одному виду. Однако формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным. Например, эксперименты И. П. Павлова по выработке условных рефлексов у собак — это лабораторный формирующий эксперимент, а эксперименты в рамках теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова, это преимущественно полевые формирующие эксперименты. Во-вторых, у классификации должно быть только одно основание, то есть виды разделяются по одному признаку. Однако по такому признаку как способ проведение или условия проведения можно выделить только лабораторный и полевой эксперименты, а формирующий эксперимент выделен по другому признаку.

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Основная статья: Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому
[6]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[7]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[8]:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[9]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Методы контроля

  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Критика экспериментального метода

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования
  • И др.

Известные психологические эксперименты

Основная статья: Список классических экспериментов в психологии

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент
  • Эффект Валинса

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

См. также

  • Планирование психологического эксперимента
  • Безупречный эксперимент
  • Валидность (психология)
  • Экспериментальная психология
  • Психодиагностика
  • Психолингвистика
  • Выборка
  • Experiment (англ. )
  • Research (англ.)

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 74.
  4. См. там же. С. 51.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 74.
  7. См. там же. С. 76—77.
  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  9. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.

Что такое «эксперимент»? | IB Psychology

Если вы читаете это, то, вероятно, ваш учитель задал это как домашнее задание, потому что вы назвали исследование «экспериментом», когда оно вовсе не было экспериментом. Так что этот пост должен помочь вам точно знать, когда использовать термин «эксперимент», а когда безопасно просто сказать «исследование».

Но прежде чем мы перейдем к этому, давайте сначала проясним, почему это важное знание. Я думаю, что есть две причины:

  1. Если вы неправильно используете термин «эксперимент» на экзамене, экзаменатору будет казаться, что у вас ограниченные знания – это повлияет на ваши оценки.
  2. Исследовательские методы (и особенно эксперименты) являются основой психологических исследований, поэтому их очень важно понять.

Определение эксперимента:

Эксперимент в психологии – это когда проводится исследование, в котором изучается прямое влияние независимой переменной на зависимую переменную.


Совет: Если вы не уверены, что это эксперимент, вы всегда можете смело называть его «исследованием».

Прежде чем назвать исследование экспериментом, необходимо определить независимую переменную. Спросите себя:

  • «Есть ли в исследовании разные группы, которые сравнивают исследователи?»

Например, в этом исследовании о влиянии серотонина на мозг мы видим две группы: употребление плацебо или напитка, снижающего уровень серотонина. Итак, IV — это уровень серотонина.

Экспериментальный тест причинно-следственные связи .

Если есть разные группы и явно присутствует капельница, тогда вам нужно спросить себя: «Изучают ли исследователи эффекты  на капельницу?» Другими словами, существует ли причинно-следственная связь между исследуемыми IV и DV?

Если вы посмотрите на примеры исследований в этом посте, вы увидите, что все эти исследования явно изучают влияние внутривенного введения на ДВ:

  • Исследование серотонина: влияние уровней серотонина (IV) на активность префронтальной коры (DV)
  • Эксперимент на крысах: влияние тестостерона (IV) на агрессию (DV)
  • Просмотр телевизора (Бандура): влияние наблюдения за насилием (IV) на агрессию (DV).

Итак, если исследование проверяет причинно-следственную связь между внутривенным введением и внутривенным введением, вы, друг мой, устроили себе эксперимент 🙂


Лаборатории являются хорошим местом для проведения экспериментов, потому что условия можно контролировать, чтобы можно было изолировать внутривенное введение – это важно при проверке причинно-следственных связей.


Итак, когда исследование

не является экспериментом?

Простой тест: спросите себя:

  • Исследователи создали группы/условия?

Если да, то у вас есть эксперимент.

  • Исследование серотонина: исследователи выбирали, кто, какой напиток и когда выпил.
  • Исследование крыс: исследователи выбрали, каких крыс кастрировать, а каких нет.
  • Телевизионное исследование: рассказали, каким детям смотреть телевизор, а каким нет.

Если бы исследователи не создавали группы, вам было бы лучше назвать это «исследованием», чтобы быть в безопасности.

В настоящем эксперименте исследователи манипулируют независимой переменной (т. е. создают группы/условия в эксперименте).

Например, в исследованиях, сравнивающих культуры, исследователи не могут создавать группы, потому что люди рождаются в существующих культурах. Эти типы исследований чаще всего являются корреляционными исследованиями.

Другой пример — исследование общения в отношениях: исследователи сравнивают различия между парами с позитивным общением и с теми, у кого общение негативное, но они не создавали эти группы — они произошли естественным образом. Это тоже корреляционные исследования.

В заключение: если исследователи создают группы для сравнения, это эксперимент. Если нет, то безопаснее назвать это «исследованием».

Качественные исследования  никогда  экспериментов, поэтому будьте особенно осторожны при использовании этого слова в статье 3.


Но чтобы не запутаться, есть некоторые эксперименты, в которых независимая переменная встречается естественным образом. Их называют естественными экспериментами (или квазиэкспериментами). Итак, если у вас есть исследование с естественной переменной, прежде чем назвать его экспериментом, вы должны спросить себя:

  • Проверяют ли они причинно-следственную связь между IV и DV?

Но проблема в том, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно немного знать о методологии. Это потому, что вы должны знать, контролировали ли они смешанные переменные либо в своем дизайне, либо в своем статистическом анализе. Если они попытались контролировать смешанные переменные и изолировать IV как единственную переменную, влияющую на DV, вы можете назвать это экспериментом.

Но здесь все становится довольно сложно, поэтому, возможно, лучше перестраховаться с природными IV и назвать их исследованиями, если вы не уверены, экспериментальные они или нет (еще один способ проверить это спросить у учителя).

Что делает эксперимент «квази»? (Подробнее)


Надеюсь, этот пост поможет. Если вам нужно что-то уточнить или у вас есть вопросы по конкретному исследованию, пожалуйста, не стесняйтесь публиковать их в комментариях.

Трэвис Диксон

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Что такое экспериментальная психология? — Интернет-справочник по психологии

Экспериментальная психология — интересная дисциплина психологии.

С одной стороны, это относится к подходу к изучению человеческого поведения – стандартизированным методам и приемам, используемым для сбора и анализа данных.

С другой стороны, экспериментальная психология — это уникальная отрасль, прикладная область психологии, изучающая теоретические вопросы человеческого поведения.

Таким образом, в то время как практически все психологи могут заниматься экспериментальной психологией в той или иной форме, есть и профессионалы, которые всю свою карьеру посвящают прикладным экспериментальным исследованиям в области психологии.

В этом руководстве мы рассмотрим, как развивалась экспериментальная психология, и рассмотрим некоторые методы, используемые при проведении исследований поведения. Мы также обсудим типы экспериментов, рассмотрим несколько типов психологических экспериментов, а также пройдемся по информации, связанной с карьерой.

Начнем!

История экспериментальной психологии

Вопросы о природе человеческого поведения и связи тела и разума восходят к классическим философам, таким как Платон и Аристотель. Точно так же дебаты о природе и воспитании бушевали задолго до появления экспериментальной психологии в ее формальной и современной форме.

Но столетия философствования о том, почему люди ведут себя так, как они себя ведут, пробудили интерес ученых-исследователей к эмпирическому изучению человеческого поведения. Если бы принципы научного метода можно было использовать для изучения поведения, возможно, ученые смогли бы дать окончательные ответы на извечные вопросы, связанные с человеческим поведением.

Так родилась экспериментальная психология.

Первая в мире лаборатория экспериментальной психологии была основана в Лейпциге, Германия, в 1879 году.Вильгельма Вундта. Там Вундт в первую очередь изучал чувства и ощущения структурированным образом, используя объективные, систематизированные меры и средства контроля.

Например, Вундт использовал свои знания в области физиологии для разработки эксперимента по сенсорным процессам, в котором каждый участник подвергался воздействию одного и того же стимула, например звука метронома. Затем каждого участника попросили предоставить отчет об ощущениях, которые они испытали, процесс, называемый самоанализом.

Целью этого эксперимента было понять основную структуру сенсорных процессов. То есть Вундт интересовался анализом каждого из элементов человеческого опыта, связанных с восприятием раздражителя, — мыслей, чувств, чувств и так далее.

Вундт считал, что разрушить процесс поведения — в данном случае, восприятие звука — можно так же, как химик анализирует химическое соединение. Если вы изучите отдельные компоненты, вы сможете узнать больше о структуре под отдельными компонентами.

Хотя процесс самонаблюдения Вундта не оставался долговременным подходом к изучению психологических процессов, его настойчивость в контроле экспериментальной среды оказала долгосрочное влияние на то, как проводятся психологические исследования.

В экспериментах, которые он разработал, использовались одни и те же условия для испытуемых — одни и те же стимулы, одни и те же настройки, одно и то же освещение и так далее. Контролируя среду, в которой проводятся исследования, Вундт смог свести к минимуму возможные смешанные переменные. Это очень важно для любого исследования.

Поскольку лаборатория Вундта была первой в мире, его часто считают отцом современной психологии. То есть его вклад в эту область превратил психологию из философского занятия в научное.

В Соединенных Штатах экспериментальная психология выросла из усилий Дж. Стэнли Холла и Джорджа Трамбулла Лэдда.

  1. Стэнли Холлу приписывают создание первой лаборатории экспериментальной психологии в Соединенных Штатах, которая располагалась в Университете Джона Хопкинса. Хотя его карьера в основном была сосредоточена на развитии детей и эволюционной психологии, его наиболее значительным вкладом в психологию было наблюдение за ранним развитием этой области в Соединенных Штатах. Он был первым американцем, получившим докторскую степень по психологии, и руководил 11 из 14 первых докторских степеней, присужденных в США, в том числе Джону Дьюи, Льюису Терману и Джеймсу МакКину Кеттеллу, каждый из которых впоследствии стал влиятельной фигурой. в поле по своему обряду.

Тем временем Джордж Трамбалл Лэдд, профессор психологии Йельского университета, основал одну из первых экспериментальных лабораторий психологии в США. Ему также приписывают публикацию первого учебника по экспериментальной психологии под названием Elements of Physiological Psychology.

Другой важной фигурой в истории экспериментальной психологии был американский современник Вундта Уильям Джеймс.

Его учебник, Принципы психологии , пожалуй, самая плодотворная работа в истории психологии. Опубликованная в 1890 году книга дает представление об экспериментах, которые Джеймс проводил в течение своей карьеры преподавателя в Гарварде. Однако книга не является пособием по экспериментальной психологии. На самом деле Джеймс не особенно интересовался экспериментальными исследованиями.

Несмотря на это, Джеймс был первым американцем, который преподавал курс психологии в Соединенных Штатах. Он также помог основать функционализм, который был одной из самых ранних школ мысли в психологии. В результате этого Джеймса часто называют отцом американской психологии.

Методология экспериментальной психологии

Экспериментальная психология зависит от строгих и хорошо контролируемых экспериментов. Во время этих испытаний люди или животные подвергались воздействию внешних раздражителей или получали определенные поведенческие инструкции.

Почти каждый знаком с некоторыми экспериментами, такими как попытка мыши пройти лабиринт или примат, пытающийся решить головоломку. Однако эксперименты на людях гораздо сложнее. Например, психолог-экспериментатор должен учитывать посторонние переменные, условия окружающей среды и предвзятость экспериментатора, поскольку они потенциально могут исказить собранные данные.

Кроме того, психологи-экспериментаторы должны выбрать соответствующий размер выборки, правильно определить операции эксперимента и использовать надежный статистический анализ. Эксперименты должны полностью контролироваться и идеально выполняться, чтобы выдержать экспертную оценку, которая является одной из основ всех научных усилий.

Эксперименты в психологии могут принимать несколько форм:

    • Лабораторные эксперименты , в которых исследователи тщательно контролируют каждый аспект эксперимента. Это включает в себя, где, когда и как будет проходить эксперимент, количество и тип участников, стандартные процедуры и отнесение участников к контрольной или экспериментальной группе. Лабораторные эксперименты легко воспроизвести, и они хорошо контролируют смешанные переменные. Однако лабораторные эксперименты могут привести к неестественному поведению из-за искусственной обстановки, и предвзятость экспериментатора может быть проблемой.
  • Естественные эксперименты , в которых исследователи проводят свои эксперименты в реальных условиях. Этот тип исследования не предлагает контроля над независимой переменной (а также контроля над потенциальными вмешивающимися переменными). Однако, поскольку исследование проводится в естественной среде, оно имеет лучшую экологическую достоверность, чем лабораторные эксперименты, и его можно использовать для изучения поведения, которое было бы неэтично изучать в лабораторных условиях, опять же потому, что независимая переменная встречается в природе.
  • Полевые эксперименты , в которых исследования проводятся в реальных условиях, но с возможностью манипулирования независимой переменной. Хотя этот тип исследований не позволяет контролировать смешанные переменные, он предлагает то преимущество, что наиболее точно отражает реальное поведение с меньшей вероятностью того, что характеристики спроса повлияют на конечные результаты.

Наука экспериментальной психологии

Экспериментальная психология — это больше, чем отдельная дисциплина, поскольку она включает в себя научные исследования для каждой школы психологии, от социальной психологии до педагогической психологии.

Психологи-экспериментаторы и ученые верят в одни и те же четыре основных принципа. Во-первых, детерминизм означает, что все явления имеют какую-то систематическую причину. Во-вторых, эмпиризм означает, что объективное наблюдение является ключом к интерпретации окружающего нас мира. В-третьих, экономия означает, что ученые предпочитают минималистский подход к разработке и исследованию теорий. То есть наука принимает принцип бритвы Оккама, а это значит, что логическим заключением должна быть теория с наименьшим количеством допущений. Наконец, четвертый принцип — тестируемость. Все теории должны быть проверены эмпирически с прикладной фальсифицируемостью.

Другими словами, экспериментальная психология следует тем же принципам, что и физические науки. Цель состоит в том, чтобы использовать принципы научного метода для эмпирического изучения человеческого поведения, чтобы прийти к проверяемым и воспроизводимым выводам.

Для этого экспериментальные методы исследования должны быть надежными и действительными. Надежность относится к последовательности наблюдений или повторяемости наблюдения. Примеры тестов на надежность включают метод разделения пополам (при котором результаты одной половины участников сравниваются с результатами другой половины) и метод повторного тестирования (при котором измерения проводятся в одной и той же группе несколько раз, чтобы увидеть, результаты согласуются

Валидность относится к тому, насколько хорошо тест измеряет то, для чего он предназначен. Таким образом, тест интеллекта является действительной мерой интеллекта. Однако это не является мерой честности.

Кроме того, экспериментальная психология основывается на планировании исследований. Существует множество типов дизайнов, которые могут использовать психологи-экспериментаторы, в том числе:

    • Внутрисубъектные планы , в которых участники исследования подвергаются более чем одному состоянию, что позволяет исследователям сравнивать различные точки данных по одному и тому же субъекту.
    • Планы между субъектами , в которых участники подвергаются только одному условию, что позволяет исследователям сравнивать данные между разными субъектами.
  • Односторонние планы , в которых есть одна независимая переменная и часто только две группы, одна из которых служит контрольной группой (которая не подвергается лечению) и экспериментальной группой (которая подвергается воздействию лечение).
  • Факторные конструкции , которые содержат две или более независимые переменные, встречающиеся на всех уровнях и в сочетании с любой другой независимой переменной. Эти эксперименты количественно оцениваются на основе их факторного плана, такого как план 2×3. Этот план имеет две независимые переменные, одна из которых имеет два уровня, а другая — три.

Примеры экспериментов

Поскольку экспериментальная психология задействована во всех разделах психологии, существует впечатляющее разнообразие экспериментальных категорий.

Социальная психология использует полевые эксперименты и объективное наблюдение для понимания коллективного поведения. Например, исследователи могут создать смоделированный сценарий, который проверяет, как участники проявляют альтруистическое поведение, например, помогают раненому незнакомцу.

С другой стороны, когнитивные психологи могут использовать сложное оборудование и программное обеспечение для анализа неврологических реакций участников, когда они смотрят страшные или жестокие изображения.

Наконец, психологи, изучающие ненормальное поведение, такое как фобии или расстройства личности, могут протестировать участников с такими состояниями в сравнении с группами людей, у которых эти расстройства не были диагностированы.

За прошедшие годы было проведено много влиятельных психологических экспериментов. И хотя их влияние имело далеко идущие последствия для нашего понимания человеческого поведения, некоторые из этих экспериментов теперь считаются неэтичными.

Одним из таких примеров является Стэнфордский тюремный эксперимент Филипа Зимбардо.

Короче говоря, цель эксперимента состояла в том, чтобы определить, как люди соответствуют социальным ролям. Чтобы изучить это, Зимбардо построил импровизированную тюрьму в подвале здания психологии в кампусе Стэнфорда. Затем он набрал 24 студента мужского пола, каждый из которых был случайным образом назначен охранником или заключенным.

Заключенных собрали и доставили в «тюрьму», где они были зарегистрированы и находились под наблюдением группы, назначенной охраной. Обе группы быстро адаптировались к отведенным им ролям, причем некоторые охранники подвергали своих подопечных психологическим пыткам. Эксперимент закончился всего через шесть дней, потому что ситуация стала такой напряженной и такой опасной.

Несмотря на сомнительную этичность эксперимента, он пролил свет на конформизм и социальные роли, а также на то, как люди могут очень быстро и легко перенимать роли, которые от них ожидают, особенно когда эти роли сильно стереотипны

Карьера в области экспериментальной психологии

По данным Американской психологической ассоциации, психологи-экспериментаторы стремятся найти ответы на основные вопросы о человеческом поведении с помощью прикладных исследований.

Например, самые популярные темы исследований включают память, эмоции, восприятие и ощущения. Эти научные специалисты обычно работают в университетских исследовательских центрах, но также работают в частных компаниях или даже в правительстве. Они также могут работать в других областях, таких как образование, человеческие ресурсы и здравоохранение.

В какой бы обстановке вы ни работали, вам потребуется степень доктора психологии, чтобы стать психологом-экспериментатором. Более того, вам нужно будет специализироваться в определенной области исследований и продолжить постдокторские исследования в этой области.

Перспективы работы психолога в целом примерно средние на ближайшие несколько лет. По оценкам Бюро статистики труда (BLS), все рабочие места в психологии будут расти со скоростью 3% до 2029 года. BLS не предоставляет данных, специфичных для экспериментальной психологии, но разумно предположить, что рост рабочих мест в этой области будет наравне с психологией в целом.

Другими словами, при среднем росте числа рабочих мест в ближайшие годы конкуренция за рабочие места в области экспериментальной психологии, скорее всего, будет жесткой. Это еще одна причина, чтобы узнать об этой области, тщательно спланировать свое образование и искать способы, с помощью которых вы можете получить реальный опыт в области экспериментальной психологии. Чем лучше вы сочетаете образование и опыт, тем больше шансов, что вы выделитесь из толпы других выпускников экспериментальной психологии.

Шон Джексон

Б.А. Образование в области социальных наук | Университет Вайоминга

М.С. Консультации | Университет Вайоминга

Бакалавр наук Информационные технологии | Массачусетский университет

Обновлено в августе 2021 г.

  • 30 лучших доступных онлайн-программ по психологии
  • 50 лучших онлайн-программ магистратуры по психологии
  • советов по планированию психологических экспериментов

    Советы по планированию психологических экспериментов Клифф Штамп 2021-05-22T22:49:07+00:00

    Экспериментальная психология использует научное исследование основных психологических процессов у людей и животных для проверки и уточнения гипотез. Гипотезы — это «обоснованные предположения» о характере поведения или мыслительных процессов, которые необходимо проверить, чтобы определить, верны ли они. Проверка гипотез находится в сфере экспериментов. Планирование психологических экспериментов, дающих полезные, последовательные и надежные результаты, имеет решающее значение для способности исследователя устанавливать причинно-следственные связи во многих переменных, влияющих на поведение.

    Целью всех психологических экспериментов является описание, объяснение и предсказание поведения или психических процессов. Чтобы иметь возможность предсказывать и делать выводы о поведении, требуется хорошее понимание того, как переменные воздействуют друг на друга. Все эксперименты в психологии руководствуются научным методом, набором широко согласованных принципов и процедур, которые управляют всеми экспериментами в науке.

    Этапы проведения эксперимента в психологии

    План эксперимента связан с тем, как люди отбираются в группы и как эти группы тестируются, а затем сравниваются друг с другом. Наиболее распространены межсубъектные и внутрисубъектные схемы.

    Первым шагом в разработке психологического эксперимента является определение вопроса исследования. Вопрос исследования помогает сформулировать гипотезу. Исследовательский вопрос основан на наблюдениях за явлением в психологии. Исчерпывающий поиск всей профессиональной литературы по теме помогает уточнить и определить вопрос исследования. Это называется обзором литературы и может быть продолжительным. Исследователи просматривают академические журналы и книги.

    Затем, после тщательного изучения литературы, исследователи формулируют гипотезу для проверки. Хорошая гипотеза должна поддаваться количественной оценке; то есть его можно измерить. Он также должен быть фальсифицируемым. Фальсифицируемая гипотеза может быть опровергнута, если она не соответствует действительности.

    Выбор групп выборки является третьим шагом в процессе и включает в себя случайный выбор достаточно большой группы испытуемых, чтобы население было хорошо представлено выбранной группой. Затем общая группа делится на контрольную и экспериментальную группы.

    Проверка гипотезы — четвертый шаг. Он включает либо описательные, либо экспериментальные исследования. К описательным методам исследования относятся корреляционные исследования, опросы, натуралистические наблюдения и тематические исследования. Корреляционные исследования являются распространенными описательными видами психологических исследований. Корреляционные исследования не позволяют исследователям выявить причинно-следственную связь между переменными, но они отлично подходят для выявления возможных взаимосвязей.

    Экспериментальное исследование изучает возможные причинно-следственные связи между переменными. Экспериментальное исследование включает тщательное манипулирование одной переменной (независимой переменной) и измерение изменений другой переменной (зависимой переменной). Самый простой экспериментальный план использует контрольную группу и экспериментальную группу. Экспериментальная группа испытывает любое лечение или состояние, которое исследуется, в отличие от контрольной группы.

    После завершения эксперимента исследователи анализируют его результаты и смотрят, какие выводы можно сделать. Обычно это фаза экспериментов с большим количеством статистических данных. Статистические данные можно использовать для описания результатов, а также для выводов из результатов исследований.

    Советы по планированию психологических экспериментов

    Целью экспериментов в психологии является обнаружение причинно-следственных связей между переменными. Для этого требуется, чтобы эксперименты были узко структурированы, чтобы исключить систематическую ошибку и смешанные переменные. Существуют также некоторые различия между качественными и количественными исследованиями. По сути, количественные исследования дают результаты, которые являются числовыми и могут быть обработаны математически. Качественные исследования дают нечисловые результаты, часто в форме интервью, анкет и опросов.

    Вот несколько советов по разработке наиболее эффективных экспериментов по количественной психологии:

    • Уточните вопрос исследования и рационализируйте свою гипотезу. У вас должно быть четкое представление о том, что вы тестируете и каковы ваши цели. Чем больше переменных вы включаете, тем сложнее контролировать смешанные переменные и тем меньше у вас возможностей делать заявления о характере взаимосвязей между переменными. В большинстве экспериментальных исследований проверяется влияние одной независимой переменной на одну зависимую переменную.
    • Проведите тщательную операционализацию ваших показателей и определите свои переменные. Например, если вы смотрите на «удовлетворенность работой», как это понятие будет измеряться в вашем эксперименте? Операционализация гарантирует, что ваши переменные могут быть определены количественно, взяв понятие «общая картина» и определив его более узко, чтобы его можно было объективно измерить. Дизайн, который пытается показать повышение удовлетворенности работой после увеличения бонусов, потребует стандартизированной, признанной в отрасли метрики для оценки удовлетворенности работой. Если такой меры не существует, рекомендуется переосмыслить, как будут измеряться ваши переменные. У вас должна быть четко определенная и измеримая независимая переменная и зависимая переменная.
    • Независимо от общего плана вашего эксперимента, вы должны контролировать все смешанные переменные. Вмешивающиеся переменные — это непреднамеренные условия, которые уменьшают или устраняют вашу способность делать выводы о влиянии вашей независимой переменной на зависимую переменную. Вмешивающиеся переменные разрушают эксперименты настолько основательно, что на этапе планирования эксперимента необходимо тщательно следить за ними.
    • Устранение или контроль предвзятости исследователя. Предвзятость — это возможность исследователя повлиять на результаты эксперимента. В количественных исследованиях систематическая ошибка может быть устранена. Предвзятость — это скорее проблема качественных исследований, в которых ее нельзя полностью устранить.
    • Убедитесь, что ваши контрольная и экспериментальная группы тщательно рандомизированы. Чтобы иметь возможность экстраполировать ваши результаты, ваша контрольная группа и экспериментальные группы должны быть максимально похожи.

    Планирование звуковых экспериментов требует от исследователей точной и четкой ясности, когда дело доходит до того, что они хотят измерить и как это сделать. Когда эксперимент в психологии правильно спланирован, его могут воспроизвести другие исследователи и получить аналогичные результаты. Воспроизводимость важна, особенно при рассмотрении публикации исследовательского эксперимента в профессиональном журнале. Чем чаще один эксперимент может быть проведен другими с результатами, подтверждающими первоначальную гипотезу, тем сильнее эта гипотеза со временем становится.

    Теории состоят из гипотез, прошедших многочисленные проверки, в том числе на воспроизводимость. Хороший дизайн исследования гарантирует, что теории в психологии подтверждаются строгими стандартами тестирования.

    Штамп Клифтона

    B.S. Психология | Университет штата Арканзас

    Магистр реабилитационного консультирования | Университет штата Арканзас

    Магистр английского языка | Университет штата Арканзас

    ноябрь 2019 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *