что такое экспрессивный дневник и как его вести?
07.12.2021
Текст и фото: Ксения Воскобойникова
Экспрессивный дневник — это дневник с рисунками, которые фиксируют эмоции и состояние его автора в моменте. Регулярная практика ведения такого дневника позволяет отслеживать не только мысли (которые мы обычно выплескиваем в тексте), но и чувства. Когда мы говорим или пишем, мы говорим на уровне сознания. Когда мы рисуем, мы выражаем то, что вообще про себя не знаем. Это очень глубокий подсознательный процесс, который мы не контролируем.
Я много лет практикую свободное письмо, так называемые «утренние страницы» — после пробуждения (или в течение дня) на трех страницах фиксирую все свои мысли и переживания. Эта практика хорошо очищает голову, помогает рождаться новым идеям, и потому очень рекомендуется людям творческих профессий.
Полгода назад к письму я добавила рисунки: начала вести «экспрессивный дневник». В его основе — быстрые абстрактные зарисовки состояния, в котором я нахожусь.
Удивительно в этой практике то, что даже если каждый день рисовать просто каракули, они все равно будут разными: по форме, по выбранному цвету, по плотности. Некоторые зарисовки помогают ответить на внутренние вопросы. Однажды я рисовала, как мне казалось, из плохого и некомфортного состояния, а рисунок получился эстетичным, женственным и скорее воплощал ранимость, чем хмурость или упадок.
Главное в экспрессивном рисовании и в ведении дневника — эмоции и ощущения. Экспрессионизм, как течение в искусстве, стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Таким образом, нет цели «сделать красиво», есть цель почувствовать, выразить себя и получить удовольствие от творческого процесса. А «красиво» может быть приятным побочным эффектом.
Как и с любым дневником, особенно интересно его смотреть спустя время.
Если практика экспрессивного дневника вам откликнулась, вот что потребуется знать для ее начала:
- Если вы уже ведете дневниковые записи или «утренние страницы», можете дополнить их рисунками. Если нет, самое время выбрать для этого блокнот или скетчбук, который будет вдохновлять что-то оставлять на его страницах. Лучше, чтобы он был без какой-либо разметки. Мне нравится, когда он не совсем маленький, идеально — формат А4 или чуть меньше.
- Нет строгих правил — сначала писать или рисовать. Можно в основном писать и изредка делать зарисовки. Можно только рисовать, или наоборот — много и часто рисовать и лишь иногда дополнять дневниковыми записями. По моему опыту, очень интересно впоследствии сопоставлять рисунки и события текста, чтобы спустя время находить закономерности, которые в моменте были незаметны.
- Возьмите некоторое количество вдохновляющих материалов. Хорошо, если у вас будут разные материалы и оттенки. Например, несколько цветных фломастеров, немного пастели, возможно акварель, разные ручки — на ваш вкус. Главное, чтобы было разнообразие цветов, а в идеале еще и разнообразие фактур (пастель, фломастер, ручка).
Практика
- Положите перед собой на стол блокнот и разложите в удобном доступе материалы. Встаньте перед столом. Я рекомендую делать практику не сидя, потому что стоя мы лучше чувствуем связь с телом и своим состоянием.
- Закройте на минуту глаза. Прислушайтесь к себе. Как вы себя чувствуете, какие эмоции сейчас испытываете? Как себя чувствует тело? Соединившись со своим текущим состоянием, откройте глаза, быстро выберите два цвета — по одному в каждую руку, и начните рисовать что угодно на бумаге: каракули, геометрические фигуры, возможно какой-то пришедший образ. Главное — не столько ориентироваться на бумагу, сколько держать фокус на том, как вы себя чувствуете, и эти ощущения передать в движение рук. Вы злитесь? Какого цвета ваша злость? Она большая или маленькая, она состоит из резких линий или из размашистых волнообразных?
- Отдайтесь порыву и постарайтесь в моменте не оценивать результат. Старайтесь чувствовать свои руки, вести рисунок одновременно двумя руками, или попеременно давая лидировать то одной, то другой руке. А может вообще взять два цвета сразу в одну руку.
- Если в процессе вы захотите изменить цвет / материал или добавить какой-то другой — сделайте это.
- После первого подхода посмотрите на получившийся рисунок: возможно, вы захотите что-то дорисовать, или сделать еще один.
- Попробуйте дать название рисунку, добавить подпись или фразу. Напишите ее прямо в пространстве получившегося рисунка, внизу, на другой странице в заметках, или оставьте без подписи. Главное, напишите где-то дату — это поможет вам в будущем сопоставить ваш рисунок с воспоминаниями о дне или периоде, когда он был сделан.
- Здорово помогает музыка. Включите треки под ваше сегодняшнее настроение и делайте все то же самое — пусть движение ваших рук направляют еще и песни.
- Старайтесь делать зарисовки регулярно. Если не каждый день, то хотя бы раз в неделю. Как только вы завершили рисунок, посмотрите на него, запомните, как он вам сейчас ощущается, какие эмоции или ассоциации вызывает — возможно вы даже захотите это записать. Вернитесь спустя несколько месяцев, посмотрите на тот же рисунок. Восприятие его изменилось?
Экспрессивное рисование само по себе сильный проводник, позволяющий начать заниматься творчеством. Настоящим творчеством, идущим изнутри и не стесненного внешними рамками о том, «как надо», «как красиво» и «как принято».
Использовать экспрессивные методы рисования можно не только для того, чтобы позаниматься творчеством, но и когда чувствуете, что находитесь в тупике, вас одолевает скука, или эмоции берут верх. Такие рисунки могут быть ключом, позволяющим открыть запертые двери, зарядить севшие батарейки, помочь найти дорогу к собственным чувствам.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Экспрессивный vs. Рецептивный язык: В чем разница?
Экспрессивный и рецептивный язык — это обе формы общения, используемые для понимания других людей и передачи их потребностей и желаний. Понимание как рецептивного, так и экспрессивного языка важно для тех, кто работает в области развития детей, поскольку это помогает им помогать детям использовать оба вида языка. Если вы заинтересованы в работе с детьми или в логопедии, изучение экспрессивного и рецептивного языка может быть полезным.
В этой статье мы объясним, что такое экспрессивный язык, опишем рецептивный язык, сравним эти два понятия и дадим советы, как помочь другим людям развить навыки обоих языков.
Что такое экспрессивный язык?
Экспрессивный язык — это исходящая коммуникация, которую человек может использовать для передачи своих потребностей, желаний, чувств и мыслей. Письмо также является формой экспрессивного языка, который мы можем использовать для передачи информации и самовыражения.
Чтобы правильно использовать экспрессивный язык, мы учимся использовать как невербальные, так и вербальные формы информации. Вы также узнаете, как включать грамматику и организовывать свою речь в экспрессивном языке, чтобы слушатели могли лучше понять, что вы имеете в виду, когда общаетесь. Экспрессивный язык может включать такие внешние аспекты, как:
Выражение лица
Комментарий
Семантика
Словарный запас
Грамматика
Поза тела и жесты
Словообразование
Акцент
Что такое рецептивный язык?
Рецептивный язык — это способность человека понимать то, что ему сообщает другой человек. Способность человека использовать рецептивный язык влияет на его общение, поскольку помогает ему собирать информацию о социальных ситуациях и интерпретировать эмоции других людей. Важной частью рецептивного языка является сбор информации вне словарного запаса и языка, например, язык тела и интонация. Вот некоторые компоненты рецептивного языка:
Экспрессивный и рецептивный язык
Узнав больше о различиях между экспрессивным и рецептивным языком, вы сможете лучше понять, как помочь тем, кто испытывает трудности с развитием языка или проблемы с речью. Поскольку эти два вида языка различаются, они часто требуют разных подходов для совершенствования. Вот некоторые различия между экспрессивным и рецептивным языком:
Определение и использование
Первое различие между экспрессивным и рецептивным языком заключается в их определениях и в том, как люди их используют. Экспрессивный язык — это вывод информации и коммуникация. Вы можете использовать экспрессивный язык, чтобы объяснить свои чувства, выразить свое мнение и рассказать другим о своих мыслях. Экспрессивный язык также включает в себя понимание того, как использовать язык тела, мимику и другие социальные сигналы для передачи своих мыслей и чувств. Понимание экспрессивного языка поможет вам узнать, как усовершенствовать свое общение, например, следить за мимикой и использовать позитивный язык тела.
Рецептивный язык — это навык, который вы используете для понимания того, что говорят другие. Внимание к деталям и наблюдательность важны для рецептивного языка, поскольку они позволяют оценить другого человека и интерпретировать его экспрессивный язык. Вы можете использовать рецептивный язык для сбора информации из выражения лица, жестов и позы, чтобы лучше понять, что чувствует человек и что он имеет в виду. Рецептивный язык также важен для следования указаниям и запоминания информации, которую вам сообщает кто-то другой, что делает его важным для профессиональной и образовательной деятельности.
Языковые трудности
Языковые трудности, характерные для каждого типа, уникальны и часто встречаются у детей и тех, кто испытывает трудности с речью. Люди с нарушениями экспрессивной речи могут не использовать правильные слова или грамматику. Они могут использовать прошедшее время вместо настоящего или будущего, когда это уместно. Человек с нарушением экспрессивной речи может также пропускать слова в своих предложениях и использовать много слов-заменителей, пытаясь сформировать мысли и предложения. Когда детям трудно донести свои чувства и потребности, это может привести к поведенческим проблемам.
Языковые трудности рецептивного языка могут включать в себя трудности с пониманием знаков и символов, что может затруднить понимание дорожных сигналов и указаний. Те, кто испытывает трудности с восприимчивым языком, могут испытывать трудности с выполнением указаний, особенно если это устные указания, а не письменные. Языковые барьеры в восприятии могут привести к отсутствию запоминания и понимания в процессе обучения. Поскольку люди с нарушениями рецептивной речи не понимают, что говорят другие, они могут давать ответы, которые не соответствуют контексту ситуации.
Причины расстройства
Что касается экспрессивного языка, то люди могут испытывать трудности в общении, когда им трудно организовать свои мысли перед тем, как говорить. Заикание и другие речевые нарушения также могут затруднить использование выразительной речи. Генетика и нарушения развития могут вызывать нарушения экспрессивного языка и затруднять самовыражение людей. Человек с травмой головного мозга может также испытывать трудности при попытке использовать экспрессивный язык.
Причин для возникновения трудностей с рецептивным языком может быть много, включая травмы, болезни, расстройства и проблемы развития. Плохое питание и проблемы при родах также могут повлиять на развитие ребенка и вызвать у него трудности с восприятием языка. Важно понять причину языковых трудностей ребенка при подготовке методов, помогающих им улучшить язык.
Советы по улучшению рецептивного и экспрессивного языка
Узнав больше о том, как улучшить восприимчивость и выразительность речи у детей, вы сможете помочь себе в работе с ними в профессиональной среде. Если вы хотите больше узнать о совершенствовании языка, подумайте о поступлении на программу формального образования по языку или развитию детей. Вот несколько советов по улучшению как рецептивного, так и экспрессивного языка у детей:
Используйте техники совместного внимания. Совместное внимание — это то, что происходит, когда несколько человек одновременно обращают на что-то внимание. Вы можете практиковать использование совместного внимания с группами детей, чтобы сосредоточиться на деятельности, разговорах и предметах.
Превратить обучение в игру. Дети играют, чтобы узнать больше об окружающем мире, и включение изучения речи и языка в игру может помочь им более полно участвовать в деятельности. Подумайте о том, чтобы помочь детям участвовать в играх, которые улучшают их рецептивные и экспрессивные навыки.
Интеграция социальных взаимодействий. Социальные взаимодействия — это моменты, когда ребенок общается или играет с другими детьми, и они важны для развития языковых навыков. Разработка командных мероприятий и игр может помочь детям в более активном социальном взаимодействии.
Создание регулярного распорядка. Для детей с языковыми нарушениями или другими трудностями включение регулярного расписания может облегчить им понимание того, когда и как выражать свои мысли. Например, если включить ежедневное пение в распорядок дня в школе или детском саду, дети смогут почувствовать себя в безопасности и комфорте, выражая себя через песню.
Что такое экспрессивная терапия?
Автор: Николь Холлимон.
Если вы живете при таком состоянии, как депрессия, беспокойство или восстановление после травмы, вам может быть трудно говорить о том, что вы чувствуете. Экспрессивная терапия с помощью письма, искусства, музыки, драмы или танца может стать исцеляющим выходом.
Эта форма лечения использует творческую деятельность, чтобы помочь вам поделиться и обработать чувства и воспоминания, которые может быть трудно выразить словами. Это также называется экспрессивной арт-терапией, арт-терапией, творческой арт-терапией или экспериментальной терапией.
Эта область зародилась в 1940-х годах, когда психологи начали обращать внимание на рисунки своих пациентов. Эскизы иногда говорили им больше о том, что человек думал или чувствовал, чем они узнали из разговора с этим пациентом.
На сеансе экспрессивной терапии обученный терапевт проведет вас через процесс самовыражения через искусство. Обычно это сочетание разных действий, но иногда терапевты сосредотачиваются только на одном. Например, ведение дневника может быть лучше для тех, кто плохо знаком с терапией. Если вы какое-то время проходили терапию, возможно, вас больше интересуют танцы или драма. Вы можете попробовать экспрессивную терапию отдельно или вместе с разговорной терапией.
Вам не обязательно быть «хорошим» в той форме искусства, которую вы используете во время сеансов. В центре внимания экспрессивной терапии находится сам процесс, а не результаты.
Экспрессивная терапия — это вариант для детей и взрослых с различными типами проблем психического здоровья, включая:
- СДВГ
- Тревога
- Депрессия
- Аутизм и другие нарушения развития
- Расстройства пищевого поведения
- Высокий уровень стресса
- Травматический черепно-мозговая травма
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Текущие заболевания
Типы экспрессивной терапии включают:
Музыкальная терапия . Это лечение включает в себя игру, пение, слушание или движение под музыку. Исследования показали, что это может уменьшить тревогу. Это также может поднять их настроение.
Арт-терапия. Вы рисуете, рисуете, ваяете или иной вид искусства, чтобы обрабатывать или выражать тяжелые мысли и эмоции. Одно исследование женщин, больных раком, показало, что арт-терапия помогает им сосредоточиться на более позитивных аспектах своей жизни. Это также повысило их уверенность.
Танцевальная терапия. Различные виды танцев и движений могут помочь снять стресс и тревогу. Это также может улучшить ваше физическое здоровье. Одно исследование показало, что это помогает выжившим после рака груди лучше двигаться.
Драматерапия. Театральные методы, такие как ролевые игры, работа с голосом, рассказывание историй и движение, могут способствовать психическому здоровью и личностному росту. Несколько исследований показали, что он может помочь людям с общим стрессом и депрессией, а также людям с серьезными проблемами психического здоровья, такими как шизофрения, большое депрессивное расстройство или биполярное расстройство.
Поговорите со своим врачом или терапевтом, если вы хотите попробовать терапию выразительными искусствами. Они могут помочь вам решить, что может сработать для вас. Нарушение экспрессивной речи: симптомы, причины , и Лечение
Расстройство экспрессивной речи мешает человеку выражать мысли, идеи или информацию. Это влияет на речь, письмо и невербальное общение.
Выразительный язык — это результат общения человека. Если у человека есть неврологическое отличие, из-за которого ему трудно полностью выразить то, что он думает, у него может быть расстройство экспрессивной речи.
Выразительный язык — это не только речь. Он также включает письменные слова или невербальные средства общения, такие как жесты.
Люди с расстройством экспрессивной речи могут понимать больше, чем могут передать. Они могут испытывать разочарование, когда пытаются общаться с другими, но не могут адекватно выразить себя.
Коммуникация — это мост, соединяющий людей и общество. Выявление и лечение расстройств экспрессивной речи может способствовать развитию и поддержанию важных связей при одновременном улучшении качества жизни.
Расстройство экспрессивной речи мешает человеку выражать мысли, идеи или информацию. Расстройство влияет на речь, письмо и невербальное общение, такое как жесты.
У детей дошкольного возраста признаки расстройства экспрессивной речи могут проявляться в виде пропущенных вех раннего развития речи. Некоторые дети, которые пропускают эти вехи, поздно начинают говорить и догоняют своих сверстников, в то время как другим ставится диагноз языкового расстройства.
Расстройство экспрессивной речи — это не то же самое, что задержка экспрессивной речи. В случае задержки дети могут со временем догнать своих сверстников. Однако у некоторых детей с языковым расстройством определенные навыки могут отсутствовать.
Людям с расстройством экспрессивной речи, которые также с трудом понимают то, что они слышат, может быть поставлен комбинированный диагноз нарушения рецептивно-экспрессивной речи (RELI).
Признаки расстройства экспрессивной речи включают:
- ограниченный словарный запас
- нечеткие слова
- короткие предложения (письменные или устные)
- использование неправильных слов в предложениях
- пропуск слов
- неуверенное звучание при попытке разговора
- грамматические ошибки, такие как «я иду» скорее чем «Я иду»
- трудности с описанием, перефразированием или объяснением чего-либо
- общение в кругу
- плохие навыки конспектирования в школе
- повторение вопросов, которые им задавали люди
- поведенческие проблемы (из-за смущения)
Люди с расстройством экспрессивной речи могут говорить или вести себя так, что это не отражает их чувств. Иногда это делается для того, чтобы скрыть смущение или скрыть свое состояние.
Например, ребенок может сказать своему учителю, что книга скучная, потому что он не может описать свою любимую главу.
Различия в развитии речи могут варьироваться в зависимости от возраста. Дошкольник с расстройством экспрессивной речи может сказать «мамочкины туфельки» вместо «это мамины туфельки».
Ребенок старшего возраста может использовать более простой язык, чем другие дети. Они могут сказать: «Я убрал свои игрушки. Я заправил свою постель. Для сравнения, ровесник без языкового расстройства может использовать более сложные предложения, например: «Я убрал свои игрушки, а потом заправил постель».
Существуют две категории причин расстройства экспрессивной речи: приобретенные и связанные с развитием.
Приобретенное
Приобретенное расстройство речи возникает у людей, которые изначально развиваются типично, но затем переносят заболевание или травму головного мозга, затрагивающую речевые области в их мозгу. Этот тип приобретенного расстройства речи называется афазией.
Афазия чаще является причиной расстройства экспрессивной речи у взрослых, хотя может встречаться и у детей.
Актер-ветеран Брюс Уиллис живет с афазией, согласно заявлению его семьи от 30 марта 2022 года.
Из-за влияния афазии на его когнитивные способности Уиллис отказывается от знаменитой карьеры, начавшейся в 1980-х годах и продолжавшейся 4 десятилетия и включавшей около 100 фильмов.
Семья Уиллиса сообщила, что он испытывает некоторые проблемы со здоровьем, хотя они не раскрыли точную причину его диагноза афазии.
«В результате этого и с большим вниманием Брюс отходит от карьеры, которая так много для него значила», — поделилась семья Уиллиса.
Существуют четыре основные области, на которые может повлиять афазия, как экспрессивная, так и рецептивная речь:
- устное выражение речи (выразительная речь)
- письменный вывод/выражение (выразительная речь)
- понимание устной речи (восприимчивая речь)
- чтение понимание (рецептивный язык)
Люди с афазией довольно часто имеют типичные когнитивные навыки, такие как память. Однако они также могут меняться в зависимости от масштабов травмы или заболевания.
Одной из областей мозга, на которую может повлиять афазия, является зона Брока, названная в честь французского врача Пьера Поля Брока.
Зона Брока отвечает за такие аспекты языкового производства, как грамматика и значение слов. Однако обработка речи сложна и использует несколько областей мозга. Исследования показали, что у некоторых людей речевое выражение не нарушено даже при афазии Брока.
Вторая жизненно важная коммуникационная область мозга называется зоной Вернике, названной в честь немецкого невролога Карла Вернике. Эта область связана с пониманием языка и связана с зоной Брока.
Афазия Вернике также может повлиять на то, как человек говорит. В отличие от афазии Брока, при которой предложения короче и в них отсутствуют слова, при афазии Вернике могут быть длинные и сложные предложения, но со словами, которые не подходят или выдуманы.
Примеры заболеваний или травм, вызывающих афазию, включают:
- черепно-мозговая травма (ЧМТ)
- судорожный синдром
- опухоль головного мозга
- инфекция
- воспаление
- инсульт
например, радиация при раке.
Афазия может влиять не только на общение и познание. Это также связано с психическими расстройствами, такими как депрессия и тревога.
Исследование 2019 года по изучению афазии после инсульта показало, что большинство участников соответствовали диагностическим критериям депрессии через 1 год. Выявленные темы включали:
- травма от инсульта вызывает проблемы с настроением и депрессией
- реабилитация после инсульта имеет лишь ограниченную психологическую поддержку, чтобы помочь с общением и проблемами с настроением
Исследование определило индивидуально подобранную терапию и поддерживающее общение как два полезных вмешательства для людей, живущих с афазией .
Нарушение развития
Нарушение экспрессивной речи в связи с развитием (DELD) может не иметь идентифицируемой причины. Обычно это не связано с интеллектуальными способностями. В некоторых случаях он может быть генетическим.
Иногда DELD сочетается с другими неврологическими отклонениями, такими как аутизм, нарушение обучаемости или нарушение слуха. Это может сделать симптомы DELD более выраженными. Однако языковые трудности часто существуют в этих условиях без диагноза DELD.
Первым шагом в лечении расстройства экспрессивной речи является постановка правильного диагноза. Иногда симптомы языкового расстройства имеют другие причины, которые может исключить тестирование.
Полезные тесты включают:
- проверка слуха: , чтобы убедиться, что нарушение слуха не является причиной языковых различий
- проверка слуховой обработки: , чтобы оценить, как мозг обрабатывает звуки языка неврологические факторы могут вызывать различия в использовании языка
- оценка когнитивных функций : для определения наличия умственной отсталости
Лекарств для лечения языковых расстройств не существует. Вместо этого лечение включает в себя терапию и поддержку.
В зависимости от тяжести расстройства лечение может состоять из:
- индивидуальных или групповых занятий логопедом с логопедом (SLP)
- языковых вмешательств в школе, таких как еженедельные занятия с окружным SLP
- поддержка со стороны специализированного школьного персонала, например помощников по обучению, которые работают один на один с учащимися, чтобы помочь им выразить свое понимание изученного материала
- частное репетиторство
- вспомогательные технологии, такие как речевые приложения для iPad
- домашние программы под руководством логопеда
- консультирование по вопросам эмоциональной регуляции, которые могут возникнуть в результате различий в общении
Обычно SLP лечат экспрессивную речь расстройства у детей встречаются со своими маленькими клиентами лично, хотя некоторые предлагают дистанционные сеансы с использованием телефона или видеоконференцсвязи.
Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что телепрактика может быть приемлемой альтернативой личным встречам и не ухудшает взаимопонимание между SLP и детьми. Однако необходимы дополнительные исследования.
Стратегии родителей
Полезно помнить, что поведение — это тип общения. Ребенок с расстройством экспрессивной речи может действовать, потому что он не может использовать язык достаточно хорошо, чтобы выразить то, что он думает или чувствует.
Вы можете помочь своему ребенку справиться с разочарованием, облегчив общение.
Например, они могут быть угрюмыми после школы, если провалят контрольную по математике, потеряют свой любимый ластик и уронят обед на пол. Если вы спросите: «Что не так», количество языковых выражений, необходимых для объяснения, может еще больше расстроить их.
Вместо этого задайте ряд вопросов, на которые легче ответить:
- Вас что-то расстроило в школе?
- Вас расстроило что-то одно или несколько?
- Это было на перемене или в классе?
- Это было из-за школьных занятий или чего-то еще?
Продолжайте, пока не сузите круг вопросов настолько, чтобы ваш ребенок мог рассказать о своем дне, не чувствуя себя перегруженным.