Что такое форма общения: Формы и организация общения

Формы общения взрослого с ребенком

 

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Формой общения называется деятельность общения на определённом этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

 Форма общения характеризуется следующими параметрами:

1) время ее возникновения в онтогенезе;

2) ее место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

 Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым.

Конечно, «взрослый» — это понятие не абстрактное. Взрослый — это всегда конкретный человек — мама, папа, воспитатель, медсестра. Некоторые думают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества — задача родителей; только мать или отец могут по-настоящему понять своего малыша, дать ему тепло и ласку. Но это не так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение воспитателя и характер общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не должен ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.

Первая форма общения ребенка со взрослым была названа ситуативно-личностной

.

Это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом в три-четыре месяца уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него внимания или уходит по своим делам — громко и обиженно плачет. Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, — когда взрослые не обращают на него внимания, просто не замечают. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают радостно, потому что в этом — внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь. Но позднее к ней присоединяются другие потребности. Здесь же, в младенческом возрасте, она является единственной, и удовлетворить ее не так трудно. Нужно просто чаще улыбаться младенцу, разговаривать с ним, ласкать его.

Не баловать малыша, не приучать его к излишнему вниманию, не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое, формальное воспитание в младенческом возрасте очень вредно. В положительных эмоциональных контактах со взрослым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития его личности, его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т.д.

Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном, на первый взгляд, общении матери с младенцем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых бывает очень трудно. Поэтому воспитателю необходимо показывать и объяснять родителям маленьких детей, как важны для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых.

Младенец еще не выделяет отдельных качеств взрослого. Ему совершенно безразличны уровень знаний и умений старшего, его социальное или имущественное положение, даже все равно, как тот выглядит и во что одет. Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Поэтому, несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а как целостная и самоценная личность.  средства общения,  на данном этапе носят исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, — внимание и доброжелательность.

Первой в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая остается главной и единственной от одного до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения.

Вторая ситуативно-деловая форма общения

Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребенка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. Если взять на руки ребенка десяти-одиннадцати месяцев и попытаться наладить с ним эмоциональное общение, которое он с восторгом принимал несколько месяцев назад (улыбаться, гладить, говорить ласковые слова), ничего из этого не получится; малыш начнет сопротивляться, хватать и рассматривать все, что попадется под руки, -воротник взрослого, его волосы, очки, часы, а вовсе не отвечать на его улыбки. Это происходит потому, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребенка со взрослым —

ситуативно-деловая — и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве.

Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать.

«Деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать с предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения — дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала ребенок тянется только к тем предметам и игрушкам, которые показывают ему взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но ребенок не будет обращать на них внимания и будет скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из игрушек и покажет, как можно с ней играть — как можно двигать машину, как может прыгать собачка, как можно причесывать куклу, все дети потянутся именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтений, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается.

Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они — в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка со взрослым.
Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.

Ситуативно-деловая форма остается главной в общении ребенка со взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет). Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.

Значение этой формы общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем.

Первое, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами — ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т.д.

Второе, здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.

Третье, в ситуативно-деловом общении со взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово.

Причем эту задачу — сказать то или иное слово — опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, т.е. произнести вслед за ним новое слово. Так, во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции речь.

Вне ситуативное общение дошкольника со взрослым

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение), и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение), находились рядом с ребенком, перед его глазами. Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, ребенок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошел, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, об устройстве машины и т.д. Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Все это также нельзя увидеть глазами и потрогать руками, однако через общение со взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Очевидно, что появление вне ситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Вне ситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь — это единственное и универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется вне ситуативным.

Вне ситуативное общение может проходить только в речевой форме, как разговор ребенка и взрослого. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.

Существуют две формы вне ситуативного общения -познавательная и личностная.

третья Вне ситуативно-познавательная  общения

При нормальном ходе развития вне ситуативно-познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей этого возраста интересует все почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т.д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное — чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались не замеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность — потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества со взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. В поведении детей это выражается в, том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки воспитателя. Им важно, чтобы воспитатель не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если взрослый слишком часто делает замечания, постоянно подчеркивает неумение или неспособность ребенка к какому-нибудь занятию, у последнего пропадает всякий интерес к этому делу. Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрение его успехов, похвала.. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать? Конечно, можно объективно оценивать его возможности, постоянно делать ему замечания, сравнивая его плохие рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадет всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные нарекания со стороны воспитателя. И, конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия. А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже несуществующие) достоинства, чем давать отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями и сознание своей неспособности.

 Для познавательного общения ребенка со взрослым характерны:

1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

2) познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;

3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки.

четвертая Вне ситуативно-личностная форма общения

Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо — эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше воспитатель постоянно говорил детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – вне ситуативно-личностная форма общения.

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.

Это стремление, конечно же, должен поддерживать воспитатель. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними, давать оценки их действиям. Старших дошкольников уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.

Потребность во взаимопонимании — отличительная особенность личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления «быть хорошим» значительно, более полезным окажется поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.

В старшем дошкольном возрасте вне ситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Таким образом, эта форма общения сближается с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого выступает для дошкольника совсем по-другому, чем для младенца. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него — это компетентный судья, знающий «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Таким образом, для вне ситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:

1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;

2) личностные мотивы;

3) речевые средства общения..

Вне ситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых — воспитателя, врача, учителя — и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.


 

План:

1. Ситуативно личностная форма общения

2.Ситуативно деловая форма общения

3. Вне ситуативно познавательная общения

4. Вне ситуативно личностная общения

Список литературы:

Смирнова И. О Общение дошкольников со взрослыми и сверсниками.

Три формы общения со сверстниками. — Энциклопедия современных знаний

У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от новых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение общим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. В 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус — берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой.

1. К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками — эмоционально-практическая.

Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми — жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

2. В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками.Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

3. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников, в основном четко намечается тенденция к ее развитию.

Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения — речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров.

Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.

Существует несколько стилей общения педагога с детьми: авторитарный, демократический, попустительский, гипер-опека, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.

Авторитарный стиль воспитания — это стиль, при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гипер-опека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает

его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль — взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль — этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько детей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» — реальное и «Я» — потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас сказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.

Технология педагогического общения.

Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов.

1. Формирование у ребенка потребности в общении, побуждение его к деловым, личностным, познавательным ви дам общения.

М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благо приятный или неблагоприятный варианты развития личности ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрессивный и т.п.).

2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие механизмов саморегуляции, самопроектирования деятельности.

3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера.

Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей уважение и терпение к сверстникам и взрослым независимо от социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.

4. Планирование содержания своего общения.

Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную деятельность. В практике зачастую педагогическое взаимодействие построено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обучать приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на достижение ребенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрослый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функции общения.

5. Корректирование направления, стиля, метода общения.

Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.

Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.

Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.

Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

О ФОРМАХ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ.

  • «Ничто не приносит столько вреда при воспитании детей, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

Семья — это первый устойчивый коллективв жизни маленького человека.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль.Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок — благополучным или нет — зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами.

Я уважаю и принимаю желания других людей независимо от того, согласен я с ними или нет, понимаю я их причину или нет.

В результате я излучаю и получаю все больше внимания и любви.

О формах общения взрослых с детьми. Особенно, когда речь идет о формировании правильного отношения, например, к своему здоровью у ребенка, необходимо рассказать более подробно, т.к. способы « прямого» воздействия не дают эффекта.

Одним из способов непосредственного воздействия – является использование ребенком любимых игрушек. У детей часто формируется неадекватная связь между образом, словом и состоянием.

Поэтому воздействие взрослого должно препятствовать таким связям. Однако, взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять просьбу взрослых, их указания. Когда же во взаимодействии ребенка с взрослым – участвует его любимая игрушка (кукла, животные, и т. д.), то последняя чаще всего и становится главным действующим лицом.

Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке (кукле) осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу. Одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать, убирать со стола и др. Это должно найти свое отражение в дидактических играх.

ТЕМА: Я И МОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Настроение- это общее эмоциональное состояние. Окрашивающее в течении значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное.

Настроение всегда зависит от каких-либо причин. Следует уметь в них разбираться. Установлено, что настроение самым тесным образом связано с общим физическим или психологическим самочувствием человека в данный период времени.

Ребенок, настроенный оптимистически, с удовольствием играет, с большим желанием вступает в общение с другими людьми. Человек, находящийся в приподнятом настроении, более привлекателен для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимися людьми любой человек общается с большим удовольствием, чем с людьми, у которых недоброе лицо.

Настроение детей можно исследовать по их рисункам. Даем ребенку лист бумаги и коробку цветных карандашей. Просим нарисовать то, что им больше всего хочется нарисовать в данное время.

КАК УЛУЧШИТЬ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ?

  1. Игра « Я – хороший»
  2. Игра « Мой любимый герой»
  3. Игра « Приятное воспоминание»
  4. Подвижные игры на улице
  5. Игра « Угадай настроение»

Общение детей со сверстниками: возрастные и индивидуальные особенности


Похожие статьи.
  • Формы общения ребенка со взрослым по м. и. лисиной

  • Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

  • Особенности общения дошкольников со сверстниками

  • Развитие общения дошкольников со сверстниками. / под ред. а.г. рузской. – м., 1989.

Различные формы общения в бизнесе

Деловое общение очень важно для управления и функционирования любой организации. Сотрудники, менеджеры, а также владельцы должны иметь возможность эффективно доносить свои идеи и мысли до тех, кто работает в компании, со своими заинтересованными сторонами, а также со своими клиентами. Чтобы помочь людям поделиться своими взглядами, мыслями и другими важными вопросами в деловом мире, можно использовать различные формы общения, о которых мы узнаем прямо сейчас.

Бесплатно до 100 участниковFluent Group Video/Audio/IM ChatОбмен экранами и аннотацииБелая доска и совместная работаЗапись и воспроизведениеБЕСПЛАТНО НАЧАТЬ СЕЙЧАССуществует две основных формы общения – внутреннее и внешнее.

Внутренняя коммуникация

Коммуникация, касающаяся внутренних дел и взаимодействия между сотрудниками и персоналом в различных формах, известна как внутренняя коммуникация. Это помогает решить любые проблемы, которые могут возникнуть у сотрудников, а также помогает увеличить прибыль и обороты бизнеса.

Различные типы внутренней связи –

1. Восходящая коммуникация

В этом методе информация передается от нижних должностей и перемещается к тем, кто занимает более высокие должности. Поскольку информация передается таким образом, это помогает в обмене идеями, повышает энтузиазм среди сотрудников, а также повышает удовлетворенность работой.

2. Нисходящая коммуникация

Информация, которая течет сверху вниз, разделяя политику и задачи, известна как нисходящая коммуникация. Это могут быть любые инструкции или рекомендации, данные для завершения проектов. Этот поток информации можно использовать для передачи инструкций, поощрения взаимных обсуждений, объявления решения и получения обратной связи.

3. Боковая/горизонтальная коммуникация

Когда люди одного ранга в бизнесе сотрудничают и общаются друг с другом, это называется горизонтальной коммуникацией. После того, как работа назначена, сотрудники используют это средство связи, чтобы сотрудничать и продвигаться дальше.

Внешняя коммуникация

Внешняя коммуникация — это когда руководители компании связываются с агентствами за пределами компании, такими как поставщики и клиенты. Эта форма общения приводит к увеличению продаж, повышению производительности и увеличению прибыли.

Другими важными формами общения в бизнесе являются следующие:

Личная коммуникация

Одной из старейших, но основных форм коммуникации является очная коммуникация. Это требует физического присутствия обеих сторон, и в этом методе вопросы полностью ясны и понятны. После этого любые дальнейшие обсуждения могут быть переданы с использованием любой другой формы связи.

Устная

Устная деловая коммуникация включает в себя видеоконференции, личные встречи, телефонные переговоры и является довольно популярным способом общения. Этот метод помогает получателю сообщения задавать вопросы отправителю и получать мгновенную обратную связь, тем самым помогая всем быстро принимать решения.

Телефон

Телефон является более личным средством общения и придает индивидуальность даже тем сообщениям, которые в остальном сложны по своей природе. Это средство общения хорошо использовать, когда вы хотите объяснить вопросы, которые не могут быть оформлены в формате сообщения.

Электронная коммуникация

С непрерывным развитием технологий способ общения в бизнесе сильно изменился. Социальные сети, чаты, обмен текстовыми сообщениями, электронная почта и веб-конференции с использованием популярных инструментов, таких как ezTalks, очень распространены в наши дни. Электронный обмен сообщениями помогает общаться со многими людьми одновременно, и именно поэтому он так полезен и популярен.

Письменное общение

Письменная форма общения включает письма, доски объявлений, деловые заметки, плакаты и многое другое. Это чаще используется теми, кто хочет передать одно и то же сообщение более чем одному человеку, находящемуся в разных местах. Технические сообщения, включая диаграммы, также отправляются, чтобы помочь получателю лучше понять ситуацию.

Веб-конференции

Веб-конференции используются почти каждой компанией, и большинство таких компаний используют ezTalks Meetings, чтобы упростить общение. Этот тип связи помогает отправлять информацию многим людям одновременно, а общение также может осуществляться в режиме реального времени.

Электронная почта

Электронная почта — это дешевый, простой и быстрый способ общения, поэтому многие ее используют. Хотя он не такой личный, как многие другие способы общения, упомянутые выше, тем не менее он довольно хорошо справляется со своей задачей общения. Тем не менее, электронные письма должны быть написаны очень тщательно, чтобы избежать недопонимания между несколькими получателями и отправителем. Источник изображения из pnglot, netclipart, clipartwiki.

Итак, вот некоторые из известных форм общения в бизнесе. Вы можете использовать любой из них или столько, сколько захотите, но перед этим разберитесь с каждым из них и решите, какой из них поможет передать ваше сообщение наилучшим образом.

Форма связи Определение | Law Insider

  • Все сообщения от вас должны быть адресованы нам по адресу One Commerce Square, 0000 Xxxxxx Xxxxxxx, Xxxxxxxxxxxxx, XX 00000. Любое уведомление от нас, направленное вам, считается должным образом направленным, если оно отправлено вам по почте или телеграфом по адресу: адрес, указанный ниже. Каждый из нас может изменить адрес, на который должны отправляться уведомления, путем уведомления другого в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

  • ‘означает устное или письменное сообщение, не являющееся общедоступным, в отношении которого не было направлено разумное предварительное уведомление всем сторонам, но оно не должно включать запросы на отчеты о статусе по любому вопросу или процессуальному действию, охватываемому настоящим подпунктом. — глава.

  • означает любую звуковую передачу, осуществляемую полностью или частично с использованием средств передачи сообщений с помощью проводов, кабелей или других подобных соединений между пунктом происхождения и пунктом приема (включая использование такого соединения в коммутационной станции), предоставленной или эксплуатируемой любым лицом, занимающимся предоставлением или эксплуатацией таких средств для передачи межгосударственных или иностранных сообщений или сообщений, затрагивающих межгосударственную или иностранную торговлю;

  • означает излучение или прием по путям, которые не обеспечены какой-либо материальной субстанцией, сконструированной или предназначенной для этой цели, электромагнитной энергии с частотой, не превышающей три миллиона мегагерц, являющейся энергией, которая либо —

  • означает заявление, будь то устное или записанное, устное или невербальное, которое происходит во время посредничества или делается в целях рассмотрения, проведения, участия, инициирования, продолжения или повторного созыва посредничества или найма посредника.

  • означает сеть электронной связи, используемую полностью или в основном для предоставления общедоступных услуг электронной связи, которые поддерживают передачу информации между точками завершения сети;

  • означает любой способ связи, кроме письменного электронного письма контактному лицу, указанному для данного RFP.

  • означает «письменное или устное сообщение, относящееся к кампании по выдвижению или избранию на государственную должность или должность политической партии или кампании по какому-либо меру».

  • относится к любым средствам, которые без одновременного физического присутствия поставщика платежных услуг и пользователя платежных услуг могут быть использованы для заключения договора платежных услуг;

  • означает любое устное сообщение, произнесенное лицом, выказывающим ожидание того, что такое сообщение не подлежит перехвату при обстоятельствах, оправдывающих такое ожидание, но этот термин не включает какое-либо электронное сообщение;

  • означает общение посредством электронной связи, конференц-телефона, видеоконференции, Интернета или других средств, с помощью которых лица, физически не находящиеся в одном и том же месте, могут общаться друг с другом практически одновременно.

  • означает систему передачи данных, которая позволяет нескольким независимым устройствам обмениваться данными друг с другом, включая ее внутренние мосты и физически подключенные к ней рабочие станции.

  • означает сообщение, не предназначенное для раскрытия третьим лицам, за исключением тех, кому раскрытие информации необходимо для оказания профессиональных юридических услуг клиенту или тех, кто разумно необходим для передачи сообщения.

  • означает сообщение, которое:

  • означает передачу по проводам или средствами беспроводной связи произведения, исполнения, фонограммы или передачи в эфир таким образом, что они могут быть восприняты лицами, не входящими в обычный круг семья и ее самые близкие социальные знакомые в месте или местах, настолько удаленных от места, где происходит передача, что без передачи произведение, исполнение, фонограмма или передача в эфир не были бы доступны для восприятия, включая предоставление произведения или другого охраняемого предмет таким образом, чтобы представители публики могли получить к нему доступ из любого места и в любое время по своему выбору;

  • означает Сеть электронных коммуникаций, предоставленную полностью или главным образом для того, чтобы сделать Электронные коммуникационные услуги доступными для представителей общественности;

  • означает в отношении любого действия и любой Секьюритизации любое письменное сообщение, предназначенное для Рейтингового агентства, которое должно быть доставлено не менее чем за десять (10) Рабочих дней до завершения такого действия, в формате электронного документа, пригодном для размещения на веб-сайте. поставщику информации 17g-5 в соответствии с применимым Соглашением об обслуживании секьюритизации.

  • означает, только для целей настоящего Раздела 6(i), любое сообщение, устное или письменное, которое не обязательно должно быть в какой-либо конкретной форме.

  • определяется в Разделе 10.

  • означает любые проводные, радио, электромагнитные, фотооптические или фотоэлектронные средства для передачи проводных или электронных сообщений, а также любые компьютерные средства или соответствующее электронное оборудование для электронного хранения таких сообщений. ;

  • означает системы передачи и, где это применимо, коммутационное или маршрутизирующее оборудование и другие ресурсы, включая неактивные сетевые элементы, которые позволяют передавать сигналы по проводам, радио, оптическим или другим электромагнитным средствам, включая спутниковые сети, стационарные ( с коммутацией каналов и пакетов, включая Интернет) и мобильные наземные сети, электрические кабельные системы, в той мере, в какой они используются для целей передачи сигналов, сети, используемые для радио- и телевизионного вещания, и сети кабельного телевидения, независимо от типа передаваемая информация;

  • или «CP» означает лицо, которое подписывает настоящий Контракт с BT и является лицом, предоставляющим сеть электронных коммуникаций общего пользования;

  • означает телекоммуникационную услугу, которая дает покупателю право на исключительное или приоритетное использование канала связи или группы каналов между или между оконечными точками, независимо от способа, которым такой канал или каналы соединены, и включает коммутационную способность, расширение линии, станции и любые другие сопутствующие услуги, предоставляемые в связи с использованием такого канала или каналов.

  • означает любое сообщение «Проверка воды», которое является письменным сообщением по смыслу Правила 405 Закона о ценных бумагах.

  • означает Положения о связи в [Часть 10, Глава 4] Общего регламента.

  • означает уведомление от Расчетного агента Эмитенту (которое Расчетный агент имеет право, но не обязан доставить), в котором приводится Общедоступная информация, подтверждающая наступление Кредитного события или Потенциального отказа/Моратория, в зависимости от обстоятельств, описано в Уведомлении о кредитном событии или Уведомлении об отказе/продлении моратория. Предоставленное уведомление должно содержать копию или достаточно подробное описание соответствующей общедоступной информации. Если «Уведомление об общедоступной информации» указано как применимое в настоящих Условиях кредитной привязки, а Уведомление о кредитном событии или Уведомление об отказе/продлении моратория, в зависимости от обстоятельств, содержит общедоступную информацию, такое Уведомление о кредитном событии или Уведомление об отказе/продлении моратория также будет считается Уведомлением об общедоступной информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *