Что такое возраст в психологии: Ошибка выполнения

2.Понятие психологического возраста.

понятие возраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.  Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.  Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. — закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;  — детство — предмет возрастной психологии по Обуховой — период усиленного развития, изменений и обучения.

  В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. 

Билет № 11

1.Представление о зонах актуального и ближайшего развития.

Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно. Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

2.Понятие о филогенезе и онтогенезе и функциогенезе психики.

Онтогенез 

(от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства(различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации(детство, юность, зрелость, старость и др.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т.

 п.).

Филогенез – историческое развитие психики – трактуется в учебниках двояко. В первом случае он касается только человека, когда прослеживается эволюция психики только у человеческого рода – от австралопитека до Homo sapiens. Во втором случае он понимается чрезмерно широко и тогда в исторический очерк включают также предшествующие человеку формы психического – от растений, когда оно еще только зарождается, к животным, а от них к человеку. Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.

Функциогенез— готовность головного мозга (ЦНС) к решению задач, поставленных перед ребенком предметной окружающей средой. При нарушении морфогенеза страдают психические функции. Высшие психические функции (ВПФ) : ощущение, восприятие, представление — три составляющих чувственного познания окружающей действительности ; память, эмоционально-волевая сфера, сознание( чувственное внутреннее МОЁ, предметное – Я в окружающей действительности, самосознание).

Никто не рождается с готовыми функциями.

Билет № 12

Возраст — Основные категории психологии развития — База знаний

Возраст детей :

В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.

Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами, противоречиями. В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.).

С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического (физиологического), психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др. Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов.

Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В. Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.

В ряде концепций В. рассматривается как «суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях» (Б.Г. Ананьев). В современной психологии подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение.

Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития.

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения — границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы ХХ в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П. Блонский и др.). В 70-е годы Д.Б. Элькониным была предложена периодизация развития психики, основанная на смене фиксированных для каждого возраста ведущих видов деятельности: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши).

В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.

Является ли общественная психология «вечно молодой»? Отмечая и устраняя нехватку психологов сообщества в сообществах пожилых людей

представлено Элизабет Кирквуд

Основные моменты

Пожилые люди сталкиваются с уникальными проблемами в развитии и поддержании чувства общности в более поздние периоды своей жизни.

────

Существует несколько общественных психологов, занимающихся проблемами старения, пропорционально их населению.

────

Нам нужен призыв к действию в нашей сфере общественной работы с пожилыми людьми.

Ожидается, что в период с 2005 по 2050 год численность пожилых людей в мире (старше 65 лет) увеличится на 113%. Ожидается, что на таких континентах, как Азия и Африка, рост превысит 268% и 307% соответственно. Учитывая, что женщины составляют большинство стареющего населения, они могут оказаться в еще более невыгодном положении, чем мужчины.

Дискриминация и отсутствие социальной поддержки особенно распространены среди пожилых людей. По мере старения населения и выхода на пенсию с оплачиваемой работы многим странам, в том числе Соединенным Штатам, придется вносить изменения в политику для обеспечения экономической стабильности. Пожилым людям чаще требуется государственная помощь, например помощь в области здравоохранения, которой еще может не быть.

С возрастом потребности людей меняются, и системы поддержки, такие как долгосрочный уход, жилье и здравоохранение, часто не могут полностью удовлетворить их потребности.

«Общинная психология может сыграть роль в создании концептуальных сдвигов, необходимых для изменения отношения социума, в котором сейчас преобладают негативные возрастные стереотипы».

Пожилые люди сталкиваются с проблемой сохранения автономии в обществе, которое настаивает на том, чтобы они ушли на пенсию и отдыхали. Поощрение пожилых людей оставаться активными не только приносит пользу их благополучию, но и способствует обществу в целом.

Уделяя особое внимание развитию и поддержанию чувства общности, общественные психологи готовы помочь в создании продуктивных сообществ, включающих пожилых людей, а также противодействовать негативным стереотипам старения.

«Пожилые люди сталкиваются с проблемой сохранения автономии в обществе, которое настаивает на том, чтобы они уходили на пенсию и отдыхали».

Некоторые заслуживающие внимания общественные психологи занимаются проблемами пожилых людей. Некоторые в нашей области участвуют в построении сообщества и защите интересов, в то время как другие сосредоточены на укреплении общественных институтов, которые могут оказывать поддержку пожилым людям. Общественные психологи находят творческие способы использования пожилых людей в качестве общественных волонтеров и поставщиков услуг, а несколько общественных психологов работают с политиками над улучшением жизни пожилых людей, независимо от того, проживают ли они в обществе или в домах престарелых.

К сожалению, это очень маленькая группа, особенно по сравнению с растущим населением пожилых людей. Как мы можем привлечь больше общественных психологов к проблеме старения? Что мы можем сделать, чтобы стимулировать интерес к этой области? Поскольку наше глобальное население быстро стареет и будет продолжать стареть в геометрической прогрессии в ближайшем будущем, необходим призыв к действию, чтобы стимулировать социальные изменения, необходимые для поддержки стареющего населения.

Как перспектива общественной психологии повлияла на вашу работу?

Значительную часть пожилых людей составляют женщины, и те же самые патриархальные нормы, которые затрагивают молодых людей (например, разница в заработной плате), имеют долгосрочные последствия в пожилом возрасте (пенсии в зависимости от заработка).

Понимание того, как на человеческую психику влияет потеря гражданской активности и дискриминация, важно для понимания полного масштаба влияния общества на пожилое население.

Существуют различные культурные модели понимания старения и оценки пожилых людей. Они влияют на то, как обращаются с пожилыми людьми. В сообществах, где уважают пожилых людей, они могут иметь доступ к большему количеству ресурсов и помощи.

Методы

Авторы выполнили поиск по ключевым словам, используя такие термины, как «пожилые люди», «пожилые люди» и «старение» в нескольких основных журналах общественной психологии, таких как American Journal of Community Психология, Журнал общественной психологии, Журнал общественной и прикладной социальной психологии и Журнал профилактики и вмешательства в обществе.

Результаты                                                    

  • Большую часть стареющего населения составляют женщины, которые уже лишены гражданских прав. Без поддержки эта маргинализация, вероятно, продолжится.
  • Пожилые люди часто не поощряются к участию в общественной жизни из-за стереотипов и дискриминации.
  • Растет потребность в сообществах престарелых, не ограничивающихся домами престарелых и учреждениями.
  • Несмотря на то, что общественные психологи полностью оснащены для улучшения социального ландшафта, в котором живут пожилые люди, очень немногие вкладывают средства, потому что новые политики должны быть интегрированы и совместимы с существующими политиками. Изменение отношения к обращению вспять дискриминации в отношении старения требует времени.    
  • Цели и стратегии Программы ООН по проблемам старения согласуются с принципами общественной психологии и могут использоваться для поощрения новых общественных психологов в этой области, а также для определения приоритетов старения.    

Что это значит?

Исследования и оценка —Поскольку стареющее население быстро растет, необходимо проводить дополнительные исследования по улучшению жизни пожилых людей. Одной из наиболее серьезных проблем является долгосрочный уход и перестройка систем поддержки. Одной из наиболее распространенных форм долгосрочного ухода в развитых странах являются дома престарелых, но это может быть не лучший вариант для всех пожилых людей; исследования могут быть использованы для поиска лучших альтернатив. Кроме того, пожилые люди в развивающихся странах могут не иметь никакого медицинского обслуживания, жилья или поддержки, особенно если их семьи не участвуют в их жизни. Следует провести исследование о том, как повысить доступность этих жизненно важных систем поддержки для пожилых людей в развивающихся сообществах.

Social Action — Для общественных психологов выводы должны стимулировать действия по улучшению жизни пожилых людей. Эти улучшения могут быть достигнуты за счет расширения прав и возможностей, просвещения населения и внесения изменений в политику или законодательство. Для населения в целом выводы должны открыть глаза на то, как население мира будет меняться в ближайшем будущем.

Резюме и обсуждение Элизабет Кирквуд на основе Ченг, С.-Т., и Хеллер, К. (2009). Глобальное старение: вызовы общественной психологии. Американский журнал общественной психологии, 44 (1–2), 161–173.

Заинтересованы в старении? Присоединяйтесь к нашей группе интересов старения SCRA.

Загрузите PDF-файл этой страницы здесь.

Что такое взросление | Psychological & Counseling Services

«Ранняя взрослость» — это термин, используемый для описания периода развития, охватывающего возраст от 18 до 29 лет и переживаемого большинством людей в возрасте от 20 до 20 лет в западных культурах и, возможно, в других частях мира. Первоначально он был определен Джеффри Дженсеном Арнеттом, доктором философии из Университета Кларка, в 2000 году.0005

С тех пор Арнетт тщательно изучал эту возрастную группу двадцатилетних (также известных как «миллениалы»), сосредоточившись на понимании времени и последствий переходных событий, таких как:

  • Покидая дом
  • Завершение образования
  • Поиск работы
  • Выйти замуж
  • Создание семьи
  • Переосмысление отношений с родителями
  • В погоне за любовью живет
  • Формирование карьеры
  • Развитие религиозных убеждений
  • С надеждой на будущее

Арнетт осознал, что традиционные, типичные маркеры вступления в настоящую взрослую жизнь (например, уход из дома, вступление в брак, рождение детей и т. д.) меняются. В своем исследовании Арнетт отмечает, что респонденты из разных регионов США, принадлежащие к разным этническим группам и социальным классам, выделяют следующие критерии «большой тройки» взрослой жизни:

  1. Принять ответственность за себя
  2. Принимать самостоятельные решения
  3. Стать финансово независимым

Истоки и исторические влияния ранней взрослости

Согласно Арнетту, представление о ранней взрослости как совершенно новой стадии развития (между подростковым и взрослым возрастом) является результатом четырех социальных изменений, произошедших в 1960-х и 1970-х годах:

  1. Технологическая революция
  2. Сексуальная революция
  3. Женское движение
  4. Молодежное движение

В результате этих радикальных изменений наступление полноценной взрослой жизни задерживается. Появляющиеся взрослые в настоящее время получают более продолжительное и широко распространенное образование, позже вступают в брак и становятся родителями и переживают более длительный переход к стабильной работе. Благодаря достижениям в области технологий людям студенческого возраста легче контактировать со своими родителями; из-за этого родители все чаще могут заниматься родительской практикой задолго до того, как их отпрыски уже покинули дом. После колледжа и во взрослом возрасте люди чаще, чем в прошлом, возвращаются домой и живут со своими родителями. С расширением родительских практик люди в этом возрасте не индивидуализируются (т. е. берут на себя ответственность за себя, принимают самостоятельные решения, становятся финансово независимыми) таким образом, который определял бы их как полноценных взрослых.

Опыт, которым делятся развивающиеся взрослые

По словам Арнетта, «быть молодым американцем сегодня означает одновременно испытывать волнение и тревогу, широко открытые возможности и замешательство, новые свободы и новые страхи».

Арнетт обнаружил пять характеристик, общих для людей в возрасте от 18 до 29 лет:

  1. Исследование личности : ответ на вопрос «кто я?» и пробуя разные варианты, особенно в любви и работе
  2. Нестабильность , в любви, работе и месте жительства
  3. Самофокусировка , поскольку обязательства перед другими достигают минимума продолжительности жизни
  4. Чувство «между» , в переходном состоянии, ни подростка, ни взрослого
  5. Возможности/Оптимизм , когда расцветают надежды и у людей есть беспрецедентная возможность изменить свою жизнь

Взято из:

Arnett, J.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *